В.Е. Ермаченко
ПРОБЛЕМЫ СОГЛАСОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
Достаточная емкость и устойчивость внутреннего рынка являются одним из важнейших факторов поддержки национальных отраслей, ведь в случае неблагоприятных изменений мировой конъюнктуры именно потребление в пределах государства позволит уменьшить отрицательные последствия от снижения объёма экспортных поставок. Особенно актуальна сегодня проблема колебания спроса в сфере услуг, в первую очередь тех, которые нельзя причислить к жизнеобеспечивающим (например, «услугам первой необходимости»), к ним относятся и туристические. Исследования, проводимые многими учёными, позволили обосновать практически прямую пропорциональную зависимость между ростом потребления туристической продукции и повышением качества жизни населения. Однако данное утверждение справедливо прежде всего для оценки категории национального туризма, в то время как на формирование международных туристических потоков влияет множество иных факторов, и не всегда уровень доходов резидентов принимающей страны определяет направленность въездных потоков (или количество прибытий иностранных туристов / количество иностранных туров, согласно принятой в зарубежных источниках терминологии - International Tourist Arrivals).
Существуют примеры стран-лидеров туристического рынка, которым удается удерживать первые места по количеству иностранных посетите-
лей и качеству инфраструктуры, но не обеспечивающим доступности услуг для местного населения. Таким образом, экономика туризма в данных государствах полностью зависит от внешних условий, а поступления в государственный бюджет от деятельности предприятий туристической и сопутствующих отраслей не корректируются путём перераспределения реализуемой продукции между внутренним и зарубежными рынками в случае кризиса в том или ином секторе. Иными словами, устойчивость функционирования отрасли напрямую зависит от стабильности въездных туристических потоков. Нацеленность на поступление крупных доходов исключительно из-за рубежа может спровоцировать дополнительную угрозу экономической безопасности страны, поскольку планирование на макроуровне должно включать предварительную оценку развития национальных экономик стран-партнеров и прогнозирования спроса на местные туристические услуги их резидентов. Во-первых, сложно непрерывно отслеживать изменения комплекса факторов внешней среды в разных географических регионах, особенно социальных тенденций в обществах, которые принадлежат к неродственным культурам. Во-вторых, даже в случае своевременного предварительного предупреждения о необходимости корректирования текущей стратегии субъекты отрасли не в состоянии быстро переориентироваться на других потребителей (на внутреннем рынке их
просто нет, а установление деловых отношений с новыми странами требует времени и дополнительных усилий). Ориентация исключительно на внутренний рынок также является не совсем правильной стратегией - однако предусмотреть падение спроса на туристические услуги в этом случае легче. Следовательно, в группу риска входят как
Из таблицы 1 видно, что ориентированными преимущественно на внутренний рынок являются: Гвинея, Папуа-Новая Гвинея, Бангладеш, Бурунди, Га-
страны со сверхвысокой долей доходов из-за рубежа, так и со сверхнизкой. В табл. 1 приведено распределение стран в соответствии с удельным весом доходов от въездного и внутреннего туризма. В Украине это соотношение составило в 2011 г. 53,5% и 46,5% соответственно, в Российской Федерации - 22,7% и 77,3% [3].
бон, Венесуэла, Япония, Бразилия, Ливия, Демократическая Республика Конго, Судан, Центрально-Африканская Республика, Мьянма - но, за некоторым
Таблица 1. Распределение стран по соотношению доходов от въездного и внутреннего туризма в ВВП туристической отрасли, 2011 г.
Доля доходов* Страны
FVS,% DS,%
0 - 10 100 - 90 Гвинея; Папуа-Новая Гвинея; Бангладеш; Бурунди; Габон; Венесуэла; Япония; Бразилия; Ливия; Демократическая Республика Конго; Судан; Центрально-Африканская Республика; Мьянма (Бирма)
10 - 20 90 - 80 Кот-д'Ивуар; Пакистан; Кувейт; Нигерия; Китай; Мексика; Лесото; Иран; Малави; Камерун; Алжир; Индия; Соединенные Штаты Америки; Кирибати; Чили
20 - 30 80 - 70 Свазиленд; Индонезия; Австралия; Аргентина; Российская Федерация; Беларусь; Замбия; Франция; Перу; Казахстан; Колумбия; Катар
30 - 40 70 - 60 Канада; Норвегия; Ангола; Южная Корея; Сьерра-Леоне; Боливия; Соединенное Королевство; Реюньон; Италия; Парагвай; Конго; Непал; Азербайджан; Чад; Новая Зеландия; Финляндия; Гондурас; Германия; Эквадор; Гайана; Мали; Румыния; Израиль; Нигер
40 - 50 60 - 50 Мозамбик; Буркина-Фасо; Филиппины; Шри-Ланка; Тринидад и Тобаго; Гана; Оман; Южно-Африканская Республика; Испания; Йемен; Египет; Тайвань; Никарагуа; Гватемала; Дания; Турция; Словакия; Сербия; Нидерланды; Вьетнам; Намибия; Коморские Острова; Сальвадор; Молдова
50 - 60 50 - 40 Саудовская Аравия; Сенегал; Австрия; Швейцария; Того; Бруней; Суринам; Гаити; Украина; Гамбия; Монголия; Тунис; Сан-Томе и Принсипи; Лаос; Люксембург; Литва; Греция; Мартиника; Куба; Чехия; Пуэрто-Рико; Малайзия; Венгрия; Коста-Рика
60 - 70 40 - 30 Бенин; Кения; Гваделупа; Португалия; Македония; Босния и Герцеговина; Уругвай; Зимбабве; Латвия; Бельгия; Эфиопия; Бермудские Острова; Словения; Польша; Танзания; Таиланд; Исландия; Руанда
70 - 80 30 - 20 Марокко; Ботсвана; Бахрейн; Киргизстан; Уганда; Сирия; Соломоновы Острова; Швеция; Доминиканская Республика; Армения; Болгария; Панама; Сингапур; Черногория; Маврикий; Гонконг; Объединенные Арабские Эмираты; Эстония; Мадагаскар; Ямайка
80 - 90 20 - 10 Гренада; Сент-Киттс и Невис; Ирландия; Ливан; Камбоджа; Багамские Острова; Албания; Хорватия; Белиз; Мальта; Тонга; Каймановы Острова; Сент-Винсент и Гренадины; Доминика; Другая Океания (отдельный регион согласно WTTC); Нидерландские Антильские Острова; Иордания; Виргинские Острова (США); Кипр; Сент-Люсия
90 - 100 10 - 0 Барбадос; Антигуа и Барбуда; Сейшельские Острова; Аруба; Фиджи; Кабо-Верде; Виргинские Острова (СК); Мальдивские Острова; Вануату; Ангилья; Макао
* FVS - доходы от въездного туризма (Foreign visitor spending), DS - доходы от внутреннего туризма (Domestic expenditure), доля в ВВП туристической отрасли (T&T GDP).
исключением, почти все страны представленной группы имеют низкий доход на душу населения и неразвитую туристическую инфраструктуру. Напротив, доходы от въездного туризма составляют свыше 90% совокупного дохода туристической отрасли в Барбадосе; Антигуа и Барбуде, Сейшельских Островах, Арубе, Фиджи, Кабо-Верде, Виргинских Островах (СК), Мальдивских Островах, Вануату, Ангилье, Макао - в данных странах низкая ёмкость внутреннего рынка из-за малой территории, и поэтому они специализируются на въездном туризме и привлечении иностранных инвестиций и операциях в финансовом секторе.
Возникает вопрос, насколько структура внутреннего туристического рынка определяет успешность страны в реализации услуг и не обусловливается ли она, в свою очередь, состоянием экономического развития государства. В проанализированной выборке представлена 181 национальная экономика - государства и территории с особым статусом, - которые отличаются как по абсолютным, так и относительным показателям. Почти в каждую группу, приведенную в таблице, попали страны из разных регионов мира, с высоким и низким общим потенциалом. Поэтому стоит проводить дальнейшую сегментацию в несколько этапов, определив приоритетность признаков. Например, прежде всего для исследования интересны ведущие страны на мировом рынке туристических услуг, ведь именно их опыт будет наиболее значимым. Невзирая на простоту подхода, однозначно выделить такие страны трудно: камнем преткновения является именно критерий отбора. Обычно странами-лидерами считаются те, которые имеют наивысший абсолютный доход от реализации национального туристического продукта, - однако такие государства характеризуются диверсифицированной структурой производства и малой долей
туристической отрасли в ВВП, поэтому среди других секторов экономики туристическая отрасль не считается приоритетной, и страна не ассоциируется у потребителей как привлекательное направление (дестинация). Кроме того, высокие доходы могут быть получены как от внутреннего, так и въездного туризма - а методология ЮНВТО (UNWTO) акцентирует внимание именно на поступлениях из-за рубежа: ITR (International Tourist Arrivals) являются не доходами от международного туризма, как лингвистически правильно переводится этот термин, а доходами именно от въездного туризма, то есть экспорта туристических услуг. А в категорию международного входит, как известно, выездной и въездной туризм. Таким образом, эксперты ЮНВТО ранжируют страны по объёму экспортных операций в туристической отрасли, а специалисты WTTC используют в том числе и комплексный показатель, включающий как экспорт, так и потребление на внутреннем рынке резидентами (то есть охватывается полностью категория туризма в пределах страны), откорректированный на расходы предприятий, в том числе посредников, для организации туров (табл. 2) [3, 4].
Можно рассмотреть стоимостные показатели деятельности туристической отрасли на примере Украины (согласно WTTC). Если учитывать только номинальную стоимость, то можно утверждать почти непрерывное увеличение доходов и расходов по всем категориям, однако пересчет на цены 2011 г. показывает не слишком положительный тренд. Доходы от въездного туризма начали сокращаться, начиная с 2009 г. (тогда же были зафиксированы самые низкие объемы внутреннего туризма), наименьшая прибыль от экспорта и затраты на импорт наблюдались в 2010 г. В 2011 - 2012 гг. исследуемые показатели начали опять расти, самый низкий темп прироста имеют доходы от экс-
порта, самый высокий - расходы на импорт. Постоянно сокращается количество занятых как в непосредственно туристической, так и смежных отраслях. Если в 2006 г. насчитывалось соответственно 412 и 1583 работника, то в 2011 г.
эти цифры сократились до 351 и 1338 человек, а в 2022 г. останутся, по прогнозу экспертов, лишь 309 и 1156 работников. Также сокращается доля отрасли в ВВП (рис. 1, табл. 2).
Таблица 2. Показатели развития туристической отрасли Украины, данные WTTC
Показатель (млрд. грн.) 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012** 2022**
н* Р* н* Р* н* Р* н* Р* н* Р* н н* Р* н* Р*
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1. Visitor exports / Экспорт туристических услуг 19,5 43,2 25,8 46,5 34,0 47,7 32,6 40,4 35,8 38,7 42,3 45,5 42,7 108,2 59,2
2. Domestic expenditure Доходы от внутреннего туризма 17,6 39,2 21,9 39,5 27,4 38,5 27,7 34,4 32,5 35,1 36,8 41,0 38,5 117,7 64,3
3. Internal tourism consumption / Потребление в пределах страны (= 1 + 2 + government individual spending / государственные затраты на индивидуальные (нерыночные) услуги) 37,7 83,3 485 869 62,4 87,1 61,4 762 69,7 75,3 80,7 88,3 829 231,1 126,8
4. Purchases by tourism providers, including imported goods (supply chain) Расходы предприятий, которые оказывают туристические услуги, включая импорт товаров -5,3 -55,7 -32,6 -58,2 -42,5 -59,1 -41,2 -51,1 -47,7 -51,5 -56,1 -61,4 -57,7 -163,1 -89,6
5. Direct contribution of Travel & Tourism to GDP / Прямой вклад туристической отрасли в ВВП (= 3 + 4) 12,4 27,6 15,9 28,7 19,9 28,0 20,2 25,1 22,0 23,8 24,6 26,9 25,2 68,0 37,2
Other final impacts (indirect & induced) / Другие конечные расходы (косвенные и продуцируемые)
6. Domestic supply chain/Национальные посредники 20,2 45,0 25,9 46,7 32,4 45,5 32,9 40,8 35,8 38,7 40,0 43,8 41,1 110,7 60,5
7. Capital investment / Капитальные инвестиции 2,7 6,1 4,6 8,2 7,1 9,9 5,1 6,3 4,9 5,3 5,5 5,5 5,2 10,6 5,8
8. Government collective spending Государственные закупки 4,4 9,7 5,6 10,1 7,4 10,3 8,0 10,0 9,6 10,4 10,7 12,1 11,4 35,8 19,6
9. Imported goods from indirect spending Импорт товаров (косвенное потребление) -1,4 -3,1 -2,1 -3,8 -2,9 -4,1 -2,6 -3,2 -3,2 -3,4 -4,2 -4,6 -4,3 -14,2 -7,7
10. Induced / Продуцируемое влияние 8,5 18,8 10,9 19,7 13,6 19,0 14,2 17,6 14,9 16,1 15,5 17 16,0 42,9 23,5
11. Total contribution of Travel & Tourism to GDP / Общий вклад туристической отрасли в ВВП (= 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10) 46,8 104,0 60,8 109,6 77,4 108,7 77,8 966 84,1 90,9 92,1 100,7 94,5 2539 138,8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16
Employment impacts (000) / Занятость в сфере туризма (000)
12. Direct contribution of Travel & Tourism to employment / Занятые в туристической отрасли 41L9 4025 385,1 387,8 354,6 3513 350,0 308,6
13. Total contribution of Travel & Tourism to employment / Занятые в туристической экономике 1582,6 1565,9 1521,7 1523,2 1380,5 1338,2 1332,4 1156,4
Other indicators /Другие показатели
14. Expenditure on outbound travel / Импорт туристических услуг (расходы выездного туризма) 13,4 29,9 17,1 30,9 20,7 29,0 25,0 31,0 27,6 29,8 33,1 37,6 35,2 104,7 57,2
* н - в номинальных ценах, р - в реальных ценах 2011 г. ** - прогнозные данные
Доходы и затраты от туристической деятельности, млрд. грн.
50
2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012
♦ Доходы от въездного туризма (экспорт туристичесга к у с лу г) ЧИН Дох оды от внутреннего туризма
—т>—Расходы от выездного туризма (импорт туристических услуг)
Рис. 1. Основные показатели туристической отрасли Украины
Положительным для Украины является то, что (по данным WTTC) импорт туристических услуг в общем объеме операций остается наименьшей величиной, однако доходы от въездного туризма превышают поступления от внутреннего, что свидетельствует о недостаточной популярности внутренних рекреационных территорий у резидентов страны.
Оцениваемые объемы экспорта, которые рассчитываются согласно методологии двух организаций, также несколько отличаются (табл. 3): как правило, значения WTTC немного выше. Усложняет сравнение то, что периодически данные обновляются обеими сторонами с поступлением новой, уточняющей, информации [3, 4].
Таблица 3. Доходы от въездного туризма, 2011, млрд. дол. США
Ранг Visitor Exports WTTC Соответствие рангов Ранг 1ТЯ UNWTO
1 США 155,06 -1 Л США 116,3
2 Испания 65,693 -1 ► 2 Испания 59,9
3 Франция 55,499 -1 ►3 Франция 53,8
4 Китай 50,853 -1 ► 4 Китай 48,5
5 Германия 48,439 '5 Италия 43
6 Италия 42,515 6 Германия 38,8
7 СК* 39,708 ►7 СК* 35,9
8 Таиланд 31,191 г8 Австралия 31,4
9 ОАЕ 30,091 ►9 Макао 27,8
10 Макао 28,891 10 Гонконг 27,7
11 Турция 27,62 >■11 Таиланд 26,256
12 Гонконг 26,852 12 Турция 23,02
13 Австрия 22,638 ^^^^/ —--У--1 ► 13 Австрия 19,86
14 Швейцария 20,679 г 14 Малайзия 18,259
15 Нидерланды 20,33 f 15 Сингапур 17,99
16 Австралия 19,532 16 Швейцария 17,553
17 Малайзия 19,062 г 17 Индия 17,518
18 Сингапур 17,898 -----^ -^^ - а -18 Канада 16,936
19 Греция 17,721 ► 19 Греция 14,623
20 Индия 17,165 20 Нидерланды 14,445
* Соединенное Королевство Великой Британии и Северной Ирландии
Такая разница в значениях объясняется отличиями в методологии расчета и источниках поступления данных, однако для конечных потребителей способ отбора и обработки информации не является настолько важным, как конечный результат. А место страны среди других стран мира - это прежде всего ее имидж, привлекательность для инвесторов и залог привлечения дополнительного количества туристов. Сегодня среди украинских ученых более цитируемыми являются отчеты ЮНВТО, однако малые туристические компании не заказывают публикаций данной организа-
ции из-за высокой цены. Совет по путешествиям и туризму ^ТТС), напротив, представляет больше статистических данных в открытом доступе, но они сводятся к стоимостному измерению - посмотреть именно количественные характеристики международных туристических потоков нельзя.
Как видно из таблицы 3, отличия начинаются уже с 5-й позиции ранга -WTTC по сумме доходов от экспорта туристических услуг ставит Германию на 5-е место, а Италию на 6-е, в то время как ЮНВТО - наоборот. Также последняя учитывает доходы лишь эмира-
та Дубай, и поэтому экспорт туристических услуг для ОАЭ в 2011 г. подавался в размере 9,204 млрд. дол. США, и страна не вошла в число 20-ти лидеров в 2011 г., тогда как по показателям, которые рассчитываются специалистами WTTC, ОАЭ занимают 9-е место. Вообще чем ниже ранг, тем больше возникает расхождений. Например, Канада не входит в двадцатку лидеров, согласно WTTC, однако в отчетах ЮНВТО она занимает 18-е место. Таким образом, перед экспертами и инвесторами появляется дилемма - какими данными пользоваться при составлении собственных бизнес-планов и отчетов и, с другой стороны, каким данным больше доверяют потребители и популярность какой организации в той или иной стране выше.
Недостатком аналитических отчетов WTTC отдельно по странам является то, что итоговые показатели даны в национальных валютах и сравнение стран по многим позициям невозможно без дополнительных расчетов. Также необходимо провести несколько несложных операций, для того чтобы получить полную оценку категорий и типов туризма (в стоимостном измерении). Например, в общей базе, доступной на сайте организации, приведены
Следует отметить: такие данные не представляются ЮНВТО в свобод-
данные по расходам резидентов в пределах страны (внутренний туризм / domestic spending) и доходы от иностранных туристов (экспорт туристических услуг / visitor exports), которые можно просмотреть в национальных валютах и долларовом эквиваленте, однако не представлены расходы на приобретение туров резидентами страны, выехавшими за границу, - такие данные можно посмотреть лишь в отчетах по каждой отдельной стране, и выражены они только в местной валюте (следует также иметь в виду, что размерность для разных стран отличается).
В 2011 г. затраты выездного туризма (expenditure on outbound travel) составили в Украине 33,1 млрд. грн., или приблизительно 4,155 млрд. дол. США в эквиваленте (доля туристической отрасли Украины в ВВП составила 24,584 млрд. грн., или 3,086 млрд. дол. в 2011 г., отсюда коэффициент перерасчёта 3,086 / 24,584 = 0,1255, 0,1255 * 33,1 = 4,155 млрд. дол. США). Коэффициентами являются среднегодовые курсы валют, для каждого года и для каждой страны они рассчитываются отдельно.
В таблице 4 приведены расчетные показатели расходов выездного туризма (импорт туристических услуг) [3, 4].
ном доступе, потому широкой общественности известны лишь первые десять
Таблица 4. Расходы выездного туризма в 2011 г., млрд. дол. США
Ранг Expenditure on outbound travel WTTC Соответствие рангов Ранг International Tourism Expenditure UNWTO
1 США 111,0000 .1 Германия 84,3
2 Германия 97,9943 2 США 79,1
3 СК 62,3713 Китай 72,6
4 Китай 48,3384 4 СК 50,6
5 Франция 47,1884 -* -1 ■5 Франция 41,7
6 Канада 39,4239 6 Канада 33,0
7 Япония 38,9806 — -t 7 Россия 32,5
8 Россия 34,9812 ■8 Италия 28,7
9 Италия 34,7990 9 Япония 27,2
10 Австралия 31,0427 -* ■10 Австралия 26,9
стран. Как и в предыдущем случае, ранги, которые рассчитываются двумя независимыми организациями, имеют определенные отличия.
Интересно, что несоответствия заметны уже в первых позициях, поэтому вопрос методологии расчета объемов импорта является важным. ЮНВТО на 1-е место по расходам от выездного туризма ставит Германию, а на 2-е -США, тогда как Совет по путешествиям и туризму - наоборот, к тому же последний «увеличивает» их почти на 32 млрд. дол. (импорт туристических услуг составил в США в 2011 г. 111 млрд. дол. в сравнении с 79,1 согласно ЮНВТО), а это даже больше, чем суммарные расходы Австралии, которая занимает 10-е место в списке. Подобная ситуация и с Соединенным Королевством и Китаем, Японией, Россией и Италией. В действительности вопрос ранжирования и определения лидеров не стоял бы настолько остро, если бы не попытка ведущих принимающих стран привести стратегию захвата самых прибыльных рынков в соответствие с долгосрочными тенденциями в сфере международного туризма. А представленные в перечне страны не только находятся в разных регионах мира, но и имеют различные потребительские предпочтения, практику ведения бизнеса и даже социальные традиции. Если перед страной встанет необходимость срочного выбора не нескольких, а одно-го-двух наиболее перспективных рын-
ков, неточная информация о прогнозируемых объемах сбыта может привести к будущим потерям.
По объемам импорта туристических услуг Украина находится на 43-м месте из 181 государства, а экспорта -на 48-м (согласно \УТТС, 2011 г.), хотя по количеству въездных туристов входит в первую двадцатку стран мира (по данным ЮНВТО, 14-е место в 2011 г.). РФ занимает 22-е место по стоимости экспорта туристических услуг, импорта - 8-е, и находится на 12-м месте по количеству въездных туров. Впрочем, принципы расчета последней позиции также подлежат корректировке [1,2].
Следовательно, первостепенной задачей администраций, отвечающих за планирование развития туристической отрасли страны, должно стать принятие единой методологии оценки объёма туристических потоков в стоимостном и количественном выражении на основе той или иной мировой модели с учётом их преимуществ и недостатков, обусловленных особенностями сбора и обработки информации, в процессе построения национальной стратегии. Даже в случае несоответствия применяемых в процессе анализа международного рынка методик тем, которые используются внутри страны, данный подход не только способствовал бы согласованности экспертных рекомендаций, но и позволил бы обращаться к внешне противоречивым источникам данных.