АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
Индекс эффективности 85 регионов РФ по здравоохранению
Гиноян А.Б.1, 1 Высшая школа организации и управления
УлумбеК0Ва Г.Э.1, здравоохранением (ВШОУЗ), Москва
Чабан Е.А.2, 3 2 ФГБУ «Российская академия наук», Москва
3 ФГБУН «Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля » РАН, Москва
Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) разработала и составила рейтинг эффективности систем здравоохранения 85 регионов РФ за 2015 г. Этот рейтинг показал, что большинство из них могут добиться более высоких значений ожидаемой продолжительности жизни при имеющихся финансовых, кадровых и материально-технических ресурсах. Все дело в эффективности управления.
Ключевые слова:
рейтинг (индекс) эффективности систем здравоохранения, регионы РФ, ожидаемая продолжительность жизни при рождении
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. № 1. С. 23-28. Статья поступила в редакцию: 03.03.2017. Принята в печать: 21.03.2017.
Efficiency index on health care at 85 regions of the Russian Federation
Ginoyan A.B.1, 1 High School Organization and Management
Ulumbekova G.E.1, of Health, Moscow
Chaban E.A.2,3 2 Russian Academy of Sciences, Moscow
3 Institute of Biochemical Physics named after N.M. Emanuel, Russian Academy of Sciences, Moscow
The Higher School of Healthcare Organization and Management (VSHOUZ) was developed and made the rating of efficiency of health care systems at 85 regions of the Russian Federation for 2015 year.This rating has shown that most of them can achieve higher values of life expectancy at available financial, personnel and material and technical resources. It is all about management efficiency.
Keywords:
rating (index) of health systems efficiency, regions of the Russian Federation, life expectancy at birth
HEALTHCARE MANAGEMENT: news, views, education.
Bulletin of VSHOUZ. 2017; (1): 23-8. Received: 03.03.2017. Accepted: 21.03.2017.
О методике построения рейтинга
Индекс эффективности систем здравоохранения регионов РФ, который разработала аналитическая лаборатория ВШОУЗ, основан на международной практике проведения подобных расчетов. Эффективность означает возможность добиться лучших результатов за меньшие средства. Рейтинг, или индекс эффективности, рассчитывается на основании 4 показателей, и каждый из них имеет свой удельный вес при подсчете баллов (рис. 1).
Для составления рейтинга использовали наиболее актуальные данные Росстата по всем показателям за 2015 г. (с поправкой - делением на коэффициент удорожания, чтобы расходы были сопоставимыми) и данные казначейства. Первый и главный показатель - ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ).
По нему судят, каково здоровье населения и, соответственно, как работает система здравоохранения. Тот регион, который из всех 85 субъектов РФ имеет самое большое значение ОПЖ, получает 50 баллов, самое низкое ОПЖ - 0 баллов. Самое высокое ОПЖ - в Республике Ингушетия -80,1 года, соответственно, по этому показателю регион набирает 50 баллов.
Далее, анализируют 3 показателя, влияющие на здоровье населения: валовой региональный продукт (ВРП), подушевые государственные расходы на здравоохранение и уровень потребления крепких алкогольных напитков в расчете на душу населения. ВРП на душу населения отражает уровень экономического развития субъекта РФ, от его значения косвенно зависят региональные расходы на здравоохранение и возможность населения платить за медицинские услуги из своего кармана. Подушевые государственные расходы на здравоохранение определяют объ-
Ожидаемая продолжительность жизни, число лет
Государственное финансирование здравоохранения на душу населения в руб.
Валовой региональный продукт на душу в руб.
Продажа крепких алкогольных напитков на душу населения в руб.
Индекс эффективности систем здравоохранения субъектов Российской Федерации 2015 г.
Рис. 1. Методика расчета индекса эффективности систем здравоохранения
емы бесплатной медицинской помощи. Этот показатель рассчитывается без учета коэффициента дифференциации, чтобы регионы можно было сравнить между собой. Субъекты РФ, имеющие самые высокие значения ВРП и расходов на здравоохранение, получают самый низкий балл. И, наоборот, те, кто небогат и меньше всех потратил на медицинскую помощь, получают самый высокий балл. Например, самое высокие значения ВРП на душу населения в Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, в городах - Москва и Санкт-Петербург, Республике Татарстан, Тюменской области. Эти регионы получают самые низкие баллы по этому показателю. В этих же регионах сложились одни из самых высоких государственных расходов на здравоохранение (выше, чем в среднем по РФ, где они составляют 16,2 тыс. руб. на душу населения). Соответственно и по этому показателю названные регионы получают невысокие баллы.
Показатель потребления алкоголя на душу населения введен, чтобы нивелировать влияние этого отрицательного фактора на ОПЖ, т.е. очистить влияние системы здравоохранения на ОПЖ от других факторов. Например, известно, чем меньше уровень потребления алкоголя, тем дольше живут граждане, однако от деятельности системы здравоохранения этот показатель зависит мало. Соответственно, те регионы, где здоровье населения не отягощено высоким потреблением спиртных напитков, получают самый низкий балл. Например, меньше всего потребляют алкоголь на душу в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, соответственно, эти регионы получают самый низкий балл. А больше всего потребление крепких алкогольных напитков отмечается
в Дальневосточном и Уральском федеральных округах, соответственно, регионы этих округов набирают большие баллы.
Другими словами, на первых местах по эффективности здравоохранения оказываются те субъекты РФ, которые смогли добиться самых высоких показателей ОПЖ при самом низком уровне государственного финансирования здравоохранения и ВРП, а также имеющие отягощающий фактор в виде высокого потребления алкоголя.
Стоит отметить, что устоявшееся мнение о том, что от деятельности системы здравоохранения здоровье населения зависит мало, - это миф. Доказано, что в системах здравоохранения, где расходы на здравоохранение на душу населения меньше 2000 долларов, оцененных по паритету покупательной способности (ППС), есть прямая связь между государственным финансированием здравоохранения и здоровьем насе-ления1. Для справки: сегодня в России госрасходы на здравоохранение составляют около 850 долларов ППС на душу2.
Кто вышел в лучшие
В первую десятку рейтинга входит большинство регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО): республики Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, а также Ставропольский край. 3 региона из Приволжского федерального округа (ПФО) - Кировская и Пензенская области, Чувашская Республика. Из Южного федерального округа (ЮФО) в десятку вошли Республика Адыгея и Ростовская область. Из Центрального федерального округа (ЦФО) попала только Рязанская область (рис. 2). На первом месте - Республика Дагестан, в ней граждане живут до 76,4 года, почти
1 Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Краткая версия 2-го изд. М. : ГЭОТАР-Медиа,
2 По предварительным данным Казначейства РФ (итоги расходов на 01.01.2017): http://xn--80aaglioc0an2al0d. xn--p1ai/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/, государственные расходы на здравоохранение (консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) составили 3124,4 млрд руб. Соответственно, на душу населения расходы составили 21,3 тыс. руб., т.е. 850 $ППС (данные по курсу ППС представлены согласно базе данных Росстата, ЕМИСС: в 2016 г. 1 $ППС = 25,1 руб.).
76. Республика Коми
77. Оренбургская область
78. Пермский край
79. Республика Хакасия
80. Камчатский край
81. Иркутская область
82. Еврейская автономная область
83. Магаданская область
84. Сахалинская область
85. Чукотский автономный округ
1. Республика Дагестан
2. Ставропольский край
3. Кабардино-Балкарская Республика
4. Кировская область
5. Чувашская Республика
6. Ростовская область
7. Рязанская область
8. Республика Адыгея
9. Пензенская область
10. Карачаево-Черкесская Республика
Рис. 2. 10 лучших и 10 худших регионов РФ по эффективности здравоохранения в 2015 г.
как в «новых-8» странах ЕС - Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Латвии и Литве (77,6 года в 2014 г.). При этом на здравоохранение в Дагестане тратится почти на 20% меньше, чем по РФ в среднем, и в 2,5 раза меньше, чем в названных странах ЕС.
Правда, в СКФО и ЮФО теплый климат, и граждане ведут более здоровый образ жизни, в том числе меньше потребляют горячительные напитки. С природно-климатическими условиями гражданам, конечно, повезло, но за низкие значения показателей потребления алкоголя они получили вычет из суммарного балла в рейтинге.
Интересно другое, как в десятку лучших попали субъекты, расположенные в центральной части России - Кировская область, Чувашская Республика, Рязанская область. Как удалось, например, Рязанской области достигнуть ОПЖ в 71,5 года, что выше, чем в среднем по РФ (71,4), когда на здравоохранение в этой области тратится на 13% меньше, чем в среднем по стране. Или, например, Белгородская область - она на 17-м месте в рейтинге: в этом субъекте ОПЖ на 1,2 года выше, чем в среднем по стране (72,6 года), хотя на здравоохранение они тратят почти на 7% меньше.
В каких регионах есть резервы для повышения эффективности здравоохранения
Удивительно, но существенные резервы эффективности здравоохранения есть в таких обе-
спеченных регионах, как г. Москва (23-е место), Республика Татарстан (24-е место), г. Санкт-Петербург (34-е место), Московская область (36-е место), Самарская область (42-е место), Тюменская область (63-е место), Республика Башкортостан (66-е место), Красноярский край (71-е место), Пермский край (78-е место). В этот список попали те регионы, которые по уровню финансирования здравоохранения и экономическому положению точно могли бы добиться лучших результатов в значении ОПЖ.
Замыкают список 10 самых низких по эффективности здравоохранения регионов - Республика Коми, Оренбургская область, Пермский край, Республика Хакасия, Камчатский край, Иркутская область, Еврейская автономная, Магаданская и Сахалинская области, а также Чукотский автономный округ (рис. 2).
Следует отметить, что некоторые регионы по сравнению с 2013 г. существенно ухудшили свои позиции в рейтинге. Так, Москва опустилась в рейтинге с 20-го на 23-е место, и это на фоне увеличения государственных расходов на 6%. Саратовская область с 12-го места попала на 20-е, Ульяновская область - с 23-го на 47-е место, Челябинская область - с 40-го на 56-е место, Смоленская область сильно ухудшила позиции и попала с 49-е на 73-е место. В основном эти изменения связаны с тем, что увеличение государственного финансирования здравоохранения, произошедшее за этот период, не привело к росту ОПЖ в названных регионах. Значит, что-то пошло не так - как в регионах, так и в целом по стране.
Где находится Россия по эффективности здравоохранения среди других стран мира
Эффективность здравоохранения стран мира ежегодно рассчитывается агентством Б1оотЬегд. Как известно, по методике Б1оошЬегд, в 2014 г. Россия среди 55 стран мира, достигших ОПЖ более 70 лет и имеющих валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения более 5 тыс. долларов США, оказалась на последнем месте. Нас обогнали бывшие страны постсоветского пространства Казахстан, Белоруссия, а также «новые» страны ЕС, близкие к РФ по уровню экономического развития (т.е. по уровню ВВП на душу населения). Среди них - Венгрия, Польша, Словакия, Чехия3.
В чем дело
Рейтинг эффективности здравоохранения регионов РФ - это, конечно, макросрез в анализе деятельности отрасли. Дальше мы разделим регионы на группы, близкие по климатогеогра-фическим условиям и плотности проживания населения. Затем нужно искать причины, почему одни регионы за самые скромные средства, потраченные на здравоохранение, смогли добиться более высоких значений продолжительности жизни граждан, а другие - нет. Даже при больших расходах на здравоохранение и при более высоком уровне экономического развития. В чем кроются причины низкой эффективности здравоохранения в регионах?
Первая причина - это неверно выстроенные приоритеты в расходах. Например, дефицитные средства здравоохранения можно потратить на стройки и оказание дорогостоящих видов медицинской помощи, например, ЭКО, или же направить на бесплатные лекарства для большинства населения. Ведь с 2013 по 2015 г. в большинстве регионов государственные расходы на здравоох-
ранение не только не выросли, но и сократились в реальных ценах. А в такой ситуации, если по какой-то статье расходов прибыло, значит, где-то убыло. И надо следить, чтобы расходы шли только по приоритетным статьям, которые будут способствовать улучшению здоровья большинства населения. Для РФ важнейшими приоритетами должны стать улучшение здоровье детей и подростков, среди которых первичная заболеваемость по сравнению с советским временем возросла в разы (в 1,6 и 2,4 раза соответственно). Также приоритетны расходы на снижение смертности российских мужчин, которые живут почти на 8 лет меньше, чем мужчины в «новых» странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития.
Вторая причина низкой эффективности здравоохранения в регионах - это дефицит врачей, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене. Не попадешь к врачу вовремя, значит, есть риски ухудшения здоровья.
Третья причина - неудовлетворительное качество медицинской помощи. А его избыточными и неэффективными контрольными проверками не улучшить. Для этого нужны системные меры по подготовке и повышению квалификации врачей, а также внедрение стандартов безопасности пациентов в лечебных учреждениях. И наконец, чтобы система здравоохранения была эффективной, нужны грамотные управленцы, владеющие современными методами управления лечебными учреждениями. Хотим подчеркнуть: для того чтобы эффективно управлять, недостаточно быть хорошим врачом, управление - это другой вид профессиональной деятельности.
Чему нас учит рейтинг эффективности здравоохранения регионов РФ
При имеющихся ресурсах продолжительность жизни российских граждан можно уве-
3 Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Чабан Е.А. Чему нас учит рейтинг эффективности систем здравоохранения регионов РФ// ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2016. № 1. С. 53-67.
личить с нынешних 71,4 года как минимум на 1 год в краткосрочной перспективе. Но при одном условии - эффективном управлении этими ресурсами. Правда, если мы планируем достичь ОПЖ, равной 74 года, как говорится в майском указе Президента РФ, потребуется увеличить государственное финансирование здравоохранения. Но еще раз подчеркнем, даже если будут дополнительные
средства, чтобы они пошли впрок здоровью населения страны, необходимо эффективное управление4.
Более подробно о том, что надо делать в здравоохранении регионов, чтобы подняться в рейтинге, мы поговорим на V международной конференции «0ргздрав-2017. Эффективное управление медицинской организацией», которую ВШОУЗ проводит в Москве 18-19 мая 2017 г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Гиноян Аргишти Багратович - аспирант Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) (Москва) Е-таН: agrio1q89@hotmaiL.com
Улумбекова Гузель Эрнстовна - доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), руководитель комиссии по непрерывному медицинскому образованию Национальной медицинской палаты (Москва) Е-таН: nmo@asmok.ru
Чабан Екатерина Александровна - заместитель начальника Научно-организационного управления ФГБУ «Российская академия наук», старший научный сотрудник ФГБУН «Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля» РАН (Москва) Е^аН: eachaban@gmaiL.com
4 Улумбекова Г.Э. Государственные расходы на здравоохранение в 2017 г., или Что надо делать отрасли в ситуации ограниченных финансовых ресурсов // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2016. № 3-4. С. 8-17.