Научная статья на тему 'Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса'

Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Публикуются материалы мониторинга № 6 за сентябрь 2011 г., проведенного консалтинговой компанией «Финист» и Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса»

42 (84) - 2011

Мониторинг

ИНДЕКС

КРЕДИТНОГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА*

Методика исследования. Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса рассчитывается Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства и консалтинговой компанией «Финист» с февраля 2010 г. Этот показатель отражает настроения банков, их готовность кредитовать малый бизнес.

Основные черты такой готовности - открытость для клиентов (доступность информации о кредитовании), динамичность (изменения предложений для клиентов вслед за конкурентами), стремление к совершенствованию (улучшение качества сервиса, активное консультирование).

Ориентация на оценку конъюнктуры именно банковского рынка является отличительной чертой индекса кредитного благоприятствования в сравнении с мониторингами Общероссийской общественной организации «ОПОРа России» и НБ «ТРАСТ», ориентированных на отслеживание динамики экономического положения малых предприятий и их ожиданий на финансовом рынке.

Отправной точкой для анализа является не банк, а каждая отдельная программа кредитования. По сравнению с кредитованием вообще программа имеет большую ценность, удовлетворяя конкретные потребности клиентов. Чем более четко сформулировано содержание программы, тем более полезна она для потребителя. Сам факт наличия программ в банках уже является важным индикатором готовности банка кредитовать.

В идеале программы кредитования должны быть ориентированы на решение конкретных эко-

* Публикуется по материалам мониторинга № 6 за сентябрь 2011 г., проведенного консалтинговой компанией «Финист» и Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://www.finistconsult.ru/icb. html.

номических вопросов и соответствовать определенному ряду требований, в частности иметь:

• название;

• цели предоставления финансирования;

• четко формализованное описание потенциальных заявителей, включая отраслевую принадлежность, масштаб деятельности, географию бизнеса и т. п.;

• ценовые условия сотрудничества, включая различные возможности оплаты услуг банка (фиксированные и плавающие процентные ставки);

• долю участия банка в общем финансировании проекта;

• сроки предоставления финансирования, включая возможности отсрочки платежей по процентам, основному долгу и т. п.;

• порядок обеспечения по предоставленному финансированию;

• ограничения действия программы конкретными временными рамками.

При анализе программ аналитики не прибегают к унификации критериев отнесения предприятий к малому или крупному бизнесу, ориентируясь на параметры, которые задают сами банки (так, минимальные суммы кредитования малых и средних компаний начинаются от 100 тыс. руб., а максимальные превышают 100 млн руб.).

Использование общего и частных индексов позволяет отслеживать и общие тенденции рынка, и относительную конкурентоспособность банков друг к другу по отдельным аспектам - общее позиционирование на рынке (сайт, маркетинговые акции и пр.), уровень компетенции и квалификации в анализе потребностей целевой аудитории (содержание кредитных программ), уровень организационного планирования и контроля (консультирование клиентов).

финансовая аналитика

проблемы и решения

Результаты исследования могут быть использованы банками для:

• формирования ценовой политики банка и своевременной актуализации условий предложения услуг;

• актуализации продуктового ряда в соответствии с маркетинговой политикой конкурентов, в том числе при разработке новых целевых продуктов для малого бизнеса;

• оптимизации продвижения кредитных услуг для малого бизнеса, а также отдельных бизнес-процедур, связанных непосредственно с рассмотрением кредитных заявок и выдачей кредитов;

• оценки текущей ситуации и прогнозирования таких параметров, как кредитная активность, склонность рынка к риску, экономическая динамика сектора малого бизнеса.

База исследования. Исследование охватывает 20 крупнейших банков на рынке кредитования малого и среднего бизнеса (табл. 1). В качестве основного показателя для составления рейтинга был выбран совокупный портфель кредитов (использовались данные рейтинга РБК, а также собственные оценки на основании информации, публикуемой в СМИ). Совокупный кредитный портфель по кредитам малым и средним предприятиям данных банков на 01.01.2010 составлял более 1,4 трлн руб.

Методика расчета индекса. Индекс кредитного благоприятствования рассчитывается на основании оценки банка в целом и отдельных его программ по формализованному набору критериев. В ходе разработки индекса были проанализированы несколько десятков критериев, из которых были отобраны 11 основных1.

Основные принципы отбора критериев:

• доступность (наличие возможности для регулярного использования и сопоставления разновременных данных);

• динамичность (подверженность изменениям в зависимости от проводимой банком маркетинговой политики);

• дифференцированность (способность отражать различия в рыночной политике банков);

• возможность для управленческих воздействий на основании результатов мониторинга.

1 Предусмотрено изменение набора критериев оценки, если они перестают соответствовать предъявляемым требованиям, в частности дифференцировать банки. В течение года допустимо изменение не более одного критерия, чтобы обеспечить необходимую преемственность данных.

Таблица 1

Портфель кредитов малому и среднем бизнесу в 2009-2010 гг., тыс. руб.*

Банк 2010 2009 Динамика 2010/2009, %

Сбербанк России 528 794 469 774 13

Россельхозбанк 300 000 277 463 8

ВТБ24 79 360 71 186 11

УРАЛСИБ 74 963 61299 22

«АК БАРС» Банк 50 000 50 000 0

«Возрождение» 48 700 43 027 13

Банк Интеза 40 000 38 887 3

Банк Москвы 40 000 50 000 -20

«Юниаструм Банк» 37 121 14 027 165

МИнБ 35 000 - -

Промсвязьбанк 25 847 22 534 15

Транскредитбанк 24 091 21 422 0

НБ «ТРАСТ» 21927 10 523 108

Инве стторгбанк 21780 16 081 35

ЛОКО-Банк 17 596 10 637 65

НОМОС-БАНК 15 000 10 641 41

Росевробанк 14 800 7 500 97

МДМ-Банк 14 000 14 000 0

НТБ 11 515 8 369 38

Росбанк 11 000 10 000 10

* Список исследуемых банков может меняться в связи с изменениями их положения на рынке, однако не более чем на 10 % ежегодно, чтобы обеспечить необходимую преемственность данных. По сравнению с мониторингом 2010 г. в марте 2011 г произошло обновление перечня - СБ-Банк уступил место Московскому индустриальному банку (МИнБ), который, по актуализированным данным, имеет больший портфель кредитов для малого и среднего бизнеса.

Источники: данные рейтингового агентства «Эксперт РА», РБК, сайта http://www.creditforbusiness.ru.

Отобранные критерии оценки:

1. Кредитная политика:

- ставка кредитования;

- требования к сроку деятельности заемщика;

- готовность кредитовать под залог приобретаемого имущества;

- ставка дисконтирования;

2. Маркетинговая активность:

- наличие на сайте банка специального раздела для малого бизнеса;

- проведение банком специальных акций по кредитным продуктам или рекламных мероприятий;

- наличие у банка специальных программ кредитования;

- уровень презентации программ кредитования;

3. Организация консультирования:

- готовность предоставлять клиенту информацию о кредитовании;

финансовая аналитика

проблемы и решения

- субъективная оценка сотрудниками банка текущей возможности кредитовать предприятие;

- наличие выходов на клиента по инициативе банка после первичного контакта.

Каждый из критериев оценивается от 0 до 3 баллов. Затем оценки взвешиваются для расчета частных индексов (наибольший вес имеет блок «Кредитная политика», наименьший - «Качество консультирования»):

• индекс кредитной политики отражает оценку банком рисков кредитования малого бизнеса, стоимость ресурсной базы банка (объекты оценки: ставки кредитования, требования к заемщику);

• индекс маркетинговой активности является индикатором специализации банка на кредитовании малого бизнеса (объекты оценки: сайт банка, маркетинговые акции, кредитные программы);

• индекс качества консультирования является индикатором уровня организации и контроля продаж в банке (объекты оценки: этапы консультирования клиентов по телефону). Интегральный индекс кредитного благоприятствования является суммой частных индексов, отражающих изменение активности банков по отдельным направлениям работы с малым бизнесом.

Все оценки по индексам приведены в баллах. Оценка по критериям строго формализована, что обеспечивает сопоставимость результатов разновременных мониторингов, позволяет осуществлять внутренний контроль, а также в случае необходимости перепроверять результаты мониторинга.

Результаты мониторинга: предвыборное торможение. Индекс кредитного благоприятствования впервые с начала мониторинга показал снижение (-7 % по сравнению с мартом текущего года). Легкая стагнация индекса была отмечена и осенью 2010 г., однако сейчас ситуацию, по-видимому, усугубляют грядущие выборы, отнимающие время и деньги и у предпринимателей, и у банков.

Не создают оптимизма и международные новости - маловероятно, что в ближайшее время рост мировой экономики восстановится. Конкуренция за экспортные рынки будет усиливаться, и шансы российского предпринимателя снижаются не только на внешних рынках, но и на внутреннем, где отмечается устойчивый рост импорта. Это не может иметь положительного влияния на инвестиционную активность малых предприятий.

Банки в этой ситуации не намерены защищать отечественный бизнес. Наоборот, располагая огромной ликвидностью, они могут позволить кредитовать своих европейских коллег, поскольку считается слишком рискованно делать это применительно к российским малым предприятиям. Центральный банк РФ тоже так считает, определяя суровые требования к резервированию. Аналогично считают, по-видимому, и в правительстве, игнорируя проблемы с рисками, хотя в мировой практике немало примеров, когда государство забирает часть кредитных рисков на себя, чтобы создать стимулы для развития малого предпринимательства.

Риски высоки, когда банковские программы кредитования слабо учитывают специфику малого бизнеса и нацелены на то, чтобы выдать больше денег под больший процент, а не на то, чтобы гарантированно получить свое, плюс умеренный процент, плюс комиссионные, растущие вместе с ростом бизнеса клиентов. На существующих условиях в период перемен, очевидно, будут брать кредиты лишь очень нуждающиеся.

Как результат, в 2011 г. официальная просроченная задолженность продолжала расти вслед за увеличением кредитного портфеля банков (в августе она составила 9,1 % от портфеля). Отдельные частные банки просто уходят из сектора, чтобы не усугублять своих проблем.

Государственные банки, доля которых на рынке кредитования малого бизнеса уже перевалила за 2/3, тоже слишком торопятся навстречу предпринимателям. Хотя за 2010-2011 гг. Сбербанк России и Россельхозбанк заметно улучшили качество своих кредитных продуктов, они все еще остаются аутсайдерами по качеству консультирования. Не видно их попыток развивать рынок финансирования малого бизнеса - кредитные продукты аналогичны продуктам коммерческих банков. Но для выполнения планов этим банкам пока достаточно перехватывать долю рынка у частных кредитных организаций. А это пока не требует изменения сложившихся подходов к кредитованию предпринимателей.

Индекс кредитного благоприятствования. Этот индекс в сентябре 2011 г. составил 184 балла, снизившись по сравнению с мартом 2011 г. на 7 % (рис. 1). Это первое снижение индекса за весь период измерений с февраля 2010 г.

Снижение индекса кредитного благоприятствования было обусловлено в первую очередь ухудшением показателей качества консультирова-

Рис. 1. Индекс кредитного благоприятствования, баллы

3 000 000

2 000 000

1000 000

СП

о о

СП

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП

о о

Общая сумма задо п ж с н н ости -Г1 ро с р оч е нн ая за дол ж е н ко сть (п рэв ая шк ал а)

Источник: данные Центрального банка РФ с учетом сведений государственной корпорации «Банк развития и внешнеэконо мической деятельности (Внешэкономбанк)».

Рис. 2. Общая сумма задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства, млн руб.

ных заемщиков не только выплатить долг, но и в полной мере платить проценты -банкам приходится перекредитовывать их уже на эти цели, чтобы придать своим портфелям более пристойный вид.

По итогам сентябрьского мониторинга лидерство перешло к УРАЛСИБу и Росбанку (231 балл). УРАЛСИБ последовательно повышал активность в секторе кредитования малого бизнеса, хотя не является (и не являлся) лидером ни в одном из исследуемых направлений: кредитной политики, маркетинговой активности, организации консультирования (табл. 2).

Росбанк уже занимал первую строчку рейтинга по итогам 2010 г. За прошедший период учреждению не удалось поддерживать высокое качество консультирования клиентов, что, вероятно, обусловлено объединением бизнеса с BSGV. Вместе с тем банк не пересматривал кредитной политики, поэтому в сравнении с основными конкурентами она стала более мягкой и привлекательной для клиентов.

Промсвязьбанк, вырвавшийся на первое место по итогам мартовского мониторинга, снова показал нестабильное

Таблица 2

Банковский индекс кредитного благоприятствования, баллы

300 000

200 000

100 000

ния и продаж, а также снижением маркетинговой активности банков.

Как и в 2010 г., наблюдается осеннее снижение активности банков в борьбе за клиентов. В текущем году оно усугублено предвыборной ситуацией, которая накладывает отпечаток и на кредитную политику банков, и на инвестиционную политику заемщиков.

Не создает стимулов для роста рынка кредитования и ситуация с просроченной задолженностью, которая составляет 9,1 % от портфеля кредитов.

Данные Центрального банка РФ тем не менее зафиксировали медленный рост объема задолженности малых предприятий - по сравнению с февралем 2011 г. задолженность увеличилась на 16 % (рис. 2). Впрочем, некоторые эксперты прямо говорят о том, что этот рост обусловлен неспособностью проблем-

Значение

Банк Среднее, Март Сентябрь

2010 г. 2011 г. 2011г.

УРАЛСИБ 194 235 231

Росбанк 216 231 231

ЛОКО-Банк 209 207 229

Промсвязьбанк 189 266 221

«Возрождение» 169 177 217

Сбербанк России 194 218 216

ВТБ24 174 223 215

НОМОС-БАНК 191 223 205

Банк Интеза 157 184 192

Россельхозбанк 139 178 190

«АК БАРС» Банк 158 203 175

НБ «ТРАСТ» 212 211 173

МДМ-Банк 177 192 171

НТБ 135 145 171

«Юниаструм Банк» 144 160 167

Росевробанк 143 180 166

Банк Москвы 176 210 164

Инве стторгбанк 146 167 164

Транскредитбанк - - 92

МИнБ - 143 80

качество консультирования клиентов, что вместе с некоторым ужесточением кредитной политики привело к снижению его позиций в рейтинге до четвертого места.

На втором месте оказался ЛОКО-Банк (229 баллов), который стабильно входит в пятерку лидеров. Впрочем, банк проводит весьма осторожную и малозаметную работу по управлению продуктовым рядом для малого бизнеса, поэтому вторая позиция в рейтинге достигнута в основном благодаря снижению активности ближайших конкурентов.

BSGV был исключен из мониторинга ввиду перевода его бизнеса в Росбанк. Заместивший его в списке Транскредитбанк показал достаточно скромные результаты (92 балла), что также повлияло на общее снижение индекса кредитного благоприятствования. Кроме того, банк фактически игнорирует клиентов «с улицы», ориентируясь на обслуживание уже существующего пула. Аналогичная ситуация отмечена и в Московском индустриальном банке (52 балла), где ограничивают кредитование новых клиентов, что и привело к резкому снижению индекса банка.

В подвешенном состоянии находится кредитование в Банке Москвы. Конфликтная сделка с ВТБ привела к оттоку клиентуры, дополнительным стимулом для ухода стало ужесточение требований к кредитованию, хотя ставки пока не увеличились (164 балла).

Россельхозбанк, наоборот, постепенно улучшает свои позиции в рейтинге. За прошедший период банк обновил линейку кредитных продуктов для малого бизнеса, сократил ряд требований к потенциальным заемщикам (190 баллов).

Индекс кредитной политики. Этот индекс отражает позиции банков с точки зрения благоприятности экономических условий кредитования, а именно - запрашиваемой стоимости кредита и обеспечения по нему.

В сентябре 2011 г. индекс кредитной политики (рис. 3) составил 71 балл, почти не изменившись в сравнении с предыдущим мониторингом в марте 2011 г. (72 балла).

На протяжении всего 2010 г. наблюдалось смягчение кредитной политики, и прежде всего снижение ставок кредитования, к началу 2011 г. эта тенденция стала затухать. Более того, сентябрьский мониторинг указывает на то, что отдельные банки

02.2010 05.2010 08.2010 11.2010 02.2011 05.2011 08.2011

Рис. 3. Индекс кредитной политики, баллы

стали повышать ставки кредитования вслед за повышением ставки рефинансирования до 8,25 %.

Максимальное значение индекса кредитной политики по-прежнему принадлежит Сбербанку России (табл. 3). На вторую позицию вышел Рос-сельхозбанк. Также в пятерку банков по индексу кредитной политики вошли ЛОКО-Банк, УРАЛСИБ и Росбанк.

Средняя ставка по кредитам на 12 мес. (рис. 4) среди топ-20 снизилась до 14,9 %. Лидером рейтинга процентных ставок остается Сбербанк России, чья ставка (13 %) по-прежнему является наиболее привлекательной (табл. 4). Такую же ставку после

Таблица 3

Банковский индекс кредитной политики, баллы

Банк Значение

Среднее, 2010 г. Март 2011 г. Сентябрь 2011 г.

Сбербанк России 89 104 111

Россельхозбанк 54 71 103

ЛОКО-Банк 81 91 99

УРАЛСИБ 72 79 91

Росбанк 72 78 91

ВТБ24 70 85 84

Банк Москвы 72 84 78

«Возрождение» 62 69 76

НТБ 52 67 76

НОМОС-БАНК 64 67 67

Транскредитбанк - - 65

Промсвязьбанк 56 83 65

«АК БАРС» Банк 63 47 65

«Юниаструм Банк» 58 64 64

Росевробанк 65 79 61

МДМ-Банк 37 58 59

МИнБ 52 52

Банк Интеза 46 59 45

НБ «ТРАСТ» 59 67 42

Инве стторгбанк 53 70 35

Рис. 4. Индикативные ставки кредитования (кредиты на срок 12 мес.) в банках топ-20, % годовых*

* Под индикативной ставкой кредитования называется средняя ставка (с учетом разовых комиссий за выдачу и обслуживание кредита), декларируемая при обращении в банк потенциального клиента. При расчете ставки не учитываются беззалоговые кредиты. В действительности ставка может отличаться от приводимой в зависимости от специфики заемщика, непредвиденных расходов по обслуживанию кредита и т. п. При исследовании организатор прилагает усилия для обеспечения единообразия условий обращений в исследуемые банки.

Таблица 4

Индикативные ставки кредитования (кредиты на срок 12 мес.), % годовых

Банк Значение

Среднее, 2010 г. Март 2011 г. Сентябрь 2011 г.

Россельхозбанк 15 14 13

Сбербанк России 14 13 13

Банк Москвы 14 14 14

«Возрождение» 15 14 14

ВТБ24 17 15 14

НТБ 18 17 14

УРАЛСИБ 17 15 14

Транскредитбанк - - 14

«АК БАРС» Банк 18 16 15

ЛОКО-Банк 16 15 15

Росбанк 17 15 15

«Юниаструм Банк» 19 16 15

Банк Интеза 21 16 16

МДМ-Банк 22 16 16

НОМОС-БАНК 18 16 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Промсвязьбанк 20 15 16

Росевробанк 18 15 16

МИнБ - 16 16

Инвестторгбанк 19 15 18

НБ «ТРАСТ» 22 19 20

Требования к сроку деятельности заемщиков за прошедший период несколько смягчил Промсвязьбанк, который теперь готов кредитовать предприятия с историей от девяти месяцев. Новые условия кредитования Россельхозбанка допускают историю ведения бизнеса от трех месяцев. По всей видимости, в части кредитной политики банк ставит себе задачу ни в чем не отставать от Сбербанка России. ЛОКО-Банк, наоборот, увеличил требуемый срок ведения бизнеса до 12 мес.

В большинстве банков ориентируют срок деятельности заемщика на 12 мес., хотя требования могут ужесточаться для больших сумм (как, например, в Промсвязьбанке) или определенных отраслей. К примеру, для торговых компаний в ВТБ24 минимальный срок работы на рынке 12 мес. против 6 мес. для прочих заемщиков. А в Сбербанк России торговые компании могут обращаться за кредитом всего через 3 мес. работы (табл. 5).

Таблица 5

Минимальные требования банков к длительности ведения хозяйственной деятельности заемщиков, мес.

обновления продуктовой линейки для малого бизнеса теперь предлагает Россельхозбанк. Вплотную к ним примыкают «Возрождение», НТБ и Банк Москвы, чья ставка составила 14 %.

Банк Значение

Декабрь 2010 г. Март 2011 г. Сентябрь 2011 г.

Сбербанк России 3 3 3

Россельхозбанк 12 12 3

«АК БАРС» Банк 6 6 6

Банк Москвы 6 6 6

ВТБ24 6 6 6

НБ «ТРАСТ» 6 6 6

УРАЛСИБ 6 6 6

НОМОС-БАНК 12 6 6

Росбанк 12 6 6

Росевробанк 12 6 6

НТБ 6 6 6

Промсвязьбанк 12 12 9

ЛОКО-Банк 6 6 12

Инве стторгбанк - 12 12

МИнБ - 12 12

Транскредитбанк 12 12 12

«Возрождение» 12 12 12

Банк Интеза 12 12 12

«Юниаструм Банк» 12 12 12

МДМ-Банк 18 12 12

Банки продолжают увеличивать максимальные декларируемые сроки кредитования, которые достигают до 15 лет («Юниаструм Банк»). Кредиты до 10 лет предлагают ВТБ24 (на покупку залогового имущества банка), Банк Интеза, Сбербанк России, НОМОС-БАНК и УРАЛСИБ, а с 2011 г. -Промсвязьбанк, Россельхозбанк, «АК БАРС» Банк, МДМ-банк (табл. 6).

По сравнению с посткризисным 2010 г. банки стали более охотно кредитовать под залог товаров в обороте - более половины учреждений имеют в своем портфеле кредитные продукты, позволяющие использовать товары как основной залог (50-60 % и более в составе залогового имущества - табл. 7).

Существенных трансформаций в среднерыночных ставках дисконтирования не произошло. Изменение практики применения дисконтов отдельными банками для конкретного вида залога (в нашем случае - грузового транспорта, табл. 8) обусловливается состоянием кредитного портфеля банка, платежной дисциплиной клиентов, а также статистической базой, используемой при расчете рисков кредитования конкретных групп клиентов.

Индекс маркетинговой активности. Этот индекс маркетинговой активности отражает усилия, предпринимаемые банками для привлечения к со-

Таблица 6

Максимальные декларируемые сроки кредитования, мес.

Таблица 7

Особенности использования в качестве обеспечения товаров в обороте*

Неболь- Только как

шая доля дополни- Как основ-

Банк в залоге тельный за- ной залог

(не более лог (не более (50-60 °% и

30 %) 40-50 %) более)

«АК БАРС» Банк X

Банк Москвы X

Транскредитбанк X

«Возрождение» X

ВТБ24 X

Инвестторгбанк X

Банк Интеза X

ЛОКО-Банк X

МДМ-Банк X

НОМОС-БАНК X

НТБ X

Промсвязьбанк X

Росбанк X

Росевробанк X

Россельхозбанк X

МИнБ X

Сбербанк России X

НБ «ТРАСТ» X

УРАЛСИБ X

«Юниаструм Банк» X

* Здесь и далее приведены оценки, составленные на основании информации, полученной от менеджеров банков. В действительности анализируемые параметры могут отличаться от декларируемых при обращении потенциального клиента в зависимости от специфики заемщика, конъюнктуры на финансовом рынке и т. п. При исследовании организатор прилагает усилия для обеспечения единообразия условий обращений в исследуемые банки.

трудничеству малых предприятий (работа в Интернете, маркетинговые и рекламные акции, разработка и продвижение новых кредитных программ).

В сентябре 2011 г. индекс маркетинговой активности (рис. 5) составил 73 балла, увеличившись на 1 % по сравнению с мартом 2011 г. С начала мониторинга индекс маркетинговой активности вырос на 24 %, тогда как индекс кредитной политики прибавил 40 %.

Лидерские позиции по маркетинговой активности на протяжении всего мониторинга с 2010 г. делят Промсвязьбанк, НБ «ТРАСТ» и Росбанк (табл. 9).

Промсвязьбанк по-прежнему имеет одну из наиболее диверсифицированных линеек программ кредитования малого бизнеса, отличается от конкурентов высокой степенью открытости информации об условиях кредитования. За прошедший период банк запустил программу лояльности, предполагающую возможность получения кредита по снижен-

Банк Значение

Декабрь 2010 г. Март 2011 г. Сентябрь 2011 г.

«Юниаструм Банк» 180 180 180

ВТБ24 120 120 120

Банк Интеза 120 120 120

Сбербанк России 120 120 120

УРАЛСИБ 120 120 120

НОМОС-БАНК 120 120 120

Промсвязьбанк 84 120 120

Россельхозбанк 96 96 120

МДМ-Банк 84 84 120

«АК БАРС» Банк 36 36 120

НБ «ТРАСТ» 84 84 84

Росбанк 84 84 84

Росевробанк 60 60 60

«Возрождение» 60 60 60

Банк Москвы 60 60 60

Транскредитбанк - - 60

ЛОКО-Банк 60 60 60

Инве стторгбанк 36 60 60

МИнБ - 60 60

НТБ 36 36 36

Таблица 8

Особенности использования в качестве обеспечения грузового транспорта не старше пяти лет

Таблица 9

Банковский индекс маркетинговой активности, баллы

Банк Величина дисконта

30-40 % 40-50 %% 50 %о и более

«АК БАРС» Банк X

Банк Москвы X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транскредитбанк X

«Возрождение» X

ВТБ24 X

Инвестторгбанк X

Банк Интеза X

ЛОКО-Банк X

МДМ-Банк X

НОМОС-БАНК X

НТБ X

Промсвязьбанк X

Росбанк X

Росевробанк X

Россельхозбанк X

МИнБ X

Сбербанк России X

НБ «ТРАСТ» X

УРАЛСИБ X

«Юниаструм Банк» X

Банк Значение

Среднее, 2010 г. Март 2011 г. Сентябрь 2011 г.

Промсвязьбанк 104 108 108

НБ «ТРАСТ» 94 108 99

Росбанк 101 99 99

УРАЛСИБ 66 81 90

Банк Интеза 69 71 90

«Возрождение» 60 65 82

НОМОС-БАНК 74 81 81

«Юниаструм Банк» 65 71 80

ВТБ24 44 74 74

ЛОКО-Банк 64 73 73

Росевробанк 16 37 73

Сбербанк России 65 82 73

Инве стторгбанк 53 54 72

МДМ-Банк 85 80 71

«АК БАРС» Банк 68 81 71

НТБ 56 53 63

Россельхозбанк 47 64 55

Банк Москвы 65 72 54

МИнБ - 37 28

Транскредитбанк - - 18

02.2010 05.2010 08.2010 11.2010 02.2011 05.2011

Рис. 5. Индекс маркетинговой активности, баллы

ной процентной ставке для тех клиентов, которые обращаются за кредитом повторно, а также более высокую скорость рассмотрения заявки на повторный кредит. До конца 2011 г. по ряду продуктов банк отменил комиссии, а также разработал специальное предложение совместно с HYUNDAI.

Необходимо отметить дальнейшее развитие партнерских программ банков (табл. 10). Промсвязьбанк за прошедший период разработал партнерскую программу с HYUNDAI, позволяющую кредитовать клиентов сроком на пять лет в пределах 30 млн руб.

Похожие программы сегодня действуют в ВТБ24, НБ «ТРАСТ», Сбербанке России.

08.2011

Анализ структуры кредитных программ показывает, что в банковском предложении преобладают оборотные (до 36 % всех проектов) и универсальные (еще 28 %) программы, которые являются преимущественно краткосрочными.

Целевые долгосрочные программы занимают пока незначительное место в продуктовых линейках банков, а у многих банков и вовсе отсутствуют. Все это существенно ограничивает потенциал спроса на кредиты со стороны малого бизнеса, так как малые компании недостаточно маневренны в отношении требований, предъявляемых банками в рамках универсальных продуктов.

Число кредитных программ для малого бизнеса (рис. 6, табл. 11) среди банков топ-20 выросло и составило 136 в III квартале 2011 г. Наиболее диверсифицированная линейка программ у Россельхозбанка (15 программ можно отнести к ориентированным на малый бизнес). Однако портфель программ выглядит достаточно неуклюжим, цели проектов пересекаются, что, учитывая слабую коммуникационную активность банка на рынке кредитования малого бизнеса, может создавать сложности в выборе для потенциальных клиентов.

Таблица 10

Партнерские программы банков

Вид партнерских программ (банк) Выгода для банка Выгода для потенциального клиента

Информационные («Возрождение») Рост бизнеса клиентов - рост комиссионных доходов, повышение лояльности клиентов База потенциальных клиентов, имеющих более высокую лояльность, нежели клиенты «с улицы»

Агентские (УРАЛСИБ) Рост доходов по всем видам продуктов, участвующим в программе Финансовое поощрение за привлечение клиентов, возможность расширения бизнеса за счет заемных средств банка или предоставления своим потребителям комплексных услуг

Кредитные (ВТБ24, НБ «ТРАСТ», Сбербанк России, Промсвязьбанк) Рост бизнеса клиентов - рост комиссионных доходов и доходов по кредитным продуктам Льготные условия кредитования за счет поддержки компании - партнера банка

11

Прочие целевые

Целевые на приобретение оборудования Целевые на приобретение транспорта Целевые на приобретение недвижимости Нецелевые инвестиционные

Оборотные

Универсальные

Рис. 6. Структура кредитных программ банков топ-20, %

Таблица 11

Уровень презентации кредитных программ*

Банк Количество программ Уровень презентации

Россельхозбанк 15 АА

Сбербанк России 12 АА

Промсвязьбанк 10 ААА

НБ «ТРАСТ» 10 ААА

ЛОКО-Банк 9 АА

Росбанк 8 ААА

УРАЛСИБ 8 ААА

ВТБ24 7 А

Банк Интеза 7 ААА

НОМОС-БАНК 7 ААА

Росевробанк 7 АА

«Возрождение» 6 АА

НТБ 6 ААА

«АК БАРС» Банк 5 ААА

«Юниаструм Банк» 5 ААА

Инве стторгбанк 4 АА

МДМ-Банк 4 ААА

Банк Москвы 3 АА

* Уровень презентации - полнота и релевантность предоставляемой (на сайте и при телефонном консультировании) информации о кредитах с точки зрения клиента, рассматривающего несколько банков. ААА - высокий уровень презентации, АА - средний, А - низкий.

На втором месте по числу программ Сбербанк России - 12 проектов в достаточной мере покрывают основные потребности малых предприятий. Большой выбор программ, в том числе целевых, а также продуманная структура продуктовой линейки (еще ряд банков имеют близкую структуру, но с явным преобладанием оборотных программ) позволили второй раз назвать Сбербанк России лучшим банком по доступным программам кредитования для малого бизнеса.

Третье место у Промсвязьбанка и банка НБ «ТРАСТ» - 10 программ, из которых половину можно классифицировать как универсальные и оборотные, различающиеся в основном по суммам и срокам кредитования.

Индекс качества консультирования. Этот индекс является индикатором уровня организации и контроля продаж в банке. От того, насколько удачно маркетинговые разработки были внедрены в сети, как происходит консультирование клиентов, зависят и позиции банка на рынке.

При этом, в отличие от кредитной политики, во многом определяемой требованиями надзорных органов и конъюнктурой на финансовых рынках, организация продаж (как и маркетинговая работа) достаточно доступна для управленческих воздействий.

В первом квартале 2011 г. зафиксировано снижение индекса качества консультирования на 25 % (рис. 7). Наибольшее снижение показателей отмечено в МИнБ, Банке Москвы, Промсвязьбанке, Росевробанке, УРАЛСИБе, «АК БАРС» Банке. В Транскредитбанке, впервые участвующем в мониторинге, консультирование внешних клиентов по сути не производится (табл. 12).

Оценка готовности менеджером банка кредитовать заемщика (табл. 13) является хорошим индикатором настроений участников рынка. Число банков с наиболее оптимистичными оценками с

7х"

63

02,2010 05.2010 08.2010 11.2010 02.2011 05.2011

Рис. 7. Индекс качества консультирования и продаж,

декабря 2010 г. существенно увеличилось - теперь их более половины в рейтинге.

Карта рынка. Интегральным результатом мониторинга является карта рынка, отражающая различия в позиционировании отдельных игроков. Основными переменными для группировки банков были выбраны кредитная и маркетинговая политика. На основании этих критериев участники рынка делятся на четыре группы, отражающие позиционирование банка относительно прочих.

1. «Звезды» - банки, характеризующиеся высокой маркетинговой активностью и жесткой кредит-

Таблица 12

Банковский индекс качества консультирования и продаж, баллы

Значение

Банк Среднее, Март Сентябрь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 г. 2011 г. 2011 г.

«Возрождение» 43 43 59

НОМОС-БАНК 52 75 57

ВТБ24 61 64 57

Банк Интеза 42 54 57

ЛОКО-Банк 64 43 57

Инвестторгбанк 40 43 57

УРАЛСИБ 57 75 50

Промсвязьбанк 30 75 48

МДМ-Банк 56 54 41

Росбанк 43 54 41

«АК БАРС» Банк 28 75 39

Росевробанк 62 64 32

Банк Москвы 39 54 32

Россельхозбанк 38 43 32

НБ «ТРАСТ» 60 36 32

Сбербанк России 41 32 32

НТБ 37 25 32

«Юниаструм Банк» 27 25 23

Транскредитбанк - 68 9

МИнБ - 54 0

ной политикой. Это Промсвязьбанк, НБ «ТРАСТ», Банк Интеза, НОМОС-БАНК, «Юниаструм Банк», Росевробанк.

2. «Претенденты» - банки, характеризующиеся высокой маркетинговой активностью, умеренной или мягкой кредитной политикой. Это Росбанк, УРАЛСИБ, «Возрождение», ВТБ24, Сбербанк России, ЛОКО-Банк.

3. «Догоняющие» - банки, характеризующиеся умеренной или низкой маркетинговой активностью и мягкой кредитной политикой. Это НТБ, Россель-хозбанк, Банк Москвы.

4. «Нишевые» - банки, характеризующиеся умеренной или низкой маркетинговой активностью и жесткой кредитной политикой. Это Инвестторгбанк, «АК БАРС» Банк, МДМ-Банк, МИнБ, Транскредитбанк.

Таблица 13

Оценка готовности банка кредитовать заемщика*

08.2011

баллы

Банк Значение

Среднее, 2010 г. Март 2011 г. Сентябрь 2011 г.

«АК БАРС» Банк В ВВВ ВВВ

ВТБ24 ВВВ ВВВ ВВВ

Банк Интеза ВВВ ВВВ ВВВ

НОМОС-БАНК ВВ ВВВ ВВВ

Промсвязьбанк ВВ ВВВ ВВВ

Инве стторгбанк ВВ ВВ ВВВ

ЛОКО-Банк ВВ ВВ ВВВ

Банк Москвы ВВ ВВВ ВВ

МДМ-Банк ВВ ВВВ ВВ

Росбанк ВВВ ВВВ ВВ

Росевробанк ВВВ ВВВ ВВ

УРАЛСИБ ВВ ВВВ ВВ

«Возрождение» ВВ ВВ ВВ

НТБ ВВВ ВВ BB

Россельхозбанк ВВ ВВ BB

Сбербанк России ВВ ВВ BB

НБ «ТРАСТ» ВВВ ВВ BB

«Юниаструм Банк» ВВ ВВ BB

МИнБ - ВВВ В

Транскредитбанк - - В

* Субъективная оценка сотрудниками банка текущей возможности кредитовать потенциального клиента фиксируется в ходе консультирования. ВВВ - высокая готовность, сотрудник убеждает клиента в высокой вероятности получения кредита. ВВ - умеренная готовность, сотрудник уклоняется от оценок. В -низкая готовность, сотрудник указывает на невозможность или незначительные шансы получения кредита. При исследовании организатор прилагает усилия для обеспечения схожести потенциальных клиентов, обращающихся в исследуемые банки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.