Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способности / вербальная креативность / психолингвистика / детское словесное творчество.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зеленкова Т. В.

В статье рассматривается детская вербальная креативность как важнейший компонент способности к творческой деятельности. Показывается, что индивидуальные различия в способностях можно количественно оценивать как по общему критерию, так и по отдельным факторам и их сочетаниям. Разработана процедура выявления этих факторов с использованием методов психолингвистики и компьютерного анализа текстов. Получены семь видов оценок вербальной креативности, характеризующих способности детей к словесному творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Зеленкова Т. В., Орехово-Зуево (Россия), канд. психол. наук, доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, tzelenk@mail.ru

DOI:

В статье рассматривается детская вербальная креативность как важнейший компонент способности к творческой деятельности. Показывается, что индивидуальные различия в способностях можно количественно оценивать как по общему критерию, так и по отдельным факторам и их сочетаниям. Разработана процедура выявления этих факторов с использованием методов психолингвистики и компьютерного анализа текстов. Получены семь видов оценок вербальной креативности, характеризующих способности детей к словесному творчеству.

Ключевые слова: способности, вербальная креативность, психолингвистика, детское словесное творчество.

INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S

VERBAL CREATIVITY

Zelekova T.V., Orekhovo-Zuyevo (Russia), PhD, assistant professor, State University of Humanities and Technology, tzelenk@mail.ru

The article examines children's verbal creativity as the most important component of the ability to creative activity. It is shown that individual differences in abilities can be quantitatively assessed both by a general criterion and by individual factors and their combinations. A procedure has been developed to identify these factors using the methods of psycholinguistics and computer analysis of texts. Seven types of assessments of verbal creativity characterizing the abilities of children to verbal creativity were obtained.

Keywords: abilities, verbal creativity, psycholinguistics, children's verbal creativity.

Одним из центральных моментов во взглядах Б.М. Теплова на проблему индивидуальных различий между людьми по способностям была опора на существование своеобразного для каждого человека сочетания отдельных компонентов способностей, обеспечивающих качественно разные пути выполнения одной и той же деятельности [7]. Наши исследования детской вербальной креативности как важнейшего компонента способности к творческой деятельности позволили предположить, что эта способность является мультифакторной, состоящей из нескольких частных способностей, и качественное своеобразие творческой деятельности детей может определяться их индивидуальным сочетанием. С этой целью была разработана процедура выявления и оценки этих факторов.

Как показывают современные исследования, в настоящее время некоторые вопросы исследования креативности, связанные с ее диагностикой, являются достаточно острыми и методологически чувствительными. Возникает проблема усовершенствования распространенных в настоящее время методических практик и обоснованности тех или иных критериев оценки творческих продуктов [5]. Особенно это касается исследований детской

креативности, где применение тестов и методик требует учета возрастных ограничений, требующих использования преимущественно невербальных методов диагностики.

Тем не менее, уже в старшем дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи, мышления и воображения у детей начинает развиваться вербальная креативность, оценка которой позволит выявить факторы формирования индивидуальных различий в ее развитии. В связи с этим мы предлагаем новый подход к оценке вербальной креативности, основанный на введении в процедуру анализа и оценки продуктов словесного творчества детей наряду с психологическими, современных методов психолингвистики и компьютерного анализа текста, дающих возможность определить индивидуальные способности ребенка к разным аспектам словесного творчества.

При изучении креативности детей старшего дошкольного возраста в качестве модели тестовой ситуации нами использовалось устное импровизационно-словесное творчество по сочинению волшебной сказки, где речь ребенка, соединяясь с воображением - центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста [3], [4] - становится целостным продуктом детской вербальной креативности.

В процессе проведения методики сочинения волшебной сказки соблюдался ряд условий, необходимых для включения детей в творческий процесс. Прежде всего, это отсутствие соревновательности и ограничений во времени, создание непринужденной атмосферы увлеченности и создание личностно значимой для дошкольников мотивации. Исследование проводилось в обычных для детей условиях детского сада в рамках игровой деятельности и наличии свободных доверительных отношений с экспериментатором. Для фиксации результатов использовались дословные записи текстов сказок, данные стандартизированного наблюдения и постэкспериментальной беседы с ребенком.

В качестве методов обработки и анализа данных применялись: 1) автоматизированная обработка текстов сказок методами компьютерной лингвистики, 2) статистические анализ, 3) семантический анализ, 4) метод экспертных оценок.

На основании полученных текстов нами было проведено исследование лексического и семантического содержания более 330 сказок и историй, сочиненных старшими дошкольниками в устной импровизационной форме. Это дало возможность выделить несколько критериев оценки словесного творчества, позволяющих определить основные факторы индивидуальных различий в развития вербальной креативности детей. Тестовая ситуация по сочинению волшебной сказки применялась нами и ранее [2], [6], однако при ее анализе были использованы другие критерии.

В оценке творческих продуктов мы ориентировались на получение количественных оценок 1) лексической и семантической оригинальности текстов сказок, 2) смысловой связности сюжета и 3) семантической и общей вербальной креативности.

Для автоматизированной обработки сочиненных сказок методами компьютерной лингвистики составлялась общая база текстов всей экспериментальной группы, которая затем лемматизировалась. Процесс обработки осуществлялся автоматически на базе программы МУБТБМ [8]. Лемматизированные слова использовались в качестве исходных данных для составления частотных и ранговых словарей детской лексики. Словарь, составленный по всей базе сказок, отражал группы высокочастотных и низкочастотных (редких) слов, используемых детьми при сочинении сказки. Такие словари были составлены для каждой сказки в

отдельности. Они показывали частоты и ранги в использовании лексики конкретным ребенком, сочинившим текст сказки.

Далее для каждой сказки формировались дифференциальные словари, использующие разность ранговых позиций слов в общей лексической базе и в сочиненной сказке. Таким образом, каждое слово оценивалось разностью рангов частотного словаря всей базы и частотного словаря сказки. Полученный дифференциальный словарь сказки упорядочивался по убыванию положительной величины отклонения. Слова с отрицательными разностями в расчетах не участвовали. Чем больше разница рангов, тем больше отклонение лексики данной сказки от ядерной лексики группы, и тем оригинальнее слово (табл. 1).

Таблица 1

Пример дифференциального словаря (фрагмент)

Слова в сказке Частота слова Частота Ранг слова в Ранг слова Разность

(фрагмент) в общем слова в общем в сказке рангов

по возрастанию словаре (по сказке словаре (Я0 (Я - Ш)

оригинальности 333 сказкам) Р ) Р 1) (Я)

потом 596 1 1 4 -3

очень 103 1 13 4 9

спрашивать 51 1 40 4 36

отвечать 32 1 58 4 54

королева 23 2 67 3 64

думать 19 2 71 2 68

побеждать 17 1 73 4 69

королевство 17 2 73 3 70

дракон 10 2 80 3 77

По полученным данным с учетом соотношения общего количества слов и знаменательной лексики мы определяли парадигматические маркеры вербальной креативности ребенка, определяемые путем вычисления показателей лексической и семантической оригинальности текста сказки.

Однако парадигматика является необходимым, но не достаточным критерием вербальной креативности, поскольку учитывает всю лексику и не позволяет отделить так называемые «пустые» или случайные ответы. Для того чтобы разграничить продуктивные и непродуктивные продукты детской креативности, необходим смысловой критерий [1]. Действительно, среди сочиненных сказок встречаются тексты с высокой оригинальностью лексики, но с очень бедным смысловым содержанием, и иногда - в виде несвязанного набора предложений.

В связи с этим нами была разработана процедура подсчета коэффициента смысловой связности сказки, который определяется по анализу сюжета и связности предложений, входящих в ее текст. Это позволило дополнить оценку вербальной креативности и отфильтровать случайные предложения, не связанные со смысловым содержанием сказки. Величина этого коэффициента определяет синтагматический маркер вербальной креативности.

Нами также был предложен показатель сюжетной оригинальности сказки, который дополняет введенные выше критерии и позволяет дифференцировать продукты словесного творчества детей по степени новизны и необычности сюжетных построений. Получение этого показателя потребовало применения метода экспертных оценок, в котором использовались специально разработанные нами критерии.

В итоге общая оценка вербальной креативности представляла собой мультипликативный показатель, включающий три параметра: лексическую оригинальность, связность текста и оригинальность сюжета сказки.

Мы полагаем, что индивидуальные различия детской вербальной креативности можно рассчитывать как по общему показателю, так и по отдельным параметрам или их произвольному сочетанию, т.е. на любом этапе анализа текста словесной продукции. Это дает возможность определить индивидуальные способности ребенка к разным аспектам словесного творчества: 1) оригинальности лексики, 2) способности порождения целостного связного текста, 3) способности создавать оригинальные сюжеты. Учет этих показателей и их сочетаний будет указывать на различные пути и способы выполнения одной и той же творческой деятельности. Таким образом, мы получаем семь параметров (три индивидуальных, три парных и один общий) индивидуальных различий детей по вербальной креативности и их способностям к словесному творчеству. Это дает возможность использовать индивидуальный подход к развитию творческих способностей детей.

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.

2. Зеленкова Т.В. Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1999.

3. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.13 / Исслед. центр семьи и детства. М., 1996.

4. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 5. С. 57-68.

5. Мирошник К.Г., Щербакова О.В. Психологические исследования креативности в России (2000-2017 гг.). Часть I. Анализ эмпирических работ // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 2. С. 15-25.

6. Петухов В.В., Зеленкова Т.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции // Вопросы психологии. 2002. №3. С. 20-32.

7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М, Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.

8. Segalovich I. A fast morphological algorithm with unknown word guessing induced by a dictionary for a web search engine.

URL: https://cache-mskstoredata05.cdn.yandex.net/download.yandex.ru/company/i seg-las-vegas.pdf (дата обращения: 25.09.2021).

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЕ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ STEM НАПРАВЛЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЫ

Исматуллина В. И., Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики ПИ РАО, ismatullina.v@pirao.ru

Масленникова Е. П., Москва (Россия), maslennikova74@gmail.com

DOI:

Исследование посвящено изучению половых различий в мотивации и самооценки академических способностей в зависимости от предпочтений в выборе будущей карьеры у 480 старшеклассников в возрасте от 13 до 18 лет. Результаты показали, что наличие заинтересованности в изучение математики и научных дисциплин является важной предпосылкой для выбора STEM направлений в качестве своей будущей карьеры. Девочки оценивают свои способности в математике ниже, чем мальчики, они также менее заинтересованы в ее изучении.

Ключевые слова: старшеклассники, мотивация, самооценка способностей, STEM

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-29-14127

SEX DIFFERENCES IN MOTIVATION AND SELF-ESTEEM OF ACADEMIC

ABILITIES IN HIGH SCHOOL CHILDREN ON CHOOSING STEM MAJORS

Ismatullina V. I., Moscow (Russia), PhD in Psychology, Leading Researcher, Laboratory of Developmental behavior genetics, PI RAE, ismatullina.v@pirao.ru

Maslennikova E. P., Moscow (Russia), maslennikova74@gmail.com

The study focused on gender differences in motivation and self-esteem of academic abilities depending on preferences of STEM careers among 480 high school students aged 13 to 18 years. The results showed that interest in studying math and science in high school is an important factor for choosing STEM as a future career path. Girls rate their ability in math lower than boys, and they are also less interested in it.

Keywords: high school students, motivation, self-assessment of abilities, STEM

Человеческий прогресс фундаментально связан с научными, технологическими, инженерными и математическими достижениями т.е. достижениями в области STEM (содержание акронима STEM можно раскрыть следующим образом: S - science, T - technology, E - engineering, M - mathematics, т. е. наука (в первую очередь имеются в виду естественные науки), технология, инженерия, математика). Важным вопросом для исследователей остается понимание факторов, влияющих на выбор и продолжение карьеры в области STEM, данная проблема актуальна не только для ученых, но и для политиков. Связанное с этим беспокойство вызывает также тот факт, что девушки реже проявляют интерес, связывают свою жизнь и преуспевают в STEM карьере, чем их сверстники-парни [1].

Одной из моделей, пытающейся объяснить важные факторы выбора STEM направлений, выступает "мотивационная модель ожидаемой ценности" разработанная Жаклин Экклз [2]. В данной модели ожидаемые ценности фокусируется на субъективных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.