Научная статья на тему 'О САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ В ОТНОШЕНИИ ЭНТЕРОВИРУСОВ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОДЫ УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМИ ЛУЧАМИ'

О САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ В ОТНОШЕНИИ ЭНТЕРОВИРУСОВ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОДЫ УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМИ ЛУЧАМИ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY SIGNIFICANCE OF COLIFORM TEST IN ULTRAVIOLET LIGHT DECONTAMINATION OF WATER IN RELATION TO ENTEROVIRUSES

The author studied ultraviolet light (from a bactericidal lamp) distilled water contaminated with the most resistant of enterovirus by the author (strain Mahoney of poliovirus type 1) and with strains of Escherichea coli. Inactivation rate studies of investigated strains proved the four strains of Esch. coli. to vary in a degree of resistance to the action of ultraviolet light, to be more resistant than all the four strains. Judging by the data obtain, the coliform test cannot be used as sanitary indicator of reliable ultraviolet decontamination of water in relation to enteroviruses.

Текст научной работы на тему «О САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ В ОТНОШЕНИИ ЭНТЕРОВИРУСОВ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОДЫ УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМИ ЛУЧАМИ»

О САНИТАРНО ПОКАЗАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ В ОТНОШЕНИИ ЭНТЕРОВИРУСОВ ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ВОДЫ УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМИ ЛУЧАМИ

Младший научный сотрудник Е. Л. Ловцевич

Из лаборатории физиологии вирусов и экспериментальной химиотерапии Института

полиомиелита и вирусных энцефалитов АМН СССР и кафедры коммунальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова

Имеющиеся данные о санитарно-показательном значении кишечной палочки в отношении энтеровирусов при обеззараживании воды весьма ограничены. Санитарно-показательное значение кишечной палочки в отношении вирусов при обеззараживании воды ультрафиолетовыми лучами было изучено лишь Гилкрис и Келли (Gilcreas, Kelly). Они обеззараживали на лабораторной ультрафиолетовой установке пробы воды, зараженные вирусами Тейлера и Коксаки (энтеровирус), бактериофагом и кишечной палочкой. По их мнению, оба вируса более чувствительны к действию ультрафиолетовых лучей, чем фаг и кишечная палочка, а поэтому последняя может служить санитарным показателем эффективности обеззараживания воды в отношении вирусов.

В настоящей работе изучалась сравнительная устойчивость к действию бактерицидных (ультрафиолетовых) лучей вируса полиомиелита и кишечной палочки.

В нашем предыдущем сообщении (1961) было показано, что атте-нуированные и вирулентные штаммы вируса полиомиелита, а также вирусы ECHO и Коксаки, находясь в воде в высоких концентрациях, обладают различной степенью устойчивости к действию ультрафиолетовых лучей. При этом одним из наиболее устойчивых был штамм Ма-гоней вируса полиомиелита типа I и наименее устойчивым — вирус Коксаки В. 3. При испытании низких концентраций вируса в воде не удавалось выявить различий в устойчивости к действию ультрафиолетового облучения указанных штаммов вирусов. Поэтому был использован вирулентный штамм вируса полиомиелита типа I — Маго-ней. Вирус выращивали на однослойной культуре клеток почек обезьян резус и применяли в опытах в виде вируссодержащей культуральной жидкости, освобожденной от дитрита центрифугированием. Количество активного вируса определяли путем титрования на пробирка-х с культурой клеток почек обезьян резус. Цитопатогенное действие вируса учитывали в течение 10 дней после заражения. Величины TlXJXso/мл вычисляли по Риду и Менду (Reed, Muench, WHO, 1958).

Кишечную палочку использовали в опытах в виде 24-часовой агаровой культуры штамма № 675. Содержание кишечной палочки в воде определяли путем фильтрования ее через мембранный фильтр № 2 с последующим выдерживанием на среде Эндо при 37° в течение 24 часов и подсчетом выросших на нем колоний.

Вирус полиомиелита и исследуемые штаммы кишечной палочки брали для опыта в наиболее близких концентрациях. В некоторых случаях кишечную палочку брали в концентрациях, превышающих установленные ГОСТ 2761-57 для воды водоемов, с целью приблизить их к концентрациям, при которых было возможно изучение динамики инактивации вируса в воде.

Зараженные пробы дистиллированной воды облучали двумя способами: 1) в закрытом стеклянном цилиндре с патрубками и вмонтированной в центре по его оси бактерицидной лампой БУВ-ЗО-П (длина волны 253,7 \im\ на расстоянии 0,5 см от стенки цилиндра облучали по 100 мл зараженной дистиллированной воды в течение 27г, 5, 10 и 15 секунд; 2) в чашки Петри наливали по 20 мл исследуемой воды слоем

0,5 см и облучали при открытых чашках лампой БУВ-ЗО-П, находящейся на расстоянии 50 см от зеркала воды, в течение 71/2, 15, 30, 60, 120, 240 и 480 секунд. Кривые динамики инактивации разных концентраций исследуемых штаммов строили в каждом отдельном случае на основании средних данных 4—5 серий опытов.

Вирусологическая техника, которую мы применяли, давала нам возможность определять содержание вируса в 0,2 мл воды с перерасчетом его содержания на 1 мл. Концентрацию кишечной палочки определяли в 100 и 20 мл пробы воды.

При облучении проб воды в цилиндре с погруженным в воду источником облучения обеззараживание воды происходило очень быстро (рис. 1). Все же было установлено, что инактивация штамма Esch, coli

№ 675 (15—30 мл) проходила быстрее, чем штамма Магоней вируса полиомиелита типа I (63 ТЦД so/мл). Различия в степени инактивации вируса полиомиелита и кишечной палочки через 2*/г и 5 секунд облучения были статистически достоверными. Более длительный срок выделения кишечной палочки (10 секунд) можно объяснить большей чувствительностью бактериологической методики исследования по сравнению с вирусологической, но не более длительной выживаемостью кишечной палочки, чем вируса.

Если допустить, что скорость дальнейшей инактивации вируса более не снижалась и равнялась скорости, наблюдавшейся на последнем этапе облучения, то срок выживаемости или выделения вируса из 100 мл исследуемой воды мог бы быть по крайней мере в 2 раза больше, чем у кишечной палочки. Это видно из рис. 1, на котором линию фактической инактивации вируса продлили линией предполагаемой инактивации вируса во всем объеме воды (100 мл).

Таким образом, анализ кривых инактивации исследованных штаммов указывает на большую устойчивость к действию ультрафиолетовых лучей исследованного штамма Магоней по сравнению с кишечной палочкой.

В следующей серии опытов было изучено влияние исходной концентрации вируса в воде на динамику его инактивации ультрафиолетовыми лучами. При этом с целью замедления процесса инактивации пробы воды облучали в чашках Петри с источником облучения на расстоянии. Было установлено, что каждое последующее десятикратное увеличение концентрации вируса ß воде влияло на динамику его инактивации и вдвое увеличивало дозу ультрафиолетовых лучей, необходимую для снижения исходного содержания вируса до минимального уровня возможного его выделения из воды (см. таблицу).

Анализ процента инактивации вируса через различные сроки облучения в пробах воды, содержавших разные исходные концентрации вируса, показывает, что независимо от начальной концентрации вируса в воде при одной дозе ультрафиолетового облучения инактивируется приблизительно одинаковый процент начальной концентрации вируса Безусловно, абсолютное количество вируса в каждом случае будет зависеть от начальной концентрации его в воде. Аналогичная закономер-

0

20

1*0

60

80

<<3 fj» 90

1

96

§

1 98

99

2.5 5 10 15 Облучение (6 секундах)

Рис. 1. Динамика инактивации ультрафиолетовыми лучами в воде штамма Магоней вируса полиомиелита типа I и штамма кишечной палочки ЛЬ 675 (источник облучения был погружен в воду).

1 — инактивация штамма кишечной палочки № 675; 2 —штамм Магоней; 3 — предполагаемая инактивация штамма Магоней; 4 — далее не • выделяли.

ность была отмечена Т. К. Сиденко при изучении динамики обеззараживания ультрафиолетовыми лучами проб воды, зараженных разными концентрациями кишечной палочки (1000—1700000/л).

Динамика инактивации ультрафиолетовыми лучами штамма Магоней вируса полиомиелита типа I, находящегося в воде в разных концентрациях

(источник облучения на расстоянии 50 см)

Концентрация вируса в воде (в ТЦД50 • мл) • Процент инактивации вируса через разные сроки облучения

7х/2 секунд 15 секунд 30 секунд 1 минута 2 минуты 4 минуты 8 минут

5-Ю* 5-Юз 5-iO2 50 68 68 75 87 92 90 92 96 97 98 97 99 99.4 99.5 100 99,8 99,97 100 99,90 100

Работами В. Л. Троицкого и Т. А. Свиридовой (1935), Рентшлера и др. (Rentschier, 1941) было показано, что различные штаммы Esch, coli могут по-разному относиться к действию ультрафиолетовых лучей. Поэтому данные, полученные со штаммом Esch, coli № 675, представлялось существенным проверить в опытах с несколькими штаммами кишечной палочки.

Целью этой серии опытов было сравнение отношения к действию ультрафиолетовых лучей штамма Магоней вируса полиомиелита и четырех штаммов кишечной палочки путем изучения динамики их инактивации. При этом, как показали результаты предшествующих опытов, было важно взять вирус в малой концентрации, которая была бы близкой к содержанию кишечной палочки в воде и вместе с тем достаточно большой для изучения динамики инактивации.

В параллельных опытах облучали пробы дистиллированной воды, зараженные штаммы Магоней (50 ТЦЛы/мл) и кишечной палочки № 675, 382, 7020 и 7—8/9 (100—200/20 мл). Путем обобщения данных четырех серий опытов были построены кривые инактивации ультрафиолетовыми лучами каждого исследуемого штамма.

Кривые динамики инактивации трех из исследованных штаммов кишечной палочки оказались близкими по форме, и максимальные колебания процента их гибели на разных этапах облучения были в пределах статистической ошибки (рис. 2). Штамм Esch, coli № 382 оказался более устойчивым. Через 60 секунд облучения содержание штамма № 382 снизилось на 97,5%, а остальных трех штаммов — на 99 — 99,2%; разница была статистически достоверной.

В течение первых сроков облучения кривая динамики инактивации штамма Магоней вируса полиомиелита была на уровне кривых менее устойчивых штаммов кишечной палочки, но к 60 секундам облучения она находилась выше уровня кривых всех штаммов кишечной палочки (см. рис. 2). В момент последнего выделения всех исследованных штаммов (60 секунд) разница между процентом гибели штамма Магоней (97%) и наиболее устойчивого из штаммов Esch, coli — № 382 (97,5%) была небольшой — в пределах статистической ошибки. С другой стороны, разница между процентом инактивации штамма Магоней (97) и трех остальных штаммов кишечной палочки (99—99,2) была статистически достоверной. Следовательно, если судить по данному показателю, изученный штамм Магоней вируса полиомиелита по своей чувствительности к действию ультрафиолетовых лучей был близок к одному из изученных штаммов кишечной палочки, но устойчивее трех других штаммов.

9 Гигиена и санитария, N° 11

17

Все исследованные штаммы были выделены последний раз через 60 секунд облучения, но из расположения их кривых видно, что продолжительность их фактической выживаемости при воздействии облучения различна, как видно из рис. 2, на котором продлены экспериментально установленные линии инактивации штаммов линиями предполагаемой дальнейшей инактивации. Эти данные также позволяют судить о более высокой устойчивости исследованного энтеровируса по сравнению со всеми изученными штаммами кишечной палочки. Однако штамм Esch, coli № 382 по всем указанным показателям был много устойчивее остальных трех штаммов.

Рис. 2. Динамика инактивации ультрафиолетовыми лучами в воде штамма Магоней вируса полиомиелита типа I и четырех штаммов кишечной палочки (источник облучения находился на расстоянии 50 см).

/ — кишечная палочка штамма № 675; 2—штамм 7—8/9; 3— штамм .N'9 7020; 4 — штамм № 382 ; 5 — штамм Магоней; 6 — предполагаемая инактивация вируса;

7 — более не выделяли.

При оценке полученных экспериментальных данных следует учитывать, что использованный метод исследования воды при помощи мембранных фильтров позволяет достаточно точно определить количество выживших кишечных палочек и момент их практически полной гибели.

Иначе обстоит дело при определении количества активного вируса путем титрования (с десятикратными разведениями) на пробирках с культурой клеток почек обезьян и подсчетом по методу Рида и Менка оставшегося количества активного вируса в виде средней величины — ТЦДбоДил. При этом показателе в отдельных опытах количество активного вируса может фактически быть больше, чем указывается данной средней величиной. Это обстоятельство, а также меньший объем исследованной жидкости при вирусологическом исследовании, чем при бактериологическом, объясняют сравнительно нерезко выраженную разницу в выживаемости исследованного энтеровируса и штаммов кишечной палочки и позволяют считать, что исследованный вирус полиомиелита значительно устойчивее всех штаммов кишечной палочки.

Выводы, сделанные Гилкрисом и Келли (Gilcreas, Kelly, 1954), о большей устойчивости к действию ультрафиолетовых лучей кишечной палочки по сравнению с изученным ими -одним из вирусов группы Кок-саки, который не был точно указан, можно объяснить тем, что этот штамм вируса Коксаки мог обладать исключительно низкой устойчивостью. Аналогичные наблюдения были описаны нами ранее (1961) в отношении вируса Коксаки ВЗ. С другой стороны, использованный Гилкрис и Келли штамм коли может быть, наоборот, одним из более устойчивых штаммов кишечной палочки.

Выводы

1. Судя по динамике инактивации, исследованные штаммы кишечной палочки обладают разной степенью устойчивости к действию ультрафиолетовых лучей. Из числа изученных штаммов наибольшей устойчивостью обладает штамм Esch. coli № 382; остальные 3 штамма— № 675, 7020 и 7—8/9 менее устойчивы и мало отличаются друг от друга.

2. По чувствительности к действию ультрафиолетовых лучей исследованный энтеровирус (штамм Магоней вируса полиомиелита типа I) отличается от изученных штаммов кишечной палочки большей устойчивостью. Следовательно, кишечная палочка не может служить надежным санитарным показателем эффективного обеззараживания воды ультрафиолетовыми лучами в отношении энтеровирусов.

ЛИТЕРАТУРА

Л овце вич Е. Л. В кн.: Полиомиелит, неполиомиелитные энтеровирусы и клещевой энцефалит. Тезисы и автореф. докл. Мм 1961, стр. 197. — Троицкий В. Л., Свиридова Т. А. Ж. микробиол., 1935, т. 14, в. 6, стр. 912. — Gilcreas F. W., Kelly S. М, J. New Engl. Water Works Assoc., 1954, v. 68, p. 255. —Wld. Hlth. Org. techn. Rep. Ser., 1958, N. 145, p. 23. — R e n t s с h 1 e г H. C., Nagy R., Mourom-se f f G., J. Bact., 1941, v. 41, p. 745.

Поступила '13/VII 1962 r.

V

SANITARY SIGNIFICANCE OF COLIFORM TEST IN ULTRAVIOLET LIGHT DECONTAMINATION OF WATER IN RELATION TO ENTEROVIRUSES

E. L. Lovtsevich, Junior Scientific Worker

The author stidied ultraviolet light (from a bactericidal lamp) decontamination of distilled water contaminated with the most resistant of enterovirus strains investigated by the author (strain Mahoney of poliovirus type 1) and \yith four strains of Escherichia coli. Inactivation rate studies of investigated strains proved the four strains of Esch. coli to vary in a degree of resistance to the action of ultraviolet light, and the enterovirus to be more resistant than all the four strains. Judging by the data obtained, the coliform test cannot be used as sanitary indicator of reliable ultraviolet decontamination of water jn relation to enteroviruses.

ft ft ft

ФИЗИОЛОГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ

ТРАМБОВКИ ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА

Кандидат медицинских наук Л. Я. Тартаковская

Из Свердловского института гигиены труда и профпатологии

В литературе имеются данные по физиолого-гигиенической оценке пневматических инструментов ударного действия, генерирующих вибрацию средней или высокой частоты (Е. Ц. Андреева-Галанина и 3. М. Бутковская, 1957; Н. Н. Малинская и Л. Н. Шкаринов, 1960). В то же время недостаточно изучены сдвиги в организме, возникающие при работе с тяжелыми, малоударными пневматическими инструментами. Е. Ц. Андреева-Галанина (1957) указывает, что работа с малоударными пневматическими инструментами не органичивается только наступлением утомления; возможны более глубокие сдвиги в организме вплоть до развития вибрационной болезни. Это подтверждается данными А. М. Микулинского (1960) о значительных функциональных сдвигах и развитии вибрационной болезни у формовщиков литейных цехов.

2*

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.