Научная статья на тему 'Эмпирическое обоснование психического «Как живого процесса» на примере аномальной личностной изменчивости в трудах психологов'

Эмпирическое обоснование психического «Как живого процесса» на примере аномальной личностной изменчивости в трудах психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О А. Ахвердова, К М. Оганян, К С. Гюлушанян, В В. Косинова

В статье изложены результаты теоретического исследования работ видных отечественных и зарубежных психологов на предмет эмпирического обоснования психического «как живого процесса» на примере аномальной личностной изменчивости. Данные проведенного анализа изученных работ психологов обнаружили эмпирическое предвосхищение современного фактического материала, полученного в результате психологических и психофизиологических исследований аномальной личностной изменчивости как проявление психического «как живого процесса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — О А. Ахвердова, К М. Оганян, К С. Гюлушанян, В В. Косинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRIC GROUNDING OF THE PSYCHIC AS "A LIVE PROCESS" TAKING ANOMALOUS PERSONAL VARIABILITY IN PSYCHOLOGISTS' PAPERS AS AN EXAMPLE

The article presents the results of theoretic research of the papers belonging to eminent Russian and foreign psychologists devoted to the empiric grounding of the psychic as "a live process’ taking anomalous personal variability as an example. The findings of the analysis confirm the empiric anticipationof the modern facts obtained as the result of psychological and psycho-physiological research of anomalous personal variability as the of manifestation the psychic as " a five process’.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое обоснование психического «Как живого процесса» на примере аномальной личностной изменчивости в трудах психологов»

 ы Ахвердова O.A., Оганян Н.М., Гюлушанян Н.С., Носинова В.В. ш «Эмпирическое обоснование психического «как живого процесса» на примере...»

UUU, ТЕХНОЛОГИИ У РЕЗУЛЬТАТУ ШЧШ ШШШШ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО «КАК ЖИВОГО ПРОЦЕССА» НА ПРИМЕРЕ АНОМАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ В ТРУДАХ ПСИХОЛОГОВ

O.A. Ахвердова, К.М.Оганян, К.С.Гюлушанян, В.В.Косинова

EMPIRIC GROUNDING OF THE PSYCHIC AS" A LIVE PROCESS" TAKING ANOMALOUS PERSONAL VARIABILITY IN PSYCHOLOGISTS' PAPERS AS AN EXAMPLE

Akhverdova O.A., Oganyan K.M., Giulushanyan K.S., Kosinova V.V.

The article presents the results ofthieoretic research! of the papers belonging to eminent Russian and foreign psychologists devoted to the empiric grounding of the psychic as "a live process" taking anomalous personal variability as an example. The findings of the analysis confirm the empiric anticipation обнаружили of the modern facts obtained as the result of psychological and psycho-physiological research of anomalous personal variability as the of manifestation the psychic as " a live process"

В статье изложены результаты теоретического исследования работ видных отечественных и зарубежных психологов на предмет эмпирического обоснования психического «как живого процесса» на примере аномальной личностной изменчивости. Данные проведенного анализа изученных работ психологов обнаружили эмпирическое предвосхищение современного фактического материала, полученного в результате психологических и психофизиологических исследований аномальной личностной изменчивости как проявление психического «как живого процесса».

УДК 159.9.019

Вне зависимости от социального устройства общества концепция психического «как процесса», разработанная С.Л. Рубинштейном в 40 - 60 гг., является методологически значимой и представляет собой, на наш взгляд, необходимое условие для развития любого нового психологического знания. Основа этой концепции базируется на двух теориях, пытающихся объяснить природу психического. С одной стороны, в противовес бихевиористической теории, отрицавшей психическое как самостоятельную субстанцию. С другой стороны - в развитие теории И.М. Сеченова, который, подвергнув критике интроспекционизм, выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой.

Была вычленена методология построения и на основе философского анализа конкретных фактов естественнонаучной рефлекторной теории сформулированы следующие положения.

1) Психические явления возникают в процессе взаимодействия индивида с внешним миром. 2) Психическая деятельность, в процессе которой возникают психические явления, это рефлекторная деятельность нервной системы, мозга. Психическая деятельность как рефлекторная, отражательная есть деятельность аналитико-синтетическая. 3) В силу рефлекторного характера психической деятельности психические явления -это отражение воздействующей на мозг ре-

29/2002

Вестник Ставропольского государственного университета

альной действительности. 4) Отражательная деятельность мозга детерминируется внешними условиями, действующими через посредство внутренних.

В ходе нашего исследования отправной точкой мы будем считать одно из утверждений С.Л. Рубинштейна, отражающее основную цель ученого в изучении психического: «Чтобы всесторонне и верно раскрыть природу психического, надо исходить не из абстрактно-всеобщего понятия психического, с самого начала односторонне фиксируя его в том качестве, в каком оно выступает в одном каком-нибудь отношении (например, как идеальное в противоположность материальному или субъективное в противоположность объективному), надо обратиться к конкретному изучению психических явлений, взять их во всех существенных связях и опосредствованиях, выявить разные их характеристики и соотнести эти характеристики в соответствии с объективной логикой тех связей и отношений, в которых каждая из них выступает».

Рассматривая восприятие как динамический процесс отражения, детерминируемый взаимодействием внешних и внутренних факторов, следует отметить, что не только восприятие, но и любое другое психическое явление выступает как процесс. Память и мнемические процессы, изучавшиеся В.М. Бехтеревым, П.П. Блонским, П.И. Зинченко, A.A. Смирновым, были признанны ими как динамическое явление. В работах С.Л. Рубинштейна, A.B. Брушлинс-кого, A.M. Матюшкина мышление также было охарактеризовано как весьма динамический многоуровневый и многомерный процесс.

Таким образом, исходя из того, что элементарный по форме, но не по содержанию компонент психического (восприятие) является процессом, можно смело утверждать, что психическое в целом является процессом, и иного содержания быть не может, иначе оно перестает быть принадлежностью живого человека.

Не углубляясь в структурную организацию восприятия как элемента отражения, важно отметить, что сущность его процессу-

альна. Мы считаем, что так же, как и в процессе отражения, являющегося простейшим примером переработки любого отражаемого объекта субъектом восприятия, так и сквозь призму личности перерабатываются все воздействия, но лишь в той последовательности, в какой они представляются конгруэнтными для данной психотипологической матрицы конкретного индивида.

И действительно, в жизни каждого человека отпрепарировать процессуальность мышления от процессуальности памяти и т.п. просто невозможно, так как эти процессы не изолированы друг от друга, нельзя оторвать психическое от субъекта: «В действительности субъектом является лишь человек, а вовсе не тот или иной обособленный психический процесс».

В связи с вышесказанным и применительно к теме нашего исследования, принимая априори неотрывность психического от субъекта, считаем необходимым ввести категорию «глобальное психическое», под которым и подразумевается общая характеристика однотипных множественных проявлений «индивидуального» психического, данная в одном понятии на более высокой ступени абстрактного теоретического обобщения. Одним из примеров такого «глобального» психического может являться как личностная изменчивость в рамках психологической нормы, так и аномальная личностная изменчивость, формирующаяся за пределами границ нормы в коституционально-континуальном пространстве (И.В. Боев).

Настоящие рассуждения и анализ отечественных концепций в психологии послужили основанием для более подробного рассмотрения психического «как живого процесса». На примере экспериментально-психологического конкретного материала, а именно - аномальной личностной изменчивости подростков в конституционально-континуальном пространстве, мы стремились исследовать структурные изменения психического, определенные нами как «глобальное психическое».

В нашей работе предметом исследования является основной «продукт» - психическое как «живой процесс», а объектом является подростковая конституционально-

У 'S Ахвердова O.A., Оганян И.М., Гюлушанян И.С., Иосинова В.В.

fqnQI «Эмпирическое обоснование психического «как живого процесса» на примере...»

ляется подростковая конституционально-психотипологическая личностная изменчивость. Мы считаем, что есть два уровня психического - глобальное (совокупное) и индивидуальное. Индивидуальное в большей мере имеет тенденцию к количественному изменению (в пределах каждого конкретного субъекта), а глобальное/совокупное (общие закономерности развития однотипного психологического конгломерата) - к качественному. Необходимо отметить различие между понятием «совокупное психическое» и понятием «собирательная личность», которое применял В.М. Бехтерев для обозначения группы людей, подчеркивая этим, что группа обладает некоторыми новыми качествами, несводимыми к сумме качеств индивидов, входящих в нее.

Подростковая аномальная личностная изменчивость является примером глобального изменения психического.

Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех интегральных психологических характеристик субъекта, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. На наш взгляд, в конституционально-континуальной концепции, представленной O.A. Ахвердо-вой и И.В. Боевым, раскрываются основания интегральных психологических свойств в виде психотипологических характеристик личности.

В конституционально-континуальной концепции подробно представлены психотипологические и личностные особенности подростков, относящихся к одному из четырех базовых психотипов (шизоидный, эпи-лептоидный, циклоидный и истероидный), в зависимости от их места распределения в конституционально-типологическом личностном континууме: норма-акцентуация, пограничная аномальная личность и патологическая психическая конституция в виде психопатий.

Таким образом, четыре базовых психотипа наглядно демонстрируют аномальную изменчивость различных психотипологических особенностей в конституционально-континуальном пространстве, в изучении

которых особое значение приобретает объективная оценка субъективных проявлений в структуре личности.

На наш взгляд, сам семантический конструкт первого вопроса (кто и как способен к изменению своей личности в лучшую сторону) логически предполагает наличие определенного уровня развития, когда личность сама способна себя изменить. Пользуясь конституционально-континуальной концепцией И.В. Боева можно предположить, что такая личность должна находиться в пределах регистра психологической нормы-акцентуации, а в свете концепции триединства личности в ней должна преобладать духовная составляющая. В случаях, когда личность может быть отнесена к регистру патологической аномальной личности ПАЛ или к регистру психопатии, можно предположить о низвержении духовной и преобладании биологической составляющей в триединой структуре личности.

Философский взгляд на духовный компонент в структуре личности дополняет и мысль А.И. Арнольдова о том, что «самое важное открытие, значительнее которого нет на Земле, - это открытие и познание человеком себя как личности». Объективные психологические и психофизические исследования И.В. Боева утверждают, что чем выше духовное развитие человека, тем больше приближена структура данной личности к той точке конституционально-типологического личностного континуума, которая может быть охарактеризована как «норма». И действительно, духовный компонент является самым значимым в структуре личности, так как он дает возможность пользоваться благами культуры, являющейся средоточием всего лучшего. Реализация же этой возможности зависит от второй составляющей личностной структуры, а именно от социального компонента, который позволяет человеку применять социальные навыки и ощущать необходимость использовать эти ценности в своей повседневной жизни. С точки зрения конституционально-континуальной концепции это возможно только на отрезке континуума «норма» - «акцентуация характера».

29/2002 ЯШ

Вестник Ставропольского государственного университета Щщ

Что касается биологического компонента в структуре личности, то одним из показателей уровня биологической организации и психического развития является способность к адаптации, то есть пластичность психики, широта «нормы-реакции» в ответ на воздействие различных экзогенных и эндогенных влияний. Фактический материал исследований И.В. Боева подтверждает, что высокий процент способности к адаптации коррелирует с показателями регистра психологической «нормы» конституционально-типологического личностного континуума.

Справедливости ради нужно заметить, что все позитивные и негативные тенденции развития личности в виде негативного дрейфа из регистра «нормы» в сторону диапазона ПАЛ указывают на преобладание биологического над духовным и социальным (в фи-лософско-психологической концепции триединства личности), что еще раз подтверждает теорию С.Л.Рубинштейна- А.В. Бруш-линского о том, что «психическое объективно существует прежде всего как процесс», ...который «принадлежит к числу живых процессов, выделяется своей предельной динамичностью, переходящей в развитие».

Конституционально-типологический личностный континуум, базирующийся в свою очередь на принципе непрерывности и преемственности в формировании психического облика личности, а именно личностно-характерологических особенностей подростков в диапазоне от крайнего варианта психической нормы - акцентуации к пограничной личностной аномалии и далее до патологической конституции личности в виде психопатии, дает возможность проанализировать некоторые концепции психического развития подростков с целью обнаружить в них фактическое отражение континуальности развития психического в конституциональном пространстве норма - акцентуация - патологическая аномальная личность (ПАЛ), взяв за основу четыре базовых личностных психотипа.

Авторы конституционально-

континуальной концепции очень подробно описали психотипологические особенности личности каждого из четырех базовых пси-

хотипов, в зависимости от распределения личностно-характерологических особенностей подростков от крайнего варианта нормы - акцентуаций к пограничной аномальной личности и до патологической конституции личности в виде психопатий. Характеристики типичных представителей (акцен-туантов и ПАЛ) каждого психотипа даны не обособленно, а в сравнении, как в рамках психотипа, так и в сравнении одних те же проявлений у представителей разных психотипов друг с другом, что не дает возможности сделать ошибочный вывод о единообразии причин возникновения психических и психологических реакций, схожих по внешней реализации.

Так, для подростков акцентуантов эпилептоидного психотипа характерны такие качества, как честолюбие, меркантилизм, эгоизм, высокий жизненный тонус, работоспособность, выносливость, злопамятность, прагматичность. Выбить их «из седла» может лишь ситуация, угрожающая их честолюбивым планам, лишающая (их) принадлежащих им материальных ценностей а Только в этом случае мы можем увидеть эмоциональную и инстинктивную «бурю», которую эпилептотимики, независимо от культуры и интеллекта, не смогут завуалировать. Автор отмечает, что в условиях хронического психологического стрессиро-вания они склонны употреблять спиртные напитки, чтобы снять нарастающее эмоциональное напряжение, которое может мешать им принимать адекватные решения и реализовать их.

Эпилептоиды ПАЛ автором характеризуются тем же «набором» качеств, только более ярко окрашенных и резко выраженных. Они жадны, завистливы, похотливы, что часто является предметом споров, конфликтов, драк, нарушений общепринятых законов. Стремление к власти, психологическому садизму и физическому насилию плюс аффективные реакции на бытовые ситуации, в которых заметна даже минимальная угроза, перспектива лишения их материальных благ, чувственных удовольствий, наслаждения, ограничения их самости - вот неполная картина, встающая при описании

|рдВ| «Эмпирическое обоснование психического «как живого процесса» на примере...»

эпилептоида ПАЛ. Опасным для окружающих дополнительным штрихом является их реакция на алкоголь, который в больших или малых дозах может провоцировать эксплозивные реакции, гетероагрессию, если психотипологические эпилептоидные особенности отягощены признаками минимальной мозговой недостаточности и/или вялотекущей органической неврологической симптоматикой.

Одним из четырех базовых психотипов является шизоидный психотип. Автор рассматривает особенности подростков ак-центуантов данного психотипа не с точки зрения психопатологии, так как они не являются коррелятами таких психопатологических особенностей больных шизофренией, как аутизм, апатия и т.п., а с точки зрения психологии. В этой связи шизотимики характеризуются эмоциональной уравновешенностью, вплоть до степени эмоциональной «прохладности», рациональностью, прагматизмом, стремлением к справедливости, эвристичностью, целеустремленностью, высоким жизненным тонусом, ответственностью. Все перечисленные личностно-характерологические особенности в той или иной комбинации участвуют в создании психологической базы шизотимиков, детерминирующей высокую толерантность к социально-психологическим и иным экзогенным стрессорам. Таким образом, конституциональный психобиологический резерв облегчает им адаптацию к постоянно изменяющимся условиям жизни.

В случае личностно-характеро-логического дрейфа в сторону пограничной аномальной личности автор наглядно описывает усиление и ужесточение всех характерных проявлений у шизоидов ПАЛ. Эмоциональная «прохладность» перерастает в черствость и бездушие, что отражается на стереотипе поведения. Конституциональные шизоиды в силу своей эмоциональной замкнутости и холодности предпочитают общение с элективным кругом сверстников, ...но сверстники зачастую протестуют против «включения» своей кандидатуры в этот схематичный. умозрительный круг шизоидов. Таким образом, они часто остаются непоня-

тыми и одинокими, хотя одиночеством не тяготятся. В целом, по наблюдениям авторов, выявлена более низкая толерантность шизоидов- к- различным- экзогенным- влияниям,- в- частности- к- социально-психологическим стрессовым ситуациям.

Акцентуанты истероидного психотипа отличаются эмоциональностью, яркостью, но поверхностностью восприятия мира и отношений; амбициозностью, бурной фантазией на фоне низкой работоспособности, живостью- ума,- хорошей- культурой- и- интуицией, которую они используют, чтобы произвести яркое впечатление.

Истероиды ПАЛ всегда отличаются живостью- и- экспрессивностью- движений,-стремлением быть везде в центре внимания, даже если это будет неадекватно ситуации, для них важнее всего признание их исключительности, поклонение им и восторг. Истероиды ПАЛ, не выдерживая любые бытовые стрессоры, легко входят в состояние социально-психологической- дезадаптации,-на фоне чего быстро могут сформироваться сложные психопатологические реакции типа истеро-похондрических, истеро-субдепрес-сивных, истеро-фобических, ювенильных.

Акцентуанты циклоидного психотипа, или циклотимики, отличаются такими лич-ностно-характерологическими- особенностями, как жизнерадостность, чуткость, общительность, сдержанность, что сочетается с принципиальностью,- честностью,- требовательностью, решительностью и настойчивостью.

Циклоиды ПАЛ отличаются высоким жизненным тонусом, который часто используется неэффективно; предприимчивостью и авантюризмом, хотя в силу доверчивости и открытости это часто оборачивается их обманом или использованием. Высокая эмоциональная лабильность проявляется в легкости возникновения слез и смеха. Общительность, сострадание и способность к адаптации на фоне заниженной самооценки приводит к тому, что циклоидов используют в- корыстных-целях- эпилептотимики- и-шизо-тимики. Неспособность циклоидов «держать» социальный удар, отсутствие психологической- толерантности- к- тривиальным-

29/2002 ЯШ

Вестник Ставропольского государственного университета Щщ

стрессорам приводит их к патологическим психическим и психологическим переживаниям вплоть до развития патологических психических реакций в виде субдепрессивных, субдепрессивно-фобических и ипохондрических переживаний.

Таким образом, выделенные профессором И.В. Боевым четыре базовых психотипа наглядно демонстрируют изменчивость различных психотипологических особенностей в континуальном пространстве, в изучении которой особое значение приобретает объективная оценка субъективных проявлений в структуре личности.

Большой недостаток многих концепций подросткового развития, с нашей точки зрения, в том, что в них нет дифференцированного подхода к личности подростков. Ко всем применяются одни и те же стандарты. Например, Ст. Холл, говоря об амбивалентности и парадоксальности характера подростка, выделяя противоречия, присущие подростку, говорит о каком-то абстрактном подростке, у которого чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству - в любовь к рутине, увлечение наблюдениями — в бесконечные рассуждения.

В теории Ш. Бюлер просматривается попытка выделить последовательность превращения одной стадии развития личности подростка в другую, что по форме перекликается с континуальной сущностью подростковой изменчивости. Выделенные ею фазы (негативная и позитивная), сменяя друг друга, где-то переплетаясь, являются биологически обоснованными. Ш. Бюлер выделяет также и качественные стороны пубертатного периода: психическую и физическую пубертатность. Первая, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической по-

требности - потребности в дополнении. Именно в этом, по ее мнению, кроется причина всех переживаний подросткового возраста. На наш взгляд, здесь речь идет о проявлении реакции эмансипации или о ее противоположности - конформизме, в большей или меньшей степени проявляющейся у подростков разных психотипов. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни. Мы можем частично не согласиться с этим утверждением Ш. Бюлер, аргументируя тем, что далеко не для каждого подростка рост культуры в обществе способствует увеличению периода психической пубертатности. Мы считаем, что это возможно в большинстве случаев лишь для тех подростков, которые способны адекватно воспринимать и «поддаваться» влиянию культуры, а именно -подростков группы нормы конституционально-континуального пространства. Попытка рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития, на наш взгляд, является важным звеном в формировании современного подхода к развитию личности, когда базовые, конституционально-биологические основы являются фундаментом к рассмотрению любых ее проявлений.

В этом отношении значимой, на наш взгляд, является концепция Л.С. Выготского о «доминанте интересов». Преломляя концептуальные положения Л.С. Выготского через конституционально-континуальную личностную концепцию, можно вполне обоснованно обнаружить корреляцию между выделенными Л.С. Выготским доминантами и базовыми психотипами.

Так, «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности) является показательной характеристикой подростков истероидного психотипа. «Доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние) является непременной сущностью подростков шизоидного психотипа; «доминанта усилия»

|рдВ| «Эмпирическое обоснование психического «как живого процесса» на примере...»

(тяга- подростка- к- сопротивлению,- преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда- проявляются- в- упрямстве,- хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях) характерна для большинства подростков эпилептоидного психотипа; «доминанта- романтики»- (стремление- подростка- к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму) - для подростков циклоидного психотипа.

Одной из наиболее весомых среди подобных- попыток- классификации- личности является классификация А.Ф. Лазурского. Причем в ходе его работы над этой проблемой можно также проследить некоторую изменчивость и континуальность его взглядов на предмет исследования. Так, начав с «научного изучения человеческих характеров», он закономерно приходит к необходимости изучения «сложного и разнообразного содержания личности» в единстве ее субъективных и объективных элементов. На наш взгляд,- выделенные- Лазурским- низший, средний и высший уровни психики неравнозначны по своей наполненности и, кроме того, на высшем уровне, являющемся как бы эталоном идеального человека, не совсем правильно применять термин «извращенные типы».

Извращенный- тип,- выделенный А.Ф. Лазурским, в новой системе координат (конституционально-континуальной- концепции) дает основания коррелировать его с диапазоном «ПАЛ- психопатия» и различать внутри него три регистра: 1 - крайний вариант ПАЛ, расположенный ближе к границам регистра акцентуации; 2 - ПАЛ с переходом границы психопатии; 3 - собственно диапазон психопатии.

1. К первому диапазону (крайнему варианту ПАЛ) мы отнесем представителей извращенного типа высшего уровня. Такая личность, несмотря на достаточно богатый внутренний мир, имеет неустойчивую психобиологическую основу, а вследствие различных- неблагоприятных- экзогенных- воздействий (как острых, так и хронических) может привести к тому, что «духовная мощь ее постепенно убывает, способность к твор-

честву и психической продукции слабеет, проявления становятся менее сознательными и координированными, одним словом -постепенно наступает понижение психического уровня, существенный ущерб для самой личности».

2. Выделенный Лазурским извращенный тип среднего уровня представляет собой- в- современном- понимании- второй- регистр - ПАЛ с переходом границы психопатии. Причем конкретное описание разных видов личностей данного уровня и качественная- характеристика- четырех- психотипов-конституционально-континуальной- личностной концепции очень схожи. Деление на неудачников и успевающих, на наш взгляд, немного сомнительно, и типы представлены следующим образом.

Неудачники--

• Неприспособленные мечтатели. Обладая- наблюдательностью,- развитым- воображением- и- художественными- склонностями, в то же время слишком мягки и безвольны, неспособны к труду и жизненной борьбе; часто спиваются. Данная характеристика- в- рамках- конституционально-континуальной- концепции- коррелирует- с-характеристикой представителей ПАЛ шизоидного психотипа с астеническим типом психобиологического реагирования (психастеники, сенситивы).

• Аффективные неудачники. Благодаря чрезмерно повышенной аффективной возбудимости отличаются в своих поступках значительной- импульсивностью,- порывистостью и несдержанностью; отсюда крайняя неровность их поведения, неспособность к труду, склонность к кутежам и т.д. Данное описание частично соответствует характеристике представителей циклоидного психотипа регистра ПАЛ.

• Энергичные озлобленные. Имеющиеся от природы воля, самостоятельность и способность к инициативе парализованы неблагоприятными обстоятельствами; отсюда недовольство, склонность к протестам, различного рода эксцессы. Приведенные яркие характеристики, анализируемые с точки- зрения- психотипологической- концеп-

29/2002 ЯШ

Вестник Ставропольского государственного университета Щщ

ции, свойственны личностям с истероидным психотипом регистра ПАЛ.

Успевающие

• Лицемерные. Умны, расчетливы и достаточно энергичны; но весь их ум и энергия направлены на эксплуатацию окружающих с целью сделать себе карьеру, нажить состояние т.д.; при этом средствами не стесняются. Приведенные описания в разрезе конституционально-континуальной концепции во многом характеризуют представителей ПАЛ эпилептоидного психотипа.

• Властные извращенные. Власть из средства становится целью и, благодаря этому, развращающим образом действует как на подчиненных, так и на повелителей; последние превращаются в самодуров, бесцельно жестоких и давящих все окружающее. Вместе с описанным выше энергичным озлобленным данный тип также соответствует характеристике представителей эпилептоидного психотипа, являясь непротиво-речащими друг другу дополнениями одного явления.

3. Далее рассмотрим извращенный тип низшего уровня, по объективным характеристикам в рамках конституционально-континуальной концепции представляющий собой описание проявлений собственно регистра психопатии. Так, Лазурский отмечает, что представители этого уровня «плохо приспособлены к жизни, в социальном отношении бесполезны, часто вредны».

Так, к шизодному психотипу мы отнесем «пассивных», которые, «смотря по тому, что более ослаблено, чувствования или волевые акты, делятся на две разновидности: а) апатичные, характеризующиеся равнодушно вялым отношением ко всему окружающему, отсутствием сколько-нибудь ярко выраженных интересов и влечений; б) безвольные, неспособные к деятельности, борьбе и сопротивлению; поэтому робкие, легко внушаемые с преобладанием подавленного настроения».

Эпилептоидному психотипу регистра психопатии более всего соответствует тип «расчетливых эгоистов». По характеристике Лазурского, они «расчетливы и хитры, черствы и злопамятны; на первом плане забота

о своих выгодах и интересах, преимущественно материальных».

Тип «аффективные извращенные» характеризуется как «веселые, подвижные, беспорядочно-легкомысленные; по своим социальным проявлениям - босяки-пропойцы, драчуны, скандалисты, добровольные шуты, мелкие воришки и т.п.» соотносится с характеристикой представителей циклоидного психотипа регистра психопатии.

Четвертый тип низшего уровня - «активные извращенные (насильники)» имеет сложную характеристику, свойственную больше истеро-эпилептоидному психотипу, то есть смешанному типу, что объективно отражает современные данные о частоте и неоднородности проявлений патологической психической конституции - психопатии. (В чистом виде истероидный психотип личности, особенно регистра психопатии, встречается очень редко.) Здесь Лазурский выделяет два типа: а) беспорядочные насильники (соответствуют энергичным низшего уровня): решительны и энергичны, особенно в пьяном виде; работать не любят; всегда склонны к борьбе, принимающей обычно характер драки; б) сосредоточенно-жестокие (соответствуют упрямым низшего уровня): при узком, ограниченном умственном кругозоре спокойно сосредоточенная, настойчивая энергия, соединенная с жестокостью; в случае надобности не останавливаются перед убийством, истязанием и т.п. Мы считаем, что анализ только одного типа, выделенного Лазурским, а именно «извращенного» в разрезе конституционально-континуальной концепции, дал нам основания провести его корреляцию с несколькими диапазонами личностного континуума: крайний вариант регистра ПАЛ, ПАЛ с дрейфом в сторону регистра психопатии, собственно регистр психопатии, и соотнести приведенные характеристики с четырьмя психотипами, используемыми данной концепцией. В свою очередь, найденные соответствия могут свидетельствовать об уникальности и прогрессивности научной мысли А.Ф. Лазурского и большой практической значимости конституционально-континуальной концепции.

|рдВ| «Эмпирическое обоснование психического «как живого процесса» на примере...»

Таким образом, некоторые теории подросткового кризиса, рассмотренные нами через призму конституционально-континуальной концепции, позволили выявить характерные особенности подростковой аномальной личностной изменчивости (так называемого глобального психического), свойственные) разным) психотипам) и) подтвержденные не только конкретными современными экспериментальными данными, сколько временем и опытом виднейших педагогов и психологов, изучавших подростковый возраст.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахвердова О.А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характеро-логического континуума подростков. — М., 1998.

2. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

3. Боев И.В., Ахвердова O.A., Волоскова H.H. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. — Ставрополь, 2000.

4. Боев И.В., Волоскова H.H. Конституционально-континуальная изменчивость на почве резидуально-органического поражения мозга у современных подростков // Вестник СГУ. — 2000.

5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. — М.: Мысль, 1979.

6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — Москва; Воронеж, 1996.

7. Гальперин П.Я. Введение в психологию.

— М., 1999.

8. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. — 1967. — A 1.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 27.

10. Культура, человек и картина мира. — М.: Наука, 1987.

11. Лазурский А.Ф. Классификация личностей.

— Петербург, 1921.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. — М., 1995.

13. Ланге H.H. Закон перцепции. — Одесса, 1984.

14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. —М., 1986.

15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. —М., 1996.

16. Пономарев Я.А. Методологические проблемы в психологии. —М.: Hаука, 1986.

17. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

18. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. —М., 1947.

Об авторах

Оганян Карина Михайловна, аспирант кафедры клинической психологии факультета психологии Ставропольского государственного университета. Область научных интересов - изучение психического «как живого процесса» в континууме подростковой личностной изменчивости. Автор около 10 научных статей.

Ахвердова Ольга Альбертовна, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, декан факультета психологии, зав. кафедрой клинической психологии СГУ. Проблемой пограничной аномальной личности занимается с 1984 г. Автор более 80 работ, в том числе монографии «Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков».

Гюлушанян Карина Степановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической психологии факультета психологии СГУ. Автор 35 научных работ. Сфера научной деятельности - проблемы пограничной психологии с позиций конституционально-типологической личностной изменчивости.

Косинова Виктория Владимировна, ассистент кафедры клинической психологии факультета психологии СГУ, клинический психолог Клиники пограничных состояний СГМА. Имеет 8 научных работ. Специализируется в области изучения механизмов развития и диагностики посттравматических стрессовых расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.