Научная статья на тему 'Индикативное планирование и туризм. Методы индикативного планирования'

Индикативное планирование и туризм. Методы индикативного планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / INDICATIVE PLANNING / TOURISM / SPECIAL ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москаленко А. Д.

В статье рассмотрены базовые механизмы координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления в России, основы законодательного регулирования, методы и условия внедрения системы индикативного планирования применительно к сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE PLANNING AND TOURISM. THE METHODS OF INDICATIVE PLANNING

The article describes the basic mechanisms of coordinating the interests and activities of state and non-state structures in the management of Russia, the foundations of legal regulation, methods and conditions of introduction of indicative planning in relation to the area of tourism.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование и туризм. Методы индикативного планирования»

УДК 338.22.01

А.Д. Москаленко

аспирант,

кафедра «Экономика туриндустрии», ГАОУВО «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича»

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ТУРИЗМ. МЕТОДЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены базовые механизмы координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления в России, основы законодательного регулирования, методы и условия внедрения системы индикативного планирования применительно к сфере туризма.

Ключевые слова: индикативное планирование, туризм, особая экономическая зона.

A.D. Moskalenko, Senkevich Moscow State Institute of the tourism industry

INDICATIVE PLANNING AND TOURISM. THE METHODS OF INDICATIVE PLANNING

Abstract. The article describes the basic mechanisms of coordinating the interests and activities of state and non-state structures in the management of Russia, the foundations of legal regulation, methods and conditions of introduction of indicative planning in relation to the area of tourism.

Keywords: indicative planning, tourism, special economic zone.

Индикативное планирование - механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов.

Мировое значение рынка туристических услуг весьма велико. По данным Всемирной организации туризма (WTTC) общий объем рынка туристических услуг в мире достигает 7,2 трлн долларов США. В России объем туристических услуг составляет 4,3 трлн рублей и обеспечивает занятость 1,2 млн человек. Общий объем туристических услуг и связанных с ним рынков (строительство гостиниц, деятельность авиакомпаний и т.д.) составляет около 7% ВВП России. Всё это не могло не повлечь за собой активные усилия государственных органов по упорядочению рынка туристических и рекреационных услуг.

Соотношение между общими и частными услугами в сфере рекреации и туризма характеризуется преобладанием последних. Это создает более широкие возможности развития здесь рыночных отношений, что, однако, не должно отрицать их общественной, социальной направленности [6, с. 3].

Высокая доля частных услуг в сфере рекреации ограничивает возможности использования директивного управления этой деятельностью, а, учитывая существенное влияние на экономику государства и значительную социальную роль данной деятельности, оставлять всё на откуп «невидимой руке рынка» было бы опрометчиво.

Государственное управление рекреационной сферой в значительной мере опира-

ется на методы индикативного планирования, которые позволяют соединить и согласовать прогнозы и планы развития экономики государства в целом, концепции социально-экономического развития, государственные направляющие и поддерживающие программы и экономические регуляторы.

Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов, характеризующих состояние и развитие страны в целом, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций в соответствии с процедурами, утвержденными законодательством Российской Федерации [5, с. 11].

Меры стимулирующего характера, осуществляемые государственными органами власти на всех уровнях, а так же государственные контракты и поддержка частных бизнес-структур в основном осуществляет стимулирование и носит направляющий характер. Реализация государственных программ поддержки рекреационно-туристического развития, таких как государственная программа «Развитие культуры и туризма на период 2013-2020 гг.», Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» обеспечивает решение различных задач социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и не возможно.

Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации включает в себя, в том числе, и показатели развития отраслей экономики.

В настоящее время государством активно внедряются механизмы, позволяющие всем заинтересованным сторонам активно участвовать в построении и корректировке государственных планов развития экономики. В частности с 1 июля 2015 года все государственные программы в Российской Федерации подлежат инициативному согласованию. Процедура инициативного согласования осуществляется в электронном виде с использованием Портала государственных программ. В инициативном согласовании принимают участие все федеральные органы исполнительной власти, а также заинтересованные организации. Предложения по доработке государственных программ, представленные в рамках инициативного согласования, поступают на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти, являющийся ответственным исполнителем государственной программы.

Аналогичные механизмы действуют и для принимаемых законов.

Все это позволяет создать долгосрочную общегосударственную программу развития экономики, составной частью которой является туристическо-рекреационная отрасль, и обеспечить ее выполнение. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы, и является способом вовлечения самостоятельных субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию программ развития [5, с. 38].

Помимо косвенного (налогового стимулирования, привлечения к участию в го-

сударственных программах) осуществляются и меры прямого развития. В настоящее время в рамках действия Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью развития санаторно-курортной сферы (ст. 3 закона) созданы семь ОЭЗ: в Краснодарском крае, в Ставропольском крае, на Байкале, в Республике Бурятия, на Алтае и на острове Русский Приморского края.

Обилие параметров и признаков туристической деятельности просит использования системы характеристик, отражающей все нюансы деятельности как отдельно взятой туристической компании, так и всей отрасли в целом.

Однако предлагаемые в настоящее время индикаторы реализации программ развития туристическо-рекреационной сферы представляются важными, но не полными. Программа предусматривает анализ по пяти критериям, все из которых измеряются в относительных величинах (процент прироста):

1. Прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году.

2. Прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом.

3. Прирост числа российских лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году.

4. Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010

года.

5. Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения.

В дополнение к базовым критериям для подпрограммы туризм предусмотрены соответствующие критерии: уровень удовлетворенности качеством услуг, объем платных услуг оказанных в сфере внутреннего и въездного туризма, количество классифицированных средств размещения, количество иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию.

Обращает на себя внимание малое число финансовых показателей, в отличие, например, от отчетов Всемирной организации туризма (WTTC), включающей в себя, например, сравнительные величины прямого и косвенного вклада оборотов в сфере туризма в ВВП, анализа доли государственного участия, как прямого, так и косвенного, анализа объема рынка труда, занятого в соответствующей сфере.

Возможно, было бы так же дополнительно оценивать такие критерии, как гостеприимство, имидж, наличие возможностей для тематического отдыха (активный, пляжный), развитость транспортной инфраструктуры, соотношение цены и качества, учитывать при оценке результатов программы неклассифицированные объекты размещения, благо необходимые данные имеются в предоставляемых организациями, занимающимися размещением, формах статистической отчетности.

Для конкретного региона, исходя из заданных параметров, определяется его конкурентоспособность и формируется его туристический образ.

Статистическая информация, касающаяся развития туризма базируется на учете прибытий и ночевок туристов. Так же Росстат собирает информацию о структуре затрат, видам размещения и оказываемым услугам.

Статистическая отчетность содержит данные, которые позволяют сделать выводы о деятельности хозяйствующего субъекта куда более значимые, чем, если бы пользоваться только бухгалтерской (финансовой) или налоговой отчетностью. Именно статистическая отчетность содержит информацию о грамотности использования производственных помещений, о системе мотивации персонала, что влияет на качество услуг.

Согласно рекомендациям Всемирной туристической организации (UNWTO) статистика туризма должна осуществляться по двум принципиальным разделам: статистика туристических потоков и статистика туристических доходов и расходов.

К показателям туристических потоков относятся количество прибытий и выбытий и длительность пребывания. Исходя из этих данных, определяется уровень туристической активности - отношение потока прибывших на 100 человек населения.

Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимосвязанность и адекватность реальным экономическим показателям и процессам. В целом они составляют систему индикативного планирования, где бюджетные показатели имеют директивный, а остальные прогнозно-информационный характер. Научно обоснованное сочетание методов директивного и индикативного планирования позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.

Однако взаимосвязанные прогнозирование и бюджетирование еще не являются индикативным планированием. Для этого требуется, что бы субъекты были заинтересованы в использовании информацию прогнозно-информативного характера для принятия своих решений, а так же предоставление субъектами сведений о намерениях будущего развития в государственные органы планирования - то есть осуществление обратной связи на принимаемые решения. К сожалению, данные Статистической отчетности, фиксируют картину происходящего, но не позволяют получить полную информацию об финансовых планах субъектов на будущие периоды, что однако в стратегической перспективе, и в среднесрочном планировании является не существенным в силу значительных сроков планирования - по государственной программе в течение 8 лет, среднесрочное и стратегическое планирование - 10-15 лет, что позволяет выполнить необходимые изменения и отклонения.

Заинтересованность стейкхолдеров обеспечивается в первую очередь мерами экономического стимулирования: предоставление льгот, государственных заказов, льготных кредитов и иных мер поддержки.

Управление территориальными туристическими системами разного уровня должно базироваться на понимании стратегического, ориентированного на будущее видения развития и предвидения.

Список литературы:

1. Уткин Э.А. Стратегическое планирование. М., 1998.

2. Азрилиян А.Н. Малый экономический словарь. М., 2000.

3. Борисов А.Н. Большой экономический словарь. М., 1999.

4. Иванова Ю.Н. Экономическая статистика. М., 1999.

5. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2000.

6. Муратова Л.И. Индикативное управление в туристско-рекреационной сфере // Управление экономическими системами. 2011. № 9.

7. Булатов А. С. Экономика. М., 1999.

8. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 1999.

9. Сазонов В.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.