Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальные способы учебных действий / регулятивные учебные действия / обусловленный выбор

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцев С. В.

Изучается система отношений младших школьников к условиям выполнения отдельных учебных действий и учебной деятельности в целом как фактора развития у них индивидуальных способов учебных действий (ИСД). В исследовании участвовало 175 младших школьников из вторых, третьих и четвертых классов, которые в серии экспериментальных уроков продемонстрировали устойчивые ИСД. Выявлены основные типы отношений, обуславливающие внутреннее психологическое содержание ИСД младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ»

Педагогическая деятельность осуществляется через демонстрацию эталонных упражнений педагогом «делай как я» ученику, передачу образца посредством организации ее повторения учеником. На основе наблюдения за эталонными действиями учителя ученик уподобляется учителю, ошибается, определяет ошибку, корректирует свои действия, осваивает требуемый эталон. Педагог должен иметь абсолютное понимание содержания и предназначения каждого упражнения и видение его роли для программы в целом.

Литература

1. Методологический словарь [Текст: электронный ресурс]. Режим доступа: http://metodologika.ru/dict

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ

Зайцев С. В., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, loo-site@rambler.ru

DOI:

Изучается система отношений младших школьников к условиям выполнения отдельных учебных действий и учебной деятельности в целом как фактора развития у них индивидуальных способов учебных действий (ИСД). В исследовании участвовало 175 младших школьников из вторых, третьих и четвертых классов, которые в серии экспериментальных уроков продемонстрировали устойчивые ИСД. Выявлены основные типы отношений, обуславливающие внутреннее психологическое содержание ИСД младших школьников.

Ключевые слова: индивидуальные способы учебных действий, регулятивные учебные действия, обусловленный выбор

INDIVIDUAL LEARNING STRATEGIES OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN

DIFFERENT AGES

Zaitsev S. V., Moscow (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor, Moscow State University of Psychology and Education, loo-site@rambler.ru

The system of primary school children's attitudes to the conditions of individual learning actions and learning activity as the whole being a factor in development of individual learning action strategies (ILAS) is studied. The study involved 175 children from the second, third and fourth grades who have demonstrated lasting ILAS in a series of experimental lessons. The main types of attitudes determining the internal psychological content of ILAS are identified.

Keywords: individual learning action strategies, self-regulated actions in learning, conditional choice

Изучение индивидуальных различий учащихся неизбежно связано с выделением того или иного индивидуально психологического свойства, которое берется за основу и выступает критерием для их различения. Будь то, например, обучаемость как умственная способность [5] или когнитивный стиль [8] или нечто иное. При этом выделяемое свойство зачастую рассматривается отвлеченно от тех конкретных условий реальной деятельности, в которой оно

359

было изначально выявлено и изучено, так сказать, «в чистом виде» - как сложившееся индивидуально-психологическое личностное образование.

Если же рассматривать индивидуальные особенности учащихся с позиций деятельностного подхода, последовательным сторонником которого выступал Б.М. Теплов, то следует брать их в связи с условиями характеризующей их деятельности, той деятельности, в которой они проявляются и формируются [6, 4]. Вне этой связи эти особенности теряют свое конкретное психологическое содержание, свою соотнесенность с самим существом человека как деятеля. Многочисленные попытки истолковывать индивидуально психологические свойства личности, производить их типологизацию в отрыве от деятельности неизбежно наталкивались на шаткость, размытость и изменчивость возводимых конструкций.

Оставаясь на позициях деятельностного подхода, мы в нашем исследовании будем говорить не столько об индивидуальных особенностях учащихся, сколько об индивидуальных особенностях учения как психической деятельности учащихся. Мы будем описывать их в отношении к определенным условиям учебной деятельности, в которых они нами изучались.

Поскольку основным структурным элементом любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, как известно, являются действия, то и в нашем исследовании основным предметом внимания мы сделали индивидуальные особенности выполнения младшими школьниками основных или регулятивных учебных действий - планирования, контроля и оценки. Это особенно важно, поскольку в указанном возрасте эти действия у детей еще только формируются [1], и у нас есть возможность видеть индивидуальные особенности в их становлении и развитии.

Если сами регулятивные учебные действия определены, носят обобщенный и в этом смысле надиндивидуальный характер, то способы их осуществления, психические процессы и свойства их обеспечивающие всегда индивидуальны. Таким образом, главным объектом нашего исследования мы сделаем индивидуальные способы выполнения младшими школьниками учебных действий.

Человеческая деятельность в целом и индивидуальные способы учебных действий (далее ИСД) в частности являют себя не только в так называемом «внешнем плане» - в виде конкретных движений, действий и операций, но и в своем внутреннем психологическом содержании. Раскрытие этого внутреннего психологического содержания действия и есть главная задача психологии [7]. Психологическое содержание действия в значительной степени определяется отношением субъекта действия к условиям и обстоятельствам его выполнения. Именно поэтому конкретным предметом нашего исследования стала система отношений младших школьников к условиям выполнения отдельных учебных действий, учебной деятельности в целом, обуславливающая проявление и развитие их ИСД.

Для изучения предмета нашего исследования мы воспользовались методом обусловленного выбора [3], поскольку в ситуации выбора ученик проявляет свои учебные предпочтения, в которых и проявляется его совокупное отношение к условиям и обстоятельствам выполняемых учебных действий.

На протяжении серии экспериментальных уроков нашим испытуемым предлагалось выбрать для себя способ выполнения каждого из регулятивных учебных действий. Например, в процессе планирования испытуемые могли выбрать один из возможных способов учения -индивидуально, вместе с небольшой группой одноклассников или с учителем. Аналогичным

образом осуществлялся выбор ими способов выполнения действий контроля и оценки. По окончании каждого урока с испытуемыми проводилось специальное интервью, позволяющее определить причины, по которым они делали свой выбор.

Одной из существенных характеристик ИСД является относительная устойчивость его проявлений в однотипных условиях деятельности, поэтому конкретные объективные условия осуществления всех выполнявшихся испытуемыми действий были заранее определены и однотипны для всех уроков. В наших прежних исследованиях было установлено, что большинство четвероклассников уже обладают сформировавшимися устойчивыми предпочтениями к одним и тем же способам действий [2]. В данном исследовании мы попытались выяснить, сформировались ли ИСД и в какой степени у более младших учащихся?

В эксперименте в качестве испытуемых приняло участие в общей сложности 175 младших школьников из вторых, третьих и четвертых классов нескольких общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области, которые посетили 27 экспериментальных уроков математики и 33 урока русского языка.

Анализ данных, полученных нами, показал, что преобладающее большинство младших школьников (всех исследованных нами возрастов) в той или иной степени обладает устойчивыми предпочтениями к одним и тем же способам выполнения всех или хотя бы некоторых учебных действий: т.е. можно говорить о том, что у них на данный момент уже сложились ИСД. Следует, однако, отметить, что устойчивость ИСД у младших школьников вовсе не абсолютна. Их предпочтения могут изменяться и под влиянием изменяющихся внешних объективных условий (например, отсутствия на уроке желаемых партнеров), и под влиянием внутренних факторов - изменяющейся с возрастом системы отношений к условиям учения.

Каково же внутреннее психологическое содержание ИСД, каковы отношения младших школьников к условиям и обстоятельствам выполнения действий, характеризующие их ИСД? Как показал контент анализ их после урочных интервью, за выбором детьми тех или иных способов явно проступает совокупность их отношений, среди которых наиболее часто упоминается отношение к цели и процессу выполнения предлагавшихся в эксперименте учебных действий и учебной деятельности в целом, отношение к учителю и одноклассникам, а также отношение к самим себе как к ученикам.

Так, например, отношение к цели выражается в мотиве, который побуждает учащихся выполнять то или иное учебное действие адекватным для этого способом. В ответах испытуемых упоминается три таких мотива. Мотив учения как стремление лучше овладеть заданным учебным материалом. Мотив общения проявляется в желании использовать учебные действия как средство для удовлетворения своей потребности в общении со своими друзьями и приятелями. Иногда, особенно у младших детей проявляется мотив, который мы назвали мотивом развлечения. Они часто выбирают коллективные способы действия исключительно с целью «повеселиться», приятно провести время.

Отношение к процессу деятельности тесно связано у младших школьников с тем, как они оценивают его «интересность» и «трудность» для себя, а значит, с их отношением к самому себе - своим интересам и возможностям.

В нашем исследовании отношение к учителю выражалось в основном в доверии или недоверии учащихся к мастерству, опыту учителя, его способности лучше научить, объективно оценить выполненную ими работу.

Отношение к одноклассникам у младших школьников в значительной степени определяется их отношениями с одноклассниками. Дети, у которых сложились с ними хорошие личные отношения, предпочитают в основном коллективные способы действий. И напротив, отсутствие таких отношений, боязнь показать другим одноклассникам свою неуспешность приводит к предпочтению ими иных, не коллективных способов.

Отношение к себе как к ученику выражается, прежде всего, в их учебной самооценке, уровне притязаний и желании (или нежелании) проявлять самостоятельность, пробовать себя в новом и сложном деле или, напротив, действовать по привычной схеме, избегая перемен и трудностей.

Подводя итог краткому описанию нашего исследования, мы можем заключить, что индивидуальные способы учебных действий обусловлены не только внешними объективными условиями их выполнения, но и внутренними факторами, а именно, совокупностью отношений учащихся к условиям и обстоятельствам выполнения этих учебных действий, учебной деятельности в целом.

Эта совокупность отношений составляет внутреннюю сторону действия, внутреннее психологическое его содержание и определяет его индивидуальное своеобразие. При этом между внешней и внутренней стороной действия нет однозначного соответствия. Так, внешне одинаковые действия могут иметь под собой различное внутреннее психологическое содержание и, напротив, одно и то же психологическое содержание может обуславливать выбор детьми разных способов действия. Например, руководствуясь мотивом учения, одни младшие школьники предпочитают выполнять действие учения индивидуально, другие -вместе с учителем или одноклассниками в зависимости от сложившейся у них системы отношений.

Индивидуальные способы действия младших школьников в ходе выполнения учебной деятельности не только проявляются, но и формируются. Процесс их формирования обуславливается непрерывным взаимодействием, с одной стороны, изменяющихся условий и обстоятельств учебной деятельности, а с другой стороны, изменяющейся с возрастом и развитием детей системой их отношений к этим условиям и обстоятельствам.

Литература

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

2. Зайцев С.В. Индивидуальные особенности выполнения младшими школьниками регулятивных учебных действий в условиях урока // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 1. С. 19-26.

3. Зайцев С.В. Учащиеся в ситуации выбора индивидуальной образовательной траектории // Педагогическая психология: учебник для бакалавров / Под ред. В.А. Гуружапова. М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 167-189.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

5. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 224 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.

7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М: Издательство Академии наук СССР, 1959. 354 с.

8. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО

ВОЗРАСТА

Матвеева Н. В., Якутск (Россия), старший преподаватель Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Matv_19896@mail.ru

DOI:

Проведенный нами анализ личностной сферы успешных людей имел целью не только изучение ее содержательных характеристик, но и изучение особенностей ее структуры. Она отражает наличие многосторонних связей между различными компонентами личностной сферы успешных людей. Личность успешных людей имеет как внутренние, так и внешние характеристики.

Ключевые слова: успешность; личностная сфера; самоактуализация; личность; средний возраст.

FEATURES OF THE PERSONAL SPHERE OF SUCCESSFUL MIDDLE-AGED PEOPLE

Matveeva N. V., Yakutsk (Russia), Senior Lecturer at the Institute of Psychology, NorthEastern Federal University named after M.K. Ammosova, Matv 19896@mail.ru

Our analysis of the personal sphere of successful people was aimed not only at studying its content characteristics, but also at studying the features of its structure. It reflects the existence of multi-sided relationships between various components of the personal sphere of successful people.

Keywords: success; personal sphere; self-actualization; personality; average age.

Особенности личности, влияющие на успешную реализацию человека в социуме, вызывают активный исследовательский интерес у современных психологов. Особое внимание исследователей привлекают важные для психологической практики вопросы, связанные с личностными предпосылками достижения успеха в профессиональной сфере.

B. Д. Шадриков называет профессионально важными качествами «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», включая в них и способности человека [1].

C. Я. Батышев, выделяя в процессе становления личности ступень профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности [2].

Д. Сьюпер отмечено, что успешность работы человека в значительной мере определяется тем, насколько он удовлетворен своим трудом [3]. Н. В. Самоукина указывает

363

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.