Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ВО ВТОРИЧНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ВО ВТОРИЧНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоопределение / вторичное профессиональное самоопределение / локус контроля / самоорганизация деятельности / магистранты / attachment formation / substitute family / safe type of attachment / foster children / adaptation period / motivation of substitute families

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Жаркова Талина Анатольевна

В данной статье поднимается вопрос об актуальности профессионального самоопределения человека в любом возрасте. В ней представлены результаты исследования влияния индивидуально-психологических особенностей личности магистрантов и их проявление во вторичном профессиональном самоопределении. Проведено исследование литературы, посвященной вторичному профессиональному самоопределению. Была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между самоорганизации деятельности с формой субъективного контроля. Проведенные исследования, подтвердили данную гипотезу. Также было исследовано взаимное влияние данных показателей в ситуации получения второго образования. На основании теоретического и эмпирического анализа определены основные условия успешности вторичного профессионального самоопределения. В заключении статьи были приведены результаты анализа, устанавливающие взаимосвязь между локусом контроля и самоорганизацией деятельности. Были разработаны рекомендации по повышению локуса контроля. Полученные данные могут быть использованы в работе с магистрантами различных вузов для повышения эффективности выбора профессии и повышение мотивации магистрантов в ситуации получения второго образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article raises the question of the relevance of professional self-determination of a person at any age. It presents the results of a study of the influence of individual psychological characteristics of the personality of undergraduates and their manifestation in secondary professional self-determination. A study of the literature devoted to secondary professional self-determination has been conducted. It was hypothesized that there is a relationship between self-organization of activity with a form of subjective control. The conducted studies have confirmed this hypothesis. The mutual influence of these indicators in the situation of obtaining a second education was also investigated. Based on theoretical and empirical analysis, the main conditions for the success of secondary professional self-determination are determined. At the conclusion of the article, the results of the analysis were presented, establishing the relationship between the locus of control and self-organization of activity. Recommendations were developed to increase the locus of control. The obtained data can be used in working with undergraduates of various universities to improve the efficiency of choosing a profession and increase the motivation of undergraduates in the situation of obtaining a second education.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ВО ВТОРИЧНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ»

4. Евтушенко, Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 60. - С. 72-78

5. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. -2001.-№ 1,-С. 60-72

6. Ениколопов, С.Н. Агрессия - одна из форм защиты «Я» / С.Н. Ениколопов // Химия и жизнь XXI век. - 2006. -№ 10. - С. 12-15

7. Иванова, М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков / М.А. Иванова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-4. - С. 875-878

8. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

9. Лобаскова, М.М. Психометрический анализ опросника агрессивности Басса - Пери / М.М. Лобаскова, Т.В. Адамович, В.И. Исматуллина, Ю.А. Маракшина, С.Б. Малых // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2021. -Т. 14,-№4.-С. 28-38

10. Наливайко, Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. - Ярославль, 2006. - № 4,- С.211-216

11. Никитина, Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования / Е.В. Никитина // Academy. - 2017. - № 4 (19). - URL https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zhiznestoykosti-kontseptsiya-sovremennye-vzglyady-i-issledovaniya (дата обращения: 29.09.2023)

12. Шестакова, Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е.Г. Шестаков, Л.Я. Дофман // Образование и наука. - 2013. - № 7. - С. 51.

13. Gerevich, J. The generalizability of the Buss-Perry Aggression Questionnaire / J. Gerevich, E. Bacskai, P. Czobor 11 International Journal of Methods in Psychiatric Research. - 2007(16) - P. 124-36

14. Maddi, S.R. Hardiness and mental health / S.R. Maddi, D.M. Khoshaba // Journal of Personality Assessment. - 1994 (63). -P. 265-274

15. Maddi, S.R. The story of Hardiness: Twenty years of theorizing, research, and practice / S.R. Maddi 11 Consulting Psychology Journal Practice and Research. - January 2002. - 54(3). - P. 173-185

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Жаркова Талина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ВО ВТОРИЧНОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос об актуальности профессионального самоопределения человека в любом возрасте. В ней представлены результаты исследования влияния индивидуально-психологических особенностей личности магистрантов и их проявление во вторичном профессиональном самоопределении. Проведено исследование литературы, посвященной вторичному профессиональному самоопределению. Была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между самоорганизации деятельности с формой субъективного контроля. Проведенные исследования, подтвердили данную гипотезу. Также было исследовано взаимное влияние данных показателей в ситуации получения второго образования. На основании теоретического и эмпирического анализа определены основные условия успешности вторичного профессионального самоопределения. В заключении статьи были приведены результаты анализа, устанавливающие взаимосвязь между локусом контроля и самоорганизацией деятельности. Были разработаны рекомендации по повышению локуса контроля. Полученные данные могут быть использованы в работе с магистрантами различных вузов для повышения эффективности выбора профессии и повышение мотивации магистрантов в ситуации получения второго образования.

Ключевые слова: самоопределение, вторичное профессиональное самоопределение, локус контроля, самоорганизация деятельности, магистранты.

Annotation. This article raises the question of the relevance of professional self-determination of a person at any age. It presents the results of a study of the influence of individual psychological characteristics of the personality of undergraduates and their manifestation in secondary professional self-determination. A study of the literature devoted to secondary professional self-determination has been conducted. It was hypothesized that there is a relationship between self-organization of activity with a form of subjective control. The conducted studies have confirmed this hypothesis. The mutual influence of these indicators in the situation of obtaining a second education was also investigated. Based on theoretical and empirical analysis, the main conditions for the success of secondary professional self-determination are determined. At the conclusion of the article, the results of the analysis were presented, establishing the relationship between the locus of control and self-organization of activity. Recommendations were developed to increase the locus of control. The obtained data can be used in working with undergraduates of various universities to improve the efficiency of choosing a profession and increase the motivation of undergraduates in the situation of obtaining a second education.

Key words: attachment formation, substitute family, safe type of attachment, foster children, adaptation period, motivation of substitute families.

Введение. В условиях стремительно прогрессирующего мира каждому человеку важно найти в нем свое место, отвечающее внутренним запросам, целям и устремлениям, поэтому сегодня проблема самоопределения актуальна для человека в любом возрасте.

Исторически ее рассматривали с разных подходов: философско-психологического, психолого-культурологического, социологического. Все они отражены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-

Славской и других известных специалистов в области психологии. Однако и современные исследователи продолжают находить в ней все новые направления, поскольку современные взгляды на развитие личности, ее формирование и роль в жизни общества несколько отличаются от тех, что были приняты раньше. Чем глубже понимание как развивается личность, тем эффективнее и грамотнее можно использовать потенциал как общества в целом, так и каждого конкретного человека.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей личности магистрантов во вторичном профессиональном самоопределении.

Общая гипотеза: удовлетворенность от вторичного профессионального самоопределения обусловлена взаимосвязью самоорганизации деятельности с формой субъективного контроля.

Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

- психодиагностическое тестирование с использованием опросника «Уровень субъективного контроля» (УСК) (адаптация Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткинда) и опросника «Самоорганизации деятельности» (ОСД) (адаптация Е.Ю. Мандриковой);

- методы математической обработки.

В исследовании принимали участие 30 магистрантов в возрасте от 20 до 50 лет.

Профессиональное самоопределение личности - процесс, характеризующийся не только длительностью, сложностью и многомерностью, но и многоступенчатостью, поскольку он охватывает значительный период жизни.

С известной долей условности профессиональный путь человека можно разделить на пять основных этапов: рост (развитие), поиск, утверждение, стабилизация и спад. Согласно этому делению, профессиональный путь начинается с раннего детства и заканчивается в пожилом возрасте. В современном мире все чаще встает вопрос о вторичном профессиональном самоопределении, поскольку в зависимости от этапа формирования личности, в ходе взросления и развития личности - интересы и потребности в самореализации у человека с возрастом могут измениться [7].

В психологии значительными исследованиями в области профессионального самоопределения являются работы зарубежных исследователей, таких как: X. Диббери, А. Маслоу, А. Ро, К. Роджерс, Д. Сьюпер, Э Фромм, Д. Фромман, X. Хекхаузен, Э. Эриксон и др.

Исследования Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Рождерса обращены к истокам активности человека, обеспечивающие его потребность в росте «изнутри». Р. Мей считал, что процесс становления личности связан с развитием самосознания и осознанием своей идентичности [5].

Различия в трактовке профессионального самоопределения зарубежными авторами рассмотрены в работах В.П. Борисенкова, В.В. Веселовой, Б.Л. Вульфсона, С.С. Гриншипун, З.А. Мальковой. В отечественной науке проблему профессионального самоопределения человека изучали философы, социологи, психологи, педагоги H.A. Бердяев, Б.М. Бим-Бад, И.С. Кон, П.Г. Щедровицкий и др. [9].

Успешность профессионального самоопределения напрямую связана с понятием самоорганизации личности, то есть процессом сознательного и целенаправленного конструирования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. Самоорганизация личности позволяет организовать свою деятельность таким образом, чтобы она максимально отвечала поставленным целям развития личности, ее устремлениям. Важная роль при этом отдана волевой сфере, и в данном случае нам необходимо ознакомится с понятием локус контроля, которое было введено Дж. Роттером в 1954 году. В развернутом виде этот термин звучит как «локализация контроля волевого усилия». В отечественной психологии активные исследования локуса контроля начались с середины восьмидесятых годов, когда Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынина, М.А.Эткинд опубликовали адаптированную методику исследования уровня субъективного контроля (УСК) [1,2].

Профессиональное самоопределение начинается с обучения в вузе и в этой сфере отмечена следующая проблема: наша образовательная система в большей степени отвечала потребностям индустриальной экономики, тогда как сегодня, в условиях информационного общества и глобальных инноваций она не всегда успевает за запросами времени, поэтому в современном обществе есть устойчивый запрос на изменения в области образования [10, 12].

Исследование профессионального самоопределения как один из аспектов профессиональной подготовки в вузе проводили O.A. Абдуллина, Ю.Б. Дроботенко, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, Л.А. Кандыбович, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, АИ. Щербаков, Е.Н.Волкова и др. Этот период вступления в самостоятельную жизнь, где вопросы самореализации и осуществления своих жизненных планов встают на первое место и приобретают особую важность [3, 4, 6].

Отдельно проводились исследования, изучавшие магистратуру как уровень профессионального образования, они отражены в трудах В.И. Байденко, Л.С. Гребнева, И.А. Гусева, Л.В. Константинова, Г.И. Лазарева, Ю.А. Маленкова, B.C. Сенашенко, Г.Ф. Ткач и др [11, 12]. Есть исследования, посвященные магистерской подготовки в педагогическом вузе и формированию мотивации к исследовательской деятельности у магистрантов: И.С. Батракова, И.В. Гладкая,

A.Г. Каспржак, В.А. Козырев, Л.И. Лебедева, Н.Ф. Радионова, A.C. Роботова, A.B. Тряпицын и др.

Именно магистратура, являющаяся второй ступенью высшего образования, попадает в наш фокус внимания. Интересно исследование, посвященное мотивам поступления в магистратуру, которое проводила Сучкова Т.В. По ее выводам около 45% обучающихся в магистратуре продолжают обучаться по выбранному на бакалавриате направлению, остальные меняют его, что говорит о не вполне осознанном профессиональном самоопределении, с которым студенты начинают свою карьеру. Также исследование показало, что более высокая осознанность наблюдается у тех, кто поступает в магистратуру через несколько лет после окончания бакалавриата или специалитета. Для них на первом месте стоят самореализация и саморазвитие, то есть внутренние факторы, тогда как студенты, обучающиеся сразу после бакалавриата скорее склоняются к мотивации внешними факторами, например карьерной потребностью.

Надо заметить, что в центре внимания большинства исследований, касающихся профессионального самоопределения с точки зрения анализа ситуации вынужденного ухода из профессии (например, А.И. Колобкова, Л.Б. Косова, В.П. Петров, Г.Н. Соколова, Т.С. Чуйкова и др.). Тогда как мотивация магистрантов в профессиональном самоопределении часто остается за рамками, хотя в действительности смена направления не всегда продиктована необходимостью, часто это ответ на внутренние запросы [10, 13].

Исследования мотивов, влияющих на получение образования проводила A.B. Килина, используя методики

B.А. Якунина и A.A. Реана. В ее исследовании принимали участие студенты и магистранты из разных городов. Согласно выводам, на первой ступени образования мотивация меняется от внутренней к внешней, то есть начинается с профессиональных ожиданий, а заканчивается потребностью получить диплом.

В настоящем исследовании приняли участие 30 магистрантов в возрасте от 20-ти до 50-ти лет. Из них 7 мужчин (1 человек в возрастной группе 19-25, 2 человека в возрастной группе 26-45 и 4 человека в возрасте 46-60 лет) и 23 женщины (4 человека в возрастной группе 19-25, 17 человек в возрастной группе 26-45, и 2 человека в возрасте 46-60 лет). Все магистранты, по сравнению с базовым образованием, сменили профиль обучения в магистратуре.

Методики исследования: опросники «Уровень субъективного контроля» (УСК) (адаптация Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткинда) и «Самоорганизации деятельности» (ОСД) (адаптация Е.Ю. Мандриковой).

Анализ показателей по Опроснику УСК показал, что у большинства магистрантов по шкале Общей интернальности преобладают средние (14 человек) - 46% и высокие (8 человек) 27% показатели. Баллы ниже 5 стенов продемонстрировали (8 человек), то есть 27% от исследуемой группы.

Таким образом, мы можем говорить о том, что большинство магистрантов, как люди интернального типа, то есть с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, решительностью, упорством. Такие люди уверены, что все важные события результат их собственных усилий и испытывают чувство ответственности за свою жизнь.

Если говорить о зависимости локус контроля от пола и возраста, то существенной зависимости в данном случае не прослеживается, соотношение людей с интернальным и экстернальным типом среди мужчин и женщин, а также среди представителей разных возрастов примерно одинаковое.

Для большей информативности показатели субъективного контроля распределяются по шкалам, которые отражают тот или иной аспект контроля.

Как мы можем видеть, наибольший разрыв между количеством людей с интернальным и экстернальным типом УСК (20-30%) наблюдается по шкале интернальности в области неудач и по шкале интернальности в семейных отношениях, что говорит о том, что преобладающее число магистрантов чувствуют свою ответственность в ситуациях неудачи и не склонны обвинять в этом других, а так же считают себя ответственными за события, происходящие в их семейной жизни. По прочим шкалам наблюдается разрыв в среднем на 10%.

Необходимо отметить, что для профессиональной диагностики наиболее информативными являются показатели по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). В представленной выборке по шкалам интернальности в производственных отношениях и интернальности в отношении здоровья и болезни наблюдается перекос в сторону людей с экстернальным типом УСК. Возможно, это связано с отсутствием привычки заботиться о собственном здоровье и слабо выраженной командной работой, когда человек по каким-либо причинам не берет на себя ответственность за свои профессиональные успехи и достижения. Надо заметить, что у испытуемых разных полов и возрастов пропорция в этих соотношениях сохраняется аналогичная той, что выявлена в целом по группе.

Опросник самоорганизации деятельности демонстрирует способность к осознанию и осмыслению времени и, как следствие, его структурированию. По данным этого опросника большинство группы продемонстрировало высокий результат -19 человек (64%), средние баллы - 7 человек (23%) тогда как низкий общий бал наблюдался только у 4х человек из выборки (13%). Это свидетельствует о том, что подавляющее большинство группы - люди, которым свойственно понимать и видеть свои цели, планироваться свою деятельность таким образом, чтобы она способствовала их достижению, а также проявлять настойчивость при выполнении поставленных задач. Людей с низкими баллами отличает высокая спонтанность и трудности с планированием, однако их сильная сторона - гибкость и высокая степень адаптированности к новым условиям.

Содержательную интерпретацию полученных результатов дает измерение по шкалам, которые акцентируют внимание на различных аспектах самоорганизованности. Так, преобладание количества испытуемых с высокими баллами особенно заметно по шкалам «Планомерность» 64% опрошенных и «Целеустремленность» 63%, отвечающим за способность к планированию результатов и способности концентрироваться на цели. Соответственно, мы можем сделать вывод, что в данной выборке преобладают люди, умеющие ставить цели и планомерно стремиться к их достижению. Любопытны шкалы, по которым наименьшее число испытуемых имеют высокий результат. Это шкала «Фиксации» - высокий результат по ней продемонстрировали 47% опрошенных. Она показывает склонность личности фиксироваться на заранее запланированной структуре организации событий и высокий результат говорит об исполнительности и обязательности человека, но проблемах с тем, чтобы изменить тактику или переключиться на другой вид деятельности. Преобладание опрошенных с низким и средним результатом - в сумме это 53% говорит о творческом подходе к деятельности и гибкости. Вторая шкала - «Ориентация на настоящее» - по ней высокий результат только у 44% испытуемых. Высокий показатель означает особенную фиксацию на происходящим здесь и сейчас, для людей со средним показателем (их 23 %) настоящее прошлое и будущее имеют одинаковую ценность и актуальность. Людям с низкими баллами (33% опрошенных) свойственно искать точку вдохновения в основном в прошлом или будущем. Возможно, что низкий балл по этой шкале соотносится с целеустремленностью, когда точка приложения усилий видится в будущем, а не в настоящем.

Анализируя результаты, полученные после применения обеих методик мы наблюдаем, что в испытуемой группе преобладают люди с высокими (УСК - 27%, ОСД - 64%) и средними (УСК - 46%, ОСД - 23%) показателями уровня субъективного контроля и самоорганизации деятельности. Поскольку при использовании обеих методик большой зависимости от пола и возраста выявлено не было, то вероятнее всего преобладание высоких показателей связано с тем, что обучение в магистратуре предполагает зрелость, осознанность, мотивированность и сформированность определенных черт личности. Выявлено, что результаты по Опроснику УСК коррелируются с Опросником самоорганизации деятельности, то есть как правило люди с высокой степенью интернальности имеют и высокую степень самоорганизации и наоборот.

Выводы. По результатам проведенного исследования мы можем констатировать, что большинство магистрантов обладают высоким и средним уровнем интернальности. Это свидетельствует об ответственности за все жизненные решения, достижения и неудачи и, соответственно, в ситуации вторичного профессионального самоопределения и за выбор профессии. Эти показатели коррелируются с данными Опросника самоорганизации деятельности, которые демонстрируют высокую целеустремленность, нацеленность на результат, способность планировать свои действия и действовать по установленной траектории и проявлять настойчивость в этом вопросе. Все это позволяет предположить, что в ситуации вторичного профессионального самоопределения, человек проявляет большую зрелость и находится в более привычной и понятной для него ситуации, имея ресурсы для преодоления трудностей и выстраивания дорожной карты.

Оба опросника показали наличие в выборке процента людей с экстернальным типом субъективного контроля (27%) и низким уровнем самоорганизации деятельности (13%). Такие люди испытывают ряд трудностей, связанных с организацией учебной и профессиональной деятельности. Однако оба этих показателей могут меняться как с возрастом, так и под воздействием психологической коррекции. Но чаще всего такая коррекция предполагает достаточно длительную и кропотливую работу над собой.

Отмечается, что люди с интернальным типом личности легче поддаются недирективным методам психологичекой работы, когда психотерапевт выступает в роли партнера, а люди экстернального типа лучше воспринимают поведенческие методы. Кроме психологической работы необходимо постоянно уделять время самообразованию, самопознанию, ставить перед собой конкретные цели.

Наиболее качественный и долгосрочный результат дает не критика недостатков, а сосредоточение на сильных и позитивных сторонах личности с тем, чтобы развивать их, приобретать полезные повседневные привычки. Наиболее

полезные навыки: умение подстраиваться под меняющуюся ситуацию, разделять дела по степени важности, снижать уровень тревожности, проводя анализ прошлых ошибок, принятие их, умение отдыхать, наработка образцов ответственного поведения в различных ситуациях; уход от выученной беспомощности; повышение уверенности в себе.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Балыхин, М.Г. Подготовка бакалавров-магистров в системе непрерывного профессионального образования как социально-историческая и педагогическая проблема / М.Г. Балыхин // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. -2012. -№2. - С. 256-260

3. Батракова, И.С Исследование преемственности образовательных программ подготовки магистров и аспирантов в университете (на материале констатирующего этапа эксперимента) / И.С Батракова, И.В. Гладкая, A.B. Тряпицын // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 1.- С. 50-56

4. Белышева, А.Н. Особенности ценностно-смысловой сферы субъективно-одиноких студентов / А.Н. Белышева, О.В. Наймушина// Нижегородский психологический альманах. - 2022. - № 2. - URL: psykaf417.esrae.ru/36-377 (дата обращения: 03.08.2023)

5. Волкова, E.H. Внутренняя мотивация деятельности современной молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования: к вопросу определения понятия / E.H. Волкова, О.М. Исаева, А.Н. Морева // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10 -№2. -URL:https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1355/891

6. Килина, A.B. Изучение познавательной мотивации студентов методом исследовательского кейса / A.B. Килина // Человек и образование. - 2020. - №4 (65). - С. 116-120

7. Куимова, H.H. Профессиональное самоопределение подростков / H.H. Куимова, О.В. Желудкевич // Нижегородский психологический альманах. - 2022. - № 1. - URL: psykaf417.esrae.ru/ru/35-354 (дата обращения: 03.08.2023)

8. Психологические корреляты субъективного благополучия в российской выборке. Современные исследования российского общества. Коллективная монография / И.Г. Малкина-Пых [и др.]; - Хельсинки: Вниграфия, 2014. - С. 185-199

9. Овчарова, Т.Н. Профессиональное саморазвитие человека как эволюция его субъектного потенциала / Т.Н. Овчарова, А.О. Овчаров // Вестник Нижегородского университет им. H.H. Лобачевского. Серия: Социальные науки - 2018. - №1(49) -С. 43-45

10. Опфер, Е.А. Трансформация российской магистратуры / Е.А. Опфер // Высшее образование в России. - 2021. -Т.ЗО. -№1.-С. 36-48

11. Оралова, И.А. Особенности вторичного профессионального самоопределения / H.A. Оралова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2019». - URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013520/comments (дата обращения: 15.10.2022)

12. Смирнов, Д.В. Профессиональный психологический отбор как цель, процесс и результат / Д.В. Смирнов, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2022. - №3 (40). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnyy-psihologicheskiy-otbor-kak-tsel-protsess-i-rezultat (дата обращения: 24.07.2023)

13. Экзистенциальная психология, /под ред. Ролло Мэя [и др.]; перевод с англ. М. Занадворова [и др]. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 619 с.

Психология

УДК 159.922.6

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Маннанова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Грошева Светлана Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ

Аннотация.В данной статье представлен теоретический обзор психологического содержания жизнестойкости личности в период зрелости. Рассмотрены различные аспекты жизнестойкости, такие как вовлеченность, контроль и принятие риска, и их связь с психологическим благополучием и реализацией потенциала личности. Указаны проблемы, требующие решения, и заявлена главная идея работы, которая представляет собой новый взгляд на понимание жизнестойкости в период зрелости. Основой методологии является теоретический анализ литературы. Результаты обзора литературы позволяют выделить значимые компоненты жизнестойкости - вовлеченность, контроль и принятие риска. Личности с высоким уровнем жизнестойкости имеют больше шансов на достижение психологического благополучия и реализацию своего потенциала. Развитие жизнестойкости оказывает практическое значение для улучшения психологического благополучия и повышения адаптивных возможностей личности.Психологическое содержание жизнестойкости в период зрелости включает в себя способность справляться с трудностями, вовлеченность в жизнь, контроль над результатами и принятие риска. Оно имеет значение для успешной адаптации личности и реализации ее потенциала. Данное исследование предоставляет новые факты, выводы и закономерности, которые расширяют существующие представления о психологическом содержании жизнестойкости в период зрелости.

Ключевые слова: жизнестойкость, психологическое благополучие, реализация потенциала личности, вовлеченность, контроль, принятие риска.

Annotation. This article presents a theoretical overview of the psychological content of the resilience of the individual in the period of maturity. Various aspects of resilience, such as involvement, control and risk-taking, and their relationship with psychological well-being and the realization of the potential of the individual are considered. The problems requiring solutions are indicated, and the main idea of the work is stated, which is a new look at the understanding of resilience in the period of maturity. The basis of the methodology is a theoretical analysis of the literature. The results of the literature review allow us to identify significant components of resilience - involvement, control and risk acceptance. Individuals with a high level of resilience have a better chance of achieving psychological well-being and realizing their potential. The development of resilience is of practical importance for improving psychological well-being and increasing the adaptive capabilities of the individual. The psychological content of resilience in adulthood includes the ability to cope with difficulties, involvement in life, control over results and risk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.