УДК 378-056.26
ББК Ч458 ГСНТИ
В. Г. Г ончарова Л. А. Диденко Красноярск, Россия ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
14.29.41 Код ВАК 13.00.03
V. G. Goncharova L. A. Didenko Krasnoyarsk, Russia
INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS AS A MEANS OF VOCATIONAL EDUCATION QUALITY INCREASE FOR PEOPLE WITH DISABILITIES
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы разработки индивидуальных образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные образовательные программы, дифференцированный подход в обучении лиц с ограниченными возможностями здровья, индивидуальный образовательный маршрут.
Сведения об авторе: Валентина Георгиевна Гончарова, кандидат педагогических наук, доцент .
Место работы: ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Торгово-экономический институт; Директор окружного учебнометодического центра высшего профессионального образования инвалидов Сибирского федерального округа, г. Красноярск.
Сведения об авторе: Людмила Анатольевна Диденко, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева», г. Красноярск.
Контактная информация: 6600
Abstract. This article deals with the development of individual educational programs for people with disabilities.
Key words: people with disabilities, Individual Education Program (IEP), a differentiated approach to teaching people with disabilities, individual educational route.
About the author: Valentina
Georgievna Goncharova, Candidate
of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Sibir Federal University, Trade and Economic Institute; Director of the District Educational and Methodical Centre of Higher Vocational Education foe disabled People of Sibir Federal District, Krasnoyarsk.
About the author: Liudmila
Anatolievna Didenko, Candidate
of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk.
', Красноярск, ул. Лиды Прушинской, 2.
Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — важнейшая сфера образования, позволяющая лицам с психологическими и физиологическими недостатками обрести самостоятельность и экономическую независимость, обеспечивающие возможность адаптации и интеграции их в общество.
Одним из условий получения качественного образования лицами с ОВЗ является организация образовательного процесса, предполагающая учет специфики коммуникативной и когнитивной деятельности обучающихся разной категории инвалидности. Следовательно, образовательный процесс должен отличаться специальными образовательными условиями для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем образовательная практика показывает, что в значительной части образовательных учреждений организационно образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями здоровья ничем не отличаются от обучения здоровых обучающихся. Практика деятельности высшего профессионального образования свидетельствует о том, что, за редким исключением, необходимые условия получения качественного профессионального образования лиц с ОВЗ отсутствуют, а это существенно затрудняет либо делает невозможным усвоение ими основных образовательных программ. Данный факт свидетельствует о том, что организация процесса образо© Гончарова В. Г., Диденко Л. А., 2013
вания лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов, поскольку устанавливает жесткие барьеры, закрепляя и так существующее неравенство и сегрегацию. Между тем именно эта внутренне сложная и многообразная категория молодых людей служит показателем качественного профессионального образования для данной категории молодежи в целом. Сегодня доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья является острой социальной и педагогической проблемой.
Проблемой доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, обусловлена тем, что организация процесса обучения, содержание образовательных программ, график учебных планов образовательных учреждений ориентированы в основном на обучение здоровых студентов и недостаточно учитывают возможности студентов с инвалидностью. В таких неравных условиях студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют слабую мотивацию к обучению, низкий уровень познавательного развития, недостаточный уровень профессиональных навыков, у них формируется потребительская позиция.
Кроме того, к причинам, затрудняющим процесс обучения, относятся архитектурная недоступность, недостаточное психологи-
ческое, медицинское, педагогическое сопровождение образовательного процесса; неготовность и неподготовленность к процессу обучения инвалидов со стороны профессорско-преподавательского состава вуза. Студенты данной категории не имеют возможности чувствовать личный успех и соотносить его с успехами здоровых однокурсников и теряют стремление к достижению своей жизненной цели.
Таким образом, проблема получения качественного образования связана с большим числом многоуровневых и разноплановых противоречий, существующих в сфере профессионального образования и препятствующих его доступности лицам с ограниченными физическими возможностями. Прежде всего эти противоречия проявляются в структуре личности самого молодого инвалида. В сфере высшего профессионального образования это противоречие обнаруживает себя во множественных видах в результате того, что особенности личности студента с физическими ограничениями не учитываются адекватным образом в типовом учебно-воспитательном процессе. Возникает противоречие между необходимостью предоставления качественного образования лицам данной категории и несоответствием образовательного процесса в вузе потребностям и возможностям такой категории студентов в получении ими качественного профессионального образования [1].
Каким образом можно устранить эти разноуровневые сложные
противоречия? Ответ однозначен: путем их системного разрешения, а именно путем создания системы высшего образования, обеспечивающей его доступность для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Опыт образовательной практики учреждений среднего общего образования показывает, что применение индивидуальных образовательных программ в организации образовательного процесса лиц с ОВЗ является эффективным инструментом получения качественного образования.
Целью нашего исследования является определение роли индивидуальных образовательных программ в получении качественного профессионального образования лиц с ОВЗ в условиях современного вуза. Мы предполагаем, что при разработке и использовании в образовательной практике индивидуальных образовательных программ для лиц с ОВЗ:
- будут учтены индивидуальные возможности и образовательные потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- образовательный процесс будет носить личностно ориентированный характер;
- повысится успешность и мотивация к обучению у лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- качество образования будет оцениваться не только в категориях формальной академической успешности, но и с учетом достижений в развитии творческого потенциала,
формировании широкого спектра компетенций студентов и их социализации;
- организуется профессиональный диалог между специалистами, реализующими сопровождение лиц с ОВЗ, и преподавателями, который будет способствовать повышению их профессиональных компетенций.
Мы выделили следующие задачи, направленные на достижение указанной цели:
- уточнить значение понятий «качественное образования для лиц с ОВЗ», «индивидуальный образовательный маршрут»;
- определить индикаторы качества профессионального образования лиц с ОВЗ в образовательном процессе вуза;
- определить подходы в организации процесса обучения студентов с ОВЗ через использование индивидуальных образовательных программ;
- разработать технологию внедрения индивидуальных образовательных программ в образовательный процесс лиц с ОВЗ.
В соответствии с задачами нашего исследования обратимся к понятию «качество образования».
В психолого-педагогической литературе и нормативно-правовых документах под качественным образованием понимается «соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому обществу с рыночной экономикой; соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья
обучающихся и обеспечения психологического комфорта всех участников процесса образования» [3].
Мы разделяем позицию М. М. Поташника, Е. А. Ямбурга, Д. Ш. Матроса [9; 12], которые рассматривают образование как единый процесс «обучения, воспитания и развития», а уровень качества образования — как «качество личности, его духовное и гражданское развитие». В исследованиях
С. Е. Шишова и В. А. Кальнея качество образования трактуется как «социальная категория, которая определяется состоянием и результативностью процесса образования, его соответствием потребностям и ожиданиям различных социальных групп общества, развитием гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» [11].
Потребности и ожидания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья характеризуются наличием индивидуального образовательного маршрута, включающего дифференцированную образовательную программу, предоставляющего студенту-инвалиду
позиции выбора.
Следует отметить, что проблемами разработки и реализации индивидуальных образовательных программ занимались многие ученые. Однако эти проблемы рассматривались с точки зрения осуществления психолого-педагогического сопровождения личности учащихся (С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская,
А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.) [8].
Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса получили освещение в работах Ю. К. Бабанского, Л. Г. Вяткина, В. В. Давыдова, М. А. Ждановой,
Э. Ф. Зеера, А. А. Кирсанова, Г. Ф. Ку-мариной, Е. С. Рабунского, И. Э. Унта,
A. В. Хуторского и др. В научных
исследованиях рассматривались различные аспекты индивидуализации обучения: историографический и
сравнительный анализ проблемы индивидуализации обучения в отечественной и зарубежной педагогике (А. Н. Джуринский, Т. И. Кутовая, М. А. Мертынович, М. Ф. Федина, Ю. П. Чернышев и др.); педагогические условия реализации индивидуализации обучения в целом и на отдельных этапах (З. С. Варфала-меева, Н. Н. Ушакова, Л. В. Шмель-кова и др.); индивидуализация и дифференциация обучения как средство решения частных педагогических задач (Т. П. Михневич, Р. Д. Телебаева, Л. А. Яцыневич
и др.); индивидуализация обучения средствами проблемного и программированного обучения (В. П. Ба-рабаш, В. П. Беспалько, А. М. Орлова, Б. Ф. Скиннер, и др.); проблемы индивидуализации обучения в высшей школе (Н. А. Дука, В. В. Козлов,
B. В. Лоренц, Т. В. Менг, Е. В. Пискунова, С. Б. Пустовалов, И. И. Соколова и др.) [2; 4; 6; 7; 10].
Вместе с тем в контексте образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании использование индивидуальных образовательных программ изучено недостаточно. Анализ литературы и об-
разовательная практика показывают, что индивидуальный образовательный маршрут каждого студента определяется его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями. Индивидуальный образовательный маршрут — это структурированная программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения.
Индивидуальная образова-
тельная программа — это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута обучающегося, содержащий совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей учащегося с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном для детей раннего и дошкольного возраста (И. М. Бгаж-нокова, М. Б. Браткова, А. В. Закре-пина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стре-белёва и др.). Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность, до сих пор не приобрела технологической завершенности.
На наш взгляд, разработка и использование индивидуальных
образовательных программ в профессиональном образовании позволяет учащимся с ОВЗ реализовать свои возможности и удовлетворить потребности.
Преимущества использования индивидуально ориентированных образовательных программ для лиц с ОВЗ заключаются в следующем:
• во-первых, содержание индивидуальной программы учитывает состояние здоровья студента, так как фиксирует нагрузку на студента с ОВЗ; в ней закрепляется объем усвоения основной образовательной программы;
• во-вторых, в индивидуальной образовательной программе определяются основные продукты учебной деятельности студента с ОВЗ;
• в-третьих, наличие индивидуально ориентированной программы позволяет студенту реализовывать свои потребности на основе образовательного выбора и др.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что применение в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуально ориентированных образовательных программ способствует сохранению здоровья участников образовательного процесса, создает психологический комфорт, учитывает индивидуальные возможности и потребности студентов-инва-лидов.
Обратимся к рассмотрению механизмов использования индивидуально ориентированных образовательных программ в обучении лиц с ОВЗ. Первым механизмом, на наш взгляд, является применение
продуктивных форм организации образовательного процесса. Необходимо найти такие формы учебной деятельности, в которых студент с ограниченными возможностями здоровья смог бы, с одной стороны, почувствовать себя успешным, а с другой — овладеть ключевыми компетенциями при освоении стандартов программ высшего профессионального образования.
Вторым механизмом использования индивидуально ориентированных программ в образовательной практике является наличие комплексного медико-психологопедагогического и социального сопровождения, создание доступной среды и адаптивного образовательного процесса. На наш взгляд, доступность образования для лиц с ОВЗ обеспечивается тремя основными компонентами: сопровождением, безбарьерной средой и адаптивным образовательным процессом. Совокупность данных компонентов дает возможность студентам с ОВЗ успешно осваивать ФГОС и в дальнейшем реализовывать себя на рынке труда.
В литературе по вопросам качества образования критериями и показателями высокого качества образования являются четыре индикатора: 1) доступность образования для разных категорий населения; 2) соответствие содержания
образования его целям и познавательным возможностям обучающихся; 3) формирование навыков, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и ин-
формационной грамотности; 4) востребованность и адаптация выпускников на рынке труда.
Вышеперечисленные индикаторы требует пересмотра организации процесса образования для лиц с ОВЗ. В связи с этим в образовательный процесс органично вписываются индивидуальные образовательные программы для студентов с ОВЗ. Использование таких программ обеспечит высокое качество профессионального образования. В контексте нашего исследования следует рассмотреть вопросы управления разработкой и внедрением индивидуальных образовательных программ в учреждениях профессионального образования.
Управление разработкой и внедрением должно осуществляться последовательно. На первом этапе по итогам мониторинга потребностей и возможностей студентов с ОВЗ преподаватель определяет содержание основных образовательных программ. На втором этапе учебнометодические советы учреждений утверждают базовые учебные планы, программы элективных курсов, содержание образовательных модулей и нагрузку преподавателей. На третьем этапе должны быть приняты локальные нормативные акты, регламентирующие обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В нормативных актах должна быть определена роль академических консультантов в реализации индивидуальной программы студента с ограниченными возможностями здоровья. На следующем этапе определяются учеб-
но-методическое, материально-техническое и информационное сопровождение индивидуальных образовательных программ.
Управление разработкой и внедрением индивидуально ориентированных программ в учреждения профессионального образования будет эффективным только с учетом определенных принципов. В научной литературе в качестве основного принципа организации индивидуального образовательного маршрута назван индивидуальнодифференцированный подход. Мы разделяем точку зрения авторов данного подхода и считаем, что в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться психологические, индивидуальные особенности личности, на основе которых и должен строиться индивидуальный образовательный маршрут. Особенностью индивидуально-дифференцированного подхода является то, что программа определяет новые формы взаимодействия между преподавателем и студентом: предъявляются индивидуальные требования, предлагаются индивидуальные формы и методы работы, темп усвоения учебного материала и др. В результате выстраивается личностно ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса, что, безусловно, облегчает процесс адаптации студента с ограниченными возможностями здоровья.
Обратимся к средствам использования индивидуально ориентированных программ. По нашему мнению, такими средствами явля-
ются формы и методы учебного процесса для лиц с ОВЗ. В научной литературе данный вопрос хорошо изучен, однако существующие разработки применяется в образовательной практике при обучении лиц с ОВЗ недостаточно.
Определяя формы и методы учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, мы опирались на идеи Ю. К. Бабанского, который выделил три группы методов: организация учебной деятельности; стимулирование учебной деятельности; контроль над эффективностью учебной деятельности.
В соответствии с вышесказанным к средствам использования индивидуально ориентированных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья мы относим следующие положения:
• в основе организации учебного процесса лиц с ОВЗ должно лежать диалогическое общение и организация взаимодействия обучающихся с ОВЗ между собой, здоровыми студентами и преподавателем;
• организация образовательного процесса должна создавать ситуации совместных переживаний, взаимной проверки, освоения навыков диалога, совместного нахождения верных решений, временной работы в группах, организации работы консультантов и др.;
• организация образовательно-
го процесса для лиц с ОВЗ включает разнообразные способы работы со студентами: индивидуальные
задания, организацию парной и групповой работы, осуществление
педагогического и психологического сопровождения и др.;
• организация процесса обучения для лиц с ОВЗ характеризуется возможностью построения индивидуально ориентированного маршрута, в котором определены темы для ликвидации его пробелов с указанием компетенций, приобретаемых студентами в результате освоения такой темы.
Главным условием использования индивидуально ориентированных программ в образовании лиц с ОВЗ является участие в образовательном процессе всех его субъектов: коллектива преподавателей,
специалистов, родителей, обучающихся. Результаты внедрения таких программ демонстрируют следующие показатели и критерии:
• аналитические материалы, анализирующие результаты предыдущего обучения лиц с ОВЗ с учетом их возможностей и потребностей на основе анализа мониторинга студентов с ОВЗ;
• учебно-методические материалы, рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ с подбором оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия, форм проверки знаний и др.;
• организация службы консультирования преподавателей, осуществляющих реализацию образовательных программ, по вопросам индивидуальных психофизических особенностей развития каждого студента, его возможностей и ограничений;
• наличие в образовательном учреждении особого расписания,
индивидуальной нагрузки обучающихся;
• организация психологической службы консультирования родителей обучающихся;
• наличие индивидуально ориентированных программ для лиц с ОВЗ на основе коррекции базисных учебных планов;
• организация добровольной оценки качества образования на основе портфолио в процессе образования лиц с ОВЗ.
Выводы В результате использования индивидуально ориентированных программ будет достигнут социальный и образовательный эффект, заключающийся в успешности студентов, значительная часть которых освоит содержание индивидуально ориентированных программ. В обществе будут формироваться гуманистические принципы, повысится количество психологически защищенных студентов, которые получают профессиональное образование в соответствии со своими возможностями.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в результате разработки, использования индивидуально ориентированных программ удовлетворяются и учитываются личностные потребности обучающихся с ОВЗ, что позволяет им выйти на новый уровень развития, учит быть в дальнейшем ответственными, самостоятельными и независимыми.
Построение индивидуально ориентированных программ позво-
ляет реализовать возможность самоопределения обучающихся. Результатом внедрения таких программ является выбор пути достижения студентами с ОВЗ поставленной жизненной цели.
Литература
1. Гончарова, В. Г. Проектный подход в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья / В. Г. Гончарова // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. — Сер. : Педагогика. — 2008. — № 3. — С. 22—28.
2. Дука, Н. А. Введение в педагогику : учеб. пособие / Н. А. Дука. — Омск, 1997.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 // Российская газета. — 2002. — 15 нояб.
4. Пустовалов, С. Б. Индивидуализация обучения в современном вузе (актуальные проблемы, диагностика, технологии: на материалах военного вуза) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Пустовалов С. Б. — Саратов, 1999. — 131 с.
5. Строганова, А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение студентов вуза при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты : дис. ... канд. пед. наук / Строганова А. Н. — СПб., 2011.
6. Соколова, И. И. Стандарты педагогического образования в России в зеркале Болонского процесса / И. И. Соколова // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики. — СПб. : УРАО ИПО, 2009. — С. 14—20.
7. Соловьёва, С. В. Некоторые аспекты проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ / С. В. Соловьёва. — Екатеринбург, 2010.
8. Тимофеева, Ю. Ф. Модульная система обучения и образования как эффективный путь вхождения Российской высшей школы в Болонский процесс / Ю. Ф. Тимофеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. ин-т развития образования. — М. : ФИРО, 2007. — 68 с.
9. Управление качеством образования / М. М. Поташник и др. ; под ред. М. М. Поташника ; Рос. акад. образования. — М. : Педагогическое о-во России, 2004. — 441 с.
10. Чернявская, А. П. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб.-метод. пособие / А. П. Чернявская, Б. С. Гречин. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. — 98 с.
11. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Ши-шов, В. А. Кальней. — М., 1998.
12. Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель (теоретич. основы и практич. реализация) / Е. А. Ямбург. — М. : Новая школа, 1997. — 346 с.