Научная статья на тему 'Институциональные изменения в деятельности индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств в России'

Институциональные изменения в деятельности индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / РАЗВИТИЕ / АНАЛИЗ / ОБОРОТЫ / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / PEASANT FARMERS / DEVELOPMENT / ANALYSIS / TURNOVERS / UNEVEN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Павел Алексеевич

Исследовано развитие индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств в 7 регионах Центрального федерального округа Российской Федерации. Сделан вывод о неравномерности развития индивидуального предпринимательства как по регионам, так и по годам. В частности, значительное сокращение числа индивидуальных предпринимателей в 2013 г. вызвано повышением обязательных отчислений в социальные фонды. Значительные расхождения в данных по развитию индивидуального предпринимательства в регионах свидетельствуют о том, что большое значение на демографию предпринимательства оказывают условия, существующие в каждом отдельно взятом регионе, а также эффективность оказываемой региональными властями поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Changes in Activities of Individual Entrepreneurs and Farms in Russia

Long-term experience of developed countries shows a high socio-economic importance of small and mediumsized businesses. Thanks to small businesses creating new jobs and, therefore, decreasing unemployment, increased welfare of citizens, the market is saturated with a variety of goods and services, is the formation of a large proportion of the country’s gross domestic product. The purpose of the articles Explore the development of individual entrepreneurs and farms in Russia, to identify the main trends in the activities of these actors of the economy and determine underlying causes of their basis. The article shows data from a study of the development of individual entrepreneurs and farmers in 7 regions of the Central Federal District of the Russian Federation, on the basis of which the conclusion about the uneven development of individual entrepreneurship, both by region and by year. In particular, the significant reduction in the number of individual entrepreneurs in the year 2013 is associated with increased almost in 2 times contributions to social funds. Significant discrepancies in the data on the development of individual entrepreneurship in the regions indicate that great importance on demography of entrepreneurship have conditions that exist in every single region, as well as the effectiveness of Government support provided to the regional authorities.

Текст научной работы на тему «Институциональные изменения в деятельности индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств в России»

Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 18 (373). Экономика. Вып. 51. С. 210-218.

УДК 332.338.

ББК 06.71.01

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ В РОССИИ

П. А. Александров

ФГБОУВПО «Владимирский государственныйуниверситет», Владимир, Россия

Исследовано развитие индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств в 7 регионах Центрального федерального округа Российской Федерации. Сделан вывод о неравномерности развития индивидуального предпринимательства как по регионам, так и по годам. В частности, значительное сокращение числа индивидуальных предпринимателей в 2013 г. вызвано повышением обязательных отчислений в социальные фонды. Значительные расхождения в данных по развитию индивидуального предпринимательства в регионах свидетельствуют о том, что большое значение на демографию предпринимательства оказывают условия, существующие в каждом отдельно взятом регионе, а также эффективность оказываемой региональными властями поддержки.

Ключевые слова: индивидуальные предприниматели, крестьянские хозяйства, развитие, анализ, обороты, неравномерностьразвития.

Актуальность исследования развития индивидуальных предпринимателей (ИП) и крестьянских хозяйств (КХ) в России повышается в связи с ухудшающейся в нашей стране экономической ситуацией и необходимостью импор-тозамещения, в том числе в продовольственных отраслях. Выявление тенденций в развитии ИП и КХ, с определением сути процессов и глубинных причин, лежащих в их основе, и устранение факторов, препятствующих развитию, должны способствовать росту предпринимательства в стране, увеличению сельхозпродукции, в том числе и импортозамещающей, что в итоге приведёт к стабилизации экономики нашей страны.

Цель статьи исследовать развитие индивидуального предпринимательства и крестьянских хозяйств в России, выявить основные тенденции в деятельности этих субъектов экономики и определить причины тенденций.

Ранее в научных работах изучались проблемы, связанные с развитием индивидуального предпринимательства в России. В частности, рассматривались проблемы значительного сокращения числа ИП в целом по России в 2013 г. и причины, способствующие этому процессу [1]. С целью проверки результативности господдержки малых и средних предприятий (МСП) на региональном уровне была проанализирована деятельность предприятий, получивших государственные субсидии в отдельно взятом регионе Российской Федерации [2] и сделан вывод о неравноправии в выделении субсидий для ИП.

Демографические процессы в развитии ИП рассмотрены также в сравнении с развитием малых коммерческих организаций [3].

Анализ развития МСП и, в частности, ИП и КХ, является важной частью статистического учёта, способствующего выявлению тенденций в деятельности этих субъектов экономики, определению эффективности поддержки их государством.

Разделение субъектов экономики на малые, средние и крупные предприятия помогает во-первых, анализировать процессы развития предприятий более подробно, во-вторых, позволяет государству активно и целенаправленно помогать МСП. Создание преференций для МСП необходимо в связи с тем, что значение МСП для экономики страны чрезвычайно важно и в то же время существует риск вытеснения их с рынка крупными компаниями, обладающими гораздо большим капиталом.

В основу исследования тенденций в развитии ИП в России положен анализ данных по субъектам Центрального федерального округа (ЦФО) за период с 2010 по 2013 г., предоставленных Федеральной службой государственной статистики. Для исследования выбраны 7 областей, находящиеся в одинаковой климатической зоне и обладающие приблизительно одинаковым экономическим потенциалом.

Индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства относятся к малым и средним предприятиям [4]. ИП имеют более простой, чем в организациях, порядок

160 140 120 100 80 60 40 20 0

17,4

30,6

22,4 --22,4

23,6

18,1

16,3

ги га

137,8

39,7

18,9

31,1

17,4 17,8

26,3

о^" о^" &

I 12010 I I2013

Рис. 1. Численностъиндивидуалъныхпредпринимателей в субъектахЦентралъного федерального округаРоссийской Федерации в 2010-2013 гг., тыс. ед.

создания и ликвидации, для начала трудовой деятельности им не требуется значительных материальных затрат, а также они несут личную ответственность, в том числе и своим личным имуществом перед кредиторами.

Анализ развития индивидуального предпринимательства в регионах. В целом по ЦФО показатели в деятельности ИП с 2010 по 2013 г. положительные, однако довольно значительна разница по рассматриваемым регионам: от увеличения численности на 5 % в Ивановской области и до 345 % в Московской, при среднем показателе по стране 33% (рис. 1) [5].

При рассмотрении статистических данных отдельно по годам, можно обратить внимание на неравномерность развития этих субъектов экономики. В 2013 г. в целом по России вновь созданных ИП было зарегистрировано на 85 тыс., или на 16% меньше, чем в предыдущем году, а общее количество фактически действующих ИП сократилось на 4%. Важным фактором в этом году, повлиявшим на показатели ИП в России, явилось двухкратное увеличение обязательных отчислений для ИП — до 35,7 тыс. р. Обратив внимание на негативные данные в развитии ИП, Правительство РФ снизило фиксированный платёж в ПФР до 17,3 тыс. р., с дополнительным платежом в размере 1 % от дохода, если он превысит 300 тыс. р. [6].

В среднем у одного ИП трудится 1 наёмный работник, что безусловно относит ИП к микропредприятиям. Наверно поэтому в Росстате не разде-

ляют данные по ИП на средние и малые предприятия, хотя гипотетически можно предположить, что и среди ИП есть средние предприятия, тем более, что закон не устанавливает предел числа работников у ИП.

Анализ отраслевой структуры ИП показал, что больше половины ИП трудится в оптовой и розничной торговле — 57%, обрабатывающей и риэлторской деятельностью занимаются по 8 % от общего числа ИП, данные по другим отраслям представлены на рис. 2.

Небольшая доля ИП (всего 7 %) занята в сельском хозяйстве.

Анализ данных по оборотам ИП среди субъектов ЦФО подтверждает тезис о неравномер-

Рис. 2. Отраслевая структура ИП по России в 2013 г. [7]:

1 — оптовая и розничная продажа, 57 %;

2 — обрабатывающее производство, 8 %;

3 — операции с недвижимостью, 8 %;

4 — строительство, 3 %;

5 — сельское хозяйство, 7 %;

6 — прочее, 17 %

ном развитии МСП в ЦФО. Так, обороты ИП в Московской области выросли на 235%, во Владимирской — на 39 %, а в Ярославской — уменьшились на 16 % (рис. 3).

Обобщая анализ развития ИП, можно констатировать, что количество ИП в регионах за исследуемый период увеличилось и, соответственно, увеличились обороты ИП, за исключением Ярославской области. Однако увеличение числа ИП проходило неравномерно в регионах.

Исследование развития крестьянских хозяйств в регионах. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые также относятся к малому предпринимательству, вносят значительный

вклад в обеспечение населения страны продовольствием. Например, удельный вес в общем объёме валового сбора зерна, производимого КХ, в целом по России составляет 24,6%. Близкий к этому показатель в Тульской области — 19,7 %. А вот участие КХ в производстве зерна минимальные, всего 1,9% в Ярославской области и 2,3 % во Владимирской (таблица).

Выращивание зерновых — это важная составляющая сельского хозяйства и по участию в этой деятельности КХ можно судить об уровне их развитии в регионе. Весомый вклад в сбор зерновых вносят КХ Тульской (236,7 тыс. т) и Рязанской (152,3 тыс. т) областей. По сравне-

300

285,5

250

200

150 100 50

122,8

87,2

75,7

66,7

76,2

85,1

I 12010 I I2013

53,745,5 51,4

41,3

57

44,5

61

^ ^ ^ ^ ^

Рис. 3. ОборотыИПврегионахЦентралъного федерального округаРоссийской Федерации

в 2010-2013 гг., млрдр. [8]

Валовой сбор зерна в крестьянских (фермерских) хозяйствах в субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации

в 2010-2013 гг., тыс. р [9]

Субъект Федерации 2010 2011 2012 2013 Удельный вес в общем объёме производства в 2013 г., %

В целом по России 13 338,6 20 806,7 15 739,6 22 748,5 24,6

Владимирская область 1,3 2,5 3,5 2,5 2,3

Ивановская область 9,4 11,4 14,0 11,1 12,9

Московская область 6,1 7,6 11,1 11,6 6,6

Рязанская область 65,2 123,6 124,1 152,3 12,1

Тверская область 4,1 9,1 8,2 9,6 11,1

Тульская область 126,5 137,2 198,4 236,7 19,7

Ярославская область 0,1 0,7 1,0 1,2 1,9

нию с ними этот показатель в Ярославской области — 1,2 тыс. т, Владимирской области — 2,5 тыс. т представляется чрезвычайно низким.

Оборот в расчёте на одного работника в ИП в среднем почти в 2 раза меньше, чем в малых предприятиях — юридических лицах. У ИП нет возможности приобретать и обслуживать современную производительную, но дорогостоящую технику, соответственно, и эффективность их труда низкая.

Анализ эффективности государственной поддержки малого предпринимательства. Для установления причин неравномерного развития ИП в регионах необходимо изучить объёмы и эффективность государственной поддержки ИП в каждой отдельно взятой области. Важными мероприятиями по государственной поддержке малого предпринимательства являются размещение госзаказов среди малого предпринимательства и объёмы субсидий, выделяемых МСП на региональном уровне.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд среди малых предприятий оказывает значимое влияние на развитие этих субъектов экономики, делая их более устойчивыми к негативным внешним воздействиям. С 2010 по 2013 г. число контрактов, размещённых среди МСП, выросло по России в 1,5 раза (например, во Владимирской области увеличение составило 3,5 раза: с 430 контрактов в 2010 г. до 1484 в 2013 г.— это самый высокий показа-

тель среди исследуемых регионов). Показатели по другим областям представлены на рис. 4.

Стремительный рост количества торгов среди МП доказывает большую заинтересованность предпринимателей в этих мероприятиях и также является следствием популяризации участия в государственных закупках и консультирования по данному мероприятию при участии региональных и муниципальных органов власти.

Однако, по экспертным оценкам, доля МП в закупках всё ещё несоразмерно мала и составляет около 10%, что во многом связано с ориентацией заказчиков на интересы крупного бизнеса и в первую очередь на дочерних и аффилированных компаний заказчиков. Менеджмент заказчиков не стимулирован на активное привлечение МП к закупкам и развитие полноценной конкурентной среды, наличие которой позволяет заказчикам осуществлять свои закупки у ответственных и квалифицированных исполнителей по оптимальным ценам. Согласно принятому Правительством РФ плану мероприятий («дорожной карты») по расширению доступа МП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием государство планомерно расширяет возможности МП для участия в торгах путём введения и постепенного увеличения объёмов обязательных квот для государственных компаний и учреждений по закупке товаров у МП. Реализация разработанных мероприятий позволит в 2018 г. увели-

2 500 2 000 1 500 1 000 500

2270

736

1372

999

426

1067 1116

764

52£

678

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54Е

1484

1199

43С

о'

0

I I2010 I I2013

Рис. 4. Количество контрактов, заключённых на поставки товаров, выполнениеработ и оказание услуг с субъектами малого предпринимательства в субъектахЦентралъного федерального округаРоссийской Федерации в 2010-2013 гг. [10]

чить долю закупок заказчиков у МП с 10 до 25 % в общем ежегодном объёме закупок заказчиков, а также с 2 до 10 % увеличить долю прямых закупок у МП [11].

Федеральные и региональные органы власти, понимая большие возможности малого и среднего предпринимательства в росте ВВП, оказывают ему разнообразную поддержку, которая включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Министерство экономического развития РФ осуществляет конкурсный отбор с целью предоставления субсидий бюджетам субъектов Федерации. Критериями конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, являются:

а) размер средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства;

б) прирост численности субъектов МСП на территории субъекта Федерации и работников, занятых в этой сфере [12].

Этим объясняется тот факт, что объём субсидий регионам каждый год существенно меняется. Так, в 2013 г. объём субсидий снизился в Тверской области на 79%, в Ярославской — на 45 %, а вот в Московской и Ивановской областях, наоборот, объём субсидий вырос соответственно на 34 и 25 % (рис. 5).

В то же время обращает на себя внимание факт несоразмерности выделяемых субсидий

юридическим лицам (ЮЛ) и ИП. Так, в 2012 г. во Владимирской области действовало 18,0 тыс. ЮЛ и 29,5 тыс. ИП, что составляет соответственно 38 и 62% от общего количества МСП. Однако пропорциональность выделения субсидий составила 85 % — у ЮЛи 15 % — у ИП [2].

Обобщая данные анализа по развитию ИП в регионах и эффективностью государственной поддержки по количеству госконтрактов с МП и объёмам субсидий, можно констатировать, что явной корреляции между ними не просматривается. Например, в Ярославской области с 2010 по 2013 г. количество контрактов выросло в 3 раза, а обороты уменьшились на 16%, объёмы субсидий для МСП уменьшились на 45 %, а количество ИП увеличилось на 28%.

Возможно, это связано с тем, что, несмотря на значительные средства, выделяемые на помощь МСП, мероприятия по государственной поддержке охватывают незначительную часть предприятий. Так, в 2013 г. во Владимирском регионе было выделено 188 млн р. 182 предприятиям, что составляет 0,36% от общего числа МСП во Владимирской области.

Анализ деятельности ИП выявил в целом рост числа ИП в 2013 г. по отношению к 2010 г. Однако в 2013 г. деятельность прекратили 932,8 тыс. ИП, что явно превышает естественные показатели за предшествующие годы, и причиной этому стало повышение почти в 2 раза обязательных отчислений для ИП. Это свидетельствует о чувствительности ИП к увеличению налогового бремени и требует от государства продуманных

160 140 120 100 80 60 40 20 0

55

106

21

134

72

125

68

Л*

I I2010 I I2013

Рис. 5. Объём субсидий, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержкуМСП в субъектахЦентралъного федерального округаРоссийской Федерации в 2012-2013 гг., % [13]

решений в отношении этих субъектов экономики.

Также обращает на себя внимание неравномерность развития ИП по регионам, особенно крестьянских хозяйств, что позволяет судить об эффективности (или неэффективности) государственной поддержки по регионам.

Более половины ИП работают в оптовой и розничной торговле, а в обрабатывающей отрасли всего 8 %, в сельском хозяйстве ещё меньше — всего 7%. Для того чтобы сделать привлекательными для ИП отрасли, где производится продукция, в том числе и импортозамещающая, необходимо создать преференции для ИП при приобретении станков, механизмов, в первую очередь отечественных, для того чтобы стимулировать предпринимателей организовывать бизнес в приоритетных отраслях экономики [14].

Устранение факторов, тормозящих развитие

ИП, повышение эффективности государственной поддержки ИП в регионах с использованием положительного опыта тех регионов, где развитие индивидуальной деятельности находится на высоком уровне, позволят вовлечь новых предпринимателей в эту важную работу и повысить объёмы товаров, работ и услуг, произведённых ИП иКХ.

Как отметил В. В. Путин на заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, «...государство, все уровни власти должны сделать всё возможное, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным. Чтобы создавались равные условия для всех предпринимателей, чтобы правила и законы были стабильными и понятными, чтобы обеспечивалась честная и открытая конкуренция и никто не мешал работать» [15].

Список литературы

1. Рассадин, Б. И. Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в России / Б. И. Рассадин, П. А. Александров II Современные тенденции в управлении региональными социально-экономическими системами : материалы междунар. науч.-практ. конф., 28 нояб. 2014 г. - Владимир, 2014. -С. 195-201.

2. Александров, П. А. Анализ эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий в регионах (на примере Владимирской области) / П. А. Александров II Экон. журн. - 2015. -№ 3 (39). - С. 31-36.

3. Рассадин, Б. И. Демографические и структурные изменения коммерческих предприятий в России / Б. И. Рассадин, П. А. Александров II Перспективы развития потенциала инновационной модернизации социально-экономических систем : материалы междунар. науч.-практ. конф., 27 нояб. 2014 г. - Владимир, 2014. - С. 182-187.

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

5. Численность занятых в сфере индивидуального предпринимательства по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] II Малое и среднее предпринимательство в России - 2014 г. / Федерал. служба гос. статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm

6. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 237-Ф3 «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"».

7. Численность занятых в сфере индивидуального предпринимательства по видам экономической деятельности [Электронный ресурс] II Малое и среднее предпринимательство в России - 2014 г. / Федерал. служба гос. статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm

8. Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] II Малое и среднее предпринимательство в России - 2014 г. / Федерал, служба гос. статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm

9. Валовой сбор зерна (в весе после доработки) в крестьянских (фермерских) хозяйствах по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] II Малое и среднее предпринимательство в России -2014 г. / Федерал, служба гос. статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm

10. Проведено торгов и запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Российской Федерации среди субъектов малого предпринимательства. [Электронный ресурс] II Малое и среднее предпринимательство в России - 2014 г. / Федерал, служба

гос. статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm

11. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2013 г. № 867-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием"».

12. Рассадин, Б. И. Распределение субсидий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на Владимирском региональном уровне / Б. И. Рассадин, П. А. Александров II Перспективы развития потенциала инновационной модернизации социально-экономических систем : материалы междунар. науч.-практ. конф., 27 нояб. 2014 г. - Владимир, 2014. - С. 187-190.

13. Объём субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, бюджетам субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] II Малое и среднее предпринимательство в России -2014 г. / Федерал, служба гос. статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm

14. Александров, П. А. Возможность малых и средних обрабатывающих предприятий в производстве импортозамещающей продукции в Российской Федерации / П. А. Александров II Об-во и экономика. - 2014. - № 12. - С. 48-55.

15. Стенограмма заседания Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса II Рос. газ. - 2015. -7 апр.

Сведения об авторе

Александров Павел Алексеевич — аспирант Института экономики и менеджмента Владимирского государственного университета, Владимир, Россия. Aleksandrov.Pawel@yandex.ru

Bulletin ofChelyabinsk State University.

2015. No. 18 (373). Economy. Issue 51. Pp. 210-218.

INSTITUTIONAL CHANGES IN ACTIVITIES OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURS AND FARMS IN RUSSIA

P. A. Aleksandrov

VladimirState University, Vladimir; Russia.Aleksandrov.Pawel@yandex.ru

Long-term experience of developed countries shows a high socio-economic importance of small and medium-sized businesses. Thanks to small businesses creating newjobs and, therefore, decreasing unemployment, increased welfare of citizens, the market is saturated with a variety of goods and services, is the formation of a large proportion of the country's gross domestic product. The purpose of the articles Explore the development of individual entrepreneurs and farms in Russia, to identify the main trends in the activities of these actors of the economy and determine underlying causes of their basis. The article shows data from a study of the development of individual entrepreneurs and farmers in 7 regions of the Central Federal District of the Russian Federation, on the basis of which the conclusion about the uneven development of individual entrepreneur-ship, both by region and by year. In particular, the significant reduction in the number of individual entrepreneurs in the year 2013 is associated with increased almost in 2 times contributions to social funds. Significant discrepancies in the data on the development of individual entrepreneurship in the regions indicate that great importance on demography of entrepreneurship have conditions that exist in every single region, as well as the effectiveness of Government support provided to the regional authorities.

Keywords: individual entrepreneurs, peasantfarmers, development, analysis, turnovers, uneven development.

References

1. Rassadin B.I., Aleksandrov P.A. Sovremennoe sostoyanie razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii [The current state of development of small and medium business in Russia]. Sovremennye tendencii v upravlenii regional'nymi social'no-ehkonomicheskimi sistemami [Modern trends in the management of regional social and economic systems]. International scientific-practical conference. Vladimir, 2014. Pp. 195-201. (In Russ.).

2. Aleksandrov P.A. Analiz ehffektivnosti gosudarstvennoj podderzhki malyh i srednih predpriyatij v regio-

nah (na primere Vladimirskoj oblasti) [Analysis of the effectiveness of state support for small and medium enterprises in the region (on the example of the Vladimir region)]. Ehkonomicheskij zhurnal [Economic Journal], 2015, no. 3 (39), pp. 31-36. (In Russ.).

3. Rassadin B.I., Aleksandrov P.A. Demograficheskie i strukturnye izmeneniya kommercheskih predpri-yatij v Rossii [Demographic and structural changes in commercial enterprises in Russia]. Perspektivy razvitiya potenciala innovacionnoj modernizacii social'no-ehkonomicheskih sistem [Prospects of development of innovative potential of the modernization of social and economic systems]. International scientific-practical conference. Vladimir, 2014. Pp. 182-187. (In Russ.).

4. Federal'nyj zakon 24 iyulya 2007 g., № 209-FZ «0 razvitii malogo i srednegopredprinimatel'stva vRos-sijskoj Federacii» [Federal Law of the Russian Federation, 24 July, 2007, no. 209-03. (In Russ.).

5. Chislennost' zanyatyh v sfere individual'nogo predprinimatel'stva po sub"ektam Rossijskoj Federacii [The number of employed in private business in the subjects of the Russian Federation Collection], Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii — 2014 [Small and medium business in Russia - 2014]. Available at: http://www. gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm, (accessed 19.09.2015). (In Russ.).

6. Federal'nyj zakon ot 23 iyulya 2013 g. № 237-FZ «0 vnesenii izmenenij v stat'yu 22 Federal'nogo za-kona «Ob obyazatel'nompensionnom strahovanii vRossijskoj Federacii» i stat'i 14 i 16 Federal'nogo zakona «0 strahovyh vznosah v Pensionnyj fond Rossijskoj Federacii, Fond social 'nogo strahovaniya Rossijskoj Federacii, Federal'nyj fond obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya» [Federal Law of the Russian Federation 23 July, 2013, no. № 237-03]. (In Russ.).

7. Chislennost' zanyatyh v sfere individual'nogo predprinimatel'stva po vidam ehkonomicheskoj deyatel'nosti [The number of employed in private business by economic activity].Ma/oe i sredneepredprinimatel 'stvo v Rossii — 2014 [Small and medium business in Russia - 2014]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/ Main.htm, (accessed 19.09.2015). (In Russ.).

8. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti individual'nyh predprinimatelej po sub"ektam Rossijskoj Federacii [Main indicators of individual entrepreneurs on the subjects of the Russian Federation], Maloe i srednee predprinimatel'stvo vRossii — 2014 [Small and medium business in Russia - 2014]. Available at: http://www. gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm, (accessed 19.09.2015). (In Russ.).

9. Valovoj sbor zerna (v vese posle dorabotki) v krest'yanskih (fermerskih) hozyajstvah po sub"ektam Rossijskoj Federacii [The gross harvest of grain (in weight after completion) in (peasant) farms on the subjects of the Russian Federation], Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii — 2014 [Small and medium business in Russia - 2014]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm, (accessed 19.09.2015). (In Russ.).

10. Provedeno torgov i zaprosov kotirovok na postavki tovarov, vypolnenie rabot i okazanie uslug dlya gosu-darstvennyh nuzhd Rossijskoj Federacii sredi sub"ektov malogo predprinimatel'stva [A tendering and request for quotations for the supply of goods, works and services for state needs of the Russian Federation among small businesses]. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii — 2014 [Small and medium business in Russia -2014]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm, (accessed 19.09.2015). (In Russ.).

11. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 maja 2013 g. № 867-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatij ("doro-zhnoj karty") "Rasshirenie dostupa sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva k zakupkam infrastruk-turnyh monopolij i kompanij s gosudarstvennym uchastiem"» [Order of the Government of the Russian Federation 29 May, 2013, no. 867p. (In Russ.).

12. Rassadin B.I., Aleksandrov P.A. Raspredelenie subsidij gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva na Vladimirskom regional'nom urovne [The distribution of subsidies of state support for small and medium business at the Vladimir regional]. Perspektivy razvitiya potenciala innovacionnoj modernizacii social 'no-ehkonomicheskih sistem [Prospects of development of innovative potential of the modernization of social and economic systems]. Proceedings of the international scientific-practical conference. Vladimir, 2014. Pp. 187-190. (In Russ.).

13. Ob'yom subsidij, vydelennyj izfederal'nogobyudzhetanagosudarstvennuyupodderzhkumalogo i srednego predprinimatel'stva, vklyuchaya krest'yanskie (fermerskie) hozyajstva, byudzhetam sub"ektov Rossijskoj Federacii [The volume of subsidies allocated from the federal budget for state support of small and medium-sized businesses, including peasant (farmer's) economy, the budgets of subjects of the Russian Federation], Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii — 2014 [Small and medium business in Russia - 2014]. Available

at: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl4_47/Main.htm, (accessed 19.09.2015). (In Russ.).

14. Aleksandrov RA. Vozmozhnost' malyh i srednih obrabatyvayushchih predpriyatij v proizvodstve im-portozameshchayushchej produkcii v Rossijskoj Federacii [Possibility of small and medium manufacturing enterprises in the production of import-substituting products in the Russian Federation], Obshchestvo i ehko-nomika [Society and Economy], 2014, no. 12, pp. 48-55. (In Russ.).

15. Stenogramma zasedaniya Gossoveta po podderzhke malogo i srednego biznesa [Transcript of the meeting of the State Council to support small and medium-sized businesses]. Rossijskaya gazeta [Rossiyskaya Gazeta], 2015, 4 April. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.