Научная статья на тему 'Индивидуальные и внутригрупповые особенности физической подготовленности курсантов'

Индивидуальные и внутригрупповые особенности физической подготовленности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувалдина Елена Васильевна, Закревская Наталья Григорьевна

В статье рассматриваются индивидуальные и внутригрупповые особенности физической подготовленности курсантов. Выявлены уровни физической подготовленности курсантов, условия совершенствования процесса физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кувалдина Елена Васильевна, Закревская Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual and intra group features of physical fitness of cadets

The article examines the individual and internal characteristics of physical readiness of the cadets. It identified the levels of physical readiness of the cadets, the conditions for perfection of process of physical training.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные и внутригрупповые особенности физической подготовленности курсантов»

(https://www.gazeta.ru/sport/2016/12/23/a_10444919.shtml)

Подводя некий итог представленным выше размышлениям, хотелось бы обратить внимание на то, что концепция господина Нея обычно созвучна в сознании обывателей с влияниями позитивного спектра. Но это отнюдь не так, и спортивная дипломатия является чем-то вроде лакмусовой бумажки, которая может определить характер международного сотрудничества в каждый конкретно взятый период. И на сей момент, спортивная дипломатия стала инструментом эскалации напряженности в современных международных отношениях, что, к сожалению, является неоспоримым трендом в сфере внешних сношений.

Контактная информация: [email protected],

Статья поступила в редакцию 17.01.2017

УДК 796.011

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВНУТРИГРУППОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ

Елена Васильевна Кувалдина, старший преподаватель, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь,

Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются индивидуальные и внутригрупповые особенности физической подготовленности курсантов. Выявлены уровни физической подготовленности курсантов, условия совершенствования процесса физической подготовки.

Ключевые слова: курсанты, физическая подготовленность, организационно-методический подход, процесс физической подготовки.

INDIVIDUAL AND INTRA GROUP FEATURES OF PHYSICAL FITNESS OF

CADETS

Elena Vasilievna Kuvaldina, the senior teacher, Stavropol Affiliate of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation,

Natalia Grigorievna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article examines the individual and internal characteristics of physical readiness of the cadets. It identified the levels of physical readiness of the cadets, the conditions for perfection of process of physical training.

Keywords: cadets, physical fitness, organizational and methodical approach, process of physical training.

От соответствия величины нагрузки (объёма и интенсивности) уровню подготовленности занимающегося зависит и тренировочный эффект от выполнения того или иного двигательного задания. В процессе занятий физической культурой, в структуре учебного расписания, учащиеся выполняют всей группой одинаковые двигательные задания, при этом упускается из внимания тот факт, что в одной учебной группе обучаются студенты с различным уровнем физической подготовленности и выполнение ими одинаковых нагрузок вызывает различный тренировочный эффект от их выполнения.

В ходе исследования, в котором приняли участие студенты первого курса Ставропольского филиала Краснодарского университете МВД России, изучался уровень физической подготовленности, и использовались тесты, рекомендованные «примерной программой по физической культуре» [7]. Педагогическое тестирование включало в себя следующие тесты: бег на 100 м с низкого старта (с), бег на 3000 м (с), подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз).

Индивидуальность физической подготовленности каждого курсанта характеризуются тем, что выполнить на пять баллов все нормативы смог только один (0,91%), из всех участников эксперимента, что свидетельствует о его всесторонней, универсальной подготовленности.

Оценку в пять баллов за выполнение одного теста, оценивающего одну из сторон подготовленности, имели значительное количество курсантов - 30,1%. Баллы по другим тестам у этих учащихся несколько ниже. Уровень развития силы (подтягивание на высокой перекладине) и выносливости (бег на 3000 м.) является отстающей стороной подготовленности у значительного количества курсантов. Полученные результаты согласуются с данными других исследователей [1, 2, 5, 3, 6].

На рисунке 1 представлена гистограмма распределения учащихся всех учебных групп по результатам тестов, оценивающих уровень различных сторон физической подготовленности. Анализируя представленные данные, можно выявить основные проблемные моменты, затрудняющие совершенствование процесса физической подготовки в контексте формирования физической культуры личности учащегося.

н о

50 40 30 20 10 0

1 к

_ _ _ _

— шип! - ш = = ■

Оценка, балы

□ 100 м Ш3000 м ОПодт.

Рисунок 1 - Гистограмма распределения курсантов всех учебных групп по уровню подготовленности в обязательных тестах (результаты оценок)

По результатам выполнения трёх обязательных тестов, количество курсантов, получающих в качестве оценки различных сторон физической подготовленности ноль или единицу, составляет: в беге на 100 м - 27 человек, в подтягивании на высокой перекладине - 30 человек и в беге на 3000 м - 21 человек.

В рамках регламентированных занятий основной задачей совершенствования процесса физической подготовкой курсантов может рассматриваться уменьшение количества учащихся, получающих ноль или единицу в качестве оценки различных сторон физической подготовленности, а с другой стороны, увеличение количества курсантов, получающих, четыре и пять баллов, в качестве оценки уровня развития выносливости (результаты бега на 3000 м).

Для решения этой задачи, необходимо дифференцировать величину тренировочной нагрузки с учётом уровня подготовленности каждого учащегося и, прежде всего, лиц с низким уровнем подготовленности, применяя такие организационно-методические подходы, которые позволят реализовать поставленную задачу. Уровень физической подготовленности в одной учебной группе различен и имеются учащиеся со значительными

индивидуальными отличиями, которые необходимо учитывать при построении регламентированных занятий.

Распределение студентов четырёх учебных групп по уровню подготовленности в трёх обязательных тестах (в беге на 100 метров, в беге на 3000 м и в подтягивании на высокой перекладине), представлены в гистограммах на рисунках 2-4.

« 14

£ 12

н о

15,9-14,7

14,6-14,4

14,3-14,1

14,0-13,9

13,8-13,3

13,2-11,5

Границы оценок, с

1 ВГр.2 ИГр.3 ОГр.4

Рисунок 2 - Гистограмма распределения курсантов четырёх учебных групп по уровню подготовленности в беге

на 100 метров

При сравнении результатов четырёх групп в беге на 100 метров (рисунок 2), отмечается большая вариация результатов, что выражается в значительных различиях в количестве учащихся, чей результат был оценён на 5 баллов (12 человек в Гр.1 и 3 студента в Гр.2). Примерно одинаково количество учащихся, результат которых оценивается в 4 бала во всех группах (8-9 человек в каждой группе).

Установлено, что количество курсантов с высоким уровнем развития скоростных способностей (от 10% до 42%) и курсантов, уровень подготовленности которых не может быть оценён даже одним балом (от 7% до 36%) имеет наибольшее различие.

Предполагается, что учащиеся одной группы с различным уровнем физической подготовленности, выполняя одинаковое задание на занятиях по физической культуре, получают различный тренировочный эффект.

Средний уровень подготовленности продемонстрирован четырьмя учебными группами в беге на 3000 метров (рисунок 3), что несколько отличается от результатов в беге на 100 метров.

и 16 е

* 14

и

3 12

V

н 10

ё 8

5 6

е

Ь 4 ! 2 * 0

960-871

870-831

830-791

790-756

1 ВГр.2 ПГр.3 ОГр.4

755-721 720-600

Границы оценок, с

Рисунок 3 - Гистограмма распределения курсантов четырёх учебных групп по уровню подготовленности в беге

на 3000 метров

В беге на 100 метров значительны внутригрупповые различия количества учащихся, с низким уровнем подготовленности, так в Гр. 4 ни одного балла не набрали 8 уча-

0

щихся, а в Гр. 2 лишь 1 учащийся.

Преодоление дистанции в 3000 метров требует от обучаемых не только проявления физических, но и волевых усилий и результат в этом тесте, в значительной степени, отражает уровень проявления этого качества. В каждой учебной группе количество курсантов, чей результат оценивается в 5 баллов, составляет 1-2 человека, это свидетельствует о низком уровне развития физического качества - выносливость и необходимости уделять на занятиях по физической культуре его развитию больше внимания. Полученные результаты не противоречат данным научной литературы [2, 4]. Значимость развития аэробной выносливости в процессе регламентированных занятий физической культурой подчёркивается многими авторами [3, 4, 5,10].

В экспериментальных исследованиях по подтягиванию на высокой перекладине, отмечается более однородный средний уровень подготовленности курсантов четырёх учебных групп, принимавших участие в эксперименте (рисунок 4). Низкий уровень в этом тесте, не набрав ни одного балла, показали от 3 до 6 человек в каждой группе. Количество же учащихся, показавших результаты, оценённые в 5 балов, варьирует от 10 человек в Гр.1, и до 3 учащихся в Гр.2 и 3.Такие результаты объясняются спецификой вуза, где на занятиях по физической культуре регулярно используется этот тест в качестве самостоятельного его выполнения в процессе самоподготовки.

Н 12

10

о

« 0

12-14

15-20

1 ВГр.2 ИГр.3 Е1Гр.4

Границы оценок, раз

Рисунок 4 - Гистограмма распределения курсантов четырёх учебных групп по результатам подтягивания на

высокой перекладине

Можно сделать выводы, что уровень физической подготовленности учащихся четырёх групп, которые принимали участие в экспериментальном исследовании, имеет значительные различия. Внутри учебной группы курсанты отличаются по среднему уровню подготовленности в отдельном тестовом задании, а также по уровню развития различных физических качеств. Такое положение затрудняет процесс подбора оптимальной физической нагрузки для учащихся одной группы с различным уровнем физической подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя анализ воздействия средств физической культуры, применяемых в практике физического воспитания в вузах, можно сделать вывод о необходимости учёта индивидуального уровня функциональной и физической подготовленности каждого учащегося. Для контроля уровня функциональной и физической подготовленности используются среднестатистические данные, беря во внимания, что этот подход не учитывает индивидуальных особенностей занимающихся, можно сделать вывод, что он не вполне корректен. В связи с различным исходным уровнем физической подготовленности студентов одной группы, возникает проблема с нормированием величины нагрузки на занятии. На основе контроля величины индивидуальной тренировочной нагрузки, возможно

8

6

4

2

дальнейшее совершенствование процесса физической подготовленности курсантов.

Исходя из выявленных особенностей уровня физической подготовленности, необходимо изменить организационно-методические условия, сопровождающие учебный процесс по физической культуре. Организация процесса проведения занятий по физической культуре должна строиться на учёте воздействия отдельного двигательного упражнения на каждого учащегося, в зависимости от уровня его физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильковская, Ю.А. Физическое воспитание студентов вузов с использованием терренкура и туризма : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Васильковская Юлия Алексеевна. -Краснодар, 2009. - 181 с.

2. Гудыма, С.А. Эффективность средств и методов развития выносливости студентов в учебном процессе по физическому воспитанию : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гудыма С.А. -М., 1991. - 23 с.

3. Гусарова, Н.Н. Эффективность развития скоростных способностей студентов на основе данных оперативного контроля : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Гусарова Наталья Николаевна. - Майкоп, 2005. - 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Козлов, И.С. Развитие общей выносливости в процессе физического воспитания девушек-студенток : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Козлов Игорь Сергеевич. -Майкоп, 2009. - 24 с.

5. Кузнецова, Л.Н. Методика повышения физической подготовленности студентов на основе комплексного использования средств и методов развития общей выносливости : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кузнецова Любовь Николаевна. - Волгоград, 2013. - 27 с.

6. Мартыненко, В.С. Методика развития общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мартыненко Владислав Сергеевич. - Волгоград, 2009. - 25 с.

7. Примерная программа дисциплины "Физическая культура" федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / М-во образования РФ ; Моск. пед.-соц. ин-т. - М. : [б.и.], 2000. - 34 с.

8. Федякин, А.А. Физическое воспитание студентов в различные периоды учебного процесса. Проблемы и пути решения / А.А. Федякин, Г.Р. Авсарагов. - LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany, 2012. - 163 с. - ISBN 978-3-8473-9453-2.

9. Федякин, А.А. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196.

10. Якубович, С.А. Аэробная тренировка в физической подготовке курсантов военных учебных заведений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Якубович Станислав Андреевич. -СПб., 2005. - 23 с.

REFERENCES

1. Vasilkovskaya, Yu.A. (2009), Physical education of students of the universities, using the path and tourism, dissertation, Krasnodar.

2. Hudyma, S.A. (1991), The Effectiveness of means and methods of endurance development of students in the learning process in physical education, dissertation, Moscow.

3. Gusarova, N.N. (2005), The effectiveness of the development of high-speed abilities of students on the basis of operational control, dissertation, Maikop.

4. Kozlov, I.S. (2009), Development of General endurance during physical education female students, dissertation, Maikop.

5. Kuznetsova, L.N. (2013), Methods of improving the physical fitness of students on the basis of complex use of means and methods of development of General Endurance, dissertation, Volgograd.

6. Martynenko, V.S., (2009), Methods of development of General endurance in students of University funds athletics running, dissertation, Volgograd.

7. Approximate program of the discipline "Physical culture" (2000), Ministry of education of the Russian Federation, Moscow.

8. Fedyakin, A.A. and Avsaragov, G.R. (2012), Physical education students during different period's educational process. The problems and ways solve, Palmarium Academic Publishing is a trademark of: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121, Saarbrücken, Germany, ISBN 978-3-8473-9453-2.

9. Fedyakin, A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Analysis of dissertation research on physical education of students", European Journal of Physical Education and Sport, Vol. 7, No 1, pp. 17-23.

10. Yakubovich, S.A. (2005), Aerobic exercise in the physical training of cadets of military schools, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.01.2017

УДК 615.825

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ, НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Евгения Александровна Летова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

В статье, на основе представленных материалов, доказывается, что занятия адаптивной физической культурой с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) с использованием фитнес-аэробики, направленные на коррекцию отклонений познавательных процессов (внимание, память, мышление), способствуют эффективному решению и специфических задач физического воспитания этих детей, заключающихся в развитии кондиционных физических качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы).

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с задержкой психического развития, коррекция, познавательные процессы, фитнес-аэробика, физическая подготовленность.

INFLUENCE OF OCCUPATIONS BY ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE DIRECTED TO CORRECTION OF COGNITIVE SPHERE ON PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Evgenia Aleksandrovna Letova, the post-graduate student, The Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

In article, on the basis of the provided materials, it has been proved that the occupations by adaptive physical culture with children with mental retardation when applying the fitness aerobics directed to correction of deviations of the cognitive processes (attention, memory, thinking) contribute to the effective solution of the specific tasks of physical training of these children, consisting in development of the standard physical qualities (speed, endurance, flexibility, force).

Keywords: adaptive physical culture, children with mental retardation, correction, cognitive process, fitness aerobics, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

В ряде опубликованных ранее работ теоретически обосновываются и экспериментально доказываются возможности и эффективность направленного коррекционного воздействия на познавательные процессы (внимание, память, мышление) детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры [5, 6, 7]. Но, учитывая, что основными специфическими задачами адаптивной физической культуры являются коррекционно-оздоровительные, которые связаны, прежде всего, с кондиционной физической подготовленностью детей, возникает вопрос: в какой мере занятия адаптивной физической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.