ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Л.И. МАКАДЕЙ, кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета 19.00.00 - психологические науки makadej@yandex.ru
Аннотация. Представлены результаты исследования зависимости личностно-типологических особенностей подростков и особенностей их профессионального самоопределения, а также особенностей мотивов профессионального выбора, предпочитаемых сфер профессиональной деятельности и профессиональных интересов в связи с личностно-характерологическими проявлениями подростков.
Ключевые слова: индивидуально-типологические особенности, психотип, профессиональное самоопределение, акцентуации характера.
INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL FEATURES AS THE FACTOR CAUSING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND THE CHOICE OF THE TRADE
AT TEENAGE AGE
L.I. MAKADEJ,
the candidate of psychological sciences, the senior lecturer
of the Stavropol state university
Annotation. In article the author has presented results of research of dependence between lichnostno-typological features of teenagers and features of their professional self-determination, and also feature of motives of the professional choice, preferred spheres of professional work and professional interests in connection with lichnostno-characterologic displays of teenagers.
Key words: individually-typological features psychotype, professional self-determination, accentuation character.
Изучение типологических особенностей профессионального самоопределения подростков актуально для решения как теоретических (выявление статистически значимых индивидуальных различий в протекании указанного процесса), так и практических (выявление ориентиров в деятельности по профкон-сультированию) задач.
В связи с тем, что развитие личности в процессе ее социализации и/или профессионализации в разнообразных концепциях рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, на первый план в исследовании проблемы профессионального самоопределения личности выходит задача изучения типологически обусловленных различий в самом протекании указанного процесса.
И.В. Боев и его коллеги на основе работ А.Е. Лич-ко, Г.К.Ушакова, Г.Е. Сухаревой, О.А. Ахвердовой, создали систематику индивидуально-типологическ их особенностей подростков, предполагающую выделение четырех базовых личностных психотипов:
эпилептоидного, шизоидного, циклоидного и исте-роидного.
Свойства индивида и свойства личности объединяются и формируют индивидуально-типологический психотип. Важным фактором становления психологических свойств при этом выступают биологические основы человека и их развитие. Среди биологических факторов доминирующая роль принадлежит уровню и времени развития центральной нервной системы (ЦНС), определяющей динамические качества и свойства личности — скорость, интенсивность, темп, длительность и т.д. Социальные факторы, в свою очередь, обусловливают содержательный аспект психики (интересы, убеждения, знания) и, следовательно, социально обусловленные свойства личности — направленность, отношения, навыки, умения, моральные установки и т.д.
Индивидуально-типологические особенности подростков отдельных личностных психотипов в сфере их профессионального самоопределения проявляются в уникальном сочетании общих элементов направленности личности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
У представителей шизоидного психотипа наиболее предпочительными являются профессии из сферы физического (связанные с передвижением) и умственного (связанные с интеллектуальной деятельностью) труда, позволяющие им реализовать мотивы достижения профессионального мастерства и социальной значимости труда, а также проявить оригинальность мышления и собственное, порой нестандартное отношение к окружающей действительности. Наименее предпочительны являются профессии, требующие большого количества контактов с людьми, а также предполагающие работу по четким инструкциям и определенному алгоритму.
Подростки циклоидного психотипа личности предпочитают деятельность в сфере физического труда (деятельность, связанная с передвижением, физической активностью). Для акцентуантов циклоидного психотипа важна возможность реализовать мотив самоутверждения в труде. При этом у них возможно возникновение внутриличностного конфликта между стремлением к лидерству, потребностью в признании и такими выявленными в процессе исследования с помощью методики Д. Холланда чертами характера, как консерватизм, подчиненность, зависимость. Сфера работы с людьми, наиболее соответствующая характерологическим особенностям циклоидных акцентуантов, не занимает у них по результатам исследования ведущей позиции, что, по-видимому, связано с недостаточным развитием у них мотивов социальной значимости труда. Результаты исследования особенностей профессионального самоопределения подростков циклоидного психотипа личности отличаются внутренней противоречивостью и неустойчивостью.
Подростки с эпилептоидным типом акцентуаций характера предпочитают профессиональную деятельность в сфере умственного труда (деятельность, связанная с решением интеллектуальных задач), в том числе в сфере технических интересов и сфере физического труда (деятельность, связанная с передвижением, физической активностью). При этом они ориентированы на задачи, связанные с руководством, личным статусом, в решении которых нацелены на настоящее, реальность. Для представителей данного личностного психотипа в профессиональной деятельности важна возможность реализации мотива достижения профессионального мастерства и мотива собственного труда, что определяется их высоким жизненным тонусом. Сфера работы с людьми для подростков эпилептоидного личностного психотипа по результатам исследования мало значима.
У подростков истероидного психотипа личности наибольший интерес в процессе профессионального самоопределения вызывает сфера искусства. В этой сфере профессиональной деятельности представители данного личностного психотипа смогут наиболее полно реализовать мотивы достижения профессионального мастерства и самоутверждения в труде.
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
При этом наименее интересна им сфера умственного труда, что, однако, может не помешать выбору ис-тероидами сфер профессиональной деятельности, связанных с интеллектуальной деятельностью. Такой выбор, по-видимому, будет обусловлен их желанием произвести впечатление на окружающих.
Обращает на себя внимание тот факт, что по результатам исследования с помощью трех методик (Д. Хол-ланд, А.Е. Голомшток, Л.А. Верещагина) у представителей всех личностных психотипов ведущую позицию занимает одинаковый тип исследуемого параметра (предприимчивый тип личности по Д. Холланду, мотив достижения профессионального мастерства по Л.А. Верещагиной, кроме циклоидного психотипа, математика по А.Е. Голомштоку). Различие в особенностях профессионального самоопределения представителей разных личностных психотипов отчетливо проявляется, начиная со второй позиции (кроме исследования профессиональных предпочтений). Этот факт свидетельствует, что ведущее место в структуре личности подростка занимают диспозиции, сформировавшиеся под влиянием социальных факторов (прежде всего, общественного мнения, национального менталитета и т.п.). Это личностные смыслы — продукт конкретного социально-исторического образа жизни человека, о чем неоднократно говорили Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, другие отечественные психологи. Так, ведущее значание предприимчивого типа личности по Д. Холланду у представителей всех личностных психотипов определяется двумя взаимосвязанными факторами: во-первых, тем, что определение типа личности осуществляется через выбор предпочитаемой профессии или должности; во-вторых, тем, что в современных условиях наиболее популярными в подростковой среде являются предпринимательская деятельность и руководящие должности.
Данные аспекты будущей трудовой деятельности настолько привлекательны, что многие подростки, осуществляя выбор в ходе исследования, не столько ориентировались на свои способности и склонности, сколько на идеальный образ преуспевающего бизнесмена или руководителя предприятия, которого им хотелось бы достичь. Различия в профессиональном самоопределении людей, связанные с их индивидуал ьно-типологическими особенностями, с большей силой проявляются по мере достижения ими все большей личностной зрелости.
Возможно, развитие самосознания человека и формирование у него все более адекватного осознания собственных индивидуально-типологических особенностей, с одной стороны, и становление личности как субъекта деятельности (в понимании Б.Г. Ананьева), находящего смысл жизни в реализации собственного, уникального психофизического потенциала, — с другой, приводит к формированию собственно индивидуальности как интегративного целостного объединения «индивида», «личности» и
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^ф^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
«субъекта деятельности». У подростков самосознание не достигает еще необходимой степени развития. Различия в их личностном и профессиональном самоопределении, связанные с влиянием индивидуально-типологических особенностей, определяются уровнем социально обусловленных установок. Следовательно, говорить о подлинном профессиональном самоопределении как осознании себя и определении
своего собственного существования, своего места в жизни (С.П. Зуева, Г.Г. Солодова), в подростковом возрасте еще рано.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что между личностно-типологи-ческими особенностями подростков и особенностями их профессионального самоопределения существует статистически значимая зависимость.
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
И.А. МАЛАШИХИНА, доктор педагогических наук, профессор Ставропольского государственного университета 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
malashihina @yandex.ru
Аннотация. Описаны факторы, детерминирующие процессы в высшем педагогическом образовании; предложены методологические подходы к профессиональной деятельности современного педагога высшего образовательного учреждениея.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, диверсификация, демократизация, гуманизация, гуманитаризация, стандартизация, многовариативность, многоуровневость, информатизация, индивидуализация, дифференциация, интеграция, непрерывность.
INNOVATIVE FORMATION IN THE CONTEXT OF THE NEW PROFESSIONAL PEDAGOGICAL THINKING
I.A. MALASHIHINA, the doctor of pedagogical sciences, professor the Stavropol state university
Annotation. In article the factors determining processes in the higher pedagogical education are described, and according to this author methodological approaches to professional work of the modern teacher of a higher educational institution are specified.
Key words: the higher pedagogical education, a diversification, democratisation, a humanisation, liberalization, standardization, multivariability, multilevel, information, an individualization, differentiation, integration, a continuity.
Процессы, происходящие в системе высшего педагогического образования, обусловлены факторами, которые определяют векторы дальнейшего его развития. Эти же факторы детерминируют построение современной модели профессиональной подготовки в педагогическом вузе. К числу таких факторов можно отнести следующие: Ф диверсификацию — многообразие высших образовательных учреждений, образовательных программ и органов управления;
Ф демократизацию высшего профессионального образования — отражает принцип равных исходных возможностей при получении образования, идею многообразия образовательных систем (при ориентации на
единый конечный результат, закрепленный стандартами образования разного уровня);
Ф принцип сотрудничества преподавателя и студента в учебном процессе;
Ф принцип открытости высшей профессиональной школы;
Ф гуманизацию профессионального образования — акцентированность на личности, приобретении личностной ориентированности, процессе, направленном на подготовку студента в стенах вуза к выполнению в будущем широкого спектра профессиональных и социальных функций, способствующих развитию социальной устойчивости и адаптации к внешним факторам;