Научная статья на тему 'Применение индивидуальной нагрузки на тренажёрах в качестве средства для юношей первокурсников на занятиях физической культурой в вузе'

Применение индивидуальной нагрузки на тренажёрах в качестве средства для юношей первокурсников на занятиях физической культурой в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НАГРУЗОК / НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ / PHYSICAL CULTURE LESSONS / LOADS INDIVIDUALIZATION / THE ORIENTATION OF LESSONS / TRAINING SIMULATORS USE / TRAINING EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленин Л.А., Леготкина Л.Р.

Статья рассматривает исследование научно обоснованных рекомендаций по режиму влияний индивидуальных нагрузок силовой направленности на тренажёрных устройствах, тренировочных приспособлениях и применению разных средств на занятиях физической культурой в течение учебного года в связи с индивидуально-типологическими особенностями студентов технического вуза. Материалы. Содержание и направленность учебного процесса с использованием индивидуальной нагрузки на тренажёрных устройствах, тренировочных приспособлениях и с разными средствами на занятиях по физической культуре в связи с индивидуально-типологическими особенностями студентов-первокурсников технического вуза. Методы исследования: изучение и анализ теоретических источников, и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольное тестирование, антропометрические измерения, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Исследования позволили установить оптимальные варианты индивидуальной нагрузки в различных режимах восстановления на занятиях физической культурой студентов-первокурсников технического вуза с учётом индивидуально-типологических особенностей при использовании тренажёрных устройств, тренировочных приспособлений и разных средств. Заключение. Подводя итоги проведённого педагогического эксперимента, можно с уверенностью констатировать, что использование тренажёрных устройств, разных тренировочных приспособлений и средств на занятиях физической культурой активно стимулирует развитие физических качеств студентов-первокурсников технических вузов. В экспериментальных группах «А», «В» и «С» отмечены достоверные различия конечных результатов в восьми упражнениях из десяти, в то время как в контрольной группе «Д» только в двух.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL LOAD USE AT TRAINING SIMULATORS AS THE MEANS FOR YOUNG MALE FIRST-YEAR STUDENTS AT PHYSICAL CULTURE LESSONS AT A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The article is about scientifically substantiated recommendations concerning the regimen of influences of power orientated individual loads at the training simulators, training facilities and different means application at physical culture lessons during an academic year in terms of individual-typological peculiarities of technical higher educational establishments students. Materials. Educational process content and orientation with the use of an individual load at the training simulators, training facilities and with different means at physical culture lessons in terms of individual-typological peculiarities of first-year students at a technical higher educational establishment. Research methods: theoretical recourses study and analysis, scientific-methodical literature summarizing, pedagogical observation, control testing, anthropometric measuring, pedagogical experiment, the methods of mathematical statistics. Results. The research helped to state optimal variants of individual load in different regimens of rehabilitation at physical culture lessons among first-year students at a technical higher educational establishment, taking into consideration individual-typological peculiarities while using training simulators, training facilities and different means. Conclusion. Summing up the results of the pedagogical experiment it can be stated that the use of training facilities, different training simulators and means at physical culture lessons stimulates physical qualities development of first-year students at technical higher educational establishments. In the experimental groups “A”, “В” and “C” valid differences of the final results in eight of ten exercises were revealed, in the control group “D” they were revealed only in two exercises.

Текст научной работы на тему «Применение индивидуальной нагрузки на тренажёрах в качестве средства для юношей первокурсников на занятиях физической культурой в вузе»

DOI 10.14526/01_1111_127 УДК 796.022-057.875

ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ТРЕНАЖЁРАХ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЮНОШЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Л. А. Зеленин - доктор педагогических наук, профессор, Л.Р. Леготкина - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990

E-mail: zelenindoz48@mail.ru

Аннотация. Статья рассматривает исследование научно обоснованных рекомендаций по режиму влияний индивидуальных нагрузок силовой направленности на тренажёрных устройствах, тренировочных приспособлениях и применению разных средств на занятиях физической культурой в течение учебного года в связи с индивидуально-типологическими особенностями студентов технического вуза. Материалы. Содержание и направленность учебного процесса с использованием индивидуальной нагрузки на тренажёрных устройствах, тренировочных приспособлениях и с разными средствами на занятиях по физической культуре в связи с индивидуально-типологическими особенностями студентов-первокурсников технического вуза. Методы исследования: изучение и анализ теоретических источников, и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольное тестирование, антропометрические измерения, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Исследования позволили установить оптимальные варианты индивидуальной нагрузки в различных режимах восстановления на занятиях физической культурой студентов-первокурсников технического вуза с учётом индивидуально-типологических особенностей при использовании тренажёрных устройств, тренировочных приспособлений и разных средств. Заключение. Подводя итоги проведённого педагогического эксперимента, можно с уверенностью констатировать, что использование тренажёрных устройств, разных тренировочных приспособлений и средств на занятиях физической культурой активно стимулирует развитие физических качеств студентов-первокурсников технических вузов. В экспериментальных группах «А», «В» и «С» отмечены достоверные различия конечных результатов в восьми упражнениях из десяти, в то время как в контрольной группе «Д» -только в двух.

Ключевые слова: занятия физической культурой, индивидуализация нагрузок, направленность учебных занятий, применение тренажёрных устройств, тренировочные приспособления.

INDIVIDUAL LOAD USE AT TRAINING SIMULATORS AS THE MEANS FOR YOUNG MALE FIRST-YEAR STUDENTS AT PHYSICAL CULTURE LESSONS AT A HIGHER

EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Leonid A. Zelenin - doctor of pedagogics, professor, Larisa R. Legotkina - candidate of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University Komsomolsky prospect, house 29, Perm, 614990, Russia

E-mail: zelenindoz48@mail.ru

Annotation. The article is about scientifically substantiated recommendations concerning the regimen of influences of power orientated individual loads at the training simulators, training facilities and different means application at physical culture lessons during an academic year in terms of individual-typological peculiarities of technical higher educational establishments students. Materials. Educational process content and orientation with the use of an individual load at the training simulators, training facilities and with different means at physical culture lessons in terms of individual-typological peculiarities of first-year students at a technical higher educational establishment. Research methods: theoretical recourses study and analysis, scientific-methodical literature summarizing, pedagogical observation, control testing, anthropometric measuring, pedagogical experiment, the methods of mathematical statistics. Results. The research helped to state optimal variants of individual load in different regimens of rehabilitation at physical culture lessons among first-year students at a technical higher educational establishment, taking into consideration individual-typological peculiarities while using training simulators, training facilities and different means. Conclusion. Summing up the results of the pedagogical experiment it can be stated that the use of training facilities, different training simulators and means at physical culture lessons stimulates physical qualities development of first-year students at technical higher educational establishments. In the experimental groups "A", "B " and "C " valid differences of the final results in eight of ten exercises were revealed, in the control group "D" they were revealed only in two exercises.

Keywords: physical culture lessons, loads individualization, the orientation of lessons, training simulators use, training equipment.

Введение. Подготовка юношей-первокурсников 17-18 лет рассматривается как педагогический процесс с применением совокупности разнообразных средств физической подготовки на занятиях физической культурой в техническом вузе. Повышение физических качеств у первокурсников является основным направлением физической подготовки с помощью тренажёров в процессе занятий физической культурой и в значительной степени способствует формированию умений и двигательных навыков, а также приобретению соответствующих теоретических знаний студентов в техническом вузе [1,3, 5, 9, 11].

Цель данной работы - разработать и научно обосновать методологические, теоретические и организационно-методические основы физической подготовки студентов-первокурсников с применением тренажёрных устройств, тренировочных приспособлений и разных снарядов, характеризующихся в качестве средств в связи с индивидуально-типологическими особенностями.

Задачи: 1. Определить

индивидуально-типологические особенности студентов технического вуза.

2. Разработать содержание и направленность технологии физической подготовки в связи с индивидуально-типологическими особенностями студентов технического вуза, использованием тренажёров, тренировочных приспособлений и разных средств.

3. Экспериментально обосновать технологию физической подготовки студентов-первокурсников технического вуза на занятиях физической культурой в связи с использованием тренажёрных устройств, тренировочных приспособлений и разных средств.

Методы исследования.

Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ документальных материалов,

педагогическое наблюдение,

антропометрические измерения,

контрольные тестирования,

педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Анализ научно-практических

исследований последних лет убедительно показывает, что уровень физических качеств выпускников школ недостаточно высок и большинство юношей не могут выполнить нормативы военной

подготовки; нерегулярность занятий физическими упражнениями отрицательно сказывается на их физическом развитии и физической подготовленности [2, 5, 7, 9]. Известно, что в этом возрасте при регулярных занятиях физическими упражнениями проявляется тенденция всестороннего развития и создаются определённые предпосылки к

эффективному совершенствованию [6, 8].

В результате теоретического анализа и научно-методической литературы не было обнаружено научно обоснованных рекомендаций по использованию тренажёрных устройств, различных тренировочных

приспособлений и средств с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов-юношей первого курса на занятиях физической культурой в техническом вузе [2, 3, 4].

В настоящее время изучение морфофункционального статуса студентов приобретает высокую социальную и практическую актуальность и является одним из направлений нашего исследования [1, 2, 11].

Организация исследования. В исследовании приняли участие студенты горно-нефтяного факультета Пермского национального исследовательского

политехнического университета (ПНИПУ). С помощью врачей кабинета врачебно-педагогического контроля университета в начале учебного года все студенты прошли углублённый медицинский осмотр. В эксперименте приняли участие четыре группы студентов первого курса, по 30 человек в каждой (3 экспериментальные и контрольная), которые в течение всего учебного года занимались по два сдвоенных часа в неделю по разработанной в зависимости от индивидуально-типологических

особенностей программе на тренажёрных устройствах, тренировочных

приспособлениях и с применением разных средств: группа «А» - астеноторокальный тип; группа «В» - мышечный тип; группа «С» - дигестивный тип. Контрольная группа «Д» занималась по учебной программе по физической культуре для технических вузов. Тестирование испытуемых проводилось в начале, середине и в конце учебного года для оценки изменений уровня физической подготовленности. Данные физического развития измерялись в начале и в конце учебного года. В течение эксперимента все студенты находились под медицинским контролем и по результатам обследования отклонений в состоянии здоровья студентов обнаружено не было.

Результаты исследования и их обсуждение. Известно, что в спорте детей и подростков по типу телосложения отбирают в различные виды для серьёзной специализации. Анализ телосложения студентов в учебных занятиях физическими упражнениями убедительно показал, что студенты группы «А» («астеники») отличаются от студентов группы «В» (мышечники» ) по параметрам веса и становой силы, различия достоверны. Группа «В» («мышечники») по отношению к группе «С» («дигестивный тип») достоверно отличается по весу

Проведённый в конце эксперимента сравнительный анализ показателей физической подготовленности с использованием тренажёрных устройств, тренировочных приспособлений и различных снарядов выявил значительное улучшение результатов во всех сформированных экспериментальных группах. В результате занятий физической культурой в контрольной группе «Д» также произошли незначительные изменения в физической

подготовленности. В беге на 100 м (развитие скоростных качеств) в группе «А» результат улучшился на 0,8 с, в группе «В» - на 1, 0 с, в группах «С» и

«Д» отмечены достоверные различия на 0,5 и на 0,3 с соответственно.

В кроссовом беге на 3000 м результат в группе «А» улучшился на 31,3 с, в группе «В» - на 19,0, в группе «С» - на 15,5 с, в группе «Д» - на 11,7 с, во всех экспериментальных группах различия достоверны. В прыжках в длину с места; в отжимании в упоре на параллельных брусьях, подтягивании из виса на перекладине, в висе поднимание прямых ног до касания перекладины; стоя, наклон туловища вперёд (гибкость) в экспериментальных группах отмечены достоверные различия. В выполнении силовых упражнений на тренажёрных устройствах: «жим, лёжа на тренажёре за 1 минуту» (кол-во раз) в группе «А» результат улучшился на 12 подъёмов, в группе «В» - на 25, в группе «С» - на 16 подъёмов. В силовом упражнении «подъём штанги спиной двумя руками вверх» за 1 минуту (кол-во раз) в группах «А», «В», «С» и «Д» результат улучшился, соответственно, на 15, 24, 17 и 7 раз. В группах «А», «В», «С» при выполнении силового упражнения «толчок штанги двумя руками от груди» за 1 минуту (кол-во раз) результат улучшился, соответственно, на 14, 30, 21 раз. В силовых упражнениях, выполняемых на тренажёрах и со снарядами, в ЭГ выявлены существенные достоверные различия, тогда как в КГ «Д» результаты улучшились недостоверно.

Подводя итоги проведённого педагогического эксперимента, с уверенностью можно свидетельствовать, что использование тренажёрных устройств, тренировочных

приспособлений и средств на занятиях по физической культуре активно стимулирует развитие физических качеств студентов [2, 3, 5, 7, 9, 11]. В экспериментальных группах «А», «В» и «С» отмечены достоверные различия конечных результатов по отношению к исходным в восьми упражнениях из десяти, в то время как в контрольной группе - в двух.

Таким образом, проведённые исследования эффективности различных вариантов использования тренажёрных устройств, тренировочных

приспособлений и разных средств на занятиях по физической культуре в техническом вузе у студентов-первокурсников 17-18 лет показали, что нагрузку необходимо дифференцировать в соответствии с индивидуально-

типологическими характеристиками

студентов. Применение тренажёрных устройств, тренировочных

приспособлений и разных средств на занятиях по физической культуре наиболее предпочтительно перед традиционной формой проведения занятий по физической культуре, так как оказывает выраженное тренировочное воздействие на кардиореспираторную систему студентов, вызывает положительное психологическое и эмоциональное состояние организма, повышает уровень физической

подготовленности, а также активно мотивирует на поддержание интереса студентов к занятиям [2, 3, 6, 8, 9,11].

Заключение. Проведённое

педагогическое исследование показало, что студенты первого курса технического вуза отличаются между собой по индивидуально-типологическим характеристикам, таким как результаты антропологических измерений, уровень физического развития и физической подготовленности. Студенты

астеноторокального типа телосложения по всем признакам достоверно различны и отличаются от студентов группы мышечного и дигестивного типа. Мышечный тип телосложения достоверно отличается от дигестивного. Из этого следует, что тип телосложения следует учитывать при выборе соответствующей нагрузки.

В результате эксперимента определено количественное выполнение отягощения на тренажёрных устройствах, развивающих быстроту, силу и выносливость. Критериями эффективности при определении параметров нагрузки

служили: изменения ЧСС во время выполнения отягощения, количество повторений выполняемого упражнения; время, затраченное на выполнение упражнения, а также внешние признаки утомления студентов.

Для развития быстроты

использовались снаряды, упражнения на тренажёрных устройствах, тренировочных приспособлениях - определялись количественные изменения показателей в повторном выполнении упражнений в зависимости от длительности интервалов отдыха. При укороченных интервалах отдыха (15-20 с) отмечается снижение (4-6 повторений), а при интервале отдыха 30-40 с. - 7-8 повторений. Максимальная ЧСС при выполнении силовых упражнений у астеноторокального типа телосложения находится в пределах 186 уд/мин, у мышечного типа - 198 уд/мин и у дигестивного типа - 205 уд/мин.

Для развития силовых качеств на тренажёрных устройствах, тренировочных приспособлениях и с использованием снарядов применялся повторный метод отягощения, который характеризуется увеличением количества повторений от занятия к занятию по мере роста силовых возможностей студентов. С первых учебных занятий следует выполнять силовые упражнения на тренажёрных устройствах, тренировочных

приспособлениях и с использованием свободных средств: 3 серии по 30 с, с интервалом отдыха 60 с. После месяца занятий - 3 серии по 1 минуте с интервалом отдыха 90 с, а после двух месяцев - 3 серии занятий по 2 минуты с интервалом отдыха 90 с. Максимальная величина ЧСС на тренажёрах не должна превышать 175-180 уд/мин.

Для развития аэробных

возможностей организма (выносливости) выполнялась работа на тренажёрах в течение двух минут, с интервалом отдыха 60 с., с количеством повторений не менее 2 раз, а при интервале отдыха 90 с. количество повторений равно трём. Если интервал отдыха равен 120 с., то

количество повторений - 4. Максимальная ЧСС не должна превышать 170-175 уд/мин.

Результаты проведённого

педагогического эксперимента позволяют считать, что выполняемая нагрузка с отягощением на тренажёрах активно стимулирует развитие физических качеств, рост спортивных результатов. Результаты исследований выявили, что студентам астенического типа телосложения целесообразно выполнять силовую нагрузку на тренажёрных устройствах, тренировочных приспособлениях и снарядах на 11-13% больше для развития силовой выносливости, студентам мышечного типа следует давать нагрузку на 11-13% больше для развития скоростных качеств и силовой выносливости, дигестическому типу -упражнения для развития скоростно-силовых качеств и силовой выносливости.

Проведённое педагогическое

исследование показало, что с

использование на занятиях физической культурой силовых упражнений на тренажёрных устройствах, тренировочных приспособлениях и дополнительных средств стимулирует повышение физических качеств студентов и интерес к занятиям физическими упражнениями. Применение тренажёров на занятиях физической культурой позволяет значительно повысить физическую подготовленность студентов в условиях педагогического вуза, а потому может быть использовано в других высших учебных заведениях [3, 9, 10, 11].

Литература

1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2(35). - С. 28-38. http ://j ournal-science.org/ru/article/157. html. DOI: 10.14526/01_1111_04.

2. Вавилов, В. В. Направленность занятий атлетической гимнастикой мужчин II зрелого возраста на подготовку к сдаче нормативов ГТО : автореф. дис. ... кан. пед. наук : 13.00.04 / В. В. Вавилов. - Набережные Челны, 2015. - 24 с.

3. Гераськин, А. А. Тренажёры для повышения эффективности подготовки волейболистов / А. А. Гераськин, А. В. Радионов // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 10. - С. 47-50.

4. Евсеев, С. П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров / С. П. Евсеев. - Л. : Изд. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. - 91 с.

5. Евсеев, С. П. Формирование двигательных действий с заданным результатом с помощью тренажёров / С. П. Евсеев. - Л. : ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1989. - 38 с.

6. Зеленин, Л. А Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ... кан. пед. наук : 13.00.04 / Л. А. Зеленин. -Чайковский, 2004. - 198 с.

7. Зеленин, Л. А. Влияние тренажёров на основные свойства нервной системы спортсменов / Л. А. Зеленин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 94-98.

8. Зеленин, Л. А. Сопряжённое формирование способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса при обучении юных спортсменов-каноистов : дис. .док. пед. наук : 13.00.04 / Л. А. Зеленин. -Набережные Челны, 2014. - 48 с.

9. Кузнецов, А. С., Педагогический контроль становления технико-тактического мастерства в спортивной борьбе / А. С. Кузнецов, Ю. Ю. Крикуха // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 1(18). 1Щр://юигпа1-science.org/ru/magazine.htm1.

10. Лапутин, А. Н. Технические средства обучения : учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / А. Н. Лапутин, В. Л. Уткин. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 80 с.

11. Лопатина, А. Б. План проведения учебно-тренировочных сборов и адаптационные процессы / А. Б. Лопатина // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. -№ 2(27). ЩрУ/юшпа!-science.org/ru/magazine/19.htm1.

12. Ратов, И. П. Исследования спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / И. П. Ратов. - М. : ГЦОЛИФК, 1972. -909 с.

13. Ратов, И. П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы её практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И. П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : сб. трудов. -М., 1984. - С. 127-145.

14. Хорунжий, К. А. Эффективность использования упражнений на тренажёрах в процессе начальной подготовки спортсменов в пауэрлифтинге / К. А. Хорунжий // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 58.

References

1. Aftimichuk O. E., Kuznetsova Z.M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 28-38. http://journal-science.org/ru/article/157. html. DOI: 10.14526/01_1111_04.

2. Vavilov V. V. Napravlennost' zanyatii atleticheskoi gimnastikoi muzhchin II zrelogo vozrasta na podgotovku k sdache normativov GTO [Bodybuilding lessons orientation among the men of the second adulthood to RLD normatives fulfillment], abstract of the dissertation of the candidate of pedagogics : 13.00.04, Naberezhnye Chelny, 2015, 24 p.

3. Geraskin A. A., Radionov A.V. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1987, No. 10, pp. 47-50.

4. Evseev S. P. Formirovanie dvigatel'nykh deistvii v gimnastike s pomoshch'yu trenazherov [Motional actions formation in gymnastics with the help of training simulators], Leningrad : Publishing house of P.F. Lesgaft University, 1987, 91 p.

5. Evseev S. P. Formirovanie dvigatel'nykh deistvii s zadannym rezul'tatom s pomoshch'yu trenazherov [Motional actions formation with the stated result with the help of training simulators], Leningrad : P.F. Lesgaft University, 1989, 38 p.

6. Zelenin, L. A. Povyshenie ravnovesiya kanoistov-novichkov s ispol'zovaniem spetsial'nykh fizicheskikh uprazhnenii i trenazhera [Balance improvement of canoeists - beginners with the use of special physical exercises and a training simulator], dissertation of the candidate of pedagogics : 13.00.04, Chaykovskiy, 2004, 198 p.

7. Zelenin L. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2013, No. 10, pp. 94-98.

8. Zelenin L. A. Sopryazhennoe formirovanie sposobnosti k ravnovesiyu posredstvom trenazhernogo kompleksa pri obuchenii yunykh sportsmenov-kanoistov [Connected formation of the ability to balance by means of a training complex while training young sportsmen-canoeists], dissertation of the doctor of pedagogics : 13.00.04, Naberezhnye Chelny, 2014, 48 p.

9. Kuznetsov, A. S. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2011, No. 1(18). http ://j ournal -science .org/ru/magazine. html.

10. Laputin A.N. Tekhnicheskie sredstva obucheniya [Teachnical means of teaching: manual for physical culture Institutes], Moscow : Physical culture and sport, 1990, 80 p.

11. Lopatina A. B. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy

fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 2(27) http://iournal-science.org/ru/magazine/19.html.

12. Ratov I. P. Issledovaniya sportivnykh dvizhenii i vozmozhnostei upravleniya izmeneniyami ikh kharakteristik s ispol'zovaniem tekhnicheskikh sredstv [Sports movements study and the opportunities of control over their characteristics using technical means], dissertation of the doctor of pedagogics : 13.00.04, Moscow : P.F. Lesgaft University, 1972, 909 p.

13. Ratov I. P. Metodologicheskie problemy sovershenstvovaniya sistemy sportivnoi podgotovki kvalifitsirovannykh sportsmenov, Moscow, 1984, pp. 127-145.

14. Khorunzhiy K. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2013, No. 10, pp. 58.

Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.

Леонид Александрович Зеленин - доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: zelenindoz48@mail.ru

Лариса Рашитовна Леготкина - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Комсомольский проспект, дом 29, Пермь, Россия, 614990

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.