Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КАК ФАКТОР ПОДБОРА ЭКИПАЖЕЙ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КАК ФАКТОР ПОДБОРА ЭКИПАЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
410
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПИЛОТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ХАРАКТЕР / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Архипов Н.С.

В статье представлены результаты теоретического анализа разработанности проблематики индивидуально-личностных особенностей субъекта; влияния данных особенностей как на деятельность в общем, так и на индивидуальный профессиональный стиль деятельности пилотов гражданской авиации в рамках деятельностного подхода к рассмотрению эффективного взаимодействия пилотов гражданской авиации с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей кандидатов. В рамках теоретико-методологической части исследования выделены направления изучения индивидуально-личностных особенностей личности пилотов, способствующие формированию и подготовке экипажей с целью их эффективного взаимодействия и взаимозаменяемости, которые могут быть положены в основу модели эффективного взаимодействия пилотов гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF CIVIL AVIATION PILOTS AS A FACTOR IN THE SELECTION OF CREWS

This article presents the results of a theoretical analysis with regard to the elaboration of issues related to the individual and personal characteristics of a subject, the influence of these features both on the activity, in general, and on the individual professional style of civil aviation pilots, as part of an activity approach to the consideration of effective interaction of civil aviation pilots, taking into account the individual psychological and personal characteristics of candidates. Within the theoretical and methodological part of the study, the areas of studying the individual and personal characteristics of the pilots’ personality are pointed out, contributing to the formation and training of crews for the purpose of their effective interaction and interchangeability, which can be used as the basis for the model of effective interaction of civil aviation pilots.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КАК ФАКТОР ПОДБОРА ЭКИПАЖЕЙ»

ПСИХОЛОГИЯ

PSYCHOLOGY

УДК 159.923.3

doi: 10.52470/2619046Х_2022_3_64

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КАК ФАКТОР ПОДБОРА ЭКИПАЖЕЙ

Н.С. Архипов

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа разработанности проблематики индивидуально-личностных особенностей субъекта; влияния данных особенностей как на деятельность в общем, так и на индивидуальный профессиональный стиль деятельности пилотов гражданской авиации в рамках деятельностного подхода к рассмотрению эффективного взаимодействия пилотов гражданской авиации с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей кандидатов. В рамках теоретико-методологической части исследования выделены направления изучения индивидуально-личностных особенностей личности пилотов, способствующие формированию и подготовке экипажей с целью их эффективного взаимодействия и взаимозаменяемости, которые могут быть положены в основу модели эффективного взаимодействия пилотов гражданской авиации.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности, личностные особенности, пилот гражданской авиации, эффективное взаимодействие, темперамент, характер, способности.

INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF CIVIL AVIATION PILOTS AS A FACTOR IN THE SELECTION OF CREWS

N.S. Arkhipov

Abstract. This article presents the results of a theoretical analysis with regard to the elaboration of issues related to the individual and personal characteristics of a subject, the influence of these features both on the activity, in general, and on the individual professional style of civil aviation pilots, as part of an activity approach to the consideration of effective interaction of civil aviation pilots, taking into account the individual psychological and personal characteristics of candidates. Within the theoretical and methodological part of the study, the areas of studying the individual and personal characteristics of the pilots' personality are pointed out, contributing to the formation and training of crews for the purpose of their effective interaction and interchangeability, which can be used as the basis for the model of effective interaction of civil aviation pilots.

Keywords: individually psychological characteristics, personal characteristics, civil aviation pilot, effective interaction, temperament, character, abilities.

В настоящее время вопросы подбора и комплектования экипажей пилотов гражданской авиации в РФ формально определяются «Руководством по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава

гражданской авиации Российской Федерации: Воздушный транспорт» [7] (2001), изменения в которое последний раз вносились в 2014 г., то есть 8 лет назад. Документ ссылается на «Рекомендации по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата» [6] 1985 года выпуска, разработанные еще в СССР В данном нормативном документе прямо указывается на то, что мероприятия по комплектованию летных экипажей, обозначенные в нем, являются лишь начальным этапом целостной системы мероприятий по организации и совершенствованию производственных и межличностных отношений в подразделениях гражданской авиации [8].

Анализ нормативно-правовой документации показал, что в настоящий момент нет дополнительных данных, в которых предложены конкретные мероприятия по коррекции отношений в системе морально-психологического климата коллектива и способы психолого-педагогических воздействий на кандидатов в члены экипажа, оформленных в виде документа, отражающего в полном объеме весь алгоритм по подбору, формированию и подготовке экипажей с целью их эффективного взаимодействия и взаимозаменяемости.

«Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации Российской Федерации» в основном регламентирует работу и подходы врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов. Между тем, работа по определению индивидуально-психологических, личностных качеств кандидатов четко не регламентируется и отдается на самостоятельное определение конкретному специалисту, осуществляющему эту функцию на месте.

Таким образом, можно предположить, что специалисты-психологи в различных структурах гражданской авиации будут иметь различный психологический подход при подборе кандидатов,+ и результаты такого отбора будут различными. Иными словами, встает вопрос о наличии целостной системы мероприятий по подбору и подготовке, эффективности результата работы такой системы, ее научного обоснования и стандартизации.

В настоящее время современный подход таких фирм, как «Boeing» и «Airbus» не предполагает исследование проблемы комплектования экипажей гражданской авиации, хотя психологическая совместимость членов экипажа напрямую связана с проблемой безопасности полетов. Считается, что пилот-профессионал, прошедший обучение по программе CRM [;, 8], способен взаимодействовать с другим подобным ему профессионалом без каких-то особых проблем. Между тем, практика полетов показывает, что, по крайней мере, для нашей страны, обучения по программе CRM явно недостаточно (можно вспомнить катастрофы в Ярославле, Донецке и особенно в Перми, где в выводах МАК напрямую сказано, что «по мнению независимых экспертов-психологов при комплектовании экипажа не были учтены психологические особенности личностей пилотов») [3].

Возможные причины этого заключены в особенностях российского менталитета, что крайне осторожно рассматривается отдельными исследователями и требует дополнительных психологических изысканий.

Необходимость обращения к данной тематике, также обусловлена тем, что исследования проводятся в основном в психофизиологической и медицинской плоскости, а не с точки зрения психологии личности.

Таким образом, проблема индивидуально-психологического подбора членов экипажа гражданской авиации с учетом личностных особенностей требует комплексного осмысления.

Поэтому в дальнейшей работе будет предпринята попытка создания модели эффективного взаимодействия пилотов гражданской авиации с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей кандидатов, с выделением индивидуально-личностных особенностей пилотов и разработки программы, способствующей эффективному взаимодействию

и взаимозаменяемости членов экипажа.

Целью работы является теоретико-методологический анализ исследований индивидуально-психологических особенностей пилотов гражданской авиации как детерминанты эффективности взаимодействия экипажа.

На данном этапе исследования задачи по выявлению и описанию основных факторов эффективности взаимодействия экипажей решались посредством теоретического анализа разработанности проблематики представлений об индивидуально-психологических и личностных особенностях пилотов гражданской авиации, как субъектов профессиональной деятельности.

Исследования индивидуально-психологических особенностей личности в отечественной и зарубежной науке ведутся в рамках различных подходов к психологии личности с начала развития психологической науки (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Выготский, А.Ф. Лазурский,

A.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, А.В. Петровский и другие; Э. Дюркгейм, К. Левин, Э. Торндайк, г. Олпорт, Э. Штерн, З. Фрейд и другие).

Согласно обобщенным представлениям различных подходов, личность как субъект социального развития обладает рядом характеристик, которые образуются в результате системного функционирования индивидуальных биологических и социально детерминированных свойств, способствующих реализации деятельности и общения человека. Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые представлены: темпераментом, характером, способностями, эмоционально-волевой сферой и связаны со всеми психическими процессами: мотивацион-но-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми.

Исследования в области психологии труда и инженерной психологии, изучающие влияние индивидуально-психологических особенностей личности субъекта на индивидуальный стиль профессиональной деятельности, на готовность к ней и безопасность представлены в работах В.А. Бодрова, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына, Б.М. Теплова,

B.Д. Шадрикова и других ученых.

Изучением индивидуально-психологических особенностей пилотов и их профессионально важных качеств личности в разные периоды занимались многие исследователи, такие как: Л.М. Волкова, И.С. Кравченко, А.И. Крупнов, С.М. Зиньковская, Ю.А. Олейников, В.А. Пономаренко, И.Ю. Розайненко, А.Г. Шевчук и другие.

Анализ последних исследований в области феноменологии индивидуально-психологических и профессионально важных качеств показал взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности различных специалистов операторского профиля с показателями надежности их деятельности. Психологические причины возникновения ошибочных действий и аварийных ситуаций раскрываются через закономерности и механизмы регуляции надежности, опираясь на детерминацию совокупности личностных черт, познавательных процессов, психологических свойств и состояний в формировании предрасположенности различных проявлений нарушений профессиональной надежности [2].

Темпераментальные и характерологические проявления пилота, как динамические и содержательные аспекты поведения, выступают как качественные характеристики особенностей развития профессионально важных качеств, интегрирующихся в единую структуру.

Эмоционально-волевая устойчивость как составная часть характера, и количественные показатели взаимосвязи темперамента и характера, являются условием выполнения продуктивной деятельности, отражают ее эффективность и надежность [2].

Еще С.Г. Геллерштейн в начале прошлого века предложил наиболее точное классическое определение личного фактора, подразумевая под ним некую совокупность врожденных и приобретенных физических и психических свойств личности, которые он связывал с при-

чинами возникновения, характером течения и исходом летного происшествия. Исходя из его концепции, личный фактор охватывает сферу эмоциональных и волевых качеств, черты характера и темперамент, задатки и способности, склонности и интересы, вкусы и привычки, моральный облик, здоровье и физическое развитие, общую и специальную подготовку [5].

Неэффективное взаимодействие в экипаже воздушного судна - это проблема, которая волнует международное авиационное сообщество с середины 1970-х гг. Именно тогда оно полностью осознало необходимость изменения работы внутри экипажа воздушного судна, в результате чего были внедрены специальные программы и методики, коренным образом изменившие работу экипажей воздушного судна [2].

В работах последних лет основной акцент делается на форму, качество и структуру профессионального отбора пилотов гражданской авиации. Это связано, прежде всего, с тем, что в качестве результата отбора рассматривается успешность обучения, овладения профессионально важными качествами, необходимыми пилоту для выполнения эффективной безошибочной деятельности.

Данный постулат доказывается рядом исследований, проведенных исходя из индивидуального подхода к обучению курсантов-пилотов, направленных на выявление психологических характеристик, детерминирующих успешность обучения.

Так, в исследовании А.А. Благининой, С.Н. Синельникова и А.А. Шевелько были сделаны выводы о том, что успешность первого теоретического этапа обучения курсантов-пилотов коррелирует с показателями высокой самооценки, эмоциональной стабильности, высокими значениями саморегуляции и низким уровнем конфронтации [5].

Также к чертам личности, влияющим на успешность обучения и выполнения дальнейшей профессиональной деятельности, на фоне незначительного эмоционального напряжения и повышенного самоконтроля, В.А. Бодров относит: эмоциональную устойчивость, навыки эмоционально-волевого контроля, способность предвидеть изменения ситуации, активность и стремление к достижению цели [5].

Еще одним фактором, обусловливающим рассмотрение индивидуально-психологических особенностей личности пилота, является такой психофизиологический показатель, как оценка напряженности трудового процесса.

Профессиональная деятельность летного состава характеризуется высокими эмоциональными и интеллектуальными нагрузками: значительным умственным напряжением, чрезвычайной ответственностью за обеспечение безопасности полетов, высокой эмоциональной насыщенностью.

Одним из основных факторов, влияющих на эффективность труда пилотов и проблемы перенапряжения летного состава, является хронический эмоциональный стресс, связанный со сложностью управления воздушным судном.

Продолжительная летная нагрузка, нервно-эмоциональное напряжение, систематические сдвиги физиологических функций, являются главными причинами перенапряжения, хронического стресса и неблагоприятного состояния пилотов, что сопровождается снижением резервных возможностей как организма в целом (патологии сердечнососудистой системы), так и нервной системы в частности. Экспериментально доказана связь между интенсивностью различных видов нагрузок (интеллектуальных и эмоциональных) и увеличением процента сотрудников с соматическими патологиями, развитием ишемической и гипертонической болезни и риском психических заболеваний [1].

В процессе трудовой деятельности летный состав воздушных судов гражданской авиации подвергается воздействию широкого спектра неблагоприятных для здоровья факторов. Перечень основных факторов, представлен следующими: шум и вибрация; колебания атмосферного давления при взлетах и посадках, наборе высоты и снижении; температурный

дискомфорт; пониженное парциальное давление кислорода в воздухе и его состав; СВЧ-излучение и радиационное (фоновое) облучение; воздействие дефицита времени и стрессовых ситуаций; работа в ночное время; резкий сдвиг часовых поясов и быстрая смена климатических зон, тяжесть и напряженность труда и др. Специфической особенностью воздействия на организм негативных факторов трудового процесса экипажей воздушных судов является их систематическое, длительное и совокупное влияние [1].

В этой связи, представляет интерес не только анализ экспериментальных данных научных исследований по оценке влияния производственных факторов на физиологическую составляющую летного состава, но и пути психологической адаптации в условиях производственных и нервно-эмоциональных перегрузок.

Анализ существующих нормативных документов, сопоставление оценки напряженности трудового процесса по аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, а также доказанная связь между соматическими патологиями и результатами физиологических исследований свидетельствуют об отсутствии научного обоснования и учета адаптивных способностей субъектов летной деятельности, основанных на индивидуально-психологических особенностях курсантов.

Стоит отметить, что система психологических обоснованных мероприятий направленных на предупреждение (уменьшение) негативных последствий профессионального стресса у представителей опасных профессий, которые учитывают индивидуально-личностные и организационно-управленческие факторы, в настоящий момент недостаточно разработана и научно обоснована.

Профессиональная деятельность летного состава связана с повышенными, экстремальными, психологическими и физиологическими нагрузками.

Негативные влияния, связанные с ней, как показал теоретико-методологический анализ, в современных исследованиях рассмотрены через плоскость влияния следующих факторов:

- стресс;

- нервно-эмоциональное напряжение;

- повышенная физическая нагрузка (перегрузки);

- разбалансированность биологических ритмов (режим работа);

- неблагоприятные явления (шум, вибрация, излучение и другое).

Подходы к решению проблем эффективной реализации профессиональной деятельности пилотов гражданской авиации, в основном, представлены через:

- успешность обучения курсантов;

- развитие профессионально важных качеств;

- оценку надежности и учет возможности ошибочных действий;

- профессиональный отбор.

Таким образом, из фокуса внимания научных изысканий в области формирования личности пилота выпадает непосредственно учет индивидуально-психологических особенностей субъекта (темперамент, характер, способности и особенности эмоционально-волевого реагирования) и научное обоснование их использования в процессе подготовки и комплектования летных экипажей.

Очевидно, что знания, умения, навыки, которые приобретаются в процессе обучения курсантов и оцениваются в процессе профессионального отбора и медицинской экспертизы, не представляют весь комплекс мер, необходимых в достижении эффективности ежедневного взаимодействия летных экипажей и при ликвидации аварийной ситуации. Кроме надежности деятельности, от пилотов также требуются поступки высокого нравственного содержания,

которые невозможно спрогнозировать, не имея представления о индивидуально-психологических и личностных особенностях каждого представителя данной профессии.

Проблема снижения влияния человеческого фактора, которая актуально стоит с начала освоения человечеством воздушного пространства, может быть эффективно скорректирована и спрогнозирована посредством изучения ресурсов самого субъекта профессиональной деятельности - пилота, а именно, его психологических, психофизиологических и поведенческих особенностей.

Системный подход в профессиональном отборе, обучении и тренировках будущих и действующих летных экипажей с целью повышения надежности, эффективности взаимодействия и взаимозаменяемости их членов, является наиболее эффективным средством и реализуется через познание себя и повышение уровня собственной надежности. Теоретическая и практическая тренировка летных экипажей в области человеческого фактора позволит целостно представить индивидуальность пилота, установить взаимосвязь разноуровневых характеристик индивидуально-психологических и личностных особенностей (динамических, характерологических особенности, направленность в межличностных отношениях, контроль и регуляция эмоционально-волевых проявлений) и определить особенности индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Индивидуально-личностные особенности пилота гражданской авиации, следует рассматривать в нескольких направлениях:

- проявление и сочетание темпераментальных компонентов личности в штатных и экстремальных ситуациях профессиональной деятельности (активность, эмоциональность, саморегуляция);

- взаимосвязи характерологических особенностей (наличие или отсутствие акцентуации; устойчивости той или иной психической особенности, определяющей поведение пилота; выраженности качеств ответственности, дисциплинированности; устойчивости мотивов, особенностей адаптации и т.д.);

- репертуара способностей (задатков) и уровней их развитости (обучаемости);

- системы сформированности эмоционально-волевого контроля (навыки саморегуляции, а том числе, формы реагирования в экстренных ситуациях).

Профессиональная эффективность летного обучения и деятельности существенно зависит от индивидуально-психологических особенностей личности курсантов и пилотов, что определяет необходимость их системного изучения и анализа. Успешность профессиональной деятельности пилота гражданской авиации определяется совокупностью его индивидуально-личностных особенностей и направлением регуляторного воздействия ряда выше выявленных факторов на организм и психику специалиста, которое и обуславливает достижение достаточного уровня надежности в процессе развития и становления профессионала.

Библиографический список

1. Азаренкова Т.Г. Особенности профессиональных стрессоров у летного состава гражданской авиации / Сборник трудов молодых ученых: Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи. Пермь, 2018.

2. Зиньковская С.М. Связь свойств темперамента с особенностями характера у летного состава гражданской авиации // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1 (3).

3. Зиньковская С.М. Современные виды подготовки летного состава гражданской авиации в области человеческого фактора // Образование и наука, 2006. № 6 (42).

4. Лейченко С.Д., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Человеческий фактор в авиации. СПб., 2006.

5. Клевцова Е.В., Благигин А.А. Проблема исследования психологических детерминант успешности

обучения и профессиональной надежности деятельности пилотов // XXV Юбилейные Царскосельские чтения: сборник трудов конференции. СПб., 2021.

6. Рекомендации по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата. М., 1985.

7. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации Российской Федерации. М., 2001.

8. Руководство по обучению в области человеческого фактора. Doc. 9683-AN/950. Монреаль, 1998.

Н.С. Архипов

аспирант

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительный институт

E-mail: nikitos-n1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.