Научная статья на тему 'Индексы социальных настроений в современныхсоциологических центрах'

Индексы социальных настроений в современныхсоциологических центрах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
767
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСН(ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ) / СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ / СО-ЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боченкова Наталья Александровна

Статья посвящена изучению подсчета индексов социального настроения среди социологических центров России, а также выделению основных аспектов жизнедеятельности общества, на основе которых и строится ИСН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индексы социальных настроений в современныхсоциологических центрах»

го изменяется «Я-концепция». И наоборот, изменяющаяся «Я-концепция» воздействует на профессиональное мастерство.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Слав-ская. -М„ 1989.- 159 с.

2. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции // Сборник материалов III Всероссийского съезда практических психологов системы образования. - М., 2003.

3. Деркач A.A. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / A.A. Дер-кач, О.В. Москаленко. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000.

4. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. - Иркутск, 1998.

5. Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. - № 3. - 1990. - С. 45-68.

6. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз. - М.: Гиль-Эстель, 1993.

7. Поддубная A.B. Структура и механизмы становления профессионального самосознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mnio2007.narod.ru/samosoznanie.html (дата обращения: 2007 г.).

8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И Чеснокова. - М., 1977.

9. Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. - М., 1999.

H.A. Боченкова

ИНДЕКСЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ

Аннотация. Статья посвящена изучению подсчета индексов социального настроения среди социологических центров России, а также выделению основных аспектов жизнедеятельности общества, на основе которых и строится ИСН.

Ключевые слова: ИСН (Индекс социального настроения), социальное настроение, социологические центры, социальный оптимизм, социальные институты.

В настоящее время существует несколько социологических центров, которые занимаются изучением социального настроения россиян. Наиболее известны исследования социологических центров Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «Левада-Центр», Фонд общественного мнения (ФОМ).

В «Левада-центре» [1] Индекс социальных настроений (ИСН) рассчитывается с начала 90-х годов XX века. Данный метод основан на использовании интегральных оценок совокупности политических, социальных, экономических настроений, которые формируются в обществе. ИСН является обобщенным показателем динамики массовых настроений общества, который дает количественную оценку влияния массового сознания на развитие страны в

© Боченкова H.A., 2013

целом. ИСН показывает меру влияния субъективного фактора, который отражает воздействие совокупности индивидуальных предпочтений и настроений отдельных людей на развитие общества в целом, на реальное экономическое и политическое поведение населения.

«Левада-Центр» делает акцент на роль прогностической компоненты, связанной с оценкой ожиданий людей. Конкретно учитываются оценки уровня доверия населения к базовым властным институтам общества - разработан новый частный индекс оценок деятельности государственной власти. Все используемые для построения индекса вопросы нацелены на выделение положительных или отрицательных оценок (или направлений изменения этих оценок) с тем, чтобы сконцентрировать внимание на динамике показателя. По каждому вопросу строится индивидуальный индекс как разность долей положительных и отрицательных ответов, и прибавляется 100, чтобы избежать появления отрицательных значений индекса. В свою очередь, Фонд общественного мнения так же строит по каждому показателю индивидуальный индекс, но прибавляет 50, так как за основу берет 50 - как нейтральную линию. Совокупный индекс ИСН рассчитывается как арифметическая средняя из индивидуальных индексов. Таким образом, ИСН изменяется в интервале от 0 до 200, причем значения индекса менее 100 означают преобладание отрицательных оценок.

При построении ИСН Левада выделяет его компоненты — частные индексы, которые объединяют группу индивидуальных индексов, описывающих основные характеристики общественного сознания. Выделяется четыре частных индекса:

• индекс текущего положения семьи, отражающий субъективные оценки материального положения семей респондентов;

• индекс текущего положения страны, объединяющий оценки экономического и политического положения страны в целом;

• индекс ожиданий, отражающий представления людей о своем личном ближайшем будущем и о будущем страны;

• индекс оценки власти, отражающий уровень одобрения деятельности государственной власти в стране.

Начиная с 2008 года ИСН измеряется в ходе репрезентативных выборочных опросов взрослого (18+) городского и сельского населения России. Объем выборки - 1600 респондентов, опрос проводится в режиме интервью. Переход на режим интервью привел к смещению оценок в сторону роста доли благоприятных ответов. В сегодняшней российской действительности в условиях высокой степени неопределенности общественной жизни, низкого уровня доверия практически ко всем институтам общества баланс положительных и отрицательных оценок существенно зависит от возможности ухода от содержательного ответа во время интервью. Если респонденту одновременно с содержательными ответами предлагается возможность выбрать позицию «затруднюсь ответить» (т.е. «уйти от ответа»), люди, склонные к положительным оценкам, пользуются такой возможностью чаще, чем те, кто придерживается отрицательного мнения. Поэтому переход на режим интервью, в рамках которого позиция «затруднюсь ответить» не предъявляется респонденту в явном виде (но учитывается, если респондент сам ее выберет), приводит к росту уровня ИСН максимум на 8 п.п. Но, в свою очередь, ФОМ вообще не берет во внимание категорию «затруднюсь ответить», считая неэффективными в процессе подсчета индекса данные ответы россиян.

В целом переход на новую методику «Левада-центра» измерения ИСН сопровождается незначительным повышением уровня сводного индекса, однако направление изменений и темпы прироста остаются практически неизменными. Это позволило продолжить публикацию рядов ИСН, накопленных с января 1995 года. Представленная на рисунке динамика ИСН включает измерения ИСН в период с января 1995 по июль 2002 г. по старой методике, а начиная с сентября 2002 года и по настоящее время - по обновленной методике. При этом с марта 2008 года данные собираются по измененной выборке.

Рис. Динамика ИСН за период с января 1995 по июль 2002 года.

Вертикальными линиями на рисунке отмечены важные периоды в истории современной России:

- линии с индексами в1-в4: выборы Президента России, всегда, как видно, сопровождающиеся ростом, а затем уже коррекционным снижением общественных настроений;

- линия с индексом I - финансовый кризис 1998 года - неуклонное снижение общественных настроений началось более чем за полгода до августа 1998 года; начавшийся вскоре интенсивный рост общественных настроений продемонстрировал значительный потенциал для выхода из кризиса;

- линия с индексом II - вступление в действие закона № 122-ФЗ - кампания по «монетизации льгот».

Ухудшение общественных настроений очевидно уже осенью 2004 года. Снижение общественного напряжения стало возможным только весной 2005 года после существенных мер, принятых Правительством РФ для смягчения ситуации.

Подход, который использует ФОМ при построении индексов [2], представляет собой следующий вид. Относится он к одному явлению (например, 3 вопроса, фиксирующие отношение к местной власти, или 4 вопроса по самооценке материального положения респондента) перекодированы так, чтобы сумма кодов ответов каждого респондента отражала его индивидуальный индекс соответствующих социальных настроений. А далее просто рассчитывается среднее значение индивидуальных индексов, которое и представляет собой регио-

нальный индекс. Георейтинг - это большой проект Фонда общественного мнения, в рамках которого синхронно проводятся опросы населения в 68 регионах России, в которых проживает 91 % населения страны. Выборка территориальная трехступенчатая стратифицированная: 1954 населенных пункта, в том числе 676 городов, 315 поселков городского типа и 963 села. Объем региональной выборки составляет 500 чел.

Аналитики в разных странах создали немало различных способов измерения, например показателя потребительского доверия, который, в свою очередь, является производным ИСН, при этом учитывая крайнюю важность понятия доверия в современной рыночной экономике. При расчете именно этих показателей используются результаты опросов потребителей на предмет уверенности в текущей экономической ситуации страны и мира в целом. По ним вполне реально можно определить, насколько население готово тратить свои деньги. В конкретном исследовании может эту функцию выполнить частный индекс материального благосостояния - потребительского доверия.

Всероссийский центр изучения общественного мнения [3], как старейший исследовательский центр, проводит ежемесячные построения индексов социального самочувствия. Эмпирической базой расчета индексов, в основе которых лежат динамические ряды, служат данные ежемесячных экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке (обязательным учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному расположению) в 46 регионах, краях и республиках России в 100 населенных пунктах (количество респондентов 1600 человек). Каждому индексу (всего их 5) соответствует один вариант вопроса. Пример: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ТО В КАКОЙ МЕРЕ ВАС УСТРАИВАЕТ СЕЙЧАС ЖИЗНЬ, КОТОРУЮ ВЫ ВЕДЕТЕ? - соответствует индекс «Удовлетворенность жизнью», что вполне является довольно удобным для построения общей картины мониторинга социального самочувствия россиян. Индексы социальных настроений строятся на основе следующих показателей:

1) удовлетворенность жизнью;

2) социальный оптимизм;

3) материальное положение;

4) экономическое положение страны;

5) политическая обстановка;

6) общий вектор развития страны.

Частные индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок. Для анализа и визуализации полученных в ходе исследований динамических рядов используются методы социологического моделирования. Основной принцип построения модели состоит в выявлении соотношения позитивных и негативных настроений в обществе. Возможность получения при этом (в случае преобладания негативных настроений над позитивными) отрицательных величин позволяет зафиксировать некие критические точки в общественном мнении, а главное - в реальном положении дел. При визуализации полученных результатов приближенность, или, напротив, удаленность графических изображений индексов, которые фиксируют состояние паритета позитивных и негативных настроений, отражает наличие или отсутствие критических точек.

Одним из важных направлений исследовательской деятельности ВЦИОМ является анализ динамики ряда социальных индикаторов, отражающих: а) уровень и тенденции социального самочувствия населения; б) оценки россиянами положения дел в стране и в) оценки деятельности основных демократических институтов российского общества. В исследовательской и аналитической практике различных центров, занимающихся изучением общественного мнения, используются различные методические подходы к расчету индексов. Основной мотив построения данной модели состоит в выявлении соотношения позитивных и негативных настроений в обществе. Возможность получения при этом (в случае преобладания негативных настроений над позитивными) отрицательных величин позволяет зафиксировать некие критические точки в общественном мнении, а главное - в реальном положении дел. При визуализации полученных результатов приближенность или, напротив, удаленность графических изображений индексов от оси ОХ, фиксирующей состояние паритета позитивных и негативных настроений, как раз и отражает наличие (отсутствие) этих самых критических точек. На основании частных индексов, рассчитываемых по трем группам показателей, определяются три комплексных индекса: социального самочувствия населения, положения дел в стране и деятельности демократических институтов.

Комплексные индексы рассчитываются как средние из частных индексов соответствующей группы показателей. Такой подход к расчету комплексных индексов представляется вполне оправданным, поскольку частные индексы по каждой из трех выделенных групп рассчитываются на основе вопросов с равновесными шкалами ответов. Исключение составляет показатель приспособленности к переменам с особой шкалой (см. приложение «Показатели индексов общественных настроений»), который не включается нами в расчет комплексного индекса. Следовательно, можно их представить:

- комплексный индекс социального самочувствия рассчитывается как среднее значение частных индексов удовлетворенности жизнью, материального положения и прогноза своей жизни в годичной перспективе (3 показателя);

- комплексный индекс положения дел в стране - как среднее значение частных индексов экономического положения, политической ситуации и правильности направления дел в стране (3 показателя);

- комплексный индекс развития демократии - как среднее значение частных индексов оценки деятельности отдельных демократических институтов (14 показателей).

Таким образом, в некоторых аспектах явно просматриваются довольно схожие методики подсчета индекса социального настроения, но также существуют и определенные различия при расчете и построении данного индекса среди социологических центров России.

Библиографический список

1. Официальный сайт «Левада-Центра» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/

2. Официальный сайт Фонда общественного мнения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fom.ru/

3. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.