Научная статья на тему 'ИНДИКАТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

ИНДИКАТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Корнейков Евгений Николаевич

В статье рассмотрены отдельные подходы к пониманию коммуникативных универсальных учебных действий. Определено, что данные действия базируются на умениях и навыках владеть выразительной и логически выстроенной речью, последовательно действовать на публике, управлять инициативой в общении. Сделана попытка выявить различия и соподчинение коммуникативных навыков, коммуникативных универсальных учебных действий, коммуникативной компетентности. Отмечена значимость коммуникативной компетентности в социализации подростков. Выделена сущность умений и навыков коммуникации - обеспечивают сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Выделены индикаторы (критерии) сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся основной школы на основе анализа коммуникации в контекстах: взаимодействия, сотрудничества, как условия интроспекции. Индикаторами обоснованы навыки: учитывать позицию собеседника (коммуникативное взаимодействие); организации и осуществления сотрудничества с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию в речи, аргументировать и обосновывать свою позицию (коммуникация-сотрудничество); ставить вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества, оценивать свой вклад в совместную деятельность (коммуникация как условие интроспекции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Корнейков Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article discusses individual approaches to understanding communicative universal educational actions. It was determined that these actions are based on the skills and abilities to own expressive and logically structured speech, consistently act in public, and manage initiative in communication. An attempt is made to identify the differences and subordination of communication skills, communicative universal educational actions, communicative competence. The importance of communicative competence in the socialization of adolescents is noted. The essence of communication skills and abilities is highlighted - they provide the formation of social skills and emotional intelligence of students. Indicators (criteria) of the formation of communicative universal educational actions of students of basic school are highlighted on the basis of the analysis of communication in the contexts: interaction, cooperation, as a condition of introspection. The indicators substantiate the skills: to take into account the position of the interlocutor (communicative interaction); the organization and implementation of cooperation with teachers and with peers, adequately convey information in speech, argue and substantiate your position (communication-cooperation); raise questions for organizing their own activities and cooperation, evaluate their contribution to joint activities (communication as a condition for introspection).

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

Индикаторы сформированности коммуникативных универсальных учебных действий

учащихся основной школы

Indicators of the formation of communicative universal educational actions of primary school

students

Иванова Валентина Николаевна

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»,

Россия, г. Брянск. e-mail: vnivanova 76@gmail. com

Ivanova Valentina

Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky

Russia, Bryansk. e-mail: vnivanova 76@gmail. com

Корнейков Евгений Николаевич

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»,

Россия, г. Брянск. e-mail: korneikoff@yandex.ru

Korneykov Evgeny

Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky

Russia, Bryansk. e-mail: korneikoff@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены отдельные подходы к пониманию коммуникативных универсальных учебных действий. Определено, что данные действия базируются на умениях и навыках владеть выразительной и логически выстроенной речью, последовательно действовать на публике, управлять инициативой в общении. Сделана попытка выявить различия и соподчинение коммуникативных навыков, коммуникативных универсальных учебных действий, коммуникативной компетентности. Отмечена значимость коммуникативной компетентности в социализации подростков. Выделена сущность умений и навыков коммуникации -обеспечивают сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Выделены индикаторы (критерии) сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся основной школы на основе анализа коммуникации в контекстах: взаимодействия, сотрудничества, как условия интроспекции. Индикаторами обоснованы навыки: учитывать позицию собеседника (коммуникативное взаимодействие); организации и осуществления сотрудничества с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию в речи, аргументировать и обосновывать свою позицию (коммуникация-сотрудничество); ставить вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества, оценивать свой вклад в совместную деятельность (коммуникация как условие интроспекции).

Annotation.

The article discusses individual approaches to understanding communicative universal educational actions. It was determined that these actions are based on the skills and abilities to own expressive and logically structured speech, consistently act in public, and manage initiative in communication. An attempt is made to identify the differences and subordination of communication skills, communicative universal educational actions, communicative competence. The importance of communicative competence in the socialization of adolescents is noted. The essence of communication skills and abilities is highlighted - they provide the formation of social skills and emotional intelligence of students. Indicators (criteria) of the formation of communicative universal educational actions of students of basic school are highlighted on the basis of the analysis of communication in the contexts: interaction, cooperation, as a condition of introspection. The indicators substantiate the skills: to take into account the position of the interlocutor (communicative interaction); the organization and implementation of cooperation with teachers and with peers, adequately convey information in speech, argue and substantiate your position (communication-cooperation); raise questions for organizing their own activities and cooperation, evaluate their contribution to joint activities (communication as a condition for introspection).

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникативные умения, коммуникативные навыки, коммуникативная компетентность, социально коммуникативная компетентность, критерии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Key words: communicative universal educational actions, communicative skills, communication skills, communicative competence, socially communicative competence, criteria for the formation of communicative universal educational actions.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся основной общеобразовательной школы обусловлено, в первую очередь, значимостью коммуникативных навыков в современной жизни. Общение людей - это условие существования любого общества, деятельности каждого человека. Благодаря общению, личность самореализуется, жизнь индивида наполняется деятельностью, эмоциями, ощущениями. В условиях информационного общества спецификой взаимодействия человека является общение посредством информационных технологий.

Учащихся общеобразовательной школы необходимо обучать приемам общения, взаимодействия. Данное требование выступает одним из ключевых к образовательной подготовке школьников в условиях информатизации образования и общества, что закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования всех уровней. Например, согласно положениям ФГОС основной школы, коммуникативные универсальные учебные действия формируются в курсе всех учебных дисциплин [1]. В частности, при изучении школьного курса информатики стандарт предусматривает не только «формирование коммуникативных компетенций обучающихся в области использования ИКТ на общем уровне пользования, включая владение ИКТ-технологиями, поиском, анализом и обменом информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ-технологий и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [2], но и «формирование внутренней позиции личности; коммуникативное овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности» [2].

Формирование навыков коммуникации у подростков в информационном обществе в исследованиях (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, Л.Ю. Овчаренко, В.Н. Пустовойтов, Т.Г. Ратинер и др.) рассматривается как средство и условие обеспечения социальной [2] и информационной (см., например [3, 4]) безопасности детей и молодежи.

Коммуникативные универсальные учебные действия в современных исследованиях понимаются неоднозначно, как неоднозначно понимается и категория «универсальные учебные действия». Анализ первоисточников свидетельствует, что в научных работах используются несколько категорий, связанных с коммуникацией: «коммуникативные умения», «коммуникативные универсальные учебные действия», «коммуникативная компетентность», «социально-коммуникативная компетентность» и др.

Универсальные учебные действия трактуются как «достижения учащихся, полученные в результате изучения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, овладение междисциплинарными понятиями, метапредметные результаты, которые отражают в себе способность обучающихся воплощать универсальные учебные действия не только на практике, на уроках, но и в обыденной жизни» [1]. А.Г. Асмолов отмечает, что универсальные учебные действия обеспечивают «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [5]. Универсальные способы учебной деятельности «обеспечивают успешность жизнедеятельности личности школьника, в том числе, в сфере познавательной деятельности» [6, с. 4].

В общем случае, под универсальными учебными действиями понимается неотъемлемый результат учебного процесса, выражающийся в умении познавать, общаться, управлять своим поведением. Данные умения

включают в себя комплекс способов действий учащихся, обеспечивают перспективы саморазвития и самореализации обучаемого в процессе не только учебной работы, но и в ходе всей жизнедеятельности.

Коммуникативные действия - ключевая составляющая универсальных учебных действий учащихся. Коммуникативные универсальные учебные действия базируются на коммуникативных умениях и навыках - это положение достаточно часто подчеркивается исследователями. Например, Е.В. Юшина под коммуникативными универсальными учебными действиями понимает «умения последовательно действовать на публике, управлять инициативой в общении, владеть выразительной и логически выстроенной речью» [7, с. 5]; О.М. Арефьева рассматривает коммуникативные универсальные учебные умения как «умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; умение в общении управлять инициативой; техникой интонирования, логикой речи, ее выразительностью и эмоциональностью; образной передачей информации; умение составлять короткий диалог» [8]; в работах З.А. Батчаевой коммуникативные умения и навыки учащихся представляются как «средство активного взаимодействия между двумя или более участниками общения для передачи информации от одного участника общения к другому, в результате чего происходят качественные изменения в познавательной, мотивационной и поведенческой сферах личности» [9].

Коммуникация - это «не только способ приема и передачи информации, но и специфическая форма взаимодействия людей, восприятия и познания друг друга» [10] (Е.Ю. Коннова), это суть умения и навыки:

- общения: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции, выражать себя (свою собственную точку зрения) посредством текста, понимать значение социальных знаков, распознавать невербальные средства общения, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций (и по возможности их смягчать), понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику, формулировать свои выражения в корректной форме; в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать свои идеи; открытая демонстрация результатов своей работы, предусматривающая соответствующий формат выступления с учетом особенностей аудитории;

- совместной деятельности: достижение цели единством действий, решение задач на основе использования преимуществ коллективной работы; обоснование подходящего по форме взаимодействия; распределение обязанностей при осуществлении совместных работ; проявление навыков "слышать" мнение других в процессе коллективной деятельности; навыки и готовность руководить выполнением работы, учитывая мнение коллектива; навыки и готовность выполнять поручения и подчиняться, выполнять свою часть работы на должном уровне; согласовывать свою деятельность с другими участниками коллектива; сопоставлять целью и результаты проделанной работы, оценивать вклад каждого участника в общую деятельность;

- интроспекции: навыки оценки себя в глазах других; навыки адекватной оценки качества и эффективности своей работы, уровня вклада в общее дело; навыки осознания своей ответственности, способность к отчету перед коллективом, группой.

Анализ приведенных коммуникативных умений и навыков показывает, что коммуникативные универсальные учебные действия предполагают умение учащегося сотрудничать со сверстниками, родителями и педагогами; умение выслушать, осознавать то, что собеседник пытается донести; умение анализировать собственную деятельность через коммуникацию. В ходе сотрудничества предполагается: планирование, распределение обязанностей действий, построение диалога, обоюдное регулирования проделанных действий, анализ результата. Тем самым, коммуникативные универсальные учебные действия несут на себе социальный смысл, их следует рассматривать в социальном контексте. Они определяют «социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать

в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [11].

В контексте социальных связей коммуникацию рассматривают многие авторы. Например, И.А. Маланов и М.В. Шустикова подчеркивают, что «Социально-коммуникативная компетентность личности является неотъемлемой способностью индивида в построении правильного, рационального, эффективного, успешного контакта с другими людьми, а также входит в понятие "человеческая культура"» [12]; В.Н. Пустовойтов анализирует социально-коммуникативную компетентность личности, которая «определяет перспективу и направленность самостоятельного познания, индивидуальные характеристики и личностные особенности» [13]; в "Стратегии модернизации содержания общего образования" данная компетентность личности характеризуется как «устойчивая направленность устремлений личности, определяет опыт личности в коммуникативной сфере» [14]; L. Stafford рассматривает социальные коммуникативные компетенции как совокупность прагматических компетенций, компетенций эмоциональной и социальной поддержки, управления конфликтами, компетенций эмоциональной интерпретации и выражения, интерактивных медиа-компетенций. Автор, анализируя их изменение в процессе жизнедеятельности человека, отмечает, что социально-коммуникативные компетенции могут развиваться в течение всех жизни человека [15, с. 551].

Коммуникативная компетентность - ключевая компетентность личности, поскольку она: «значима в жизни, становлении и развитии личности; многофункциональна - позволяет "решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни"; многомерна - включает "различные умственные процессы и интеллектуальные умения"; требует значительного интеллектуального развития; характеризуются "адекватным проявлением ... социальной жизни человека в современном обществе" (И.А. Зимняя), имеет высокую социальную и личностную значимость "для самореализации и развития, активной гражданской позиции, социальной интеграции и трудоустройства"» [16, с.45].

На основе учета сущностных особенностей взаимодействия выделяют три группы характеристик коммуникативных универсальных учебных действий: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество, коммуникация как условие интроспекции [17]:

- коммуникация как взаимодействие - предполагает в ходе коммуникации учет позиции партнера, собеседников: общение как со сверстниками, так и со взрослыми; использование навыков вербальных и невербальных средств общения; адекватное отношение к совместной работе; умение выслушать партнера;

- коммуникация как кооперация - предполагает деятельность, нацеленную на объединение, сотрудничество, взаимодействие участников для достижения цели, выполнение общего задания на основе взаимодействия и др.;

- коммуникация как условие интроспекции - осмысление себя в процессе передачи информации, анализ процесса и итогов взаимодействия, подведение итогов в процессе общения с партнером.

Выявленные характеристики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся основной школы позволяют определить индикаторы (критерии) их сформированности (см. Таблица 1).

Таблица 1. Индикаторы (критерии) сформированности коммуникативных универсальных учебных __действий учащихся основной школы

Базовые виды коммуникативных универсальных учебных действий Ключевые критерии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся основной школы

Коммуникативные взаимодействия (навыки и умения учитывать позицию собеседника) - осмысленное осознание существования нескольких точек зрения на определенный объект, процесс, факт; -уважение точки зрения собеседника;

- умение обосновать свою точку зрения, сопоставить свое мнение с чужим

Коммуникация как кооперация (организация и осуществление сотрудничества с педагогическими работниками, со сверстниками) - умение договариваться по некоторому вопросу; - умение аргументировать свою точку зрения, принять доказательную иную; - в ситуации конфликта интересов уметь сохранять благожелательное отношение; - навыки взаимоконтроля и взаимопомощи

Коммуникация как условие интроспекции (навыки самооценки в ходе и по результатам коммуникации) - анализ и оценка своих действий в ходе коммуникации; - способность сконструировать свою мысль в понятной для собеседника форме, понятно для других выражать свои мысли; - навыки самоанализа коммуникации, самоконтроля

Обобщая сказанное, отметим: формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью реализации требований государства, общества, личности к системе образования, к школе. Коммуникативные универсальные учебные действия помогают реализовать подростку себя не только в процессе учебной деятельности, но и служат основой для самореализации в процессе всей жизнедеятельности. Опыт коммуникации подросток-школьник получает в ходе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Данный опыт необходимо формировать педагогическими методами, что требует разработки современных технологий обучения коммуникации. Эффективное формирование коммуникативных навыков, коммуникативной компетентности требует, в первую очередь, разработки диагностического аппарата и методик.

Список используемой литературы:

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 21.10.2021).

2. Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Социальная безопасность молодёжи в поликультурном пространстве России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2018. № 2. С. 16-23.

3. Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Обеспечение информационной безопасности молодежи в современном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2. № 2(64). С. 117-131.

4. Borisenkov V., Gukalenko O., Pustovoitov V. The formation of metasubject skills of students in the information educational space // EEIA 2019 - International Conference "Education Environment for the Information Age". 04-05 June 2019. Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Volume LXIX, 1054 p. (30 September 2019). Pp. 190-196. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.23 (дата обращения: 15.10.2021)..

5. Асмолов А.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий / под. ред. А.Г. Асмолова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-starshey-shkole/viewer (дата обращения: 24.10.2021).

6. Коннова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению : автореф. дис. .. канд. пед. наук. Киров, 2006. 20 с.

7. Юшина Е.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мытищи, 2020. 21 с.

8. Арефьева О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников : автореф. дис. .. канд. пед. наук. Москва, 2012. 20 с.

9. Батчаева З.А.Формирование коммуникативных умений старшеклассников в процессе изучения английского языка : автореф. дис. .. канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. 24 с.

10. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие / авт.-сост. Т. Ю. Артюгина [и др.]. Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. 30 с.

11. Пустовойтов В.Н Условия эффективности педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения. Интернет-журнал «Науковедение»

выпуск № 4 (23), июль - август 2014. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/28EVN414.pdf (дата обращения: 29.10.2021).

12. Маланов И.А., Шустикова М.В. Суть социально-коммуникативной компетентности личности. Педагогическое обозрение. 2020. №6 (34). С. 124-128.

13. Пустовойтов В.Н. Интерактивные формы обучения и средства формирования познавательной и социальной коммуникативной компетенции учащихся // Современное исследование социальных проблем (электронный журнал), Modern Research of Social Problems, №7(39), 2014. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-obucheniya-kak-uslovie-i-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnoy-i-sotsialno-kommunikativnoy-kompetentnostey/viewer (дата обращения: 22.10.2021).

14. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А.А. Пинского. Москва: ООО «Мир книги», 2001. 119 с.

15. Stafford L. Social communicative competencies across the life span / In: Communication Competence, edited by Annegret F. Hannawa and Brian H. Spitzberg, Berlin, München, Boston: De Gruyter Mouton, 2015, pp. 539558. URL: https://doi.org/10.1515/9783110317459-022

16. Пустовойтов В.Н. Формирование познавательной компетентности у старшеклассников в процессе обучения (на примере изучения предметной области математика и информатика): дисс. ... докт. пед. наук. Московский педагогический государственный университет. Москва, 2015. 415 с.

17. Башкатова Ю.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с разным уровнем агрессивности // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Т. II. C. 235239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.