Научная статья на тему 'Индивидуально ориентированные образовательные программы как средство повышения качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Индивидуально ориентированные образовательные программы как средство повышения качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1325
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДРОВЬЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INDIVIDUAL EDUCATION PROGRAM (IEP) / PEOPLE WITH DISABILITIES / A DIFFERENTIATED APPROACH TO TEACHING PEOPLE WITH DISABILITIES / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Валентина Георгиевна, Диденко Людмила Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы разработки индивидуальных образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Валентина Георгиевна, Диденко Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS AS A MEANS OF VOCATIONAL EDUCATION QUALITY INCREASE FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

This article deals with the development of individual educational programs for people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Индивидуально ориентированные образовательные программы как средство повышения качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 378-056.26

ББК Ч458 ГСНТИ

В. Г. Г ончарова Л. А. Диденко Красноярск, Россия ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

14.29.41 Код ВАК 13.00.03

V. G. Goncharova L. A. Didenko Krasnoyarsk, Russia

INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS AS A MEANS OF VOCATIONAL EDUCATION QUALITY INCREASE FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы разработки индивидуальных образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные образовательные программы, дифференцированный подход в обучении лиц с ограниченными возможностями здровья, индивидуальный образовательный маршрут.

Сведения об авторе: Валентина Георгиевна Гончарова, кандидат педагогических наук, доцент .

Место работы: ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Торгово-экономический институт; Директор окружного учебнометодического центра высшего профессионального образования инвалидов Сибирского федерального округа, г. Красноярск.

Сведения об авторе: Людмила Анатольевна Диденко, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева», г. Красноярск.

Контактная информация: 6600

Abstract. This article deals with the development of individual educational programs for people with disabilities.

Key words: people with disabilities, Individual Education Program (IEP), a differentiated approach to teaching people with disabilities, individual educational route.

About the author: Valentina

Georgievna Goncharova, Candidate

of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Sibir Federal University, Trade and Economic Institute; Director of the District Educational and Methodical Centre of Higher Vocational Education foe disabled People of Sibir Federal District, Krasnoyarsk.

About the author: Liudmila

Anatolievna Didenko, Candidate

of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk.

', Красноярск, ул. Лиды Прушинской, 2.

Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — важнейшая сфера образования, позволяющая лицам с психологическими и физиологическими недостатками обрести самостоятельность и экономическую независимость, обеспечивающие возможность адаптации и интеграции их в общество.

Одним из условий получения качественного образования лицами с ОВЗ является организация образовательного процесса, предполагающая учет специфики коммуникативной и когнитивной деятельности обучающихся разной категории инвалидности. Следовательно, образовательный процесс должен отличаться специальными образовательными условиями для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем образовательная практика показывает, что в значительной части образовательных учреждений организационно образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями здоровья ничем не отличаются от обучения здоровых обучающихся. Практика деятельности высшего профессионального образования свидетельствует о том, что, за редким исключением, необходимые условия получения качественного профессионального образования лиц с ОВЗ отсутствуют, а это существенно затрудняет либо делает невозможным усвоение ими основных образовательных программ. Данный факт свидетельствует о том, что организация процесса образо© Гончарова В. Г., Диденко Л. А., 2013

вания лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов, поскольку устанавливает жесткие барьеры, закрепляя и так существующее неравенство и сегрегацию. Между тем именно эта внутренне сложная и многообразная категория молодых людей служит показателем качественного профессионального образования для данной категории молодежи в целом. Сегодня доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья является острой социальной и педагогической проблемой.

Проблемой доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, обусловлена тем, что организация процесса обучения, содержание образовательных программ, график учебных планов образовательных учреждений ориентированы в основном на обучение здоровых студентов и недостаточно учитывают возможности студентов с инвалидностью. В таких неравных условиях студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют слабую мотивацию к обучению, низкий уровень познавательного развития, недостаточный уровень профессиональных навыков, у них формируется потребительская позиция.

Кроме того, к причинам, затрудняющим процесс обучения, относятся архитектурная недоступность, недостаточное психологи-

ческое, медицинское, педагогическое сопровождение образовательного процесса; неготовность и неподготовленность к процессу обучения инвалидов со стороны профессорско-преподавательского состава вуза. Студенты данной категории не имеют возможности чувствовать личный успех и соотносить его с успехами здоровых однокурсников и теряют стремление к достижению своей жизненной цели.

Таким образом, проблема получения качественного образования связана с большим числом многоуровневых и разноплановых противоречий, существующих в сфере профессионального образования и препятствующих его доступности лицам с ограниченными физическими возможностями. Прежде всего эти противоречия проявляются в структуре личности самого молодого инвалида. В сфере высшего профессионального образования это противоречие обнаруживает себя во множественных видах в результате того, что особенности личности студента с физическими ограничениями не учитываются адекватным образом в типовом учебно-воспитательном процессе. Возникает противоречие между необходимостью предоставления качественного образования лицам данной категории и несоответствием образовательного процесса в вузе потребностям и возможностям такой категории студентов в получении ими качественного профессионального образования [1].

Каким образом можно устранить эти разноуровневые сложные

противоречия? Ответ однозначен: путем их системного разрешения, а именно путем создания системы высшего образования, обеспечивающей его доступность для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Опыт образовательной практики учреждений среднего общего образования показывает, что применение индивидуальных образовательных программ в организации образовательного процесса лиц с ОВЗ является эффективным инструментом получения качественного образования.

Целью нашего исследования является определение роли индивидуальных образовательных программ в получении качественного профессионального образования лиц с ОВЗ в условиях современного вуза. Мы предполагаем, что при разработке и использовании в образовательной практике индивидуальных образовательных программ для лиц с ОВЗ:

- будут учтены индивидуальные возможности и образовательные потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья;

- образовательный процесс будет носить личностно ориентированный характер;

- повысится успешность и мотивация к обучению у лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья;

- качество образования будет оцениваться не только в категориях формальной академической успешности, но и с учетом достижений в развитии творческого потенциала,

формировании широкого спектра компетенций студентов и их социализации;

- организуется профессиональный диалог между специалистами, реализующими сопровождение лиц с ОВЗ, и преподавателями, который будет способствовать повышению их профессиональных компетенций.

Мы выделили следующие задачи, направленные на достижение указанной цели:

- уточнить значение понятий «качественное образования для лиц с ОВЗ», «индивидуальный образовательный маршрут»;

- определить индикаторы качества профессионального образования лиц с ОВЗ в образовательном процессе вуза;

- определить подходы в организации процесса обучения студентов с ОВЗ через использование индивидуальных образовательных программ;

- разработать технологию внедрения индивидуальных образовательных программ в образовательный процесс лиц с ОВЗ.

В соответствии с задачами нашего исследования обратимся к понятию «качество образования».

В психолого-педагогической литературе и нормативно-правовых документах под качественным образованием понимается «соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому обществу с рыночной экономикой; соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья

обучающихся и обеспечения психологического комфорта всех участников процесса образования» [3].

Мы разделяем позицию М. М. Поташника, Е. А. Ямбурга, Д. Ш. Матроса [9; 12], которые рассматривают образование как единый процесс «обучения, воспитания и развития», а уровень качества образования — как «качество личности, его духовное и гражданское развитие». В исследованиях

С. Е. Шишова и В. А. Кальнея качество образования трактуется как «социальная категория, которая определяется состоянием и результативностью процесса образования, его соответствием потребностям и ожиданиям различных социальных групп общества, развитием гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» [11].

Потребности и ожидания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья характеризуются наличием индивидуального образовательного маршрута, включающего дифференцированную образовательную программу, предоставляющего студенту-инвалиду

позиции выбора.

Следует отметить, что проблемами разработки и реализации индивидуальных образовательных программ занимались многие ученые. Однако эти проблемы рассматривались с точки зрения осуществления психолого-педагогического сопровождения личности учащихся (С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская,

А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.) [8].

Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса получили освещение в работах Ю. К. Бабанского, Л. Г. Вяткина, В. В. Давыдова, М. А. Ждановой,

Э. Ф. Зеера, А. А. Кирсанова, Г. Ф. Ку-мариной, Е. С. Рабунского, И. Э. Унта,

A. В. Хуторского и др. В научных

исследованиях рассматривались различные аспекты индивидуализации обучения: историографический и

сравнительный анализ проблемы индивидуализации обучения в отечественной и зарубежной педагогике (А. Н. Джуринский, Т. И. Кутовая, М. А. Мертынович, М. Ф. Федина, Ю. П. Чернышев и др.); педагогические условия реализации индивидуализации обучения в целом и на отдельных этапах (З. С. Варфала-меева, Н. Н. Ушакова, Л. В. Шмель-кова и др.); индивидуализация и дифференциация обучения как средство решения частных педагогических задач (Т. П. Михневич, Р. Д. Телебаева, Л. А. Яцыневич

и др.); индивидуализация обучения средствами проблемного и программированного обучения (В. П. Ба-рабаш, В. П. Беспалько, А. М. Орлова, Б. Ф. Скиннер, и др.); проблемы индивидуализации обучения в высшей школе (Н. А. Дука, В. В. Козлов,

B. В. Лоренц, Т. В. Менг, Е. В. Пискунова, С. Б. Пустовалов, И. И. Соколова и др.) [2; 4; 6; 7; 10].

Вместе с тем в контексте образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании использование индивидуальных образовательных программ изучено недостаточно. Анализ литературы и об-

разовательная практика показывают, что индивидуальный образовательный маршрут каждого студента определяется его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями. Индивидуальный образовательный маршрут — это структурированная программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения.

Индивидуальная образова-

тельная программа — это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута обучающегося, содержащий совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей учащегося с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном для детей раннего и дошкольного возраста (И. М. Бгаж-нокова, М. Б. Браткова, А. В. Закре-пина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стре-белёва и др.). Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность, до сих пор не приобрела технологической завершенности.

На наш взгляд, разработка и использование индивидуальных

образовательных программ в профессиональном образовании позволяет учащимся с ОВЗ реализовать свои возможности и удовлетворить потребности.

Преимущества использования индивидуально ориентированных образовательных программ для лиц с ОВЗ заключаются в следующем:

• во-первых, содержание индивидуальной программы учитывает состояние здоровья студента, так как фиксирует нагрузку на студента с ОВЗ; в ней закрепляется объем усвоения основной образовательной программы;

• во-вторых, в индивидуальной образовательной программе определяются основные продукты учебной деятельности студента с ОВЗ;

• в-третьих, наличие индивидуально ориентированной программы позволяет студенту реализовывать свои потребности на основе образовательного выбора и др.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что применение в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуально ориентированных образовательных программ способствует сохранению здоровья участников образовательного процесса, создает психологический комфорт, учитывает индивидуальные возможности и потребности студентов-инва-лидов.

Обратимся к рассмотрению механизмов использования индивидуально ориентированных образовательных программ в обучении лиц с ОВЗ. Первым механизмом, на наш взгляд, является применение

продуктивных форм организации образовательного процесса. Необходимо найти такие формы учебной деятельности, в которых студент с ограниченными возможностями здоровья смог бы, с одной стороны, почувствовать себя успешным, а с другой — овладеть ключевыми компетенциями при освоении стандартов программ высшего профессионального образования.

Вторым механизмом использования индивидуально ориентированных программ в образовательной практике является наличие комплексного медико-психологопедагогического и социального сопровождения, создание доступной среды и адаптивного образовательного процесса. На наш взгляд, доступность образования для лиц с ОВЗ обеспечивается тремя основными компонентами: сопровождением, безбарьерной средой и адаптивным образовательным процессом. Совокупность данных компонентов дает возможность студентам с ОВЗ успешно осваивать ФГОС и в дальнейшем реализовывать себя на рынке труда.

В литературе по вопросам качества образования критериями и показателями высокого качества образования являются четыре индикатора: 1) доступность образования для разных категорий населения; 2) соответствие содержания

образования его целям и познавательным возможностям обучающихся; 3) формирование навыков, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и ин-

формационной грамотности; 4) востребованность и адаптация выпускников на рынке труда.

Вышеперечисленные индикаторы требует пересмотра организации процесса образования для лиц с ОВЗ. В связи с этим в образовательный процесс органично вписываются индивидуальные образовательные программы для студентов с ОВЗ. Использование таких программ обеспечит высокое качество профессионального образования. В контексте нашего исследования следует рассмотреть вопросы управления разработкой и внедрением индивидуальных образовательных программ в учреждениях профессионального образования.

Управление разработкой и внедрением должно осуществляться последовательно. На первом этапе по итогам мониторинга потребностей и возможностей студентов с ОВЗ преподаватель определяет содержание основных образовательных программ. На втором этапе учебнометодические советы учреждений утверждают базовые учебные планы, программы элективных курсов, содержание образовательных модулей и нагрузку преподавателей. На третьем этапе должны быть приняты локальные нормативные акты, регламентирующие обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В нормативных актах должна быть определена роль академических консультантов в реализации индивидуальной программы студента с ограниченными возможностями здоровья. На следующем этапе определяются учеб-

но-методическое, материально-техническое и информационное сопровождение индивидуальных образовательных программ.

Управление разработкой и внедрением индивидуально ориентированных программ в учреждения профессионального образования будет эффективным только с учетом определенных принципов. В научной литературе в качестве основного принципа организации индивидуального образовательного маршрута назван индивидуальнодифференцированный подход. Мы разделяем точку зрения авторов данного подхода и считаем, что в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться психологические, индивидуальные особенности личности, на основе которых и должен строиться индивидуальный образовательный маршрут. Особенностью индивидуально-дифференцированного подхода является то, что программа определяет новые формы взаимодействия между преподавателем и студентом: предъявляются индивидуальные требования, предлагаются индивидуальные формы и методы работы, темп усвоения учебного материала и др. В результате выстраивается личностно ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса, что, безусловно, облегчает процесс адаптации студента с ограниченными возможностями здоровья.

Обратимся к средствам использования индивидуально ориентированных программ. По нашему мнению, такими средствами явля-

ются формы и методы учебного процесса для лиц с ОВЗ. В научной литературе данный вопрос хорошо изучен, однако существующие разработки применяется в образовательной практике при обучении лиц с ОВЗ недостаточно.

Определяя формы и методы учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, мы опирались на идеи Ю. К. Бабанского, который выделил три группы методов: организация учебной деятельности; стимулирование учебной деятельности; контроль над эффективностью учебной деятельности.

В соответствии с вышесказанным к средствам использования индивидуально ориентированных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья мы относим следующие положения:

• в основе организации учебного процесса лиц с ОВЗ должно лежать диалогическое общение и организация взаимодействия обучающихся с ОВЗ между собой, здоровыми студентами и преподавателем;

• организация образовательного процесса должна создавать ситуации совместных переживаний, взаимной проверки, освоения навыков диалога, совместного нахождения верных решений, временной работы в группах, организации работы консультантов и др.;

• организация образовательно-

го процесса для лиц с ОВЗ включает разнообразные способы работы со студентами: индивидуальные

задания, организацию парной и групповой работы, осуществление

педагогического и психологического сопровождения и др.;

• организация процесса обучения для лиц с ОВЗ характеризуется возможностью построения индивидуально ориентированного маршрута, в котором определены темы для ликвидации его пробелов с указанием компетенций, приобретаемых студентами в результате освоения такой темы.

Главным условием использования индивидуально ориентированных программ в образовании лиц с ОВЗ является участие в образовательном процессе всех его субъектов: коллектива преподавателей,

специалистов, родителей, обучающихся. Результаты внедрения таких программ демонстрируют следующие показатели и критерии:

• аналитические материалы, анализирующие результаты предыдущего обучения лиц с ОВЗ с учетом их возможностей и потребностей на основе анализа мониторинга студентов с ОВЗ;

• учебно-методические материалы, рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ с подбором оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия, форм проверки знаний и др.;

• организация службы консультирования преподавателей, осуществляющих реализацию образовательных программ, по вопросам индивидуальных психофизических особенностей развития каждого студента, его возможностей и ограничений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие в образовательном учреждении особого расписания,

индивидуальной нагрузки обучающихся;

• организация психологической службы консультирования родителей обучающихся;

• наличие индивидуально ориентированных программ для лиц с ОВЗ на основе коррекции базисных учебных планов;

• организация добровольной оценки качества образования на основе портфолио в процессе образования лиц с ОВЗ.

Выводы В результате использования индивидуально ориентированных программ будет достигнут социальный и образовательный эффект, заключающийся в успешности студентов, значительная часть которых освоит содержание индивидуально ориентированных программ. В обществе будут формироваться гуманистические принципы, повысится количество психологически защищенных студентов, которые получают профессиональное образование в соответствии со своими возможностями.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в результате разработки, использования индивидуально ориентированных программ удовлетворяются и учитываются личностные потребности обучающихся с ОВЗ, что позволяет им выйти на новый уровень развития, учит быть в дальнейшем ответственными, самостоятельными и независимыми.

Построение индивидуально ориентированных программ позво-

ляет реализовать возможность самоопределения обучающихся. Результатом внедрения таких программ является выбор пути достижения студентами с ОВЗ поставленной жизненной цели.

Литература

1. Гончарова, В. Г. Проектный подход в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья / В. Г. Гончарова // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. — Сер. : Педагогика. — 2008. — № 3. — С. 22—28.

2. Дука, Н. А. Введение в педагогику : учеб. пособие / Н. А. Дука. — Омск, 1997.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 // Российская газета. — 2002. — 15 нояб.

4. Пустовалов, С. Б. Индивидуализация обучения в современном вузе (актуальные проблемы, диагностика, технологии: на материалах военного вуза) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Пустовалов С. Б. — Саратов, 1999. — 131 с.

5. Строганова, А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение студентов вуза при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты : дис. ... канд. пед. наук / Строганова А. Н. — СПб., 2011.

6. Соколова, И. И. Стандарты педагогического образования в России в зеркале Болонского процесса / И. И. Соколова // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практики. — СПб. : УРАО ИПО, 2009. — С. 14—20.

7. Соловьёва, С. В. Некоторые аспекты проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ / С. В. Соловьёва. — Екатеринбург, 2010.

8. Тимофеева, Ю. Ф. Модульная система обучения и образования как эффективный путь вхождения Российской высшей школы в Болонский процесс / Ю. Ф. Тимофеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. ин-т развития образования. — М. : ФИРО, 2007. — 68 с.

9. Управление качеством образования / М. М. Поташник и др. ; под ред. М. М. Поташника ; Рос. акад. образования. — М. : Педагогическое о-во России, 2004. — 441 с.

10. Чернявская, А. П. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб.-метод. пособие / А. П. Чернявская, Б. С. Гречин. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. — 98 с.

11. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Ши-шов, В. А. Кальней. — М., 1998.

12. Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель (теоретич. основы и практич. реализация) / Е. А. Ямбург. — М. : Новая школа, 1997. — 346 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.