Научная статья на тему 'Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста'

Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22286
2348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тхорев Василий Иванович, Аршинник Сергей Павлович

Статья посвящена анализу результатов исследований различных специалистов, затрагивающему сенситивные периоды двигательных способностей школьников. На основе данного анализа авторами предложены приоритеты в формировании отдельных двигательных способностей учащихся в зависимости от возраста и класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тхорев Василий Иванович, Аршинник Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensitive periods of the development of movement abilities in school-aged pupils

The paper is devoted to the analysis of investigations results of different specialists. This analysis is connected with sensitive periods of schoolchildren movement abilities. On the basis of this analysis the authors suggested some priorities in the formation of separate schoolchildren movement abilities depending on the age and the group.

Текст научной работы на тему «Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста»

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Доктор педагогических наук, профессор В. И. Тхорев, Старший преподаватель С. П. Аршинник,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161

Статья посвящена анализу результатов исследований различных специалистов, затрагивающему сенситивные периоды двигательных способностей школьников. На основе данного анализа авторами предложены приоритеты в формировании отдельных двигательных способностей учащихся в зависимости от возраста и класса.

Ключевые слова: физические качества, двигательные способности, сенситивные периоды, школьный возраст.

Общепризнано (Л.П. Матвеев, 1991; А.М. Максименко, 2001; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2004; Ю.М. Николаев, 2005 и др.), что воспитание физических (двигательных) качеств (способностей) является важнейшей специфической функцией в деятельности любого преподавателя физической культуры, тренера. По мнению А.М. Максименко (2001), в системе физического воспитания нет такого звена, в спорте нет такого вида, где можно было бы обойтись без воспитания двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач физического воспитания является обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущих человеку.

Анализ данных научно-методической литературы свидетельствует о большом многообразии различного рода публикаций по данной проблеме. Однако эти сведения, призванные выявить все неточности, вскрыть имеющиеся противоречия, на самом деле во многом лишь усугубляют ситуацию, запутывают, сбивают с толку читателя, так как часто сами противоречивы (В.Б. Коренберг, 2006). При этом нередко нарушаются элементарные логические правила самого определения понятия «физические качества», которые в последние годы все чаще стали заменяться термином «двигательные способности», что свидетельствует о понятийном кризисе в теории физической культуры (В.И. Столяров, 2007).

Все выше сказанное относится и к определению так называемых сенситивных (наиболее благоприятных)

периодов развития двигательных способностей, которые, как известно, в течение определенного времени имеют тенденцию к изменению (Ю.Ф. Курамшин, 2004; С.П. Лёвушкин, 2005; Е. Литвинов, 2008 и др.). Поэтому основной задачей настоящего исследования было сопоставление данных различных авторов и выявление в связи с этим наиболее благоприятных периодов развития физических качеств. В этой связи мы обратились к имеющемуся опыту в исследовании данной проблемы.

По мнению специалистов (Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, 1989 и др.), физическая подготовка начинается с силовой по двум причинам. Во-первых, наличие определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения. Во-вторых, сила лежит в основе проявления других физических качеств. Поэтому некоторые авторы (Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов, 1997; Л.С. Дворкин, 2005 и др.) считают силу основополагающим физическим качеством человека. Для целенаправленного воспитания силовых способностей исследователи в школьном возрасте выделяют несколько благоприятных периодов. Так, Е.К. Аганянц (1999) наиболее благоприятным для воспитания силы считает возраст 11-12 лет. Исследования А.А. Гужаловского (1984) свидетельствуют, что у мальчиков критическим периодом с высокими темпами роста абсолютной силы является возраст 13-14 лет, а возраст с 14 до 16 лет критическим периодом с умеренно высокими темпами роста силы. По мнению Г. П. Богданова с соавт. (1984), наиболее интенсивный прирост силы у мальчиков начинается с 12-14 лет. А.П. Матвеев и А.Г. Хрипко-ва с соавт. (1990) уменьшают этот благоприятный возрастной диапазон до двух лет (13-14). Исследования А.Г. Хрипковой с соавт. (1990) свидетельствуют также, что у девочек сила наиболее интенсивно развивается с 10-12 лет, что, возможно, связано, с более ранним наступлением у них полового созревания. Некоторые ученые (А.А. Гужаловский, 1986; Б.А. Ашмарин, 1990 и др.) сходятся во мнении, что у девочек после 11-12 лет

и до 16-17 лет практически не наблюдаются благоприятные периоды развития силы.

Исследователи скоростно-силовых способностей школьников (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001; Ю.И. Чуйко, 2003) отмечают, что сенситивными у мальчиков являются периоды 10-11 и 14-15 лет, а у девочек - возраст 9-10 и 12-14 лет. В.Г. Никитушкин с соавт. (2005) указывает, что данные способности наиболее продуктивно развиваются в 9-10 и 14-17 лет, при этом он не разделяет данные сенситивные периоды у мальчиков и девочек. Б.А. Ашмарин (1990) отмечает, что для прыжков благоприятным периодом является: у мальчиков - возраст 12-13 лет, у девочек - 11-13 лет. Однако В.С. Вайнбаум с соавт. (2002) приводит несколько другие возрастные периоды наибольшего прироста данных физических качеств, в частности для мальчиков это 1116 лет, а для девочек - 10-13 и 15-16 лет. Установлено (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, 1997), что максимальных показателей прыгучести девочки достигают к 13-15 годам, а мальчики на 2 года позже. По мнению А.С. Солодкова и Е.Б. Сологуб (2005), скоростно-силовые возможности детей развиваются постепенно, а исследования С.А. Терехова (1991) свидетельствуют, что данные способности из всех групп силовых способностей имеют наименьший прирост.

По вопросу возрастной динамики силовой выносливости у детей имеются лишь фрагментарные данные. Отмечается (J. Drabik, 1990; Т.Е. Виленская, 2001), что наибольший прирост данной способности у девочек приходится на младший школьный возраст. По мнению А.А. Гужаловского (цит. по В.П. Лукьяненко, 2003) и А.П. Матвеева (цит. по В.К. Бальсевичу, 2000), статическая силовая выносливость у мальчиков развивается достаточно высокими темпами лишь в 13-15 лет. У девочек данными периодами будут являться возрастные группы 9-12 и 14-15 лет (А.А. Гужаловский, цит. по В.П. Лукьяненко, 2003). Исследования Л.В. Волкова (2002) свидетельствуют о различном проявлении статической выносливости разных мышечных групп. По его данным статическая выносливость кисти у мальчиков и девочек интенсивно возрастает с 8 до 10-11 лет, а статическая выносливость мышц туловища значительно развивается от 8 до 17 лет.

В отношении динамической силовой выносливости мнение ученых едино, что наиболее углубленно следует воздействовать на развитие данной способности у мальчиков в 11-13 и в 15-16 лет, у девочек в 9-13 лет.

Выше сказанное дает основание полагать, что в вопросах определения наиболее перспективных периодов развития силовых качеств у детей школьного возраста данные специалистов существенно разнятся.

Считается, что сенситивный период развития быстроты приходится на 11-14 лет. Причем, по мнению А.Г. Хрипковой с соавт. (1990) и В.К. Бальсевича (2000), максимального уровня это качество достигает к 14-15-летнему возрасту. По мнению В. С. Вайнбаума с соавт. (2002), периоды наибольшего прироста данного физического качества приходятся у мальчиков на воз-

раст 11-14 и 15-16 лет, а у девочек на возрастные периоды 10-13 и также 15-16 лет. Вместе с тем исследования, проведенные А.П. Матвеевым (цит. по Б.А. Ашмарину, 1990), свидетельствуют, что сенситивные периоды в развитии быстроты наблюдаются и в младшем школьном возрасте. По его данным, благоприятным для развития частоты (темпа) движений служит возраст 7-9 лет у мальчиков и у девочек; а также 10-11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков. Скорость одиночного движения очень хорошо, по его мнению, развивается у мальчиков в 10-11 и в 14-16 лет, тогда как у девочек только с 9-ти до 10-ти лет. Время двигательной реакции существенно сокращается у мальчиков в 10-12 лет и в 14-16 лет; а у девочек - в 9-10 лет.

По мнению И.М. Серопегина с соавт. (1979), большая эффективность развития скорости движений наблюдается в 9-13 лет. После 7-9 лет темп роста частоты движений снижается, а после 15 лет приостанавливается. В то же время Ю.Н. Чусов (1981) указывает, что наибольшая частота движений повышается от 4-5 до 13-14 лет. В.Г. Никитушкин с соавт. (2005), с одной стороны, ограничивает данный период, указывая, что показатели темпа движений наиболее целесообразно развивать с 9 до 13 лет, а с другой, продлевает его на 2 года, утверждая, что данный компонент быстроты успешно развивается с 14 до 16 лет.

Установлено (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, 1997), что при отсутствии систематических занятий физическими и спортивными упражнениями и играми у многих школьников, особенно у девочек, с 13-14 лет скоростные качества регрессируют.

Таким образом, и в вопросе сенситивных периодов развития скоростных качеств у специалистов отсутствует единое мнение.

По мнению специалистов (Г.И. Зуев, 1988; И.В. Бары-шева с соавт., 1994; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2001; А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб 2005 и др.), гибкость легче всего развивается в детском возрасте, поэтому основную работу по ее воспитанию рекомендуется осуществлять в этот период.

Вместе с тем имеются данные (В.К. Бальсевич, 2000; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2001; В.П. Лукьяненко, 2003; Ю.Ф. Курамшин, 2004), свидетельствующие о существенном прогрессе развития гибкости и в среднем школьном возрасте.

По мнению В.М. Зациорского (1970), В.П. Лукьяненко (2003), основную работу по воспитанию гибкости следует планировать на период 11-14 лет, так как после 14 лет (по некоторым данным после 15 лет) подвижность в суставах резко ухудшается вследствие возрастных изменений. Существует мнение (А.А. Гужаловский, 1984; Ю.Ф. Курамшин, 2004), что возраст 15-17 лет - самый поздний, в котором можно целенаправленно и успешно влиять на уровень проявления гибкости.

Представленная информация позволяет считать младший и средний школьный возраст приоритетными периодами для развития гибкости. Вместе с тем развитию данного качества у учеников средних классов

в школьной программе физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, 1993) уделяется весьма ограниченный объем времени.

Координационные способности развиваются на протяжении всего школьного возраста. Это обусловлено завершением биологического развития сенсомотор-ных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечивают наилучший развивающий эффект (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001). D. A. Jenner, R. Vandongen, L.I. Beilin (1992) и А.Б. Бгуашев (1998) уточняют, что активное формирование ловкости под воздействием тренировки у девочек и у мальчиков происходит с 8 до 9 и с 11 до 12 лет.

У мальчиков наиболее эффективно целенаправленному развитию поддается способность выполнять движения сложной координации в 10-11 и 1415 лет, у девочек координационные способности эффективно развиваются с 11 до 13 лет (Б.А. Ашма-рин, 1990). Согласно исследованиям А.П. Матвеева (цит. по Ю.Ф. Курамшину, 2004), способность к простым координациям у мальчиков и девочек наиболее эффективно развивается в 7-9 лет, то есть в первые три года обучения в школе, а также у мальчиков в 14-15 лет и у девочек в 12-13 лет. Сложные коорди-

нации по данным этого же автора наиболее успешно развиваются у мальчиков в 10-11 и 14-15 лет, а у девочек - в 9-10 и 12-13 лет, то есть вслед за сенситивным периодом развития простых координаций. По мнению А.А. Гужаловского (цит. по В.П. Лукьянен-ко, 2003), способность к равновесию как у мальчиков, так и у девочек существенно развивается практически на протяжении всей «школьной жизни», т. е. с 7 до 17 лет. Однако, по данным А.П. Матвеева (цит. по Ю.Ф. Курамшину, 2004), сенситивные периоды развития способности к равновесию ограничиваются у мальчиков - 8-9 и 14-15 годами, у девочек - 7-12 годами. Точность движений в среднем школьном возрасте наиболее целесообразно воспитывать с 14 до 15 лет у мальчиков и с 12 до 13 лет у девочек (Б.А. Ашмарин с соавт., 1990; Ю.М. Кабанов, 1996).

Проведенный анализ также позволяет констатировать, что у специалистов отсутствует единое мнение по вопросам воспитания координационных способностей.

Таким образом, в специальной литературе встречаются достаточно противоречивые данные, касающиеся сенситивных периодов развития двигательных способностей у учащихся общеобразовательных школ. Причинами имеющихся разногласий служат особенности:

- природно-климатических зон (Т.М. Михайлина,

Таблица 1

Частота упоминания специалистами периода, благоприятного для воспитания физических качеств у мальчиков и юношей школьного возраста (количество)

Физические качества Возрастные периоды (лет) и классы

7(6)-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18

1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 10 кл 11 кл

Силовые - - - - 3 5 5 4 3 3 2

Скоростные - 2 2 2 2 2 1 1 2 1 -

Выносливость - 3 3 5 4 7 7 7 5 3 -

Гибкость 1 2 4 3 2 3 4 3 2 1 -

Ловкость - 3 3 3 3 2 2 1 1 2 1

Скоростно-силовые - 1 1 1 1 1 2 1 - -

Всего 1 10 13 14 15 20 20 18 14 10 3

Таблица 2

Частота упоминания специалистами периода, благоприятного для воспитания физических качеств у девочек и девушек школьного возраста (количество)

Физические качества Возрастные периоды (лет) и классы

7(6)-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18

1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 10 кл 11 кл

Силовые - 1 1 1 4 4 2 2 3 3 2

Скоростные - 2 2 2 2 2 1 1 1 - -

Выносливость - 3 2 3 4 4 4 4 3 1 -

Гибкость 1 2 3 3 3 4 4 3 1 2 2

Ловкость - 3 3 3 3 1 1 1 1 1

Скоростно-силовые - - 1 1 2 2 1 1 1 - -

Всего 1 11 12 13 18 17 13 12 9 7 5

Авторы: А. А. Гужаловский (1978); А. П. Матвеев, 1990; В. К. Бальсевич (2000); Л. В. Волков (2002); В. И. Ковалько (2005) и др.

1997; В.К. Бальсевич, 2006; С.Ю. Щетинина, 2007 и др.);

- этнических групп обследуемых (Е.М. Аг-оол, 2006; В.А. Красильникова с соавт., 2008 и др.);

- экологических условий (М.Г. Ишмухаметов, Н.П. Горбунов, 2006; M.C. Mirabelli, S. Wing, 2006; Ю.Г. Солонин с соавт., 2008);

- использования различных двигательных тестов и т. д.

Вместе с тем специалисты единодушны во мнении, что школьный период, в целом, является достаточно благоприятным для развития всех физических качеств. При этом благоприятный период в большинстве случаев указывается исходя из возраста учащегося, а не класса, в котором он обучается. Это в определенной степени вызывает некоторые неудобства при планировании и проведении физкультурных за-

нятий: учитель физической культуры, проводящий урок в том или ином классе, работает с детьми разного возраста (часто на 1-2 года младше или старше одноклассников) и, по большому счету, ориентируется именно на класс.

Исходя из вышеизложенного, нами было проведено сопоставление возраста учащихся и классов, в которых они обучаются, с периодами благоприятного развития физических качеств. Частота упоминания возрастных периодов, благоприятных для воспитания определенных физических качеств у школьников, представлена в таблицах 1 и 2.

Анализ полученной информации позволяет с должным основанием рекомендовать приоритетность воспитания базовых физических качеств у школьников, представленную в таблице 3.

Таблица 3

Приоритетность воспитания базовых физических качеств (способностей) у школьников

Класс (возраст) Пол Физические качества и способности

Приоритетные Рекомендуемые

1 (6-8) м, д гибкость -

2 (8-9) м, д координационные способности, выносливость скоростные способности, гибкость

3 (9-10) м гибкость, координационные способности, выносливость скоростные способности

д гибкость, координационные способности выносливость, скоростные способности

4 (10-11) м выносливость координационные способности, гибкость, скоростные способности

д выносливость, гибкость, координационные способности скоростные способности

5 (11-12) м выносливость координационные и силовые, скоростные способности, гибкость

д силовые способности, выносливость координационные способности, гибкость, скоростные и скоростно-силовые способности

6 (12-13) м выносливость, силовые способности координационные и скоростные способности, гибкость

д выносливость, силовые способности, гибкость скоростные и скоростно-силовые способности

7 (13-14) м выносливость, силовые способности гибкость, координационные способности

д выносливость, гибкость силовые способности

8 (14-15) м выносливость, силовые способности гибкость, скоростно-силовые способности

д выносливость, гибкость силовые способности

9 (15-16) м выносливость, силовые способности скоростные способности, гибкость

д выносливость, силовые способности -

10 (16-17) м выносливость, силовые способности координационные способности

д силовые способности, гибкость -

11 (17-18) м силовые способности -

д силовые способности, гибкость -

ЛИТЕРАТУРА

1. Аг-оол, Е.М. Многолетняя динамика моторного развития школьников 15-17 лет - коренных и некоренных жителей Республики Тыва [Текст] / Е.М. Аг-оол // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 19.

2. Аганянц, Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей [Текст]: учеб. пособие / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова. - Краснодар, 1999. -72 с.

3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

4. Бальсевич, В.К. Педагогическая реализация результатов мониторинга физической подготовленности школьников 9-10 лет в условиях Западной Сибири [Текст] / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 6.- С.18-20.

5. Бгуашев, А.Б. Дифференцированный подбор средств развития двигательных качеств школьников 7-12 лет [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Бгуашев. - Майкоп, 1998. - 23 с.

6. Вайнбаум, В.С. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / В.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Academia, 2002. - 234 с.

7. Виленская, Т.Е. Новые физиолого-биомеханические подходы к совершенствованию содержания занятий по физической культуре в начальной школе [Текст]: дис. . канд. пед. наук / Т.Е. Виленская. - Краснодар, 2001. - 163 с.

8. Влияние экологического фактора на функциональное состояние подростков [Текст] / Ю.Г. Солонин, Е.Р. Бойко, Н.Г. Варламова и др. // Физиология человека. - 2008. - Т. 34. -№ 3. - С. 98-105.

9. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст]: учеб. / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 295 с.

10. Гужаловский, А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза, ее значение для теории и практики физического воспитания [Текст] / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 211-223.

11. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] / А.А. Гужаловский. - Минск: Полымя, 1978. - 222 с.

12. Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика [Текст]: учеб. для вузов / Л.С. Дворкин. - М.: Сов. спорт, 2005. - 600 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст]: учеб. пособие / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

14. Зуев, Г.И. Ввести оценку развития гибкости [Текст] / Г.И.Зуев // Физическая культура в школе. - 1988. - № 7. - С. 36.

15. Ишмухаметов, М.Г. Сравнительная оценка физического состояния подростков, проживающих в разных экологических условиях Пермского края [Текст] / М.Г. Ишмухаметов, Н.П. Горбунов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 24-26.

16. Кабанов, Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-10-х классов [Текст] / Ю.М. Кабанов// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 17-18.

17. Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 классы [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2005. - 400 с.

18. Коренберг, В.Б. Что берем в XXI век? (понятия, в которых пора бы разобраться) [Текст] / В.Б. Коренберг // Статьи минувших лет: сб. науч. ст. / под ред. В.Б. Коренберга. - Малаховка: МГАФК, 2006. - С. 41-60.

19. Лёвушкин, С.П. Сенситивные периоды в развитии

физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения [Текст] / С.П. Лёвушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. -№ 6. - С. 2-4.

20. Литвинов, Е. Развитие физических качеств [Текст] / Е.Литвинов // Спорт в школе. - 2008. - № 6. - С. 8-9.

21. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний [Текст]: учеб. пособие / В.П. Лукьяненко. - М.: Сов. спорт. -

2003. - 224 с.

22. Максименко, М.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.А. Максименко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Воениздат, 2001. - 320 с.

23. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм ФК [Текст]: учеб. для ин-тов ФК / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 516 с.

24. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников [Текст]: учеб. пособие / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. - М.: Просвещение, 1989. - 222 с.

25. Михайлина, Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7-16 лет [Текст]: дис. ... канд. биол. наук / Т.М. Михайлина. - Краснодар: КГАФК, 1997. - 171 с.

26. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика в школе [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов. - Воронеж: Истоки, 2007. - 603 с.

27. Николаев, Ю.М. Общая теория и методология физической культуры: контуры нового человеческого измерения [Текст] / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11. - С. 9-14.

28. Серопегин, И.М. Физиология человека [Текст]: учеб. для техн. ФК / И.М. Серопегин, В.М. Волков, М.М. Синайский. -М.: Физкультура и спорт, 1979. - 287 с.

29. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учеб. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

30. Столяров, В.И. Понятийный кризис в науках о физической культуре и спорте: показатели, причины и пути преодоления [Текст] / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 59-62.

31. Теория и методика спорта: учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / под. ред Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М., 1997. - 416 с.

32. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Сов. спорт,

2004. - 464 с.

33. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. для фак. ФК пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

34. Уроки физической культуры в IV-VI классах [Текст]: пособие / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Н.Н. Власова и др.; под ред. Г.П. Богданова. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.

35. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов [Текст]: пособие / под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.

36. Физическая культура [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2000. - 432 с.

37. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

38. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]: пособие / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.

39. Чуйко, Ю.И. Физическая культура в общеобразовательной школе: теория, методика, практика [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ю.И.Чуйко. - Краснодар: КГАФК, 2003. - 230 с.

40. Чусов, Ю.Н. Физиология человека [Текст]: учеб. пособие / Ю.Н. Чусов. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

41. Щетинина, С.Ю. Физическая подготовленность школьников Северных сельских районов [Текст] / С.Ю. Щетинина // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2007. - С. 93-94.

42. Drabik, J. Uwarunkowania somaticzne wytrzymalosci drie-ci i mtoziezy / J. Drabik// Wychow. fiz. i sport. - 1990. - № 2. - S. 25-35.

43. Jenner David, A. Relationships between blood pressure and measures of dietary energy intake, physical fitness, and physical activity in Australian children aged 11-12 years / David A. Jenner, Vandongen Robert, I Beilin Lawrence // J. Epidemiol and Community Health. - 1992. - № 2. - P. 108-113.

44. Mirabelli, M.C. Proximity to pulp and paper mills and wheezing symptoms among adolescents in North Carolina / M.C. Mirabelli, S. Wing// Environ. Res. - 2006. - V. 102. - № 18. - P. 96.

SENSITIVE PERIODS OF THE DEVELOPMENT OF MOVEMENT ABILITIES IN SCHOOL-AGED PUPILS

V. Tkhorev, Doctor of Pedagogics, Professor, S. Arshinin, Senior Teacher

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 3500015, Krasnodar, Budennogo str., 161

The paper is devoted to the analysis of investigations results of different specialists. This analysis is connected with sensitive periods of schoolchildren movement abilities. On the basis of this analysis the authors suggested

some priorities in the formation of separate schoolchildren movement abilities depending on the age and the group.

Key words: physical qualities, movement abilities, sensitive periods, school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.