Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / КОМПЛЕКС ВЕДАПУЛЬС / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Садовников Е.С., Жегалова М.Н., Кутенков В.Я., Серединцева Н.В.

Исследуются возможности технологизации процессов индивидуализации и персонализации физического воспитания студентов специальной медицинской группы. Методикой, инструментом технологизации служит аппаратно-программный комплекс ВедаПульс, который используется в практике физического воспитания студентов специальной медицинской группы Волгоградского государственного университета (ВолГУ). Прибор ВедаПульс представляет собой компьютерную систему пульсовой диагностики, для изучения психофизиологического состояния человека, индивидуализации и персонализации физических нагрузок в здоровом образе жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Садовников Е.С., Жегалова М.Н., Кутенков В.Я., Серединцева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION AND PERSONALIZATION OFPHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN SPECIAL MEDICAL GROUPS

The possibilities of technologization of the process of individualization and personalization of physical education of students of a special medical group are explored. The instrument is the hardware-software complex VedaPulse, which is used in the practice of physical education of students of the special medical group of the Volgograd State University (VolSU). The VedaPulse device is a computer system for pulse diagnostics for studying the psychophysiological state of a person, individualization and personalization of physical activity in a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ»

Петербург, 2021. - С. 530-531.

8. Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизненная позиция и оценка значимости угроз / В.С. Собкин, Е.А. Калашникова // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26, № 3. - С. 54-69.

9. Современное европейское общество: трансформация идентичности: монография / под ред. канд. экон. наук Е.В. Викторовой. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2022. - 177 с.

10. McCallum Robyn. Screen Adaptations and the Politics of Childhood: Transforming Children's Literature into Film / Robyn McCallum. - London : Palgrave Macmillan, 2018. - 286 p.

11. Stiegler B. The Age of Disruption Technology and Madness in Computational Capitalism / B. Stiegler. - Cambridge : Polity Press, 2019. - 418 p.

REFERENCES

1. Bourdieu, P. (1993), Sociology of politics, Socio-Logos, Moscow.

2. Konchalinsky, K. F. (2020) "Political socialization of children as a symbolic representation of the "politics of childhood"", Political expertise, Vol. 16, No. 3, pp. 308-328.

3. Zaiko, Ya.V. and Lukanina, E.V. (2022), "Civic and patriotic education in the process of teaching history and social studies as a component of political socialization in a modern Russian school". Mag-istra Vitae, No. 1, pp. 41-48.

4. Konstantinova, M.V. and Novopashina, K.A. (2022), "The influence of the educational environment of the school on the formation of the political culture of senior schoolchildren (on the example of Krasnoyarsk)", Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Philosophy. Political science. Cultural studies, Vol. 8 (74), No. 1, pp. 149-159.

5. Mayboroda, A., Sablina, A. and Yasaveev I. (2021), "The state for youth or youth for the state: discourses of youth policy in the EU and Russia". Sociological Review, Vol. 20, No. 3, pp. 71-97.

6. Nikolaeva, A.A. and Yakovlev, D.F. (2022)m "Modern social movements as a form of interaction between the state and society". Scientific result. Sociology and Management, Vol. 8, No. 2, pp. 73-83.

7. Savchenko, I.A. (2021) "Interaction of the university with public organizations as a mechanism for the development of social activity of students", Sociologist: education and professional trajectories. materials of the All-Russian Scientific conference XV Kovalev readings, St. Petersburg, pp. 530-531.

8. Sobkin, V.S. and Kalashnikova, E.A. (2021), "On the question of intergenerational differences in the social well-being of adolescents: life position and assessment of the significance of threats", Psychological science and education, Vol. 26, No. 3, pp. 54-69.

9. Viktorova E.V. (2022), Modern European society: transformation of identity: monograph, St. Petersburg.

10. McCallum Robyn (2018), Screen Adaptations and the Politics of Childhood: Transforming Children s Literature into Film, Palgrave Macmillan, London.

11. Stiegler, B. (2019), The Age of Disruption Technology and Madness in Computational Capitalism, Polity Press, Cambridge.

Контактная информация: arin76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2023

УДК378.016:796.011.3

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

Евгений Степанович Садовников, профессор, Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Виталий Яковлевич Кутенков, старший преподаватель, Волгоградский государственный университет, Волгоград; Наталья Владимировна Серединцева, кандидат биологических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

Исследуются возможности технологизации процессов индивидуализации и персонализации физического воспитания студентов специальной медицинской группы. Методикой, инструментом

технологизации служит аппаратно-программный комплекс ВедаПульс, который используется в практике физического воспитания студентов специальной медицинской группы Волгоградского государственного университета (ВолГУ). Прибор ВедаПульс представляет собой компьютерную систему пульсовой диагностики, для изучения психофизиологического состояния человека, индивидуализации и персонализации физических нагрузок в здоровом образе жизни человека.

Ключевые слова: индивидуализация, персонализация, физическое воспитание, специальная медицинская группа, комплекс ВедаПульс, физическая нагрузка, оздоровительный эффект.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p342-347

INDIVIDUALIZATION AND PERSONALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN SPECIAL MEDICAL GROUPS

Evgeniy Stepanovich Sadovnikov, the professor, Marina Nikolaevna Zhegalova, the candidate

of pedagogical sciences, docent, department chair, Vitaly Yakovlevich Kutenkov, the senior teacher, Volgograd State University, Volgograd; Natalya Vladimirovna Seredintseva, the candidate of biological sciences, docent, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Abstract

The possibilities of technologization of the process of individualization and personalization of physical education of students of a special medical group are explored. The instrument is the hardware-software complex VedaPulse, which is used in the practice of physical education of students of the special medical group of the Volgograd State University (VolSU). The VedaPulse device is a computer system for pulse diagnostics for studying the psychophysiological state of a person, individualization and personalization of physical activity in a healthy lifestyle.

Keywords: individualization, personalization, physical education, special medical group, VedaPulse complex, physical activity, health-improving effect.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы становится все более актуальной тема индивидуализации и пер-сонализации физического воспитания в специальных медицинских группах студентов [1, 2, 3]. Это связано с тем, что у людей с ограниченными возможностями здоровья часто присутствуют специфические потребности и индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при занятиях физическими упражнениями. Ведь если не учитывать эти потребности, то можно причинить вред и дискомфорт участникам занятий, а также не получить желаемого результата, оздоровительного эффекта.

Индивидуализация физического воспитания в специальных медицинских группах предполагает учет специфических особенностей здоровья и физической подготовленности каждого участника занятий. Для этого необходимо провести индивидуальную диагностику и составить программу занятий, которая будет максимально эффективна и безопасна для участников. Персонализация физического воспитания в специальных медицинских группах подразумевает более глубокий учет индивидуальных потребностей и особенностей каждого участника. Для этого могут использоваться различные методы, такие как анализ показателей здоровья, консультации специалистов, применение индивидуальных тренировочных программ.

ЦЕЛЬ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования. Изучить возможности индивидуализации и персонализации процесса физического воспитания студентов в специальных медицинских группах.

Методика исследования: «абстрагирование (идеализация, схематизация - выделение сущностных оснований); экспериментирование со схемами (разработка их содержательности, проверка осмысленности и практичности) в процессе системного анализа исторической практики и реальных проблем физического воспитания; системный анализ оздоровительной деятельности в исторических условиях ее развития» [4].

Прибор ВедаПульс представляет собой компьютерную систему пульсовой диагностики (разработанная и изготовленная ООО Биоквант), которая применяется для изучения психофизиологического состояния человека. Регистрация биоэлектрических сигналов сердца с последующим анализом вариабельности ритма сердца осуществляется с помощью этого прибора, с последующим использованием специальной программы, запущенной на компьютере под управлением Windows. Результаты диагностики с помощью прибора пульсовой диагностики оценивают несколько параметров, включая функциональные нарушения в органах и системах организма, состояние энергетики двенадцати главных меридианов, текущую физиологическую конституцию, уровень стресса и состояние регуля-торных систем. После анализа этих параметров формируется автоматическое заключение, в котором могут содержаться рекомендации по использованию различных методов лечения с учетом индивидуальных особенностей пациента и его конституции при различных заболеваниях. Программа содержит базу данных, в которой описано более чем 250 лекарственных растений и 80 эфирных масел, большинство из которых можно приобрести в аптечных сетях, а также 200 продуктов питания. С помощью данной программы можно сформировать индивидуальные рекомендации для лечения 160 наиболее часто встречающихся заболеваний в соответствии с международной классификацией болезней МКБ-10. Подбор средств осуществляется с учетом индивидуальной реакции организма, которая определяется в процессе обследования. Процесс диагностики начинается с записи пульса продолжительностью пять минут. Для этого на запястья испытуемого крепятся прищепки-электроды, и производится запись сигнала ЭКГ. После окончания записи программа автоматически определяет показатели, которые позволяют сделать выводы о функциональном состоянии организма. Методика «ВедаПульс» объединяет современные медицинские достижения с концепциями традиционной восточной медицины, что расширяет возможности пульсовой диагностики: выявление нарушений в механизмах регуляции, оценка состояния энергетики, определение физиологической конституции, выявление риска сердечнососудистых заболеваний, на основании полученных данных разработать персональную программу оздоровительных мероприятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первая основная идея, связанная с темой индивидуализации и персонализации физического воспитания в специальных медицинских группах, заключается в том, что специалисты, работающие со студентами в специальных медицинских группах, должны учитывать индивидуальные особенности каждого пациента для того, чтобы разработать наиболее эффективные и безопасные программы физического воспитания. Это означает, что каждый пациент должен получать индивидуальный подход, основанный на его уровне физической подготовки, особенностях здоровья и многих других факторах. Для того чтобы реализовать эту идею, специалисты должны проводить детальную диагностику каждого студента, чтобы выявить все его особенности и определить возможности и ограничения для занятий физическими упражнениями. Кроме того, необходимо определить цели для каждого пациента и разработать индивидуальные программы тренировок, которые будут соответствовать конкретным потребностям каждого человека. В процессе индивидуализации физического воспитания в специальных медицинских группах специалисты должны также учитывать психологические аспекты. В то время как некоторые пациенты могут быть очень мотивированы и готовы к интенсивным занятиям, другие могут испытывать страх или тревогу, связанные с занятиями физическими упражнениями. Поэтому специалисты должны проводить психологические консультации и предоставлять пациентам поддержку и мотивацию на протяжении всего процесса физического воспитания [4].

В целом, индивидуализация физического воспитания в специальных медицинских группах - это важный аспект, который помогает студентам улучшить свое здоровье и жизненную активность. Поэтому специалисты, работающие в этой области, должны обладать

высоким уровнем знаний и навыков, чтобы разрабатывать наиболее эффективные и безопасные программы физического воспитания для каждого пациента.

Второй аспект темы заключается в том, что персонализация физического воспитания в специальных медицинских группах помогает пациентам достичь максимальных результатов в своем здоровье и жизненной активности. Персонализация означает создание программ тренировок, которые полностью соответствуют потребностям и целям каждого студента.

Для того чтобы создать персонализированные программы физического воспитания, специалисты должны использовать различные методы и технологии, такие как биометрические данные, мониторинг здоровья, оценку физической подготовки и другие. Это позволяет специалистам отслеживать прогресс каждого пациента и адаптировать его программу тренировок в зависимости от изменения его потребностей и возможностей. Персонализа-ция физического воспитания также означает использование новых и инновационных методов и технологий, таких как виртуальные тренировки, трекеры активности, приложения для мониторинга здоровья и многие другие. Эти инструменты помогают пациентам следить за своими результатами и мотивировать себя для достижения новых целей.

В целом, персонализация физического воспитания в специальных медицинских группах является важным аспектом здравоохранения, который помогает студентам достигать максимальных результатов в их здоровье и жизненной активности. При использовании современных методов и технологий специалисты могут создавать наиболее эффективные и безопасные программы тренировок, которые помогают пациентам достичь своих целей и улучшить качество своей жизни. Кроме того, процесс от индивидуализации до персона-лизации физического воспитания в специальных медицинских группах - это очень важный шаг в создании более эффективных методов лечения и профилактики заболеваний. Персо-нализация позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов, исходя из их состояния здоровья и потребностей.[5]

Однако чтобы достичь наибольшей эффективности, необходимо учитывать не только физическую подготовленность пациента, но и психологическое и социальное состояние. Кроме того, необходимо уделить внимание развитию и внедрению новых технологий, которые позволят более точно оценивать состояние пациента и его реакцию на физические упражнения. Одним из примеров таких технологий является использование аппаратно-программного комплекса в практике физического воспитания студентов специальной медицинской группы ВолГУ Эта технология персонализации базируется на пульсовой диагностике и формировании индивидуальной программы реабилитации с использованием методов натуропатии. ВедаПульс (Professional) - прибор, который успешно используется для этих целей.

С развитием компьютерной техники были созданы программы, которые могут фиксировать пульсовую волну и предоставлять врачу визуальную и цифровую информацию о ее характере в любой точке исследования. Учитывая важность пульсовой диагностики как одного из древнейших диагностических методов, разработчики целью своей работы поставили сделать этот метод доступным для врачей, преподавателей физического воспитания, консультантов здорового образа жизни и всех, кто интересуется традиционными системами медицины Востока с целью использования его в своей практической деятельности. Основой данной методики являются принципы усиления звукового сопровождения пульса и регистрации колебания стенок сосудов.

Программа компьютерной пульсовой диагностики «ВедаПульс» может определять функциональные нарушения в органах и системах организма, а также состояние энергетики двенадцати основных меридианов, текущую физиологическую конституцию пациента. Помимо этого, «ВедаПульс» может формировать индивидуальные рекомендации по применению фитотерапии, ароматерапии, диеты и БАДов при различных заболеваниях. Одновременно программа учитывает индивидуальную реакцию организма, определяемую

в ходе обследования, при подборе средств и методов для лечения и профилактике. В традиционной восточной пульсовой диагностике оценивается пульсовая волна, а в данном случае - ритм сердечных сокращений. Важно отметить, что сердце не работает идеально ровно, как метроном, так как в ритме его сокращений присутствует несколько различных волн, которые отражают влияние разных отделов нейроэндокринной системы регуляции. Эти волны могут быть обнаружены с помощью математического преобразования методом Фурье. Программа предоставляет легко читаемые графики, которые подробно описаны в инструкции пользователя и материалах сайта. Все необходимые математические расчеты выполняются автоматически программой кардиоинтервалография - раздел электрофизиологии, который изучает волновые процессы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, индивидуализация и персонализация физического воспитания в специальных медицинских группах является важной составляющей здорового образа жизни, а также эффективным методом реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья. Прибор ВедаПульс позволяет учитывать особенности каждого участника занятий физической культурой, достигать оптимальных результатов в процессе физических нагрузок. Исходя из полученных данных, создается персональная карта питания, определяется необходимая фитотерапия и предоставляются индивидуальные рекомендации по физическим нагрузкам, режиму дня и здоровому образу жизни, учитывающему индивидуальные особенности и персональную конституцию.

В целом, использование передовых технологий индивидуализации и персонализа-ции физического воспитания в специальных медицинских группах оказывает положительное влияние на качество жизни студентов, их образовательную деятельность и помогает повысить оздоровительный эффект.

В будущем, возможно, мы увидим еще большую персонализацию в физическом воспитании, основанную на генетическом исследовании, анализе данных о состоянии здоровья на молекулярном уровне и использовании искусственного интеллекта. Это откроет новые возможности для более точного и эффективного лечения, профилактики заболеваний и достижения тренировочного оздоровительного эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гердо Н.В. Отличительные особенности дифференциации и индивидуализации обучения в современных условиях / Н.В. Гердо // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 1 (73), ч. 2. - С. 42-47.

2. Лебединцев В.Б. Индивидуализация обучения в массовой школе: условия и институциональные формы / В.Б. Лебединцев // Вестник Иркутского гос. лингвистического ун-та. - 2013. - № 3. - С. 244-248.

3. Ревенко Е.М. Индивидуализация физического воспитания: проблемы и перспектива реализации / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Образование и наука. - 2012. - № 8. - С. 124-135.

4. Механизмы формирования системы мотивации молодежи к здоровому образу жизни / Е.С. Садовников, Г.Е. Середина, Н.В. Сведерек, Н.В. Серединцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 12 (214). - С. 497-504.

5. Сальников В.А. Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания / В.А. Сальников, Е.М. Ревенко, С.Е. Бебинов // Образование и наука. - 2012. - № 8. - С. 124-135.

REFERENCES

1. Gerdo, N.V. (2012), "Distinctive features of differentiation and individualization of education in modern conditions", Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University, No. 1 (73), part 2, pp. 42-47.

2. Lebedintsev, V.B. (2013), "Individualization of education in mass school: conditions and institutional forms", Bulletin of the Irkutsk State University. Linguistic University, No 3, pp. 244-248.

3. Revenko, E.M. and Salnikov, V.A. (2012), "Individualization of physical education: problems and prospects for implementation", Education and Science, No. 8, pp. 124-135.

4. Sadovnikov, E.S. and Seredina, G.E. (2022), "Mechanisms of formation of the system of motivation of youth towards a healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 12 (214), pp. 497-504.

5. Salnikov, V.A. (2012), "Personality individuality in the system of innovative physical education", Education and Science, No. 8, pp. 124-135.

Контактная информация: evgeniysadov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.05.2023

УДК 796.322.2

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СТРЕМИТЕЛЬНОМ НАПАДЕНИИ И УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОСПРИЯТИЙ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГАНДБОЛИСТОВ

Артем Игоревич Свинин, аспирант, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета, Уфа; Гюзель Миниахметовна Юла-манова, доктор педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа

Аннотация

Цель исследования - выявить корреляционные связи между результативностью тактических действий в стремительном нападении и уровнем проявления специализированных восприятий у квалифицированных гандболистов. Задачами исследования являлось: выявление часто применяемых и результативных тактических действий стремительного нападения у квалифицированных гандболистов; определение ведущих специализированных восприятий в обеспечении эффективности соревновательной деятельности у квалифицированных гандболистов; установление взаимосвязей между показателями результативности тактических действий в каждой фазе стремительного нападения и уровнем проявления ведущих специализированных восприятий квалифицированных гандболистов.

Ключевые слова: педагогическое наблюдение, тактические действия, стремительное нападение, квалифицированные гандболисты, специализированные восприятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p347-350

ANALYSIS OF RELATIONSHIPS BETWEEN THE PERFORMANCE INDICATORS

OF TACTICAL ACTIONS IN RAPID ATTACK AND THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF SPECIALIZED PERCEPTIONS OF QUALIFIED HANDBALL

PLAYERS

Artem Igorevich Svinin, the post-graduate student, Bashkir Institute of Physical Education (branch) of Ural state University, Ufa, Guzel Miniakhmetovna Yulamanova, the doctor of pedagogical sciences, docent, Bashkir State Pedagogical University M. Akmulla, Ufa

Abstract

The purpose of the study is to identify correlations between the effectiveness of tactical actions in a rapid attack and the level of manifestation of specialized perceptions among qualified handball players. The objectives of the study were: to identify frequently used and effective tactical actions of a swift attack among qualified handball players; determination of the leading specialized perceptions in ensuring the effectiveness of competitive activity among qualified handball players; establishing relationships between the performance indicators of tactical actions in each phase of a rapid attack and the level of manifestation of the leading specialized perceptions of qualified handball players.

Keywords: pedagogical observation, tactical actions, rapid attack, qualified handball players, specialized perceptions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.