Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность / физическое развитие / онтогенез / средний школьный возраст / возрастные особенности школьников / двигательная активность / двигательные способности / двигательные качества / выносливость / силовая выносливость / скоростные качества / гибкость / координационные способности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поплевичева Ольга Сергеевна, Лукоянова Наталья Вячеславовна, Пожарова Галина Владимировна

В статье рассматриваются возрастно-половые и индивидуальные особенности развития двигательных способностей в школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ»



ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ

Поплевичева Ольга Сергеевна, Лукоянова Наталья Вячеславовна, Пожарова Галина Владимировна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: ast9045@yandex.ru E-mail: pojarovagalina@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются возрастно-половые и индивидуальные особенности развития двигательных способностей в школьном возрасте.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, онтогенез, средний школьный возраст, возрастные особенности школьников, двигательная активность, двигательные способности, двигательные качества, выносливость, силовая выносливость, скоростные качества, гибкость, координационные способности.

Проблема формирования двигательных способностей (двигательного потенциала) относится к числу недостаточно исследованных в теории и методике физического воспитания школьников. Эта проблема представляет большой теоретический и практический интерес, прежде всего потому, что двигательным способностям принадлежит важная роль в успешном овладении движениями, расширению функциональных возможностей организма, повышению умственной и физической работоспособности [5].

Познать структуру двигательных способностей - значит определить степень и характер связей между отдельными способностями, их ранговое место в общей структуре способностей, т.е. выявить ведущие, стержневые, определяющие элементы и вспомогательные, изучить характер и степень изменений данной структуры под воздействием различных физических упражнений.

Как отмечают В.Г. Арефьев (2016). Ю.К. Бабанский (2013), в основу принципов реорганизации работы по физической культуре должны быть положены идеи развития личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-тренировочного процесса на основе применения современных педагогических, психологических и физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности [1; 2].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Выносливость, сила, ловкость, гибкость могут быть приобретены путем тренировки, на основе целенаправленного организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема и интенсивности. В рамках тренировочного процесса могут и должны решаться задачи моторного обучения, овладения двигательными умениями и навыками.

Методологической основой этого процесса могут служить исследования В. М. Воинова (2014), где показано, что наиболее высокие результаты развития моторных функций могут быть достигнуты при возможно полном учете индивидуально-двигательных, социально-психологических и

морфофункциональных особенностей обучающихся. В то же время единая для всех учебная программа по физическому воспитанию будет не всегда эффективна для каждого занимающегося. Вместе с тем, арсенал средств и методов физического воспитания настолько широк, что позволяет найти наиболее адекватные решения организации учебного процесса в согласии с индивидуальными особенностями каждого учащегося [4].

В рассматриваемый период онтогенеза (средний школьный возраст) наблюдается переход на новый качественный уровень индивидуального развития двигательных способностей. Данный этап возрастного развития характеризуется дальнейшей дифференциацией и возрастающей организацией моторики детей [3].

К 12-14 годам происходит повышение меткости бросков, метаний в цель, точности прыжков. Однако некоторые наблюдения показывают ухудшение координации движений у подростков, что связывается с морфо-функциональными преобразованиями в период полового созревания. С половым созреванием связано и снижение выносливости в скоростном беге у 14-15-летних подростков, хотя скорость бега к этому возрасту существенно возрастает. Объективные потребности дальнейшего развития системы физического воспитания ставят перед педагогической наукой задачу разработки научно-обоснованных форм, средств и методов обучения с учетом специфических особенностей детей различных возрастных групп [6].

Все это определило цель и задачи нашего исследования. Изучение, анализ и обобщение данных новейших научных работ по современным проблемам физического воспитания школьников разного возраста, а также малодоступных классических работ по возрастной физиологии детского организма позволило нам сделать научный литературный обзор физиологических особенностей формирования двигательных способностей у детей среднего школьного возраста.

В течение всего периода обучения в школе и в течение конкретного учебного года учитель должен оказывать разностороннее воздействие на все основные физические способности учащихся. Вместе с тем, в школьном возрасте несколько большее значение следует придавать развитию координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам, гибкости; в среднем - координационных,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

скоростно-силовых, выносливости к различным видам нагрузки, исключая максимальные; в старшем - силовых, силовой и координационной выносливости [4].

При развитии двигательных способностей немаловажное значение имеет наиболее распространенный вариант планирования состоит в параллельном развитии физических способностей и обучении соответствующим двигательным действиям. Например, при обучении прыжку в высоту учитель одновременно планирует вопросы развития скоростных, скоростно-силовых (разбег, энергичное отталкивание) и координационных способностей (движения в полете при переходе через планку, согласование движений, приземление), а также совершенствование гибкости (взмах свободной ногой). В этой связи учителю нужно подобрать упражнения по развитию названных способностей, которые были бы связаны с деталями техники основного движения, осваиваемого на уроке [3].

Согласно сведениям литературы, одним из ведущих положений современной методики развития двигательных способностей является возможность широкой компенсации одних свойств, процессов, функций, способностей другими. В одних случаях, компенсация понимается довольно широко (относительная слабость какой-либо одной способности, от которой зависит возможность успешного выполнения деятельности, компенсируется силой другой способности; или недостаточно развитая способность компенсируется умением или волевыми качествами). В других случаях - узко (недостаточность развития одной психофизиологической функции, от которой зависит определенная способность к деятельности, компенсируется силой другой или других функций). Например, недостаточно развитые сенсомоторные функции (быстрота реакции) компенсируются скоростью и качеством оперативного мышления. В этом смысле при определении (оценке) способностей ученика к конкретной деятельности учитель должен по возможности точнее вникать в суть его спортивных успехов. Авторы отмечают, что более успешно процесс развития двигательных способностей идет при параллельной работе над развитием психических, в частности, интеллектуальных и волевых качеств.

Необходимо помнить, что особенно в среднем школьном возрасте, одно и тоже упражнение применяется для обучения двигательному умению и для развития двигательного качества (качеств). Например, совершенствуя технику прыжка в длину с разбега или в высоту одновременно, идет процесс развития скоростно-силовых и координационных способностей.

Известно, что успешное решение задачи по совершенствованию двигательных способностей зависит от точных знаний возрастных, половых и индивидуальных особенностей их развития у учащихся. В течение всего периода обучения в школе и в течение конкретного учебного года учитель должен оказывать разностороннее воздействие на все основные физические способности учащихся [2].

»

104

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Практический опыт работы специалистов по физическому воспитанию и результаты многих исследования показали, что у подростков развитие двигательных и вегетативных функций происходит на фоне еще не закончившихся процессов роста и формирования организма. Наблюдения показывают ухудшение координации движений у подростков, что связывается с морфо-функциональными преобразованиями в период полового созревания. Пубертатный период онтогенеза является переломным в развитии организма. У подростков отмечается преобладание процессов возбуждения над торможением. Наряду с этим нередко появляются временные трудности в образовании условных рефлексов, ухудшается реакция, особенно на словесные раздражители. В связи с этим, возникают проблемы формирования двигательных навыков, развития и совершенствования физических качеств. Вегетативная нервная система характеризуется повышенной лабильностью. Это проявляется в усиленной потливости, резкой смене сосудистых реакций, колебаниях сердечного ритма. Эти сдвиги носят временный характер и являются следствием изменений регуляции функций, данному возрастному периоду. Для переходного возраста характерно отчетливое проявление половых различий. Мальчики начинают превосходить девочек в силе, быстроте и выносливости. Девочки отличаются способностью к плавным, выразительным движениям [5].

Рациональные физические упражнения имеют важное значение для нормализации у подростков фазы полового созревания. В ряде видов спорта имеются четкие различия в дозировке и характере физических нагрузок для мальчиков и девочек. С 12-летнего возраста разрешается заниматься легкой атлетикой (в том числе бегом на средние дистанции), прыжками на лыжах, ручным мячом, футболом, бегом на коньках, хоккеем и парусным спортом; с 13 лет - борьбой, самбо, греблей на байдарке и каноэ и академической греблей; с 14 лет - велосипедным спортом, пулевой стрельбой и боксом; с 15 лет - тяжелой атлетикой. Боксом и некоторыми другими видами спорта можно заниматься только мальчикам.

Таким образом, развитие системы физического воспитания ставит перед педагогической наукой задачу разработки научно-обоснованных форм, средств и методов обучения с учетом специфических возрастно-половых особенностей детей школьного возраста.

Литература:

1. Арефьев В.Г. Физическое воспитание в школе: учебное пособие. - М.: Владос-Пресс, 2016. - 152 с.

2. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения : методическое руководство. - М.: Знание, 2013. - 148 с.

»

105

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

3. Виндюк А.В. Домашние задания по физической культуре как одна из форм самостоятельной деятельности по физической культуре // Теория и практика физической культуры. - № 2. - 2013. - С. 48-51.

4. Воинов В.М. Морфофункциональные особенности растущего организма: пособие. - М. : Физкультура и спорт. - 2014. - 168 с.

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 224 с.

6. Кузьмина Н.А. Пути повышения оздоровительной эффективности уроков физической культуры на основе методологии индивидуального подхода / Проблемы теории и практики физического воспитания и спорта молодежи: тр. науч.-практ. конф. - Владимир, 2014. - С. 116-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.