Научная статья на тему 'Индивидуальная траектория тьюторского сопровождения образовательного процесса как социальная проблема'

Индивидуальная траектория тьюторского сопровождения образовательного процесса как социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОР / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Марина Владимировна, Цилицкий Виталий Сергеевич

Статья посвящена осмыслению сложившихся на сегодняшний день подходов связанных с понятием «тьюторское сопровождение». В статье рассмотрены сущность, структура и направление тьюторского сопровождения с позиции «открытого образования». Само понятие «открытое образование» анализируется с воззрения системного, антропологического и синергетического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual trajectory of tutorial support of educational process as social problem

The article is devoted to understanding the current approaches associated with the concept of "tutorial support". The article considers the essence, structure and direction of tutor support in terms of "open education". The concept of "open education" is analyzed from the view of system, anthropological and synergistic approaches.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная траектория тьюторского сопровождения образовательного процесса как социальная проблема»

УДК 37.013

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Марина Владимировна Потапова, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Виталий Сергеевич Цилицкий, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск

Аннотация

Статья посвящена осмыслению сложившихся на сегодняшний день подходов связанных с понятием «тьюторское сопровождение». В статье рассмотрены сущность, структура и направление тьюторского сопровождения с позиции «открытого образования». Само понятие «открытое образование» анализируется с воззрения системного, антропологического и синергетического подходов.

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория, тьюторство, тьютор, открытое образование, открытая система.

INDIVIDUAL TRAJECTORY OF TUTORIAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS AS SOCIAL PROBLEM

Marina Vladimirovna Potapova, the doctor of pedagogical sciences, professor, vice rector, Vitaly Sergeevich Tsilitsky, the post-graduate student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to understanding the current approaches associated with the concept of "tutorial support". The article considers the essence, structure and direction of tutor support in terms of "open education". The concept of "open education" is analyzed from the view of system, anthropological and synergistic approaches.

Keywords: individuality, individualization, individual educational trajectory, tutoring, tutor, open education, open system.

В настоящее время тьюторство понимается и связывается не столько с должностью, сколько с позицией в организации такой педагогической деятельности, которая ориентируется на индивидуальное посредничество и отношения, описываемые категорией «субъект-субъектность». Сопровождение таких отношений получило название «тью-торских». Проблема тьюторского сопровождения в программе модернизации российского образования приобретает особую значимость, потому что связано с выбором обучающими (учащимися, студентами) индивидуальных учебных планов, моделей непрерывного профессионального образования, форм сетевого взаимодействия образовательных организаций. Такую модель образования называют открытым. Оно является частью «открытого общества» [5]. Проанализируем эти понятия, чтобы установить связи и отношения с понятием «тьюторское сопровождение».

Бинарность методов обучения предполагает рассматривать методы учения и методы преподавания как самостоятельные дидактические категории. Методы учения имеют отношения к обучающемуся, который осваивает социокультурный опыт на известных обществу носителях информации. Методы преподавания - это методы поддержки, сопровождения процесса присвоения нового на основе освоенного обучающими социального опыта с помощью различных источников информации. Состав методов обучения и воспитания зависит от структуры и содержания источников социокультурного опыта, способов и средств взаимодействия всех участников образовательного процесса. Если это взаимодействие субъект-субъектное, то методы учения и преподавания приобретают личностно-ориентированный характер, а само образование становиться в большей степени открытым.

Открытое образование, его сущность можно раскрыть, используя термины «открытое общество». Впервые К.Р. Поппер дал ему определение [4], связав это понятие с правами человека, индивидуальной инициативой, свободным предпринимательством, плюрализмом. По его мнению, открытое общество порождает открытость образование, которое основано на методологических и мировоззренческих идеях открытости и непрерывности процессах познания. В настоящее время сложилось несколько концепций открытого образования. Одна из концепций базируется на идеях плюрализма [10], другая опирается на институционный подход. В соответствии с ним открытое образование - это новый социальный институт, который связан с обществом и работает на него. В связи с этой концепцией открытость как любой «институт» служит обществу так же, как любой орган человека служит его организму.

Опираясь на разные концептуальные положения, отметим для себя, что определить открытость образования невозможно без понимания сути системного, антропологического и синергетического подходов. Системный подход позволяет выявить признаки открытости любой системы. Эта система незамкнутая, она связана с внешней средой, динамичная, избыточная (А.П. Усольцев). С позиции синергетического подхода открытая система непредсказуема, она саморазвивающаяся, самоорганизующаяся в ней любой человек как неповторимый субъект является источником стихийности, в этом плане он упорядочен. С другой стороны, он сам как субъект является источником упорядоченности (Н.Ю. Климонтович) [2]. Антропологический подход к анализу понятия «открытость» позволяет характеризовать человека с помощью понятия «неизмеримость» (В .И. Андреев) [1].

Открытое образование связано с открытостью самого человека, а поэтому ему необходимо предоставлять возможность для самореализации. Иными словами, процесс его обучения, воспитания должен строиться на основе индивидуальных образовательных траекториях. Таким образом, изложенное позволяет выбрать собственную позицию в понимании открытого образования как доступного для человека, подготавливающего его к жизни в открытом обществе. Это образование основывается на новом методологическом подходе, а не на ином педагогическом содержании. Если методология - это учение об организации деятельности, в том числе познавательной [4], то открытое образование как открытая система, способна к самоорганизации. В отличие от традиционного, в открытом образовании, самообразовательное пространство для учащегося задается не столько конкретной образовательной организацией с жестко фиксированной программой, сколько собственным осознанием важности, необходимости различных образовательных предложений, собственной самоорганизацией.

Отметим, что принцип открытости образования, отражает преобразования возможности перевода онтологического (сущностного) подхода в деятельностный. Это методологическое основание открытости позволяет создать модель познания окружающей действительности отличную от сложившейся (традиционной).

В соответствии с этой моделью, чтобы реализовать свои возможности, обучающийся должен их знать, но эти возможности должен осознавать обучаемый (педагог). Поэтому планировать и осуществлять открытое образование невозможно без психолого-педагогического исследования позиций. На основе проведенного исследования по выявлению уровня творческого потенциала, способности к саморазвитию и самообразованию, работоспособности и трудолюбия [1] целесообразно сконструировать специальную индивидуальную карту по образцу «Шотландского аттестата». В эту карту М.В. Потапова включает следующие структурные компоненты: 1) личные данные; 2) структуру учебного заведения; 3) достижения (познавательно-интеллектуальные, творческие, спортивные и др.); 4) увлечения, интересы, занятость; 5) психолого-дидактическую характеристику; 6) личностный опыт; 7) характер тьюторской поддержки; 8) пожелания родителей; 9) для заметок обучающего; 10) для заметок субъекта; 11) открытый журнал (учебные достиже-

ния, прилежания, эвристические находки). [5] Данная карта поможет осуществить тью-торское сопровождение обучаемого в соответствии с его потребностями, мотивами и интересами.

Открытое образование связано с тьюторским сопровождением, поддержкой, которое не означает оказание помощи в поисках ответа на вопрос, которого обучающий не задавал. Если такой вопрос возникает, то тьютор не должен отвечать на него, он обязан ему помочь, установить связи между знанием, умением и неумением. Субъект-субъектные отношения, составляющие базис личностно ориентированного образования в условиях тьюторского сопровождения, имеют особенности.

Обучающийся в процессе познавательной деятельности не является субъектом для обучаемого, он им становиться. Поэтому осмысленность выполняемых действий за счет понимания их ценности является ведущей в тьюторском сопровождении. Тьютор, организующий процесс такого сопровождения, выявляет условия для осмысления тьюторан-том траектории своего движения. Эти условия тьютор может определить с помощью индивидуальной карты, на основе которой создаются индивидуальные проекты, способные стать дидактической единицей сопровождения.

Эти проекты отличаются по структуре и содержанию. Они могут быть предметными, процессуальными, психологическими, диагностирующими организационными, рефлексивными, воспитательными, инклюзивными и др. Тьюторское сопровождение, осуществляющееся в трех направлениях, по сути своей отражает содержание тьюторской практики.

Первое направление - информационное - задается тьюторской практикой дистанционного обучения. В нем средства тьюторской поддержки преимущественно определяются интернет-средой.

Второе направление тьюторского сопровождения - социальное связано с освоением тьюторской практики открытого образования, включающего умение слушать собеседника, понимать друг друга, строить диалог, работать в малых группах. Занятия, мероприятия в форме собеседования могут успешно реализовывать это направление тьюторского сопровождения.

Третье направление - антропологическое построено на принципе индивидуализации. Основная задача такого сопровождения - повысить активность, инициативность обучаемого.

Из всех вышеназванных проектов наиболее значимым является психологический. Он реализуется во всех вышеназванных линиях тьюторского сопровождения. Этот проект раскрывает идея «Я-концепции» и «Я-пространство». Первая концепция обобщает психическое состояние личности (представление о себе); вторая: «Я-пространство» раскрывает среду совместной деятельности тьютора и тьюторанта, она может быть смысловой (предметно-тематической) или событийной (переживаемой каждым отдельно или самостоятельно).

Особо следует сказать об индивидуализации педагогической поддержки (тьютор-ства). Уточним два важных для данного исследования понятия «воспитание», и «педагогическая поддержка» (тьюторское сопровождение). Согласимся с И.Д. Фруминым и В.В. Башевым [8], которые отмечают, что воспитание стимулирует любое действие, в процессе его создается «похожесть», а педагогическая поддержка (тьюторство) развивает индивидуальность непохожесть.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что средние образовательные организации (школы) испытывают кризис. Общество сегодня не устанавливает разделение педагогов на учителей-предметников и классных руководителей, потому что и те, и другие плохо выполняют свои функции. Это происходит, потому что и те, и другие не умеют войти в контакт, и доверие друг с другом. Это происходит часто, потому что педагог подопечного рассматривает в качестве объекта, а не субъекта отношений.

Субъект-объектные отношения обучаемого ставят его в зависимое положение от педагога.

Между тем, если педагога и ведомого (ученика) рассматривать как две свободные и равные личности, которые вместе могут обсуждать проблемы, строить траекторию дальнейшего развития подопечного на основе задач, сформулированных ведомым, то такое сопровождение, по мнению В. М. Розина, можно назвать тьюторством, а субъектов такого взаимодействия - тьютором и тьюторантом. Новая педагогическая профессия тьютор и дисциплина - тьюторское сопровождение предполагают выстраивание «нового педагогического отношения на основе знаний о человеке, создания антропопрактик, которые помогут тьютору вести подопечного, но так, что в определенный момент он сам может организовать и вести. В этом плане тьютор является посредником между обществом и субъектом [7, С 56].

Процесс этот непростой, он требует специальной подготовки педагога. В соответствии с требованиями стандартов третьего поколения [9] Т.М. Ковалева разработала проект профессионального стандарта, в котором отразила совокупность компетенций тьютора, осуществляющего тьюторское сопровождение. Процесс модернизации отечественного образования предъявляет требования к содержанию подготовки будущих педагогов, среди которых овладение инновационными формами, методами работы, способствующими развитию, формированию полноценной личности. Особое место среди последних занимает овладение педагогами тьюторской компетенцией. Под тьюторской компетенцией Т.И. Боровкова понимает готовность и способность педагога осуществлять индивидуализацию образовательного процесса путем поддержки и сопровождения познавательного интереса тьюторанта, через осознания условий для построения индивидуальных образовательных программ обучающихся. Сам процесс формирования тьюторской компетенции сложен, цикличен, он осуществляется на основе совокупности видов профессиональной деятельности тьютора и тьюторанта. Приведенные анализ позволяет заключить, что: принцип открытости образования (обучения, воспитания) позволяет описать педагогические процессы: от стратегии формирования к стратегии развития. В первой стратегии процесс строится на «долженствовании», во второй на «возможности» субъекта (тьюторанта), которая только создает условия для развития самостоятельности, активности, инициативы и субъективности. Тьюторское сопровождение как компонент открытого образования способствует соотнесению субъектного опыта обучаемого с его познавательной самостоятельностью, активностью, и индивидуальностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев

- Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.

2. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. - Минск : Высш. шк., 1986. - 223 с.

3. Новиков, А.М. О развитии методических систем / А.М. Новиков // Специалист. - 2015.

- № 9. - С. 21-25.

4. Поппер, К.Р. Открытое общество и его враги / К.Р. Поппер // Управление мегаполисом.

- 2012. - № 1. - С. 83-87.

5. Потапова, М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа-педвуз) : монография / М.В. Потапова. - М. : Изд-во «Прометей», 2008. - 256 с

6. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М. ; Тверь : СФК-офис, 2012. - 246 с.

7. Розин, В.М. Конституирование и природа индивидуализации / В.М. Розин. - М. ; Тверь : СФК-офис, 2014. - 290 с.

8. Фрумин, И.Д. Коллективное и индивидуальное в постановке педагогических задач на примере рефлексивного подхода / И.Д. Фрумин, В.В. Башев // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации : сборник статей / И.Д. Фрумин. - Томск : Пилад, 2000 -С. 40-47.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения высшего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М. : Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91Z4. - Дата обращения 21.11.2016.

10. Dewey, J. The School and Society / J. Dewey. - М. : Изд.-во «Книга по требованию», 2011. - 286 с. - ISBN 978-1-275-01917-1.

REFERENCES

1. Andreev, V.I. (2012), Pedagogics: educational course for creative self-development, Centre of innovation technologies, Kazan.

2. Klimontovich, N.Yu. (1986), Without formulas of synergy, High School, Minsk.

3. Novikov, A.M. (2015), "The development of methodological systems", Specialist, No. 9, pp

21-25.

4. Popper, K.R. (2012), "The open society and its enemies", Management of the metropolis, No. 1, pp. 83-87.

5. Potapova, M.V. (2008), Propaedeutic in contiguous physical education (school teachers' training University), Publishing house "Prometey", Moscow state pedagogical University, Moscow.

6. Kovaleva, T.M., Kobasa, E.I., Popova, (Smolik) S.Yu., Terov, A.A. and Cheredilina, M.Y. (2012), The Profession "Tutor", SFK-office, Moscow; Tver.

7. Rozin, V.M. (2014), The Constitution and the nature of individualization, "SFK-office", Moscow, Tver.

8. Frumin, I.D. and Bashev V.V. (2000), "Individual and Collective in the production of pedagogic tasks on the example of the reflexive approach", School and open education: concepts and practices of individualization, "Pilad", Tomsk, pp. 40-47.

9. Federal state educational standards of the third generation of higher education, available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.

10. Dewey, J. (1899), The School and Society, University of Chicago Press, Chicago.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.11.2016

УДК 37.13.77

САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, СПЕЦИФИКА

Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Зиля Ринатовна Саматова, аспирант,

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург

Аннотация

Проведен краткий анализ научной литературы, посвященной проблеме развития и саморазвития личности в условиях урбанизированного общества. Развитие трактуется как эволюционное становление субъекта под воздействием внешних и внутренних факторов, которые формируют противоречия, обозначают задачи, мотивы деятельности и подчиняется законам диалектики (переходу количественных изменений к качественным трансформациям), что проявляется в улучшении физических, психологических и эмоциональных свойств индивида. Саморазвитие представляет собой присущий процесс самодвижения субъекта, мотив которого заключен в самом развивающемся субъекте. Обозначена причинно-следственная связь между процессами развития, саморазвития и социализацией. Показано, что значительное количество людей среднего возраста пребывают в условиях экзистенциального кризиса. Предполагается, что приемлемой формой выхода из экзистенциального кризиса может стать сублимационная модель восточных оздоровительных практик.

Ключевые слова: развитие, саморазвитие, социализация, личность, средний возраст, социальная среда, условия саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.