References
1. Kuznecova N.'E. Sovremennye metodiki prepodavaniya anglijskogo yazyka v vysshih uchebnyh zavedeniyah. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologi: materialy XXXIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 33. Chast' I. Novosibirsk: SibAK, 2014.
2. Kolker Ya.M. Prakticheskaya metodika obucheniya inostrannomu yazyku. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 29.10.18
УДК 37
ChvertokE.K., Professor, Department of Violin, Moscow State Conservatory n.a. P.I. Tchaikovsky (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
INDIVIDUAL-PERSONAL APPROACH IN THE PROCESS OF FORMING THE SKILLS OF CHAMBER-INSTRUMENTAL PLAYING. An individual-personal approach to the musical education of children and the professional training of performing musicians, in particular, violinists, implies a conditionality in the choice of content and methods of teaching, taking into account the characteristics and qualities of the student, influencing the process of learning. A professional teacher projects the future learning outcomes of each student individually, taking into account his creative potential, level of knowledge, and diverse interests. Following the principles of an individual-personal, differentiated approach and the use of appropriate pedagogical methods in teaching to play musical instruments determines the formation and development of the individual performing style of a member of the chamber ensemble.
Key words: individual and personal approach, music, learning, skills, chamber-instrumental ensemble, playing music, violin.
Е.К. Чеерток, проф. каф. скрипки, ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского», г. Москва,
E-mail: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
Индивидуально-личностный подход в музыкальном воспитании детей и профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей, в частности, скрипачей, подразумевает обусловленность выбора содержания и методики обучения с учетом свойств и качеств обучающегося, влияющих на процесс освоения знаний. Профессиональный педагог проектирует будущие результаты обучения каждого обучающегося в отдельности с учетом его творческого потенциала, уровня знаний, разнообразных интересов. Следование в образовательном процессе принципам индивидуально-личностного, дифференцированного подхода и применение соответствующих педагогических методов в обучении игре на музыкальных инструментах обусловливает формирование и развитие индивидуального исполнительского стиля участника камерного ансамбля.
Ключевые слова: индивидуально-личностный подход, музыка, обучение, навыки, камерно-инструментальный ансамбль, музицирование, скрипка.
Процессам развития личности посвящены многие научные работы психологов и педагогов [1; 2], которые приходят к выводу, что образование играет особую роль в жизни человека, создавая своим содержанием фундамент интеллектуально-философской, духовно-нравственной, художественно-эстетической культуры личности, которая передаётся посредством коммуникации. Личностью ребенка делает именно воспитание, обучение, коммуникация, социокультурное взаимодействие [3]. Поэтому основой структуры индивидуально-личностного обучения служат принципы педагогики сотрудничества. В её основе лежат три приоритета: понимания над знанием, образа над информацией и диалога над дискуссией [4].
Принцип индивидуально-личностного подхода в работе с обучающимися музыкальных факультетов вузов, в частности, в процессе занятий камерным ансамблем, состоит в том, что педагог-музыкант:
- изучает и учитывает в ходе обучения игре на инструментах неповторимые свойства и качества каждого обучающегося в отдельности;
- дает объективную оценку уровня сформированности личностных качеств обучающегося, диагностирует проблемы и находит пути их решения;
- ставит перед каждым обучающимся задачи, которые он способен решить, и при этом обеспечивает прогрессивное развитие личности путём усложнения содержания обучения;
- анализирует процесс обучения и при необходимости меняет дидактические приемы и методы в зависимости от результатов, достигаемых обучающимся;
- занимается на основе принципов активизации личности обучающегося, проблемного и развивающего обучения;
- сочетает развитие с саморазвитием обучающегося, помогая ему при выборе направления, методов и приемов, ведущих к успешной и продуктивной деятельности;
- всесторонне развивает каждого обучающегося, стремясь выявить его таланты и способности, которые определят его дальнейшую судьбу;
- воспитывает у подопечных самостоятельность, инициативу, уверенность в своих силах;
- моделирует процесс формирования навыков камерно-инструментального музицирования, исходя из индивидуальной траектории обучения каждого музыканта-исполнителя.
На первом этапе главное внимание уделяется развитию таких жизненно важных свойств личности, как духовная независимость, самостоятельность, самоанализ, самооценка и др. [5]. Все они влияют на процессы познания и формирования музыкально-исполнительских навыков и умений. Само содержание занятий камерным ансамблем должно учитывать базовые принципы развития интеллектуальной и духовной культуры личности. Основными методами ее развития у студентов вуза служат:
- вовлечение учащихся в процесс осмысления целей и задач профессиональной подготовки, выбора направления развития и оценки достигнутых результатов;
- использование проблемных заданий и приёмов активного обучения;
- мотивация самостоятельной творческой деятельности воспитанника.
Современная наука и практика свидетельствуют о том, что индивидуально-личностный подход в обучении музыкантов-исполнителей, в том числе скрипачей, альтистов, виолончелистов и т.д., приносит результат при наличии определенных организационно-педагогических условий. Весь коллектив педагогов образовательного учреждения должен следовать личностно-ориентированной концепции обучения, нацеленной на развитие и саморазвитие обучающегося с учетом его психологических особенностей. Речь идет о первом этапе - об индивидуальной траектории обучения, разрабатываемой для каждого отдельного студента, индивидуальном подходе к выбору целей и задач, темпа и методов обучения, оценке достигнутых результатов. Недопустимо требовать от разных студентов равного уровня освоения тех или иных навыков за одно и то же время, поскольку люди по природе воспринимают и обрабатывают информацию, запоминают теоретические знания, овладевают практическими умениями с разной «скоростью» и разными способами. Известно, что есть ученики, быстро схватывающие материал, а есть те, кто медленно и постепенно постигает знания.
Второй этап характеризуется индивидуальным подбором методики обучения. Каждый участник камерного ансамбля требует разработанной именно для него системы педагогических методов и подходов не только для развития его личности, но и для формирования индивидуального исполнительского стиля. Игра в ансамбле подразумевает единение инструментов и создание гармонии звучания, однако это не исключает индивидуальной окраски тембра скрипки или виолончели и неповторимого характера исполнения партий, которые лишь обогатят общее звучание, сделав его объемным, многокрасочным, богатым, разнообразным. Без индивидуального стиля исполнения на струнных немыслимо сольное выступление, особенно на фоне всего ансамбля. Как известно, одна сольная партия скрипки стоит десятков партий симфоний или квартетов, и к этому «событию» скрипач должен быть всесторонне готов.
На третьем этапе обучения на основе индивидуально-личностного подхода учитывается комплекс сложившихся личностных свойств и качеств обучающегося, достигнутый им уровень сформированности навыков и умений, а также кажущиеся незначительными детали в процессе освоения знаний, умений и навыков. Педагог корректирует дальнейшую траекторию обучения, определяет цели и задачи последующего развития и выбирает соответствующие методы и приёмы, направленные на успешное завершение процесса профессионального музыкально-исполнительского образования.
Индивидуальная работа педагога-музыканта с участниками камерного ансамбля включает следующие педагогические действия:
- исследование научно-методических основ личностно-ориентированного обучения и современных образовательных технологий;
- диагностика каждого студента методом педагогического наблюдения и тестирования с точки зрения индивидуально-личностных качеств;
- определение целей и задач воспитания конкретного участника камерного ансамбля и подбор методов его обучения инструментальному музыкально-исполнительскому искусству;
- дальнейшее наблюдение за обучающимся, анализ достигнутых им результатов, корректировка направления и методики обучения, а также применение способов педагогического воздействия (мотивация, беседа, совместный анализ и оценка).
Существует множество концепций индивидуально-личностного подхода в образовании, однако всех их объединяет идея синтеза разных форм и методов педагогической деятельности ради одной цели - формирования не человека с заданными свойствами, но развития неповторимого комплекса социально-значимых качеств индивида, необходимых ему для продуктивной жизнедеятельности. Одна из концепций индивидуально-личностного образования исходит из идеи множественности бытия личности, означающей активное участие человека во всех этапах и феноменах образовательного процесса. Отсюда и ведущий принцип обучения - выбор видов деятельности, требующих персональной вовлечённости обучающегося. Второй принцип - диалог участников педагогического процесса, взаимодействие учителя и ученика с целью взаимного обмена интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями, осваиваемыми посредством коммуникации [4].
Методика профессиональной музыкально-исполнительской подготовки, способствующая развитию индивидуального исполнительского стиля участника камерного ансамбля, тесно связана с основными функциями личности в процессе обучения, к которым принадлежат:
- сознательная организация продуктивной деятельности на основе мотивации и ценностных ориентаций, внешних и внутренних мотивов, волевых проявлений и интересов;
- формирование внутренне независимой и психологически-устойчивой личности, творчески-созидательного отношения к миру;
- выработка у студента стремления к воплощению в объектах искусства своих взглядов и представлений о мире;
- достижение определённого уровня интеллектуального и духовного развития как основы продуктивной жизнедеятельности человека.
Если главной целью индивидуального подхода в обучении скрипачей камерно-инструментальному музицированию являются формирование и развитие личности каждого обучающегося, то задачами - выявление индивидуальных исполнительских особенностей каждого солиста, творческое самовыражение и реализация созидательного потенциала обучающегося, приобретение и совершенствование исполнительских навыков и умений [4].
Решение этих задач требует применения педагогического наблюдения и формы беседы с целью определения социально-психологического типа и изуче-
Библиографический список
ния личности студента во всём разнообразии ее проявлений; дифференциации обучающихся по их индивидуальным возможностям, способностям и качествам; тщательного выбора целей, содержания, методов, форм и средств обучения игре на скрипке и воспитания исполнительской культуры с учётом индивидуальных возможностей, способностей и качеств обучающихся; уважительного отношения и соблюдения прав и свобод личности студента; выработки индивидуального педагогического подхода к каждому музыканту-исполнителю, программы и образовательной траектории.
Среди методов и приёмов обучения, способствующих развитию индивидуального исполнительского стиля у солистов камерного ансамбля, наиболее эффективными являются активные, интерактивные, развивающие, практические, творческие, проблемные [3]. В процессе профессиональной подготовки скрипача или исполнителя на другом инструменте оркестра эти технологии играют особо важную роль, поскольку богатые виртуозные и выразительные средства струнного инструмента требуют их глубокого освоения и широкого применения в исполнительской деятельности. К тому же сама скрипка - королева инструментов - обязывает к овладению всем ее потенциалом. И, кроме того, именно скрипачи обучаются в первую очередь как солисты, и сольные исполнительские навыки не только не нарушают гармонии камерного ансамбля, но обогащают её и служат основой профессионального мастерства игры на струнных инструментах.
При работе с камерным ансамблем, в который могут входить студенты разного уровня освоения навыков камерно-инструментального музицирования, и при обучении игре на скрипке предпочтение отдается практическим формам обучения, поскольку игра на инструментах не только увлекает и мотивирует обучающихся, но и активизирует их интеллектуальные силы и вовлекает в коллективный процесс творчества [6]. Главной особенностью практических форм являются движение к определённой цели, направленность самого процесса действа, концентрация внимания студента на происходящем. Поэтому в практике работы с камерным ансамблем широко применяется метод осмысленно-выразительной работы над конкретным фрагментом произведения, диалогического обмена инструментальными репликами между участниками ансамбля, поиска образных сравнений и художественных аналогий, совместного переживания музыкального события. Все они ставят обучающихся в новые условия, требующие от них новой модели поведения и формирующие субъективный художественный опыт студентов.
Педагогическая практика показала, что в формировании индивидуального исполнительского стиля участника камерного ансамбля наибольший эффект оказывают принципы индивидуально-личностного подхода, активного, развивающего обучения, а также игровые формы занятий и метод проблемных заданий, подразумевающих волевое включение музыканта-исполнителя в процесс интерпретации камерно-инструментального сочинения. При этом одним из главных условий успешности работы педагога-музыканта является направленность обучения на развитие у каждого обучающегося неповторимых исполнительских навыков и приемов музыкальной выразительности и реализация творческого потенциала, заложенного природой и усовершенствованного педагогом в учебно-воспитательной практике.
1. Берлизов Д.А. Традиции профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в классах камерного ансамбля Московской консерватории. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2013.
2. Хурматуллина РК. Камерный ансамбль: учебное пособие. Казань, 2012.
3. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Вопросы психологии. 1995; 2: 31 - 42.
4. Лукьянова Е. П. Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2006.
5. Кисаханова Е.Л. Музыкально-исполнительская компетентность в структуре профессиональной культуры учителя музыки. Available at : http://pedsovet.su/publ/71-1-0-4035
6. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Ленинград, 1986.
References
1. Berlizov D.A. Tradicii professional'noj podgotovki muzykanta-ispolnitelya v klassah kamernogo ansamblya Moskovskoj konservatorii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Rostov-na-Donu, 2013.
2. Hurmatullina R.K. Kamernyj ansambl': uchebnoe posobie. Kazan', 2012.
3. Yakimanskaya I.S. Razrabotka tehnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Voprosypsihologii. 1995; 2: 31 - 42.
4. Luk'yanova E. P. Formirovanieprofessional'no-kommunikativnyh kachestv u studentov muzykal'no-ispolnitel'skih vuzov v klasse kamernogo ansamblya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2006.
5. Kisahanova E.L. Muzykal'no-ispolnitel'skaya kompetentnost' v strukture professional'noj kul'tury uchitelya muzyki. Available at : http://pedsovet.su/publ/71-1-0-4035
6. Shul'pyakov O.F. Muzykal'no-ispolnitel'skaya tehnika ihudozhestvennyjobraz. Leningrad, 1986.
Статья поступила в редакцию 29.10.18
УДК 378.046
Zhang Caihong, postgraduate, Department of Intercultural Communication of Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURE AND LEXICAL-SEMANTIC CONTENTS OF WEATHER AND ATMOSPHERIC PHENOMENA ITEMS, ACTING AS A SUBJECT OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGN STUDENTS. The article analyzes lexical-semantic contents of weather and atmospheric phenomena items, acting as a subject of teaching Russian language to foreign students. The scope and contents of training group is adjusted according to the methodological criteria. According to ideo-