УДК 612+159.96+378
DOI 10.38163/978-5-6045316-8-6 2021 110
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Сорокина Елена Львовна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», доцент; ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», доцент кафедры физического воспитания и спорта, [email protected].
Аннотация. В статье определена связь психоэмоционального состояния, посещаемости занятий и индивидуальных концепций здоровья студентов.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, студенты, индивидуальные концепции здоровья.
INDIVIDUAL HEALTH CONCEPTS OF UNIVERSITY STUDENTS
Sorokina Elena Lvovna.
Russia, Novosibirsk, Siberian State Transport University, Physical Education and Sports Department, Associate Professor; Novosibirsk State University of Economics and Management" NINH ", Associate Professor of the of Physical Education and Sports Department, [email protected].
Annotation. The article identifies the relationship between psychoemotional state, class attendance and individual concepts of students' health.
Key words: psycho-emotional state, students, individual concepts of health.
Сегодня более чем у половины студентов выражен дисбаланс в психоэмоциональном состоянии, с одной стороны, проявляющийся: в высоких показателях настроения, положительного фона эмоциональных переживаний (радости), светлого (приятного) состояния, - с другой: - усталости (79%), низкой заинтересованности (34%), низких показателях активности (52%). Кроме этого, у одной трети студентов выявлены неблагоприятные психоэмоциональные состояния, а именно, - безразличие (34%), скука (32%), состояние пресыщенности (43%) [2].
Одной из существенных причин появления подобных состояний авторы определяют наличие низкого уровня личностной монотоноустойчивости, указывая, что большинству обследованных студентов (68%) трудно переносить длительную однообразную нагрузку, часто свойственную учебному процессу в вузе [2].
Опираясь на приведённые результаты исследований, мы предположили наличие взаимообусовленности факторов: посещаемости занятий физической культурой, психоэмоционального состояния студентов и индивидуальных концепций здоровья.
Для оценки психоэмоционального состояния студентов основной и специальной медицинских групп нами использована методика «Шкала депрессии» (Э.Р. Ахмеджанов, 1995). На диаграммах (рис. 1,2) представлены результаты проведённого исследования.
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
53%
24% 23%
1
60%
Регулярно посещающие Не посещающие занятия занятия ФК ФК
высокии уровень депрессии средний уровень депрессии низкий уровень депрессии
Рис. 1. Показатели уровней депрессии студентов вуза, посещающих и не посещающих занятия по предмету «Физическая культура». Специальная
медицинская группа
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что у студентов специальной медицинской группы, не посещающих занятия физической культурой, преобладает высокий и средний уровень депрессии (60% и 39% соответственно). У студентов, регулярно посещающих занятия физической культурой отмечен значительно более низкий процент студентов, имеющих высокий уровень депрессии (24%) и более высокий процент студентов, имеющих низкий уровень депрессии (23%).
Изучив результаты студентов основной медицинской группы (рис. 2), полученные в ходе экспериментальной работы можно констатировать, что большее количество респондентов, регулярно посещающих занятия физической культурой показали низкий уровень депрессии (42%), в отличие от студентов не регулярно посещающих занятия физической культурой (19%), с преобладанием среднего уровня депрессии.
70%
67%
высокии уровень депрессии
средниИ уровень депрессии
низкий уровень депрессии
Регулярно посещающие Не посещающие занятия занятия ФК ФК
Рис. 2. Показатели уровней депрессии студентов вуза, посещающих и не посещающих занятия по предмету «Физическая культура». Основная медицинская группа.
Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением.
В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, должен соответствовать генетически обусловленным типологическим особенностям конкретного человека, условиям его жизни. В этом случае акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого студента необходимо учитывать как его типологические особенности, так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живёт. Важное место в формировании представлений о здоровом образе жизни должны занимать личностно-мотивационные особенности студентов, их жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.
Ключевымими положениями формирования здорового образа жизни студентов можно определить следующие положения:
1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
2. В реализации здорового образа жизни, студент должен выступать в единстве своих биологического и социального начал.
3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка студента на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней.
Таким образом, здоровый образ жизни должен пониматься студентами как основной фактор, определяющий здоровье. Нами отмечено, что часто, студентами рассматривается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами. Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет такого средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой - всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.
Структура здорового образа жизни студента должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и, что не менее важно, - сформированную систему знаний о здоровье.
Нами определено, что, субъективным фактором, существенно определяющим психоэмоциональное состояние студентов, является отношение к собственному здоровью, которое проявляются в готовности и стремлении к реализации необходимых норм двигательной активности.
На наш взгляд, здоровье, как ценность многими студентами не определяется, занимая позицию пассивного отношения к собственному здоровью, студенты не формируют внутренних стимулов и установок на здоровый образ жизни, двигательную активность, а значит, - не формируют жизненно важные резервы функций сердечно-сосудистой системы.
В процессе изучения индивидуальных концепций здоровья студентов, нами выявлены некоторые непродуктивные позиции, например - «здоровье -это данность извне». Принимая данную позицию, студент выводит на первый план такие факторы, определяющие здоровье, как окружающая среда, наследственность, медицинское обслуживание, при этом здоровому образу жизни, а, следовательно, и двигательной активности отводится незначительное место, большая часть студентов, не посещающих занятия физической культурой, придерживается именно этой концепции здоровья.
Изучая индивидуальные концепции здоровья студентов, посещающих занятия, нами отмечено, что многие из них (более 56%) имеют представление о значимости двигательной активности в сохранении здоровья, данная группа студентов принимает точку зрения, высказанную Н.М. Амосовым «Чтобы быть
здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем» [1, с. 6].
Таким образом, нами установлено, что степень выраженности депрессивных состояний имеет связь, объёмами недельной двигательной активности как у студентов основной, так и специальной медицинской групп. В свою очередь, посещаемость занятий по физической культуре связана с индивидуальными концепциями здоровья и позволяет студентам занять активную позицию в формировании индивидуального здорового образа жизни и выводит на первый план его наиболее значимый фактор - двигательную активность.
Библиографический список:
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2007. -288 с.
2. Виноградова Г.А., Мысина Т.Ю. Влияние психолого-педагогических условий регуляции на психоэмоциональные состояния студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologo-pedagogicheskih-usloviy-regulyatsii-na-psihoemotsionalnye-sostoyamya-studentov-vuza (дата обращения: 27.02.2018).