УДК 371.134 ББК Ч420.42
НИ. Щукина
Индивидуальная образовательная траектория педагога как инновационная модель его профессионального развития
Автор обращает внимание на одну из актуальных проблем современного образования, связанную с целенаправленным, мотивированным, систематическим профессиональным развитием учителя. В статье рассматриваются вопросы выстраивания современного индивидуального образовательного пути педагога, представлен опыт МБОУ «Гимназия» города Чусового по организации индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональное развитие, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут, ресурсы образования.
Как добиться успеха в профессии, сохранив лучшие традиции преподавания, самобытность учителя, креативность, готовность к переменам?
Л.В. Коломийченко, соотнося деятельность ЦИО с профессиональным развитием педагогов, отмечает: «Одно из направлений деятельности ЦИО в новой системе повышения квалификации работников образования Пермского края связано с трансляцией результатов эффек-
тивного опыта образовательных учреждений, обобщение, теоретическое обоснование и интерпретация которого требует достаточно высокого уровня профессиональной компетентности педагогов».
Л.С. Выготский считал, что для развития ребенка его необходимо проводить через разные социокультурные среды - это ведет к появлению новообразований. По мнению Л.Л. Любимова, это полезно и для педагогов. Актуальность такого мнения повышают требования ФГОС, которые предусматривают вариативность образования, где большое внимание уделяется не только урочным, но и внеурочным занятиям.
Образовательные запросы учащихся неоднородны, расширение спектра образовательных предложений зависит в том числе от высокой мотивации педагогов, так как именно они реализуют принцип максимально расширенного диапазона предоставленных образовательным учреждением возможностей для развития личности. Значит, учитель должен быть адаптивен и способен обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение школьников.
Образовательное учреждение должно не только откликаться на современные тренды образования, но и работать на опережение, и главный ресурс здесь - учитель.
Переход на новые государственные образовательные стандарты — это не косметические поправки, а во многом коренное изменение образовательного пространства. В связи с этим повышается роль целенаправленного профессиональ-
ного развития педагога, которому предстоит органично вписаться в модель современной школы.
Ведущим мотивом проекта концепции и содержания профессионального стандарта педагога является умение учиться: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».
К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. Этот тезис не устарел, он приобретает все большее значение. Современное информационное поле не только по-истине бескрайне, оно часто носит агрессивный характер. Как разобраться в этих информационных потоках? Учитель не должен быть всеяден, проблема профессионального развития - вопрос приоритета педагога. Надеюсь, прошли те времена, когда учителей «отправляли» на курсовую подготовку или когда основным мотивом повышения квалификации была аттестация на квалификационную категорию.
Время диктует новые подходы, формы, содержание, собственную концепцию профессионального роста, где главным становится профессиональная педагогическая и личностная избирательность педагога.
Школа - этап духовного становления ученика и учителя, «духовной жаждою» томимого, школа -среда становления учителя.
Народная мудрость гласит: «Тому, у кого нет цели, каждый ветер попутный». У учителя нет времени
откликаться на все предложения по поводу повышения собственной квалификации. И надо ли? Есть более конструктивный способ: создание собственного образовательного пути. Но выстроить персональную траекторию развития непросто. Сначала предстоит этап формирования и формулирования собственного образовательного запроса с опорой на свои предпочтения, потенциальные возможности, а также интересы воспитанников, что, собственно, и будет основанием для конструирования индивидуальной образовательной траектории педагога.
Аргументом актуальности выстраивания современной системы профессионального развития педагога, с одной стороны, являются требования к кадровым условиям реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов: повышение уровня
квалификации педагогических работников и непрерывность их профессионального развития. С другой стороны, актуальность обосновывает тот факт, что часто повышение квалификации педагога носит несистематичный, нецеленаправленный характер и бывает обусловлено случайными мотивами.
Что может сделать образовательное учреждение для эффективной организации профессионального роста учителя? Интенсифицировать и индивидуализировать модель профессионального развития педагогов. Для этого необходимо изучение их образовательных запросов, определение потенциальных ресурсов образовательных услуг как мотивационного и содержательно-
го компонентов индивидуальной образовательной траектории учителя. Завершающим этапом этой деятельности является помощь в выстраивании оптимизированной модели индивидуальной образовательной траектории педагога.
И здесь рано ставить точку. Если взглянуть на проблему с помощью образов, можно представить образовательную траекторию как большую магистраль с односторонним движением, где по полосам движения стройными рядами идут автомобили. Казалось бы, все двигаются в одном направлении, но у каждого свой маршрут.
Найти свой маршрут - важная задача профессионального развития учителя. Чтобы выбор был более точным, необходимо умение анализировать профессиональные проблемы и собственный позитивный педагогический опыт. Безусловно, большое значение имеет рефлексивная культура учителя.
Учителю необходимо владеть на-
выками проектирования собственного развития, использование которых приведет к целенаправленному выбору модели и содержания собственного повышения квалификации.
В помощь учителю в гимназии разработан проект «Индивидуальная образовательная траектория педагога как инновационная модель его профессионального развития», где в виде конструкта представлены потенциально возможные образовательные ресурсы повышения квалификации. Особенностью этой модели является условное деление ресурсов на четыре поля: «внешние образовательные ресурсы», «внутренние (институциональные) ресурсы», «самообразование педагога» и «взаимообучение».
Из приведенного ниже конструкта видно, что звездочкой (*) обозначены поля, где предполагается активная деятельность педагога (см. табл. 1).
Потенциальные образовательные ресурсы профессионального развития педагога
Образовательные ресурсы 2012-2013 2013-2014
Внешние образовательные ресурсы (+)
Аттестация
КПК; дистанционные курсы Д/О
НПК
Участие в профессиональных, творческих конку рсах
Семинары; олимпиады для учителей
РМО учителей-предметников
Педагогические лаборатории университетского округа ПГГПУ
Университетско-школьный кластер НИУ ВШЭ
Вебинары, видеоуроки
Сетевое взаимодействие учителей-предметников
Участие в экспертных комиссиях
Участие в жюри НПК, конкурсов
Стажировки
Экспериментальная деятельность
Открытый ресурс
Находка года
Внутренние (инсти туциональные) ресурсы (+)
Педсоветы
Семинары; консультации
Участие в работе ШМО
Занятия (посещение, взаимопосещение, «Урок мастера»...)
Открытый ресурс
Методическая удача
Сам ообразование (*)
Методическая тема
Изучение педтехнологий
Внедрение нового УМК, апробация учебников
Интернет-ресурс
Электронное портфолио
Открытый ресурс
Взаимообучение (*)
Открытые занятия* (проведение)
Мастер-классы*, мастерские*
НПК* (диссеминация опыта)
Публикации *
Открытый ресурс
Особое место в каждом поле отведено так называемому «открытому ресурсу», то есть педагог сам дополняет предложенный набор образовательных ресурсов. Такие ячейки, как «находка года», «методическая удача», активизируют учителя, побуждают его к рефлексивной деятельности, формируют профессиональную избиратель-
ность.
Большое развивающее значение имеет поле «Взаимообучение», где девизом является: «Обучая других, совершенствуюсь сам», что подразумевает деятельностный подход учителя в повышении собственной квалификации. Учитель не только учится сам, но и готов к презента-
ции результатов педагогической деятельности.
И здесь актуализируется «открытый ресурс», например, несколько педагогов гимназии приняли участие в методическом десанте муниципального информационнометодического центра: выезжали в сельские школы с целью методической помощи коллегам.
Данный конструкт служит информационным и методическим навигатором, позволяющим педагогу выстроить собственный образовательный маршрут, содержательно наполнив его. Учитель целенаправленно прогнозирует перспективы профессионального развития.
Индивидуальный образовательный маршрут учителя
Внешние образовательные ресурсы (+)
Внутренние (институциональные) ресурсы (+)
Самообразование (*)
Взаимообучение. «Обучая других, совершенствуюсь сам» (*)
Что дает такой подход в организации педагогического самосовершенствования? Он позволяет педагогу выстраивать индивидуальный образовательный путь с учетом его склонностей, интересов, помогает ему сделать осознанный выбор, дает возможность систематизировать и оптимизировать данную деятельность, вырабатывает иммунитет к профессиональной стагнации, устойчивую потребность в развитии.
Выстраивание собственного образовательного маршрута не только ведет к совершенствованию профессиональных компетентностей, но и кристаллизует педагогический почерк, педагогическую индивиду-
альность, создает перспективную концепцию дальнейшего профессионального развития.
Список литературы:
1.Коломийченко Л.В. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования // Пермский педагогический журнал. - 2010. - № 1.
2.Любимов Л.Л. Наша новая школа: лекция. - Чусовой, 14.11.2011.
3.Рабочая группа под руководством Е.М. Ямбурга. Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. трвгт. ru>library/law/816-profstandart (дата обращения: 13.03.2013)