Научная статья на тему 'Инновационные формы повышения квалификации учителей иностранного языка'

Инновационные формы повышения квалификации учителей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Е.Г.

В статье рассматриваются актуальные проблемы иноязычного образования, качество которого обеспечивается уровнем профессиональной компетентности учителя иностранного языка. Представляются формы повышения их квалификации, способствующие преодолению трудностей, возникающих в педагогической деятельности в инновационных образовательных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative techniques of further training of foreign language teachers

The article deals with contemporary problems of foreign language education, the quality of which depends on the level of professional competence of the teacher of a foreign language. Forms of their further training, which help to overcome difficulties which might occur in innovative educational conditions are presented.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы повышения квалификации учителей иностранного языка»

УДК 378

Е.Г. Кашина*

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются актуальные проблемы иноязычного образования, качество которого обеспечивается уровнем профессиональной компетентности учителя иностранного языка. Представляются формы повышения их квалификации, способствующие преодолению трудностей, возникающих в педагогической деятельности в инновационных образовательных условиях.

Ключевые слова: иноязычное образование, педагогическое мастерство, инновационные средства, повышение квалификации.

«Дух человека обретает свое бытие именно в образовании, именно образование задает содержание и, что более важно, стиль, характер мышления и отношения человека к миру» [2]. Повышение качества образования становится приоритетной задачей современного общества. Особое место в этом направлении отводится иностранным языкам, уровень владения которыми обеспечивает межкультурное общение.

Во все времена уровень преподавания иностранного языка и приоритетность практической образовательной цели определялись социальным заказом общества. С 70-х годов

XX века преподавание иностранных языков было ориентировано на развитие коммуникативных умений, коммуникативной компетентности. Стремительно летит по планете

XXI век в потоке инновационных преобразований. Успехи очевидны, но остается до сих пор актуальной проблема изучения иностранных языков, иноязычное образование [1]. Проблема требует незамедлительного решения. Традиционное преподавание иностранных языков сводилось к чтению и пересказу текстов, что, к сожалению, осталось приоритетным в методической копилке многих учителей в настоящее время, а также к изучению топиков, которые не имеют никакой коммуникативной направленности. Таким образом, реализуется исключительно одна функция языка — функция сообщения, информативная функция. Учителя часто оказываются не готовыми для работы в новых условиях, им не хватает психолого-педагогической и лингвистической подготовки, которая должна постоянно обновляться и быть ориентированной на реалии настоящего времени [6].

Современный процесс модернизации образования, значимый для развития общества, требует от учителя повышения его профессионального уровня, совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам сегодняшнего дня. Повышение квалификации учителей ориентировано на обновление профессиональных знаний, умений, навыков и должно стать частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы [5].

Система повышения квалификации учителей иностранного языка приобретают все большее значение, выполняя требования федерального государственного образовательного стандарта, что предполагает новые формы проведения семинаров по акту-

* © Кашина Е.Г., 2016

Кашина Елена Георгиевна (e_kashina@mail.ru), кафедра английской филологии, Самарский университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

альным проблемам иноязычного образования, обновления учебно-методических комплексов, использования активных форм и методов обучения.

Инновационные средства организации повышения квалификации учителя иностранного языка предполагают использование разнообразных форм: проблемных тематических курсов, интернет-форумов, фестивалей открытых уроков, методических семинаров, семинаров-практикумов, конкурсов профессионального мастерства. Таким образом, ставится задача повышения педагогического мастерства учителя иностранного языка. Учитель-мастер — явление достаточно редкое, что обусловлено прежде всего недостатками в профессиональной переподготовке, неэффективностью содержания и форм повышения квалификации. Основная мотивация учителей — получить документ для портфолио, а не участие в иноязычном интерактивном общении. Предпринимаются попытки изменить ситуацию. Так, в Самаре зарегистрирована региональная общественная организация «Клуб «Учитель года». В декабре 2015 года в гимназии № 3 прошел Всероссийский семинар «Конкурс профессионального мастерства «Учитель года» как средство повышения квалификации педагогов». Отметим, что проблема подготовки учителя-мастера, формирования его педагогического мастерства рассматривается исследователями в различных аспектах (Ю.П. Азаров, И.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Е.И. Пассов и др.). Педагогический профессионализм определяется ими через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку: оно рассматривается и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности, и как важнейшее профессиональное качество учителя [3]. Мастерство учителя иностранного языка выражается сочетанием его творчества и личных качеств. Учитель иностранного языка должен постоянно совершенствовать свою лингвистическую компетентность, так как в отсутствие естественной иноязычной среды языковые и речевые навыки и умения теряют свою прочность, что приводит к появлению ошибок в речи. Таким образом, особое значение имеет организация лингвистических курсов повышения квалификации, на которых учителя могли бы совершенствовать свой уровень языковой подготовки, учитывая все языковые аспекты и виды речевой деятельности. Однако в их организации недостаточно привлекаются для работы с учителями носители языка.

Система повышения квалификации учителей иностранного языка с учетом их трудностей, вызванных отсутствием естественной языковой среды, должна обеспечивать условия для формирования лингвистической компетентности. Но прежде определяются показатели в ее структуре, подлежащие формированию. Так, фонетическая составляющая предполагает наличие развитых звуковых и интонационных навыков; лексическая составляющая интегрирует способности к усвоению большого объема лексики и способности к ее употреблению в разных речевых ситуациях; грамматическая составляющая характеризуется способностями к грамотному построению речевого высказывания.

В системе высшего образования отмечается особое внимание к изучению иностранного языка не только как средства межкультурной коммуникации, но и как средства профессионального и карьерного роста специалиста. Все проблемные зоны иноязычного образования связаны как с объективными, так и с субъективными факторами. Барьерами в продвижении языковой подготовки студентов является ряд проблем [4]: преемственность между школой и вузом — знания большинства студентов не соответствуют требованиям к уровню владения иностранным языком; кадровый потенциал, ориентированный на линейный поток передачи знаний в ходе традиционной модели обучения, не способствует качеству иноязычного образования. В итоге отмечается потеря мотивации к изучению иностранного языка.

Инновационные формы повышения квалификации учителей иностранного языка

Инновационные технологии обучения школьников и студентов требуют готовности учителя / преподавателя к реализации межкультурной стратегии образовательного процесса. Так, участие в международных конференциях и лингвистических семинарах подтвердило необходимость повышения квалификации учителей и преподавателей иностранного языка с использованием активных форм и методов, стимулирующих процесс формирования их лингвистической компетентности. Наш опыт повышения квалификации учителей иностранного языка подтвердил продуктивность использования инновационных средств. Так, для развития фонетической компетенции нами применяются фонетические игры, фонетический практикум, прослушивание аутентичных текстов с последующим их воспроизведением. Для развития лексической компетенции применяем лингвистические и ролевые игры. Для развития грамматической компетенции создаем методические предпосылки для освоения речевых образцов и на их основе построение речевых высказываний.

Поиск новых методологических подходов к организации инновационной образовательной системы предполагает целостность принципов и методов обучения иностранному языку. Таким научным подходом является продуктивный подход в иноязычном образовании, который включает в себя систему продуктивных лингводидак-тических технологий, обеспечивающих личностный и профессиональный рост не только обучаемого, но и обучающего.

Библиографический список

1. Кашина Е.Г. Театральный контекст профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка: монография. Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. 116 с.

2. Конев В.А. Человек в мире культуры (культура, человек, образование). URL: http:// sbiblio.com/biblio/archive/konev_chelovek.

3. Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): метод. пособие для русистов. СПб.: Издательство «Златоуст», 2007. 199 с.

4. Руднева Т.И., Овсянникова М.Н., Огородников А.В. Профессиональная деятельность в ситуациях риска: коллективная монография. Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. 323 с.

5. Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7 (129). С. 191 — 195.

6. Храмцова А.Б. Методологические основы коммуникативного обучения иностранному языку // Образование в современном мире: инновационные стратегии: сб. науч. тр. Между-нар. научно-метод. конф. (Самара, 25 февраля 2016 г.) / отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. С. 384—387.

References

1. Kashina E.G. Teatral'nyi kontekst professional'no-pedagogicheskoi deiatel'nosti uchitelia inostrannogo iazyka: monografiia [Theatrical context of professional and pedagogic activity of a teacher of a foreign language: monograph]. Samara: Izdatel'stvo Samar. gos. un-t, 2003, 116 p. [in Russian].

2. Konev V.A. Chelovek v mire kul'tury (kul'tura, chelovek, obrazovanie) [Human being in the world of culture (culture, man, education)]. Retrieved from: http://sbiblio.com/biblio/archive/ konev_chelovek [in Russian]

3. Passov E.I., Kibireva L.V., Kollarova E. Kontseptsiia kommunikativnogo inoiazychnogo obrazovaniia (teoriia i ee realizatsiia): metodicheskoe posobie dlia rusistov [Concept of communicative foreign language education (theory and its realization): study guide for specialists in Russian philology]. Spb.: Izdatel'stvo Zlatoust, 2007, 199 p. [in Russian].

4. Rudneva T.I., Ovsyannikova M.N., Ogorodnikov A.V. Professional'naia deiatel'nost' v situatsiiakh riska: kollektivnaia monografiia [Professional activity in the situations of risk: multi-authored monograph]. Samara: Izdatel'stvo «Samarskii universitet», 2014, 323 p. [in Russian].

5. Rudneva T.I. Pedagogicheskaia deiatel'nost' v sovremennom sotsial'nom kontekste [Pedagogical activity in modern social context]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2015, no. 7(129), pp. 191 — 195 [in Russian].

6. Khramtsova A.B. Metodologicheskie osnovy kommunikativnogo obucheniia inostrannomu iazyku [Methodological bases of communicative foreign language teaching] in Obrazovanie v sovremennom mire: irmovatsiormye strategii: sborniknauchnykh trudovMezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii (Samara, 25 fevralia 2016g.) / otv. red. T.I. Rudneva [Education in the modern world: innovative strategies: collection of research works of International research and methodology conference (Samara, February 25, 2016). T.I. Rudneva (Ed.)]. Samara: Izdatel'stvo «Samarskii universitet», 2016, pp. 384—387 [in Russian].

E.G. Kashina*

INNOVATIVE TECHNIQUES IN FURTHER TRAINING OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

The article deals with contemporary problems of foreign language education, the quality of which depends on the level of professional competence of the teacher of a foreign language. Forms of their further training, which help to overcome difficulties which might occur in innovative educational conditions are presented.

Key words: foreign language education, professional skills, innovative means further training.

Статья поступила в редакцию 15/II/2016.

The article received 15/II/2016.

* Kashina Elena Georgievna (e_kashina@mail.ru), Department of English Philology, Samara University, 34, Moskovskoye Shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.