УДК 614.446:616.97
11. Меерсон Ф. З. Адаптация к стрессорным ситуациям и стресслимитирующие системы организма // Физиология адаптационных процессов. М.: Медицина, 1986. С. 421-422.
12. Покровский В. М., Потягайло Е. Г., Абушкевич В. Г., Похоть-ко А. Г. Сердечно-дыхательный синхронизм: выявление у человека, зависимость от свойств нервной системы и функциональных состояний организма // Успехи физиол. наук. 2003. Т. 34. № 3. С. 68-77.
13. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара: издательский дом «Бахара-М», 2004. 672 с.
14. Селье Г. На уровне целостного организма. Пер с англ. М., 1972.
15. Филимонов В. И. Физиологические основы психофизиологии. М., 2003. С. 320.
16. Черникова Е. Ю. Клиническая выраженность депрессивной симптоматики и показатели сердечно-дыхательного синхронизма пациентовприлечениидепрессийамитриптилиномипиразидолом// Кубанский научный медицинский вестник. 2006, № 9. С. 71-75.
17. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. Спб: Питер, 2006. 256 с.
18. Pokrovskii V. M. Integration of the heart rhythmogenesis levels: heart rhythm generator in the brain // J. Integrative Neuroscience. 2005. Vol. 4, № 1. P. 161-168.
R. V. GORBUNOV
THE BASIC LAWS OF CHANGE OF REGULATORY AND ADAPTIVE ABILITIES AT THE COMPLEX ESTIMATION OF SOME FUNCTIONAL CONDITIONS OF THE ORGANISM
On a background of the studied functional conditions (psychoemotional stress, painful syndrome, cyclic changes in a female organism), are revealed the unidirectional changes of parameters of cardiorespiratory synchronism, physical and mental working capacity. It is revealed expressed positive correlative communication between dynamics of width of a range of cardiorespiratory synchronism and dynamics of working capacity (in a greater degree mental, in smaller — physical).
Keywords: cardiorespiratory synchronism, working capacity, functional conditions.
М. П. КИРГУЕВА
ИНДИКАТОРЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ИПППП/ВИЧ В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ РАМКОЙ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ
Кафедра дерматовенерологии Государственного института усовершенствования врачей МО РФ
Вызывающее тревогу распространение ВИЧ-инфекции и ИПППП в РФ поддерживается высоким уровнем рискованного поведения, в частности среди молодого поколения. По сравнению со странами Запада в странах бывшего СССР наиболее высок уровень использования внутривенных наркотиков и шире распространено сексуальное поведение, связанное с риском ИПППП/ВИЧ-инфицирования. Использование презервативов находится на низком уровне даже в группах, риск заражения инфекциями среди которых наиболее высок (потребители инъекционных наркотиков, работницы коммерческого секса, гомосексуалы и др.). Более того, социологические исследования показали низкое восприятие собственной уязвимости среди данных групп населения [1, 7].
Отсутствие комплексной базы данных, включающей кроме эпидемиологического надзора регулярный мониторинг поведения россиян (в том числе социально-психологические параметры этого поведения), не позволяет оперативно и обоснованно обеспечивать аналитическую поддержку (в том числе экспертизу) актуальных проектов в области ИПППП/ВИЧ/наркома-нии - от разработки государственных, региональных программ по ИПППП/ВИЧ/наркомании до внедрения этих программ в практику [4].
Принципиальная новизна создания единой системы мониторинга и оценки в данной области заключается в нескольких аспектах [6]:
- подход к сбору и анализу данных по развитию эпидемии ИПППП/ВИЧ становится междисциплинарным, комплексным (с использованием методов, разработанных в эпидемиологии, психологии, социологии) и регулярным;
- разрабатывается оригинальная методика мониторинга и оценки эффективности профилактических программ в области ИПППП/ВИЧ (не существующая на сегодняшний день в России), позволяющая отслеживать эффективность реализации проектов как на региональном, так и на государственном уровне и строить соответствующие прогнозы.
Данные для мониторинга собираются на местном уровне посредством регистрации данных, систем отчетности и эпиднадзора, а также наблюдения в учреждениях здравоохранения при обследовании клиентов, после чего передаются на национальный уровень для обобщения [2]. Индикаторы, выбранные для мониторинга, могут отличаться в зависимости от уровня отчетности. Очень важно выбрать ограниченное число индикаторов, которые будут действительно использоваться руководителями программ и теми, кто их осуществляет. С помощью оценки становится возможным увязать краткосрочный или долгосрочный результат непосредственно с конкретным мероприятием по истечении определенного периода
времени после начала осуществления определенной программы [16].
Схема включает в себя ряд взаимозависимых этапов, которые можно отследить через ряд изменений и оценить через множество индикаторов [3, 8]:
1. Постановка целей и задач программ/проектов.
2. Определение вклада (собственного и внешних инвесторов), необходимого для реализации мероприятий в соответствии с задачами программ/проектов.
3. Исполнение проекта или сам процесс запуска и осуществление мероприятий по проекту либо по программе.
4. Результаты проекта, которые трансформируются в три уровня в зависимости от длительности проекта и эффективности воздействия проводимых мероприятий на сообщество (отсроченные результаты):
- краткосрочный результат (оценивается приблизительно в течение 1 года после реализации проекта);
- долгосрочный результат (оценивается в течение 1-3 лет после реализации проекта);
- воздействие (оценивается по истечении 5 лет после реализации проекта).
Для того чтобы проект или программа достигли своих целей, вложенные средства или вклад - материально-технические, человеческие, финансовые ресурсы, существование политики и нормативно-правовой базы, а также современные технологии, например информационные, или протоколы лечебно-диагностической помощи включаются в процесс осуществления программы или проекта. Процесс выражается в количестве обученного персонала, количестве оказанных лечебных, диагностических, консультативных, информационных услуг, а также качестве этих услуг [12]. В случае эффективного использования вложенных ресурсов и при необходимом уровне осуществления процесса достигаются краткосрочные результаты. Они отражают
изменение знаний целевой группы (молодежи в целом, представителей уязвимых групп) в отношении практики здорового поведения, охвата и доступа целевых групп к услугам профилактики. Эти промежуточные результаты будут являться предпосылкой к изменению поведения как фактора риска [5].
Если результаты оказывают влияние на те группы населения, для которых были предназначены, то такая программа или проект будет иметь и долгосрочные результаты. Это включает в себя изменение инъекционной практики, формирование здорового сексуального поведения. К этой категории результатов относят также показатели охвата комбинированным лечением больных СПИДом [9].
Эти положительные долгосрочные результаты должны привести к более долгосрочному воздействию, оказываемому программой. Воздействие выражается в эпидемиологических показателях, таких как снижение числа вновь инфицированных ИПППП/ВИЧ, уменьшение распространенности ИПППП/ВИЧ, снижение смертности от СПИДа и связанных с ним заболеваний, качество жизни людей, живущих с ИПППП/ВИЧ, снижение экономического ущерба от эпидемии на различных уровнях. При измерении воздействия бывает сложно установить, в какой мере конкретные программы или даже конкретные элементы программы повлияли на снижение количества случаев заболевания и увеличение продолжительности жизни [17, 18]. Для того чтобы установить причинно-следственную связь для конкретного вмешательства, для демонстрации воздействия, необходимо провести исследования экспериментального или полуэкспериментального характера. Однако индикаторы промежуточных или конечных результатов также могут быть использованы для определения таких связей и служить в качестве общего показателя прогресса программ в соответствии с согласованными целями и задачами [10].
Рассматривая проблему мониторинга и оценки эффективности проектов и программ в области противодействия ИПППП/ВИЧ, необходимо оценивать на каждом этапе изменения, на которые направлены основные реализуемые мероприятия. В связи с этим схема мониторинга и оценки эффективности включает в себя ряд этапов, описывающих данные изменения (рисунок) [11, 19].
ЦЕЛИ ПРОЕКТА/ПРОГРАММЫ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА/ПРОГРАММЫ ВКЛАД
ПРОЦЕСС ПРЕДПОСЫЛКА К ИЗМЕНЕНИЮ СОСТОЯНИЯ КРАТКОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И ОТНОШЕНИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЕ СНИЖЕНИЕ ЧИСЛА НОВЫХ СЛУЧАЕВ
Региональная модель мониторинга и оценки эффективности профилактических программ в области ИПППП/ВИЧ-инфекции
Избранные индикаторы мониторинга по ИПППП/ВИЧ Индикаторы процесса
1. Просвещение молодежи.
2. Распространение и продажа презервативов.
3. Программы для определенных групп (ПИН, РСК, гомосексуалы и др.).
4. Консультирование и тестирование.
5. Диагностика и профилактика инфекций, передаваемых преимущественно половым путем [13].
Индикаторы краткосрочного результата
1. Знание методов профилактики ИПППП/ВИЧ-ин-фекции.
2. Отсутствие заблуждений относительно механизмов передачи ИПППП/ВИЧ.
3. Охват профилактическими мероприятиями.
4. Добровольное обследование на ИПППП/ВИЧ.
5. Потребители инъекционных наркотиков, имеющие доступ к стерильным иглам [15].
Индикаторы долгосрочного результата
1. Возраст начала половой жизни.
2. Молодежь, ведущая половую жизнь.
3. Молодежь с множественными сексуальными партнерами.
4. Число случайных сексуальных партнеров за последний год.
5. Число сексуальных партнеров у представителей молодежи.
6. Использование презервативов при первом сексуальном контакте (опыте).
7. Использование презерватива при последнем сексуальном контакте со случайным партнером.
8. Постоянное использование презервативов со случайными партнерами.
9. Обращение к услугам работниц коммерческого секса за последний год (только для мужчин).
10. Число коммерческих партнеров за последний год (только для мужчин).
11. Использование презерватива при последнем сексуальном контакте с коммерческим партнером.
12. Постоянное использование презервативов с коммерческими партнерами.
13. Использование презерватива со случайными и коммерческими партнерами.
14. Использование презерватива при сексуальном контакте с последним клиентом (для работников коммерческого секса).
15. Постоянное использование презервативов при обслуживании клиентов за последние 12 месяцев (для работников коммерческого секса).
16. Употребление инъекционных наркотиков за последние 12 месяцев (для потребителей инъекционных наркотиков).
17. Совместное использование инъекционного оборудования при внутривенном немедицинском введении наркотиков в последний раз (для ПИН).
18. Отсутствие практики совместного использования игл, шприцев за последний месяц (для ПИН).
19. Совместное использование инъекционного оборудования при немедицинском введении наркотиков.
20. Число потребителей инъекционных наркотиков, оказывающих сексуальные услуги за плату или в обмен на наркотики.
21. Использование презерватива при последнем сексуальном контакте с коммерческим партнером или оказании сексуальных услуг за плату или в обмен на наркотики.
22. Использование презерватива при последнем сексуальном контакте со случайным партнером.
23. Использование презерватива при последнем сексуальном контакте с постоянным партнером [14].
Организация мониторинга и оценки эффективности профилактических программ в области ИПППП/ ВИЧ на уровне региона России является необходимым условием обеспечения эпидемиологической безопасности. Мониторинг существенно повышает надежность, оперативность, эффективность предпринимаемых в этой области мер, служит важным средством согласования интересов и действий различных субъектов, представленных как государственными органами, так и заинтересованными общественными организациями.
Современные методики анализа социальных и поведенческих рисков, эффективности профилактических программ в области ИПППП/ВИЧ позволяют получать вполне надежные данные о процессах, происходящих в этой сфере.
Поступила 03.04.07
ЛИТЕРАТУРА
1. Батлер У. Э. ВИЧ/СПИД и злоупотребление наркотическими средствами в России. Программы снижения вреда и российская правовая система. Лондон, 2003. С. 23.
2. ВИЧ/СПИД, туберкулез, малярия: Методологическое руководство по мониторингу и оценке. Июнь, 2004.
3. ВОЗ/ЮНЭЙДС, 2001. Глобальный эпиднадзор за ВИЧ/ сПИДом и ИППП.
4. ВОЗ/ЮНЭЙДС, 2000. Руководство по мониторингу и оценке для национальных программ по борьбе со СПИДом (UNAIDS/00. 17E, 2000).
5. Воль Джошуа О. Поведенческие исследования в группах высокого риска. Фэмили Хелс Интернешнл. США, 2003.
6. Вопросы разработки системы мониторинга и оценки действий по профилактике ВИЧ/СПИДа на региональном уровне: Метод. пособие. М., 2004. 29 с.
7. Максимова С. Г., Ноянзина О. Е., Омельченко Д. А., Султанов Л. В., Демьяненко Э. Р. Социальные риски распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа (на примере Алтайского края) // Известия АГУ. 2004. № 2.
8. Поведенческие исследования, связанные с риском ВИЧ-инфицирования / Л. В. Султанов, Э. Р. Демьяненко, С. И. Григорьев, С. Г. Максимова. Барнаул: Алтайские страницы. 2003. 256 с.
9. Руководство по регулярным исследованиям поведения в группах риска ВИЧ-инфицирования. Социологический мониторинг поведения // «Фэмили Хелс Интернешнл», 2000. Перевод на русский язык - 2002.
10. «Фэмили Хелс Интернешнл» и др. Методические рекомендации по проведению исследований в рамках поведенческого наблюдения для повторных поведенческих исследований в группах, подверженных риску ВИЧ. Арлингтон, ФХИ. 2001. 71 с.
11. ЮНИСЕФ. Социальный мониторинг «Инноченти»,
2004 год, Флоренция: Исследовательский центр ЮНИСЕФ
«Инноченти», 2004 год. Проект MONEE. ЦВЕ/СНГ/государства Балтии. Социальный мониторинг «Инноченти».
12. ЮНЭЙДС и «Фэмили Хелс Интернэшнл»: Удовлетворение потребностей национальных программ по ВИЧ/СПИ и СПИДу по сбору поведенческих данных. 1998. 60 с.
13. ЮНЭЙДС/ВОЗ: Ввод в действие второго поколения систем эпидемиологического надзора за ВИЧ: практические методические рекомендации. 2003. 27 с.
14. ЮНЭЙДС/ВОЗ, 1999. Руководство по эпидемиологическому надзору за сексуально передаваемыми болезнями.
15. ЮНЭЙДС и др., 2000 г. Национальные программы борьбы со СПИДом. Руководство по мониторингу и оценке, ЮНЭЙДС/00. 17Е. Женева, ЮНЭЙДС.
16. UNAIDS (2002). Monitoring the Declaration of Commitment on HIV/AIDS Guidelines on the construction of core indicators.
17. USAID/UNAIDS/WHO/CDC/Policy Project (2004). Coverage for Selected Services for HIV/AIDS Prevention and Care in Low and Middle Income Countries in 2003.
18. WHO/UNAIDS (2004). National AIDS Programmes: A guide to monitoring and evaluating HIV/AIDS care and support.
19. WHO-UNAIDS (2004) Guide to Monitoring and Evaluating National HIV/AIDS Prevention Programmes for Young People. Geneva. (Руководство по мониторингу и оценке национальных программ по профилактике ИПППП/СПИДа среди молодежи).
M. P. KIRGUEVA
INDICATORS OF MONITORING AND ESTIMATION OF PREVENTIVE PROGRAMS AND PROJECTS IN AREA STI/HIV INFECTION ACCORDING TO A CONCEPTUAL FRAMEWORK OF MONITORING AND AN ESTIMATION
At the present stage of carrying out of researches in the field of monitoring and estimations have been fulfilled the indicators, allowing to reveal key from the point of view of distribution STI/HIV infection aspects of behaviour at which change programs of preventive maintenance STI/HIV infection are aimed. Standardization of these parameters provides an opportunity to carry out{spend} the comparative analysis of behaviour of various categories of the population and to trace tendencies of his{its} change in time at carrying out of the following roundes of monitoring of behaviour. The knowledge of these features and tendencies facilitates decisionmaking on the most effective distribution of resources of programs of preventive maintenance.
Keywords: sexually transmitted infection/HIV infection, area of monitoring and an estimation, behavioural aspects.
И. В. МАЛАНЬИН, С. А. БАБИЧЕВ, И. С. БОНДАРЕНКО
ВЛИЯНИЕ ПАРОДОНТОПАТОГЕННОИ МИКРОФЛОРЫ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ КАРИЕСОГЕННЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ
Кубанский государственный медицинский университет
Среди наиболее сложных и трудоемких вопросов практической стоматологии проблема лечения больных с заболеваниями пародонта занимает второе место после кариозного поражения зубов. Это объясняется рядом причин, прежде всего распространенностью этих заболеваний. По последним данным научной группы ВОЗ, основанным на обследовании населения 53 стран, в мире имеет место очень высокий уровень распространения заболеваний пародонта. Уже у лиц в возрасте 15-19 лет это заболевание составляет 55-89%, в возрасте
35-44 лет - 65-98%. Распространённость болезней пародонта у лиц старших возрастных групп достигает 98% [2, 7].
Статистика показывает тенденцию к росту пора-жаемости кариесом зубов. С развитием цивилизации распространенность кариеса возрастает. В различных странах распространение кариеса неодинаковое. В развитых капиталистических странах, таких как Англия, США, кариес зубов встречается до 100%. В России в конце 80-х - начале 90-х годов распространенность кариеса колебалась от 30% до 98% [13]. По данным
УДК 616.314.17-008.1-085