Научная статья на тему 'Индивидуальная рефлексия преподавателя вуза - фактор успешного решения инновационных образовательных задач'

Индивидуальная рефлексия преподавателя вуза - фактор успешного решения инновационных образовательных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL PROCESS / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / METHODICAL COMPETENCE / INDIVIDUAL REFLECTION / METHODOLOGY OF A PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Татьяна Ивановна

В условиях модернизации образования ведется интенсивный поиск педагогическим сообществом средств реализации инновационной педагогической деятельности, обеспечивающей новый обучающий эффект. В статье доказывается, что поиск ответа на вопросы образовательной практики предъявляет особые требования к личности современного преподавателя. Роль исследователя предполагает для ее успешного выполнения сформированность комплекса междисциплинарных знаний, умений, компетенций высокого уровня. Приводятся аргументы относительно необходимости интеграции преподавателем двух функций (преподавателя и исследователя), что востребует методическую и методологическую компетентность, вызванные необходимостью грамотного сопровождения образовательного процесса. Обращение к понятию «индивидуальная рефлексия» обусловлено установкой преподавателя на принятие педагогически целесообразных решений в области инновационных задач. На основе результатов эмпирического исследования доказывается важность непрерывного педагогического образования, элементом которого является повышение квалификации преподавателей, активизирующее стремление к профессиональной самореализации. Приводится апробированное в Самарском университете содержание формирования методологической компетентности преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL REFLECTION OF THE ACADEMICIAN - A FACTOR OF THE SUCCESSFUL SOLUTION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TASKS

In the context of education modernization intensive search by academic society of the innovative pedagogical activity means providing the new training effect is conducted. In the article it is proved that search of the answer to educational practice questions imposes special requirements to the modern teacher identity. The role of the researcher assumes formation of a complex of cross-disciplinary knowledge, abilities, and competences of high level for its successful performance. Arguments concerning need of integration by the academician of two functions (the academician and the researcher) are adduced that will claim methodical and methodological competence caused by need of competent maintenance of educational process. The appeal to the concept “individual reflection” is caused by orientation of the academician on adoption of pedagogically expediential decisions in the field of innovative tasks. On the basis of empirical research results importance of continuous pedagogical education which element is the professional development of academicians which is making active tendency to professional self-realization is proved. The content of methodological competence formation of the academician approved at the Samara University is given.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная рефлексия преподавателя вуза - фактор успешного решения инновационных образовательных задач»

УДК 378

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА - ФАКТОР УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Т.И. Руднева

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

[email protected]

Резюме. В условиях модернизации образования ведется интенсивный поиск педагогическим сообществом средств реализации инновационной педагогической деятельности, обеспечивающей новый обучающий эффект. В статье доказывается, что поиск ответа на вопросы образовательной практики предъявляет особые требования к личности современного преподавателя. Роль исследователя предполагает для ее успешного выполнения сформированность комплекса междисциплинарных знаний, умений, компетенций высокого уровня. Приводятся аргументы относительно необходимости интеграции преподавателем двух функций (преподавателя и исследователя), что востребует методическую и методологическую компетентность, вызванные необходимостью грамотного сопровождения образовательного процесса. Обращение к понятию «индивидуальная рефлексия» обусловлено установкой преподавателя на принятие педагогически целесообразных решений в области инновационных задач.

На основе результатов эмпирического исследования доказывается важность непрерывного педагогического образования, элементом которого является повышение квалификации преподавателей, активизирующее стремление к профессиональной самореализации. Приводится апробированное в Самарском университете содержание формирования методологической компетентности преподавателя вуза.

Ключевые слова: образовательный процесс, инновационная педагогическая деятельность, методическая компетентность, методологическая компетентность, индивидуальная рефлексия, методология педагогического исследования.

INDIVIDUAL REFLECTION OF THE ACADEMICIAN - A FACTOR OF THE SUCCESSFUL SOLUTION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TASKS

T.I. Rudneva

S.P. Korolev Samara University, Samara, Russia

rudneva. [email protected]

Abstract. In the context of education modernization intensive search by academic society of the innovative pedagogical activity means providing the new training effect is conducted. In the article it is proved that search of the answer to educational practice questions imposes special requirements to the modern teacher identity. The role of the researcher assumes formation of a complex of cross-disciplinary knowledge, abilities, and competences of high level for its successful performance. Arguments concerning need of integration by the academician of two functions (the academician and the researcher) are adduced that will claim methodical and methodological competence caused by need of competent maintenance of educational process. The appeal to the concept "individual reflection" is caused by orientation of the academician on adopt ion of pedagogically expediential decisions in the field of innovative tasks.

On the basis of empirical research results importance of continuous pedagogical education which element is the professional development of academicians which is making active tendency to professional self-realization is proved. The content of methodological competence formation of the academician approved at the Samara University is given.

Keywords: educational process, innovative pedagogical activity, methodical competence, individual reflection, methodology of a pedagogical research.

Введение. Критическому осмыслению проблем в области профессионального образования способствует методологическая рефлексия, результат которой представляется принятием педагогически целесообразных решений. Успешность обучающей и воспитательной деятельности обусловлена умениями применять в конкретной ситуации знания закономерностей педагогической науки и способностями анализировать и прогнозировать действия субъектов, дающие позитивный результат. В арсенале свойств личности, сопровождающей образовательный процесс, должно быть: представление о специфике научной деятельности, видах исследовательской работы, уровнях исследования; осознание сходства и различия в средствах и предмете практической и научной деятельности; знание подходов к изучению педагогических явлений; владение алгоритмами представления методологических характеристик, методами педагогического исследования; умение разрабатывать логику и этапы педагогического исследования.

Методическая компетентность [1] ориентирована на педагогическую практику, а методологическая компетентность - на деятельность в сфере науки. В первом свойстве преобладает нормативное, во втором - концептуальное. Их синтез представляется индивидуальной рефлексией преподавателя, необходимой для решения инновационных образовательных задач [2].

Основные результаты. Востребованность методической и методологической компетентности преподавателя обусловлена задачами грамотного сопровождения образовательного процесса (знание в области конкретной науки, умение проектировать это знание, преобразовывать в учебное, способность отбирать средства и технологии освоения научного знания студентами, средства оценки качества образования) и организацией поиска оптимального решения актуальных проблем в системе многоуровневого образования.

Значительные трудности испытывает преподаватель вуза при переходе из зоны специальных задач (методика преподавания учебной дисциплины) в зону педагогических задач, предметом которых являются проблемы формирования профессионально значимых свойств у студента. Как преподаватель, он имеет дело со знанием, а как исследователь - с проблемами. Это различие касается педагогических средств: для обучения студентов применяются активные методы и формы; для решения педагогических проблем - научные операции по поиску ответа на поставленный вопрос. Таким образом, преподаватель должен владеть методологической грамотой, методами педагогического исследования, способностями к критической оценке педагогического опыта и к творческому применению современных средств обучения студентов в открытом информационном пространстве [3] - методологической компетентностью. Интегрируя две значимые функции в современном образовательном пространстве, преподаватель использует научное знание для выработки своей методической позиции (функция преподавателя) и производит новое знание (функция исследователя), сохраняя традиции российского образования. Переход из области воспроизведения знания в область поисковых задач свидетельствует о педагогическом профессионализме.

В силу закона о методическом репродуцировании [4] первый тип преподавателя (методист), находясь в зоне специального предмета, переносит знание, провоцируя рождение профессионального нигилиста (рецептурного специалиста); второй тип преподавателя (исследователь), находясь в зоне профессиональных задач, сомневается, ищет, испытывает потребность в новом знании, стимулируя развитие способностей студента к решению профессиональных проблем, к выработке своей профессиональной позиции.

Наука о поиске нового знания или методология представляется системой теоретических положений, которые исполняют роль руководящих принципов, средств научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа [5]. Методология как система способов построения теоретической и практической деятельности [6] представляется разными уровнями. Философский уровень методологии (пространство науки) предполагает определение исходной методологической базы на основе осмысления философских категорий, законов в контексте изучаемой проблемы. Общенаучный уровень методологии (методологические основы науки) требует обращения к знаниям различного характера в научных и практических областях, близких к исследуемой проблеме. Частнонаучный уровень методологии (пространство конкретной науки) представляется совокупностью знаний, принципов, методов конкретной научной или практической области. Технологический уровень методологии (пространство процедур) выражается совокупностью способов получения достоверного эмпирического материала, его обработки и интерпретации результатов.

Поскольку преподаватель вовлечен в процесс модернизации российского образования, он становится исполнителем при решении педагогических проблем (обусловленность педагогическими категориями - обучение, образование, воспитание, развитие); цели его деятельности должны соответствовать цели педагогической системы (вуз), которая представляет объект педагогической науки. Средства его деятельности должны отражать предмет педагогической науки -организация условий развития личности в педагогической системе. В итоге функции педагогической науки диктуют преподавателю выполнение действий, адекватных его теоретической функции (изучение педагогического опыта, поиск оснований успешной деятельности, построение моделей преобразования педагогической действительности) и технологической функции (разработка образовательных программ в соответствии с компетентностной концепцией, внедрение инноваций в практику, оценка влияния результатов исследования на качество практической деятельности) [7; 8; 9].

Качество практической деятельности преподавателя интегрирует: качество обучения - сформированные компетенции студента; качество образования -соответствие педагогической системы заданным требованиям к её функционированию; качество подготовки студентов к профессиональной деятельности - востребованность выпускников, их соответствие запросу работодателей. Педагогическая наука способствует достижению качества во всех её составляющих: а) уточняет предпосылки (скрытые возможности разного характера) формирования у студентов профессиональных компетенций; б) выявляет факторы (скрытые противоречия) достижения заданных требований к педагогической системе; в) определяет условия (средства разрешения противоречий), обеспечивающие конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда.

Практика свидетельствует о том, что в связи с созданием университетов разного вида (в том числе национальных исследовательских), различных форм сотрудничества вуза с производством (кластеры, технопарки) наиболее успешными являются преподаватели, включенные в исследовательский процесс, а менее

успешными - использующие научное знание. И если число последних возрастает, то снижается продуктивность самой науки.

Обсуждение результатов. Реформирование образования вызвало потребность в решении инновационных задач, обусловленных новой ролью университета. Суть этой роли заключается в том, что образовательное учреждение становится центром регионального развития. Так, формирование кадрового потенциала связано с пересмотром образовательных программ, с разработкой проектов по закреплению в регионах молодых талантливых выпускников. Становится закономерностью проведение комплексных исследований для прогнозирования тенденций развития региона. Вместе с тем, отмечается спад профессиональной активности преподавателей в связи с их нежеланием отказаться от стереотипов деятельности, с консервативностью. У значительной части преподавателей (около 58%) отмечается повышенный уровень тревожности, синдром профессионального выгорания (около 23%). Профессиональные стрессы характерны для 44% преподавателей. Значительное число преподавателей, включенных в решение проблемы формирования конкурентоспособного выпускника с универсальными характеристиками, не имеет специальной подготовки для проведения педагогического исследования. Отмечается эклектичность научного инструментария в ходе эксперимента; объем выборки вызывает сомнения в достоверности полученных результатов и недоверие к проектируемым дидактическим системам. Возникает противоречие между осознаваемой преподавателями потребностью в поиске истины и отсутствием методологической компетентности для проведения научного исследования [10].

В Самарском университете разработана концепция непрерывного педагогического образования: магистратура - аспирантура-повышение квалификации. Поэтапный процесс овладения спецификой и особенностями профессионально-педагогической деятельности позволяет грамотно решать задачи в условиях новой парадигмы образования. Разрабатывается комплекс учебных дисциплин с доминированием коммуникативной составляющей для аспирантов, определяются разные направления курсовой подготовки для ассистентов, доцентов и профессоров. Поскольку педагогическая деятельность связана с социальными рисками, требуется готовность к правильному выбору способов разрешения возникающих проблем в условиях инновационного развития вуза. Базу формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности составляет образовательный модуль «Методология и методы педагогического исследования». Эмпирическое исследование показало целесообразность ознакомления с содержанием этого модуля научных руководителей квалификационных работ магистров и аспирантов. Городской методологический семинар при кафедре теории и методики профессионального образования Самарского университета способствует созданию единого методологического пространства, что позволяет проводить сравнение результатов исследований образовательных проблем и вырабатывать методические рекомендации по сопровождению образовательных программ. Ежегодная международная научно-методическая конференция «Образование в современном мире» (г. Самара) привлекает исследователей для обмена опытом экспериментальной работы, что также способствуют повышению уровня методологической компетентности преподавателей инновационных вузов.

Реализация концепции непрерывного педагогического образования (эмпирическое исследование, выборка - аспиранты и преподаватели Самарского университета в количестве 350 человек) позволяет сделать выводы:

1) новая роль университетов как центров регионального развития требует от преподавателей способностей к решению инновационных образовательных задач;

2) организация педагогической практики, успешность учебно-воспитательного процесса обусловлены методической компетентностью преподавателя современного

вуза;

3) поиск адекватного решения значимых для развития региона педагогических проблем востребует методологическую компетентность преподавателя;

4) интеграция функции преподавателя и функции исследователя свидетельствует о профессионализме, готовности преподавателя вуза решать образовательные проблемы и нести ответственность за их результаты;

5) включенность преподавателя в научный поиск даёт возможность личностной и профессиональной самореализации, позволяя представить свой исследовательский замысел и его результат в региональном научном сообществе;

6) приобщение преподавателя к предшествующему научному опыту, его творческое осмысление, перенос результатов поиска в педагогическую практику вызывает необходимость его сопровождения во внутривузовской системе повышения квалификации.

Литература

1. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза. М.: АПКиППРО, 2010. 324 с.

2. Матушанский Г.У., Гарифуллина Р.Р., Зотова М.Б. Регионально-отраслевые кластеры в России // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2012. №4 (15). С. 83-94.

3. Стрекалова Н.Б. Учебный процесс в современных информационно-образовательных средах. Тольятти: ТАУ, 2015. 152 с.

4. Руднева Т.И., Бугаева А.Л. Средства формирования методической компетентности преподавателей // Среднее профессиональное образование. 2012. №7. С. 40-42.

5. Касьян А.А. О реализации методологии научного познания // Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы. Сб. науч. статей. М.: РАО, 2006. С. 23 -25.

6. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 192 с.

8. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 147 с.

9. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СГПИ, 1994. 165 с.

10. Адольф В.А. Педагогический поиск в контексте формирования методологической компетентности // Высшее образование в России. 2016. №4. С. 156-160.

References

1. Solovova N.V. Metodicheskaya kompetentnost' prepodavatelya vuza: monographiya / N.V. Solovova. M.: APKiPPRO, 2010. 324 s.

2. Matushanskiy G. U., Garifullina R.R., Zotova M.B. Regional'no-otraslevye klastery v Rossii // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. 2012.

3. Strekalova N.B. Uchebnyj protsess v sovremennykh informatsionno-obrazovatel'nykh sredakh. Tol'yati: TAU, 2015. 152 s.

4. Rudneva T.I., Bugaeva A.L. Sredstva formirovaniya metodicheskoy kompetentnosti prepodavateley // Srednee professional'noe obr azovanie. 2012. №7. S. 40-42.

5. Kas'yan A.A. O realizatsii metodologii nauchnogo poznaniya // Metody pedagogicheskikh issledovaniy: sostoyanie, problem, perspektivy. Sb. nauch. Statey. M.: RAO, 2006. S. 23-25.

6. Yudin E.G. Sistemnyj podkhod I printsip deyatelnosti: Metodologicheskie problem sovremennoy nauki. M.: Nauka, 1978. 391 s.

7. Zagvyazinskiy V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretatsiya. M.: Izd. tsentr "Akademiya", 2001. 192 s.

8. Skatkin M.N. Metodologiya i metodika pedagogicheskikh issledovaniy. M.: Pedagogika, 1986. 147 s.

9. Kraevskiy V.V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya. Samara: SGPI, 1994. 165 s.

10. Adol'f V.A. Pedagogicheskiy poisk v kontekste formirovaniya metodologicheskoy kompetentnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. №4. S. 156-160.

Сведения об авторе

Руднева Татьяна Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева.

Author of publication

Tatyana I. Rudneva - Doc. Sci. (pedagogical), professor, head of the Chair of Theory and Methods of Professional Education, Samara S.P. Korolev University.

Дата поступления 07.04.2017.

УДК 005

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УЗНАВАЕМОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

О.С. Зуева

ORCID: http://orcid.org/0000-0001 -8733-0595, [email protected] Э.В. Шамсутдинов

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9454-2307, [email protected]

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия

Резюме. Показано, что на современном этапе модернизация научной инфраструктуры становится приоритетным направлением развития научно-инновационной политики вуза. Ее реализация должна стимулировать у преподавателей и обучающихся желание (или необходимость) научно-исследовательской деятельности и предоставлять возможности для ее осуществления. Внимание государства к научно-инновационной деятельности вузов и ее взаимодействию с образовательным процессом связано с проверками эффективности сложившейся системы с использованием различных наукометрических показателей. Рассмотрены существующие наукометрические показатели авторов, их воздействие на показатели вуза и возможности использования информационно-аналитических систем, рассчитывающих данные показатели. Показано, что главное условие улучшения наукометрических показателей исследователя - его активная научная работа, результатом которой является качественная научная статья. Приведены основные моменты, которые необходимо учитывать при написании научно-технических статей в англоязычных журналах, поскольку в связи с необходимостью интеграции вузов в мировой образовательный процесс важность подобных работ будет все более возрастать.

Ключевые слова: научно-педагогическая деятельность, публикации, цитирования, наукометрические показатели, структурирование научных статей.

SCIENTIFIC ARTICLE AS THE FACTOR OF THE ACCOMPLISHMENT COMPETITIVENESS INCREASING OF THE UNIVERSITY

O.S. Zueva

ORCID: http://orcid.org/0000-0001 -8733-0595, [email protected] E.V. Shamsutdinov

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9454-2307, [email protected]

Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia

Abstract. It was shown that at the present stage the modernization of the scientific infrastructure is becoming a priority direction for the development of the scientific and innovation policy of the university. It was shown that at the present stage the modernization of the scientific infrastructure is becoming a priority direction for the development of the scientific and innovation policy of the university. Its realization should stimulate the desire (or necessity) of research activities for teachers and students and provide opportunities for its implementation. The attention of the state to the scientific and innovative activity of universities and its interaction with the educational process is connected with the effectivene ss checks of the existing system using various scientometric indicators. The existing scientometric indicators of authors, their impact on the university indicators and the possibility of using information-analytical systems that calculate these indicators are considered. It was shown that the main condition for improving

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.