А. Н. Елизаров
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ1
В статье показана роль делового туризма в развитии туристической отрасли и международной торговли, проведен анализ входных и выходных потоков делового туризма в РФ. Представлена сегментация потоков деловых туристов по странам прибытия и по странам поездок. Обоснованы приоритетные сегменты и направления развития делового туризма.
Ключевые слова и словосочетания: туристическая отрасль, деловой туризм, деловые туристы, сегментация потоков, устойчивое развитие.
За последние два года в наиболее авторитетных публикациях по маркетингу Ф. Котлера «Маркетинг 3.0» и монографии под редакцией Дж. Курди «Как маркетинг стимулирует бизнес и формирует общество», вышедшей в честь 100-летия Королевского института маркетинга Великобритании, были сформулированы принципы новой парадигмы - отражение в маркетинге концепции устойчивого развития. Устойчивый маркетинг воспринимается уже не просто как экологический маркетинг, или «зеленый маркетинг», а как комбинация финансовой устойчивости бизнеса, а также ответственности бизнеса за поддержку экологических, экономических и социальных программ развития компании, отрасли, региона и страны в целом.
Решение общественно значимых задач средствами маркетинга может не только способствовать развитию конкретного сегмента рынка, но и служить стимулом устойчивого развития целой отрасли.
Деловой туризм и устойчивое развитие
Деловой туризм является сектором туристической отрасли, который направлен на удовлетворение не только личных, но и корпоративных и общественных потребностей. Значение туризма для развития экономики, культуры и социальной сферы трудно переоценить. С ним прямо или косвенно связано около 30 отраслей, на его долю приходится 8% мирового экспорта, более 31% мирового рынка услуг, 100 млн рабочих мест (каждое из десяти рабочих мест в мире). Доходы от туристической деятельности превышают 1 трлн долларов в год.
Следует отметить, что выйдя с 1998 г. на первое место в мировом экспорте услуг, туризм прочно удерживает его2. Мировой объем туристического
1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.0023.
2 См.: Россия станет одной из стран-лидеров туризма // Портал «Вояж». - URL: http://www.travelnn.ru
рынка в 2011 г. достиг 40 трлн долларов (2,5% мирового ВНП)1. Даже на фоне медленного восстановления экономики и многочисленных финансово-бюджетных проблем тенденции последних месяцев убеждают в том, что международный туризм продолжил, хотя и замедленными темпами, свой рост в 2012 г., создавая необходимые для многих стран мира экспортные возможности и рабочие места.
Исследование, проведенное экономистами Оксфордского университета по заказу Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council - WTTC), показало, что рост деловых поездок с 2000 г. способствовал созданию более 40 млн рабочих мест, что составляет 20% прироста глобальной занятости. Деловые поездки улучшают корпоративную производительность, получая отдачу от инвестиций 10:1. Деловой туризм является неотъемлемой частью международной торговли. По оценкам, одна треть мировой торговли за последние десятилетия была обусловлена международными деловыми поездками.
Стратегия развития предприятий с учетом концепции человеческого капитала требует нового подхода к использованию имеющихся ресурсов, в первую очередь человеческих, которые являются источником повышения производительности и конкурентоспособности, а потому должны постоянно обновляться и совершенствоваться. Развитие инновационной экономики требует разработки новой концепции подготовки кадров, в основу которой положен принцип отношения к профессиональному обучению кадров на производстве не как к расходам, а как к долгосрочным инвестициям в человеческий капитал, необходимым для развития предприятия. В рамках данной концепции следует уделить внимание развитию такого образовательного направления, как деловой туризм.
Деловой туризм является одним из наиболее экономически эффективных видов туризма в мире. Он стимулирует развитие других сегментов отрасли. Бизнес-туристы - эффективные клиенты для гостиниц и турфирм. 55-60% гостиничных номеров во всем мире бронируют бизнесмены и менеджеры фирм.
В 2009 г. исследовательская компания Oxford Economics впервые установила взаимосвязь между деловым туризмом и ростом бизнеса: каждый доллар США, вложенный в деловые путешествия, создает дополнительную стоимость в сумме 3,8 доллара (таким образом проявляется туристический мультипликатор делового туризма). Почти 40% компаний подтвердили, что сокращение деловых путешествий негативно повлияло на результаты их деятельности: на 11% сократились объемы продаж, на 12% снизилась эффективность внутрифирменных коммуникаций, на 10% - количество внутренних эффективных бизнес-инициатив, 8% составляли потери лояльности клиентов. Вышеприведенные исследования свидетельствуют о перспективности развития рынка делового туризма как необходимой составляющей успеха бизнеса2. В
1 Надим Зуауи. Генсек UNWTO ждет пятипроцентного роста мировой туриндустрии в 2012 году. - URL: http://travel.ria.ru/branch/20110928/224654434.html
2 См.: Tourism Statistics in the European Statistical System / Eurostat. - URL: http://epp.eurostat.ec. europa.eu/statistics_explained/index.php/Tourism_statistics
табл. 1 показана корреляция делового туризма и международной торговли по выборке стран с развитой и развивающейся экономикой.
Т а б л и ц а 1
Торговля и деловой туризм по странам*
Страна Въездной туризм к импорту Выездной туризм к экспорту
Корреляция Причинность (% уверенности) Корреляция Причинность (% уверенности)
Туризм Торговля Туризм Торговля
приводит приводит приводит приводит
к тор- к туриз- к тор- к туриз-
говле му говле му
США 0,87 95 26 0,65 82 86
Канада 0,92 100 99 0,85 98 87
Великобритания 0,54 65 85 0,61 95 80
Франция 0,49 57 85 0,63 61 92
Германия 0,97 90 81 0,69 60 98
Италия 0,52 99 100 0,17 58 99
Испания 0,20 75 99 0,74 91 80
Япония 0,91 97 53 0,40 74 92
Китай 0,32 92 95 0,67 90 99
Россия 0,83 50 90 0,52 100 95
Бразилия 0,57 100 100 0,98 88 87
Индия 0,72 84 66 0,46 99 58
ОАЭ 0,42 83 49 0,82 95 64
Сингапур 0,70 96 94 0,74 83 53
Гонконг 0,67 95 100 0,43 86 78
* Источник: Business Travel: A Catalyst for Economic Performance. - URL: http://www.wttc.org/site_media/ uploads/downloads/WTTC_Business_Travel_2011 -_Executive_Summary.pdf
В 2010 г. приблизительно 15% международных туристов путешествовали по вопросам бизнеса и с профессиональными целями. В мире ежегодно происходит около 100 млн бизнес-поездок. Руководители компаний широко используют разные виды обучения, поощрения и стимулирования своих сотрудников или партнеров.
Факторы привлекательности страны для делового туризма
По количеству бизнес-посещений мировым лидером является Европа. Анализ статистических данных показывает, что в Европе к странам-лидерам делового туризма относятся Германия, Испания, Франция и Италия, в Азии -Таиланд, Турция, Сингапур, Индонезия и Китай, а также США и Канада. Среди стран Европы активно принимают бизнес-туристов также Великобритания, Нидерланды, Швеция, Швейцария и Бельгия. Каждое десятое прибытие в Бельгию и Францию осуществляется с деловой целью, в Великобританию -каждое третье.
Привлекательность стран для делового туризма может определяться несколькими факторами. Во-первых, инфраструктурой бизнеса, т. е. наличием в
данной стране или регионе промышленных выставочных центров, ярмарочных комплексов и т. п. В Германию, например, ежемесячно приезжают тысячи деловых людей: производители и продавцы текстиля, коврового покрытия, строительных материалов, мебели, косметики, кондитерских изделий, оборудования для больниц и т. п. Они посещают специализированные мероприятия в Кельне, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене, Штутгарте, Дрездене и других городах Германии, знакомятся с мировыми достижениями в этих отраслях, приобретают новинки, устанавливают деловые связи1.
Вторым фактором могут быть климатические условия, обеспечивающие продолжительный туристический сезон и комфортные условия даже в межсезонье. Например, туристический сезон в Испании начинается в мае, а заканчивается октябрем, а деловые поездки проходят в основном с октября по апрель. Во французских городах Париже, Лионе, Каннах, Тулузе, в итальянских Милане, Вероне, Неаполе происходят специализированные выставки и конгрессы по строительству и медицинскому оборудованию, разнообразные конференции и форумы по электронике, а также крупнейшие мировые выставки модной и брендовой одежды, текстиля, эксклюзивных товаров, продуктов питания. Ежегодно здесь проходит более 200 бизнес-мероприятий, функционирует 22 конгресс-центра, оборудованных для самых разнообразных деловых встреч.
При всей популярности среди деловых туристов таких традиционных центров туризма, как Великобритания, Франция и Италия, формируются и новые дестинации делового туризма. Примерно 65 тыс. путешественников приезжает на архипелаг Мальты для участия в корпоративных встречах, семинарах и конференциях. По данным Мальтийской ассоциации туризма (МАТ), количество заграничных участников корпоративных встреч превышает число делегатов проведенных на Мальте конгрессов и конференций. Эта средиземноморская страна полностью отвечает европейским стандартам индустрии гостеприимства с характерным для нее высоким уровнем сервиса, поэтому пользуется популярностью у бизнесменов Германии, Великобритании, Франции, Италии2.
Инсентив-туры
Наибольшую долю в бизнес-туризме составляют деловые поездки (рис. 1), но не менее важный сегмент - инсентив-туры (от англ. incentive) -официальное поощрение в награду за что-либо (успехи в работе, продвижение товара и т. п.), мероприятие мотивационного характера. Инсентив-туры - один из самых эффективных способов выразить благодарность компании своим клиентам, служащим, дистрибьюторам, дилерам за отличную работу, поощрить и простимулировать своих лучших сотрудников, прекрасная возможность сплотить и мотивировать рабочий коллектив и укрепить его командный дух.
1 См.: Tourism Statistics in the European Statistical System / Eurostat. - URL: http://epp.eurostat.ec. europa.eu/statistics_explained/index.php/Tourism_statistics
2 См.: Официальный сайт Мальтийской ассоциации по туризму. - URL: http://www.mta.com.mt
В настоящее время в Великобритании на инсентив-туры приходится 40% общих расходов предприятий на стимулирование работников, а во Франции и Германии - почти 50%. Длительность таких поездок составляет 3-7 дней, средняя стоимость по европейским меркам - 1000 долларов1.
Рис. 1. Структура сектора делового туризма
По данным европейской ассоциации по инсентив-туризму SITE, среди основных стран-поставщиков продолжительное время лидируют США (около 60%), Великобритания (20%), Германия (11%). О популярности инсентив-туров в США говорит опережающий рост расходов американских компаний на поощрительный туризм по сравнению с расходами на материальное стимулирование труда работников.
Деловой туризм в России
Концепция инновационного развития мировой экономики на основе глобализации, интеграции и кооперации создает благоприятные предпосылки для участия России в международном туристическом движении, развития новых туристических направлений, внутреннего туристического рынка, что в итоге будет стимулировать рост макроэкономических показателей развития страны. Соответствующее увеличение количества туристов позволит существенно увеличить процент поступлений от экспорта в государственный бюджет нашей страны. Так, например, в бюджетах Испании и Австрии доходы от туризма в общей сумме поступлений от экспорта составляют 60 и 40% соответственно2.
Как свидетельствуют результаты исследования Euromonitor International для международной туристической выставки World Travel Market в Лондоне3, сегодня Россия занимает шестое место в мире в сфере MICE (Meetings -
1 Самойленко С. А. География туризма : учебное пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - С. 60.
2 Ткаченко Т., Мельниченко С. Тенденции развития мирового туризма // Вестник КНТЭУ. -2004. - № 6. - С. 80.
3 Официальный сайт Euromonitor International (независимая компания, специализирующаяся в области международных стратегических исследований потребительских рынков). - URL: http://www.euromonitor.com
Incentive - Conferences - Events). В 2011 г. около 2 млн гостей из-за рубежа посетили различные деловые мероприятия, которые проводились в России. Мировым лидером является Китай, принявший в 2011 г. около 7,9 млн гостей. На втором месте Франция (около 5 млн), на третьем - Италия (около 3,5 млн). В топ-10 стран деловой сферы туризма вошли также Германия, Испания, Турция, Малайзия, Гонконг и Великобритания. В то же время США продолжают оставаться мировым лидером по объему расходов туристов сегмента MICE.
Сегментация деловых туристов
В 2011 г. количество приехавших в Россию туристов составляло 9,2 млн человек, из них 40,82% - с деловыми целями. Анализ доли деловых туристов в общем количестве иностранных туристов, которые посещают Россию, показал, что эта доля значительно отличается в разных странах (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Сегментация потоков деловых туристов по странам прибытия*
Сегменты Численность сегмента до 500 тыс. человек Численность сегмента более 500 тыс. человек
Доля деловых туристов более 50% 1. Нет стран 2. Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония
Доля деловых туристов 30-50% 3. Турция, Великобритания, Франция, Нидерланды, Япония, Австрия, Швеция 4. Китай
Доля деловых туристов менее 30% 5. США, Монголия, Италия, Испания, Израиль, Корея, Индия 6. Германия
* Источник: Российский рынок туристических услуг: розничные продажи 2011. - М. : РБК, 2012.
Как видно из табл. 2, большинство стран, которые принимают участие в туристическом обмене с РФ, разделены на 6 групп. Наиболее развитым является туристический обмен со странами второй группы. Группа стран третьей группы также очень важна для развития делового туризма в РФ. Из этих стран прибывает меньшее число туристов, но почти половина из них прибывает с деловыми целями.
Доля деловых туристов из стран пятой и шестой групп меньше 30%. С одной стороны, это может быть следствием слабых деловых и партнерских отношений между странами или недостаточной привлекательности России с точки зрения туризма, с другой - большей привлекательности страны, например, для развлекательно-рекреационного туризма, чем для деловой активности. Таким образом, необходимо уделять больше внимания позиционированию России как центра делового туризма в этих странах. Особенно эффективной эта деятельность может оказаться в Германии, поскольку она является одним из лидеров делового туризма.
В 2011 г. из РФ с туристическими целями выехало 29,3 млн человек, из них 4,1% - с деловыми целями. Анализ доли деловых туристов в общем количестве выехавших из России туристов по странам показал, что она также значительно отличается в разных странах (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Сегментация потоков деловых туристов из России по странам поездок*
Сегменты Численность сегмента до 500 тыс. человек Численность сегмента более 500 тыс. человек
Доля деловых туристов более 5% 1. Франция, Латвия, Великобритания, Австрия 2. Китай, Германия, Литва
Доля деловых туристов 1-5% 3. Чехия, ОАЭ, Кипр, Израиль 4. Финляндия, Турция, Эстония, Испания, Италия, Польша
Доля деловых туристов менее 1% 5. Болгария 6. Египет, Таиланд, Греция
* Источник: Российский рынок туристических услуг: розничные продажи 2011. - М. : РБК, 2012.
Данные табл. 3 свидетельствуют о значительном разрыве входных и выходных потоков делового туризма в РФ. Наибольшим спросом у российских бизнес-туристов пользуются Китай, Германия и Литва, затем Великобритания, Франция, Латвия и Австрия. Менее всего с деловыми целями, как свидетельствует официальная статистика, отечественные туристы посещают Болгарию, Грецию, Таиланд, Египет.
Стоит отметить, что все страны прибытия, кроме Латвии, соответствуют сегментационному квадрату по величине общего выездного потока более 500 тыс. человек. Несмотря на незначительный интерес турецких гостей к РФ, отечественные туристы формируют в Турцию большой поток. В то же время значительный интерес российских туристов к таким странам, как Испания, Италия, Греция, Египет, Таиланд, не отражается во встречном потоке. Более того, для туристов из стран шестой группы выездного потока поездки в Россию вообще не представляют интереса. Это вызвано тем, что в эти страны российские туристы предпочитают ездить на отдых, в то время как РФ не позиционируется своим рекреационным уровнем для туристов из этих стран в качестве направления отдыха.
Анализ сегмента туристического потока до 500 тыс. человек показывает, что двустороннюю направленность он имеет только по таким странам, как Великобритания, Франция и Израиль. В отношении таких стран, как Турция, Италия, Испания и Латвия, имеет место значительное несоответствие объемов потоков по величине. В то же время по некоторым странам при наличии входных потоков практически полностью отсутствуют выходные потоки и наоборот (например, Чехия, ОАЭ, Кипр, Болгария только в выходных).
Сравнительный анализ дает основания прийти к выводу, что деловая активность российских бизнесменов в десять раз ниже, чем у зарубежных бизнес-туристов (рис. 2). Наиболее двусторонне наполненными деловыми туристами потоками для России являются Китай, Германия и Литва.
В качестве одной из особенностей можно отметить полную зависимость объемов делового туризма от тенденций туристической отрасли России в целом как в сегменте въездного, так и выездного туризма. Поэтому для развития делового туризма необходимо стимулировать развитие всей туристической отрасли в целом. В свою очередь, первоочередное развитие делового туризма приведет к росту величины общих туристических потоков.
За период с 2000 по 2010 г. значительно возросла численность отечественных бизнес-туристов, в то время как уровень привлекательности России для зарубежных деловых туристов практически не изменился, а в послекри-зисный 2009 г. даже упал до уровня 2000 г. Позитивным моментом является наметившаяся после 2009 г. тенденция роста общих и деловых потоков в обоих направлениях.
70000 65000 60000 55000 50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000
--Деловой
выезд
-1-1-1-1-1-1-1-г~
2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 2. Динамика въездных и выездных туристических потоков и потоков делового туризма, тыс. поездок
По мнению экспертов, объем деловых поездок в мире увеличится в 3 раза к 2020 г. - до 1,6 млрд долларов. Прибыль в этой сфере, как ожидается, увеличится в 5 раз - до 2 млрд долларов1. Долю России в указанных выше цифрах трудно предсказать. Тем не менее эксперты дают довольно оптимистичные оценки шансов России с учетом ее экономического роста и увеличения инвестиционных рейтингов.
Так, по оценке ЮНВТО, к 2020 г. Россия войдет в десятку стран-лидеров по приему туристов. Ее доля на рынке туристических услуг составит 3% (47,1 млн человек). На первом месте окажется Китай (8,7%), на втором -США (6,5%), а на третьем - Франция (5,9%). Однако именно в России туризм будет развиваться наиболее быстрыми темпами. К 2020 г. количество въезжающих в нашу страну будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов составит 6,7%. Больше всего туристов будет принимать Москва - как минимум 9 млн человек. Как выявлено в ходе исследования, в последние годы туристическая инфраструктура Москвы
1 Официальный сайт Euromonitor International (независимая компания, специализирующаяся в области международных стратегических исследований потребительских рынков). - URL: http://www.euromonitor.com
развивается достаточно динамично1. Также по другим источникам прогнозируется, что к 2020 г. 57% туристов будут приезжать в Россию именно с деловыми целями. К 2020 г. объемы доходов от делового туризма в России возрастут в пять раз и составят 3 млрд долларов2.
Воздействие мероприятий делового туризма
Экономическое воздействие таких масштабных мероприятий, как выставки, ярмарки и другие мероприятия делового туризма, можно оценить как в краткосрочной, так и в долгосрочно перспективе. Краткосрочное влияние можно поделить на три категории: прямое экономическое воздействие (продажа товаров и услуг организаторам при подготовке и проведении события), косвенное воздействие (продажа товаров и услуг участникам события) и сопряженное воздействие (эффекты мультипликации прямого и косвенного воздействий). Краткосрочное воздействие мероприятий делового туризма заметно в увеличении доходов, которые получает место проведения события в результате его подготовки и проведения, в создании новых рабочих мест.
Долгосрочные воздействия проводимых мероприятий делового туризма более значимы и имеют как материальное, так и нематериальное выражение. Прежде всего воздействие связано с привлечением инвестиций и повышением деловой активности в местах проведения мероприятия. Строительство специальных сооружений, переоборудование и благоустройство имеющихся зданий и территорий улучшают местную инфраструктуру и влияют в долгосрочной перспективе на развитие таких отраслей, как строительство, транспорт и логистика. Крупные мероприятия способны привлечь иностранные инвестиции и создать дополнительные возможности для развития бизнеса в месте проведения мероприятия.
Мероприятия делового туризма способны улучшить восприятие места проведения, что в свою очередь привлекает дополнительные инвестиции. Тот же «волновой эффект» наблюдается при улучшении местной инфраструктуры в месте проведения мероприятия, что также делает его более привлекательным для инвестиций. К числу других долгосрочных воздействий мероприятий делового туризма можно отнести рост известности места проведения мероприятия, обучение и повышение квалификации обслуживающего персонала, активизацию торговли.
Г. Кларк3 сформулировал базовые выгоды проведения крупных мероприятий делового туризма: соотнесение мероприятия со стратегиями развития конкретной отрасли или географического места (города или региона); частно-государственное партнерство в финансировании, организации и проведении мероприятия; имиджевые выгоды, привлекающие к событию инвестиции или другие коммерческие возможности; расширение инфраструктурных возможностей места проведения мероприятия. К вторичным выгодам он отнес возможности использования сооружений после проведения мероприятия; поло-
1 См.: Александрова Е. ООН прогнозирует стагнацию в мировом туризме // Турбизнес. - 2008. -№ 5-6.
2 Туризм в цифрах. - М. : Статистика России, 2011.
3 См.: Clark G. Local Development Benefits from Staging Global Events. - URL: http: //www. oecd.org/berlin/40514220 .pdf
жительное влияние на рынок труда через создание рабочих мест и повышение квалификации участников мероприятия; влияние на рынок коммерческой и жилой недвижимости; получение организаторами дополнительных навыков по управлению проектами.
Дж. Ланг ЛаСаль сгруппировал положительное воздействие мероприятий в 4 группы: влияние на экономические показатели места проведения мероприятия, рост городского строительства и инфраструктуры, привлекательность места проведения для туристов (бренд места), повышение устойчивости развития за счет интеграции трех основных областей развития - экономической, экологической и социально-культурной1.
К примеру, председатель Ассоциации делового туризма России В. Зеленский убежден, что развитие делового туризма в Сочи после Олимпиады достигнет такого уровня, что город-курорт станет центром делового туризма. Такой статус город обретет благодаря большому количеству зданий и сооружений гостиничного, спортивного и туристического характера, строящихся к Олимпийским играм. Развитие делового туризма в Сочи будет идти стремительно еще и благодаря тому, что значительная часть спортивных сооружений, строящихся к Олимпийским играм, после Олимпиады будет перепрофилирована. В том числе они будут превращены в выставочные залы. В этом отношении с городом-курортом может сравниться разве что Казань, в которой также строится развитая инфраструктура в преддверии Универсиады 2013 г. В итоге в Сочи будет создан отличный бизнес-продукт, который будет предлагаться по низкой стоимости. В связи с этим многие представители деловых кругов для проведения мероприятий будут выбирать Сочи вместо Москвы.
Сам факт проведения международных спортивных мероприятий в России, по нашему глубочайшему убеждению, важен для делового туризма не столько как отдельное мероприятие, сколько как общий катализатор процессов развития туриндустрии в целом. Нельзя не признать, что, готовясь к проведению этих мероприятий, РФ качественно улучшает состояние спортивной, транспортной, туристической инфраструктуры, что исключительно важно для страны даже вне определенного контекста.
Проанализировав ситуацию, предлагаем следующие мероприятия для избежания негативных последствий для городов РФ и страны в целом:
- акцент не на развитие новых объектов гостиничного рынка, а на улучшение инфраструктуры;
- совершенствование транспортного соединения в центре города;
- проекты беспрепятственного доступа к основным объектам туризма и развлечений для туристов города;
- развитие процедур онлайн-бронирования билетов для иностранных туристов с картами и детальной информацией об основных достопримечательностях;
1 Cm.: LaSalle J. L. Winning Gold for Green: The Influence of International Sporting Events on Sustainability, Regeneration and Property. June 2009.
- устранение многочисленных экскурсионных бюро и создание централизованной организации, которая будет контролировать качество и согласованность работы туристических гидов;
- контроль ценовой политики и качества услуг, предоставляемых гостиницами;
- применение жестких мероприятий в случае несоблюдения мировых гостиничных стандартов.
Предпосылкой устойчивого развития международного туризма является также понимание того, что туризм сегодня - это больше чем просто путешествие. Он стал насущной потребностью человечества, поскольку способен решать одну из глобальных проблем современности - эффективного тайм-менеджмента, открывая возможность параллельно и одновременно эффективно реализовать две функции - социального характера (оздоровительную, духовную и гуманитарную) и профессионально-деловую (заключение соглашений, проведение совещаний, решение стратегических задач компании и т. п.). Собственно, этим и объясняется рост доли делового туризма в общем объеме предоставленных туристических услуг (по данным Всемирной туристической организации, рост за последние пять лет почти вдвое). Поэтому вопросы исследования особенностей развития делового туризма как одного из самых перспективных направлений международного туризма являются актуальными и своевременными, востребованными на национальном уровне.
В заключение следует отметить, что на государственном уровне понятие делового туризма не отделено от туризма в целом. Поэтому в РФ не существует целевой программы развития этого сегмента туристической индустрии. Между тем его доля составляет свыше 15% от всего туризма и в дальнейшем будет расти, поэтому деловой туризм заслуживает специального внимания государства и отдельную строку в бюджетном финансировании национальной туристической отрасли.
Анализируя международный опыт и имеющийся туристический потенциал России, нами сделан вывод о необходимости ориентации туристической отрасли на развитие делового туризма, который способен дать стране значительный экономический эффект. Рост туристов, прибывающих с деловыми целями, содействует развитию экономических связей со странами зарубежья. Для превращения России в центр делового туризма необходимо решить множество задач, связанных, во-первых, с изменением соотношения цена/ качество в сторону уменьшения стоимостной составляющей, во-вторых, с доведением объектов приема и размещения до соответствующего технологического и информационного уровня, в третьих, с безопасностью туристов.
Список литературы
1. Польских А. Россия вошла в десятку лидеров мирового делового туризма // ИА «Росмедиа». - 2012. - 25 августа.
2. Российский рынок туристических услуг: розничные продажи 2011. -М. : РБК, 2012.
3. Ямутова Р. Россию ждет подъем индивидуального и делового туризма. - URL: http://100dorog.ru/guide/news/1374415