ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.334.2
А. М. Нагимова
ИНДИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ
СИСТЕМАМИ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
В статье рассматривается проблема использования индикативной модели управления социально-экономическими системами в целях обеспечения высокого качества жизни населения. Автор опирается на показавший свою эффективность татарстан-ский опыт индикативного управления экономикой региона, введенного в практику управления в конце 90-х гг. В статье описывается модель индикативного управления социально-экономическими системами на основе изучения удовлетворенности населения основными составляющими качества жизни на примере муниципальных образований.
The article highlights the problem of using the indicative model of managing social and economic systems aimed at maintaining the population's quality of life. The author refers to the efficient experience of the Republic of Tatarstan where this model was put into practice of management in the late nineties. The article describes a model of indicative managing social and economic systems on the basis of studying the population's satisfaction by the basic components of quality of life on the example of municipal units.
Ключевые слова: качество жизни, индикативная модель управления, индикатор, социально-экономические системы, материальное благосостояние, государственные органы управления, эффективность деятельности органов управления.
Keywords: quality of life, indicative model of management, indicator, social and economic systems, material well-being, management state structures, efficiency of management bodies.
B современных условиях развития человечества наиболее важное значение приобретают проблемы обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем. Процессы глобализации, безусловно, оказывают огромное влияние на социально-экономические процессы во всем мире, которые не всегда оказываются позитивными и прогрессивными. Примером тому является мировой экономический кризис, влияние которого ощутили без преувеличения все страны мира. Однако осмысление причин возникновения, особенностей проистекания и последствий кри-
© Нагимова А. М., 2010
зиса еще раз убедительно доказывает необходимость использования новых подходов не только на уровне отдельных экономических единиц, но и в управлении социально-экономическими системами в целом.
В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации, актуальными становятся проблемы повышения качества жизни населения. Административные реформы, проводимые в нашей стране, направлены на создание оптимальной и эффективной системы государственного управления, так как только эффективная государственная власть способна создать условия для повышения уровня и качества жизни населения. Необходимо отметить, что повышение эффективности деятельности государственных органов управления является сложной комплексной задачей, требующей концентрации усилий многих структур общества, открытости власти к переменам, готовности населения к диалогу с властью. Все это требует переосмысления значения роли и функций государства, сущности взаимоотношений общества и государства, так как поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям, не говоря уже о том, что в случае провала об успешности деятельности органов государственной власти не может быть и речи.
Административная реформа, нацеленная на совершенствование существующей системы управления, позволяет формирование эффективной власти, отвечающей как интересам государства, так и максимально удовлетворяющей потребностей населения в повышении качества жизни. Исходя из данной концепции, эффективность деятельности государственных органов можно рассмотреть через систему оценки общей социальной эффективности, выражающейся в уровне и качестве жизни населения региона, страны. Само понятие «качество жизни» используется в научном лексиконе уже несколько десятилетий и представляет собой сложную синтетическую категорию, аккумулирующую все существенные для личности условия существования, уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса как материальных, так и нематериальных потребностей и интересов людей. Наиболее важными составляющими элементами качества жизни выступают такие показатели экономического
благосостояния населения, как доходы и сбережения населения, уровень социального обеспечения и потребления материальных благ и услуг. Кроме того, оно включает в себя условия труда и занятости, быта и досуга, жилищные условия, состояние здоровья, образование, экологическую и социальную безопасность жизнедеятельности.
Рассматривая такой важный компонент материального благосостояния, как социально-экономическая ситуация в целом, необходимо отметить, что Республика Татарстан в целом позиционируется как один из наиболее интенсивно развивающихся регионов России. Основными конкурентными преимуществами Татарстана являются такие факторы, как благоприятное экономико-географическое положение, развитая минерально-сырьевая база, высокий научно-технический и промышленный потенциал, высокий уровень развития человеческого капитала, развитая социальная инфраструктура, а также межнациональное и межконфессиональное согласие среди народов, населяющих республику. Об этом свидетельствуют следующие факты, определяющие позицию республики среди регионов Российской Федерации и Приволжского Федерального округа. По объему промышленного производства в 2009 г. Республика Татарстан заняло 5-е место среди субъектов Российской Федерации, а по Приволжскому федеральному округу (ПФО) -1-е место, по объему выполненных работ в строительстве - 6-е место в РФ (1-е место в ПФО), 5-е место по строительству жилья (2-е место в ПФО), 9-е место по обороту розничной торговли в РФ (2-е место в ПФО) [1]. Показательной является и динамика ВРП за последние пятиле-
1000 900
тие: с 482,8 млрд рублей в 2005 г. объем валового регионального продукта возрос до 878,0 млрд рублей в 2009 г., хотя это несколько меньше показателя 2008 г. - 933,5 млрд рублей (рис. 1).
Некоторое сокращение объема ВРП является результатом неблагоприятных экономических условий, связанных с глобальным финансовым кризисом. Данная ситуация адекватно отражается и в общественном мнении. Так, по результатам социологических исследований, проведенных нами в Республике Татарстан в 2005, 2007-2009 гг., по сравнению с 2008 г. несколько уменьшилась доля респондентов, оценивающих социально-экономическую ситуацию как хорошую - 26,8% (в 2008 г. данный показатель равен 35,0%, в 2007 г. - 29,3%). Однако это все же выше показателя 2005 г. - 15,9%. Также по сравнению с предыдущими двумя годами несколько увеличилась доля респондентов, оценивающих социально-экономическую ситуацию как плохую - 14,6% (в 2008 г. - 9,5%, в 2007 г. -10,8%), что тоже несколько ниже показателя 2005 г. - 20,0% (рис. 2).
Если рассмотреть проблему в разрезе муниципальных образований Республики Татарстан, то удовлетворенность населения экономическими условиями жизни в таких крупных городах, как Казань и Набережные Челны, ниже, чем в сельских районах и небольших городах. Так, в Казани данный показатель составляет лишь 9,2%, а в Набережных Челнах - 6,1%. В этих городах подавляющее большинство считает экономическую ситуацию удовлетворительной (Казань -66,2%, Набережные Челны - 68,2%).
Мировой опыт в области эффективного управления показывает, что во многих странах клю-
2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 1. Динамика валового регионального продукта Республики Татарстан за 2005-2009 гг. (в млрд руб.)
800 700 600 500 400 300 200 100 0
2005
2007
2008
2009
I Плохая ш Хорошая □ Удовлетворительная
Рис. 2. Динамика оценки населения социально-экономической ситуации
чевым аспектом повышения качества жизни населения становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих достижение поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание органов управления на основных приоритетах развития. Для этих целей широко используются всевозможные показатели эффективности.
Под показателем эффективности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели. Базовым понятием системы индикативного планирования является «индикатор» - интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться [2].
Индикативный подход к управлению в Республике Татарстан разработан и введен в 1999 г., что явилось новым подходом к управлению, так как индикативное управление позволяет оперативно определять уровень социального и экономического благополучия, осуществлять контроль над достижением запланированных результатов. В самой Российской Федерации, несмотря на активное обсуждение данного подхода к управлению уже с начала 90-х гг., так и не был принят единый нормативный документ, регламентирующий введение в управленческую практику принципов индикативного управления. Лишь после «апробации» метода в рамках Республики Татарстан некоторые субъекты Российской Федерации взяли на вооружение данный подход (Самарская
и Пермская области, Краснодарский край, Бурятия, Марий Эл, Удмуртия и Амурская область). В рамках внедрения системы индикативного планирования и управления Министерством экономики Республики Татарстан в 2006 г. разработан и внедрен Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан. На основании данного постановления за министерствами и ведомствами республики были закреплены индикаторы качества жизни, индикаторы оценки эффективности деятельности по закрепленным функциям, индикаторы эффективности взаимодействия министерств с федеральными органами государственной власти, индикаторы оценки коррупционной ситуации в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан, индикаторы, характеризующие реализацию антикризисных мероприятий.
В современных условиях основной упор в управлении развитием территорий делается на уровне органов местного самоуправления. Это в свою очередь требует разработки научных концепций стратегического управления, применения абсолютно новых решений в области управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. В связи с этим становится интересным подход к управлению развитием муниципального образования на основе индикативного планирования. Имеющийся опыт по стратегическому планированию развитием муниципальных образований показывает, что наиболее оптимальным путем решения проблем, возникающих в процессе разработки и реализации долгосрочных планов, является использование различных методов индикативного управления. Критическое исследование содержания и сущности индикативного планирования позволяет уточнить основные понятия применительно к муниципаль-
ному образованию с учётом таких принципиальных факторов, как
а) усиление воздействующей роли органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие;
б) вовлечение местного сообщества в процесс реализации стратегии;
в) использование индикаторов как характеристик социально-экономических процессов.
Использование индикативного планирования в управлении муниципальными образованиями позволяет координировать интересы деятельности всех органов местного самоуправления, учреждений и предприятий всех форм собственности и населения, осуществить комплексное развитие территорий на основе применения системы индикаторов, характеризующих социально-экономические процессы, протекающие в рамках данного муниципального образования, с учетом прогнозных показателей и в соответствии с целями и задачами социально-экономического развития. Индикативное планирование развития муниципального образования дает возможность правильно определить цели и задачи развития, построить правильные прогнозные модели и указать наиболее короткие пути их реализации, а также концентрировать усилия по достижению целей.
В рамках разработки индикативной модели управления муниципальными образованиями нами использован социологический метод, основанный на изучении удовлетворенности населения условиями жизни. В этих целях нами отобраны пять групп интегральных индикаторов, отражающих различные социально-экономические стороны жизнедеятельности населения:
- материальное благосостояние и экономические условия жизни населения;
- деятельность власти и органов государственного и муниципального управления;
- социальная сфера жизнедеятельности, включающая в себя такие интегральные индикаторы, как образование, здравоохранение, культура и спорт;
- условия жизни населения;
- безопасность условий существования населения, включающая в себя такие интегральные индикаторы, как безопасность жизнедеятельности и экологическая безопасность.
Материальное благосостояние и экономические условия жизни населения представлены следующими показателями: доля удовлетворенных социально-экономической ситуацией в местах проживания респондентов, доля удовлетворенных материальным положением семьи, доля респондентов, имеющих официально оформленные, постоянные трудовые отношения. Удовлетворенность деятельностью органов государственного
и муниципального управления включает в себя такие показатели, как доля лиц, оценивающих деятельность глав администраций районов как хорошую, доля лиц, оценивающих деятельность глав местного самоуправления (мэра города, руководителя администрации села) как хорошую, доля удовлетворенных деятельностью органов местного самоуправления. Удовлетворенность населения социальной сферой жизнедеятельности включает в себя такие компоненты, как удовлетворенность системой образования, удовлетворенность системой здравоохранения, удовлетворенность сферой культуры, удовлетворенность состоянием физической культуры и спорта. Удовлетворенность системой образования измеряется такими показателями, как доля удовлетворенных системой дошкольного образования, доля удовлетворенных системой школьного образования, доля удовлетворенных системой дополнительного образования. Удовлетворенность системой здравоохранения измеряется такими показателями, как доля удовлетворенных системой здравоохранения, доля удовлетворенных качеством медицинских услуг в поликлиниках, доля удовлетворенных качеством медицинских услуг в стационарах. Удовлетворенность сферой культуры измеряется такими показателями, как доля удовлетворенных качеством услуг в сфере культуры и доля посещающих культурные мероприятия в населенном пункте. Удовлетворенность состоянием физической культуры и спорта включает в себя такие показатели, как доля населения, постоянно занимающаяся физической культурой и спортом, доля населения, посещающая спортивные сооружения для занятий спортом, доля удовлетворенных развитием физической культуры и спорта в населенном пункте. Индикатор «условия жизни населения» измеряется такими показателями, как доля удовлетворенных жилищными условиями, доля удовлетворенных качеством предоставляемых услуг в сфере ЖКХ. Безопасность условий существования населения как интегральный индикатор включает в себя такие компоненты, как безопасность жизнедеятельности и экологическая безопасность. Безопасность жизнедеятельности измеряется такими показателями, как доля лиц, оценивающих деятельность правоохранительных органов как хорошую, доля лиц, удовлетворенных обеспечением безопасности жизнедеятельности в населенных пунктах. Экологическая безопасность измеряется такими показателями, как доля лиц, оценивающих экологическую ситуацию в населенных пунктах как хорошую, доля удовлетворенных качеством питьевой воды, доля удовлетворенных озеленением населенного пункта (без учета лесных массивов).
Для измерения общей социальной эффективности деятельности органов власти муниципальных образований и определения их места в рейтинге нами используется следующий алгоритм. На первом этапе по каждому показателю индикатора определяются ранг, далее путем суммирования определяется суммарный ранг по индикатору. Однако муниципальные образования представляют собой социально-экономические системы разного уровня сложности. К примеру, в городе Казани проживает более миллиона человек и он имеет сложную инфраструктурную систему, в то время как в некоторых муниципальных образованиях проживает всего лишь несколько десятков тысяч человек. Как известно, чем сложнее объект управления, чем больше составляющих элементов и подсистем он имеет, тем труднее он поддается управлению. Исходя из вышеизложенной логики, для более обоснованного сравнения эффективности управления нами принят поправочный коэффициент сложности управляемого объекта, так называемый коэффициент Бира [3]. На втором этапе, используя коэффициент сложности С. Бира, вычисляем скорректированную рейтинговую оценку показателей качества жизни муниципальных образований. На последнем этапе определяется ранг му-
ниципального образования с учетом коэффициента Бира.
Создание системы индикативного управления на уровне муниципальных образований позволяет решить ряд перспективных задач в рамках осуществляющихся либеральных реформ. Разработка и внедрение системы индикаторов социально-экономического развития муниципального образования является одним из действенных инструментов повышения результативности управления местным развитием и оценки его эффективности. В связи с этим внедрение в практику управления муниципальными образованиями предлагаемой нами модели индикативного управления муниципальными образованиями на основе системы индикаторов социально-экономического развития территорий позволяет органам местного самоуправления принять адекватные управленческие решения и в результате обеспечить высокое качество жизни населения.
Примечания
1. Социально-экономическое развитие Республики Татарстан в 2009 году. Казань, 2010. С. 5.
2. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: монография. СПб.: Знание, 2000. С. 21.
3. Бир С. Управление сложными системами. М.: Энергоиздат, 1977. С. 67.