Научная статья на тему 'Индекс конкурентоспособности туристской дестинации'

Индекс конкурентоспособности туристской дестинации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1375
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТУРИЗМ / INDEX / COMPETITIVENESS / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бандурин А. В., Шилин А. Н.

В статье рассмотрен индекс глобальной конкурентоспособности, оценивающий конкурентоспособные преимущества стран и индекс конкурентоспособности в области путешествий и туризма, оцениваемые по нескольким базовым показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS INDEX TOURIST DESTINATION

In the article the Global Competitiveness Index, assessing competitive advantages of countries and the index of competitiveness in travel and tourism, estimated at a few basic parameters.

Текст научной работы на тему «Индекс конкурентоспособности туристской дестинации»

В субъектах Российской Федерации используются пять видов организационных структур управления муниципальными образованиями.

Наибольшее распространение получила организационная форма, в которой доминирующую роль играет избранный населением глава муниципального образования, единолично возглавляющий местную администрацию (исполнительную ветвь власти) и одновременно исполняющий функции председателя в представительном органе местного самоуправления, избираемым населением.

В другой организационной форме получили приоритет избранные населением представительные органы местного самоуправления, которые выбирают из своих составов председателей этих органов и одновременно возлагают на них функции руководства местной администрацией.

Третий вид организационной формы местного самоуправления основан на взаимодействии избираемого населением представительного органа, из состава которого выбирается председатель, не имеющий права принятия единоличных решений и руководителя местной администрации - управляющего муниципальным образованием, нанимаемого этим представительным органом по контракту.

Встречается также разновидность организационной структуры, в рамках которой совмещаются представительные и исполнительные функции местной власти. В этой схеме представительный орган образуется из выборных должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих структурные подразделения местной администрации, общее руководство которой осуществляет председатель указанного органа представительной власти, являющийся одновременно и главой муниципального образования.

В небольших сельских поселениях используется организационная форма, в которой функции представительного органа власти выполняет сход граждан, а исполнительная власть представлена избираемым населением главой муниципального образования.

На практике не исключено использование модифицированных организационных структур местного самоуправления, по-разному комбинирующих свои организационные формы.

Многообразие типов муниципальных образований обусловливается неоднородностью природно-географических условий, неравномерностью развития территорий и, как следствие, различием экономического потенциала.

Указанные причины разнообразия форм муниципальных образований являются одновременно причинами их социально-экономического неравенства.

Наибольшие социально-экономические различия наблюдаются между городскими и сельскими поселениями.

Городское население в 2,7 раза превышает сельское, душевой ВВП, рассчитанный для 38 млн. городских жителей наиболее благополучных регионов страны, и 38 млн. всех сельских жителей России различается в 9,2 раза. Уровень заработной платы сельского населения составляет 45% средней российской оплаты труда. На городского жителя приходится ВВП в 5 раз, а бюджетных ресурсов в 4 раза больше, чем на сельского. Все вышеизложенное определяет приоритет городской экономики над сельской.

Городская экономика сосредоточила в настоящий момент весь потенциал развития страны: финансовый, налоговый, промышленный, интеллектуальный, демографический, инженерно-инфраструктурный, административный и т.д.

Литература:

1. Андриянов С.В. Развитие методологического подхода к стратегическому управлению муниципальным образованием. Брянск, 2011.

2. Демьянова М.В. Механизм реализации муниципальных интересов: монография. Тюмень, 2011.

3. Загайнова Н. Л. Экономика муниципального образования в современных условиях: монография. Йошкар-Ола, 2012.

4. Сактоев В.Е. развитие муниципальной собственности и интересов муниципального образования. Улан-Уде, 2010.

5. Холопов В.А. Муниципальное образование, ориентированное на результат: монография. Рязань, 2011.

6. Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Еди-ториал УРСС, 2004.

ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

Бандурин А.В., д.э.н., профессор, Проректор по научной работе ГАОУ ВПО «Московский государственный институт индустрии

туризма им. Ю.А. Сенкевича»

Шилин А.Н., к.э.н., старший научный сотрудник ГАОУ ВПО «Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А.

Сенкевича»

В статье рассмотрен индекс глобальной конкурентоспособности, оценивающий конкурентоспособные преимущества стран и индекс конкурентоспособности в области путешествий и туризма, оцениваемые по нескольким базовым показателям.

Ключевые слова: индекс, конкурентоспособность, туризм

COMPETITIVENESS INDEX TOURIST DESTINATION

Bandurin A., Doctor of Economics, Professor, Vice President for Research GAOU VPO «Senkevich Moscow State Institute of the tourism industry» Shilin A., Ph.D., Senior Researcher, GAOU VPO «Senkevich Moscow State Institute of the tourism industry»

In the article the Global Competitiveness Index, assessing competitive advantages of countries and the index of competitiveness in travel and tourism, estimated at a few basic parameters.

Keywords: index, competitiveness, tourism

В настоящее время существует индекс глобальной конкурентоспособности, оценивающий конкурентоспособные преимущества стран и индекс конкурентоспособности в области путешествий и туризма, оцениваемые по нескольким базовым показателям. Оценка конкурентоспособности туристской дестинации, по нашему мнению, может строится на основе совместного использования данных индексов.

В последние годы было предложено несколько методик расчета показателей, которые учитывали бы все аспекты, влияющие в конечном итоге на конкурентоспособность туристкой дестинации. Недостаточно рассмотрены универсальные методы оценки конкурентоспособности, позволяющие оценить туристскую конкурентоспособность не страны, а какой-либо дестинации.

В целом конкурентоспособность туристского продукта скла-

дывается из экспорта туристских услуг (въезд), доходов от туризма, чистого экспорта (разница между расходами российских туристов за рубежом и расходами иностранных туристов в России), темпов роста туризма, динамики соотношения въездного и выездного туризма.

Основными тенденциями российского туризма с точки зрения конкурентоспособности являются следующие:

• рост объемов выездного туризма;

• рост въездного туризма;

• превышение выездного туризма над въездным;

• увеличение отрицательного сальдо платежного баланса по туристским поездкам;

• увеличение доли россиян, задействованных в индустрии туризма

Для оценки конкурентоспособности туристских рынков существует методика сегментации стран на основании индекса конкурентоспособности в области путешествий и туризма (The Travel and Tourism Competetiveness Index (TTCI)), разработанная в рамках исследований Всемирного экономического форума (ВЭФ), которая позволяет оценить привлекательность страны для развития именно туристической области.

Сегодня индекс конкурентоспособности в области путешествий и туризма (ИКПТ) охватывает большинство национальных экономик, причем в исследуемых странах проживает более 90% население мира и производится 98% мирового ВВП. ИКПТ был разработан в рамках программы сотрудничества ВЭФ в областях авиации, путешествий и туризма. Его целью является оценка тех факторов и мер, которые принимаются странами для повышения привлекательности туристической отрасли.

ИКПТ основан на использовании трех субиндексов, которые определяют конкурентоспособность области и имеют следующие характеристики:

система управления - включает факторы и меры, которые зависят от политики власти и по обыкновению находятся в компетенции правительства;

деловая среда и инфраструктура - составляют основу экономики страны;

человеческие, естественные и культурные ресурсы - отражают историко-культурное достояние страны.

Этот набор данных содержит как печатные статистические отчеты, так и материалы специальных исследований ВЭФ. Однако индекс конкурентоспособности в области путешествий и туризма применяется для оценки конкурентоспособности туристической отрасли страны и не может быть применен для оценки условной туристкой дестинации. В 2004 году экспертами Всемирного экономического форума был разработан и предложен новый показатель -Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) - (ИГК). С 2006 года ИГК стал рассматриваться в качестве основного показателя для сравнительной оценки конкурентоспособности различных стран мира. По нашему мнению, применение некоторых показателей из данного индекса может дополнить методологию оценки конкурентоспособности туристской дестинации.

ИГК был разработан для оценки потенциала роста стран в средне и долгосрочной перспективе, с учётом текущего уровня развития, а также пониманием того, что конкурентоспособность - это набор учреждений, политик и факторов, которые определяют уровень продуктивности страны.

ИГК вобрал в себя основные новейшие экономические идеи по конкурентоспособности с учётом сложности процесса экономического роста, принимая во внимание взвешенное среднее значение большого количества разных компонентов, каждый из которых отображает один из аспектов конкурентоспособности. Компоненты сгруппированы в 12 разных категорий, называемые 12 составляющими конкурентоспособности и описаны ниже.

При расчете индекса ключевые факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность экономики, объединены в 12 базовых составляющих:

• Государственные, общественные и частные учреждения.

• Инфраструктура.

• Макроэкономическая стабильность.

• Здравоохранение и начальное образование.

• Высшее образование и профессиональная подготовка.

• Эффективность рынка товаров и услуг.

• Эффективность рынка труда.

• Развитость финансового рынка.

• Оснащенность новыми технологиями (технологическая готовность).

• Размер рынка.

• Уровень развития бизнеса.

• Инновации.

Общественные учреждения формирует базу, в рамках которой частные предприниматели, компании и правительства взаимодействуют друг с другом и, таким образом, существенно влияют на конкурентоспособность и экономический рост. Качество институциональной среды влияет на то, каким способом общество распределяет выгоды и несет расходы от реализации программ развития и экономической политики. Кроме того, она сказывается на инвестиционных решениях и организации производства. Владельцы земли, капитала, финансовых средств и интеллектуальной собствен-

ности не станут инвестировать в модернизацию активов, а иностранные инвесторы не станут выходить на рынок страны, если им не гарантированы права собственности. Частные учреждения также являются существенным элементом процесса создания благосостояния. Стандарты бухгалтерского учета и отчетности играют важную роль для предотвращения мошенничества и неэффективного управления, а также для сохранения доверия инвесторов и уверенности потребителей. Они также являются важными составляющими в создании благосостояния. Соблюдение строгих этических норм и прозрачности в деловых отношениях увеличивают степень доверия и таким образом снижают стоимость проводимых операций.

Высокоразвитая инфраструктура имеет большое значение для эффективного функционирования экономики. Она является важным фактором, определяющим место расположения экономической деятельности, а также виды деятельности либо сектора, которые имеют наибольший потенциал развития. Хорошо развитая транспортная инфраструктура снижает влияние расстояний между регионами, и обеспечивает реальную интеграцию национального рынка и связь с рынками других стран и регионов. Она также способствует перемещению рабочей силы по стране в поисках наиболее подходящих рабочих мест. Экономика также зависит от бесперебойных поставок необходимых объемов электроэнергии, что обеспечивает стабильный режим работы предприятий и заводов. И, наконец, широкая и развитая телекоммуникационная сеть гарантирует быстрый и свободный поток информации. Таким образом, инфраструктура это важная движущая сила конкурентоспособности, которая имеет огромное влияние на рост экономики.

Несмотря на то, что макроэкономическая стабильность сама по себе не увеличивает производительность по стране, макроэкономический хаос серьезно вредит экономике. Компании не могу принять обоснованные решения, если уровень цен не стабилен, финансовый сектор не может функционировать, если в государстве имеется гигантский дефицит. Государство не может эффективно предоставлять услуги, если ему необходимо выплачивать огромные проценты по прошлым долгам. Подводя итоги, экономика не может расти, если макроэкономическая среда не является стабильной и благоприятной.

Здоровая и образованная рабочая сила имеет важнейшее значение для конкурентоспособности и продуктивности страны. Больные работники создают существенные затраты для бизнеса, так как часто отсутствуют или работают менее продуктивно. Инвестиции в здравоохранение чрезвычайно важны как из экономических, так и моральных соображений. Данная составляющая также учитывает объем и качество начального образования населения. Базовое образование увеличивает эффективность каждого отдельного работника. Рабочая сила с недостатком официального образования может выполнять только элементарные работы вручную, и ей намного сложнее адаптироваться к более сложным производственным процессам и технологиям.

Качественное высшее образование и профессиональная подготовка имеют решающее значение для экономик, которые хотят двигаться вперед по цепочке создания добавленной стоимости и не ограничиваться простыми производственными процессами и продукцией. В частности, сегодня глобализация экономики требует от национальных экономик создания резерва образованных работников, которые могут быстро адаптироваться к изменениям среды. Для учета такой концепции, в данной группе факторов оценивается как уровень зачисления в средние школы и вузы, так и качество образования. Степень производственного обучения и наличие профессиональной подготовки также учитывается, так как оно обеспечивает работникам возможность регулярно улучшать свои навыки для работы с постоянно обновляемыми производственными системами.

Наличие эффективного рынка товаров и услуг позволяет странам производить требуемый ассортимент товаров и услуг с учетом условий спроса-предложения. Кроме того, такой рынок гарантирует, что товары будут продаваться и покупаться самым эффективным образом. Здоровая рыночная конкуренция на внутреннем и внешнем рынках важна для повышения рыночной эффективности

и, соответственно, производительности бизнеса. Она гарантирует выживание самым эффективным фирмам, которые производят товары, необходимые рынку. Чтобы создать наилучшую среду для обмена товарами, должно быть как можно меньше препятствий для деятельности бизнеса, которые появляются вследствие государ-

ственного вмешательства, а также ограничительных и дискриминационных правил по отношению к иностранным собственникам или прямым иностранным инвестициям (ПИИ). Эта составляющая также учитывает условия спроса, которые вынуждают компании быть более инновационными и ориентированными на требования клиента, тем самым стимулируя здоровую конкуренцию.

Эффективность и гибкость рынка труда крайне важны для предоставления работникам возможности быстрого перемещения с одного сектора в другой, что стимулирует наиболее эффективное их использование в экономике и создает необходимую инициативу для максимальной самоотдачи на рабочем месте.. Кроме того, гибкость рынка труда предполагает, что бизнес может независимо изменять заработную плату сотрудников и отношения между сотрудниками и работодателем стабильно хорошие. Эффективность рынка труда включает в себя равенство между женщинами и мужчинами, квалифицированный менеджмент, и возможность удерживать таланты от выезда из страны.

Развитость финансового рынка Эффективный финансовый рынок предоставляет возможность размещения ресурсов, сэкономленных гражданами страны или инвестированных другими странами на те нужды, где эти ресурсы наиболее продуктивны. Развитый финансовый рынок направляет ресурсы не тем, у кого есть политические связи, а наиболее эффективным предпринимателям или инвестиционным проектам с наиболее высокой ожидаемой прибылью, что предполагает тщательную оценку рисков. Более того, правильно функционирующий финансовый рынок предоставляет товары и услуги бизнесменам и предпринимателям согласно их финансовым нуждам из таких источников как кредиты, займы за счет фондовых бирж и венчурного капитала.

В данной составляющей оценивается скорость, с которой экономика перенимает и использует - необязательно развивает - новые технологии для повышения производительности своих секторов. В современном мире возможность перенимать и использовать новые технологии стала одним из главных конкурентных преимуществ фирм. В частности, информационные и коммуникационные технологи (ИКТ) эволюционировали в технологии “общего применения” нашего времени11 распространились во многие сектора экономики и играют роль эффективной инфраструктуры для коммерческих операций.

Размер рынка влияет на продуктивность, так как крупные рынки позволяют компаниям экономить на масштабе. Традиционно рынки доступные для компаний ограничивались границами их страны. В эпоху глобализации международные рынки пришли на смену внутренним, в большей степени это касается маленьких государств. Поэтому при анализе 10-й составляющей экономической конкурентоспособности, учитывается как внутренний, так и внешний рынок. Принятие во внимание как внутреннего, так и внешнего рынка при измерении размеров рынка страны, помогает избегать дискриминации географических территорий, которые состоят из многих стран, но при этом имеют единый рынок,12 таких как Европейский Союз.

Последняя составляющая конкурентоспособности -это технологические инновации. В долгосрочной перспективе увеличение эффективности и повышение уровня жизни можно достичь только за счет технологических инноваций. Особое значение инновации имеют для развитых стран. Эти страны работают с самыми передовыми технологиями, поэтому возможность адаптации и интеграции внешних технологий, которые отображены в 9-й составляющей, достаточно ограничена. Компании в таких государствах должны разрабатывать и создавать самые современные товары и процессы для сохранения конкурентоспособного преимущества. Для этого необходима благоприятная для инновационной деятельности среда, которую поддерживает государственный и частный секторы. В частности, это подразумевает достаточные инвестиции в научные исследования, особенно со стороны бизнеса, высококачественные исследовательские институты, сотрудничество в исследованиях между университетами и промышленностью, а также защиту интеллектуальной собственности.

Хотя 12 составляющих конкурентоспособности представлены отдельно, тем не менее, это не должно приуменьшать тот факт, что все они взаимосвязаны: это означает не только взаимную связь, но и взаимное усиление. Например, бизнес не сможет применять инновации (12 составляющая), если учреждения (1 составляющая), которые отвечают за защиту интеллектуальной собственности, отсутствуют или если рабочая сила недостаточно образована, или

обучена (5 составляющая). Не смотря на то, что при подсчете индекса 12 составляющих будут агрегированы в единый индекс, показатели также указаны отдельно для каждой из 12 составляющих, предоставляя таким образом, анализ сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран. Выделяя меры для развития экономики, а также сильные стороны, которые необходимо развивать, этот анализ формирует основу для выбора экономической политики.

Таким образом, составление Индекса конкурентоспособности туристкой дестинации, по нашему мнению, возможно на основе индекса конкурентоспособности в области путешествий и туризма и адаптации индекса глобальной конкурентоспособности.

Литература:

1. Рогатных Е.Б. Индекс глобальной конкурентоспособности: вопросы методологии построения и оценки // Российский внешнеэкономический вестник, 2006 - № 12 (Декабрь). - С.13-19.

2. Отчет о Конкурентоспособности Украины 2009: Навстречу экономическому росту и процветанию.

3. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российского туризма: конкурентные преимущества, провалы и возможности.

4. Индекс конкурентоспособности в области путешествий и туризма / Официальный сайт Всемирного экономического форума. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http:// www. weforum.org/en/index.htm.

5. Программа сотрудничества ВЭФ в областях авиации, путешествий и туризма / Официальный сайт ЮНВТО.- [Электронный ресурс].- Режим доступу до ресурсу: http:// www.unwto.org/index. Php

6. Зима А.Г., Зима О. Г., Кузьминчук Н. В. Индекс конкурентоспособности в туризме. // БизнесИнформ, 2010 -№ 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.