Научная статья на тему 'ИНАКТИВАЦИЯ ЭНТЕРОВИРУСОВ В ВОДЕ ПЕРЕКИСЬЮ ВОДОРОДА'

ИНАКТИВАЦИЯ ЭНТЕРОВИРУСОВ В ВОДЕ ПЕРЕКИСЬЮ ВОДОРОДА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
125
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНАКТИВАЦИЯ ЭНТЕРОВИРУСОВ В ВОДЕ ПЕРЕКИСЬЮ ВОДОРОДА»

УДК 614.777:576.858.23]:[628.163:546.215

ИНАКТИВАЦИЯ ЭНТЕРОВИРУСОВ В ВОДЕ ПЕРЕКИСЬЮ ВОДОРОДА

Н. А. Батарова

Кафедра общей гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского

института

Ряд отечественных авторов (Е. Л. Ловцезич; Л. В. Григорьева и Н. Е. Боцман; О. В. Бычковская с соавторами) убедительно показал активную роль воды в распространении вирусных заболеваний. Поэтому одну из актуальных задач водоснабжения представляет предупреждение водных вспышек вирусных инфекций (С. Н. Черкинский).

Инактивацию перекисью водорода энтеровирусов в воде мы изучали в отношении 3 аттенуированных штаммов вируса полиомиелита (вакцинные штаммы А. Б. Сэбина) и 3 штаммов вируса Коксаки (А9, В2 и ВЗ). С каждым из перечисленных штаммов энтеровирусов проведено по 18—20 опытов.

Вирус полиомиелита, выращенный на однослойной культуре клеток НеЬа, предварительно освобождали от детрита путем центрифугирования. Наличие активного вируса определяли и его количественное титрование производили путем заражения 4—5 пробирок (каждое разведение) с культурой клеток НеЬа; цитопатическое действие учитывали в течение 7—9 дней после заражения культуры тканей. Величины ТЦД^^ вычисляли по методу полных кумулятивов Рида и Менча (М. К. Ворошилова с соавторами).

Вирусы Коксаки использовали в виде 10% взвеси растертой мышечной ткани новорожденных мышей-сосунков, погибших в результате заражения соответствующим штаммом вируса; перед этим взвесь дважды центрифугировали.

Исследуемая вода, как правило, имела рН 7,0—7,2 и температуру 16—17°.

Вирусологические исследования воды производили следующим образом. В авто-клавированную пробу водопроводной воды в объеме 100 мл добавляли взвесь исследуемого штамма энтеровирусов до желаемой концентрации, а затем в сосуд приливали перекись водорода в испытуемой дозе. После требуемой продолжительности контакта в воде определяли остаточное количество перекиси водорода, затем вносили 1-—2% раствор гипосульфита натрия для дезактивации. После этого воду подвергали вирусологическому исследсванию.

Воду, содержавшую один из штаммов вируса полиомиелита и дезинфицированную с помощью перекиси водорода, вносили (в объеме 0,2 мл) на культуру клеток НеЬа. Наличие или сохранение вируса в воде после ее обеззараживания определяли по цитопатогенному эффекту — развитию специфической дегенерации культуры клеток.

Для выделения вируса Коксаки из воды, дезинфицированной с помощью перекиси водорода, 0,02 мл воды вводили подкожно новорожденным мышатам, наблюдая за ними в течение 10 дней. Если в воде после дезинфекции сохранялся вирус Коксаки, то у зараженных мышат-сосунков развивалась характерная клиническая картина заболевания с последующей гибелью их; при инактивации же вирусов животные сохраняли жизнеспособность и развивались.

Первые исследования имели целью найти дозу реагента, вызывающую гибель энтеровирусов в воде в концентрациях от Ю-2 до 10-5 в течение 30 мин. контакта. Такой дозой перекиси водорода оказалась 6,8 мг/л. Применяя эту дозу дезинфектанта для обеззараживания воды, содержавшей даже значительные количества вируса (Ю-2— Ю-3), мы не обнаруживали в воде используемыми нами методами индикации ни вакцинных штаммов вируса полиомиелита, ни вирусов Коксаки. Проверочные пассажи из культур клеток НеЬа и выживших мышей-сосунков подтвердили надежную инактивацию вирусов в воде под действием перекиси водорода в дозе 6,8 мг/л: в культуре клеток не наступало цитопатогенного эффекта, мышата-сосунки остались здоровыми.

Что касается факторов, влияющих на процесс обеззараживания воды, то мы прежде всего установили прямую зависимость вирулицидного эффекта перекиси водорода от концентрации вирусов в воде и необходимой дозы реагента. Так, при концентрации ьируса Ю-2 доза реагента 5,4 мг/л не обеспечила полного вирулицидного эффекта, тогда как при концентрации вируса Ю-5 эта доза перекиси водорода обеспечила полную инактивацию вирусов в воде. Сокращение времени контакта перекиси водорода с обеззараживаемой водой до 15—20 мин. при дозе реагента 6,8 мг/л не приводило к полной гибели вирусов. Позже обеспечивался цитопатогенный эффект в культуре клеток и позже наступали сроки проявления клинической картины заболевания у мышей-сосунков.

Для сравнения чувствительности кишечной палочки и энтеровирусов к перекиси водорода в воде мы провели специальную серию экспериментов. Кишечную палочку (штамм № 148) использовали в опытах в виде 24-часовой агаровой культуры. Содержание кишечной палочки в воде определяли путем фильтрации 300 мл ее через мем-

1 Тканевые цитопатогенные дозы.

бранные фильтры № 3 с последующим выдерживанием на среде Эндо при 37° в течение суток и подсчетом выросших колоний. При дозе реагента 6,8 мг/л установлено, что бактерицидное действие наступало через 12—15 мин., а вирулицидный эффект через 28—30 мин. Следовательно, кишечная палочка оказалась более чувствительной к перекиси водорода, чем вирусы полиомиелита и Коксаки.

Выводы

1. Перекись водорода в концентрации 6,8 мг/л обладает достаточно выраженным вирулицидным действием в отношении аттенуированных штаммов вируса полиомиелита типа 1, 2 и 3, а также в отношении вирусов Коксаки А и В, находящихся в воде в концентрации от Ю-2 до Ю-5 при контакте, равном 30 мин.

2. В условиях, близких к практическим, энтеровирусы значительно более устойчивы к перекиси водорода, чем кишечная палочка.

ЛИТЕРАТУРА

Бычковская О. В., Бабина Н. С., Иванова О. Д. и др. Гиг. и сан., 1964, № 8, с. 45. — Ворошилова М. К., Ж е в а н д р о в а В. И., Б а л а я н М. С. Методы лабораторной диагностики энтеровирусных инфекций. М., 1964. — Григорьева Л. В., Боцман Н. Е. Гиг. и сан., 1963, № 12, с. 9. — Ловцевич Е. Л. Там же, 1958, № 4, с. 51. — Черки некий С. Н. Современное состояние и дальнейшее развитие исследований по гигиене воды и санитарной охране водоемов. (Доклад на 2 Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей). М., 1964.

Поступила 15/УП 1965 г.

УДК 613.165: [616.127-005.8-092.9

ВЛИЯНИЕ ВИДИМОЙ ЧАСТИ СВЕТА РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ТЕЧЕНИЕ И ИСХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИНФАРКТА МИОКАРДА КРЫС

Т. Н. Афанасьева Кафедра патологической физиологии Минского медицинского института

Свет — один из важнейших факторов внешней среды, влияющих на функциональное состояние и деятельность здорового и больного организма. В последнее время успешно разрабатывается вопрос о наиболее благоприятных условиях светового режима (интенсивности и спектрального состава света), способствующих снижению зрительного и общего утомления, повышению работоспособности и производительности труда, уменьшению производственного травматизма (Н. М. Данциг и В. К. Беликова; Я. Э. Нейштадт, А. А. Камаева; Э. Л. Котова, и др.). Однако изучению влияния света на больной организм и его использованию в качестве лечебного фактора еще не уделяется должного внимания, тогда как это представляет большой интерес прежде всего с точки зрения создания благоприятных условий светового режима в лечебных учреждениях Крайнего Севера, а также в средних широтах зимой, когда долгота дня уменьшается на Ю'/г часов по сравнению с летом.

В настоящем сообщении представлены результаты опытов, имевших целью определить влияние различной интенсивности видимой части света на течение и исход экспериментального инфаркта миокарда у 37 крыс-самцов с учетом их реактивности. Опыты проведены на специально отобранных группах крыс весом от 200 до 250 г — «возбудимых» и «тормозных». Животных отбирали по разной продолжительности их сна после подкожного введения им 2,5% раствора барбамила в физиологическом растворе из расчета 0,25 мл на 100 г веса. Крысы, которые спали не более 1 часа, составили «возбудимую» группу, а крысы, которые спали более 2 часов,— «тормозную». Инфаркт миокарда вызывался у них посредством перевязки нисходящей ветви левой коронарной артерии в ее средней трети (по методике Бе1уе с соавторами).

Животных подвергали освещению видимой частью света различной интенсивности по 9 часов ежедневно в течение 30 суток. Обе группы крыс в зависимости от интенсивности их освещения были подразделены на 2 серии, по 18—19 животных в каждой. «Возбудимых» и «тормозных» животных I серии освещали естественным рассеянным дневным светом низкой интенсивности (до 5—7 лк) в обычных условиях вивария, II серии — видимой частью света большей интенсивности (300—350 лк) от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.