Научная статья на тему 'Имя собственное в аспекте права на защиту доброго имени'

Имя собственное в аспекте права на защиту доброго имени Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
323
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имя собственное в аспекте права на защиту доброго имени»

РАЗДЕЛ 3

КОНФЛИКТНЫЙ ТЕКСТ КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Н. А. Бикейкина

ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В АСПЕКТЕ ПРАВА НА ЗАЩИТУ ДОБРОГО ИМЕНИ

Право на защиту доброго имени провозглашается Конституцией Рос-сийской Федерации, п . 1 ст. 23 которой гласит: «Каждый имеет право на <..> защиту своей чести и доброго имени» [Конституция РФ,

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

cgi?гeq=doc;base=LAW;n=2875#075DABEE4AEE5AA116D8865E8F793A70]. В ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации доброе имя причисляется к нематериальным благам, наряду с такими благами и правами, как жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, деловая репутация, право на имя, право авторства и др.; согласно пункту 2 данной статьи, указанные нематериальные блага подлежат защите [Гражданский кодекс РФ, http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=95574;div=LAW#CE521D21546A70326AEDC26BAF16A5BE].

В сложившейся юридической практике под термином «доброе имя» понимается не собственно имя (имя, фамилия, отчество), а совокупность положительных качеств личности. Доброе имя олицетворяет собой всегда положительную оценку репутации человека как полноправного члена общест-ва, в основе которой заложено представление о его положительных личных качествах, связанное с совокупностью идеального представления о человеке и представления о его поведении в реальной действительности (в профессиональной деятельности, семейной жизни и т.д.). Однако связь личных имен с такими нематериальными благами, как честь, достоинство, деловая репута-ция, доброе имя, является очевидной: «Имена людей - область деликатная, затрагивающая честь и достоинство личности» [Бестужев-Лада, 1968, с. 31]. Имя однозначно соотносится с индивидуальным объектом, с именем челове-ка связана вся совокупность информации о нем, и характер этой информации тесно связан с общественной оценкой личности и ее самооценкой.

Выполняемые именами собственными функции идентификации и индивидуализации личности делают возможным рассмотрение конфликтного функционирования имен собственных в связи с реализацией права на защиту

доброго имени в двух аспектах: 1) имя как средство идентификации личности; 2) имя как средство индивидуализации личности, выражения ее оценки.

Обратимся к первому аспекту. В текстах, содержащих информацию о каких -либо лицах, идентификация осуществляется посредством указания их имен: «Если нельзя идентифицировать участников конфликта, то и сам конфликт не может существовать de jure. Лицо, считающее, что конфликтоген-ный текст является порочащим его, оскорбляющим и т.п., должно быть легко идентифицируемо, узнаваемо» [Матвеева, 2004, с. 130]. Имена собственные являются связующим звеном между личностью и информацией : «Назвать имя - значит <...> вызвать в сознании мысль о том, кто назван» [Никонов, 1974, с. 33], без указания на имя (прямого или косвенного) информация является абстрактной, она не соотносится с конкретным лицом. Отсутствие ИС в конфликтном тексте приводит к невозможности идентификации лиц, фигурирующих в тексте, к обезличиванию информации (ср.: обезличивание некоторых текстов с целью исключения возможности идентификации лиц, упо -минающихся в данных текстах, например, при опубликовании документов).

Следствием того, что идентификация осуществляется посредством имени, является наличие предлагаемых эксперту при проведении лингвисти-ческой экспертизы конфликтных текстов вопросов о том, позволяет ли номи-нация однозначно определить объект высказывания, содержит ли текст ин-формацию о конкретном лице, можно ли по имеющимся в тексте различным номинациям установить, что речь идет о конкретном лице, можно ли в ходе исследования материалов безошибочно конкретизировать, кто подразумева-ется под именем и т.п.

В качестве средства идентификации имя выступает в юридизированном конфликтном тексте, анализ которого осуществляется в лингвистическом экспертном исследовании Л.О. Бутаковой:

«Лицо, считающее, что конфликтогенный текст является порочащим его, оскорбляющим и т.п ., должно быть легко идентифицируемо, узнаваемо. В анализируемом тексте главное действующее лицо, подвергаемое критике, названо прямо с помощью нарицательных существительных, определяющих его социальный статус, и квалификативного оборота, включающего собственное имя, - руководитель булочно-кондитерской компании «Марс», директор « Марса» господин Марков. Все указанные номинации точно квалифицируют объект речи. Точная квалификация исключает сомнения по поводу направленности именно на него негативной оценки говорящего и отношения к нему информации, содержащейся в предварительной и последующей частях данного фрагмента текста» [Бутакова, 2007, c. 408].

Имя собственное позволяет идентифицировать героев конфликтных ситуаций, связанных с защитой доброго имени, в следующих текстах:

« Прославленная российская лыжница, трехкратная олимпийская чемпионка Юлия Чепалова, обвиняемая в употреблении допинга, обратилась с письмом к президенту Международного олимпийского комитета Жаку Рогге.

В нем она обвинила Всемирное антидопинговое агентство в нарушении прав профессиональных спортсменов. <...>Уважаемый господин Рогге, прошу Вас взять под личный контроль сложившуюся ситуацию вокруг деятельности ВАДА и дать мне право защитить мое доброе имя» [URL: http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/liji/spbnews_CHepalova-obvinila-WADA-v-narashenii-prav-sportsmenov?ref=_16].

«Речь идет о статье Крутова «Политические расклады 2002 года: старые лица и новые времена», опубликованной 9 января 2003 года в местной газете «Неделя области». В статье, в частности, говорилось о работе саратов-ского прокурора Анатолия Бондара. В тексте, начинавшемся словами «на-верное, только этим можно объяснить», говорилось о том, что мэрия дарит прокуратуре иномарки, мебель и преподносит другие подарки. Кроме того, указывалось, что прокурор получил в аренду часть двора многоэтажного до-ма. Прокурор обратился за защитой чести и достоинства . Российские судьи заказали лингвистическую экспертизу. Как подтвердили эксперты, в статье содержались мнения и предположения журналиста. Суд, однако, решил, что «личные суждения и оценки автора не должны порочить честь и доброе имя истца», а «форма выражения мнения должна исключать возможность заблу-ждения здравомыслящих третьих лиц» [URL: http://www.infox.ru/authority/foreign/2009/12/03/Rossiyskiy_zhurnalis.phtml].

Таким образом, идентификация героев конфликтных текстов, связан-ных с делами о защите доброго имени, осуществляется, как правило, при по-мощи имен собственных. В случае если имя не указывается и идентификация по каким-либо иным параметрам становится невозможной, текст теряет свою направленность на конкретное лицо, и необходимость защиты доброго имени не возникает.

Во втором аспекте рассмотрения имена предстают как средство индивидуализации личности, выражения ее оценки, отождествления личности с определенными качествами, характеристиками. Имена собственные при обычном употреблении выполняют свою непосредственную функцию, а именно: функцию обозначения, идентификации объекта, при этом они являются нейтральными , немаркированными и не несут какой-либо дополнительной семантической, стилистической нагрузки. Но в некоторых ситуациях они маркируются, «начинают выполнять еще и функцию приписывания объекту каких-либо свойств, качеств, характеристик» [Матвеева, 2004, с. 131]. Выбор того или иного варианта имени может оказывать существенное влияние на то, как будет восприниматься его носитель: «Формы имен, сосуществующие в разных стилистических полях, характеризуют отношение к нему (к лицу -Н.Б.) говорящих» [Суперанская, 2009, с. 283], это позволяет формировать определенное представление об именуемом лице. Анализируя наименования в текстах СМИ, Н.В. Муравьева указывает на то, что «цепочки наименований могут создавать дополнительные смысловые и стилистические эффекты. Более того, наименования предметов могут подсказать адресату правильное по-

нимание авторской концепции. Состав цепочки наименований в газетном тексте может показывать расстановку героев в тексте, а это помогает читате-лю точно уловить необходимые акценты в содержании» [Муравьева, 2002, с. 115]. При этом достижение цели, создание положительной или отрицатель-ной семантики имени и, как следствие, формирование позитивного или нега-тивного восприятия образа носителя имени осуществляется при помощи язы-ковых средств. К средствам формирования определенного восприятия можно отнести актуализацию присущей имени семантики, наделение имени какой-либо семантикой, использование различных языковых приемов, образных средств - метафоры, метонимии, обыгрывание явлений омонимии, синони-мии, полисемии, паронимии и др.

В связи с тем, что «одной из важнейших задач в журналистике и в политике (отечественной и зарубежной) является дискредитация влиятельного лица в глазах электората, бизнес-партнеров или начальства с последующими негативными результатами - перлокутивными эффектами (от финансовых потерь до проигрыша на выборах)» [Кара-Мурза, 2010, с. 117], чаще всего стилистически маркированные имена несут в себе негативную оценку и используются в качестве одного из средств формирования отрицательного мнения о носителе имени, его дискредитации . Зачастую подобную оценку несут в себе прозвища политиков. Как отмечает Н.М. Клушина, «обыгрывание собственных имен политиков ... выходит за рамки языковой игры в область по-литтехнологий, поскольку прозвища политиков в языке СМИ не нейтральны, а оценочны. <...> В основном в публицистическом узусе преобладают обид-ные номинации политиков , построенные на звуковом сходстве с социально низкими понятиями (БАБ, Капээсня и др.), несущие определенную отрица-тельную коннотацию, соотносимую с соответствующими фоновыми знания-ми российского общества. Таким образом , языковая игра в ономастике становится мощным оценочным механизмом, управляющим общественным сознанием» [Клушина, 2003, с. 287].

Примеры использования имен в качестве средства индивидуализации представлены в следующем фрагменте:

«Вокруг Б. Березовского сформировалась целая субкультура. Первый олигарх России известен всей России как БАБ. Его сторонники и сподручни-ки были названы в прессе БАБниками. С легкой руки журналистов , коллег и оппонентов ББ получил также прозвища НАШ АБРАМЫЧ, БАБА, БАОБАБ, МЕЧТА АНТИСЕМИТА, ПАПИК. Молодежный еженедельник назвал БАБа ВЕЛИКИМ И УЖАСНЫМ ГУДВИНОМ. В среде "братков" у ББ есть кличка БЕРЕЗА. Чеченские командиры, по сообщениям прессы, называли его ласко-во КОШЕЛЬКОМ. Одно из аналитических размышлений ББ дало повод журналистам окрестить его РЫЦАРЕМ БЕЗ СРАКИ И УТЕРКИ : " Президент думает, что меня можно использовать как туалетную бумажку и выбросить, не понимая, что эта бумажка легко может вспорхнуть и приклеиться к его лбу... "

Клички получили все российские премьеры последних лет: В. Черно-мырдин ДЯДЯ ВИТЯ, ЛЕНЯ БРЕЖНЕВ - МОЛОДЫЕ ГОДЫ, КРЕМЛЕВ-СКИЕ БРОВИ, ДЯДЬКА ЧЕРНОМОР, ТРУБА, ЧЕРНЫЙ, ЧЕРНОМОР, ЧВС...

Следующий премьер - Е. Примаков - получил прозвище МАКСИ-МЫЧ. ЕП относится к кличкам по-европейски цивилизованно и не обиделся даже на Г. Явлинского, обозвавшего его НОВЫМ БРЕЖНЕВЫМ. <...>

В. Путин за недолгий срок в премьерском кресле получил кличку РАСПУТИН.

Другой вице-премьер - В. Матвиенко - ТЕТЯ ВАЛЯ: курируя социальный блок, ВМ вынуждена постоянно обещать старикам немедленное погашение задолженностей по пенсиям. Это напоминает ретро-передачу "В гостях у сказки", где ведущая тетя Валя Леонтьева обещала детишкам чудеса» [http://www.vsp.ru/politsreda/1999/09/01/337701].

Приведенные номинации, с одной стороны, позволяют идентифициро-вать обозначаемые с их помощью личности, с другой -содержат в себе их негативную оценку.

Наличие в языке «лексических и фразеологических инвективных средств, интонационных схем, схем речевого поведения, обслуживающих зо-ну инвективности» [Голев, 2003, с. 35], позволяет использовать имена в ин-вективной функции. Употребление имени в качестве инвективы анализиру-ется в экспертном заключении Н.И. Дорониной:

«Никакой художественной и эстетической нагрузки имя Л . Доширак не несет, употребляется оно с целью унижения, оскорбления М.И. Лапшина пу-тем обыгрывания его фамилии . <...> Инвективность (оскорбительность) соз-дается путем присвоения лицу прозвища, на основе ассоциативного сближе-ния его фамилии (актуализация внутренней формы слова - Лапшин) с назва-нием торговой марки продукта (лапша "Доширак "). Само слово "Доширак" не является экспрессивно маркированным, однако использование его в каче-стве прозвища в данном случае является оскорбительным. Инвективность обусловлена также тем, что прозвища реальных людей в российской языко-вой и культурной среде в настоящее время функционируют только в услови-ях неформальной, бытовой коммуникации, а вынесение их в сферу массовой коммуникации, особенно в информационно-аналитические сообщения, все-гда маркировано: прозвище употребляется либо с целью обозначить принадлежность человека к преступному миру (например: Япончик), либо выразить к человеку отношение, как правило, негативное» [Доронина, http://lexis-asu.narod.ru/exp/19.htm].

Тексты, содержащие имена собственные, несущие негативную оценку, являются конфликтогенными: «Личность не принимает критическую оценку ни при каких обстоятельствах, поскольку она провоцирует немедленную отрицательную реакцию и тем самым создает реальную угрозу для последующей деятельности объекта критики» [Кудряшов, 2006, с. 209]. Следствием

возникновения подобных текстов являются иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. Зачастую подобные иски связаны с защитой доброго имени: «комментаторы ГК РФ указывают, что «честь, достоинство, деловая репутация гражданина в совокупности определяют « доброе имя». <...> Очевидно, что «понятие «доброе имя» как совокупность положительных качеств личности, отраженных в общественном сознании, т.е. общественная оценка конкретного индивида, близко понятию «честь» и включает в себя положительную репутацию гражданина, с учетом ее деловой составляющей» [Черников, http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0803/6.html].

Таким образом, имена собственные являются средством осуществления идентификации личности, позволяющим соотнести личность и информацию о данной личности, а также средством индивидуализации личности и форми-рования представлений о ней. Несмотря на то, что под термином доброе имя в праве подразумевается не собственно имя, а совокупность представлений о личности, функции имен собственных обусловливают их тесную связь с пра-вом на защиту доброго имени.

Библиографический список

1. Бестужев-Лада И.В. Имя человеческое - его прошлое, настоящее и будущее / И.В. Бестужев-Лада // Наука и жизнь. - 1968. № 7. - С. 20 - 25.

2. Бутакова Л.О. «Надо ли руководителю платить налоги?» // Юрислин-гвистика - 8: Русский язык и современное российское право. - Кемерово -Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2007. -С. 405 - 412.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doс;base=LAW;n=95574;div=LA W#CE521D21546A70326AEDC26BAF16A5BE.

4. Доронина Н И. Заключение 3 по запросу адвоката Коростелевой Людмилы Николаевны в Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина от 22 августа 2003 г. о проведении лингвистическо-го исследования публикаций в газете "Листок" (Горно-Алтайск) за 2002 - 2003 гг. - Лингвистические экспертизы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lexis-asu.narod.ru/exp/19.htm

5. Кара-Мурза ЕС. Лингвоправовой конфликт как объект исследования в лингвоконфликтологии / ЕС. Кара-Мурза // Юрислингвистика - 10: межвузовский сборник научных статей. - Барнаул - Кемерово: Издательство Алтайского государственного университета, 2010. - С. 123 - 134.

6. Клушина НИ. Общие особенности публицистического стиля // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 269 - 289.

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Спра-вочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875#075DABEE4AEE5AA116D8865E8F793 А70

8. Кудряшов И.А. Имплицитные смыслы как лингвистическая основа разграничения факта и мнения в рамках независимых региональных печатных СМИ // Юрислингвистика - 7: Язык как феномен правовой коммуникации: межвузовский сборник научных статей / под ред. Н Д. Голева. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - С. 208 - 216.

9. Матвеева О.Н. Функционирование конфликтных текстов в правовой сфере и особенности его лингвистического изучения ( на материале текстов, вовлеченных в юридическую практику): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / О.Н. Матвеева. - Барнаул, 2005. - 275 с.

10. Муравьева Н.В. Язык конфликта. - М.: Издательство МЭИ, 2002. -

272 с.

11. Никонов В.А. Имя и общество. - М.: Наука, 1988. - 278 с.

12. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М.: Книж-ный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 368 с.

13. Черников О.Ю. Защита доброго имени: проблемы терминологии [Электронный ресурс] // Право: теория и практика. - Электрон. журнал. -Пермь , 2003. - Режим доступа: http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0803/6.html

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.