УДК 37
АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Гетало Андрей Алексеевич.
Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», студент, [email protected].
Бабенко Марина Альбертовна.
Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт», marina.babenko. n@mail. ru.
Черночуб Елена Геннадьевна.
Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт», marina.babenko. n@mail. ru.
Есин Сергей Анатольевич.
Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт», marina.babenko. n@mail. ru.
Аннотация. Двигательная активность существенно определяет сопротивляемость организма стресс-факторам. Дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту» отвечает за большую часть объёмов двигательной активности студентов, в данный возрастной период. По результатам опроса, наибольший интерес у студентов вызывают занятия волейболом, гимнастикой и настольным теннисом. Включение циклических видов двигательной активности в аэробных режимах является обязательным, так как данная нагрузка формирует резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а значит, здоровье. При этом спортивные игры и другие ациклические упражнения могут составлять в содержании учебных занятий дополнительные вариативные блоки.
Ключевые слова: двигательная активность, студент, физическое воспитание.
ANALYSIS OF MOTIVE PREFERENCES OF UNIVERSITY STUDENTS
Getalo Andrey Alekseevich.
Novosibirsk, Siberian state University of railway engineering, student, [email protected].
Babenko Marina Albertovna.
Novosibirsk, Siberian state University of railway engineering, Senior Lecturer of the Department "Physical Education and Sport", [email protected].
Chernochub Elena Gennadievna.
Novosibirsk, Siberian state University of railway engineering, Senior Lecturer of
24
the Department "Physical Education and Sport", [email protected].
Esin Sergey Anatolyevich.
Novosibirsk, Siberian state University of railway engineering, Senior Lecturer of the Department "Physical Education and Sport", [email protected].
Abstract. Motor activity significantly determines the body's resistance to stress factors. The discipline "Elective courses in physical culture and sport" is responsible for most of the volume of students' physical activity, at a given age period. According to the survey, students are most interested in volleyball, gymnastics and table tennis. The inclusion of cyclic types of motor activity in aerobic regimes is mandatory, since this load forms the reserves of the cardiovascular and respiratory systems, and therefore health. At the same time, sports games and other acyclic exercises may constitute additional variable blocks in the content of training sessions.
Key words: physical activity, student, physical education.
В современном мире, существует колоссальное количество повседневных проблем, которые влияют на здоровье человека, к таким проблемам можно отнести: некачественное питание, низкую двигательную активность, пассивный образ жизни, постоянные стрессы и информационные перегрузки. Из вышеизложенного списка проблем есть одна, которая, действительно, существенно недооценивается среди молодежи - низкая двигательная активность. На наш взгляд, она существенно определяет сопротивляемость организма стресс-факторам.
Установлено, что у студентов специальной медицинской группы не посещающих занятия физической культурой преобладает высокий и средний уровень депрессии (60% и 39% соответственно). Среди регулярно посещающих занятия физической культурой отмечен значительно более низкий процент студентов, имеющих высокий уровень депрессии (24%) и более высокий процент студентов, имеющих низкий уровень депрессии (23%) [3].
Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Таким образом, двигательную активность можно рассматривать как суммарную величину разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций). Двигательная активность, также, измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в ккал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю) [1].
Можно констатировать, что именно дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту» отвечает за большую часть объёмов двигательной активности студентов в данный возрастной период. Многие студенты, ссылаясь на нехватку времени, и считая этот предмет второстепенным, имеют только
25
внешнюю мотивацию к посещению занятий.
Нами определено, что, в решении обозначенной проблемы необходим индивидуальный личностный подход к студентам. Для его реализации важно определить интересы студентов в выборе видов двигательной активности во время занятий [2]. С этой целью был проведён опрос 62 респондентов, обучающихся на 1-4 курсе (среди них 30 юношей и 32 девушки). Контингент опрошенных неоднороден по полу, возрасту и опыту физкультурно-спортивной деятельности (обучающиеся в возрасте 18 лет - 19,35%; 19 лет - 64,51%; 20 лет -9,67% и 21 года - 6,45%).
В ходе опроса выявлены предпочтения студентов в видах двигательной активности в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (таблица 1).
Таблица 1
Предпочтения студентов в видах двигательной активности в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту», %
№ Вид деятельности Юноши Девушки Ц
1 Легкая атлетика 10 9,4 9,7
2 Гимнастика 3,3 25 14,5
3 Баскетбол 13,3 3,1 8
4 Волейбол 16,7 28,1 22,6
5 Плавание 10 9,4 9,7
6 Бадминтон - - 0
7 Аэробика - 9,4 4,8
8 Настольный теннис 16,7 6,3 11,3
9 Шахматы 13,3 6,3 9,7
10 Футбол 16,7 3,1 9,7
Таким образом, проанализировав результаты опроса, нами определено:
- юноши предпочитают: волейбол, настольный теннис и футбол;
- юношам абсолютно не интересны такие виды физической активности, как бадминтон, аэробика и гимнастика;
- так же, юношам, как вид физической активности, интересны: шахматы, плавание, легкая атлетика и гимнастика;
- девушки большего всего предпочитают волейбол и гимнастику;
- девушкам не интересны: бадминтон, футбол, шахматы, настольный теннис, баскетбол;
- девушки относятся с интересом к таким видам физической нагрузки, как: аэробика, плавание и легкая атлетика.
Если рассматривать все полученные результаты в совокупности, то можно сделать вывод, что среди опрошенных, наибольший интерес вызывают занятия волейболом, гимнастикой и настольным теннисом. Не вызывает интереса
бадминтон (как для девушек, так и для юношей).
Необходимо отметить, что включение циклических видов двигательной активности в аэробных режимах в каждое занятие является обязательным, так как данная нагрузка формирует резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а значит, - здоровье. При этом спортивные игры и другие ациклические упражнения могут составлять дополнительные вариативные блоки. Библиографический список:
1. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
2. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. - В. кн.: Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2001. - С. 131-174.
3. Сорокина Е.Л., Бабенко М.А., Назарова Н.И., Черночуб Е.Г. Определение связи психоэмоционального состояния и посещаемости занятий физической культурой студентов вуза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2018. - №1. - С. 116-119.