Научная статья на тему 'Индикативное планирование регионального развития как социально-экономическая система'

Индикативное планирование регионального развития как социально-экономическая система Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СИСТЕМА ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОНИТОРИНГ / ИНДИКАТОРЫ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоренко Ирина Анатольевна, Мордовцев Александр Сергеевич

В статье обоснована необходимость использования индикативного планирования как одного из эффективных механизмов реализации стратегических целей и заданий социально-экономического развития регионов Украины. Предложено рассматривать индикативное планирование как открытую социально-экономическую систему с обратной связью, элементами которой являются: Совет по планированию; субъекты планового процесса; институционально-правовое обеспечение; процессы, отражающие основные этапы формирования плановых документов; информационная подсистема мониторинга СЭР, информационные подсистемы индикативного планирования административных районов субъектов хозяйственной деятельности. Определены условия эффективного функционирования системы. Предложен порядок формирования индикативного плана социально-экономического развития. Сделан акцент на эффективное, взаимовыгодное взаимодействие участников планового процесса (институты власти, субъекты хозяйственной деятельности, социальные субъекты). Доказана необходимость использования информационной подсистемы мониторинга социально-экономического развития, позволяющей осуществлять комплексное оценивание тенденций развития региона, прогнозировать и контролировать динамику индикаторов цели в непрерывном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоренко Ирина Анатольевна, Мордовцев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование регионального развития как социально-экономическая система»

РЕГ1ОНАЛЬНА ЕКОНОМ1КА

УДК 338.2:334.02

индикативное планирование регионального развития как социально-экономическая система

® 2015 ФЕДОРЕНКО и. А., МОРДОВЦЕВ А. С.

УДК 338.2:334.02

Федоренко и. А., Мордовцев А. С.

индикативное планирование регионального развития как социально-экономическая система

В статье обоснована необходимость использования индикативного планирования как одного из эффективных механизмов реализации стратегических целей и заданий социально-экономического развития регионов Украины. Предложено рассматривать индикативное планирование как открытую социально-экономическую систему с обратной связью, элементами которой являются: Совет по планированию; субъекты планового процесса; институционально-правовое обеспечение; процессы, отражающие основные этапы формирования плановых документов; информационная подсистема мониторинга СЭР, информационные подсистемы индикативного планирования административных районов субъектов хозяйственной деятельности. Определены условия эффективного функционирования системы. Предложен порядок формирования индикативного плана социально-экономического развития. Сделан акцент на эффективное, взаимовыгодное взаимодействие участников планового процесса (институты власти, субъекты хозяйственной деятельности, социальные субъекты). Доказана необходимость использования информационной подсистемы мониторинга социально-экономического развития, позволяющей осуществлять комплексное оценивание тенденций развития региона, прогнозировать и контролировать динамику индикаторов цели в непрерывном режиме.

Ключевые слова: регион, система индикативного планирования, индикативный план, социально-экономическое развитие, мониторинг, индикаторы цели

Рис.: 2. Библ.: 13.

Федоренко Ирина Анатольевна -- доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента внешнеэкономической деятельности и финансов, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (ул. Фрунзе, 21, Харьков, 61002, Украина) Email: genasvale1@mail.ru

Мордовцев Александр Сергеевич - кандидат технических наук, старший преподаватель, кафедра менеджмента внешнеэкономической деятельности и финансов, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (ул. Фрунзе, 21, Харьков, 61002, Украина) Email: acmor@mail.ru

УДК 338.2:334.02

Федоренко I. А., Мордовцев О. С. 1ндикативне планування рег'юналь-ного розвитку як соцiально-економiчна система

У статтi об(рунтовано необмдшсть використання ¡ндикативного планування як одного з ефективних мехатзм/в реал'ваци стратегч-них цшей i завдань сощально-економ'много розвитку регютв Укрт-ни. Запропоновано розглядати ¡ндикативне планування як в'дкриту соцально-економ/чну систему зi зворотним зв'язком, елементами якоI е: Рада з планування; суб'екти планового процесу; ¡нституцшно-правове забезпечення; процеси, що в'дображають основт етапи формування планових документ'в; ¡нформацйна пдсистема монi-торингу соцiально-економiчного розвитку, iнформацiйнi пiдсистеми iндикативного планування адмшктративних районiв суб'ектiв гос-подарськоI дiяльностi. Визначено умови ефективного функцонування системи. Запропоновано порядок формування iндикативного плану соцiально-економiчного розвитку. Зроблено акцент на ефективну вза-емовигiдну взаемодю учаснишв планового процесу (нститути влади, суб'екти господарськоi дiяльностi, соцiальнi суб'екти). Доведено необхiднiсть використання iнформацiйноí тдсистеми монторингу соцiально-економiчного розвитку, що дозволяе здйснювати комплекс-не оцнювання тенденцш розвитку регону, прогнозувати та контр-олювати динамку iндикаторiв цШ в безперервному режимi. Ключовi слова: регон, система iндикативного планування, тдикатив-ний план, соцiально-економiчний розвиток, монторинг, ндикатори ц/л'> Рис.: 2. Б'бл.: 13.

Федоренко 1рина АнатолПвна - доктор економ/чних наук, професор, кафедра менеджменту зовшшньоеконом/чно'1 д'тльностi та ф/нанав, Нацюнальний техтчний утверситет «Хартвський полтехтчний ¡н-ститут» (вул. Фрунзе, 21, Харшв, 61002, Украна) Email: genasvale1@mail.ru

UDC 338.2:334.02 Fedorenko I. A., Mordovtsev O. S. Indicative Planning of Regional Development as a Socio-Economic System

In the article the necessity of using the indicative planning as one of the effective mechanisms for the implementation of strategic goals and objectives of socio-economic development of the regions of Ukraine is substantiated. It has been proposed to consider indicative planning as an open socio-economic system with the feedback, which elements are: the Planning Board; planning process entities; institutional and legal support; processes reflecting the main stages of development of the planning documents; information subsystem for monitoring the socioeconomic development, information subsystems of indicative planning of administrative areas of business entities. The conditions for the effective functioning of the system have been determined. The procedure for the formation of the indicative plan for socio-economic development has been proposed. The emphasis is made on the effective mutual interaction of planning process entities (government institutions, business and social entities). There has been proved the necessity of using information subsystem for monitoring the socio-economic development, which allows for a comprehensive assessment of development trends in the region, forecasting and controlling the dynamics of objective indicators in a continuous mode.

Keywords: region, indicative planning system, indicative plan, socio-economic development, monitoring, target indicators Pic.: 2. Bibl.: 13.

Fedorenko Irina A. - Doctor of Science (Economics), Professor, Department of International Management and Finance, National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute» (vul. Frunze, 21, Kharkiv, 61002, Ukraine) Email: genasvale1@mail.ru

Мордовцев Олександр Сергйович - кандидат техн/чних наук, старший викладач, кафедра менеджменту зовшшньоеконом/чно! д'тльнос-mi та ф/нанав, Нацюнальний техтчний ушверситет «Харжський по-лтехтчний iнститут»(вул. Фрунзе, 21, Харк/в, 61002, Украна) Email: acmor@mail.ru

Вступление. В последние десятилетия в экономической теории развивается новое направление, дополняющее и синтезирующее традиционные неоклассические, институциональные и эволюционные концепции - так называемая системная парадигма [1 - 2]. Согласно новой теории экономических систем, под системой понимается относительно обособленная и относительно устойчивая в пространстве и во времени часть окружающего мира, характеризующаяся внешней целостностью и внутренним многообразием [2, с. 8].

В связи с этим, индикативное планирование социально-экономического развития (далее СЭР) региона необходимо рассматривать как систему связанных между собой во временной последовательности элементов и процессов, характеризующих ход планирования, начиная от анализа и оценки исходного состояния развития территорий региона до формирования индикативного плана, программных документов с последующим контролем их выполнения.

Достаточно подробный обзор, посвященный проблемам и практике использования механизмов индикативного планирования в странах Европы, Азии и Америки, приведен в работах А. Петрова [3] и А. Андрюшкевича [4], С. Сильвестрова [5]. Украинские ученые-экономисты также акцентировали важность внедрения индикативного планирования для эффективного и устойчивого социально-экономического развития страны. По мнению О. Евсеевой: «в Украине нет слаженной системы индикативного планирования, многие положения государственного регулирования остаются спорными. Это обусловливает необходимость разработки соответствующих принципов, приоритетов, алгоритма самого процесса индикативного планирования на разных уровнях» [6, с. 72 - 73]. О. Под-лесная [7] указывает на неконкурентоспособность отечественной экономики, отсутствие равноправного диалога и сотрудничества между государственными органами власти, учеными, бизнесом, профсоюзами, общественными организациями, что, по ее мнению, является основной причиной внедрения системы индикативного планирования. М. Погребняк [8] отмечает несовершенство институциональной системы планирования в Украине. Л. Пельтек [9] считает, что необходимость развития индикативного планирования в Украине обусловлена, с одной стороны, актуализацией проблемы управления в условиях рыночного регулирования экономики, а с другой - наличием научно обоснованных методов управления, которые способствуют

Mordovtsev Oleksandr S. - Candidate of Sciences (Engineering), Senior Lecturer, Department of International Management and Finance, National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute» (vul. Frunze, 21, Kharkiv, 61002, Ukraine) Email: acmor@mail.ru

предотвращению стихийных нерегулируемых процессов и резкой дифференциации в социально-экономическом развитии страны

Таким образом, существует объективная потребность в совершенствовании научно-методических подходов к формированию отечественной системы индикативного планирования, которая, основываясь на опыте других стран, учитывала бы особенности регионального развития Украины.

Изложение основного материала. В работах [10 - 12] сформулированы сущность, принципы, цели, задачи и основные этапы индикативного планирования социально-экономического развития. Индикативное планирование СЭР рассматривается как эффективный механизм регионального управления, позволяющий реализовывать скоординированные, взаимовыгодные и приемлемые для всех участников (институты власти, субъекты хозяйственной деятельности, социальные субъекты) индикативные планы, которые формируются в соответствии с научно обоснованными стратегическими целями и приоритетами развития регионов, на принципах государственно-частного партнерства с привлечением действенных механизмов регулирования. Индикативное планирование предполагает формирование такой системы взаимоотношений и взаимодействия всех социальных субъектов, хозяйствующих субъектов и властных структур, чтобы в результате реализации индикативного плана и программ СЭР достигнуть максимального экономического и социального эффекта.

Основной целью индикативного планирования СЭР является повышение благосостояния населения, создание благоприятных условий для жизни и деятельности всех хозяйствующих и социальных субъектов, устойчивого и безопасного развития общества, усиление конкурентных позиций региона.

Функционирование социально-экономической системы характеризуют пять основных процессов (рис. 1): метаболизм - трансформация входных потоков в выходные; репродукция - воссоздание, сохранение и улучшение характеристик состояния системы; эволюция - изменение характеристик системы на основе механизмов самоорганизации; гармонизация внутреннего пространства системы, то есть обеспечение внутреннего единства, согласованного функционирования и развития внутренних подсистем с учетом внешних факторов; репликация - порождения подобных себе систем [12].

Рис. 1. Процессы, характеризующие функционирование социально-экономической системы

Применительно к системе индикативного планирования СЭР, входными параметрами системы являются стратегические цели и приоритетные задачи СЭР региона согласно утвержденной стратегии развития, ретроспективная и текущая информация о ресурсообеспеченности и уровне СЭР региона, а также, внешние вызовы, которые могут оказывать существенное влияние на исходное состояние и функционирование системы, создают проблемы, связанные с прогнозированием результата этого воздействия. По нашему мнению, в качестве основных элементов системы планирования можно рассматривать:

■ Совет по планированию и активные субъекты планового процесса (институты власти, хозяйствующие и социальные субъекты);

■ институционально-правовое обеспечение;

■ информационные подсистемы поддержки процессов планирования: региональная подсистема мониторинга СЭР, подсистемы индикативного планирования хозяйствующих субъектов, подсистема планирования бюджета региона;

■ процессы, отражающие основные этапы формирования индикативного плана и программ СЭР.

Обобщенная схема системы индикативного планирования СЭР региона показана на рис. 2.

На выходе из системы получаем конечный продукт -индикативный план на краткосрочный и среднесрочный период, программу СЭР, целевые программы, обеспечи-

Концепция и стратегия СЭР региона

о

Внешние вызовы

Ретроспективная информация Цели, приоритеты, задания СЭр про состояние СЭР и ресурсообеспеченность

_ Вход в систему индикативного планирования______________)

Институционально-правовое обеспечение

Совет по планированию

V

л—N м—V

Субъекты планового процесса:

Властные структуры гп Социальные субъекты,

Проект бюджета

—=о-

Хозяйствующие субъекты

-о-

Информационная подсистема мониторинга СЭР

~1~Г

Комплексная оценка, формирование индикаторов состояния

Разработка и выбор сценариев СЭР

Подсистемы индикативного г- 4 планирования

субъектов хозяйственной деятельности

Прогнозирование i формирование системы индикаторов цели

Разработка и утверждение индикативного плана СЭР

7г"

Координация

Среднесрочный период

к

Краткосрочный период

х:

Разработка, анализ и утверждение программ СЭР и целевых программ развития региона

Реализация индикативного плана и программ СЭР

Мониторинг выполнения программных мероприятий

У Оценка эффективности реализации программ

Согласование, координация

Корректировка

л____

е р

р о

р

б О

Г >

Системы индикативного планирования административных районов региона и городов областного

подчинения

Рис. 2. Система индикативного планирования СЭР региона

вающие достижение планируемых значений индикаторов цели. Мониторинг выполнения плана и программ СЭР позволяет отслеживать отклонения индикаторов системы индикативного планирования в режиме непрерывного времени, что дает возможность установить обратную связь для системы индикативного планирования, повышая ее адаптивность. Региональная система неразрывно связана с системами индикативного планирования СЭР административных районов региона и городов областного подчинения. В процессе разработки и реализации индикативных планов и программ СЭР административно-территориальных единиц региона осуществляется их согласование и корректировка.

При организации системы индикативного планирования целесообразно руководствоваться базовыми и локальными принципами, а именно: системности, комплексности, адаптивности, непрерывности, приоритетности и целеустремленности, научной обоснованности и эффективности, субсидиарности, баланса интересов, направленности, оптимальной пропорциональности, минимизации риска, профессиональной ответственности, легитимности, открытости и информированности.

Концепция и стратегия развития региона - это своего рода начальные условия для функционирования системы индикативного планирования СЭР, на основе которых разрабатываются индикативные планы; проекты бюджетов разного уровня; программы СЭР региона и его административных районов; целевые отраслевые и прочие региональные программы.

Анализ передового опыта показывает, что индикативное планирование не может осуществляться без реформирования институционально-правового обеспечения, которое предусматривает систематизацию и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы и институциональную поддержку развития взаимовыгодных связей между участниками планового процесса.

Процессы системы индикативного планирования отражают последовательность разработки и выполнения основных этапов, связанных с организационно-подготовительными мероприятиями, мониторингом СЭР, программированием, согласованием и координацией индикативных планов региона и его административно-территориальных единиц. Реализация первого организационно-подготовительного этапа возможна только при создании определенных условий, которые зависят от политических и экономических факторов, состояния институционально-правового и информационного обеспечения, уровня готовности местных органов власти и субъектов планового процесса решать поставленные задачи СЭР. Необходимо создать команду квалифицированных специалистов, которые будут представлять как властные структуры, так и хозяйствующие и социальные субъекты. Целесообразно улучшить качественный состав Совета по планированию, включив экспертов, ученых, представителей бизнеса, общественных организаций и территориальных общин.

Второй этап индикативного планирования предполагает использование информационной подсистемы мониторинга СЭР, позволяющей с помощью современных информационных технологий организовать сбор, анализ и обработку количественной и качественной информации,

осуществлять интегральное оценивание, диагностирование и прогнозирование тенденций развития регионов, определять прогнозные значения индикаторов цели. Процесс прогнозирования предполагает разработку сценариев СЭР, которые могут быть детально изучены и одобрены аналитиками и экспертами, входящими в состав Совета по планированию.

Информация, накапливаемая в банке данных для дальнейшего анализа и обработки, должна носить системный и непрерывный характер, быть полной, достоверной, оперативной, отражать истинное состояние развития и уровня жизни населения территориальных образований. Это, в первую очередь, официальная статистическая информация, которую можно рассматривать как достоверную и объективную. В то же время статистические данные, чаще всего, представлены макроэкономическими показателями. На уровне административных районов и малых городов, статистическая информация часто бывает неполной, что не позволяет провести комплексную оценку СЭР и получить достоверные прогнозируемые значения индикаторов цели. Поэтому возникает потребность в сборе дополнительной информации, источниками которой могут быть отчеты управлений и отделов при местных органах исполнительной власти, территориальных органов государственной налоговой службы и государственной казначейской службы, прочих государственных и бюджетных учреждений. Кроме того, банк данных рекомендуется дополнять статистически обработанными результатами анкетирования и опросов, экспертных заключений, выполненных по заказу Совета по планированию.

Качество индикативного плана в первую очередь зависит от достоверности прогноза значений индикаторов цели. Для этого необходимо применять и совершенствовать современные методы социально-экономического прогнозирования, основанные на применении специальных информационных технологий. В то же время, отсутствие единого видения процесса социально-экономического прогнозирования приводит к тому, что постоянно расширяется инструментарий прогнозирования, усложняется математическое и информационное обеспечение, возникает потребность привлечения высококвалифицированных специалистов на уровне местных органов власти.

Необходимо применять экономико-математические модели прогнозирования СЭР, которые позволяют разрабатывать альтернативные сценарии развития региона. Это дает возможность уже на подготовительном этапе программирования реально оценить текущую ситуацию и перспективы дальнейшего развития и составить научно обоснованный индикативный план СЭР.

Индикативный план является комплексным документом, в котором представлены индикаторы цели, определяющие основные направления СЭР, организационные, финансово-экономические, административные, институциональные и нормативно-правовые, информационные механизмы достижения целей; участники планового процесса и необходимые материальные и финансовые ресурсы. Индикативный план детализирует основные цели, задачи стратегии в среднесрочном и краткосрочном периодах и является основой при разработке местного бюджета и программ СЭР региона и его территориальных образований.

Структура индикативного плана зависит от состава индикаторов цели, которые являются ориентирами при разработке и реализации программных мероприятий в рамках программ СЭР. Предлагается выбрать индикаторы цели, которые характеризуют экономическое развитие, аграрный сектор, малый бизнес, рынок труда, социальную напряженность, человеческий потенциал и социальное благополучие, бюджет района, рекреационную деятельность.

Анализ региональных стратегий позволяет выделить основные направления регулирования плановых процессов: организационный, финансово-экономический, административный, институциональный и нормативно-правовой, информационный, которые достаточно подробно описаны в [11].

К основным этапам разработки краткосрочного индикативного плана можно отнести:

■ формирование институционального органа - Совета по планированию при Управлении экономики областной госадминистрации, отбор активных участников планового процесса, координация их совместных действий;

■ анализ и комплексная оценка, выбор и прогноз индикаторов цели СЭР региона, его административных районов и деятельности отдельных субъектов хозяйственной деятельности - участников планового процесса с помощью информационной системы мониторинг;

■ формирование, координация и корректировки бюджетных планов субъектов хозяйственной деятельности - участников планового процесса;

■ формирование, согласование и корректировка индикативных планов административных районов региона;

■ разработка индикативного плана СЭР региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ согласование индикативного плана и регионального бюджета;

■ формирование годовой комплексной программы СЭР и целевых программ СЭР с обязательным указанием источников финансирования и других ресурсов;

■ экспертный анализ окончательного варианта индикативного плана и программ СЭР и утверждение пакета планово-программных документов;

■ мониторинг выполнения плана и программ СЭР с последующей корректировкой.

Взаимовыгодное сотрудничество власти и малого бизнеса в процессе формирования и реализации индикативного плана и программ СЭР - это залог экономической безопасности этих предприятий, возможность их активного участия в инвестиционно-инновационных проектах на принципах государственно-частного партнерства. Индикативные планы развития предприятий анализируются в Совете по планированию территориального образования, который дает заключение о целесообразности включения соответствующих индикаторов в состав консолидированного индикативного плана. Предполагается возможность корректировки основных индикаторов плана, независимо от результатов прогноза, исходя из принципа баланса интересов, то есть разработчики консолидированного индикативного плана СЭР рекомендуют руководству предпри-

ятия изменить показатели индикативного плана, оставляя за последними право принять или отклонить предложения Совета.

Такой подход предполагает разработку индикативных планов как «сверху вниз», так и «снизу-вверх». С одной стороны, региональные органы власти должны координировать и контролировать плановый процесс в административных районах и городах областного подчинения, предлагая свои варианты развития в соответствии с общерегиональной концепцией и стратегией СЭР. С другой стороны, представители местного самоуправления и исполнительной власти совместно с хозяйствующими и социальными субъектами предлагают свое видение решения проблем социального и экономического развития, которое, возможно, идет вразрез с мнением регионального руководства.

Следует отметить, что одного желания местного общества осуществить реформы и улучшить условия проживания граждан недостаточно. Требуется наличие природных, финансовых, трудовых ресурсов, определенный стартовый социально-экономический потенциал, привлечение эффективных механизмов регулирования и учета уникальных особенностей региона. Поэтому только при наличии консенсуса между региональными и местными субъектами планового процесса возможна успешная реализация индикативных планов и программ СЭР в территориальных образованиях региона.

При разработке региональных целевых программ необходимо предусматривать программные мероприятия, которые способствуют взаимовыгодному сотрудничеству бизнеса и власти при поддержке населения. Включение в программы положений о государственно-частном партнерстве, гарантиях, финансовой защите и стимулировании предпринимательства будет способствовать эффективной деятельности участников планового процесса.

Выводы. Индикативное планирование является действенным механизмом реализации стратегических целей развития регионов Украины, призвано решать приоритетные проблемы СЭР, способствовать росту уровня и качества жизни населения, эффективности регионального управления. Предложено рассматривать индикативное планирование СЭР региона как открытую социально-экономическую систему с обратной связью. Конечный продукт системы - индикативный план СЭР, который детализирует основные цели и задачи стратегии регионального развития в среднесрочном и краткосрочном периодах времени, является основой при разработке регионального бюджета и программ СЭР.

Функционирование системы во многом зависит от уровня взаимодействия активных участников планового процесса (властные структуры, хозяйствующие и социальные субъекты), институционально-правового обеспечения и работоспособности подсистем поддержки процессов программирования. Эффективная информационная подсистема мониторинга позволяет контролировать динамику индикаторов цели практически в непрерывном режиме, что дает возможность своевременно реагировать на любые существенные отклонения от плановых показателей. Мониторинг выполнения индикативного плана и программ СЭР устанавливает обратную связь, повышая ее адаптивность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клейнер Г. Б. Новая теория экономических систем и ее приложения / Г. Б. Клейнер // Вестник РАН. - 2011. - № 9. -С. 794 - 808.

2. Клейнер Г. Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории / Г. Б. Клейнер // Вопросы экономики. - 2013. - № 6. - С. 4 - 28.

3. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования : монография / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Климов и др. - СПб : Знание, 2000. - 96 с.

4. Андрюшкевич О. А. Индикативное планирование в экономиках разного типа / о. А. Андрюшкевич // Капитал страны. - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.kap¡tal-rus.ru/art¡cles/art¡cle/199716#a24#a24

5. Сильвестров С. Н. Индикативное планирование в стратегии развития / С. Н. Сильвестров // Научный эксперт. - 2008. -№ 1. - С. 5 - 38.

6. Евсеева О. О. Методичний пдад до розробки системи шдикатсрв i прогнозування соцiально-економiчного розвитку регюну / О. О. Евсеева // Eкономiчний проспр. - 2011. - № 46. -С. 62 - 73.

7. Подлесна В. Г. Ыдикативне планування: сутысть та роль у здмснены шновацмно спрямованого со^ально-економiчного розвитку / В. Г. Подлесна // Бюлетень Мiжна-родного Нобелiвського економiчного форуму. - 2010. - Т. 2, № 1 (3). - С. 262 - 267.

8. Погребняк М. Ыдикативне планування як основа вдо-сконалення системи державного регулювання економти Укра-|'ни // Ринкова трансформа^я економти Укра'ши: проблеми регулювання : кол. монографiя / За ред. В. Ф. Беседша, А. С. Му-зиченка. - К. : НДЕ1, 2005. - С. 141 - 145.

9. Пельтек Л. В. Ыдикативне планування як напрям пщ-вищення ефективносп державного управлшня швестицшними ресурсами в промисловосп / Л. В. Пельтек // Науковий вюник Академп мунщипального управлшня. Серiя «Управлшня». -2010. - Вип. 2/2010. Державне управлшня та мюцеве самовря-дування. - С. 85 - 92.

10. Мордовцев О. С. Методолопя теритсрального ш-дикативного планування / О. С. Мордовцев // Бюлетень Мiж-народного Нобелiвського економiчного форуму. - 2013. -№ 1 (6). - С. 223 - 226.

11. Мордовцев О. С. Сутшсть та ц^ шдикативного планування соцiально-економiчного розвитку регюну / О. С. Мордовцев // Вюник Чернтвського державного технолопчного уыверситету. - 2013. - № 1 (64). - С. 201 - 206.

12. Мордовцев О. С. Формування шдикативного плану соцiально-економiчного розвитку / i. А. Федоренко, О. С. Мордовцев // Економта та держава. - 2013. - № 12. - С. 10 - 14.

13. Клейнер Г. В. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении / Г. В. Клейнер // Центральный экономико-математический институт, РАН. - Препринт #WP/99/2010. - 2010 - 47 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступу : ИН:р://клейнер.рфМр-сотег^/ uploads/2014/12/Razv¡t¡e-teor¡¡-e%60konom¡chesk¡h-s¡stem-¡-ee-pr¡menen¡e-v-korporat¡vnom-¡-strateg¡cheskom-upravlen¡¡.pdf

REFERENCES

Andriushkevich, O. A. "Indikativnoe planirovanie v ekonomi-kakh raznogo tipa" [Indicative planning in the economies of different types]. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/199716#a24#a24

Fedorenko, I. A., and Mordovtsev, O. S. "Formuvannia in-dykatyvnoho planu sotsialno-ekonomichnoho rozvytku" [Formation of the indicative plan for social and economic development]. Ekonomika ta derzhava, no. 12 (2013): 10-14.

Kleyner, G. B. "Novaia teoriia ekonomicheskikh sistem i ee prilozheniia" [The new theory of economic systems and its applications]. Vestnik RAN, no. 9 (2011): 794-808.

Kleyner, G. B. "Sistemnaia ekonomika kak platforma razvitiia sovremennoy ekonomicheskoy teorii" [The system as a platform for the development of the economy of modern economic theory]. Voprosy ekonomiki, no. 6 (2013): 4-28.

Kleyner, G. V. "Razvitie teorii ekonomicheskikh sistem i ee primenenie v korporativnom i strategicheskom upravlenii" [Development of the theory of economic systems and its application in corporate and strategic management]. http://MeMHep.p^/wp-content/uploads/2014/12/Razvitie-teorii-e%60konomicheskih-sistem-i-ee-primenenie-v-korporativnom-i-strategicheskom-up-ravlenii.pdf

Mordovtsev, O. S."Metodolohiia terytorialnoho indykatyvno-ho planuvannia" [Methodology indicative territorial planning]. Biu-leten Mizhnarodnoho Nobelivskoho ekonomichnoho forumu, no. 1 (6) (2013): 223-226.

Mordovtsev, O. S. "Sutnist ta tsili indykatyvnoho planuvannia sotsialno-ekonomichnoho rozvytku rehionu" [The essence and purpose of indicative planning of socio-economic development]. Visnyk Chernihivskoho derzhavnoho tekhnolohichnoho univer-sytetu, no. 1 (64) (2013): 201-206.

Pohrebniak, M. "Indykatyvne planuvannia iak osnova vdoskonalennia systemy derzhavnoho rehuliuvannia ekonomiky Ukrainy" [Indicative planning as a basis for improvement of state regulation of the economy of Ukraine]. In Rynkova transformatsiia ekonomiky Ukrainy: problemy rehuliuvannia, 141-145. Kyiv: NDEI, 2005.

Peltek, L. V. "Indykatyvne planuvannia iak napriam pidvy-shchennia efektyvnosti derzhavnoho upravlinnia investytsiinymy resursamy v promyslovosti" [Indicative planning as ways of increasing the efficiency of state management of investment resources in the industry]. Naukovyi visnyk Akademii munitsypalnoho upravlinnia. Seriia «Upravlinnia», no. 2/2010 (2010): 85-92.

Podliesna, V. H. "Indykatyvne planuvannia: sutnist ta rol u zdi-isnenni innovatsiino spriamovanoho sotsialno-ekonomichnoho rozvytku" [Indicative planning: the nature and role in innovation aimed socio-economic development]. Biuleten Mizhnarodnoho Nobelivs-koho ekonomichnoho forumu vol. 2, no. 1 (3) (2010): 262-267.

Petrov, A. N. et al. Indikativnoe planirovanie: teoriia i puti sovershenstvovaniia [Indicative planning: the theory and ways to improve]. St. Petersburg: Znanie, 2000.

Silvestrov, S. N. "Indikativnoe planirovanie v strategii razvitiia" [Indicative planning development strategies]. Nauchnyy ek-spert, no. 1 (2008): 5-38.

Yevsieieva, O. O. "Metodychnyi pidkhid do rozrobky systemy indykatoriv i prohnozuvannia sotsialno-ekonomichnoho rozvytku rehionu" [The methodical approach to developing a system of indicators and prediction of socio-economic development]. Ekono-michnyi prostir, no. 46 (2011): 62-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.