Н.А. Дехтярь
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Современный рынок туристических услуг характеризуется повышением требований потребителей к качеству как непосредственно турпродукта, так и самого процесса обслуживания. С одной стороны, данная тенденция закономерно отражает рост и зрелость национальных рынков, с другой - всё более актуальным становится явление индивидуализации (осуществления стандартных операций туристом самостоятельно, без обращения к специалистам туристических компаний), которое проявляется в изменении процедуры запроса конкретного тура, схем сотрудничества между основными поставщиками туристических услуг и межотраслевого взаимодействия.
Обычно в рамках определения "безопасность сферы туризма" выделяется безопасность туристов, безопасность субъектов туристической деятельности и государства, а также безопасность окружающей среды [7]. Угрозами безопасности государства справедливо считать в том числе и неконтролируемые внешнеэкономические операции, которые могут привести к несбалансированности финансовых потоков.
Определённые угрозы существуют и в сфере туризма. Контроль над передвижением денежных средств частных лиц (домохозяйств) практически невозможен, если расчёты не осуществляются в безналичной форме. Закон Украины " О внешнеэкономической деятельности" дает определение только операциям, которые осуществляются хозяйствующими субъектами, то есть физическими и юридическими лицами, которые занимаются предпринимательской деятельностью. "Внешнеэкономическая деятельность - деятельность субъектов
хозяйствования Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, осуществляемая как на территории Украины, так и за ее пределами" [1]. Далее соответственно приводится обоснование общего порядка и мер, направленных на регулирование внешнеторговых операций.
Данный подход к пониманию сущности внешнеэкономических операций является традиционным в практике многих государств, ключевое слово здесь именно хозяйственная деятельность. Разумеется, в ином случае сразу же возникнет вопрос - если приобретение продукции частным лицом на внутреннем рынке коммерческой операцией считаться не может, то почему необходимо выделять аналогичные по сути действия в сфере внешней торговли? Речь здесь идёт не об изменении статуса субъекта данного действия, ведь факт пересечения товаром границы страны не может автоматически предоставить физическому лицу статус предпринимателя - это недопустимо, - но таким образом могут не включаться в учёт импорта товары, приобретённые, например, в зарубежном интернет-магазине и доставленные почтой (в разных странах установлены определённые пределы -обычно это нижний порог цены - в случае непревышения которых нет необходимости уплачивать пошлину и/или декларировать приобретаемый товар или услугу). Перевод денежных средств за рубеж может отражаться в счёте финансовых операций и операций с капиталом в платёжном балансе страны (например, если платёж официальный и участвует банк-резидент), а стоимость ввозимой продукции в статьях импорта может не фигурировать, так как данные
по экспорту и импорту счёта текущих операций берутся из отчётов коммерческих предприятий и статистики по группам товаров (в Украине, например, это УКТЗЕД [6]), которая ведется таможенными органами. При незначительном объёме данных операций их скрупулёзный подсчёт не будет экономически эффективным, но в мире наблюдается постоянная тенденция к их увеличению, особенно в сфере нематериального производства. Задачей государства становится выбор такой системы учёта и контроля, которая не провоцировала бы уход игроков рынка в теневой сектор и одновременно была бы простой и понятной в практическом применении. Особенно актуален данный вопрос для стран СНГ, где еще не введена автоматизация подавляющего большинства расчётов частных лиц и нет единого подхода к регулированию деятельности электронных платёжных систем, особенно если финансовые операции осуществляются с физическим переводом средств за рубеж.
Если приобретение туристом готового пакета услуг для отдыха в другой стране отображается как импортная операция (отчёт подает туристическая компания), то определение суммы средств, потраченных туристом за рубежом, напрямую невозможно. В мировой практике применяется несколько способов, одним из наиболее распространённых является анкетирование и опрос туристов, а также экспертное оценивание [5, 8]. В любом случае документарно подтверждённых данных ни один из этих способов не даёт. Кроме того, следует учитывать особенности накопления средств во вторичном секторе - преобладание неофициальных источников дохода побуждает резидентов страны занижать свои реальные затраты или вовсе отказываться от участия в социологических исследованиях. Сумма вывозимой валюты, отражённая в декларации, может участвовать в под-
счётах только косвенно: во-первых,
предел, выше которого вводится обязательное декларирование, достаточно высок; во-вторых, турист может и не потратить всю сумму.
Национальный банк Украины Постановлением №312 "О внесении изменения к Инструкции о перемещении наличности и банковских металлов через таможенную границу Украины" от 25.07.2012 снял ограничения на ввоз и вывоз иностранной валюты. Теперь юридические лица могут вывозить из и ввозить в Украину неограниченную сумму валюты, обязательным условием является только декларирование (ранее дополнительно требовалось подтверждение легальности). Физические лица-резиденты Украины имеют право вывозить и ввозить валюту на неограниченную сумму. Декларирование обязательно, если сумма превышает 10 тыс. евро в эквиваленте. Нерезиденты ввозят валюту на тех же условиях, а вывоз на сумму, превышающую 10 тыс. евро в эквиваленте, разрешён, если сумма при вывозе не превышает ранее задекларированную сумму при ввозе на территорию Украины. Также снимаются ограничения на перемещение средств в безналичной форме. Постановление вызвало неоднозначную реакцию финансистов, поскольку на сегодня существуют определённые опасения относительно стабильности гривны. Однако если рассматривать его исключительно с позиций оживления туристической активности, можно предположить, что при одновременном увеличении въездных туристических потоков и повышении заинтересованности в инвестировании туристической инфраструктуры эффект от внедрения новых правил перемещения иностранной валюты через границу Украины будет положительным, но само по себе постановление не делает туристический рынок страны более привлекательным. В комплексе с другими мерами оно даст определённый синергети-
ческий эффект, но важно не только способствовать ввозу валюты иностранными гражданами и предприятиями, но и предоставить возможность легально её потратить (или инвестировать). Благоприятные условия сложатся для иностранцев, в том числе и граждан Российской Федерации, которые предпочитают приобретать путёвки в третьи страны у украинских компаний. Кстати, такой вариант сотрудничества не приносит экономике Украины прямого убытка, ведь иностранный турист использует для оплаты тура доходы, полученные в своей стране.
Интересно отметить, что ВВП на душу населения в Украине составил в 2011 г. примерно 3 615,1 дол. США (или 2 596,1 евро по среднему курсу НБУ)
[3], то есть меньше декларируемого порога почти в 3,9 раз.
Что касается выездного туризма, то послабление процедуры вывоза валюты ещё более усугубит проблему неконтролируемого оттока средств за рубеж. Данные официальной статистики нередко расходятся с экспертными оценками касательно величины убытка национальной экономики от развития выездного туризма, опять-таки из-за невозможности подсчёта фактических затрат туристов. Пример простейшей оценки объема оттока валюты из страны следующий. Если сумма денег, потраченная туристом в стране пребывания на дополнительные услуги, экскурсии, сувениры, составляет пятую часть от стоимости приобретённого тура, тогда расчётная стоимость путёвки должна возрасти на 20%. С другой стороны, конечная цена тура, которую видит (и оплачивает) потребитель, включает и доходы отечественных предприятий, участвующих в организации поездки, скорректированные с учётом обязательных платежей, то есть часть средств, полученных от туриста при реализации за-
рубежного тура, остается в Украине в виде налогов, комиссии (вознаграждения) национальным предприятиям-
агентам, оплаты труда местного персонала. Тем не менее следует учесть, что большинство туроператоров выездного туризма являются представительствами иностранных компаний или работают с ними по агентским договорам. Если лишь 10% (размер стандартной комиссии) от стоимости тура остаются в Украине, остальные 90% выводятся за рубеж. Тогда отток валюты составит сумму произведений средней цены тура в страну, скорректированную на коэффициент 1,1, на количество туристов, выехавших в составе организованных групп. Сложность состоит в оценке средней стоимости тура. Таможенной службой Украины ведутся, например, подобные расчёты средней розничной цены по основным группам товаров с целью определения таможенной стоимости для операций экспорта и импорта, однако в сфере туризма таких официальных данных нет. Кроме того, если информация о туристических потоках (количестве поездок) предоставляется службой статистики регулярно, то данные о доходах от реализации туров найти в открытых официальных источниках довольно проблематично - в основном данные можно получить из аналитических публикаций и заявлений уполномоченных лиц. Впрочем, достаточно будет привести следующий пример экспертного оценивания (по данным 2011 года). В 2010 г. доходы от въездного туризма составили 3,6 млрд. дол. США. Если в 2011 году они увеличились на 2,3% (темп прироста въездного турпотока), то есть до 3,7 млрд., а количество организованных поездок в 2011 г. составило 1,59 млн. [2], то примерные потери национальной экономики можно показать на примере 3-х стран:
Таблица 1. Пример аналитических расчётов
Страна Средняя стоимость тура, долл. США Цена тура с учётом коэффициента Количество туристов Суммарная стоимость выездных туров
Турция 500 550 427269 234 997 950
Египет 400 440 207434 91 270 960
ОАЭ 1000 1100 53125 58 437 500
Итог 687828 384 706 410
Итак, 3 страны дали потери в 384,7 млн. дол. США, то есть более 10% от совокупного дохода от въездного туризма. Хотя стоит отметить, что на Турцию, Египет и ОАЭ приходится свыше 40% всех организованных поездок из Украины.
С другой стороны, подробный анализ финансовых потоков по каждой стране отдельно необходим на последующих этапах, предварительную оценку отрицательного денежного потока можно провести исходя из предположения, что зарубежная поездка с целью отдыха не может обойтись резиденту Украины меньше, чем в 500 дол. США. Тогда потери составят
500 * 1 590 182 = 795 млн. дол. Хотя трудности начинаются уже при подсчёте количества туристов, которые выезжали за рубеж. Известно, что значительная часть туристов "скрывается" в статье частных поездок. В том же 2011
г., согласно данным официальной статистики, на Мальдивы не было организовано ни одной туристической поездки, только 6 служебных и 80 частных. А с ростом самостоятельности и активности путешественников в комплексе с усовершенствованием информационных технологий уменьшается количество обращений в специализированные компании, ведь забронировать и оплатить практически любую услугу может и частное лицо. Задачей органов статистики является внедрение такой системы сбора данных, которая бы учитывала современные способы приобретения услуг как юридическими, так и физическими лицами; более того, необходимо с большой долей вероятности предположить, какие новые способы расчёта будут популярными в стране в будущем.
Крупнейшие импортеры туристических услуг приведены на рис. 1.
Рис. 1. Расходы выездного туризма (2011 г., млрд. дол. США)
Согласно WTTC, резиденты 26 стран потратили в 2011 г. больше чем 10 млрд. дол. США на туристические поездки за рубеж. Рис. 2 показывает потребление резидентами страны туристических услуг на внутреннем рынке
[4]. Импорт туристических услуг на душу населения приведен на рис. 3 (численность населения в 2011 г. рассчитана методом линейной аппроксимации на основе данных Мирового банка за 2000 - 2010 гг.).
Рис. 2. Объемы внутреннего туризма (2011 г., млрд. дол. США)
Объемы внутреннего туризма превышали в 2011 г. 20 млрд. дол. США в 20 странах, от 20 до 10 млрд. занимал внутренний рынок в 13 странах мира -это Швейцария, Венесуэла, Иран, Тайвань, Таиланд, Греция, Малайзия, ЮАР, Норвегия, Чили, Египет, Новая Зеландия, Саудовская Аравия. За единичными исключениями, страны, которые импортируют больше всего туристических услуг, имеют в то же время и пример потребления национального туристического продукта, который в стоимостном выражении превышает объемы импорта, то есть можно утверждать о приближенной к идеальной сбалансированности потоков: резидентов страны привлекают не только заграничные туры, но и местная туристическая инфраструктура, они выбирают страну отдыха не по кри-
терию "хорошее - плохое качество", а "индивидуальность - отличия" рекреационной территории. По объемам потребления туристических услуг на внутреннем рынке выделяются 10 стран (рис. 3).
На Бермудских Островах и во Франции доходы от въездного туризма, кроме того, значительно превышают продажу национальных услуг резидентам, в Австрии и Швейцарии немного их выше. Импорт туристических услуг на душу населения превышает внутреннее потребление на Бермудских Островах, в Норвегии и Люксембурге; превышает экспорт туристических услуг в Австралии, Тринидаде и Тобаго, Бермудских Островах, Норвегии и Люксембурге.
Рис. 3. Страны-лидеры по объемам среднедушевого потребления туристических услуг на внутреннем рынке
По объемами потребления туристических услуг на внутреннем рынке Украина находится на 116-м месте из 180 исследуемых стран - лишь 102 дол. на душу населения в 2011 г., РФ соответственно - на 66-м с показателем 390,6 дол.
По среднедушевым показателям импорта туристических услуг выделяются Виргинские О-ва (США) со значением в 10,437 тыс. дол., Бермудские О-ва и Гваделупа - приблизительно 6,5 тыс. дол., Люксембург - 4,12 тыс. В Сингапуре, Мартинике и Норвегии затраты составили от 3-х до 4-х тыс., другие страны находятся в диапазоне от 2-х до 3-х тыс. дол. США. Аруба и Виргинские Острова (СК) выделяются сверхвысокими для этой группы среднедушевыми доходами от экспорта туристических услуг. Украина находится на 103-м месте с показателем в 91,7 дол. США, РФ - на 71-м месте (248,9 долл. США на душу населения).
Наконец, по показателю среднедушевого дохода от экспорта туристических услуг сразу выделяются Виргинские О-ва (США) - почти 21 тыс. дол., дальше идёт Аруба и Виргинские О-ва (США) - 12,2 и 10,7 тыс. дол. соответ-
ственно. Ангилья, Франция, Бермудские О-ва, Центрально-Африканская Республика и Багамские О-ва имеют выше 5 тыс. дол. США среднедушевого показателя дохода; Антигуа и Барбуда, Сейшельские О-ва, Барбадос и ОАЭ - от 4 до 5 тыс.; Венгрия, Мартиника и Сингапур - от 3 до 4 тыс., Индия, Макао, Австрия, Швейцария, Чехия, Куба, Мали, Лесото и Израиль - от 2 до 3 тыс.; Украина - 117,3 тыс. дол. США (103-е место), РФ - 114,6 тыс. (104-е место).
Впрочем, большинство представленных стран получили высокие показатели из-за малого количества населения и незначительных объемов национальной экономики, потому расчет среднедушевых доходов и расходов должен лишь дополнять основной анализ или использоваться внутри предварительно сформированных групп стран. Показатель может быть полезным во время проведения социальных исследований, однако с целью оценки уровня экономической безопасности отрасли лучше применять абсолютные характеристики туристических потоков и их влияние на формирование соответствующего сектора.