Научная статья на тему 'ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА'

ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / QUALITY OF LIFE / INDICATIVE PLANNING / SYSTEM OF INDICATORS / MANAGEMENT EFFICIENCY / STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунова Т.А., Марченко Я.В.

В статье исследованы показатели оценки эффективности управления государственных (муниципальных) органов власти. Предложена модель индикативного управления муниципальными образованиями на основе системы индикаторов социально-экономического развития территорий, которая в свою очередь позволит органам местного самоуправления принимать адекватные управленческие решения, как следствие - повысить уровень жизни населения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сапунова Т.А., Марченко Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AS A KEY METHOD FOR IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION OF THE REGION

The article examines the indicators of evaluating the effectiveness of management of state (municipal) authorities. The model of indicative management of municipal formations on the basis of system of indicators of social and economic development of territories which in turn will allow local governments to make adequate administrative decisions, as a result-to raise a standard of living of the population in the region is offered.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА»

УДК 33

Сапунова Т.А., к.э.н.

доцент Марченко Я.В. студент 4 курса специальность «Экономическая безопасность» НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально -информационных технологий - ИМСИТ»

Россия, г. Краснодар ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Аннотация

В статье исследованы показатели оценки эффективности управления государственных (муниципальных) органов власти. Предложена модель индикативного управления муниципальными образованиями на основе системы индикаторов социально-экономического развития территорий, которая в свою очередь позволит органам местного самоуправления принимать адекватные управленческие решения, как следствие - повысить уровень жизни населения в регионе.

Ключевые слова

Качество жизни, индикативное планирование, система показателей, эффективность управления, государственные и муниципальные органы власти.

Sapynova T.A.

Ph.D., associate professor Academy of Marketing and Social Technologies Russia, Krasnodar

Marchenko Y.V.

4th year student in the specialty «Economic Security», Academy of Marketing and Social Technologies Russia, Krasnodar INDICATIVE MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC

DEVELOPMENT AS A KEY METHOD FOR IMPROVING THE

QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION OF THE REGION.

Annotation

The article examines the indicators of evaluating the effectiveness of management of state (municipal) authorities. The model of indicative management of municipal formations on the basis of system of indicators of social and economic development of territories which in turn will allow local governments to make adequate administrative decisions, as a result-to raise a standard of living of the population in the region is offered.

Key word

Quality of life, indicative planning, system of indicators, management efficiency, state and municipal authorities.

Международный практика в сфере оценки эффективности государственных органов управления показывает, как основным аспектом увеличения эффективности работы государственных служащих во многих государствах становится формирование объективной и единой системы индикаторов, отражающих исполнение должностных прямых обязанностей и уровень достижения поставленных целей, позволяющих сконцентрировать внимание госслужащих на главных ценностях органов власти. Для этих целей широко применяются различные показатели эффективности. Под показателем эффективности деятельности в самом широком смысле подразумевают наглядный или количественный индикатор, определяющий итог работы либо успешность движения к достижению определенной цели.

28 июня 2007 года вступил в силу указ Президента Российской Федерации Другим указом №1199 за№ 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». подписью Владимира Путина, который вступил в силу 1 января 2013 года, определен перечень показателей (их 44), используемых для определения уровня компетентности региональных властей. С их помощью осуществляется мониторинг эффективности расходования бюджетных средств, качества жизни населения, динамики социально -экономического развития региона. В частности, в число этих показателей входят:

— Прогнозная продолжительность жизни в регионе, уровень смертности;

— Объемы инвестиций в экономику региона;

— Объемы товаров и услуг, производимых малыми предприятиями и частными предпринимателя;

— Налоговые доходы;

— Уровень безработицы и доходы населения;

— Обеспеченность населения жильем;

— Уровень поддержки населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и другие.

Во исполнение президентского указа Правительство Российской Федерации 3 ноября 2012 года утвердило методику определения, эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также исчерпывающий перечень показателей и методологию из взвешивания для расчета среднего индекса по региону. Получение информации проводится Федеральной службой государственной статистики и включается в годовой проект статистических работ. На основании данных из регионов Министерство экономического развития разрабатывает проект доклада Президенту об оценке, эффективности органов власти субъектов Российской Федерации. Доклад представляется первому лицу государства 1 мая и содержит данные за предыдущий год с учетом динамики показателей за 3-летний период.

Отдельной поправкой в данное постановление определяется специфика анализа данных по Республике Крым и городу Севастополь до

2018 года. В рейтинг субъектов РФ итоги деятельности властей Севастополя и Крыма войдут только в 2018 году, поскольку Росстат определяет данные, исходя из трёхлетней ретроспективы.

Этот рейтинг считается показателем, эффективности управления органов исполнительной власти субъектов РФ и представляется информативным для Федеральных органов исполнительной власти и оценки их работы согласно управлению регионом. То, что затрагивает характеристику особенности существования жителей, в таком случае, на наш взгляд, данный список несколько меньше, однако потребуется особенного внимания непосредственно со стороны органов исполнительной власти самого региона.

Как свидетельствует мировой опыт, основа индикативного управления состоит в направленной деятельности страны, органов управления, хозяйствующих субъектов согласно исследованию возможностей общественно-финансового развития государства. Индикативное управление выступает средством осуществления общественно-финансовой политики страны и представляет собой исследование и научное обоснование целей, принципов, ценностей, соотношений и структуры общественно-финансового развития в будущем, с указанием методов достижения поставленных целей. Индикативные проекты никак не считаются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их осуществление в общенациональных интересах.

В целом индикативное управление представляет собой комплекс операций согласования финансовых интересов государственных и негосударственных субъектов управления. При этом прослеживается сочетание государственного регулирования с рыночным и нерыночным саморегулированием экономических систем с исследованием системы показателей (индикаторов) общественно-финансового развития [5].

При формировании системы индикаторов для конкретного региона необходимо учитывать следующие моменты:

1. При использовании и творческом развитии зарубежного опыта одновременно создавать собственную систему регуляторов с учетом национальных и региональных особенностей развития социально-экономической системы.

2. Социально-экономическую систему рассматривать с точки зрения главенствующей роли человеческого фактора как основного носителя социально-экономических отношений.

3. При формировании концептуальных основ индикативного управления исходить из установки, что развитие социально-экономических систем является многовариантным.

Сам процесс формирования и реализации государственного индикативного планирования невозможен без выполнения определенных процедур и действий.

Во-первых, выбор варианта модели социально -экономического развития государства, региона базируется на анализе начальной модели социально-экономической системы и прогнозировании его вероятного протекания в будущем.

Во-вторых, развитие концепции социально -экономического развития региона, учитывающей развитие стратегических целей и приоритетов формирования социально-экономической системы, установление главных ресурсов и механизмов их реализации, должен принимать во внимание федеральные, региональные и местные интересы.

В-третьих, созданный и структурированный повременному показателю правительственный индикативный план обязан представлять собой форму осуществления стратегии общественно-финансового развития государства, региона.

В-четвертых, общегосударственный индикативный проект реализуется посредством исследования и реализацию муниципальных целевых проектов общественного и финансового характера.

В-пятых, нужна результативная концепция контролирования за реализацией событий, определенных в государственном индикативном плане, в том числе - и через концепцию общественно-финансового прогноза.

Мониторинг разрабатывается с целью объяснения обобщающих характеристик на первоначальных стадиях планирования. А сами индикаторы устанавливают характеристики пределов, в границах которых концепция может работать и совершенствоваться, в том числе такие сложные компоненты, как организационные механизмы, научно-технические взаимосвязи, вещественные и экономические потоки и т.д.

В рамках индикативного проекта индикатор носит векторный, направленный характер, а его пороговые значения призваны предупреждать о приближении опасного состояния объекта управления и потребности модификации стратегии его формирования.

Основой индикативного управления выдвигается многостороннее макроэкономическое прогнозирование характеризующее ключевые тенденции формирования общественно-финансовой концепции, устанавливающее конкретные требование с целью формирования бизнеса и вырабатывающие единые условия для абсолютно всех сложных компонентов концепции.

Непосредственно в связи с данным использование индикативного способа управления главным образом различается от централизованного правительственного планирования, используемого в условиях плановой экономики. В отличие от конечного, индикативное составление плана никак не стесняет предпринимательскую инициативу муниципальных предприятий, а функционирует посредством мотивацию компаний и договорные механизмы. В связи с этим главными функциями индикативного планирования выступают информационно-ориентирующая и

мотивационная, что ещё один раз подтверждает неопровержимые

достоинства индикативного планирования по сравнению с директивным.

Индикативное проектирование реализуется в критериях рыночных взаимоотношений, позволяющих синхронного действовать предприятия и организации общегосударственной, частной и смешанной форм собственности. Помимо данного, индикативное планирование ориентировано на реализацию ряда общенациональных социально-важных проблем, таких как увеличение качества жизни населения, экономический рост, соперничество с нищетой, предоставление полной занятости рядом тенденции бюджетных ресурсов в реализацию общественных государственных планов [1].

В современных условиях главный акцент в управлении формированием территорий производится на уровне органов регионального самоуправления. Это потребует исследования научных концепций стратегического управления, использование совершенно новых решений в сфере управления общественно-финансовым развитием муниципальных образований. В связи с этим становится главным подход к управлению развитием муниципального образования на базе индикативного планирования.

Присутствующий навык по стратегическому планированию формированием муниципальных образований демонстрирует, то, что более подходящим методом решения задач, образующихся в ходе исследования и осуществлении долговременных проектов, считается применение разных способов индикативного управления.

Критическое исследование содержания и сущности индикативного планирования позволяет уточнить основные понятия применительно к муниципальному образованию с учетом таких принципиальных факторов, как:

а) усиление воздействующей роли органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие;

б) вовлечение местного сообщества в процесс реализации стратегии;

в) использование индикаторов как характеристик социально-экономических процессов.

Применение индикативного планирования в управлении муниципальными образованиями дает возможность согласовывать круг интересов деятельности абсолютно всех органов местного самоуправления, учреждений и компаний общих конфигураций имущества и населения. Подобным методом добивается реализация единого формирования территорий на базе использования концепции индикаторов, определяющих общественно-финансовые общее направление, проходящие в рамках данного муниципального образования, с учетом прогнозных показателей и в соответствии с целями и вопросами общественно-финансового формирования. Индикативное управление территориями предоставляет, возможность верно установить цели и задачи развития, создать прогнозные модели и определить более краткие пути их осуществлении, а в свою

очередь акцентировать активность по достижению целей.

Применение индикативного управления в рамках муниципального образования включает в себе систему работы согласно индикативному планированию, моделированию, осуществлении индикативного проекта и контроля за его исполнением. При этом под индикативным планом подразумевается концепция прогнозно-направленных индикаторов с определенными на конкретный период пороговыми значениями. Они устанавливают ключевые тенденции деятельности, как для управленческих структур администрации города, так и считаются ориентиром для хозяйствующих субъектов.

На уровне муниципального образования объектом содержания хода регулирования общественно-финансового формирования региона считаются взаимоотношения субъектов хозяйствования, жителей и организаций регионального самоуправления по поводу решения различного рода общественных, финансовых, природоохранных и иных трудностей развития местности, предметом же - совокупность взаимозависимых задач, образующихся в ходе взаимоотношений между субъектами хозяйствования, управления и общественностью. Целью внедрения концепции индикативного управления в муниципальных образованиях считается предоставление скоординированных операций органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, нацеленных на развитие стабильного финансового роста и увеличение качества жизни жителей местного общества.

В соответствии с целью основными задачами регулирования социально-экономическими процессами в муниципальном образовании являются:

- обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон;

- эффективное использование экономических, финансовых, интеллектуальных, территориальных, трудовых и иных ресурсов муниципального образования;

- сбалансированное решение социально -экономических задач и обеспечение безопасности жизнедеятельности;

-бесперебойное и эффективное функционирование всей социально-экономической сферы муниципального образования;

- обеспечение высокого качества жизни населения.

Таким образом, можно утверждать, что формирование концепции индикативного планирования на уровне муниципальных образований, опирающейся на аргументированные целевые мониторинги формирования экономики, а также на структурированные по времени индикативные проекты, позволяет регулировать несколько многообещающих проблем, которые никак не могли быть решены в рамках осуществлявшихся либеральных реформ.

Использование индикативного планирования требует основания беспристрастного порядка индикаторов, позволяющей в целом дать оценку

сущности и вида совершающихся в муниципальном образовании общественно-финансовых действий. Система индикаторов, сформированная в соответствии с целями и задачами формирования муниципальных образований, считается базой возведения концепции муниципального мониторинга. А общая информационная концепция мониторинга общественно-финансового формирования муниципальных образований дает возможность гарантировать своевременное утверждение управленческих заключений и формирование противоположной взаимосвязи органов местного самоуправления исполнительной власти с хозяйствующими субъектами. В связи с этим внедрение в практику предлагаемой нами модификации индикативного управления муниципальными образованиями на базе концепции индикаторов общественно-финансового формирования местности дает возможность органам регионального самоуправления осуществить соответствующие административные постановления и считается одним из эффективных инструментов увеличения результативности управления местным формированием оценки его производительности и в следствии гарантирует высокое качество жизни населения.

Использованные источники:

1. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств. / А. Н. Саунин. - М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2005. -С.13.

2. Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. - СПб : Питер, 2007.-С. 499.

3. Статистический ежегодник «Регионы России» 2015, 2016 гг. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/year/year16.pdf (дата обращения 18.09.2017).

4. Статистический ежегодник: Севастополь в цифрах. 2016 г. Режим доступа:http://sevastopol.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sevastopol/resources /475fb5804d0f2b678b75df4fc772e0bb/Севастополь+в+цифрах+2015+на+сайт. pdf (дата обращения 19.09.2017).

5. Сапунов А.В. Бортник И.О. «Стратегическое управление социально экономическими системами». Форум молодых ученых. 2017. №11 (15). С. 862-865.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.