Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ДИФФУЗНОЙ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАДАЧАХ НА КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И УРОВНЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ДИФФУЗНОЙ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАДАЧАХ НА КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И УРОВНЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивный контроль / диффузная модель принятия решений / произвольный контроль

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захаров И. М., Исматуллина В. И.

Статья посвящена изучению взаимосвязи между характеристиками распределения времени ответа в задачах на когнитивный контроль и произвольным контролем как механизмом регуляции поведения у 201 взрослых в возрасте с 18 до 39 лет. Результаты показали, что в основе индивидуальных различий в произвольном контроле как части регуляции целостного комплексного поведения могут лежать общие особенности обработки информации, которые можно измерить даже в простых когнитивных задачах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ДИФФУЗНОЙ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАДАЧАХ НА КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И УРОВНЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

многопрофильном лечебном учреждении». Приложение 2. 2018 №2 (61) / Под ред. А Н. Бельских. СПб.: ВМедА, 2018. С. 106-107.

2. Жукова Д.И. Системный подход в изучении перфекционизма // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 18-19 ноября 2020 г. / Под ред. Холмогоровой, А.Б., Пуговкиной и др. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 269-272.

3. Рычкова О.В., Жукова Д.И. Особенности автобиографической памяти у лиц юношеского возраста с высоким уровнем перфекционизма / Рычкова О.В., Жукова Д.И. // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей международной научно-практической конференции / Под ред. Р.В. Кадырова. Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2011. С. 154-159.

4. Холмогорова А.Б. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия / Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. // Консультативная психология и психотерапия. 2004. № 1. С. 18-35.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ДИФФУЗНОЙ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАДАЧАХ НА КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И УРОВНЯ

ПРОИЗВОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Захаров И. М., Москва (Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики ПИ РАО, iliazaharov@gmail.com

Исматуллина В. И., Москва (Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики ПИ РАО, ismatullina.v@pirao.ru

DOI:

Статья посвящена изучению взаимосвязи между характеристиками распределения времени ответа в задачах на когнитивный контроль и произвольным контролем как механизмом регуляции поведения у 201 взрослых в возрасте с 18 до 39 лет. Результаты показали, что в основе индивидуальных различий в произвольном контроле как части регуляции целостного комплексного поведения могут лежать общие особенности обработки информации, которые можно измерить даже в простых когнитивных задачах.

Ключевые слова: когнитивный контроль, диффузная модель принятия решений, произвольный контроль

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE DIFFUSION MODEL PARAMETERS IN COGNITIVE CONTROL TASKS AND THE LEVEL OF EFFORTFUL CONTROL

Zakharov I. M., Moscow (Russia), Senior Researcher, Laboratory of Developmental behavior genetics, PI RAE, iliazaharov@gmail.com

Ismatullina V. I., Moscow (Russia), PhD in Psychology, Leading Researcher, Laboratory of Developmental behavior genetics, PI RAE, ismatullina.v@pirao.ru

The aim of the present study is the analysis of the relationships between the characteristics of the distribution of response times in cognitive control tasks and the effortful control as the mechanism of behavioural regulation. Two hundred and one person aged 18-39 participated in the study. According to the results, individual differences in effortful control as part of the complex behaviour

may be based on the speed of information processing, which can be measured even in simple cognitive tasks.

Keywords: cognitive control, drift diffusion decision-making model, effortful control

Одной из ключевых характеристик индивидуальности, во многом определяющих успешность конкретного человека в решении возникающих перед ним задач, можно считать способность гибко корректировать свое поведение, учитывая постоянно меняющиеся цели деятельности. Такая способность в современной психологии получила обобщающее название «когнитивный контроль» - возможность контролировать и подстраивать свое поведение под требования окружающей среды. Люди с высокими показателями когнитивного контроля в целом демонстрируют более высокую производительность труда, лучше справляются с тяжелой умственной нагрузкой, что особенно важно с учетом все большей роли наукоемких и технологической профессий в структуре современной экономики. Индивидуальные различия в когнитивном контроле связаны с общей продуктивностью деятельности, влияя на измерения индивидуальных различий в широком спектре когнитивных способностей, включая, помимо прочего, измерения флюидного интеллекта, объема рабочей памяти [4].

Для активации когнитивного контроля необходим конфликт. Одно из преобладающих объяснений механизмов работы когнитивного контроля в процессах решения когнитивных задач, теория мониторинга конфликта, предполагает, что конфликт возникает на уровне реакции, когда задача требует преодоления конкуренции ответов [1]. С точки зрения поведения, когнитивный контроль изучается с помощью заданий, в которых заключен конфликт, вызываемый стимулами и реакциями, например, фланговой задачи Эриксена [2]. Величина эффекта конфликта в случае фланговой задачей Эриксена обычно выражается в различиях среднего времени реакции (RT) и точности в для конгруэнтных и не конгруэнтных стимулах. Однако современные исследования показывают, что по сравнению с оценкой средних значений времени реакции более точным методом может являться моделирования характеристик распределения времен ответа участника в каждой из проб задания [8]. Наиболее продуктивным подходом к оценке распределения времен ответа является группа моделей, получивших название «диффузные модели принятия решений» [6]. В рамках данной модели можно выделять такие характеристики как общая скорость обработки информации о воспринимаемых стимулах («скорость дрейфа» в терминах модели), характеристики количества необходимой информации для принятия решения об ответе («граница критерия») и других. В недавней работе немецких авторов [5] диффузная модель принятия решений была адаптирована для анализа времени реакции в задачах на когнитивный контроль, позволив выделить характеристики скорости обработки информации, связанные с активацией процессов контроля.

Кроме скорости обработки информации, другим важным фактором успешности решения задач на когнитивный контроль является возможность произвольной регуляции поведения (произвольный контроль). Наиболее используемой концепцией, описывающей механизмы регуляции поведения, является психобиологический подход М. Ротбарт. Этот подход описывает взаимодействие биологических и социальных факторов, формирующее индивидуальные особенности поведения [7]. В рамках психобиологического подхода ключевой функцией регуляции поведения является произвольный контроль, позволяющий

подавлять автоматические реакции и программировать собственное поведение в конфликтных ситуациях.

В нашем исследовании мы поставили задачу изучить взаимосвязь между диффузной моделью принятия решения в задачах на когнитивный контроль и уровнем произвольного контроля.

Выборка исследования

В выборку исследования вошел 201 участник в возрасте с 18 до 39 лет (М=20,2, SD=3,39; 61 девушка). Тестирование проходило в смешанном формате. Участники заполняли опросники онлайн, задачи на когнитивный контроль выполняли в лаборатории.

Методики

Для оценки когнитивного контроля использовались «Фланговые задачи Эриксена» разработанные Эриксеном и Шульцем [2]. Для данного типа задач применялась диффузная модель принятия решения. Модель характеризуется такими параметрами, как скорость дрейфа, связанная с контролем активации (скорость накопления информации), граница критерия, отражающее количество информации, необходимое для принятия решения, а также продолжительность вспомогательных процессов (часть времени ответа, которая занята процессами, не связанными с накоплением данных о стимуле и принятием решения). Модель учитывает и распределение скорости ответа, и совершенный выбор, что позволяет описывать различные составляющие процесса принятия решения. Были также проанализированы классических характеристики успешности выполнения фланговой задачи (количество правильных ответов на конгруэнтные и не конгруэнтные стимулы, «эффект конгруэнтности» - разница между средним временем ответа на конгруэнтные и не конгруэнтные стимулы).

Для оценки произвольного контроля использовался опросник темперамента взрослых М. Ротбарт [7]. Опросник оценивает 13 шкал, которые группируются в 4 факторные шкалы (негативный аффект, позитивный аффект/энтузиазм, произвольный контроль и ориентировочная чувствительность). В нашем исследовании мы использовали фактор произвольного контроля, в который входят следующие шкалы методики М. Ротбарт: контроль внимания, контроль торможения и контроль активации.

Результаты

Взаимосвязь между характеристиками распределения времени ответа в задачах на когнитивный контроль и произвольным контролем как механизмом регуляции поведения была проанализирована на основании корреляционного анализа. Проведенный анализ показал, что выраженность эффекта конгруэнтности во фланговой задаче Эриксена отрицательно коррелирует с фактором «контролем торможения» (г=-0,26, р<0,001), а скорость дрейфа, связанная с контролем активации отрицательно коррелирует с факторами «контроль активации» (г=-0,15, р=0,04), «контроль торможения» (г=-0,18, р=0,02) и общим фактором произвольного контроля (г=-0,17, р=0,02). При этом общий фактор произвольного контроля, а также контроль внимания были также положительно скоррелированы с количеством правильных ответов на конгруэнтные стимулы (г=0,20, р=0,01 и, г=-0,22, p=0,005, соответственно).

Заключение

В настоящем исследовании анализировалась связь между характеристиками распределения времени ответов в задачах на когнитивных контроль и произвольным контролем как механизмом регуляции поведения. Нами показано, что как классические методы оценки индивидуальных различий в когнитивном контроле, так и анализ на основе параметров диффузной модели принятия решений коррелируют как с общей выраженностью произвольного контроля, так и с его отдельными компонентами. Более высокие показатели общего уровня произвольного контроля, а также контроля торможения (способности подавлять нерелевантное задаче поведение) и контроля внимания (способности поддерживать фокус внимания на задаче) были связаны с более быстрыми процессами обработки информации и большим количеством правильных ответов во фланговой задаче Эриксена. При этом анализ параметров диффузной модели позволяет увидеть более комплексную картину взаимосвязи. Так, характеристики контроля активации (способности совершить действие, даже если условия, в которых находятся человек, противоречат этому действию) были значимо связаны только со скоростью обработки информации, измеренной с помощью диффузной модели, а не с другими показателями. В целом, в настоящей работе получены данные, которые показывают, что в основе индивидуальных различий в произвольном контроле как части регуляции целостного комплексного поведения могут лежать общие особенности обработки информации, которые можно измерить даже в простых когнитивных задачах.

Литература

1. Botvinick M. M. et al. Conflict monitoring and cognitive control // Psychological review. 2001. Т. 108. №. 3. С. 624.

2. Eriksen C. W., Schultz D. W. Information processing in visual search: A continuous flow conception and experimental results //Perception & psychophysics. 1979. Т. 25. №. 4. С. 249263.

3. Jensen A. R. Reaction time and psychometric g //A model for intelligence. - Springer, Berlin, Heidelberg, 1982. С. 93-132.

4. Kovacs K., Conway A. R. A. What is iq? Life beyond "general intelligence" //Current Directions in Psychological Science. 2019. Т. 28. №. 2. С. 189-194.

5. Mackenzie I. G., Dudschig C. DMCfun: An R package for fitting Diffusion Model of Conflict (DMC) to reaction time and error rate data //Methods in Psychology. 2021. С. 100074.

6. Ratcliff R., McKoon G. The diffusion decision model: theory and data for two-choice decision tasks //Neural computation. 2008. Т. 20. №. 4. С. 873-922.

7. Rothbart M. K., Ahadi S. A. Temperament and the development of personality //Journal of abnormal psychology. 1994. Т. 103. №. 1. С. 55.

8. Воронин И. А., Мерзон Л. А., Исматуллина В. И. Структура индивидуальных различий скорости обработки информации и ее взаимосвязей с рабочей памятью и интеллектом: близнецовое исследование //Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №. 1.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

Зеленкова Т. В., Орехово-Зуево (Россия), канд. психол. наук, доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, tzelenk@mail.ru

DOI:

В статье рассматривается детская вербальная креативность как важнейший компонент способности к творческой деятельности. Показывается, что индивидуальные различия в способностях можно количественно оценивать как по общему критерию, так и по отдельным факторам и их сочетаниям. Разработана процедура выявления этих факторов с использованием методов психолингвистики и компьютерного анализа текстов. Получены семь видов оценок вербальной креативности, характеризующих способности детей к словесному творчеству.

Ключевые слова: способности, вербальная креативность, психолингвистика, детское словесное творчество.

INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S

VERBAL CREATIVITY

Zelekova T.V., Orekhovo-Zuyevo (Russia), PhD, assistant professor, State University of Humanities and Technology, tzelenk@mail.ru

The article examines children's verbal creativity as the most important component of the ability to creative activity. It is shown that individual differences in abilities can be quantitatively assessed both by a general criterion and by individual factors and their combinations. A procedure has been developed to identify these factors using the methods of psycholinguistics and computer analysis of texts. Seven types of assessments of verbal creativity characterizing the abilities of children to verbal creativity were obtained.

Keywords: abilities, verbal creativity, psycholinguistics, children's verbal creativity.

Одним из центральных моментов во взглядах Б.М. Теплова на проблему индивидуальных различий между людьми по способностям была опора на существование своеобразного для каждого человека сочетания отдельных компонентов способностей, обеспечивающих качественно разные пути выполнения одной и той же деятельности [7]. Наши исследования детской вербальной креативности как важнейшего компонента способности к творческой деятельности позволили предположить, что эта способность является мультифакторной, состоящей из нескольких частных способностей, и качественное своеобразие творческой деятельности детей может определяться их индивидуальным сочетанием. С этой целью была разработана процедура выявления и оценки этих факторов.

Как показывают современные исследования, в настоящее время некоторые вопросы исследования креативности, связанные с ее диагностикой, являются достаточно острыми и методологически чувствительными. Возникает проблема усовершенствования распространенных в настоящее время методических практик и обоснованности тех или иных критериев оценки творческих продуктов [5]. Особенно это касается исследований детской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.