Научная статья на тему 'Имя М. В. Ломоносова в обучении географии'

Имя М. В. Ломоносова в обучении географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имя М. В. Ломоносова в обучении географии»

ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ИМЯ М.В. ЛОМОНОСОВА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

С.Л. Бакланова

Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail sweta.ars@yandex.ru

Эмоционально-ценностный подход в обучении предполагает личностное включение обучаемого в учебный процесс на уровне эмпатического понимания и осмысления изучаемого материала. Стимулирует, активизирует познание, прежде всего, учитель. Его действия заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов усилить это познание. Если учитель ставит учебную задачу через формулировку: «дайте свою трактовку событию», «оцените», «выскажите свою точку зрения», «ваше отношение к факту, событию», «ваше понимание», «образно представьте, что более значимо и ценно для вас», «придумайте, сочините», то очевидно, что активность связана с укреплением субъективной позиции учащегося.

Учитель, ориентированный на эмоционально-ценностный подход в обучении, способствует развитию у учащихся самооценки, выражения своего отношения: к географическим событиям, к каким-то определенным результатам деятельности человека, к достижениям человечества, к ценности знаний и умений, приобретаемых в процессе обучения. Один из показателей результатов обучения в географии - это личностные результаты, ценностно-смысловая ориентация учащихся, осознание целостности и единства географического пространства России, формирование эмоционально-ценностного отношения к

миру и окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре своего народа [1]. Н.Н. Баранский в методических трудах отмечал: «...Человека забыли!.. Человек - тема для наших географов определенно неприятная, щекотливая, тема, которой предпочитают не касаться». В учебниках нового поколения по географии все чаще материал освещается через призму человеческой деятельности.

Вклад, оставленный М.В. Ломоносовым в образовании, науке и культуре, хорошо известен в русском и зарубежном мире. Его имя закреплено в научных работах, на карте мира, в названиях географических объектах и явлений, школ, мостов, улиц, площадей, кораблей. Сегодня трудно представить масштаб деятельности и весь спектр научных интересов Михаила Васильевича. Его считают основоположником многих наук, но географии принадлежит особое место. К большому сожалению, в школьных учебниках географии имя М.В. Ломоносова встречается крайне редко. Только в учебнике «География России» [2] при изучении темы «Географические исследования территории России в 18-19 вв.» упоминается его имя как инициатора освоения Великого Северного пути, и то в дополнительном учебном тексте. А ведь круг географических интересов М.В. Ломоносова

очень разносторонний: изучение метеорологических явлений, анализ и обобщение сведений о рельефе Земли, издание атласа России, рассмотрение географии как комплексной науки, введение термина «экономическая география» и т.д.

Признание не обошло стороной, самоотверженное и бескорыстное служение ученого справедливо отмечено. Его имя увековечено на географической карте, которое впервые появилось на карте в 1849 г., когда русский мореплаватель Г.И. Невельской, исследуя реку Амур, нанес на карту вновь открытый мыс на западном берегу лимана и присвоил ему имя М.В. Ломоносова.

Анализируя содержание школьного курса география, отмечаем возможность систематического информирования учащихся о вкладе Михаила Васильевича Ломоносова в географическое образование.

Начальный курс географии

При изучении темы «Земля - планета Солнечной системы», например, можно познакомить учащихся со следующей информацией: в 1961 г. именем М.В. Ломоносова назвали кратер на Луне, в память об астрономических исследованиях и открытиях Михаилом Васильевичем; в 1975 г. на основе материалов съемки с космических аппаратов была составлена карта марсианского рельефа, кратер на Марсе также носит имя М.В. Ломоносова.

В теме «План и карта» при формировании умений чтения карты в атласе можно рассказать о подготовке к изданию М.В. Ломоносовым «Российского атласа» (рис. 1). В 1758 г. он, являясь руководителем географического департамента Академии наук, писал: «...мне поручили между протчими и Географический департамент, которую должность приняв, немедленно приложил я крайнее попечение о издании нового, ис-

правнейшего Российского атласа и по возможности верной и обстоятельной Российской географии...» [3].

В разделе «Гидросфера» можно предложить учащимся найти на карте следующие объекты: полуостров Ломоносова на западном побережье Амурского залива, который разделяет бухты Перевозная и Нарва и мыс Ломоносова (Россия, Приморский край, Хассанский район), бухту в районе западного берега моря Лаптевых, которую исследовала в 1940 г. гидрографическая экспедиция на шхуне «Ломоносов». М.В. Ломоносов первый установил, что воды, которые несут реки в Северный Ледовитый океан, способствуют усиленному образованию льда в прибрежных районах. Описывая морские льды данной территории, он впервые дает терминологию полярных льдов, определяя три главных вида: сало, ледяные поля и айсберги. М.В. Ломоносов был избран почетным членом Шведской академии наук за трактат «Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях» [4].

Раздел «Литосфера» в начальном курсе географии формирует понятия о формах рельефа. Можно предложить учащимся нанести на контурную карту следующие объекты: гора Ломоносова на Новой Земле (рис. 2), плато на острове Гренландия, гора и ледник на острове Шпицберген, горный хребет в Антарктиде. В 2010 г. пику горы Букбаши в Кабардино-Балкарии присвоено имя М.В. Ломоносова. На вершине (3,5 тыс. м над у.м.) установили памятную доску с именем учёного.

Имя Ломоносова присвоено вулкану на острове Парамушир (Курильская гряда) по представлению комплексной Курило-Камчатской экспедиции. Так отмечен многолетний вклад ученого в геологию, его учение о значении вулканической деятельности в изменении рельефа Земли.

Рис. 1. Титульный лист «Российского Атласа Императорской Академии наук», 1843 [4].

Курс «География материков и океанов»

В данном курсе дополняется информация об увековечении имя М.В. Ломоносова на карте мира. Учащиеся узнают о подводном Хребте Ломоносова в Северно-Ледовитом океане, открытом в 1948 г. Хребет тянется на 1800 км от материковой отмели Азии через Северный полюс к материковой отмели Америки и разделяет впадину Северного Ледовитого океана на две котловины. Открытое в Атлантическом океане мощное поверхностное течение под Южным Пассатным течением носит имя Ломоносова (1959) как первого русского океанолога. Его также имя носит гавань на Балтийском море, отмель в Финском заливе

[4].

Курс «География России»

С именем великого ученого можно знакомить учащихся практически в каждом разделе. В теме «Население

России» следует предложить учащимся нанести населенные пункты, названные в его честь: село Ломоносово (ранее село Денисовка) Холмогорского района Архангельской области, объединившее когда-то несколько деревень, в одной из которых родился Михайло Ломоносов (Мишанинская). Его переименовали в 1911 г. В Ленинградской области есть город Ломоносов (до 1951 г. это город Ораниенбаум). Здесь М.В. Ломоносовым была основана знаменитая химическая лаборатория и стекольная фабрика. Именно Михаил Васильевич разработал технологию производства цветных смальт для мозаик, рецептуру оптических стекол и хрусталя.

В разделе «Хозяйство России» при изучении темыа «Промышленность» необходимо познакомить учащихся с трудом М.В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», который был издан им ещё в 1764 г.

В своей книге М.В. Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о глубине залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы. Он обращал внимание рудоискателей на значение окраски горных пород. М.В. Ломоносов объяснял, что минералы окрашиваются от присутствия окислов железа, меди, свинца и других металлов.

Очень ценно было указание ученого о «спутниках» руд. Например, он сообщал, что серный и мышьяковый колчеданы сопутствуют золоту, а висмут чаще всего встречается вместе с оловом. Книга М.В. Ломоносова была первым практическим руководством к поискам руд, основанным на строгих научных наблюдениях. Она была разослана по рудникам и оказала большую помощь русским геологам, открывшим много новых месторождений на Урале, Алтае и в Нерчинском крае (Забайкальский край).

В Санкт-Петербурге расположен фарфоровый завод - одно из старейших в Европе. Это первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Основан завод в XVIII в. при участии М.В. Ломоносова, а в 1925 г. заводу в связи с 200-летием Российской

академии наук было присвоено имя М.В. Ломоносова.

В Архангельской области находится Ломоносовский горно-обогатительный комбинат в составе ОАО «Севералмаз». Месторождение алмазов имени М.В. Ломоносова является крупнейшим в Европе. Компанией добыт самый большой алмаз за пятилетнюю историю промышленной разработки месторождения, вес камня - 50,1 карат. Алмазу дали имя «Ломоносов».

При изучении темы «Отрасли социальной инфраструктуры» можно использовать информацию для расширения кругозора и патриотического воспитания учащихся, гордости за вклад России в развитие науки. Необходимо познакомить учащихся с биографией великого ученого и со следующими объектами: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (старейший российский университет, основанный в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова), Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова, Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Архангельск). Суперкомпьютер «Ломоносов», установленный в МГУ и запущенный в конце ноября 2009 г., занял первое место в

списке 50 мощнейших суперкомпьютеров СНГ. Его пиковая производительность «Ломоносова» составляет 414 триллионов операций в секунду.

В городе Санкт-Петербурге находится музей М.В. Ломоносова Российской академии наук, который входит в состав Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Это по существу единственный в России музей истории науки. Кроме экспозиции, посвященной жизни и творчеству первого русского ученого-естествоиспытателя М.В. Ломоносова, здесь можно познакомиться с уникальной коллекцией астрономических приборов XVIII-XIX вв.

Раздел «Природно-хозяйственные регионы России». Город Архангельск -центр формировавшегося всероссийского торгового рынка, первый российский порт, принимавший суда из европейских стран. В этом городе именем великого ученого названы: Поморский государственный университет, Северный государственный медицинский университет, театр драмы, округ города, проспект, дворец культуры, межрегиональная общественная организация (Ломоносовский фонд).

Курс «География стран мира»

Например, в Великобритании, г. Абердин, есть школа им. М. В. Ломоносова. Занятия в ней проводятся раз в неделю. Программа школы ставит перед собой задачу помочь детям сохранить и развить русский язык, приобщиться к русской культуре.

При изучении темы «Транспорт» учащиеся узнают о высокотехничных судах. Четырехпалубное Круизное судно «Михаил Ломоносов» принадлежит шведской компании «Viking river Cruises» и осуществляет 12-дневные пассажирские перевозки туристов из стран Европы и Америки. Судно было построено в 1979 г. в Германии и полностью модернизировано в 2003 г. На

сегодняшний день теплоход имеет статус четырехзвездного со 112 каютами разного уровня комфортности, двумя ресторанами, двумя барами, парикмахерской, библиотекой, медпунктом. Корабль может одновременно перевозить 212 пассажиров и 100 чел. экипажа. Основные параметры: 125 м - в длину, 17 м - в ширину и 16 м - в высоту, скорость - 26 км/ч.

С 1991 по 2003 гг. теплоход «305 проекта», построенный в Венгрии, ходил по маршруту «Архангельск-Котлас». После реконструкции в 2005 г. круизное судно, сменив название на имя М.В. Ломоносова, сейчас принадлежит московской судоходной компании «Дюна». Его основные параметры: 78 м - в длину, 14,5 м - в ширину, 12,5 м - в высоту, скорость - 20 км/ч. Он рассчитан на 60 пассажиров [3].

На уроках географии развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании эмоционально-ценностного отношения к миру, гордости за свою страну. Усваиваемый материал о жизни ученого удивительной судьбы способствует формированию опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Необходимо помнить, что его развитие предполагает систематический характер, и можно выделить следующие уровни усвоения ценностей:

- знания о ценностях (человек знает о ценностях, но в своем поведении он не будет руководствоваться ими);

- знание и принятие ценностей как необходимость (человек поступает в соответствии со значимыми для окружающих ценностями, но не из внутренних побуждений, а боясь осуждения);

- эмоционально-чувственное принятие ценности (внутреннее принятие ценностей без осознания их значимости);

- осознанность значимости ценностей (ценности входят в собственные отношения человека к миру и к самому себе, становятся частицей его «Я») [1].

Именно этого уровня можно достигнуть, изучая жизнь и творчество

М.В. Ломоносова, которого отличает высокая нравственность, любовь к Отечеству, беспредельная преданность своему делу. Его жизнь, его судьба - наше духовное наследие.

Список литературы

1. Бакланова С.Л. Методическая подготовка учителя к реализации ФГОС // Развитие личности в образовательном пространстве. Тр. 12-й Всерос. науч.-практ. конф. -Бийск, 2014. - С. 67-70.

2. География России: учебник.

3. Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии наук XVIII в. - М., 1946. -С. 186.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.