АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
Эффективность региональных систем здравоохранения России (рейтинг 2016 г.)
Улумбекова Г.Э., Высшая школа организации и управления
ГИН0ЯН А.Б., здравоохранением (ВШОУЗ), Москва
Калашникова А.В.
Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) обновила рейтинг эффективности систем здравоохранения субъектов РФ за 2016 г. Рейтинг показывает способность региона РФ достигать более высокого уровня ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) при меньших затратах на здравоохранение и меньшем уровне валового регионального продукта на душу населения. Показано, как изменились позиции регионов РФ в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Проанализированы причины изменений позиции регионов в рейтинге.
Ключевые слова:
рейтинг (индекс) эффективности систем здравоохранения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. № 3. С. 00-00. Статья поступила в редакцию: 00.00.2017. Принята в печать: 00.00.2017.
Efficiency of the regional healthcare systems in Russia (rating-2016)
Ulumbekova G.E., Higher School of Healthcare Organization Ginoyan A.B., and Management (VSHOUZ), Moscow
Kalashnikova A.V.
The Higher School of Healthcare Organization and Management (VSHOUZ) has updated healthcare efficiency ranking in the regions (states) of Russia for 2016 year. This ranking shows the ability of the region to reach higher life expectancy at birth for lower public healthcare spending and lower GRP per capita. It is shown how the position of the region has changed in 2016 compared to 2015. The reasons of changes in the position are analyzed.
АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
Keywords:
rating (index) of health systems efficiency, life expectancy at birth
HEALTHCARE MANAGEMENT: news, views, education.
Bulletin of VSHOUZ. 2017; (3): 00-00. Received: 00.00.2017. Accepted: 00.00.2017.
Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) ранее разработала рейтинг по оценке эффективности систем здравоохранения 85 регионов РФ. Подробная методика была опубликована в журнале «ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение» № 1 за 2017 г. Кратко напомним: эффективность означает возможность добиться лучших результатов за меньшие средства. Рейтинг был рассчитан на основании 4 показателей, и каждый из них имеет свой удельный вес при подсчете баллов. Наибольший вес (50%) среди использованных показателей имеет ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). Регион с наивысшим показателем ОПЖ при рождении получает 50 баллов, а с наименьшим - 0 баллов. Следующий показатель - подушевые государственные расходы на здравоохранение, который определяет объемы бесплатной медицинской помощи (рассчитывается без учета коэффициента дифференциации для обеспечения сопоставимости данных по регионам), - 30%. Третьим показателем с весом 10% является валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения, который отражает уровень экономического развития субъектов РФ. При высоком ВРП на душу населения выше уровень жизни, соответственно выше уровень потребления продуктов, лекарств и т.п., что опосредованно влияет на здоровье населе-ния1. От его значения косвенно зависят региональные расходы на здравоохранение и возможность населения платить за медицинские услуги
из своего кармана. Субъекты РФ, имеющие самые высокие значения показателей госрасходов на здравоохранение и ВРП на душу населения, получают самый низкий балл. Те регионы, которые имеют сравнительно низкий уровень социально-экономического развития и меньше всех тратят на медицинскую помощь, получают самый высокий балл.
При составлении рейтинга также был использован показатель потребления крепких алкогольных напитков на душу населения, для того чтобы нивелировать негативное влияние этого фактора на состояние здоровья населения (выделить влияние только системы здравоохранения на ОПЖ). Известно, чем меньше уровень потребления алкоголя, тем дольше живут граждане, однако от деятельности системы здравоохранения этот показатель зависит мало. Соответственно, те регионы, где здоровье населения не отягощено высоким потреблением алкогольных напитков, получают самый низкий балл. Схематично методика расчетов представлена на рисунке.
Обновленный рейтинг показывает текущую позицию по эффективности здравоохранения региона относительно других субъектов РФ, а также как изменилась эта позиция в 2016 г. по сравнению с 2015 г. (см. таблицу). Напомним, что ОПЖ рассчитывается на основании повозрастных коэффициентов смертности (обычно это смертность населения в 5-летних группах).
1 Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Чабан Е.А. Количественный анализ факторов, влияющих на состояние здоровья населения в Российской Федерации // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 2. С. 107-120.
Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ (РЕЙТИНГ 2016 г.)
Ожидаемая продолжительность жизни, число лет
Валовой региональный продукт, I руб. на душу населения
Чем выше, тем выше балл ^ Чем меньше, тем выше балл
_1 г^о ■
КИ-КИ Государственное финансирование П здравоохранения, руб. на душу (без учета коэффициента дифференциации) ^Н отребление крепких алкогольных напитков, литров на душу населения
Чем меньше тем выше балл Чем выше, тем выше балл
Индекс эффективности систем здравоохранения субъектов РФ
Методика расчета рейтинга эффективности систем здравоохранения регионов РФ
Оценка динамики изменения государственного финансирования и ожидаемой продолжительности жизни при рождении
Рост ОПЖ достигнут во всех регионах РФ (кроме Вологодской области), что, согласно методике, должно привести к росту позиции (места) в рейтинге. Рост ОПЖ больше чем на 0,5 года наблюдается в 50% субъектов РФ (59 регионов). Максимальный прирост ОПЖ составляет 1,7 года в Республике Алтай, далее следуют Калининградская область (прирост 1,3 года) и республики Калмыкия (прирост 1,2 года) и Тыва (прирост 1,1 года).
Подушевое государственное финансирование уменьшилось или мало изменилось (прирост <2%) в 70% регионов (59 регионов). Напомним, что сокращение финансирования приводит к росту позиции в рейтинге. Однако мы рассматриваем снижение государственного финансирования здравоохранения как тревожный знак, который в будущем году может привести к снижению доступности и качества медицинской помощи и, как следствие, к росту смертности населения. Самое резкое падение финансирования наблюдается в Республике Дагестан - на 33% (или на 4,4 тыс. руб. на душу населения). Самый высокий рост финан-
сирования наблюдается в Республике Хакасия и Сахалинской области - более чем на 10% (или на ~2 тыс. руб.).
Для оценки самых эффективных регионов в 2016 г. по динамике изменения ОПЖ и государственного финансирования мы поделили их на 2 группы. Первая, в которой произошло уменьшение государственного финансирования здравоохранения, вторая - увеличение. Самыми эффективными в первой группе оказались те, кто одновременно с уменьшением финансирования максимально увеличил ОПЖ. Это следующие регионы: Республика Алтай, Калининградская область, Амурская область, Республика Калмыкия.
В группе регионов, которые увеличили финансирование здравоохранения (их всего 26), самым эффективными оказались те, в которых максимально выросла ОПЖ за счет незначительного прироста финансирования. Среди них оказался г. Севастополь, который поднялся в рейтинге на 6 пунктов.
Оценка места (позиции) регионов в рейтинге 2016 г.
В первой двадцатке наряду с субъектами Северо-Кавказского и Южного федеральных округов в 2016 г. остались Республика Чувашия, Кировская, Рязанская, Ивановская, Волгоградская
СО Эффективность систем здравоохранения субъектов РФ в 2016 г. 00
о о
о >
Изменение Место Место Субъект РФ
(место в 2015 г. в 2016 г.
в 2015-
2016 гг.)
Оценка ОПЖ при ВРП на Подушевые
резуль- рожде- душу на- госрасходы на
татив- нии, лет селения, здравоохране-
ности руб.* ние, поделен-
ные на КД, руб.
Потребление крепких алкогольных напитков на душу населения, л
< тэ
X
ш
>
> >
X
го =1 тэ го тэ сг ш
I
о
го >
о
СП тэ ш ш
о ш ш
0 1 1 Республика Дагестан 88,69 77,23 186370 8815 2,5
20 22 2 Республика Ингушетия 85,71 80,82 116008 14400 -
1 4 3 Кировская область 76,19 71,71 212548 14366 10,2
9 13 4 Волгоградская область 75,83 72,49 288162 10834 3,8
3 8 5 Республика Адыгея 75,12 72,59 183387 14688 4,1
6 12 6 Чеченская Республика 74,52 74,20 116120 15045 -
-2 5 7 Чувашская Республика 73,81 71,52 202375 11395 8,1
-6 2 8 Ставропольский край 73,69 73,40 217648 14779 2,8
-6 3 9 Кабардино-Балкарская Республика 72,26 75,12 145555 15417 0,6
-4 6 10 Ростовская область 71,31 72,20 276427 14507 4,3
-1 10 11 Карачаево-Черкесская Республика 69,64 74,72 143790 15512 0,8
-1 11 12 Республика Калмыкия 69,29 73,35 169111 15276 3,7
1 14 13 Республика Мордовия 68,69 72,25 231878 15190 6,8
6 20 14 Саратовская область 68,57 72,07 247963 14493 3,3
38 53 15 Калужская область 67,62 71,18 331468 13269 8,5
-1 15 16 Республика Северная Осетия - Алания 67,14 75,05 181040 15831 0,5
2 19 17 Астраханская область 67,02 72,20 314460 14951 5,1
-11 7 18 Рязанская область 66,55 71,87 279033 14714 5,5
-3 16 19 Ивановская область 66,19 70,77 165496 10158 8,3
11 30 19 Тамбовская область 66,19 72,11 326480 14681 3,4
-4 17 21 Белгородская область 65,24 72,87 443086 15096 4,5
4 25 21 Брянская область 65,24 70,92 219576 10494 5,2
27 50 23 Липецкая область 64,76 71,62 395477 12545 5,0
21 45 24 Ленинградская область 64,40 71,70 480298 14765 9,7
-7 18 25 Томская область 62,14 71,66 440396 14527 5,1
-3 23 26 г. Москва 61,67 77,09 1103453 18929 13,2
-18 9 27 Пензенская область 61,43 72,53 248853 15806 4,7
о
"О ~~I
ш >
"О
>
р? X
о ш О п
х го х
О
СП <
х го
X
ш
М О
Эффективность систем здравоохранения субъектов РФ в 2016 г. (продолжение)
Изменение Место Место Субъект РФ Оценка ОПЖ при ВРП на Подушевые Потребление
(место в 2015 г. в 2016 г. резуль- рожде- душу на- госрасходы на крепких алко-
в 2015- татив- нии, лет селения, здравоохране- гольных напит-
2016 гг.) ности руб.* ние, поделенные на КД, руб. ков на душу населения, л
36 63 27 Тюменская область 61,43 71,03 624683 13977 8,4
-5 24 29 Республика Татарстан 59,52 73,64 474695 17273 9,5
6 36 30 Московская область 58,69 72,50 441778 16229 10,9
-3 28 31 Республика Марий Эл 58,21 70,75 241071 14697 10,2
-1 31 32 Костромская область 58,10 70,87 241539 14950 9,0
-12 21 33 Курская область 57,74 70,94 299724 14515 4,4
-5 29 34 Новосибирская область 57,50 71,20 356087 14934 5,5
14 49 35 Калининградская область 56,43 71,92 337990 15723 7,3
-4 32 36 Воронежская область 55,71 72,08 352926 15536 4,9
-3 34 37 г. Санкт-Петербург 55,48 74,90 580563 22334 7,5
0 38 38 Ханты-Мансийский авт. округ - Югра 54,52 73,50 1937016 23525 10,5
7 46 39 Мурманская область 54,29 70,94 510830 15208 14,1
-14 26 40 Краснодарский край 54,05 72,83 355017 16471 4,4
-8 33 41 Ярославская область 52,50 71,21 339700 15843 9,9
6 48 42 г. Севастополь 51,90 71,64 92900 17665 8,1
-3 40 43 Архангельская область 51,19 70,80 351973 15247 13,1
17 61 44 Республика Алтай 51,07 70,13 194825 14580 6,9
-2 42 44 Самарская область 51,07 71,08 386474 15243 4,9
1 47 46 Ульяновская область 50,36 70,97 239210 15454 5,1
-12 35 47 Удмуртская Республика 49,88 70,86 328003 15372 9,2
29 77 48 Оренбургская область 49,52 70,57 387830 12017 3,6
-12 37 49 Владимирская область 49,17 70,28 255399 14839 8,2
2 52 50 Нижегородская область 47,86 70,75 327474 15135 7,2
-11 39 50 Омская область 47,86 70,78 311973 15000 4,0
-8 44 52 Ямало-Ненецкий авт. округ 47,62 72,13 3376613 20369 9,5
-2 51 53 Приморский край 47,02 69,66 371099 14441 9,4
-13 41 54 Алтайский край 46,67 70,74 206712 15209 4,8
о в в
ш
X
о
X
в?
03
О £
-п со
> £0
00 со
м 5
о ГС О) >
О
Эффективность систем здравоохранения субъектов РФ в 2016 г. (продолжение)
Изменение Место Место Субъект РФ Оценка ОПЖ при ВРП на Подушевые Потребление
(место в 2015 г. в 2016 г. резуль- рожде- душу на- госрасходы на крепких алко-
в 2015- татив- нии, лет селения, здравоохране- гольных напит-
2016 гг.) ности руб.* ние, поделенные на КД, руб. ков на душу населения, л
о о
о >
< тэ
X
ш
>
> >
I
го =1 тэ го тэ сг ш
X
о
го >
о
СП тэ ш ш
0 ш ш
11 66 55 Республика Башкортостан 45,36 71,00 323572 16086 7,3
12 68 56 Республика Саха (Якутия) 42,62 70,84 782629 15661 8,7
-30 27 57 Вологодская область 42,02 70,24 394136 15267 10,5
3 60 57 Забайкальский край 42,02 68,33 229304 13949 7,1
11 70 59 Республика Карелия 40,71 69,78 334494 15354 13,4
4 64 60 Амурская область 39,64 68,28 342763 10574 6,5
-6 55 61 Ненецкий авт. округ 38,33 71,08 4990260 23780 12,5
5 67 62 Республика Бурятия 38,21 69,61 208240 15427 8,1
-9 54 63 Республика Крым 37,14 70,74 130570 17400 5,8
9 73 64 Смоленская область 37,02 69,98 267335 15544 7,6
-22 43 65 Орловская область 35,36 70,73 269862 16008 4,6
-4 62 66 Кемеровская область 35,12 68,72 309637 15050 8,1
-11 56 67 Челябинская область 33,81 70,50 334471 15964 5,7
6 74 68 Псковская область 32,50 69,25 204769 15765 7,2
-11 58 69 Республика Тыва 31,79 64,21 150258 14759 2,6
-13 57 70 Тульская область 31,19 70,56 315660 16759 5,2
-12 59 71 Новгородская область 28,21 69,15 389442 15806 9,4
-7 65 72 Курганская область 26,79 69,43 207554 16052 3,4
6 78 72 Пермский край 26,79 69,74 397621 16288 7,8
-3 69 72 Хабаровский край 26,79 69,13 427651 15921 12,1
0 75 75 Свердловская область 26,67 70,02 411077 17401 8,3
-5 71 76 Красноярский край 26,55 70,01 565272 16155 6,3
-5 72 77 Тверская область 26,31 69,24 260478 16580 8,6
-2 76 78 Республика Коми 25,24 69,45 607942 16872 13,7
3 82 79 Еврейская автономная область 21,07 65,88 268311 16428 8,8
-1 79 80 Республика Хакасия 19,88 69,33 320096 19176 5,2
-1 80 81 Камчатский край 17,62 68,66 542797 17940 11,7
Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ (РЕЙТИНГ 2016 г.)
« о ^ s * с
5 § s Sä* ü £ I
I * i!
s <
ü Ü *
1 ч x
x ra <u
3 x <
<n
3
Ф О Zj 5 CN g ^ Ш Я
CN vH
О Ю О 00 00 CO O) vH 00 t
o о
0 CN
01 oo"
CD CD
CD vH
IN CO
Г-" со"
vH vH
CN CO 00 00
Г0 vH 00 00
о
чр к
Öv Er
о S
G iS
s S
I
<a и
^ c
0 Ü
CD О
1 ?
Ii
CD
I £ s
SS ig
О 3
ю о
ig ss
э
X R
U S
ra Q. q. <u
ш fc
g |
R S I
<u §
0 (0
1
I
а 1
<u ю со
•S. s s
I
<u
I .
g
s с (0 I X
5 I -0
i
0
s ^
(0 HS
s с
<u
6
s
1
<u
<u &
о с - s
ей
0
го
а) s
1
<в
I
(0
i о
R §
R~ S I
<u §
!
cE ca ф s
о &
CO
о
CN
s
R
S
s о с
S
<u u
.
о
.
e
(0
Й <u
:r о <0
.
s
■e
Q_
I I (0
4
5 I -o
CD fb l-s w
CD -H $ °
I
s
CD I -Q О
S О
^ о
CD О
8 C -0 R
5 &
° о
с S о <в S s
CD CO ..
p s ^ s
<D %
з "
m >s <u о
Ü ¡2 с <u
s
* Sä
¡5 g
>S I
<B CD
а ч
r $
S -0
I I
Ф -Q
^ ^
Ю £p
iS ^
о ^
0 си
S
<0 S
=S I
1 1 (0 p
Э- ^
ф о
S Q.
^ E2
<u
0
1 -0
CD
.
<B
Э ■ei
Q.
^
s
области. На 20 худших позициях в рейтинге по-прежнему все регионы Дальневосточного федерального округа, Красноярский край, Тверская, Свердловская, Иркутская, Псковская и Кемеровская области.
Следует отметить регионы, которые существенно улучшили свои позиции. Среди них -Оренбургская и Смоленская области, республики Карелия, Саха-Якутия и Башкортостан. Например, Оренбургская область поднялась в рейтинге на 29 позиций (с 77-го места на 48-е), при снижении финансирования здравоохранения ей удалось увеличить ОПЖ на 1 год. Республика Башкортостан поднялась в рейтинге на 11 позиций (с 66-го на 55-е место) - в ней при том же уровне финансирования ОПЖ увеличилась на 0,9 года. В Калужской и Волгоградской областях на фоне роста ОПЖ на полгода государственное финансирование снизилось на 26%, что позволило им подняться в рейтинге. Еще раз хотим обратить внимание на то, что снижение государственного финансирования может привести к неустойчивой позиции региона в будущие периоды.
Серьезное ухудшение позиций за счет снижения ОПЖ на 0,2 года произошло в Вологодской области - место области снизилось с 27-го до 57-го. Некоторые регионы опустились в рейтинге относительно других субъектов РФ из-за увеличения объемов финансирования здравоохранения. Среди них - Краснодарский край, Орловская и Пензенская области. Правда, Пензенская область осталась по-прежнему на хороших позициях - 27-е место, и ОПЖ выросла в ней на 0,4 года. Будем надеяться, что в этих регионах увеличение финансирования здравоохранения даст свои результаты в виде улучшения здоровья населения на будущий год.
Улучшение позиции региона в рейтинге связано с эффективностью расходования финансовых ресурсов в текущем году. Для того чтобы получить максимальный и быстрый эффект от увеличения государственного финансирования здравоохранения в виде снижения смертности (и соответственно роста ОПЖ), необходимо направлять дополнительные ресурсы на решение приоритетных проблем отрасли. Среди них - увеличение доступности массовых видов
АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
медицинской помощи: первичной медико-санитарной помощи, бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях, скорой и специализированной медицинской помощи в экстренной форме, а также необходимо повышать эффективность управления ресурсами и правильно расставлять приоритеты. Долгосрочные инвестиции в капитальное строительство2 и оказание дорогостоящих видов
медицинской помощи (например, ЭКО и выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела) не могут привести к снижению показателей смертности всего населения. Более того, при снижении государственного финансирования здравоохранения увеличение объемов оказания этих видов медицинской помощи происходит за счет снижения других, более востребованных ее видов.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Улумбекова Гузель Эрнстовна - доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России (Москва) Е-таН: nmo@asmok.ru
Гиноян Аргишти Багратович - аспирант Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) (Москва) Е-таН: agrio1q89@hotmaiL.com
Калашникова Александра Владимировна - научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) (Москва) Е^аН: divine8585@maiL.ru
2 Для справки: в последние годы инвестиционные расходы на здравоохранение (статья расходов «400» по классификации бюджета) сократились и составили 67,7 млрд руб., т.е. 2% от общих государственных расходов на здравоохранение. В этой связи мы их не вычитали из расходов на оказание медицинской помощи при составлении рейтинга в 2015-2016 гг.