Научная статья на тему 'Индивидуальное предпринимательство в России'

Индивидуальное предпринимательство в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1037
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО ДЕМОГРАФИИ / ANALYSIS OF STATISTICAL DATA ON A DEMOGRAPHY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров П.А.

В работе анализируются данные по индивидуальному предпринимательству в России и предлагаются пути повышения эффективности мероприятий, проводимых государственными и муниципальными властями по поддержке индивидуальных предпринимателей (ИП), с учетом демографических факторов. Автор доказывает, что это должно привести к увеличению объемов производимой ИП продукции и к созданию новых рабочих мест

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual entrepreneurship in Russia

The data on individual business in Russia are analyzed and ways of efficiency increase in the events held by the state and municipal authorities for support of the individual entrepreneurs are offered, taking into account demographic factors. The author proves that it has to lead to increase in volumes of production made by individual entrepreneurs and to creation of new workplaces.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное предпринимательство в России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2016

П.А. АЛЕКСАНДРОВ аспирант Института экономики и менеджмента Владимирского государственного университета

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В РОССИИ

В работе анализируются данные по индивидуальному предпринимательству в России и предлагаются пути повышения эффективности мероприятий, проводимых государственными и муниципальными властями по поддержке индивидуальных предпринимателей (ИП), с учетом демографических факторов. Автор доказывает, что это должно привести к увеличению объемов производимой ИП продукции и к созданию новых рабочих мест.

Ключевые слова: индивидуальные предприниматели, анализ статистических данных по демографии, государственная поддержка, эффективность государственного управления.

1БЬ: Б220.

Численность занятых в сфере индивидуального предпринимательства в 2013 г. в России составляла около 5,5 млн чел., а объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг составил 9,7 трлн руб.1 Индивидуальное предпринимательство - относительно молодой субъект российской экономики, и государственные органы власти способствуют его развитию, создавая для него определенные преференции. В частности, индивидуальным предпринимателям (ИП) разрешено использовать в своей деятельности один из нескольких видов налогообложения по своему усмотрению, упрощена процедура организации деятельности и ее ликвидации. Также на поддержку малого предпринимательства правительство РФ выделяет значительные субсидии: только в 2014 г. на эти цели было направлено 18135 млн руб.2 В то же время, попытки правительства РФ решить проблемы внебюджеьтных фондов путем двойного повышения размера социальных взносов ИП

1 Малое и среднее предпринимательство в России. Сборник. 2014.gks.ru.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 476-р. Москва. government.ru.

привело к сокращению численности фактически действующих ИП в 2013 г. на 100 тыс. чел. [1].

Обладая небольшими средствами ИП, довольно чувствительно реагируют на кризисные явления в экономике. Так, в 2009 году численность занятых в деятельности ИП снизилась на 1,8 млн чел.3 Динамика развития индивидуального предпринимательства более подробно представлена на рис. 1.

9000 8314

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

0

6526

5350,1

5453,1 5647,1 5429,5 5645,7

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. Сборник. 2014 г. gks.ru.

Рис. 1. Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в 2008-2014 гг. в России ( тыс.)

Особенность учета количества ИП состоит в том, что Федеральной налоговой службой РФ учитывается численность фактически действующих ИП, а также ИП, приостановивших свою деятельность. Росстат использует данные только по фактически действующим ИП. Возможно, поэтому у некоторых исследователей происходит путаница в данных и недоверие к официальной статистике. Например, в 2013 году было ликвидировано 932,8 тыс. ИП, что на 482,6 тысячи больше, чем зарегистрировалось. Однако из них фактически действующих ИП сократилось на 103,3 тыс., а 379,3 тыс. ИП ликвидировали свою деятельность, уже ранее приостановленную.

ИП относится к малому и среднему предпринимательству (МСП) и участвует в мероприятиях по их государственной поддержке. Однако ИП получают государственную помощь значительно меньшую по сравнению с другими участниками. Исследование эффективности освоения государственных субсидий, выделенных МСП в рамках государственной поддержки во Владимирском регионе, выявило

3 Институциональные преобразования в экономике. gks.ru. 206

факт несоразмерности выделяемых субсидий и количества юридических лиц (ЮЛ) и ИП. В 2012 г. во Владимирской области действовало 18,0 тыс. ЮЛ и 29,5 тыс. ИП, что составляет соответственно 38 и 62% от общего количества МСП. Однако пропорциональность выделения субсидий составляла: 84% - ЮЛ и всего 16% - ИП. При этом эффективность освоения государственных субсидий у ИП гораздо выше, чем у ЮЛ. В программе государственной поддержки МСП было выделено субсидий 173-ем ЮЛ и 32-ум ИП, из них ликвидировалось ЮЛ в течение двух лет 27 (что составляет 15,6%), а прекратили деятельность ИП всего 2 (что составляет 5,5%) [2].

На наш взгляд, в период сложной экономической ситуации, сложившейся в нашей стране, именно развитие индивидуального предпринимательства поможет быстро создать новые рабочие места, увеличить объемы продукции, в том числе и импортозамещающих товаров. Но для этого необходимо повышать эффективность мероприятий, проводимых государственными и муниципальными властями по поддержке индивидуальных предпринимателей (ИП), в том числе с учетом демографических факторов. Изучение демографического аспекта данного субъекта экономики и тенденции его изменения позволит более эффективно проводить государством мероприятия по поддержке ИП, по популяризации частного предпринимательства.

Одним из признаков, характеризующих тот или иной вид деятельности, является гендерный, т.е. соотношение участвующих в ней мужчин и женщин. Соотношение мужчин и женщин, участвующих в экономике России почти одинаковое, соответственно 51 и 49%4. Однако в индивидуальном предпринимательстве мужчин почти в 2 раза больше, и их доля в процентном выражении продолжает увеличиваться. Так, с 2010 г. по 2013 г. соотношение в пользу мужчин увеличилось на 2,8 процентных пункта, что более подробно представлено на рис. 2.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% ■ мужчины ■ женщины

Источник:. Малое и среднее предпринимательство в России. Сборник. 2014 г. gks.ru.

Рис. 2. Численность ИП по полу в 2010-2013 гг. (в %).

Статистический справочник. Россия 2015. www.gks.ru.

4

Следующий важный признак - соотношение городских и сельских жителей. ИП, проживающих в городе, почти в 2 раза больше, нежели в селе, и за 4 года их доля увеличилась на 2 процентных пункта (см. рис. 3).

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

0% 20% 40% 60% 80% 100%

■ город ■ село

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. Сборник. 2014. gks.ru.

Рис. 3. Численность ИП по месту проживания в 2010-2013 гг. (в %).

Соотношение горожан и селян среди ИП соответствует показателям в целом по населению в России (74% и 26%).

Основная часть ИП (76%) - в возрасте от 25 до 54 лет, согласно данным представленным на рис. 4.

71,1 28,9

72,2 27,8

70,8 29,2

73,1 26,9

до 20 20 -24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72

лет

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. Сборник. 2014 г. Статистический справочник. Россия 2015. www.gks.ru. Рис. 4. Численность ИП по возрасту в 2013 г. (в %).

Обращает на себя внимание низкая активность в желании заниматься предпринимательской деятельностью среди молодежи до 25 лет, хотя молодежь до 25 лет среди безработных составляет 28,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,9%, 20-24 лет - 22,6%5. Возможно, что частично это связано с получением профессионального образования в этом возрасте.

5 Занятость и безработица в РФ. gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/195.htm.

Две трети ИП имеют образование выше общего (полного) среднего, а каждый четвертый имеет высшее профессиональное образование, что более подробно представлено на рис. 5.

основное общее

17%

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. Сборник. 2014 г. Занятость и безработица в РФ. gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/195.htm. Рис. 5. Численность ИП по образованию в 2013 г. (в %)

В целом можно констатировать, что личным бизнесом занимаются люди с достаточно хорошей образовательной базой.

Проанализировав демографические данные можно составить портрет типичного представителя ИП - это мужчина средних лет, горожанин, имеющий профессиональное образование.

Конечно, сам по себе факт составления портрета типичного представителя ИП не представляет большого научного интереса. Однако, если рассматривать проблему популяризации ИП и повышения престижа данной деятельности, но не иметь портрета типичного субъекта, то эффект от такой работы будет близкой к нулю. Любой менеджер по рекламе знает, что эффект воздействия на социальное сознание возможен, если установлена социальная аудитория, на которую направлено рекламное действие и создана соответствующая стратегия рекламы. В данном случае речь идет о пропаганде создания и ведения своего дела.

Минэкономразвития России разработало проект «Стратегия развития МСП в Российской Федерации до 2030 года»6, в котором пропаганда предпринимательства и популяризация малого и среднего предпринимательства ограничены дежурными фразами. Как проводится

6 economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/20151013.

работа по популяризации предпринимательства в России, в частности в регионах, можно проследить на примере Владимирской области. Так, на программу популяризации предпринимательской деятельности в 2012 году во Владимирской области было потрачено 100 тыс. руб. и на них был профинансирован областной конкурс «Лучшая новогодняя елочная игрушка». В 2013 году департаментом развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области были профинансированы мероприятия «Популяризация предпринимательской деятельности» в размере 1,7 млн руб., но они не были освоены по причине «отсутствия уполномоченного по защите прав предпринимателей»7. В 2014 году на популяризацию предпринимательской деятельности было выделено 1723 тыс. руб., из них не освоено 637 тыс. руб. Такая деятельность региональной власти указывает на неподготовленность работников в регионах к таким мероприятиям, на недопонимание сути работы по популяризации. Вследствие этого работа на местах по популяризации предпринимательства сводится зачастую лишь к рекламированию каких-то конкретных товаров. Популяризация предпринимательства в России - важная задача, которую надо решать концептуально, с привлечением специалистов из социальной рекламы, социальных психологов с использованием наработанных методик из международного опыта, в том числе и с освещением делового опыта известных спортсменов, певцов, фотомоделей в средствах массовой информации. И эти необходимые мероприятия региональным властям и тем более муниципальным, без помощи МЭР РФ не разработать.

Исследование типичного представителя ИП показало, что в основной части ИП - это образованные, молодые и энергичные люди, обладающие смелостью для ведения своего дела и защиты своего бизнеса от бюрократического давления, а часто и от криминала, не побоявшиеся рисковать своими личными сбережениями и пытающиеся выжить в конкурентной борьбе с крупными компаниями. Недавно известная газета «The New Times» переименовала рубрику «Малый бизнес» в «Предпринимательство» - это признание того, что «любые новые начинания имеют решающее значение для здоровой глобальной экономики»8.

Для повышения престижа предпринимательства в нашей стране необходимо для начала также исключить слово «малый».

7 Отчет Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области за 2012-2013 гг. drpt.avo.ru.

8 nytimes.com/pages/business/smallbusiness/index.html.

Вывод

Для эффективной работы по популяризации и пропаганде организации собственного дела необходимо разработать концепцию рекламной политики с использованием данных о типичном представителе индивидуального предпринимательства, с участием ведущих представителей социальной рекламы, создать типовые видеоролики, образцы наружной рекламы. Для того, чтобы создать привлекательность и престиж предпринимательства, необходимо изжить навязанное за время советской власти отношение к частному труду, как к чему-то алчному, жадному и аморальному.

Недостаточная активность женщин в предпринимательской деятельности связана, помимо других причин, со слабым участием ИП в традиционно «женских» отраслях экономики, таких как образование, в том числе дошкольное с созданием мини детских садов, здравоохранение, гостиничный бизнес. Так, в образовании заняты лишь 0,3% предпринимателей от общего числа ИП, в медицине - 0,4%.9 Государственным и муниципальным властям необходимо проводить мероприятия по популяризации предпринимательства среди женщин.

Вовлечение молодежи в открытие собственного дела посредством преподавания основ бизнеса со школьной скамьи придаст новый импульс в развитии предпринимательства в России. Также необходимо создавать преференции для молодых ИП.

Достаточно высокую образовательную основу ИП необходимо усилить подготовкой по правовым вопросам, связанным с участием в тендерах по государственным закупкам, с налогообложением, планированием с помощью объектов инфраструктуры государственной поддержки МСП, таких как бизнес-инкубаторы [3].

Использование аналитических данных о демографическом составе ИП позволит государственным и муниципальным властям повысить эффективность мероприятий по государственной поддержке МСП, в том числе и по популяризации ИП, что несомненно придаст импульс развитию индивидуального предпринимательства, созданию новых рабочих мест. Все это приведет в итоге к увеличению доли малых и средних предприятий в ВВП страны.

Литература

1. Рассадин Б.И., Александров П.А. Демографические и структурные изменения коммерческих предприятий в России / Материалы Международной научно-практической конференции «Перспек-

9 Численность занятых в сфере индивидуального предпринимательства по видам экономической деятельности. gks.ru/bgd/regl/b14_47/Main.htm.

тивы развития потенциала инновационной модернизации социально-экономических систем», 27 ноября 2014 г., Владимир. 2014. С. 182-187.

2. Александров П.А. Анализ эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий в регионах (на примере Владимирской области) // Экономический журнал. 2015. № 3. С. 31-36.

3. Александров П.А. Повышение эффективности бизнес-инкубаторов в России (на примере Владимирской области) // Вестник ВЛГУ. 2015. № 4. С. 7-114.

P.A. ALEKSANDROV

post-graduate student of the Institute of economics and management of Vladimir state

university, Vladimir, Russia

aleksandrov.pawel@yandex.ru

INDIVIDUAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

The data on individual business in Russia are analyzed and ways of efficiency increase in the events held by the state and municipal authorities for support of the individual entrepreneurs are offered, taking into account demographic factors. The author proves that it has to lead to increase in volumes of production made by individual entrepreneurs and to creation of new workplaces.

Keywords: individual entrepreneurs, analysis of statistical data on a demography, state support, efficiency of public administration.

JEL: D220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.