Научная статья на тему 'Особенности мотивации на здоровый образ жизни занимающихся физической культурой с использованием тренажёров'

Особенности мотивации на здоровый образ жизни занимающихся физической культурой с использованием тренажёров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
492
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИИ / ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА / РАВНОВЕСИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTIVATION / DIFFERENT STAGES OF HUMAN ONTOGENESIS / BALANCE / STABILITY OF BODY POSITION IN SPACE / PHYSICAL CAPABILITIES / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Канаев Ю.С., Зеленин Л.А.

В этой статье рассматриваются особенности мотиваций занимающихся физической культурой и спортом в освоении двигательной функции, проявляющиеся в сопряжённом формировании способности к координации движений (равновесия), стимулирующей устойчивость тела в пространственной обстановке на разных этапах онтогенеза человека. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, Материалы. С помощью научно-методической и специальной литературы активно приобретались необходимые теоретические знания, стимулирующие адекватное воздействие на функциональные системы организма и влияющие на улучшение здоровья людей. Результаты. Теоретические знания, приобретённые с помощью специальной и научно-методической литературы и практической деятельности, мотивируют и направляют двигательную функцию на адаптацию и устойчивость тела в пространстве, способствуют формированию здорового образа жизни. Заключение. Основной целью физической активности на всех этапах жизнедеятельности людей является сопряжённое формирование человеком своего потенциала в онтогенезе, доведение его до уровня, позволяющего проявлять успешную и эффективную жизнедеятельность в личных и общесоциальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Канаев Ю.С., Зеленин Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTIVATION TO HEALTHY LIFE-STYLE AMONG THOSE WHO GO IN FOR PHYSICAL CULTURE WITH THE USE OF TRAINING SIMULATORS

The article is about the peculiarities of motivations of those who go in for physical culture and sport in mastering motional function, which is seen in a joined ability formation of movements coordination (balance), stimulating body steadiness in space at different stages of a person ontogenesis. Research methods: scientific-methodical literature and special literature analysis and summarizing. Materials. With the help of scientific-methodical and special literature necessary theoretical knowledge was gained, which stimulates an adequate influence on functional systems of an organism and influencing health improvement of people. Results. Theoretical knowledge, gained with the help of special and scientific-methodical literature and practical activity, motivates and direct motional function to adaptation and body steadiness in space, provides healthy life-style formation. Conclusion. The main aim of physical activity at all stages of life is a person’s joined formation of own potential in ontogenesis, leading it to the level, which helps to be successful in life in personal and general social situations.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации на здоровый образ жизни занимающихся физической культурой с использованием тренажёров»

DOI 10.14526/01_1111_128 УДК 796.011.2

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТРЕНАЖЁРОВ

Ю.С. Канаев - старший преподаватель, Л. А. Зеленин - доктор педагогических наук, профессор Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990

E-mail: panachev@pstu.ru

Аннотация. В этой статье рассматриваются особенности мотиваций занимающихся физической культурой и спортом в освоении двигательной функции, проявляющиеся в сопряжённом формировании способности к координации движений (равновесия), стимулирующей устойчивость тела в пространственной обстановке на разных этапах онтогенеза человека. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, Материалы. С помощью научно-методической и специальной литературы активно приобретались необходимые теоретические знания, стимулирующие адекватное воздействие на функциональные системы организма и влияющие на улучшение здоровья людей. Результаты. Теоретические знания, приобретённые с помощью специальной и научно-методической литературы и практической деятельности, мотивируют и направляют двигательную функцию на адаптацию и устойчивость тела в пространстве, способствуют формированию здорового образа жизни. Заключение. Основной целью физической активности на всех этапах жизнедеятельности людей является сопряжённое формирование человеком своего потенциала в онтогенезе, доведение его до уровня, позволяющего проявлять успешную и эффективную жизнедеятельность в личных и общесоциальных ситуациях.

Ключевые слова: мотивации, этапы онтогенеза человека, равновесие, устойчивость положения тела в пространстве, физические возможности, физическая активность.

PECULIARITIES OF MOTIVATION TO HEALTHY LIFE-STYLE AMONG THOSE WHO GO IN FOR PHYSICAL CULTURE WITH THE USE OF TRAINING

SIMULATORS

Yri S. Kanaev - senior lecturer, Leonid A. Zelenin - doctor of pedagogics, professor Perm National Research Polytechnic University Komsomolsky prospect, house 29, Perm, 614990, Russia

E-mail: panachev@pstu.ru

Annotation. The article is about the peculiarities of motivations of those who go in for physical culture and sport in mastering motional function, which is seen in a joined ability formation of movements coordination (balance), stimulating body steadiness in space at different stages of a person ontogenesis. Research methods: scientific-methodical literature and special literature analysis and summarizing. Materials. With the help of scientific-methodical and special literature

necessary theoretical knowledge was gained, which stimulates an adequate influence on functional systems of an organism and influencing health improvement of people. Results. Theoretical knowledge, gained with the help of special and scientific-methodical literature and practical activity, motivates and direct motional function to adaptation and body steadiness in space, provides healthy life-style formation. Conclusion. The main aim of physical activity at all stages of life is a person's joined formation of own potential in ontogenesis, leading it to the level, which helps to be successful in life in personal and general social situations.

Keywords: motivation, different stages of human ontogenesis, balance, stability of body position in space, physical capabilities, physical activity.

Введение. В разные периоды онтогенеза потенциал физической активности человека представляет собой единый комплекс двигательных качеств, физических способностей и

приспособительных реакций организма человека, реализуемых в движениях, действиях и рабочих операциях. Результаты многих исследователей свидетельствуют о трёх наиболее крупных этапах развития человека в онтогенезе, которые рассматриваются в работе. Несмотря на значительные различия в уровне разнообразных этапов развития человеческого потенциала в онтогенезе у людей разного возраста проявляются общие черты, которые присущи всем периодам жизни, свойствам двигательной функции человека, связанной с постоянным сохранением устойчивости тела в пространстве. Данное свойство является результатом освоения

двигательной функции для сопряжённого формирования способности к равновесию, проявляющемуся в устойчивости тела. Целью данной работы является анализ физической активности людей разного возраста в онтогенезе, являющаяся основной сферой формирования физической культуры личности в процессе всей жизнедеятельности человека. Задачи: 1. Приобретение

соответствующих научно-теоретических и практических знаний для активного формирования мотивов и интересов к физической активности в разных периодах жизни людей.

2. Формирование новых общественных и индивидуальных представлений о престижности высокого уровня здоровья,

связанных с мотивацией на повышение уровня физической активности на каждом этапе онтогенеза для успешной и эффективной жизнедеятельности человека. Методы: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, позволяющие приобрести необходимые теоретические знания и практические умения, способствующие адаптации организма человека в течение всей жизни.

Дошкольный возраст по биологическим признакам делится на следующие периоды: новорождённый - первые четыре недели жизни младенца. Новорождённый лежит на животе, поднимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок; меняет положение своего тела, но движения импульсивные, беспорядочные и неосознанные [7, 10]. В 6 месяцев самостоятельно садится, переворачивается с живота на спину. Ползает на четвереньках. Играет с игрушками, перекладывает их из одной руки в другую и размахивает ими [7, 10]. Родители заранее должны обладать знаниями о том, как следует воспитывать своего малыша. Каждый день родителям следует по утрам выполнять с ребёнком физические упражнения в виде зарядки, проводить массаж всего тела, а затем купать в теплой воде. Родительские руки являются для ребёнка тренажёрным устройством. Грудной (младенческий) - до 1 года, ребёнок самостоятельно ходит

(удерживает устойчивость тела). Приседает и встаёт без опоры и стремится удерживать равновесие тела.

Наклонившись, может поднять предмет с

удержанием равновесия, что характеризует устойчивость тела в пространстве [7, 10]. Знающие родители правильно

осуществляют воспитательный процесс своего малыша, по утрам делают зарядку в течение 6-10 мин. с упражнениями, связанными с толканием обеими ногами и приседаниями для укрепления мышц ног с удержанием равновесия тела с помощью рук родителей, которые выступают в качестве тренажёров. Затем родители массируют и купают ребенка. Таким образом, с раннего возраста родители приобщают ребёнка к здоровому образу жизни

Ранний детский возраст - от 1 года до 3 лет, уже два года уверенно и самостоятельно ходит, ползает на четвереньках, подлезает, перелезает через различные предметы, играет с мячом (бросает и катает), где следует постоянно удерживать своё тело в равновесии. Простейшие предметы являются тренировочными приспособлениями,

обеспечивающими выполнение той или иной части программы. В этом возрасте ребенок уже может с первых попыток осваивать оптимальный вариант двигательного действия, активно управлять суставными движениями в одном или в нескольких суставах [7, 10]. Дошкольный - от 3 до 6 (7) лет. В 3-4 года ребенок бегает, прыгает на двух и даже на одной ноге, лазает по гимнастической стенке, ловит и бросает мяч, ездит на трёхколёсном велосипеде, передвигается на лыжах, всё это позволяет развивать у ребёнка способность к координации движений. Формируется ловкость в способности выполнять несколько двигательных действий последовательно и подряд. В 5 лет ребёнок уже овладевает целостными

двигательными действиями. Движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение тела (позу), характеризующая устойчивость тела в пространстве, способность сохранять направление, амплитуду и темп движений,

обеспечивающих удержание равновесия, у него формируется умение участвовать в играх с ловлей и увёртыванием, передвигаться на лыжах по слабопересечённой местности до 1000 м., всё это позволяет развивать ловкость [7, 10]. В 6 лет ребёнок успешно осваивает прыжки в длину, в высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по шесту, канату, гимнастической стенке, метание да дальность и в цель, может кататься на двухколёсном велосипеде, коньках, лыжах, плавать и др. В движениях появляется выразительность, плавность и точность движений.

Возрастная периодизация детей отражает ступени биологического развития и облегчает построение системы

физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозированию упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки с использованием технических средств и т. д.). Первые годы жизни ребёнка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические

показатели: рост, масса тела и обхват грудной клетки [7, 10, 11]. С самого рождения до 3 лет закладываются основы культуры вообще и физической культуры в частности. В раннем детстве активно расширяются, а в юношеском возрасте значительно углубляются, оформляясь в культурные навыки двигательной координации (удержание равновесия) и закрепляются в этом возрасте. С помощью родителей формируется физическая культура личности. В этом возрастном периоде в целом закладывается физический потенциал одновременно всех

функциональных систем организма младенца.

В раннем детстве (3-5 лет) с помощью технических средств закладываются основы физической активности: чувствительные, сенситивные и

эмоциональные системы организма. Задача работы с ребенком в данном возрасте - с помощью технических средств дать ребёнку возможность почувствовать радость от выполнения физических упражнений на координацию движений, в частности - удержания равновесия, и создать для этого необходимые условия. В дошкольном возрасте от 5 до 7 лет с помощью технических средств создаются воспитательные возможности для формирования в сознании и психике ребёнка комплекса представлений и ощущений о приятности и желаемости занятий физическими упражнениями, а затем об их необходимости. Тренажёры позволяют воспитывать у ребёнка способность к пониманию и оценке ощущений удовольствия, проявления бодрости, жизнерадостности, силы, двигательной координации с

формированием ловкости как следствия физических нагрузок, направленных на здоровый образ жизни [7, 10, 25, 26, 28]. Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (1-1У классы), является наиболее

благоприятным для развития физических способностей с использованием технических средств, приспособлений и разных предметов (скоростных,

координационных, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чём свидетельствуют исследования отечественных и

зарубежных авторов [5, 6, 12, 13, 18, 19, 20, 21, 25, 26, 27, 28]. В возрасте 7-10 лет формируются интересы и склонности к определённым видам физической активности, закладываются основы здоровья, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. Всё это создаёт условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

В этом возрасте необходимо развивать чувство ответственности за свои поступки, результаты своей команды, группы, своего класса, своей семьи, коллектива, показанные в разных игровых и состязательных действиях. На первых детских спортивных играх и различных соревнованиях появляется чувство радости победы, а также горести поражения. У детей рождается понимание своих возможных действий на пользу коллектива и личной радости, удовольствия, удовлетворения и пользы. В этом возрастном периоде уже формируются мотивы и интересы к выполнению разнообразных физических упражнений на координацию движений (удержание равновесия), проявляется воспитание ответственности родителей за здоровье своего ребёнка, повышается физическая подготовленность, осознание

необходимости ведения здорового образа жизни. В этом возрасте мотивы к физической активности не являются стойкими и осознанными, и только технические средства создают

эмоциональный фактор осознания и стойкость, а также интерес к физкультурно-спортивным занятиям,

направленным на здоровый образ жизни. Средний школьный возраст

(подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (У-УШ классы). В данном возрастном периоде наблюдаются значительные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает на 1 -2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются учащиеся с разной степенью полового созревания и с разными функциональными

адаптационными возможностями. В связи с этим подростковый возраст приобретает проблему индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания, которая является актуальной.

Подростковый возраст - это период совершенствования моторных

способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств достаточно

высокими темпами, улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и дальность, в спортивно-игровых двигательных

действиях), силовые и скоростно-силовые способности и выносливость, развитию которых способствуют технические средства. В развитии гибкости наблюдаются низкие темпы прироста [3, 5, 6, 17, 22, 23, 24, 27].

В этом возрасте занятия с использованием технических средств создают мотив проявления физической активности и обусловлены особенностями психики подросткового возраста, который характеризуется новыми моментами в становлении характера и утверждением своего Я в коллективе. Целью управления процессом формирования интересов в этом возрасте является правильная организация мотивов, которые определяются спортивным педагогом, родителями, товарищами и знакомыми. Физкультурное образование, психолого-педагогическое воспитание, профессиональная зрелость и соответствующая специальная подготовка учителей физической культуры, самообразование родителей являются важными задачами общества для достижения целей физического воспитания детей.

Старший школьный возраст

(юношеский) включает детей с 16 до 18 лет (1Х-Х1 классы), а также учащихся средних и специальных учебных заведений. В этом возрасте процесс роста и развития организма продолжается и выражается в спокойном и равномерном протекании отдельных его органов и систем. Процесс полового созревания завершается, и чётко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. У старшеклассников процесс окостенения большей части скелета заканчивается, он способен выдерживать большие нагрузки. Развитие костного аппарата

сопровождается формированием мышц, сухожилий и связок и усиливается с помощью двигательной активности на

тренажёрных устройствах. Мышцы развиваются равномерно и быстро, при этом увеличивается мышечная масса и растёт сила. В этом возрастном аспекте тренажёры благотворно воздействуют на воспитание силы мышц и выносливости [1, 2, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 28]. У школьников в 15-17 лет происходят наибольшие изменения в мыслительной деятельности и заканчивается

формирование познавательной сферы. Занятия на тренажёрных устройствах у старшеклассников обеспечивают высокую волевую активность: настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. В этом возрасте наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей и сохраняются ещё немалые резервы для улучшения двигательно-координационных способностей и силовых возможностей, особенно если для этого используются тренажёрные устройства [4, 13, 15, 22, 23, 24, 28].

На сегодня актуальными становятся престижность высокого уровня здоровья и разносторонняя кондиционная и моторная подготовленность, стимулирующие

формирование новых общественных и личностных представлений, а

популярность спорта высших достижений активизирует основные формы

физкультурно-спортивного образования молодёжи с использованием технических средств [14, 18, 19, 20, 21, 22, 23].

Молодёжный возраст составляет период 18-28 лет, в этот период создаются благоприятные возможности для развития силы, двигательно-координационных

способностей посредством выполнения разных физических упражнений с сохранением равновесия,

обеспечивающего устойчивость

положения тела в пространстве и выносливость. В социальном плане данный возрастной период

характеризуется тем, что молодёжь приобретает профессии, вступает в

самостоятельную жизнь, начинает работать по профессии и служит в армии, складывается семейная жизнь, изменяется быт и т. д. Свободное время является «истинным мерилом богатства общества», позволяющим заниматься культурным самосовершенствованием - любимым делом в интересах развития человека, интеллектуальным и физическим развитием, общением с людьми, занятиями литературой, музыкой, искусством, спортом и т. д. Технические средства активно применяются в самоорганизации досуга, что ведёт к раскрытию потенциальных умственных и физических способностей личности, биологических резервов организма, его адаптационных возможностей [8, 11, 13, 14, 23]. Важное значение имеет формирование идеалов (в красоте движений, телосложении и т. п.), потребности заниматься физической культурой с помощью тренажёров. Однако интерес в большинстве случаев заключается в желании быть здоровым, сильным, иметь хорошее телосложение, сдерживать процессы старения (инволюция). Первый зрелый возраст (25-40 лет) характеризуется отличными физическими кондициями, проявлением мотивации к здоровому образу жизни, желанием добиться успехов во всех сферах жизнедеятельности..

Второй зрелый возраст (40-50 лет)

отличается существенными изменениями, обусловленными закономерным

снижением уровня координации движений (равновесия), воздействующего на показатели здоровья, жизненных сил, умственной и физической

трудоспособности, ухудшением

параметров фенотипического статуса [6, 8, 10, 14, 26]. Рациональное применение различных технических средств физической культуры и спорта способствует повышению уровня кондиционных качеств, устойчивости тела в пространстве, возможности замедления темпов старения организма, о чём свидетельствуют результаты научных

исследований [7, 8, 9, 10, 12, 15]. В этом возрасте наиболее актуальны активные занятия физическими упражнениями на тренажёрных устройствах, позволяющие каждому индивиду существенно улучшить параметры своего здоровья, сохранить привлекательный имидж, повысить психоэмоциональное состояние,

самооценку и самовосприятие. Всё это позволяет решить проблему повышения эффективности использования разных физических упражнений, выполняемых на тренажёрных устройствах, которые обеспечивают решение задач укрепления здоровья, сохранения умственной и физической трудоспособности на фоне сохранения высоких профессиональных навыков производственной деятельности. Из всего этого следует, что в данном возрастном периоде жизни проявляются целевые установки на формирование мотиваций к систематическим,

самостоятельным и регулярным занятиям физическими упражнениями и интерес к применению разнообразных тренажерных устройств, поддерживающих и

улучшающих координацию движений и повышающих кондиционные способности организма, понимание важности личного примера для членов своей семьи, знакомых, друзей и т.д. Пожилой возраст (55-75 лет у женщин, 61-75 лет у мужчин). В данном возрастном периоде происходят постепенные и необратимые процессы изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением. На первое место в этом возрасте выходят индивидуальные, а также групповые рекреационные занятия на тренажёрных устройствах для поддержания здоровья, либо занятия дома и на природе (прогулки пешком, на лыжах, на лодках, бег трусцой, рыбалка, упражнения на равновесие и т.п.). Главенствующей социальной функцией данного возраста становится мотив физической активности на поддержание удовлетворительного уровня состояния здоровья и дееспособности, в чём помогут тренажёрные устройства, стремление

служить примером для подрастающего поколения. Основная задача этого возраста заключается в содействии творческому долголетию, сохранению или

восстановлению здоровья, задержке и уменьшению возрастных инволюционных изменений. Непозволительно в этом возрасте допустить регресс жизненно важных двигательных умений и навыков, а если они утратились, следует их восстановить и сформировать

необходимые физические качества с помощью тренажёров [5, 6, 7, 10, 24]. Старший возраст (75-90 лет) характеризуется тем, что объём двигательной деятельности резко сокращается. Доминантой становится сдерживание процессов инволюции с использованием физических упражнений на тренажёрных устройствах,

тренировочных предметов и других видов двигательных действий в качестве лечебных и профилактических средств, обеспечивающих профилактику различных заболеваний (остеохондроза,

склеротических проявлений, радикулита и т. д.). Основной мотив физической активности - поддержание состояния здоровья на удовлетворительном уровне с применением тренажёрных устройств, стремление служить примером для молодёжи [5, 6, 7, 10, 24]. Долгожители представляют собой возраст старше 90 лет. В этом возрасте значительно снижена двигательная деятельность, замедлена ходьба. Активно осуществляется целевая мотивация физической активности на выполнение утренней гигиенической гимнастики, а также выполнение физических

упражнений на тренажёрных устройствах в оптимальном для каждого индивида темпе движений, направленных на поддержание подвижности в некоторых суставах и соответствующей гибкости в наклонах вперёд, улучшение

кровообращения, улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма с целью поддержания

определённого уровня здоровья [5, 6, 7, 10, 24].

Вывод. Целевой мотивацией занятий физической культурой на всех этапах жизненного цикла человека является повышение уровня физической

подготовленности с использованием технических средств, сохранение здоровья для успешной и эффективной жизнедеятельности. [1, 4, 5, 8, 14, 27].

Литература

1. Аврамова, Н. В. Формирование способности к прогнозированию двигательных действий волейболисток 15-17 лет / Н. В. Аврамова, Л. Д. Назаренко // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 2. - С. 34-36.

2. Аль, Халили Моханед Контроль и развитие координационных способностей теннисистов 12-14 / Аль Халили Моханед, Т.А. Шенникова // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 4. - С. 25.

3. Анцыперов, В. В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий : дис. ... док. пед. наук : 13.00.04 / В. В. Анцыперов. - Волгоград, 2008. - 454 с.

4. Ашмарин, Б. А. Особенности обучения в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин // Теория и методика физического воспитания. - М. : Просвещение, 1979. - С. 59.

5. Балочюнас, С. Особенности вестибулярной функции у подростков в разных фазах периода полового созревания : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / С. Балочюнас. -Тарту, 1981. - 24 с.

6. Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека [Текст] / В.К. Бальсевич. - М. : Советский спорт, 2009. - 220 с.

7. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

8. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

9. Бретз, К. Устойчивость равновесия тела человека : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / К. Бретз. - Будапешт, 1996. - 240 с.

10. Виноградов, Г. П. Атлетизм: Теория и методика тренировки [Текст] : учебник для высших учебных заведений / Г. П. Виноградов. - М. : Советский спорт, 2009. - 328 с.

11. Губерт, К. Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К. Д. Губерт, М. Г. Рысс. - 4-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1981. - 127 с.

12. Гужаловский, А. А. Этапность формирования физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста : автореф. дис. ... д-ра

пед. наук : 13.00.04 / А. А. Гужаловский. - М., 1979. - 46 с.

13. Зарипов, Р. Р. Значение координационных способностей в развитии детей, занимающихся ушу / Р. Р. Зарипов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 5. - С.

63.

14. Зеленин, Л. А. Влияние тренажёров на основные свойства нервной системы спортсменов / Л. А. Зеленин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 94-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Зеленин, Л. А. Научно-теоретическая классификация комплекса разработанных тренажёрных устройств для гребного спорта / Л. А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: [Российский научный электронный журнал]. - 2014. - № 4 (33). - С. 45-66. http://joumal-science.org/ru/magazine.html.

16. Костюков, В. В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста / В. В. Костюков // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. - С. 23-26.

17. Лопатина, А. Б. План проведения учебно-тренировочных сборов и адаптационные процессы / А. Б. Лопатина // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. -№ 2(27). http://journal-science.org/ru/magazine/19.html.

18. Лопатина, А. Б. Влияние препаратов серии <Юг.№па» (Израиль) на соотношение адаптивных гормонов и контроль перетренированности в спорте высших достижений / А. Б. Лопатина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 2(31) - С. 109-114, http://journal-science.org/ru/article/78.html. DOI:

10.14526/00_1111_14.

19. Лошенко, Е. В. Направленное развитие равновесия у девочек 12-14 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. В. Лошенко. - Малаховка, 2007. - 25 с.

20. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. - М. : Полымя, 1989. - 160 с.

21. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики формирования / В. И. Лях. - М. : Терра-Сиорт, 2000. - 192 с.

22. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2000. - № 4. - С. 6-13.

23. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях // Физ. культура в школе. - 2000. - № 5. - С. 3-10.

24. Матвеев, А. П. Концепция образовательной программы «Физическая

культура» для средней общеобразовательной школы / А. П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 19-22.

25. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно -координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко.

- М. : Теория и практика физической культуры, 2001. - 332 с.

26. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко.

- М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.

27. Руденко, С. А. Оценка способности к статическому равновесию у детей 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой / С. А. Руденко, Л. К. Руденко // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 80-83.

28. Свишал, С. Е. Головокружение у детей / С. Е. Свишал // Головокружение. - М. : Медицина, 1989. - С. 261-285.

29. Фарфель, B. C. Двигательные способности детей, их развитие и пути изучения / В. С. Фарфель // Развитие двигательных способностей у детей. - М., 1976.- С. 191-194.

30. Malina, R. M. Fatness and physical fitness of girls 7 to 17 years / R. M. Malina et al. -Obesity Research, 1998. - P. 221-231.

References

1. Avramova N. V., Nazarenko L.D.

Fizicheskaya kul'tura vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2012, No. 2, pp. 34-36.

2. Al, Khalili Mokhaned, Shennikova T.A. Fizicheskaya kul'tura vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2012, No. 4, pp. 25.

3. Antsyperov V. V. Sistema nachal'nogo obucheniya yunykh gimnastov tekhnike dvigatel'nykh deistvii [The system of initial teaching technique of motional actions among young gymnasts: dissertation of the doctor of pedagogics], 13.00.04 , Volgograd, 2008, 454 p.

4. Ashmarin B. A. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya, Moscow : Prosveshchenie, 1979, pp. 59.

5. Balochyunas S. Osobennosti vestibulyarnoi funktsii u podrostkov v raznykh fazakh perioda polovogo sozrevaniya [The peculiarities of a vestibular function of teen-agers in different phases of pubescence], thesis of the dissertation of the candidate of biological sciences : 03.00.13, Tartu, 1981, 24 p.

6. Balsevich V. K. Ocherki po vozrastnoi kineziologii cheloveka [Essays on age-related kinesiology of a man], Moscow : Soviet sport, 2009, 220 p.

7. Balsevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka [Ontokinesiology of a man], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p.

8. Bogen M. M. Obuchenie dvigatel'nym deistviyam [Teaching motional actions], Moscow : Physical culture and sport, 1985, 192 p.

9. Bretz K. Ustoichivost' ravnovesiya tela cheloveka [Body balance steadiness of a man], dissertation of a doctor of pedagogics : 13.00.04, Budapest, 1996, 240 p.

10. Vinogradov G. P. Atletizm: Teoriya i metodika trenirovki [Athleticism: Theory and methodology of training], Moscow : Soviet sport, 2009, 328 p.

11. Gubetrt K. D. Gimnastika i massazh v rannem vozraste [Gymnastics and massage in early childhood], Moscow : Prosveshchenie, 1981, 127 p.

12. Guzhalovskiy A. A. Etapnost' formirovaniya fizicheskikh (dvigatel'nykh) kachestv i problema optimizatsii fizicheskoi podgotovki detei shkol'nogo vozrasta [The stage character of physical (motional) qualities formation and the problem of physical training optimization among schoolchildren], thesis of the dissertation of the doctor of pedagogics : 13.00.04, Moscow, 1979, 46 p.

13. Zaripov R. R. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2013, No. 5, pp. 63.

14. Zelenin L. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2013, No. 10, pp. 94-98.

15. Zelenin L. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, 4 (33), pp. 45-66. http://iournal-science.org/ru/magazine.html.

16. Kostyukov V. V. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1994, No. 11, pp. 23-26.

17. 16. Lopatina A. B. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 2(27) http://iournal-science.org/ru/magazine/19.html.

18. Lopatina A. B. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 2(31), pp. 109114, http://iournal-science.org/ru/article/78.html. DOI: 10.14526/00_1111_14.

19. Loshenko E. V. Napravlennoe razvitie ravnovesiya u devochek 12-14 let, zanimayushchikhsya ozdorovitel'noi aerobikoi [Directed development of the

Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.

balance among 12-14 year-old girls, who go in for health-improving aerobics], thesis of the dissertation of the candidate of pedagogics: 13.00.04, Malakhovka, 2007, 25 p.

20. Lyakh V. I. Koordinatsionnye sposobnosti shkol'nikov [Coordinating abilities of schoolchildren], Moscow : Polymya, 1989, 160 p.

21. Lyakh V. I. Dvigatel'nye sposobnosti shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki formirovaniya [Motional abilities of schoolchildren: the basis of theory and methodology of formation], Moscow : Terra-Siort, 2000, 192 p.

22. Lyakh V. I. Fizicheskaya kul'tura v shkole, 2000, No. 4, pp. 6-13.

23. Lyakh V. I. Fizicheskaya kul'tura v shkole, 2000, No. 5, pp. 3-10.

24. Matveev A. P. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 1996, No. 1, pp. 19-22.

25. Nazarenko L. D. Razvitie dvigatel'no-koordinatsionnykh kachestv kak faktor ozdorovleniya detei i podrostkov [Motional-coordinating qualities development as a factor of children's and teen-agers' health improvement], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2001, 332 p.

26. Nazarenko L. D. Ozdorovitel'nye osnovy fizicheskikh uprazhnenii [Health-improving basis of physical exercises], Moscow : VLADOS-PRESS publishing house, 2003, 240 p.

27. Rudenko S. A., Rudenko L.K. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2008, No. 11 (45), pp. 80-83.

28. Svishal, S. E. Giddiness among children / S. E. Svishal // Giddiness. - Moscow : Medicine, 1989.

- P. 261-285.

29. Farfel V. S. Razvitie dvigatel'nykh sposobnostei u detei, Moscow, 1976, pp. 191-194.

30. Malina R. M. Fatness and physical fitness of 7-17 year-old girls / R. M. Malina and others.

- Obesity Research, 1998. - P. 221-231.

Юрий Сергеевич Канаев - старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: panachev@pstu.ru.

Леонид Александрович Зеленин - доктор педагогических наук, профессор Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: panachev@pstu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.