Научная статья на тему 'Научно-информационное поле в трудах М. В. Ломоносова'

Научно-информационное поле в трудах М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ИНФОРМАЦИЯ / М.В. ЛОМОНОСОВ / M.V. LOMONOSOV / SCIENCE / INFORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новичихина Т. И.

В работе рассмотрено значение деятельности М.В. Ломоносова в истории получения, накопления и хранения научной информации. Подчеркивается важность рассматриваемого периода для развития науки. Отмечено, что научно-информационное поле XVIII века было существенно обогащено трудами великого русского естествоиспытателя М.В. Ломоносова. Широчайший спектр исследовательских работ, выполненных М.В. Ломоносовым, не только заметно расширил научно-информационные границы своего времени, но и верно определил вектор направления дальнейших научных поисков на последующие десятилетия. Рассмотрение им физических и химических процессов с точки зрения молекулярно кинетических воззрений значительно углубили понимание сути многих явлений природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND INFORMATION FIELD IN WORKS BY M. V. LOMONOSOV

This article examines the importance of the works written by M. V. Lomonosov in the history of acquisition, accumulation, storage and integration of scientific information, generated in Russia and abroad. The paper notes that science in the society of the middle 18th century was understood and treated in another way. The author emphasizes the importance of the period under consideration for the development of science and humanities in Russia as a whole during the period of rapid development of a capitalist mode of production, which was a result of expanding the boundaries of scientific-information field. The academic research of scholars was conducted far beyond the pure science as it is understood today. The work notes that the scientific-information field of the XVIII century was significantly enriched by the works of M.V. Lomonosov, the great Russian naturalist.

Текст научной работы на тему «Научно-информационное поле в трудах М. В. Ломоносова»

УДК 53(091)

Novichikhina T.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul,

Russia), E-mail: [email protected]

SCIENTIFIC AND INFORMATION FIELD IN WORKS BY M. V. LOMONOSOV. This article examines the importance of the works written by M. V. Lomonosov in the history of acquisition, accumulation, storage and integration of scientific information, generated in Russia and abroad. The paper notes that science in the society of the middle 18th century was understood and treated in another way. The author emphasizes the importance of the period under consideration for the development of science and humanities in Russia as a whole during the period of rapid development of a capitalist mode of production, which was a result of expanding the boundaries of scientific-information field. The academic research of scholars was conducted far beyond the pure science as it is understood today. The work notes that the scientific-information field of the XVIII century was significantly enriched by the works of M.V. Lomonosov, the great Russian naturalist.

Key words: science, information, M.V. Lomonosov.

Т.И. Новичихина, канд. физ.-мат. наук, доц. ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ В ТРУДАХ М.В. ЛОМОНОСОВА

В работе рассмотрено значение деятельности М.В. Ломоносова в истории получения, накопления и хранения научной информации. Подчеркивается важность рассматриваемого периода для развития науки. Отмечено, что научно- информационное поле XVIII века было существенно обогащено трудами великого русского естествоиспытателя М.В. Ломоносова. Широчайший спектр исследовательских работ, выполненных М.В. Ломоносовым, не только заметно расширил научно-информационные границы своего времени, но и верно определил вектор направления дальнейших научных поисков на последующие десятилетия. Рассмотрение им физических и химических процессов с точки зрения молекулярно - кинетических воззрений значительно углубили понимание сути многих явлений природы.

Ключевые слова: наука, информация, М.В. Ломоносов.

Научная деятельность великого ученого-энциклопедиста, гениального мыслителя, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова пришлась на середину XVIII века. К тому времени наука, вырвавшись из тисков средневекового мракобесия и невежества, оказалась готовой к процессу на пути поиска истин в объяснении явлений природы.

Были чётко сформулированы законы небесной механики, доказавшие справедливость гелиоцентрической системы Коперника; усилиями Ньютона получила своё завершение классическая механика, на основании которой сложилась механическая картина мира; начались интенсивные исследования в области электричества; произошла дифференциация наук, в результате чего появились новые научные направления.

Совершившиеся во многих странах Европы буржуазные революции способствовали быстрому развитию капиталистического способа производства. Новые экономические отношения, ставшие целью получения максимальной прибыли, обусловили востребованность научных изысканий. Стало ясным, что без науки невозможен технический процесс и улучшение благосостояния общества. Капитал стал всемерно поддерживать и стимулировать научные исследования, а наука, в свою очередь, стала служанкой капитала.

Центрами научных изысканий стали университеты и учрежденные во всех крупных европейских странах научные общества - академии наук, при которых были созданы издательские отделы, публикующие на страницах своих журналов основные результаты научных исследований. Происходил обмен такой информацией между научными центрами Европы, что значительно расширяло рамки информационного поля.

В России только в 1724 году по указу Петра I была утверждена Петербургская академия наук. Торжественное открытие академии состоялось в августе 1725 года уже после смерти Петра I, но его идеи о том, что она не должна стать слепым подражанием академиям Западной Европы, были воплощены в её структуре и задачах. Если иностранные академии в большей мере занимались подведением итогов научных исследований, выполненных в университетах, лабораториях и в частном порядке, то Российская академия была призвана стать основным источником науки и выполнять функции по подготовке научной смены, обучая способных молодых людей и приобщая их к научным исследованиям.

Так как в то время собственных ученых в Росси не было, Пётр вынужден был пригласить в академию европейских ученых высокого ранга. На приглашение, подкрепленное хорошим жалованьем, откликнулись 23 зарубежных академика, энергично включившихся в организацию и проведение научных иссле-

дований. Среди первых академиков отметим Леонарда Эйлера, Даниила и Николая Бернулли, которые основные свои научные работы выполнили именно в Российской академии.

С 1728 года академия начала издавать свой первый научный журнал «Комментарии Петербургской Академии», где публиковались результаты важнейших исследований в области естествознания, математики, работы по изучению страны и ее природных ресурсов. О популярности и значимости журнала в научных кругах Европы может свидетельствовать письмо Д. Бернулли из Швейцарии Л. Эйлеру в Петербург: «Не могу вам довольно объяснить, с какой жадностью всюду спрашивают о Петербургских мемуарах. Желательно, чтобы их печатание было ускорено» [1].

И, тем не менее, академические исследования, как в России, так и за рубежом носили разрозненный характер, не было плановых научных разработок, практически отсутствовала экспериментальная база. Нужен был человек, обладающий незаурядными организаторскими способностями, который сумел бы объединить единомышленников и на личном примере показать, каким образом следует добиваться надежных научных результатов, как при этом нужно использовать информацию, наработанную предыдущими исследователями. Таким человеком и оказался будущий академик Михаил Васильевич Ломоносов. Ему предстояло раздвинуть границы уже имеющегося научно-информационного поля и вширь, и вглубь, и даже ввысь.

Своим гениальным умом он охватил спектр научных направлений, рассматривая их в неразрывном единстве, что в полной мере способствовало его становлению как научного универсала. А.С. Пушкин по этому поводу писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» [1].

Особенно ярко проявилось дарование М.В. Ломоносова как ученого-универсала в период его деятельности в Петербургской академии наук. В 1745 году специальным указом он был назначен профессором по кафедре химии - по существу первым профессором химии этой Академии. Химию он считал основой своей специальности. Отдавая предпочтение химии, в своей научной деятельности Михаил Васильевич видел в неразрывной связи с физикой, механикой, математикой. Уже одна их первых его работ носила название «Элементы математической химии», в которой он химию из набора эмпирических рецептов представил как строгую научную дисциплину, органично связанную с физикой и математикой. При построении молекулярно-кинетической теории строения вещества он учитывал опыт механического естествоз-

нания, применяя его к описанию химических явлений. Его перу принадлежит фраза: «...если кто хочет глубже постигнуть химические истины, то ему необходимо изучать механику» [2].

Отводя ведущую роль в естествознании физике, Ломоносов рассматривает условия, при которых ее изыскания принесут наибольший эффект. Эти условия он видит в связях физики, химии и математики: «Химия есть правая рука физики, математика - её глаза» [2].

Одним из его начинаний стала постройка химической лаборатории. Еще в 1742 году он представил рапорт в Академическую канцелярию, в которой обосновал необходимость такой лаборатории для полноценного функционирования всей Академии. Ломоносов понимал, что без лаборатории, без возможности химических опытов, химия как наука развиваться не может. Благодаря удивительной настойчивости вновь испеченного профессора в 1748 году такая лаборатория была построена. Его усилиями она получила достаточно хорошее оснащение необходимыми приборами, часть из которых изготовил сам Михаил Васильевич.

В процессе научных исследований он разработал точные методы взвешивания и заложил основы точного количественного анализа в химии. В этой лаборатории он провел знаменитые опыты по обжиганию металлов, которые дали первое неоспоримое доказательство сохранения вещества при химических реакциях. Эти результаты позволили ему сформулировать всеобщий закон сохранения вещества и материи: «.Все перемены в натуре случающиеся, такого суть состояния, что столько у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому» [3].

В химической лаборатории он исследовал пробы образцов различных руд; проводил опыты по созданию цветных прозрачных и непрозрачных стекол, которые затем использовались им для изготовления мозаичных картин; разрабатывал рецептуру необходимых красителей, которые раньше ввозились из-за границы и которые получились намного качественнее, чем зарубежные; подобрал химические составы для получения фосфора, рецепт которого тщательно скрывался в Германии.

На основе опытов по окрашиванию стекол им предложена теория цветов. Эти практические и теоретические работы М.В. Ломоносова получили высокую оценку не только в России, но и за рубежом. По этому поводу известнейший в то время ученый Л. Эйлер писал: «.то, что Вы, славнейший муж, исследовали относительно наведения разных цветов на стекла, достойно Вас. Наши химики считают особенно важным это открытие» [3].

Развивая идею родства физики и химии, Ломоносов создал новую науку - физическую химию. «Химик без знания физики, -писал он - подобен человеку, который искать все должен ощу-пом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут» [3]. В 1752 году Михаил Васильевич прочитал студентам академического университета курс «Истинной физической химии», где изложена обширная программа физико-химических исследований. Новую науку он определяет так: «Физическая химия есть наука, объясняющая на основе положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях».

При всей своей многосторонней научной деятельности Михаил Васильевич первенство отдавал физике. Он писал: «... блаженства человеческие увеличены и в высшее достоинство приведены быть могут яснейшим и подробнейшим познанием натуры, которого источник есть натуральная философия, обще называемая физика». Ознакомившись с трудами древнегреческих ученых, он глубоко вник в суть их исторических взглядов, которые были напрочь забыты в средние века. Михаил Васильевич не только возродил их учения, но и развил их представления о строении вещества на более высоком уровне, что убедительно изложил в своем труде «Размышление о причине теплоты и стужи». Он впервые четко разграничил понятие «корпускулы» (молекулы) и «элемента» (атома), убедительно доказал, что тепловые явления обусловлены механическим движением частиц, впервые принял к рассмотрению вращательное движение молекул, пришел к выводу о существовании «абсолютной степени холода», т.е. абсолютного нуля температур.

В этом трактате он решительно отверг существовавшую почти 150 лет теорию теплорода, с помощью которой пытались объяснять тепловые явления, выдвинув в качестве альтернативы молекулярно-кинетическую теорию, получившую позднее всеобщее призвание физиков. Его взгляды оказали существенное влияние на дальнейшие усилия ученых по практическому применению этой теории. Так, спустя почти 100 лет известный физик У.

Кельвин использовал идею Ломоносова об «абсолютной степени холода» для построения своей шкалы температур, за начало которой принят абсолютный нуль. Современник Кельвина Нернст сформулировал III закон термодинамики в виде: «Абсолютный нуль температур - недостижим», где фактически опирается на всё те же представления о существовании «абсолютной степени холода» [2]. А в конце XIX века видный теоретик Л. Больцман, основываясь на учениях М.В. Ломоносова, предложил одно их основных уравнений молекулярно-кинетической теории, где обосновывает разработанное российским академиком положение о связи тепловой энергии с хаотическим движением молекул.

М.В. Ломоносов одним из первых в России стал выяснять природу электричества, в частности, занялся изучением грозовых разрядов в атмосфере. В результате исследований с помощью сконструированной им же «громовой машины», он разработал теорию атмосферного электричества. Основная суть этой теории заключается в том, что в атмосфере всегда имеют место поднимающиеся вертикально вверх потоки тёплого влажного воздуха и одновременно опускающиеся вниз встречные потоки частиц воды. При трении эти потоки создают электрические заряды в атмосфере, которые могут быть весьма значительными.

Следует отметить, что вместе с «громовой машиной» Ломоносовым были предложены два технических устройства. Одно из них связано с измерением «громовой силы» посредством шелковой нити, прикрепленной к основанию длинного металлического шеста, возвышающегося над крышей дома. Заряды атмосферного электричества, попадая на шест, заряжали таким же по знаку зарядом и нить. В результате нить, отталкиваясь от шеста, отклонялась на некоторый угол, по которому и можно судить о величине заряда. Фактически это устройство представляло собой электроскоп для практического измерения силы атмосферных электрических разрядов. Кроме того, заземленный шест являлся аналогом громоотвода, незадолго до этого предложенного Б. Франклиным. Ломоносов же первым в России изобрел громоотвод собственной конструкции и настоятельно рекомендовал его для защиты от грозовых разрядов.

Научные исследования М.В. Ломоносова в области оптики носили как экспериментальный, так и теоретический характер. Его практические работы были связаны с изготовлением окрашенных стекол. Одновременно им разработана теория света и цветов, изложенная в труде «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее». Взгляды этого ученого резко отличились от общеизвестной тогда идеи Ньютона о корпускулярной теории света. Он подверг критике корпускулярный подход и всячески отстаивал предложенную Гюйгенсом волновую теорию. Построенная Ломоносовым модель световых волн, подводила к мысли об их поперечности и вплотную приводила к явлению интерференции. В частности, он пишет: «Так же и волны на поверхности воды, распространяющиеся от двух источников, не мешают друг другу. Они непрерывно то поддерживают, то взаимно ослабляют друг друга.» [2].

Широчайший спектр исследовательских работ, выполненных М.В. Ломоносовым, не только заметно расширил научно-информационные границы своего времени, но и верно определил вектор направления дальнейших научных поисков на последующие десятилетия. Рассмотрение им физических и химических процессов с точки зрения молекулярно-кинетических воззрений значительно углубили понимание сути многих явлений природы. А что касается расширения научно- информационных рамок ввысь, то, естественно, следует проанализировать труды российского академика в области астрономии.

Ломоносов смело встает на защиту учения Коперника о гелиоцентрической системе мира, выступая против гонителей передовой науки. Он противопоставляет им дерзкую мысль учёного, которая не знает никакого предела. В своём «...размышлении» о северном сиянии практически обосновал космоцентрист-ский принцип антропологии:

«Открылась бездны звёзд полна: Звездам числа нет, бездне дна. Там разных множество светов, Несчётны солнца там горят, Народы там и круг веков Для общей силы божества Там равна Силе естества» [2].

Материалистическая убеждённость в познаваемости мира, в объективном значении его законов пронизывает все его труды. В своём «Вечернем размышлении» Ломоносов взволнованно рисует картину ночного звёздного неба и выступает как последо-

ватель прогрессивного учения о множестве населенных миров, продолжая и развивая идею Джордано Бруно.

Научные представления того времени были бессильны объяснять Вселенную, и великий мыслитель призывает на помощь научную фантастику. Однако это не произвольная фантазия, а основанное на гениальном научном предвидении живописное изображение космоса. Задолго до того, как астрономы занялись изучением солнечных пятен, узнали об огненных бурях на солнце, Ломоносов описал процессы, происходящие на солнце: «Там огненные валы стремятся И не находят берегов, Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков, Там камни, как вода, кипят. Горящи там дожди шумят» [2].

Перед вечным, насыщенным интенсивной жизнью, бездонным космосом человек кажется песчинкой, затерянной в Океане мироздания. Но, испытывая восторг и священный ужас перед величием природы, Ломоносов изображает человека не бессильным созерцателем, подавленным и сникшим. Он убеждает всех в том, что человеку дан разум и мысль, способные проникнуть в тайные природы. Когда Ломоносов написал: «Теряюсь, мысльми утомлен!», то он имел в виду не растерянность человека, опустившего руки, а недостаточность знаний для объяснения могущества природы. Он «мысльми утомлён», потому что твёрдо верит в познаваемость мира, но ещё не может светлым своим умом постичь законы Вселенной.

Утомлённый мыслями неутомимый мыслитель предпринимает практические шаги для проникновения в тайны космоса. С помощью им же разработанной конструкции зеркального телескопа, которую он называл «ночезрительной трубой», ему удалось сделать одно из величайших астрономических открытий - обнаружение атмосферы на планете Венера. Тем самым он существенно пополнил научную информацию о состоянии нашей Вселенной.

Оценивая заслуги М.В. Ломоносова в области естественных наук, необходимо отметить его неоценимый вклад в развитие географических учений. Избрание его академиком совпало с учреждением при ней Географического департамента. По началу, вновь избранный академик был его активным членом, а в 1758 году стал начальником этого департамента. С его участием и под его руководством департамент осуществлял решение задач «. рассуждения о делах, до российской географии касающихся» [3]. В дальнейшем по направлениям, разработанным департаментом, организовало свою исследовательскую деятельность Русское географическое общество, учрежденное через 80 лет после смерти Ломоносова. По пути, предназначенному учёным, Географическое общество продолжило активно разрабатывать идею освоения Сибири и Дальнего Востока. Сказанные более 250 лет назад крылатые слова М.В. Ломоносовым: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном», стали поистине пророческими.

Пристальное внимание к изучению Арктики, которой Михаил Васильевич посвятил более 20 лет, привело его к разработке вопроса о возможности плавания Северо-Восточным проходом -так именовали в то время Северный морской путь. Он первым понял политическое и хозяйственное значения этого пути и всеми средствами доказывал необходимость его освоения как исторически важную задачу. Детально изучив документацию того времени (кстати, не всегда верную) о побережье Сибири и об Арктическом бассейне, он пришел к выводу, что от Архангельска до Камчатки возможен переход морем вдоль берегов Сибири. Будучи великим патриотом России, М.В. Ломоносов мечтал, чтобы данную задумку осуществили россияне. Так, в одном из своих стихотворений он написал:

«Напрасно строгая природа От нас скрывает место входа С брегов вечерних на восток. Я вижу умными очами:

Библиографический список

Колумб Российский между льдами Спешит и презирает рок» [2].

Великий мыслитель активно анализировал результаты работ арктических гидрографов, первым разработал классификацию морских льдов, дал объяснение природе айсбергов, высказал верное суждение о существовании большого ледового дрейфа в Арктике, ввел понятие «Северное сияние», справедливо отнеся его к электрическим явлениям. И не случайно имя Ломоносова присвоено гигантскому подводному хребту, имеющему протяженность около 1800 км от Новосибирских островов до Земли Элемира и возвышающемуся над дном Ледовитого океана на 3 километра. Что касается «прирастания Сибирью», то предвидение учёного оказалось на удивление пророческим, в чём мы убеждаемся сегодня.

Великий гений М.В. Ломоносов проявился и в области горного дела и минералогии, которые в его время относились к сфере физической географии. Им высказано немало гипотез, идей и даже теорий, нашедших подтверждение в последующие годы: гипотеза дрейфа земных континентов. Теория перемещения магнитных полюсов Земли, идея о том, что поверхность Земли и её рельеф могут определять строение земных недр.

Вызывает удивление научная интуиция великого естествоиспытателя и в области геологии. В то время глубина горных выработок не превышала ста метров, но анализ обнаружившихся при этом пластов позволил ему прийти к правильным выводам, прогнозам и рекомендациям, которые спустя более 250 лет используются в практике мониторинга Земных недр.

М.В. Ломоносов прозорливо подметил связь растений на поверхности земли с замечанием руд в её глубинах. Ныне известны многие месторождения ископаемых, открытых именно с помощью анализа растительного покрова местности с привлечением для этого, в том числе, и наблюдений из космоса. Свои гениальные наработки Ломоносов изложил в замечательном труде «О слоях земных» в 1763, где он подробно описал признаки скрытых руд на поверхности земли и определил геологию как науку о развитии Земли, а также указал, что земные слои образовались в результате сложных процессов, происходящих в природе.

Даже столь короткий анализ деятельности М.В. Ломоносова в области географии позволяет утверждать, что он по праву может считаться основоположником учения о Земле, а также великим мыслителем, высказавшим идею о непрерывном изменении всего окружающего мира.

Михаил Васильевич Ломоносов щедро делился информацией о своих научных изысканиях со всем учёным сообществом. Это и представление своих диссертаций на заседаниях Академии наук, и опубликование статей в журнале «Комментарии Петербургской Академии», и учреждённым им же журналах «Санкт-Петербургские ведомости о делах учёных» и «Российские ведомости», это и учебники «Первые основания горной науки», «Вольфианская экспериментальная физика», «Введение в истинную физическую химию» и др. А в 1751 году вышел первый том его избранных трудов, под названием «Собрание разных сочинений в стихах и прозе». Сюда следует отнести «276 заметок по физике и корпускулярной философии», «Размышления о причинах теплоты и стужи», «Слово о пользе химии», «О слоях земных», «Письмо о пользе стекла» и ряд других весьма важных работ, внесших неоценимый вклад в различные области науки.

Факты и рассуждения, приведённые выше, позволяют однозначно утверждать, что трудами великого русского естествоиспытателя М.В. Ломоносова научно- информационное поле XVIII века было существенно обогащено. Остаётся только преклонить колени перед гением нашего соотечественника и, помня скорбную дату - 250-ю годовщину его ухода из жизни (15 апреля 1765 года), - в очередной раз выразить слова признательности строками Ф.И. Тютчева:

«И мы, признательные внуки, Его всем подвигам благим Во имя Правды и Науки Здесь память вечную гласим» [2].

1. Спасский Б.И. Михаил Васильевич Ломоносов. Физика. Москва: Знание, 1986; 8.

2. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов. Москва: Просвещение, 1987.

3. Жданов Ю.А. Слово о Ломоносове. Природа. 1986; 9: 4-15.

4. Голубь П.Д., Овчаров А.В., Насонов А.Д. Из жизни творцов физической науки. Барнаул: АлтГПА, 2011.

References

1. Spasskij B.I. Mihail Vasil'evich Lomonosov. Fizika. Moskva: Znanie, 1986; 8.

2. Karpeev 'E.P. Mihail Vasil'evich Lomonosov. Moskva: Prosveschenie, 1987.

3. Zhdanov Yu.A. Slovo o Lomonosove. Priroda. 1986; 9: 4-15.

4. Golub' P.D., Ovcharov A.V., Nasonov A.D. Iz zhizni tvorcov fizicheskoj nauki. Barnaul: AltGPA, 2011.

Статья поступила в редакцию 18.03.15

УДК 378.1

Rybina I.S., assisting teacher, postgraduate, Department of Preschool and Additional Education, Institute of Psychology and Pedagogy, Director of Center of Social Projecting and Youth Initiatives, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

ON THE QUESTION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO PROFESSIONAL AND MORAL SELF-REALIZATION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY. The article substantiates the idea that society and the Russian education system need a value-oriented teacher, who will be able to open a knowledge-based component of the training system through the prism of value-semantic development. The work is interdisciplinary in nature, written at the intersection of pedagogy, psychology and sociology. The article summarizes the theoretical and practical study of the relationship of self-realization, morality and professionalism as processes of formation of future teachers so that it is possible to introduce the following terms into scientific use: "professional and moral self-realization of the subject of study", "readiness of the future teacher to professional and moral self-realization". The author reveals the mechanisms, components and criteria of formation of readiness of the future teacher to professional and moral self-realization. The formation of readiness of future teachers to PNS in the process of education will remove the contradiction between the desire of young people receiving education to go to work in the specialty and the need for education in a teacher, who is ready to act his professional activities through value-semantic development of himself and his students.

Key words: self-realization, morality, teaching professionalism, readiness, professional and moral self-realization.

И.С. Рыбина, ассистент-аспирант каф. дошкольного и дополнительного образования института психологии и педагогики, директор центра социального проектирования и молодежных инициатив Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

В статье обосновывается идея о том, что в обществе и системе российского образования назрела потребность в ценностно-ориентированном педагоге, который сможет раскрыть знаниевый компонент системы обучения чрез призму ценностно-смыслового развития. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогики, психологии и социологии. В статье обобщается теоретический и практический опыт исследования взаимосвязи самореализации, нравственности и профессионализма как процессов становления будущего педагога, что позволяет ввести в научный оборот понятия «профессионально-нравственная самореализация субъекта обучения», «готовность будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации». Автор раскрывает механизмы, компоненты и критерии формирования готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации.

Ключевые слова: самореализация, нравственность, педагогический профессионализм, готовность, профессионально-нравственная самореализация.

Профессия «педагог» всегда относилась к деонтологиче-ским (В.Л. Белин, К.М. Левитан, Л.Л. Шевченко), к «помогающим» (В.В. Болучевская, Н.В. Гришина, Е.А. Климов, В.В. Мила-кова), к социономическому типу отношений (С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев), к системе взаимоотношений «человек-человек» (Е.А. Климов). Её важным основанием является руководство чувством педагогического долга, ответственности, совести, эм-патии и нравственной рефлексии при формировании «молодого сознания».

Следует согласиться с мнением ученых (И.В. Абакумова, Л.И. Габдулина, А.С. Роботова, В.Э. Чудновский и др.), которые подчёркивают, что никакие достижения научно-технического прогресса не могут заменить непосредственного влияния личности педагога на обучение и нравственное воспитание учащихся. Прогностический характер педагогической деятельности определяет множественность ее целей, ориентированных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность выпускников преобразовывать окружающую действительность (О.М. Златанова). Профессия педагога является самой «смыслообразующей», так как в ней неразрывно связаны сегодняшний смысл жизни учителя и ценностно-смысловые ориентации будущей жизни его воспитанников. Поэтому именно педагоги могут повысить общее «нравственное качество

человеческих ресурсов» (Н.В. Бордовская), так как объектом и одновременно субъектом их психолого-педагогического труда является ЧЕЛОВЕК.

В настоящее время в сфере образования остается актуальной проблема нехватки педагогических кадров. Так, например, по данным статистики 2014 г. в Алтайском крае в 2015 году будет необходимо 1117 педагогов, при этом педагогические высшие учебные заведения ежегодно выпускает около 1200 дипломированных специалистов, из которых только четверть устраивается по специальности. Высока доля тех, кто, устроившись после вуза в детский сад, школу, проработав год, увольняются по собственному желанию. Таким образом, можно говорить об усиливающейся тенденции нежелания и неготовности молодежи идти работать по специальности педагогического диплома.

Одной из причин сложившейся ситуации является прогрессирующая пропаганда «рыночной личности» и подмена ценностей образования, которые оборачиваются для общества ориентацией на приобретение, главным образом, знаний и умений, позволяющих достигать материальные блага «здесь и сейчас» и не задумываться о жизни будущих поколений. Проекция «лёгкой и красивой жизни», транслируемая СМИ, усугубляет ситуацию и формирует стойкое нежелание молодежи идти работать по социально важным профессиям (педагог, воспитатель, дефек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.