Научная статья на тему 'О переименовании одного портрета Ф. И. Шубина'

О переименовании одного портрета Ф. И. Шубина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
466
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. И. ШУБИН / П. В. ЗАВАДОВСКИЙ / И.-Б. ЛАМПИ / СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА / F. I. SHUBIN / P. A. ZAVADOVSKY / I.-B. LAMPI / SCULPTURE PORTRAIT OF 18TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпова Елена Вениаминовна

Среди известных произведений Ф. И. Шубина (1740-1805), вошедших в исто- рию русского искусства, заметное место занимает портретный бюст, сохранившийся в гипсовом (ГТГ) и бронзовом (ГРМ) отливах. Долгое время считалось, что он изобра- жает графа П. В. Завадовского (1739-1812), при этом датировали его по-разному: либо 1770-ми гг. (учитывая возраст Завадовского и период пребывания в фаворитах Екате- рины II), либо 1790-ми гг., к которым тяготеет виртуозная маэстрия исполнения бюста. Основанием для переименования работы крупнейшего скульптора-портретиста XVIII в. стало не только отсутствие физиономического сходства с живописными изображениями П. В. Завадовского, но и обнаружение иконографически близкого «Автопортрета с сыно- вьями» австрийского живописца И.-Б. Лампи Старшего (1751-1830).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On renaming of one of the portraits by Fedot I. Shubin

A portrait bust, preserved in two casts: bronze (The State Russian Museum) and plaster (The State Tretyakov Gallery), holds a special place among the well-known works of Fedot Shubin (1740-1805), which left their mark in the history of Russian art. This bust has been considered as a portrait of the count P. V. Zavadovsky (1739-1812) for a long time. It has been dated back either 1770s, given the age of P. V. Zavadovsky and the period of time when he had been a favourite of Catherine the Second, or 1790s, taking into account the virtuosity of its execution. The absence of the physiognomic similarity with the portrait of P. V. Zavadovsky in painting and the discovered «Self-portrait with the sons» by the Austrian painter G.-B. Lampi the Elder, which is iconographically close to the considered bust, were the reasons to rename this work of one of the greatest portrait sculptor of the 18th century.

Текст научной работы на тему «О переименовании одного портрета Ф. И. Шубина»

«МОЩНО, ВЕЛИКО ТЫ БЫЛО, СТОЛЕТЬЕ!». СПб., 2014

Е. В. Карпова

О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ ОДНОГО ПОРТРЕТА Ф. И. ШУБИНА

Большинство произведений гениального русского скульптора-пор-третиста XVIII в. Ф. И. Шубина (1740-1805) хрестоматийно известны. Среди его общепризнанных шедевров заметное место всегда занимал так называемый «Портрет графа П. В. Завадовского», представленный в музейных собраниях в разновременных отливах. Наиболее значимыми считаются происходящий из музея Академии художеств «гипс», принадлежащий с 1927 г. Третьяковской галерее, и отлитая по нему в 1914 г. «бронза» из собрания Русского музея.

Ошибочность принятого определения изображенного лица стала очевидной для нас довольно давно, тем не менее история переименования бюста оказалась не только чрезвычайно интересной, но и весьма протяженной по времени. Не говоря уже о том, что старое «имя» продолжает повторяться в размещенных в Интернете материалах о скульпторе, несмотря на имевшую место публикацию 2009 г.1, где были впервые изложены итоги предпринятого изучения портрета, заставляющие отказаться от его прежнего наименования. Это делает по-своему актуальным наше нынешнее сообщение, дополненное некоторыми новыми данными.

Начнем с того, что портретом Петра Васильевича Завадовского (1739-1812) — фаворита Екатерины II, ставшего в царствование ее внука первым министром народного просвещения, членом Государственного совета и председателем департамента законов, — интересующее нас произведение стали называть в конце 1900-х гг. В каталоге знаменитой Таврической выставки 1905 г. оно именовалось иначе: «Мусин-Пушкин, гр. Алексей Иванович <...> Гипс. На бюсте неверная надпись: “Заводовскш

1 Карпова Е. В. От старой ошибки к новой гипотезе: о так называемом портрете П. В. Завадовского работы Ф. И. Шубина // Карпова Е. В. Русская и западноевропейская скульптура XVHI - начала XX века. Новые материалы. Находки. Атрибуции. СПб., 2009. С. 38-46.

188

О переименовании одного портрета Ф. И. Шубина

граф П. В.” Наход. в Императорской Академии художеств»2. Однако в 1908 г. барон Н. Н. Врангель при составлении каталога скульптуры академического музея назвал этот бюст портретом графа Петра Васильевича Завадовского3, с тем же определением упоминая его в списке произведений Шубина, помещенном в изданной в 1911 г. «Истории скульптуры»4 (илл. 1).

Это определение держалось целое столетие. Мнения искусствоведов расходились только по поводу датировки портрета: его относили то к 1770-м гг. — «периоду пребывания Завадовского в фаворе»5, то к середине 1790-х гг., когда для скульптора становится характерной «исключительно свободная манера лепки»6. Даты, фиксируемые в разного рода изданиях7, сменяли друг друга, но оставались недоказуемыми, ибо поздней датировке не соответствовал год рождения изображенного (ему явно не могло исполниться 55 лет), а ранней — художественные особенности работы, в которой очевидна рука многоопытного мастера, абсолютно не скованного в творческом самовыражении. Приведем две характерные цитаты из монографического очерка о Шубине: «Судя по обстоятельствам жизни П. В. Завадовского, его портрет мог быть создан только между 17751777 годами»; и далее: «Энергично повернутая к левому плечу голова, усиливающий это движение влево взгляд широко раскрытых глаз, взмет- 2 3 4 5 6 7

2 Каталог историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце. СПб., 1905. Вып. VII. С. 86. № 2205.

3 Врангель Н. Н. Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской Академии художеств // Старые годы. 1908. Приложение. С. 129. Вклейка между с. 128-129 (воспр.).

4 Врангель Н. Н. История скульптуры // Грабарь И. История русского искусства. М., [1911]. Т V С. 86.

5 Исаков С. К. Федот Шубин. М., 1938. С. 121. № 14, 15.

6 Коваленская Н. Н. Ф. И. Шубин // История русского искусства. М., 1961. Т. 6. С. 359-360.

7 Датировки бюста: «1770-е годы» — Федот Иванович Шубин. Выставка произведений. К 150-летию со дня смерти. Каталог / ГТГ. М., 1955. С. 33; Лазарева О. П. Русский скульптор Федот Шубин. М., 1965. С. 46; Федот Иванович Шубин. 17401805. К 250-летию со дня рождения. Каталог произведений из московских собраний. М., 1991. С. 32. № 12; Федот Шубин. 1740-1805: Каталог выставки / ГРМ. СПб., 1994. С. 29. № 17; Государственный Русский музей. Скульптура. XVIII -начало XX века. Каталог. Л., 1988. С. 163. № 1445; «1790-е годы» — Федот Иванович Шубин (1740-1805). К 200-летию со дня рождения. Каталог выставки / ГРМ. Л., 1941. С. 28. № 40; Федот Иванович Шубин (1740-1805). Каталог юбилейной выставки произведений к 150-летию со дня смерти / ГРМ. Л., 1955. С. 8. № 40; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания: Скульптура XVIII-XIX веков. М., 2000. С. 287. № 425, 426.

189

Е. В. Карпова

нувшиеся, словно от ветра, волосы, свободно, мягким узлом завязанный шарф, полное отсутствие каких-либо знаков отличия — все это создает образ более демократичный и экспрессивный, нежели другие произведения Шубина этого периода»8.

Крайне затруднительно ответить на вопрос, почему в этом бюсте так долго видели Петра Васильевича Завадовского (1739-1812) — либо молодого полковника, приближенного к императрице после мирного торжества 1775 г. (в честь окончания русско-турецкой войны), либо сановника, который к середине 1790-х гг. имел в управлении Государственный и Заемный банки, был членом Совета при высочайшем дворе, получил ордена Св. Владимира и Св. Александра Невского, титул графа Священной Римской империи. Внешность Завадовского, известная по живописным, миниатюрным и гравированным портретам, которые в той или иной мере восходят к портрету работы И.-Б. Лампи, написанному для зала Совета Императорской Академии художеств (1794, НИМ РАХ) (илл. 2), при внимательном сопоставлении не имеет ничего общего с чертами лица человека, запечатленного скульптором. Не менее далек от склонного к хандре Завадовского и созданный в бюсте образ, полный эмоций, воодушевления; немалую роль в общем впечатлении играет небрежно повязанный на шее платок — этот неизменный атрибут портретов и автопортретов художников (илл. 3).

К сожалению, найти похожее лицо не удавалось, пока в 1993 г. в одном из залов варшавского Королевского замка наше внимание не привлек небольшой живописный портрет, явно изображавший художника с маленькими сыновьями. Его лицо во всех деталях, вплоть до складок кожи вокруг рта, напоминало шубинский бюст. На музейной этикетке значилось, что портрет представляет Марчелло Баччарелли (1731-1818), придворного живописца польского короля Станислава Августа Понятовского. Однако радость этого «открытия» была недолгой, последующее знакомство с несколькими его автопортретами принесло разочарование, в них явно не ощущалось достаточного сходства с экспонатом Королевского замка.

Лишь в 2001 г. появилась возможность снова вернуться к варшавской аналогии. Тогда в Италии (Тренто) состоялась монографическая выставка знаменитого австрийского портретиста Иоганна-Баптиста (Джованни-Баттиста) Лампи Старшего (1751-1830), в каталог которой была включена статья итальянского исследователя Роберто Панкери «Изображения

8 ЯковлеваН. А. Федот Иванович Шубин. 1740-1805. Л., 1984. С. 35.

190

О переименовании одного портрета Ф. И. Шубина

художника и его семьи». Автор идентифицировал варшавскую картину как авторпортрет Лампи с сыновьями, созданный около 1788 г. Важнейшим аргументом стала гравюра, которую держит в руках один из мальчиков. Она была исполнена И. Рейном в 1786 г. по оригиналу И.-Б. Лампи 1783 г., где художник запечатлел свою жену Анну-Марию Лампи, кормящую грудного ребенка9.

Более поздние его изображения также оказались вполне сопоставимы с шубинским портретом. Особенно показателен «Автопортрет», датируемый 1808-1810 гг. (Инсбрук, Музей земли Тироль «Фернан-деум»). Он создан примерно через 15 лет после бюста, однако другая прическа, заменившая парик, похудевшее с возрастом лицо не мешают заметить сходства в таких характерных деталях, как своеобразный по форме слегка вздернутый нос, полуоткрытый рот с чуть выступающей нижней губой и отмечавшиеся выше вертикальные складки на лице. Похожи и глаза под низкими дугами бровей, на шее привычно завязан платок10.

В Петербург И.-Б. Лампи приехал 40-летним, в 1792 г., и находился здесь в течение 5 лет, портретируя как саму императрицу, так и ее ближайших подданных. Личное знакомство двух мастеров, работавших в одном жанре и пользовавшихся в тот момент особым успехом, не вызывает сомнений. Более того, при рассмотрении бюста Лампи само собой напрашивается предположение, что Шубин делал дружеский портрет в тот момент, когда художник работал, глядя то на холст, то на сидящую перед ним модель. Отсюда и необычное «движение» глаз резко влево, и удивительное вдохновение, которым буквально дышит это изображение.

В заключение подчеркнем, что предложенное нами определение бюста было полностью поддержано Р. Панкери, который, напомним, прекрасно знает портреты и автопортреты Лампи. Бронзовый отлив из собрания Русского музея, со ссылкой на нашу публикацию 2009 г., был опубликован в его новой работе, изданной в Италии, — «Джованни Батиста Лампи при дворе Екатерины II»11.

Переименование известнейшего произведения, давно вошедшего в историю русского искусства, со всей наглядностью показывает, насколько

9 Pancheri R. L’immagine delPartista e della sua famiglia // Un ritrattista nell’Europa delle corti Giovanni Battista Lampi. 1751-1830: Catalogo della mostra tenuta a Trento dal 23 giugno al 30 settembre 2001. Trento, 2001. P. 137-139, 150-153.

10 Ibid. P. 406-409.

11 Pancheri R. Giovanni Battista Lampi alla corte di Caterina II di Russia. Trento, 2011. P. 142-143.

191

Е. В. Карпова

«живучими» бывают ошибки, некогда вошедшие в искусствоведческую литературу. Недостоверные определения, касающиеся даже общепризнанных шедевров, переходят из одного издания в другое, становятся традицией и подчас ставят в тупик даже опытных исследователей. Так, восторженные оценки художественных достоинств портрета, которому посвящена наша статья, в течение многих десятилетий сопровождались безуспешными попытками совместить зрелую маэстрию исполнения и возраст П. В. Завадовского, эпоху его фавора. Все встало на свои места лишь после того, как удалось установить подлинное имя модели—Иоганн-Баптист Лампи Старший. По-своему значимое, это имя, безусловно, обогащает уникальную портретную галерею современников Ф. И. Шубина.

Информация о статье

ББК 85.14; УДК 7.027.1

Автор: Карпова Елена Вениаминовна — кандидат искусствоведения, заведующая сектором скульптуры XVIII - начала XX в. Государственного Русского музея, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Название: О переименовании одного портрета Ф. И. Шубина

Аннотация: Среди известных произведений Ф. И. Шубина (1740-1805), вошедших в историю русского искусства, заметное место занимает портретный бюст, сохранившийся в гипсовом (ГТГ) и бронзовом (ГРМ) отливах. Долгое время считалось, что он изображает графа П. В. Завадовского (1739-1812), при этом датировали его по-разному: либо 1770-ми гг. (учитывая возраст Завадовского и период пребывания в фаворитах Екатерины II), либо 1790-ми гг., к которым тяготеет виртуозная маэстрия исполнения бюста. Основанием для переименования работы крупнейшего скульптора-портретиста XVIII в. стало не только отсутствие физиономического сходства с живописными изображениями П. В. Завадовского, но и обнаружение иконографически близкого «Автопортрета с сыновьями» австрийского живописца И.-Б. Лампи Старшего (1751-1830).

Ключевые слова: Ф. И. Шубин, П. В. Завадовский, И.-Б. Лампи, скульптурный портрет XVIII века

Литература, использованная в статье

Врангель, Николай Николаевич. История скульптуры // Игорь Грабарь. История русского искусства. Москва: Издательство Кнебель, [1911]. Т V. 412 с.

Врангель, Николай Николаевич. Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской Академии художеств // Старые годы. 1908. Приложение. 183 с. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания: Скульптура XVIII-XIX веков. Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2000. 352 с.

Государственный Русский музей. Скульптура. XVIII - начало XX века. Каталог. Ленинград, 1988. 320 с.

Исаков, Сергей Константинович. Федот Шубин. Москва: Искусство, 1938. 168 с.

Карпова, Елена Вениаминовна. От старой ошибки к новой гипотезе: о так называемом портрете П. В. Завадовского работы Ф. И. Шубина // Карпова Е. В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII - начала XX века. Новые материалы. Находки. Атрибуции. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2009. С. 38-46.

Каталог историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце. Санкт-Петербург, 1905. Вып. VII. 89 с.

Коваленская, Наталья Николаевна. Ф. И. Шубин // История русского искусства. Москва: АН СССР, 1961. Т. 6. С. 329-365.

192

О переименовании одного портрета Ф. И. Шубина

Лазарева, Ольга Павловна. Русский скульптор Федот Шубин. Москва: Искусство, 1965. 102 с. Федот Иванович Шубин. Выставка произведений. К 150-летию со дня смерти. [Каталог]. ГТГ Москва, 1955. 51 с.

Федот Иванович Шубин (1740-1805). К 200-летию со дня рождения. [Каталог]. ГРМ. Ленинград, 1941. 32 с.

Федот Иванович Шубин. 1740-1805. К 250-летию со дня рождения. Каталог произведений из московских собраний. Москва: ГТГ, 1991. 93 с.

Федот Шубин. 1740-1805: Каталог выставки. К 250-летию со дня рождения. ГРМ. Санкт-Петербург, 1994. 110 с.

Федот Иванович Шубин (1740-1805). Каталог юбилейной выставки произведений к 150-летию со дня смерти. ГРМ. Москва, 1955. 13 с.

Яковлева, Нонна Александровна. Федот Иванович Шубин. 1740-1805. Ленинград: Художник РСФСР, 1984. 95 с.

Pancheri, Roberto. Giovanni Battista Lampi alia corte di Caterina II di Russia. Trento, 2011. 420 p. Pancheri, Roberto. L’immagine dell’artista e della sua famiglia // Un ritrattista nell’Europa delle corti Giovanni Battista Lampi. 1751-1830: Catalogo della mostra tenuta a Trento dal 23 giugno al 30 settembre 2001. Trento, 2001. P. 137-143.

Information about the article

Author: Karpova Elena Veniaminovna — Ph. D. in Art History, the Head of the Department of Sculpture of the 18th - early 20th cc., the Russian Museum, St. Petersburg, Russia, [email protected] Title: On renaming of one of the portraits by Fedot I. Shubin

Summary: A portrait bust, preserved in two casts: bronze (The State Russian Museum) and plaster (The State Tretyakov Gallery), holds a special place among the well-known works of Fedot Shubin (1740-1805), which left their mark in the history of Russian art. This bust has been considered as a portrait of the count P V. Zavadovsky (1739-1812) for a long time. It has been dated back either 1770s, given the age of P. V. Zavadovsky and the period of time when he had been a favourite of Catherine the Second, or 1790s, taking into account the virtuosity of its execution. The absence of the physiognomic similarity with the portrait of P. V. Zavadovsky in painting and the discovered «Self-portrait with the sons» by the Austrian painter G.-B. Lampi the Elder, which is iconographically close to the considered bust, were the reasons to rename this work of one of the greatest portrait sculptor of the 18th century.

Keywords: F. I. Shubin, P A. Zavadovsky, I.-B. Lampi, sculpture portrait of 18th century

References

Gosudarstvennaya Tret’yakovskaya galereya. Katalog sobraniya: Skul’ptura XVIII—XIX vekov [The State Tretyakov Gallery. Catalogue: Sculpture of the 18h—19h centuries]. Moscow: The State Tretyakov Gallery, 2000. 352 p.

Gosudarstvennyj Russkiy muzey. Skul’ptura. XVIII — nachalo XX veka. Katalog [The Sate Russian Museum. Sculpture. 18th — early 20th century. Catalogue]. Leningrad, 1988. 320 p.

Isakov, Sergey Konstantinovich. Fedot Shubin. Moscow: Iskusstvo Publ., 1938. 168 p.

Karpova, Elena Veniaminovna. Ot staroy oshibki k novoy gipoteze: o tak nazyvaemom portrete P. V. Zavadovskogo raboty F. I. Shubina [From an old mistake to a new hypothesis: on the so called portrait of Petr V. Zavadovsky by Fedot I. Shubin], in E. V. Karpova. Russkaya i zapadnoevropey-skaya skul’ptura XVIII — nachala XX veka. Novye materialy. Nakhodki. Atributsii [Russian and West-European sculpture of 18th — early 20th century. New materials. Discoveries. Attributions]. St. Petersburg: Iskusstvo-SPB Publ., 2009. P. 38-46.

Katalog istoriko-khudozhestvennoy vystavki russkikh portretov, ustraivaemoy v Tavricheskom dvortse [Catalogue of the art historical exhibition of the Russian portraits arranged at the Taurida Palace]. St. Petersburg, 1905. Issue VII. 89 p.

Kovalenskaya, Natal’ya Nikolaevna. F. I. Shubin [Fedot I. Shubin], in Istoriya russkogo iskusstva [History of Russian Art]. Moscow: AN SSSR Press, 1961. Vol. 6. P. 329-365.

193

Е. В. Карпова

Lazareva, Ol’ga Pavlovna. Russkiy skul’ptor Fedot Shubin [Russian sculptor Fedot Shubin]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1965. 102 p.

Fedot Ivanovich Shubin. Vystavka proizvedeniy. K 150-letiyu so dnya smerti. Katalog [Fedot I. Shubin. The exhibition of art works. To the 150th anniversary since the hour of death. Catalogue], Moscow: GTG Publ., 1955. 51 p.

Fedot Ivanovich Shubin (1740-1805). K 200-letiyu so dnya rozhdeniya. Katalog [Fedot I. Shubin. To the 200th anniversary since the hour of birth. Catalogue]. Leningrad: GRM Publ., 1941. 32 p. Fedot Ivanovich Shubin. 1740-1805. K 250-letiyu so dnya rozhdeniya. Katalog proizvedeniy iz moskovskikh sobraniy [Fedot I. Shubin. 1740-1805. To the 250th anniversary since the hour of birth. Catalogue]. Moscow: GTG Publ., 1991. 93 p.

Fedot Shubin. 1740-1805: Katalog vystavki. K 250-letiyu so dnya rozhdeniya [Fedot I. Shubin. 1740-1805: Catalogue of the exhibition. To the 250th anniversary since the hour of birth. Catalogue]. St. Petersburg: GRM Publ., 1994. 110 p.

Fedot Ivanovich Shubin (1740-1805). Katalog yubileynoy vystavki proizvedeniy k 150-letiyu so dnya smerti [Fedot I. Shubin (1740-1805). Catalogue of the anniversary exhibition to the 150th anniversary since the hour of death], Moscow, 1955. 13 p.

Vrangel’, Nikolay Nikolaevich. Istoriya skul’ptury [History of sculpture], in Igor’ Grabar’. Isto-riya russkogo iskusstva. Moscow: Knebel’ Publ., [1911]. Vol. 5. 412 p.

Vrangel’, Nikolay Nikolaevich. Katalog starinnykh proizvedeniy iskusstva, khranyashchikhsya v Imperatorskoy Akademii khudozhestv [Catalogue of the ancient art works preserved at the Imperial Art Academy], in Starye gody [Oldyears]. 1908. 183 p.

Yakovleva, Nonna Aleksandrovna. Fedot Ivanovich Shubin. 1740-1805 [Fedot I. Shubin. 17401805]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ., 1984. 95 p.

Pancheri, Roberto. Giovanni Battista Lampi alla corte di Caterina II di Russia. Trento, 2011. 420 p. Pancheri, Roberto. L’immagine dell’artista e della sua famiglia, in Un ritrattistanell’Europa delle corti Giovanni Battista Lampi. 1751-1830: Catalogo della mostra tenuta a Trento dal 23 giugno al 30 settembre 2001. Trento, 2001. P. 137-143.

Илл. 1. Ф. И. Шубин. Портрет И.-Б. Лампи Старшего. Между 1792-1797 (ранее считался портретом графа П. В. Завадовского). Бронза. ГРМ.

194

О переименовании одного портрета Ф. И. Шубина

Илл. 2. И.-Б. Лампи Старший. Портрет графа П. В. Завадовского. 1794. Холст, масло.

НИМ РАХ.

Илл. 3. И.-Б. Лампи Старший. Автопортрет с сыновьями. Около 1788. Холст, масло. Варшава, Королевский дворец.

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.