Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности студентов гуманитарного и естественного факультетов педагогического вуза'

Индивидуальные особенности студентов гуманитарного и естественного факультетов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
individual peculiarities / functional reserves

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е.П. Гора, А.Н. Гречнева

Работа посвящена изучению индивидуальных особенностей ВНД и функциональных возможностей студентов гуманитарного и естественного факультетов педвуза. Показано их отличие в психофизиологическом статусе и вегетативном обеспечении организма. Обращено внимание на компенсаторно-приспособительные резервы организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е.П. Гора, А.Н. Гречнева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PECULIARITIES OF THE HUMAN AND NATURAL SCIENCES FACULTIES STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

This research is about studying of individual peculiarities of high nervous activity and functional abilities of the students of various faculties of pedagogical university. It is shown that they have differences in psychophysiological status and vegetative functions of the organism. Also the research shows the differences in the adaptive reserves of the organism.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности студентов гуманитарного и естественного факультетов педагогического вуза»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Е.П. Гора, А.Н. Гречнева

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных МПГУ ул. Малая Пироговская, 1, Москва, Россия, 119992

Работа посвящена изучению индивидуальных особенностей ВНД и функциональных возможностей студентов гуманитарного и естественного факультетов педвуза. Показано их отличие в психофизиологическом статусе и вегетативном обеспечении организма. Обращено внимание на компенсаторно-приспособительные резервы организма.

Высокие требования к функциональным возможностям и психофизиологическим качествам учителя позволяют утверждать, что не каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей может овладеть данной профессией. А неправильный выбор профессии зачастую приводит к дезадаптации и болезням, что влечет за собой текучесть кадров, которая проявляется еще на стадии обучения. В связи с этим актуально изучение этих особенностей у будущих учителей — выпускников педагогического вуза.

Анализ литературы показал, что индивидуальные физиологические особенности студентов педвузов изучены мало.

Целью работы было сравнительное исследование индивидуальных особенностей ВНД и функциональных возможностей студентов гуманитарного и естественного факультетов педвуза.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 практически здоровых девушек — выпускниц педагогического университета. Из них 40 студенток гуманитарного факультета и 20 студенток естественного факультета. Обследование проводили в разные периоды: в начале и в конце рабочего дня, недели и учебного года.

В спокойном состоянии регистрировали показатели: ЭКГ (во II стандартном отведении), артериальное давление по методу Короткова, минутный объем дыхания (МОД), время простой и сложной сенсомоторной реакции, объем оперативной памяти, умственную работоспособность (по Бурдону). Проводили ортостати-ческую пробу. Физическую работоспособность определяли по РWC-170.

Исследование личностных характеристик осуществляли с использованием следующих методик. Диагностику типологических особенностей ВНД проводили с использованием теста Г. Айзенка [4, 8]. Для изучения индивидуальных свойств личности использовали стандартизированный многофакторный метод исследования личности MMPI (сокращенный вариант) [3, 6]. Уровни личностной и ситуативной тревожности определяли с помощью теста Ч.Д. Спилбергера [7]. Для определения уровня интеллектуального развития и логичности мышления использовали прогрессивные матрицы Ровена. Организаторские и коммуникативные

склонности изучали по методике КОС [4]. При изучении мотивов профессиональной деятельности использовали методику К. Замфира в модификации А.А. Ре-ана [5].

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с индивидуально-типологическими особенностями обследуемых оказалось возможным разделить на группы по всем параметрам. Обнаружены следующие преобладающие тенденции. Данные, полученные с помощью опросника Айзенка, показали, что для всех студентов характерно преобладание средних значений экстраверсии (67% на гуманитарном факультете и 55% на естественном) и нейротизма (по 55% на обоих факультетах). Если соотнести данные о связи между экстраверсией-интровер-сией и нейротизмом со свойствами нервной системы по И.П. Павлову, то среди обследованных студенток преобладали лица с сильной неуравновешенной нервной системой (нестабильный экстраверт — холерик) — 30% на гуманитарном и 35% на естественном факультете. В профиле личности, полученном с помощью места Мини-мульт (сокращенный вариант MMPI), у большинства девушек гуманитарного факультета (30%) выражена шкала № (сверхконтроля). Для них характерна гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инертность в принятии решений, ответственность, высокая требовательность к себе и окружающим. Такие люди имеют склонность к профессиональной деятельности, для которой характерны такие качества, как исполнительность, умение подчиняться установленному порядку [6].

У девушек естественного факультета (55%) выражена шкала П (тревожности). Повышение профиля по данной шкале выявляет преобладание пассивно-сострадательной позиции, неуверенность в себе и стабильности ситуации, чувствительность к средовым воздействиям. Характерологически люди такого типа отличаются развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромностью. При выборе профессии они ориентированы на сферу гуманистических интересов, исполнительский стиль работы вне обширных контактов, где удовлетворяется потребность в избегании стрессов [6].

Если у большинства студенток гуманитарного факультета преобладала умеренная личностная (53%) и ситуативная (48%) тревожность, то на естественном факультете у 75% девушек зарегистрирована высокая личностная тревожность и у 55% умеренная ситуативная тревожность.

Уровень интеллекта у всех студенток был выше среднего (65% обследуемых на гуманитарном факультете и 70% на естественном). Большинство выпускниц имеют низкие организаторские способности (53% и 40% соответственно). Коммуникативные же способности на гуманитарном факультете у 40% высокие, а на естественном факультете у 55% низкие.

Педагогическая направленность половины студенток обоих факультетов характеризуется высокой степенью оптимальности мотивационного комплекса. В структуре мотивации у 65% и 60% девушек соответственно преобладает внутренняя мотивация, что свидетельствует о том, что их активность мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов.

Объем оперативной памяти у 57% студенток гуманитарного факультета высокий, а у 65% девушек естественного факультета — выше среднего.

По показателям основных характеристик внимания умственная работоспособность у большинства девушек гуманитарного факультета оказалась высокой, а у большинства студенток естественного факультета — средней.

Время простой сенсомоторной реакции у большинства выпускниц (45% и 50% соответственно) было средним. Большая часть девушек гуманитарного факультета (53%) показала невысокое время сложной сенсомоторной реакции (с выбором), а большинство девушек естественного факультета (65%) — среднее время.

По данным артериального давления, среди девушек гуманитарного факультета преобладают гипотоники (65%), что, возможно, связано с некоторой гипервентиляцией, так как МОД у такого же процента обследуемых повышен.

Расчет вегетативного индекса Кердо показывает преобладание тонуса симпатической нервной системы у 45% студенток, что свидетельствует о напряжении у них механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы.

Математический анализ ритма сердца является одной из наиболее информативных методик, предоставляя данные о функциональных резервах и адаптационных возможностях организма [1, 2]. По показателю индекса напряжения (ИН) 35% студенток гуманитарного факультета относятся к группе симпатикотоников. 60% девушек находятся в состоянии удовлетворительной адаптации.

Однако проведение функциональных нагрузочных проб свидетельствует об ограниченных резервных возможностях организма у студенток гуманитарного факультета. Ортостатическая проба показывает низкую ортостатическую устойчивость у 60% девушек этого факультета, что свидетельствует о напряжении систем регуляции, снижении резервных возможностей организма и ограниченном запасе адаптационных возможностей системы кровообращения.

По данным PWC-170, 88% девушек гуманитарного факультета имеют низкий уровень физической работоспособности, что отражает уменьшение их резервных возможностей.

По данным частоты сердечных сокращений и артериального давления среди девушек естественного факультета преобладают нормотоники.

В соответствии с вегетативным индексов Кердо у 70% выпускниц этого факультета преобладает тонус симпатической нервной системы.

По показателю ИН 75% девушек естественного факультета относятся к группе ваготоников. Этот тип регуляции обеспечивает энергетически экономную деятельность сердечно-сосудистой системы и высокие компенсаторно-приспособительные возможности. В соответствии с ИН 80% студенток находятся в состоянии удовлетворительной адаптации.

Ортостатическая проба показывает высокую ортостатическую устойчивость у 75% девушек естественного факультета.

По данным PWC-170, 75% девушек имеют высокий уровень физической работоспособности.

Проведение функциональных нагрузочных проб свидетельствует о высоком функциональном резерве и большом запасе адаптационных возможностей организма студенток естественного факультета.

Достоверные изменения показателей к концу рабочего дня, недели и года более выражены у студенток гуманитарного факультета.

Таким образом, на фоне сохранения индивидуального разнообразия, по всем показателям прослеживаются преобладающие тенденции. «Психофизиологические портреты» студентов гуманитарного и естественного факультетов педагогического вуза имеют свои отличительные особенности. Сравнительный анализ данных показал, что студентки естественного факультета обладают большими функциональными резервами организма при меньшей умственной нагрузке. Выявленные закономерности необходимо учитывать при профотборе в педвузы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Баевский Р.М. Некоторые подходы к анализу ритма и силы сердечных сокращений // Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Вып. 1. — Ставрополь, 1975. — С. 27—50.

[2] Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979. — 295 с.

[3] Березин Ф.В. Методика многостороннего исследования личности. — М.: Медицина, 1976. — 254 с.

[4] Крылов А.А., Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. — СПб.: Питер, 2000 — 559 с.

[5] Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы исслед., практикум: арсенал практического психолога. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 255 с.

[6] Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб.: Речь, 2003. — 624 с.

[7] Ханин Ю.Л. Краткое руководство по использованию шкалы персональной и реактивной тревоги Спилбергера. — Л.: ЛНИИФК, 1976. — 18 с.

[8] Eysenk H., LeveyA. Conditioning, introversion-extraversion and strength of nervous system // Biological Basis Individual Behavior. — N.Y., 1972. — 100 p.

INDIVIDUAL PECULIARITIES OF THE HUMAN AND NATURAL SCIENCES FACULTIES STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

E.P. Gora, A.N. Grechneva

Department of anatomy and physiology MPGU

Malaya Pirogovskaya, 1, Moscow, 119992

This research is about studying of individual peculiarities of high nervous activity and functional abilities of the students of various faculties of pedagogical university. It is shown that they have differences in psychophysiological status and vegetative functions of the organism. Also the research shows the differences in the adaptive reserves of the organism.

Key words: individual peculiarities, functional reserves.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.