УДК 159
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Т.М. Попова
Аннотация. Рассматривается проблема формирования аддиктивного поведения у подростков развивающихся нормально и у подростков с ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей подростков склонных к аддиктивному поведению. Выявленные предпосылки аддиктивного поведения у подростков и факторы рассматриваются в качестве основы, для установления специфичных индивидуально-психологических особенностей отклоняющегося поведения у лиц с нарушениями в развитии.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, индивидуально-психологические особенности, факторный анализ, лица с ограниченными возможностями здоровья.
INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PRECONDITIONS OF ADDICTIVE BEHAVIOR IN INDIVIDUALS WITH DISABILITIES
T.M. Popova
Abstract. We consider the problem of formation of addictive behavior in adolescents developing normally and adolescents with disabilities. The results of the empirical study of individual psychological characteristics of adolescents are prone to addictive behavior. Identified prerequisites of addictive behavior in adolescents and the factors considered as a basis for the establishment of specific individual psychological characteristics of deviant behavior in individuals with developmental disorders.
Keywords: addictive behavior, individual psychological characteristics, factor analysis, persons with disabilities.
Аддиктивное поведение приобрело в последние годы массовый характер и превратилось в серьезную социальную, педагогическую и психологическую проблему. Аддиктивное поведение в виде злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одним из самых распространенных видов девиантного поведения. Отклоняющееся поведение обусловлено нарушением социальной адаптации.
Наименее защищенными в правовом и социальном отношениях с точки зрения успешности социальной интеграции являются подростки с отклонениями в развитии [6, c. 131]. Трудности приспособления к новым социальным условиям обусловлены типом нарушенного развития и усиливается неправильными условиями воспитания подростков с патологией.
Исходя из положения Л.С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, формирование социально-приемлемого поведения у подростков с ограниченными возможностями протекает по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников [2]. Вместе с тем, наличие
дефекта у ребенка определяет не только качественное своеобразие формирования его психики, но и недостаточное развитие социальных навыков и личностных ресурсов, что приводит к дезадаптации и повышает риск закрепления аддиктивного поведения.
Исследования в области специальной психологии и педагогики показали, что наличие отклонений в психофизическом развитии подростков отрицательно влияет на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними, а также к нарушениям поведения, проблемам в их социально-педагогической адаптации и реабилитации.
Затруднения во взаимодействии с социумом обусловлены также личностными особенностями подростков с нарушениями развития. Например, у умственно отсталых подростков наблюдаются следующие психологические особенности, опосредующие формирование дезадаптивного поведения: повышенная подражательность, внушаемость в отношении асоциальных форм поведения и низкая кри-
тичность в общении с лицами, склонными к совершению противоправных действий, аффективная возбудимость со склонностью к агрессии, страх установления стойких эмоциональных контактов, неприязненное отношение к педагогам [6, с. 131]. Для подростков с ДЦП характерна неадекватная оценка себя как субъекта профессиональной деятельности, фиксация на двигательном нарушении, высокий уровень тревожности и невротизма [6, с. 131]. Перечисленные особенности связаны с отставанием в формировании и развитии основных структурных компонентов личности - самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением межличностных связей, отсутствием адаптивных личностных ресурсов для адекватной реакции на имеющееся нарушение.
Следует отметить, что некоторые перечисленные личностные особенности характерны не только для подростков с ограниченными возможностями, но и наблюдаются у подростков с аддиктивным поведением. Подавляющее большинство специалистов, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, сходятся во мнении, что в основе подобного поведения лежат доболезненные (предпатологические) личностные особенности, в силу чего у индивида и формируется зависимость [3, с. 110]. Наиболее часто упоминаются следующие психологические особенности зависимой личности: инфантильность, внушаемость, неспособность прогнозировать будущее, ригидность, поисковая активность, отсутствие стойких эмоциональных контактов, высокий уровень агрессии, тревожности и аффективной возбудимости и т.д. Однако список значимых личностных особенностей настолько широк и противоречив, что затруднительно выделение сущностных характеристик подростка, склонного к зависимому поведению.
В этой связи возникает необходимость изучения и сравнительного анализа индивидуально-психологических особенностей, опосредующих возможное развитие аддиктивного поведения как у нормально развивающихся подростков, так и у детей с нарушениями развития на основе учета типа дизонтогенеза.
В первоначальном этапе исследования приняли участие подростки с ранними признаками аддиктивного поведения (алкогольная зависимость) и подростки, не обнаруживающие склонности к отклоняющемуся поведению в количестве 70 человек (по 35 испытуемых в каждой группе). При изучении индивидуаль-
но-психологических предпосылок аддиктивно-го поведения были использованы следующие методики: опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (К.К. Яхина, В.Д. Менделевича); шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбер-гера, Ю.Л. Ханина); психодиагностичнский тест Л.Т. Ямпольского; экспериментально-психологическая методика изучения фрустра-ционных реакций (С. Розенцвейга).
Обработка полученных данных с применением факторного анализа позволила выделить следующие факторы, отражающие психологические особенности подростков с аддиктив-ным поведением: «Личностная тревожность», «Психическая неуравновешенность», «Асоци-альность», «Общая активность», «Общительность», «Экстрапунитивная направленность» фрустрационных реакций. Содержание перечисленных факторов свидетельствует о преобладании у аддиктивных подростков таких индивидуально-психологических особенностей как: 1) личностная тревожность (плохая переносимость стрессовых ситуаций, неустойчивость, трудность адаптации к новым условиям, неуверенность в себе); 2) психическая неуравновешенность (склонность к быстрой смене настроения, раздражительность); 3) асоциаль-ность (негативные установки по отношению к социальным нормам и требованиям, склонность к асоциальному поведению); 4) общая активность (отсутствие избирательности в общении, поверхностность социальных контактов, склонность к рискованным поступкам); 5) общительность в сочетании с невротизмом (повышенная эмоциональность, импульсивность, девальвация партнера по общению); 6) экстрапунитивная направленность фрустраци-онных реакций (низкая фрустрационная толерантность, направленность обвинительных реакций и агрессивного поведения на окружающих), поиск способов защиты «Я» реализуется за счет принятия алкоголя [3, с. 113].
Также в результате факторного анализа была выявлена группа факторов, отражающих индивидуально-психологические предпосылки подростков с отсутствием ранних признаков аддикций: «Совестливость», «Сензитивность», «Эстетическая впечатлительность», «Общительность», «Импунитивная направленность», «Конформность». Содержательный анализ указанных факторов позволяет отметить, что для подростков, не обнаруживающих склонности к аддиктивному поведению, характерны следующие индивидуально-психологические
особенности: впечатлительность, сензитив-ность, готовность к сотрудничеству, развитая способность к эмпатии, высокая фрустрацион-ная толерантность с проявлением поведенческих реакций «разрешающего» типа, низкий уровень психотизма и тревожности [3, с. 116].
Сравнение данных двух групп по t-критерию Стьюдента обнаружило значимые (0,001 < p < 0,05) различия в анализируемых показателях, что свидетельствует о наличии у подростков с аддиктивным поведением комплекса индивидуально-психологических особенностей, обуславливающих их психологическую готовность к употреблению алкоголя.
Перечисленные предпосылки аддиктивного поведения у подростков можно рассматривать в качестве ориентира для установления специфичных индивидуально-психологических особенностей отклоняющегося поведения у лиц с нарушениями в развитии. В этой связи необходимо провести сравнительный анализ личностных особенностей подростков с аддиктивным поведением и подростков с отклонениями в развитии.
Одной из закономерностей психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья является своеобразие в становлении личности и самосознания, проявляющиеся по-разному при разных вариантах дизонтоге-неза [4, с. 18]. К ним относятся: неадекватная самооценка, повышенная внушаемость в отношении асоциальных форм поведения и низкая критичность в общении с лицами, склонными к совершению противоправных действий, трудности регуляции эмоций в виде импульсивности и аффективной возбудимости со склонностью к агрессии, недостаточно сформированные коммуникативные навыки, приводящие к страхам контактов [5, с. 87]. Эти особенности приводят к формированию различных девиаций в поведении. Неадекватная
Литература:
1. Богданова Т.Г., Степанова Н.А., Вовненко К.Б., Попова Т.М. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Москва: Издательский центр «Академия». 2014.С. 98-129.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Москва: Педагогика, 1983. -Т.5. -С. 368.
3. Косырев В.Н., Попова Т.М. Индивидуально-психологические предпосылки алкоголизации подростков // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. Тамбов, 2005. - № 3 (39).-С. 110-116.
самооценка приводит к проблемам в межличностном общении, развитию аддиктивного поведения; повышенная внушаемость, распространяющаяся и на асоциальные формы поведения, способствует вовлечению в преступную деятельность; импульсивность может привести к агрессии; нарушения в коммуникативной сфере - к возникновению различных фобий. К примеру, дети с нарушением интеллекта в силу повышенной внушаемости особенно уязвимы перед физическим и сексуальным насилием, а синдром расторможенности влечений способствует формированию сексуальных девиаций. Подростки с нарушением слуха, вследствие изолированности их референтных групп и общения с помощью жестового языка, не понятного для большинства окружающих, могут быть вовлечены в криминальную деятельность по распространению психоактивных веществ. Для детей и подростков с психопатиями характерно проявление агрессии и ауто-агрессии, как способа добиться желаемого результата [1, с. 106].
Таким образом, психологическая предрасположенность к аддиктивному поведению у лиц с ОВЗ представляет собой сочетание определенных индивидуально-психологических особенностей, инициирующих отклоняющееся поведение в условиях социальной дезадаптации.
Можно предположить, что формирование аддиктивного поведения у подростков с ОВЗ происходит в неразрывной связи с симптомами психического дизонтогенеза, что обуславливает необходимость анализа их соотношения в каждом конкретном случае, поскольку именно такой анализ необходим для разработки системы профилактических мероприятий. Проверка данного предположения определяет перспективу дальнейшего исследования.
4. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. Москва, 1971. - № 6. - С.15-19.
5. Попова Т.М. Дезадаптация как предпосылка развития девиантного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. Екатеринбург. 2013. - № 1 (29). - С. 79-88.
6. Попова Т.М. Теоретико-методологические проблемы изучения девиантного поведения подростков с нарушениями развития // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография. Москва: Логомаг, 2013. - С.130-140.
References:
1. Bogdanova T.G., Stepanova N.A., Vovnenko K.B., Popova T.M. Social'naja adaptacija, reabilitacija i professional'naja orientacija lic s ogranichennymi voz-mozhnostjami zdorov'ja. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademija». 2014.S. 98-129.
2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij v 6-ti tomah. Moskva: Pedagogika, 1983. -T.5. -S. 368.
3. Kosyrev V.N., Popova T.M. Individual'no-psihologicheskie predposylki alkogolizacii podrostkov // Vestnik tambovskogo universiteta. Serija: gumani-tarnye nauki. Tambov, 2005. - № 3 (39).-S. 110-116.
4. Lubovskij V.I. Obshhie i specificheskie zako-nomernosti razvitija psihiki anomal'nyh detej // De-fektologija. Moskva, 1971. - № 6. - S. 15-19.
5. Popova T.M. Dezadaptacija kak predposylka razvitija deviantnogo povedenija u lic s ogranichenny-mi vozmozhnostjami zdorov'ja // Special'noe obrazo-vanie. Ekaterinburg. 2013. - № 1 (29). - S. 79-88.
6. Popova T.M. Teoretiko-metodologicheskie problemy izuchenija deviantnogo povedenija podrost-kov s narushenijami razvitija // Special'naja pedagogika i special'naja psihologija: sovremennye metodologi-cheskie podhody. Kollektivnaja monografija. Moskva: Logomag, 2013. - S.130-140.
Сведения об авторе:
Попова Татьяна Михайловна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации, ГБОУ ВО МГПУ «Московский городской педагогический университет», e-mail: popova_opb@mail.ru
Data about the author:
Popova T.M. (Moscow, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor of psychological and pedagogical bases of special education Institute of special education and complex rehabilitation, SEI IN Moscow state pedagogical University "Moscow city pedagogical university", e-mail: popo-va_opb@mail.ru