О СЛОЯХ ЗЕМНЫХ
УДК 551.4
Г.А. Сафьянов1
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕЛЬЕФЕ В РАБОТАХ ЛОМОНОСОВА
Рассмотрены воздействие природной среды Беломорья на формирование наблюдательности, интересов и характера юного М.В. Ломоносова, а также геоморфологические и геополитические аспекты его творчества и их влияние на развитие отечественной геоморфологии и всеобщего интереса к Российским берегам арктических морей.
Ключевые слова: Ломоносов, рельеф, рельефообразующие процессы, Северный морской путь.
Введение. М.В. Ломоносов родился в д. Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 г. Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был предприимчивым зажиточным помором, он владел несколькими судами, брал сына на промысел, так продолжалось, пока Ломоносов не достиг 19 лет. За эти годы он полюбил море, что отразилось в его будущей исследовательской и научно-практической работе.
М.В. Ломоносов о рельефе и рельефообразующих процессах Земли. Всего около 1/10 обширного творческого наследия Ломоносова занимают работы по наукам о Земле. Наиболее полно его идеи по этой важной теме воплощены в замечательном трактате «О слоях земных», написанном в 1757—1759 гг., а также в некоторых других работах, затрагивающих основы металлургии и минералогии. Внимательное прочтение этих работ Ломоносова позволяет утверждать, что многие его соображения существенно опередили время и послужили основой для развития геоморфологии, а также исследования рельефообразующих процессов.
В середине XVII в. еще не было попыток объяснить происхождение форм рельефа и их эволюцию под действием различных факторов и процессов релье-фообразования. Концепция строилась Ломоносовым на двух фундаментальных представлениях. Во-первых, он рассматривал Землю как единое целое, в котором поверхность Земли является отражением внутреннего состояния земных недр: «Есть в сердце земном иное неизмеримое могущество, которое по временам заставляет себя чувствовать на поверхности и коего следы повсюду явствуют, где дно морское на горах, на дне морском горы видим» [3, с. 49].
Во-вторых, он утверждал, что поверхность Земли подвержена непрерывным изменениям, поэтому современный рельеф является наследием действия предшествующих процессов, а кроме того, постоянно изменяется путем образования новых форм, что приводит к его усложнению: «Правда, что внешними действиями производятся повышения и понижения земной поверхности, однако оные чувствуют почти
только материи слабые, как песок, глина, чернозем и сим подобные. Прирастают морские берега от смытого песку с гор дождями, как во многих местах видны отделенные несколько от берегов песчаные мели, которые с одной стороны с гор стекающие воды валят от земли, а с другой море к берегу прибивает волнами» [там же, с. 66].
«И во-первых, твердо помнить должно, что видимые телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим; но великие происходили в нем перемены, что показывает История и древняя География, с нынешнею снесенная, и случающиеся в наши веки перемены земной поверхности. Когда и главные величайшие тела мира, планеты, и самые подвижные звезды изменяются, теряются в небе, показываются вновь; то в рассуждении оных малого нашего шара земного малейшие частицы, то есть горы (ужасные в глазах наших громады) могут ли от перемен быть свободны? И так напрасно многие думают, что все как видим, с начала Творцем создано; будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом; и потому де не надобно исследовать причин, для чего они внутренними свойствами и положением мест разнятся» [там же, с. 54].
Обозревая планетарный рельеф, Ломоносов выделяет материки, которые он и называет главными горами — Азия, Европа, Северная и Южная Америка. На них расположены относительно мелкие формы от «великих кряжей гор знатных» и до «бугров и холмов» и элементарных форм эрозии. В таком подходе явно содержатся элементы генетической классификации, основанной на размерах форм рельефа.
Развитие рельефа, по воззрению Ломоносова, происходит в результате взаимодействия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов. К эндогенным относятся медленные поднятия и опускания земной поверхности, землетрясения, вулканизм. Этими процессами созидаются наиболее крупные формы рельефа.
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра геоморфологии и палеогеографии, профессор, докт. геогр. н., e-mail: [email protected]
В группе экзогенных рассмотрены почти все процессы, формирующие и преобразующие рельеф, среди которых важнейшим он считал флювиальный, т.е деятельность текучих вод: «Обитатели по берегам больших рек тому свидетели, коль великие перемены в берегах и стрежах, их течение воды, наипаче вешнее, причиняет. Не упоминаю песков, кои всякая весна и осень перемывает; ни лугов, которые быстрина, отнимая от переднего конца, наращивает к заднему; но токмо чем внутренность земная открывается, представляю яры крутые, которых великие звена иногда с огородами и строениями отседают и в реки опровергаются, будучи подмыты» [3, с. 47].
Ломоносов, пожалуй, первым обратил внимание на эрозию почв, причину которой он видел в вешних и продолжительных дождях. Он заметил также разрушительное для почвы действие ветра — эоловую дефляцию.
Ломоносов отметил также важнейшую роль физического выветривания вследствие периодического замерзания воды в трещинах горных пород, а также транспортирующую роль льдов в переносе наносов реками и прибрежно-морскими льдами.
Изменения земной поверхности он связывал с колебаниями уровней водоемов, так, «потопы», или наводнения, он подразделяет на два типа по причинам наводнения: «Одни по избытку воздушной воды, то есть от сильных и чрезвычайных дожжей, и крутого растаяния снега; другие от морей и озер, преступающих берегов своих пределы. Действие сих почти всегда соединено с земным трясением или с нечувствительным и долговременным земной поверхности понижением и повышением» [там же, с. 48].
Работу рельефообразующих процессов Ломоносов объясняет дифференциацией наносов и формированием месторождений ценного минерального сырья: «Потаенные в горах сокровища, каковыми многие государства хвалятся, драгоценные камни алмазы, яхонты, изумруды и другие украшения человеческие, также пески золотом богатые, вымывают реки из берегов, ими обогащенных, и по ним располаскивают; что все лежит часто многие веки, и нашего искания и рачения дождаться не может» [там же, с. 47].
Лаконично и четко Ломоносов представляет ведущую геоморфологическую роль волнения и приливов на морских берегах: «Море волнами и приливами ударяя в берега и оные наводняя, должно подобные оставлять сил своих следы» [там же, с. 47]. Необходимо отметить также, что даже в прошлом веке ряд исследователей считали ведущим морфогенетическим процессом на берегах действие течений, что не отвечает представлениям современной науки.
Ломоносов неоднократно указывал на связь прибрежно-морских процессов с месторождениями полезных ископаемых, в частности янтаря: «Янтарь, что по берегам морским находят, хотя славен у моря Балтийского... однако есть и у нас при ледовитом море, в Чайской губе.» [там же, с. 47].
Отмечая важнейшее значение выветривания в продуцировании мелкозернистого обломочного материала, он фиксирует, что более прочные отдельности, к которым относятся и драгоценные, оказываются в составе преобразованного осадка более крупными: «Песок измелчился многим и долговременным трением, между коим они крупны остались, несравненно больше противившись внешнему насильному действию. И для того мелкие редкие голышки в песках всегда очень тверды и принадлежат к ахатам». Затем следует методическая рекомендация: «Среднего достоинства камней, где и драгоценные наттись могут, надежнее всего искать по берегам рек мелкими камнями усыпанных, и по ручьям протекающих из мест гористых» [там же, с. 104].
В практические задачи современной геоморфологии входит поиск россыпных и коренных месторождений золота, и в здесь рекомендации Ломоносова звучат вполне уместно и современно: «О песке все физики согласуются, что он родился из раздробленных камней. И так никто не почтет сего невозможным, что золотые зерна из рудной жилы каким ни-будь насильством натуры оторваны и между песком рессеяны. Сему присовокупляют силу и важность отломки камня кварца, сростшиеся с золотыми зернами, в песке находящиеся, явно уверяя, что песковое золото в жилах родилось. Ибо жилы, чистое золото содержащие, почти всегда состоят из кварца» [там же, с. 182]. И еще одна важная подсказка, основанная на тонких наблюдениях за абразивнным износом и дифференциацией наносов в процессе их перемещения: «Когда при ручьях или речках, из промеж гор вытекающих, камни лежат, которые обыкновенно с рудами в жилах находятся. то надобно верить, что в тех горах есть рудные жилы. Причем надлежит примечать, что ежели тех камней углы острые и не обились, то можно заключить, что и сами жилы неподалеку; а напротив того буде углы их обились, то жилы от того места, откуда их занесло, отстоят далече» [там же, с. 154].
Отрицая умозрительные построения, Ломоносов считал необходимым изучать формы рельефа и процессы их формирования в природных условиях, расходясь в этом отношении с большинством ученых середины XVII в: «Из наблюдений устанавливать теорию и с помощью теории исправлять наблюдения, таков наилучший способ изыскания истины» [2]. Другие его замечания относятся к методам исследования свойств наносов, встречаемых на поверхности: «Обыск камней без пробы скучен и сомнителен» [3, с. 104].
Он уделял большое внимание описанию форм рельефа при написании инструкций морякам и наблюдателям, отбывающим в экспедиции или в плавание для открытия Северного морского пути.
Ломоносов считал необходимым решить следующие задачи: 1) общегеграфическую, 2) геополитическую, 3) картографическую, 4) навигационную, 5) прикладную, включающую поиск полезных ископаемых.
15 ВМУ, география, № 5
Наш великий соотечественник заложил основы отрасли географии, которая занимается изучением строения, динамики и эволюции рельефа — геоморфологии.
Исследование Северного морского пути. Если бы Ломоносов написал лишь одну работу «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», то и тогда он обессмертил бы свое имя. Глубоко и всесторонне обосновывая природные и правовые преимущества России перед западными державами в части освоения Северного морского пути, он заключал: «Таким образом, ...путь и надежда чужим пресечется, российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Это высказывание в советские времена часто цитировали в усеченном виде, исключая слова «Северный океан». Только сейчас стала очевидна прозорливость гениального ученого и великого патриота.
В феврале 1764 г. в Петербург пришло сообщение губернатора Чичерина о приобретении новых островов Алеутской гряды — Умнака и Уналашка. Екатерина II распорядилась срочно организовать экспедицию для описания «данных неизвестных нам островов, дабы оттуда можно было получить всего могущую пользу» [1]. Высочайшим повелением 14 мая 1764 г. было определено снарядить экспедицию для прохода Северным путем в Камчатку и «держать ее в глубочайшей тайне, даже и от Сената до времени» [там же].
Деловую инструкцию для реализации проекта обеспечения судоходства по Северному морскому
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анциферов В. Ломоносов и Северный морской путь. Л.; М.: Изд-во Главсевморпути, 1940
2. Гемп К. Сказ о Беломорье. М.; Архангельск, Поморский университет, 2004
3. Ломоносов М.В. О слоях земных. М.; Л.: Гос. изд-во геолог. лит-ры, 1949.
пути Ломоносов составил за месяц до своей кончины. В дальнейшем эта инструкция шла от имени Екатерины II. В инструкции для участников экспедиции особое внимание он обращал на суда, людей, запас, инструменты. Не меньшее значение придавал он сохранению здоровья команды, обеспечению их высокого морального здоровья: «Ободрение людей и содержание в порядке есть важное дело в таковых трудных предприятиях» [5, с. 79]. Он не оставил без внимания ничего из того, что учитывается при организации современных крупных экспедиций.
Весной 1765 г. из гавани Кола вышла эскадра из трех кораблей под командованием капитана 1-го ранга В.Я. Чичагова [5]. К этому времени инициатор экспедиции М.В. Ломоносов умер (4 апреля 1765 г. после непродолжительной болезни).
Заключение. Ломоносов был большим патриотом: «Россия не меньше счастьем, как силой и общим рачением простерла свою власть до Восточного океана» [1, с. 16].
Исполнилось 300 лет со дня рождении гения русской науки и нашего великого соотечественника. Имя М.В. Ломоносова и его труды чтут до сих. Составляя единое целое с континентальной окраиной Евразии, на 1500 км в Северный Ледовитый океан выступает хребет Ломоносова, открытый и названный так отечественными гидрографами. На кафедре геоморфологии и палеогеографии географического факультета Московского университета имени М.В. Ломоносова уже много лет продолжаются геоморфологические исследования берегов и дна Белого и Баренцева морей и других морей Российской Арктики.
4. Михаил Васильевич Ломоносов, сын рыбака Архангельской губернии деревни Денисовки. СПб.: Изд-во редколлегии народного журнала «Морской вестник», 1872.
5. Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова. СПб.: Изд-во Гидрографического департамента, в морской типографии, 1834.
Поступила в редакцию 17.02.2011
G.A. Safianov
CONCEPTS OF RELIEF IN LOMONOSOV'S WORKS
The influence of the natural environment of the White Sea area on the evolution of M.V Lomonosov's interests and character is discussed, as well as geomorphologic and geopolitical aspects of his work and their impact on the progress of Russian geomorphology and the overall interest to the Russian parts of the Arctic seas coast.
Key words: geomorphology, the White Sea area.