Научная статья на тему 'In memoriam. Об Игоре Васильевиче Рязанцеве'

In memoriam. Об Игоре Васильевиче Рязанцеве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. В. РЯЗАНЦЕВ / РУССКОЕ ИСКУССТВО / РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА / XVIII ВЕК / IGOR' V. RYAZANTSEV / RUSSIAN ART / RUSSIAN SCULPTURE / 18TH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильина Татьяна Валериановна

В 2014 году ушел из жизни известнейший исследователь и знаток русского искусства Игорь Васильевич Рязанцев. Эта статья является данью памяти ученого и содер- жит краткий обзор его творческой деятельности и анализ его важнейших работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In memoriam of Igor’ V. Ryazantsev

Igor Vasilievich Ryazantsev (1932-2014), a famous researcher and expert on Russian art, resigned from the life in 2014. This article is a tribute to a prominent scholar and a friend. It provides a brief overview of his career and the analysis of the most important works, books and collections of articles.

Текст научной работы на тему «In memoriam. Об Игоре Васильевиче Рязанцеве»

«МОЩНО, ВЕЛИКО ТЫ БЫЛО, СТОЛЕТЬЕ!». СПб., 2014

IN MEMORIAM

ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ РЯЗАНЦЕВ

(1932-2014)

Игорь Васильевич Рязанцев Фотография 1967 г.

347

Т. В. Ильина

Т. В. Ильина

ОБ ИГОРЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ РЯЗАНЦЕВЕ

Признаюсь, мне трудно говорить об одном Игоре Васильевиче Рязанцеве, потому что я воспринимала его всегда вдвоем с Ольгой Сергеевной Евангуловой от первых дней и до его кончины. Еще в самом начале знакомства Ольга Сергеевна сказала мне, что они вместе с первого курса университета шли, как она выразилась, «ухо в ухо» по жизни, занимались одним делом, одним временем, по окончании она - в Университете, он - в Академии художеств - прекрасный творческий союз, по моему мнению. Мне трудно их и сейчас мысленно разделить. Собственно, мы и виделись редко: я нечасто приезжала в Москву, и Игоря Васильевича видела, в основном, мельком в Петербургской Академии на экзаменах или в Русском музее.

Сближение наше произошло в основном после их обоюдных докторских защит, кажется, в один и тот же год в конце 1980-х, и я у обоих была оппонентом. Помню, что мое утверждение в этой роли меня удивило (хотя я очень хотела, чтобы они быстрее защитились), так как в то время я была членом ВАКа, а при этом запрещено было быть оппонентом. Но как-то обошлось, и я с большим удовлетворением выполнила возложенную на меня почетную миссию. Хорошо помню зимний или, может быть, позднеосенний вечер после защиты одного из них в их очень скромной московской квартире, в окружении студентов, все было тепло, уютно, естественно, без высокопарных тостов и пышных, как теперь модно говорить «пафосных» слов, во всем чувствовался дух той старой русской московской интеллигенции, которой так немного остается во всем нашем мире. (Не хочется употреблять какое-то затасканное слово «элита», которое теперь употребляется чаще всего по адресу нуворишей или, заметим, непременно в сочетании со словом «великий» или «великая» - представителей поп-культуры).

348

Об Игоре Васильевиче Рязанцеве

Это что касается личных воспоминаний. Теперь о самом Игоре Васильевиче как об исследователе. Он обладал способностью заниматься изучением и одинаково глубоко осмыслять разные виды искусства, архитектуру, скульптуру и живопись1.

Монументальным итогом его увлечения классической русской скульптурой, за несколько лет до его ухода из жизни, явилась изданная им и ставшая теперь поистине настольной книга «Скульптура в России. XVIII -начало XIX века», названная им скромно очерками (2003)2. Я в свое время писала на нее рецензию («Декоративное искусство», 2005)3, поэтому не буду говорить об этой работе подробно, хотя она этого вполне заслуживает. О русской скульптуре писали многие прекрасные авторы, от Грабаря и Врангеля4

1 Рязанцев И. В. 1) Основные черты архитектуры раннего классицизма в России: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1968; 2) Искусство советского выставочного ансамбля. 1917-1970. Работы художников Москвы и Ленинграда. М., 1976. 356 с.; 3) Барокко в России XVIII - начала XIX века: воплощение стиля: (в основном на материале ансамблей Петербурга и Царского Села) // Стиль - образ - время: проблемы истории и теории искусства / НИИ теории и истории изобразит, искусств. М., 1991. С. 135-158; 4) История русского искусства: в 3 т. / Под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева. Т. 1. М., 1991; 5) Русская скульптура второй половины XVIII -начала XIX века: Проблемы содержания. М., 1994. 325 с.; 6) Об истоках «псевдоготики» В. И. Баженова // Россия и Европа. Из истории русско-европейских художественных связей XVIII - нач. XIX вв. Сб. статей. М., 1995. С. 38-49; 7) Образный строй садовой скульптуры России XVIII - начала XIX века // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Вып. 2 (18). 1996; 8) Екатерина II в зеркале античной мифологии // Русская культура последней трети XVIII века - времени Екатерины Второй. Сб. статей. М., 1997. С. 130-140; 9) Московские предпочтения как часть художественной традиции в XVIII - начале XIX века // Русская усадьба. 1999. Вып. 5. С. 20-30; 10) Ансамбль Красных ворот в елизаветинскую эпоху // М. В. Ломоносов и елизаветинское время: Сб.статей / Отв. ред. Т. В. Ильина. СПб., 2011. С. 27-41; Императорская Академия художеств. Вторая половина XVIII - первая половина XIX века / Сост.: И. В. Рязанцев, М. М. Ракова, М. Г. Неклюдова и др.; Авт. вступ. ст. и ред.: И. В. Рязанцев, М. М. Ракова. М., 1997. 399 с.

2 Рязанцев И. В. Скульптура в России. XVIII - начало XIX века. М., 2003.

3 Ильина Т. В. Рецензия на монографию И. В. Рязанцева «Скульптура в России XVIII - начала XIX вв. Очерки». М., 2003 // Декоративное искусство. 2005. № 4.

4 Врангель Н. Н. 1) Иностранные скульпторы XVIII века в России // Старые годы. 1907. № 7-9. С. 251-297; 2) Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской Академии художеств // Старые годы. 1908. Приложение. 183 c.; 3) История скульптуры // Игорь Грабарь. История русского искусства. М., [1911]. Т. V 412 с.; 4) Иностранные скульпторы XVIII века в России // Старые годы. 1907. № 7-9. С. 251-297; 5) Свойства века: Статьи по истории русского искусства / Сост., комм. и подготовка текста И. А. Лаврухиной. СПб., 2000. 288 с.

349

Т. В. Ильина

до Алпатова5 и Коваленской6, и не менее прекрасные атрибуторы, но это были либо маленькие монографические очерки или отдельные статьи, либо главы в общих трудах по истории искусства). Специального современного труда по русской скульптуре XVIII века не было. И.В. Рязанцев представил фундаментальное исследование с оригинальными и научно обоснованными концепциями. Особое внимание в нем уделено иконографии и атрибуту, программам и тематике, бытованию скульптуры в ландшафтной среде и еще мн. др. В нем привлечен самый широкий «спектр» жанров от монументальной и станковой до миниатюрной. Работу сопровождают ценнейшие приложения и поистине огромный иллюстративный материал, заключающий не только скульптуру, но и графику, рисунки и гравюры (от Козловского до Кваренги, виртуозные неопубликованные ранее рисунки Прокофьева, эскизы Шубина для Чесменского дворца и пр.) Анализ графических листов скрупулезен и, я бы осмелилась сказать, благородно тонок. Привлечение графического материала и медальерного искусства обогащает наше представление о смысле академических программ по скульптуре.

Богатейший изобразительный материал позволяет воочию убедиться, что античная тема занимает в скульптуре исследуемого периода главное место, «потеснив» Священное писание, а аллегории вообще утрачивают лидирующее положение, каковое было у нее, скажем, в петровское время. Одной из главных фигур здесь выступает издавна привлекавший внимание исследователя М. И. Козловский. Автор предлагает изменить некоторые названия его скульптур, показывает влияние литературных источников на скульптуру, чаще всего опосредованное, но иногда находит и прямые аналоги («Спящий Эрот» Державина - «Спящий Амур» Козловского и т.д.). Еще в ранних своих публикациях, исследуя иконографию и атрибуты, И. В. Рязанцев внес коррективы в некоторые произведения Козловского («Сидящий пастушок» — «Нарцисс»; «Пастушок с зайцем» — «Аполлон-охотник» и пр.)

Несомненно интересны и, думаю, найдут развитие в работах последующих исследователей понятия о «сюжетном времени» — разном в разного рода и назначения скульптурных произведениях: одно — в «Смерти Астианакта» и «Бдении Александра Македонского» Козловского или «Спящем Эндимионе» Щедрина, другое, историческое — в рельефах

5 АлпатовМ. В. Иван Петрович Мартос. 1752-1835. М.; Л., 1947. 36 с.

6 КоваленскаяН. Н. Мартос (1752-1835). М.; Л., 1938. 140 с.

350

Об Игоре Васильевиче Рязанцеве

Козловского и Шубина для Мраморного дворца (древний Рим), памятнике Минину и Пожарскому Мартоса (древняя Русь). Автор акцентирует внимание на особо сложном понятии времени в мемориальной скульптуре, где оно «существует» как бы сразу в нескольких ипостасях: как современность — в надписи, как вечность — в аллегорических фигурах и как уже прошлое — в портрете умершего или умершей. Неслучайно портретное изображение обычно представлено на дальнем плане, со взглядом «в никуда», это как бы мир иллюзорный, в то время, как современность и вечность существуют в реальном пространстве (надгробие А. М. Голицына Гордеева, М. П. Собакиной Мартоса и пр.).

Именно в надгробной скульптуре русского XVIII столетия не раз и прежними исследователями прослеживалась близость к эллинистической пластике, это мысль не новая. Но в тончайшем анализе надгробия А. Ф. Турчанинова Мартоса и рельефов Парфенона Игорь Васильевич особенно убедительно доказывает, что ни в один период Нового времени никто не подходил так близко к основам классического искусства именно в его греческой, а не римской интерпретации, как русские мастера второй половины XVIII - начала XIX столетия, сумев творчески переосмыслить эти традиции и создать произведения, имеющие свою определенную специфику, неоспоримо свое национальное лицо. Совершенно новым, однако, является материал всей второй части исследования - о месте скульптуры. Если эту проблему затрагивали, то писали в основном о светской скульптуре, что вполне естественно в век «обмирщения» искусства. Игорь Васильевич рассматривает проблемы как светской, так и культовой скульптуры. Причем, в светской скульптуре на библейские темы он выявляет черты, связанные с некоторыми особенностями изобразительной традиции христианского искусства в целом и православного иконописания в частности. Для этого привлечены уже известные науке и хорошо изученные циклы скульптурного убранства церкви Знамения в Дубровицах, церкви архангела Гавриила (Меншикова башня), рельефы алтаря верхней церкви Богоявленского монастыря — все разнообразие видов пластики от круглой до рельефов, созданных целым «сонмом» знаменитых мастеров в Казанском соборе и до фигур Адама и Евы фонтанов Петергофа. Хорошо известные, эти памятники приобретают «под пером» Рязанцева как бы новое звучание, выявляют новые ракурсы и порождают новые идеи. На не менее знаменитых и изученных памятниках петербургских площадей рассмотрены и «сообщества монументов» (слова автора)

351

Т. В. Ильина

как тематическая зона в русском городе Нового времени. Сама поставленная проблема представляется оригинальной и плодотворной.

Можно было бы еще многое отметить в прекрасном и увы! последнем труде И. В. Рязанцева. Скажем лишь о Приложениях к его исследованию, заслуживающих самого пристального внимания. Прежде всего это ранее никогда не публиковавшиеся документы: о замысле Кремлевского дворца Баженовым и о скульптурном декоре дворца Петровского, о первой частной скульптурной мастерской в Москве, а также новые добавления к документам по отдельным памятникам. Но не менее ценны давно забытые материалы, о которых напомним нам автор, дав их фрагментарно, но в тщательно продуманной подборке. Я уже не говорю о целом ряде интереснейших таблиц (сравнительного, типологического, хронологического характера; типов использованных источников в программах Академии художеств с момента ее основания и пр.).

Не кажется случайным привлечение большого графического материала в последнем труде И. В. Рязанцева. Его издавна интересовали взаимосвязи всех видов искусства, разные стороны дарования одного художника и национальные корни его творчества, см. например, его статью в Трудах РАХ еще за 1987 г. (вып. 4) «Проблемы наследия в творчестве скульпторов и архитекторов России второй половины XVIII века»7. В связи с вышесказанным нельзя не отметить и работ, совместных с Ольгой Сергеевной Евангуловой, касающихся разных вопросов, — от программ на древнерусские темы в Академии художеств (Вестник МГУ, 1992, № 2)8 до исследования истоков русской архитектурной графики первой половины XVIII века (2013)9.

7 Рязанцев И. В. Проблемы наследия в творчестве скульпторов и архитекторов России второй половины XVIII века // Научные труды. Л., 1987

8 Евангулова О. С., Рязанцев И. В. Древнерусская тема в Академии художеств 1760-1770 гг. // Вестник МГУ Сер. 8. История. 1992. Вып. 2; Евангулова О. С., Рязанцев И. В. У Красных ворот. К истории архитектурного ансамбля // Русский город. Вып. 9. М., 1990. С. 91-121; Евангулова О. С., Рязанцев И. В. О деятельности князя М. П. Гагарина, связанной с искусством // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 32. СПб., 2006. С. 123-129; Евангулова О. С., Рязанцев И. В. Название и судьба художественного произведения в России XVIII-XIX столетий // XVIII век: Ассамблея искусств: Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. М., 2000. С. 64-70.

9 Евангулова О. С., Рязанцев И. В. О традиционном направлении в русской архитектурной графике первой половины XVIII века и его истоках // Русское искусство Нового времени. Исследования и Материалы. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Т. 15. М., 2013. С. 6-19.

352

Об Игоре Васильевиче Рязанцеве

Названная выше статья «О традиционном направлении в русской архитектурной графике первой половины XVIII века и его истоках» была опубликована в последнем пятнадцатом сборнике статей «Искусство Нового времени», — и об этих сборниках хочется сказать особо. Они неслучайно были удостоены по праву Золотой медали Российской Академии художеств и являются истинным детищем Игоря Васильевича. Он составитель и собиратель всех этих «исследований и материалов», как значится в подзаголовке названия, выходящих с 1993 по 2013, (пока) 15 выпусков, включающих в итоге более чем 220 статей. Их издание — огромная заслуга И. В. Рязанцева, руководителя сектором XVIII века НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, неутомимо находившего и привлекавшего к работе специалистов по всей нашей стране. Помимо самоценности статей, которые отражают многообразные проблемы всех видов искусства XVIII - начала ХХ веков, сборники невольно демонстрируют личные качества редактора-составителя. Авторы всегда единогласно говорили, как приятно с ним общаться, восхищались его глубокой интеллигентностью, широтой интересов, искренним желанием печатать серьезные содержательные исследования, никогда не подавляя авторскую инициативу, что подчас случается с составителями протяженных во времени научных сборников. Проанализировав их содержание, можно заметить, что год от года они не теряли свою силу, а только набирали ее, вызывая в широком круге читателей (и даже не обязательно занимавшихся русским изобразительным искусством определенного времени) большой интерес. Сужу по своим студентам и аспирантам, я проводила по их просьбе даже спецсеминары по отдельным статьям.

Все вышеизложенное — далеко неполная картина того, что сделано Игорем Васильевичем за длинную творческую жизнь, но и этого достаточно, чтобы сохранить о нем благодарную память потомков. Время течет быстро и многое меняется и в нашей науке, в оценках, и в атрибуции произведений, возможно, это когда-нибудь коснется и монументального труда Игоря Васильевича Рязанцева. Но на сегодняшний день все, что им сделано, представляется мне безукоризненным, высоко профессиональным, всегда блестяще изложенным, вдохновенным трудом большого ученого, трудом давно взыскуемым всеми исследователями отечественного искусства. А это ли не чистая, истинная память, которую может оставить человек на земле?

353

Т. В. Ильина

Информация о статье

ББК 85.1; УДК 7.072.2

Автор: Ильина Татьяна Валериановна — доктор искусствоведения, профессор, Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, tanva1898@yandex.ru Название: Об Игоре Васильевиче Рязанцеве

Аннотация: В 2014 году ушел из жизни известнейший исследователь и знаток русского искусства Игорь Васильевич Рязанцев. Эта статья является данью памяти ученого и содержит краткий обзор его творческой деятельности и анализ его важнейших работ.

Ключевые слова: И. В. Рязанцев, русское искусство, русская скульптура, XVIII век Литература, использованная в статье

Алпатов, Михаил Владимирович. Иван Петрович Мартос. 1752—1835. Москва-Ленинград: Искусство, 1947. 36 с.

Врангель, Николай Николаевич. Свойства века: Статьи по истории русского искусства /Сост., комм. и подготовка текста И. А. Лаврухиной. Санкт-Петербург: Журнал «Нева», 2000. 288 с. Врангель, Николай Николаевич. Иностранные скульпторы XVIII века в России // Старые годы. 1907. Вып. 7-9. С. 251-297.

Врангель, Николай Николаевич. История скульптуры // Игорь Грабарь. История русского искусства. Москва: Издательство И. Кнебель, [1911]. Т V. 412 с.

Врангель, Николай Николаевич. Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской Академии художеств // Старые годы. 1908. Приложение. 183 с.

Евангулова, Ольга Сергеевна; Рязанцев Игорь Васильевич. Древнерусские темы в Академии художеств 1760—1770 гг. // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1992. Вып. 2. С. 67-83. Евангулова, Ольга Сергеевна; Рязанцев Игорь Васильевич. Название и судьба художественного произведения в России XVIII-XIX столетий // XVIII век: Ассамблея искусств: Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. Москва: Пинакотека, 2000. С. 64-70. Евангулова, Ольга Сергеевна; Рязанцев, Игорь Васильевич. О деятельности князя М. П. Гагарина, связанной с искусством // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 32. Санкт-Петербург: Изд. Государственного Эрмитажа, 2006. С. 123-129.

Евангулова, Ольга Сергеевна; Рязанцев, Игорь Васильевич. О традиционном направлении в русской архитектурной графике первой половины XVIII века и его истоках // Русское искусство Нового времени. Исследования и Материалы. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Т. 15. Москва: Памятники исторической мысли, 2013. С. 6-19.

Евангулова, Ольга Сергеевна; Рязанцев, Игорь Васильевич. У Красных ворот. К истории архитектурного ансамбля // Русский город. Вып. 9. Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1990. С. 91-121.

Ильина, Татьяна Валериановна. Рецензия на монографию Рязанцева И. В. «Скульптура в России XVIII - начала XIX вв. Очерки». Москва: Жираф, 2003 // Декоративное искусство. 2005. Вып. 4.

Императорская Академия художеств. Вторая половина XVIII - первая половина XIX века / Редкол.: В. В. Ванслов, В. А. Леняшин, В. П. Сысоев; Сост.: И. В. Рязанцев, М. М. Ракова, М. Г. Неклюдова и др.; Авт. вступ. ст. и ред.: И. В. Рязанцев, М. М. Ракова. Москва: Изобразительное искусство, 1997.

История русского искусства: в 3 т. / Под ред. М. М. Раковой, И. В. Рязанцева. Т. 1. Москва: Изобразительное искусство, 1991. 518 с.

Коваленская, Наталья Николаевна. Мартос (1752-1835). Москва; Ленинград: Гос. изд-во «Искусство», 1938. 140 с.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Ансамбль Красных ворот в елизаветинскую эпоху // М. В. Ломоносов и елизаветинское время. Сборник статей / Отв. редактор ТВ. Ильина. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2011. С. 27-41.

354

Об Игоре Васильевиче Рязанцеве

Рязанцев, Игорь Васильевич. Барокко в России XVIII - начала XIX века: воплощение стиля: [в основном на материале ансамблей Петербурга и Царского Села] // Стиль - образ -время: проблемы истории и теории искусства / НИИ теории и истории изобразит. искусств. Москва, 1991. С. 135-158.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Екатерина II в зеркале античной мифологии // Русская культура последней трети XVIII века - времени Екатерины Второй. Сборник статей. Москва: Институт российской истории РАН, 1997. С. 130-140.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Искусство советского выставочного ансамбля. 1917-1970. Работы художников Москвы и Ленинграда. Москва: Сов.художник, 1976. 356 с.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Московские предпочтения как часть художественной традиции в XVIII - начале XIX века// Русская усадьба. 1999. Вып. 5. С. 20-30.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Об истоках «псевдоготики» В. И. Баженова // Россия и Европа. Из истории русско-европейских художественных связей XVIII - нач. XIX вв. Сборник статей. Москва, 1995. С. 38-49.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Образный строй садовой скульптуры России XVIII - начала XIX века // Русская усадьба. 1996. Вып. 2 (18). С. 183-190.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Основные черты архитектуры раннего классицизма в России. Дисс. на соискание учен. степени канд. искусствоведения. Москва,1968.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Проблемы наследия в творчестве скульпторов и архитекторов России второй половины XVIII века // Научные труды. Ленинград, 1987.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Русская скульптура второй половины XVIII - начала XIX века: Проблемы содержания. Москва: НИИ теории и истории изобразит. искусств, Москва, 1994. 325 с.

Рязанцев, Игорь Васильевич. Скульптура в России. XVIII - начало XIX века. Москва: Жираф, 2003. 544 с.

Information about the article

Author: Ilyina, Tatyana Valerianovna — Doctor in Art History, Professor, Honorary Professor

of St. Petersburg State University, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia,

tanya1898@yandex.ru

Title: In memoriam of Igor’ V. Ryazantsev

Summary: Igor Vasilievich Ryazantsev (1932-2014), a famous researcher and expert on Russian art, resigned from the life in 2014. This article is a tribute to a prominent scholar and a friend. It provides a brief overview of his career and the analysis of the most important works, books and collections of articles.

Keywords: Igor’ V. Ryazantsev, Russian art, Russian sculpture, 18th century

References

Alpatov, Mikhail Vladimirovich. Ivan Petrovich Martos. 1752—1835. [Ivan P. Martos. 1752— 1835.] Moscow; Leningrad: Iskusstvo Publ., 1947. 36 p.

Vrangel’, Nikolai Nikolaevich. Svoistva veka: Stat’i po istorii russkogo iskusstva [Century Properties: Articles on the history of Russian art by baron Nikolay Vrangel. St. Petersburg: Zhurnal «Neva» Publ., 2000. 288 p.

Vrangel’, Nikolai Nikolaevich. Inostrannye skul’ptory XVIII veka v Rossii [Foreign sculptors in the 18th century Russia], in Starye gody [Old Years]. 1907. Vol. 7-9. P 251-297.

Vrangel’, Nikolai Nikolaevich. Istoriia skul’ptury [History of sculpture], in Igor ’Grabar' Istoriia russkogo iskusstva [Igor Grabar. History of Russian art]. Moscow: I. Knebel’ Publ., [1911]. Vol. V. 412 p.

Vrangel’, Nikolai Nikolaevich. Katalog starinnykh proizvedenii iskusstva, khraniashchikhsia v Imperatorskoi Akademii khudozhestv [A Catalogue of ancient works of art stored at the Imperial Academy of Arts] in Starye gody [Old Years]. 1908. Prilozhenie. 183 p.

355

Т. В. Ильина

Evangulova, Ol’ga Sergeevna; Riazantsev, Igor’ Vasilyevich. Drevnerusskiye temy v Akademii khudozhestv 1760-1770 gg. [Old Russian Theme at the Academy of Arts], in VestnikMGU [MSU Vestnik]. Ser. 8. Istoriia. 1992. Vol. 2. P. 67-83.

Evangulova, Ol’ga Sergeevna; Riazantsev Igor’ Vasil’evich. Nazvanie i sud’ba khudozhestven-nogo proizvedeniia v Rossii XVIII-XIX stoletii [A title and a destiny of the art work in the 18th-19th century Russia], inXVIII vek: Assambleia iskusstv: Vzaimodeistvie iskusstv v russkoi kul ture XVIII veka [18th century. The arts assembly: the interaction of arts in the Russian culture of 18th century]. Moscow: Pinakoteka Publ., 2000. P 64-70.

Evangulova, Ol’ga Sergeevna; Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. O deiatel’nosti kniazia M. P Gagarina, sviazannoi s iskusstvom [On the activity of Prince M. P Gagarin related to art ], in Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha [Proceedings of the State Hermitage Museum]. T. 32. St. Petersburg: State Hermitage Publ., 2006. P 123-129.

Evangulova, Ol’ga Sergeevna; Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. O traditsionnom napravlenii v rus-skoi arkhitekturnoi grafike pervoi poloviny XVIII veka i ego istokakh [On the traditional direction in Russian architectural graphics of the first half of the XVIII century and its origins], in Russkoe iskusstvo Novogo vremeni. Issledovaniia i Materialy. [Russian art in modern times. Research and Materials]. Vol. 15. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ., 2013. P 6-19.

Evangulova, Ol’ga Sergeevna; Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. U Krasnykh vorot. K istorii arkhitek-turnogo ansamblia [At the Red Gate. On the history of architectural ensemble], in Russkii gorod [Russian city], Vol. 9. Moscow: MGU im. M.V. Lomonosova Publ., 1990. P 91-121.

Ilyina, Tatiana Valerianovna. Retsenziia na monografiiu Riazantseva I. V «Skul’ptura v Rossii XVIII -nachala XIX vv. Ocherki». Moskva: Zhiraf, 2003 [Review of the monograph. I. A. Ryazantsev. “Sculpture in Russia of 18th - early 19th centuries. Essays”. Moscow: Giraffe, 2003], in Dekorativnoe iskusstvo [Decorative Arts]. 2005. Vol. 4.

Imperatorskaia Akademiia khudozhestv. Vtoraia polovina XVIII — pervaia polovina XIX veka [Imperial Academy of Arts. The second half of the 18th — first half of the 19th century]. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1997. 396 p.

Istoriia russkogo iskusstva : v 3 t. /pod red. M. M. Rakovoi, I. V Riazantseva. [History of Russian art in 2 vol. Eds. M. Rakova, I. Riazantsev]. Vol. 1. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1991. 518 p.

Kovalenskaia, Natal’ia Nikolaevna. Martos (1752—1835). Moscow; Leningrad: Iskusstvo Publ., 1938. 140 p.

Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Ansambl’ Krasnykh vorot v elizavetinskuiu epokhu [Ensemble of the Red Gate in Elizabethan times] in M.V. Lomonosov i elizavetinskoe vremia [M. V Lomonosov and Elizabethan times]. St. Petersburg: SPbGU Publ., 2011. P 27^1.

Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Barokko v Rossii XVIII - nachala XIX veka: voploshchenie stilia: (v osnovnom na materiale ansamblei Peterburga i Tsarskogo Sela) [Baroque in Russia of the 18th - early 19th century: the embodiment of style: mainly on the example of ensembles in St. Petersburg and Tsarskoye Selo], in Stil’ — obraz — vremia: problemy istorii i teorii iskusstva [Style — Image — Time: problems of history and theory of art]. Moscow, 1991. P 135-158. Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Ekaterina II v zerkale antichnoi mifologii [Catherine II in the mirror of ancient mythology], in Russkaia kul tura poslednei treti XVIII veka — vremeni Ekateriny Vtoroi [Russian culture in the last third of the 18th century — the time of Catherine II]. Moscow: Institut rossiiskoi istorii RAN Publ., 1997. P 130-140.

Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Iskusstvo sovetskogo vystavochnogo ansamblia. 1917—1970. Raboty khudozhnikovMoskvy i Leningrada [The art of Soviet exhibition ensemble. 1917—1970. The work of artists in Moscow and Leningrad]. Moscow: Sovetsky khudozhnik Publ., 1976. 356 p. Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Moskovskie predpochteniia kak chast’ khudozhestvennoi traditsii v XVIII - nachale XIX veka [Moscow preferences as a part of the artistic tradition in the 18th and early 19th century], in Russkaia usad’ba [Russian estate]. 1999. Vol. 5. P 20-30.

356

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об Игоре Васильевиче Рязанцеве

Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Ob istokakh «psevdogotiki» V. I. Bazhenova [About the origins of “pseudo Gothic” by V. I. Bazhenov], in Rossiia i Evropa. Iz istorii russko-evropeiskikh khudoz-hestvennykh sviazei XVIII — nach. XIX vv. [Russia and Europe. From the history of Russian-Euro-pean artistic relations in 18th — early 19th centuries]. Sbornik statei. Moscow, 1995. P. 38-49. Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Obraznyi stroi sadovoi skul’ptury Rossii XVIII - nachala XIX veka [Imagery of garden sculpture in Russia of the 18th - early 19th century], in Russkaia usad’ba [Russian estate], 1996. Vol. 2 (18). P 183-190.

Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Osnovnye cherty arkhitektury rannego klassitsizma v Rossii. Diss. na soiskanie uchen. stepeni kand. iskusstvovedeniia [The main features of the architecture of early Classicism in Russia. Dissertation]. Moscow, 1968.

Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Problemy naslediia v tvorchestve skul’ptorov i arkhitektorov Rossii vtoroi poloviny XVIII veka. [Legacy problems in the work of sculptors and architects of Russia in the second half of the 18th century], in Nauchnye trudy [Proceedings]. Leningrad, 1987. Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Russkaia skul’ptura vtoroi poloviny XVIII — nachala XIX veka: Problemy soderzhaniia [Russian sculpture of the second half of the 18th — early 19th century: Issues of content]. Moscow: NII teorii i istorii izobrazit. iskusstv Publ., 1994. 325 p.

Riazantsev, Igor’ Vasil’evich. Skul’ptura v Rossii. XVIII — nachalo XIX veka [Sculpture in Russia. 18th — early 19th century]. Moscow: Zhiraf Publ., 2003. 544 p.

357

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.