Научная статья на тему 'Индикативная система управления в системе органов муниципальной власти'

Индикативная система управления в системе органов муниципальной власти Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
370
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОЛНОМОЧИЯ / ИНДИКАТОРЫ / MUNICIPAL EMPLOYEE / PROFESSIONAL COMPETENCE / STRATEGIC MANAGEMENT / EFFICIENCY / QUALITY OF LIFE / MANAGEMENT PROCESS / COMPETENCY / INDICATORS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мифтахетдинова Зульфия Хафизовна

В статье рассмотрены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления. Предложен механизм индикативного управления в системе органов муниципальной власти. Предложены индикаторы оценки деятельности органов местного самоуправления с закреплением органа региональной исполнительной власти. Разработана формула расчета эффективности муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мифтахетдинова Зульфия Хафизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicative Management System in the System of Local Authorities

The paper deals with regulatory legal acts covering the activities of local government bodies. The author proposes the mechanism of indicative governance in the system of local authorities as well as the indicators of their efficiency with allocation of executive authority and suggests the formula to calculate the efficiency of municipal employees.

Текст научной работы на тему «Индикативная система управления в системе органов муниципальной власти»

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 2

Экономика

УДК 316.334.2

Индикативная система управления в системе органов муниципальной власти

Мифтахетдинова З.Х.

Аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

В статье рассмотрены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления. Предложен механизм индикативного управления в системе органов муниципальной власти. Предложены индикаторы оценки деятельности органов местного самоуправления с закреплением органа региональной исполнительной власти. Разработана формула расчета эффективности муниципальных служащих.

Ключевые слова: муниципальный служащий, профессиональная компетентность, стратегическое управление, эффективность, качество жизни, управленческий процесс, полномочия, индикаторы.

Современный ритм жизни и развития общества сказывается на всех управленческих процессах. Оперативное выявление проблем, существующих в обществе, зачастую закрепляется в виде отдельного полномочия для компетентных органов исполнительной власти на всех уровнях. Вместе с тем делегирование большого количества полномочий должно синхронизироваться с измеримыми индикаторами по каждому направлению. Республика Татарстан - один из передовых субъектов, применяющих индикативную систему управления на региональном уровне. Успешная реализация данного управленческого подхода свидетельствует о том, что подобный механизм необходим на многих уровнях управления, в частности, и на муниципальном уровне. Закрепленная Конституцией Российской Федерации «суверенность» органов местного самоуправления во многом негативно сказывается на качестве жизни населения. Традиционная ежегодная «Прямая линия» с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным из года в год показывает озабоченность граждан страны такими проблемами, как доступность жилья, бездорожье,

очереди в дошкольные учреждения, отсутствие возможности получения медицинских услуг и др. [1]. Для выявления мнения населения относительно степени влияния органов местного самоуправления на качество жизни населения среди жителей Республики Татарстан был проведен социологический опрос (п = 927) в 2014-2015 гг. Результаты опроса о влиянии органов местного самоуправления на качество жизни населения в муниципальных образованиях Республики Татарстан представлены на рисунке 1.

Отсутствие регулирования и оценки деятельности органов местного самоуправления привело к усугублению проблем на муниципальном уровне. Вместе с тем стоит отметить, что сфера деятель-

16,3

38,2

45,0

82,2

Г 15,3 20

16,4 20,2

63, ■

1

26,4

66,5

ШШ 13,5

73,9

17,8 25,8

56,4

1

Высокие цены и тарифы Неразвитость производства Низкий размер зарплат, пенсий, пособий Задержка выплаты заработной платы Низкий уровень соцподоржки населения Недоступность жилья Высокий уровень безработицы Выс окий ур об ень пр е ступно сти Взяточничество и коррупция

■ федеральные органы власти региональные органы власти ■муниципальные органы власти

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Принятие мер на каком уровне власти смогло бы помочь в решении проблем населения?»

59,1

32,1

171 ШШ

ности органов местного самоуправления достаточно широка. Среди основных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу деятельности органов местного самоуправления на уровне Российской Федерации и Республики Татарстан, стоит выделить следующие:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1384).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

5. Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан».

6. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 апреля 2015 г. № 275 «Об утверждении Порядка заключения соглашений между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Советом муниципальных образований Республики Татарстан и муниципальными районами (городскими округами) Республики Татарстан о достижении планируемых значений показателей результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан».

7. «Типовой кодификатор функций, полномочий органов местной администрации муниципального района Республики Татарстан».

Основываясь на том, что все уровни (федеральный, региональный, местный) власти нацелены на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а следовательно, на повышение качества жизни социума, весь-

ма сложно определить сферу полномочий органов местного самоуправления и предмет их регулирования. В Республике Татарстан в части определения круга полномочий органов местного самоуправления разработан «Типовой кодификатор функций, полномочий органов местной администрации муниципального района Республики Татарстан» [4]. Стоит отметить, что значительную долю функционала занимает межотраслевое регулирование, к предметам исключительного ведения которых относятся такие направления, как:

1. Управление муниципальными финансами;

2. Управление имуществом;

3. Управление в области использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды;

4. Управление социальной сферой (сфера образования, сфера здравоохранения, сфера социальной защиты населения, сфера ЖКХ, сфера культуры и спорта, сфера организации мероприятий (в том числе профилактических), сфера взаимодействия с населением, сфера строительства объектов социальной сферы);

5. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности (муниципальная полиция).

Исследовав различные подходы к идентификации компонентов качества жизни населения и руководствуясь компетенциями органов местного самоуправления, указанными в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] и Законе Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» [3], предлагается внедрение новой системы индикаторов посредством заключения соглашения между региональными министерствами и органами местного самоуправления с целью закрепить кураторство по отдельным направлениям деятельности. Предложенные критерии эффективности по направлениям деятельности муниципального управления приведены в таблице 1.

Успешную реализацию задач по вышеприведенным направлениям можно оценить только посредством индикативного управления. Подобный механизм мотивирует на эффективную деятельность не только всю систему органов муниципального управления, но и муниципальных служащих. От их профессионализма и компетентности зависит удовлет-

Таблица 1

Критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

по направлениям

Направление, куратор Критерии эффективности

Управление экологической безопасностью Министерство экологии Республики Татарстан • удовлетворенность населения состоянием окружающей среды (процент от числа опрошенных); • удовлетворенность населения качеством питьевой воды (процент от числа опрошенных).

Продолжение таблицы 1

Управление градоустройством Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан • удовлетворенность населения качеством транспортных услуг (процент от числа опрошенных); • доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения муниципального района с административным центром городского округа в общей численности населения городского округа (муниципального района), в процентах; • доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного, в процентах; • выполнение плана дорожных работ в соответствии с программой муниципальных дорожных работ, в процентах.

Управление имуществом Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан • удовлетворенность населения качеством услуг ЖКХ (процент от числа опрошенных); • удовлетворенность тарифами ЖКХ (процент от числа опрошенных); • удовлетворенность качеством капитального ремонта домов (процент от числа опрошенных); • ввод в действие жилья к плановым показателям, в процентах; • выполнение принятых обязательств по перечислению средств в Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, в процентах; • доля программ строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов общественной инфраструктуры, выполняемых в соответствии с графиками производства работ, в процентах; • общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, -всего, кв. метров на одного человека в год, в том числе введенных в действие за год.

Управление инфраструктурой Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан • удовлетворенность населения уровнем благоустройства городской среды (села) (процент от числа опрошенных); • удовлетворенность населения общественным транспортом (процент от числа опрошенных); • удовлетворенность населения качеством связи и Интернета (процент от числа опрошенных); • удовлетворенность населения качеством дорог в населенном пункте (процент от числа опрошенных); • выполнение принятых обязательств по оплате организациями жилищно-коммунального хозяйства перед ресурсоснабжающими организациями (в отношении электроснабжения и газоснабжения), в процентах.

Управление трудовой занятостью и условиями труда Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу • уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год, в процентах; • доля населения занятая в малых и средних предприятиях, в процентах; • инвестиции в основной капитал на душу населения, в рублях.

Управление развитием человеческого потенциала ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан» • удовлетворенность населения услугами здравоохранения (процент от числа опрошенных); • удовлетворенность населения качеством школьного образования (процент от числа опрошенных); • удовлетворенность населения качеством дошкольного образования (процент от числа опрошенных); • удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) (процент из числа опрошенных).

Управление безопасностью Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу • удовлетворенность населения качеством услуг в сфере обеспечения безопасности в муниципальном образовании (процент от числа опрошенных); • снижение смертности в результате ДТП к аналогичному периоду прошлого года, в процентах; • динамика числа зарегистрированных преступлений, в процентах; • снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий к аналогичному периоду прошлого года (на дорогах местного значения), в процентах.

Управление экономическими ресурсами Министерство экономики Республики Татарстан • динамика объема инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних предприятий, в процентах; • выполнение плановых назначений налоговых доходов местного бюджета, в процентах; • выполнение плановых назначений налоговых доходов местного бюджета, в процентах; • выполнение плановых значений по объему инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий (за исключением бюджетных средств), в процентах; • выполнение плана по обороту продукции и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства (без индивидуальных предпринимателей), в процентах; • объем валовой продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских фермерских хозяйствах, в процентах к предыдущему году.

Управление административным ресурсом Министерство экономики Республики Татарстан Министерство информатизации и связи Республики Татарстан • доля удовлетворенных решением проблем в результате обращений, в процентах; • доля специалистов с высшим профессиональным образованием из общего числа сотрудников, в процентах; • количество реализуемых муниципальных программ на душу населения, в процентах; • количество материалов о деятельности муниципального образования в СМИ, штук; • количество ТОСов и общественных объединений на душу населения, в процентах; • количество протестных мероприятий (пикеты, митинги) в год на душу населения, в процентах.

воренность населения ключевыми составляющими качества жизни населения. Следовательно, индикативная система управления должна быть внедрена не только на уровне всего муниципалитета, но и на уровне каждого линейного руководителя и специалиста посредством закрепления индикаторов оценки эффективности деятельности в должностных инструкциях муниципальных служащих.

Литература:

1. «Прямая линия» с Президентом Путиным 2016. - URL: http://www.gazeta.ru/ politics/2016/04/14_a_8176571.shtml (дата обращения: 23.05.2016 г.).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/popular/ selfgovernment/, свободный (дата обращения: 01.06.2015 г.).

3. Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» // СПС Гарант. - URL: http:// base.garant.ru/8119029/, ограниченный (дата обращения: 18.06.2015 г.).

4. Типовой кодификатор функций, полномочий органов местной администрации муниципального района Республики Татарстан. - URL: http://cesi. tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_337125.pdf (дата обращения: 01.06.2015 г.).

Indicative Management System in the System of Local Authorities

Z.Kh. Miftakhetdinova The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT

The paper deals with regulatory legal acts covering the activities of local government bodies. The author proposes the mechanism of indicative governance in the system of local authorities as well as the indicators of their efficiency with allocation of executive authority and suggests the formula to calculate the efficiency of municipal employees.

Keywords: municipal employee, professional competence, strategic management, efficiency, quality of life, management process, competency, indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.