Научная статья на тему 'Имущественные права личного характера в российском гражданском праве'

Имущественные права личного характера в российском гражданском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2646
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / ЛИЧНЫЕ ПРАВА / НЕРАЗРЫВНОСТЬ / УСТУПКА ПРАВА / УЗУФРУКТ / PROPERTY RIGHTS / PERSONAL RIGHTS / CONTINUITY / ASSIGNMENT / USUFRUCT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сироткин Алексей Геннадьевич

Статья посвящена имущественным правам, неразрывно связанным с личностью. На основании анализа признака неразрывности права с управомоченным лицом в целях классификации имущественных прав предлагается определение понятия «личные имущественные права». Определены виды имущественных прав, которые могут быть отнесены к указанной категории: права требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; право на взыскание компенсации морального вреда; право требования об исполнении завещательного отказа; преимущественное право покупки доли в праве собственности; право личного пользовладения (узуфрукт). При этом к категории личных имущественных прав могут быть отнесены как вещные, так и обязательственные права. Отмечается теоретическое и практическое значение изучения личных имущественных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Property rights of a personal nature in the Russian civil law

The article is devoted to property rights inherent in personality. Based on the analysis of the characteristic of continuity right from the entitled person for the purposes of classification of property rights offered a definition of “personal property rights”. The types of property rights that can be assigned to this category include: rights of claim on the alimony and about compensation of the harm caused to life or health; the right to recover compensation of moral damage; the right of the requirement of execution of testamentary refusal; pre-emptive right to purchase a share in the ownership; the right to personal use-possession (usufruct). The category of personal property rights can be classified as in proprietary rights and obligation rights. Notes of theoretical and practical importance of the study of private property rights.

Текст научной работы на тему «Имущественные права личного характера в российском гражданском праве»

УДК 347.3

Сироткин Алексей Геннадьевич

кандидат юридических наук Костромской государственный университет a_sirotkin@ksu.edu.ru

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Статья посвящена имущественным правам, неразрывно связанным с личностью. На основании анализа признака неразрывности права с управомоченным лицом в целях классификации имущественных прав предлагается определение понятия «личные имущественные права». Определены виды имущественных прав, которые могут быть отнесены к указанной категории: права требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; право на взыскание компенсации морального вреда; право требования об исполнении завещательного отказа; преимущественное право покупки доли в праве собственности; право личного пользовладения (узуфрукт). При этом к категории личных имущественных прав могут быть отнесены как вещные, так и обязательственные права. Отмечается теоретическое и практическое значение изучения личных имущественных прав.

Ключевые слова: имущественные права, личные права, неразрывность, уступка права, узуфрукт.

В гражданском законодательстве термин «личные» используется исключительно для характеристики неимущественных прав. Определяя содержание правоспособности граждан, понятие юридического лица, порядок участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, законодатель говорит о том, что названные субъекты могут иметь имущественные и личные неимущественные права. Термин «личные неимущественные права» стал устойчиво применяться в советской цивилистике во второй половине ХХ века [1, с. 624]. Именно личные неимущественные права рассматриваются как личные права или права личности.

Особенностями личных неимущественных прав называют отсутствие материального (имущественного) содержания и неразрывную связь с личностью носителя, предопределяющую неотчуждаемость и непередаваемость этих прав.

Тем не менее, в гражданском праве существуют права, неразрывно связанные с личностью, но имеющие при этом имущественный характер. Исследуя личные права, Е.А. Флейшиц заметила, что личные права не однородны по содержанию: «Одни из этих прав являются правами имущественными, другие - правами неимущественного содержания, третьи - неразрывно сочетают имущественные и неимущественные элементы» [15, с. 95]. В.В. Рыбаков в отношении прав, вытекающих из личных обязательств, отмечает, что данные субъективные права, «безусловно, носят имущественный характер и могут быть отнесены к субъективным имущественным правам в широком смысле» и называет их «личными имущественными правами» [13, с. 40-43]. В.В. Груздев употребляет формулировку личные права в отношении прав на чужие вещи [5, с. 55].

Вовлечение понятия в прикладные и общетеоретические разработки обуславливает необходимость четкого понимания его содержания, т.е. того объекта, который обозначен соответствующим термином. Для раскрытия содержания понятия требуется выявить присущие ему признаки.

Ставя вопрос о личных имущественных правах в гражданском праве, в первую очередь следует определить, какие права можно отнести к этой группе. Для этого необходимо обозначить признак, характеризующий эти права как личные. Предположим, что основным таким признаком является неразрывная связь имущественного права с личностью правообладателя (от требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, следует отличать требования, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника. Уступка последних допустима, но согласно п. 2 ст. 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ограничена необходимостью согласия должника). Однако определяя личные имущественные права как имущественные права, неразрывно связанные с личностью правообладателя, мы нарушим правило определения понятия, согласно которому определение понятия не должно быть отрицательным. Отрицательным считается понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один отрицательный признак. Слово «неразрывно» как отрицание не имеет позитивного содержания и поэтому бессодержательно. Что значит в данном случае неразрывная связь? В чем выражается тесная связь этих прав с личностью, в том, что их существование при ином субъекте не представляется возможным? Заключается она, на наш взгляд, в определении связи цели установления права с личностью. Цель установления права в данном случае - реализация интересов только этого конкретного лица, именно поэтому такое право может быть реализовано только тем лицом, у которого оно возникло. Исчезновение управомоченного лица влечет прекращение этих прав. Л.А. Новоселова полагает, что уступка требования невозможна, «когда изменение лица на стороне кредитора приводит к результату, существенно отличному от преследуемого при установлении обязательства» [11].

Права, тесно связанные с личностью кредитора, не могут быть переданы ни в порядке общего (универсального), ни в порядке частного (сингу-

258

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

© Сироткин А.Г., 2017

Имущественные права личного характера в российском гражданском праве

лярного) правопреемства. Рассматривая вопрос о возможности уступки заемщиком права требования предоставления кредита, С.К. Соломин отмечает: «Неразрывность конкретного субъективного права с личностью кредитора определяет действительность этого права. Управомоченное лицо характеризуется не только наличием конкретного субъективного права, но и индивидуальными характеристиками, которые присущи только для одного конкретного индивидуума» [14]. И приходит к выводу о том, что требование заемщика о предоставлении кредита не является требованием, неразрывно связанным с личностью кредитора, а относится к требованиям, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника. Как видим, автор связывает признак неразрывности субъективного права с наличием у субъекта индивидуальных характеристик.

В ГК РФ в качестве прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, названы права требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (статья 383 ГК РФ). Права требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, называют «высокоперсонифи-цированными» [8]. Алиментные отношения обозначают как «суррогат» имущественных и личных отношений [7].

Данным признаком среди обязательственных имущественных прав, на наш взгляд, обладают также:

- право требования о предоставлении содержания (п. 1 ст. 601 ГК РФ). В период действия Гражданского кодекса РСФСР 1964 года в качестве примера запрета на уступку требования по причине его неразрывности с личностью кредитора называли «требование, возникшее на стороне продавца из договора купли-продажи жилого дома с условием о пожизненном содержании продавца» [4, с. 382];

- право на взыскание компенсации морального вреда. «.. .Компенсация морального вреда - это компенсация за перенесенные лицом страдания, - пишет О.В. Кузнецова, - за нарушение его психического благополучия, это право действительно связано с личностью кредитора. Право на взыскание компенсации морального вреда связано с личностью потерпевшего и носит личный характер. Данное право не входит в состав наследственного имущества и не может переходить по наследству. Если гражданин, подавший в суд иск о взыскании компенсации морального вреда, умер до вынесения окончательного судебного акта, производство по делу подлежит прекращению. А уступка требования о компенсации морального вреда и переход его по наследству допустимы, но с определенными оговорками» [9];

- право требования об исполнении завещательного отказа (п. 4 ст. 1137 ГК РФ).

Законодательством установлены и иные виды прав, которые не подлежат передаче другому лицу.

Например, не могут быть переданы в порядке уступки требования:

- преимущественное право покупки доли (п. 4 ст. 250 ГК РФ);

- права по договору об ипотеке или обеспеченному ипотекой обязательству, которые удостоверены закладной (п. 5 ст. 47 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

- право арендатора по договору проката (ст. 631 ГК РФ). Запрет в отношении прав арендатора по договору проката объясняют тем, что пользование арендованным имуществом должно осуществляться лично арендатором, так как договор нацелен на удовлетворение исключительно его потребностей [6, с. 16-18].

Помимо обязательственных прав признаком неразрывной связи с личностью обладают и некоторые вещные права. В частности, право проживания, предоставленного по завещательному отказу. Для наследодателя при составлении завещания личность отказополучателя безусловно имеет первостепенное значение.

«Типичным образцом таких (личных имущественных - А.С.) прав - пишет Е.А. Флейшиц, - является вещное право «пользовладения» - узуфрукт древнего римского права и современных буржуазных законодательств. Таким же личным имущественным правом, однако не вещным, а обязательственным, признается в гражданском праве СССР право нанимателя на занимаемую им жилую площадь» [15, с. 5].

В римском праве узуфрукт носил строго персональный характер. Узуфрукт (ususfructus) - право пользования (usus) и извлечения плодов (fructus) -устанавливался в пользу конкретного лица и не мог быть ни отчужден, ни передан по наследству [2, с. 415]. Персональный характер узуфрукта обусловлен целью его установления: данные права «основываются просто на желании одного лица доставить другому какие-нибудь определенные вещи, или же все имущество, с тем, чтобы дать ему пожизненный периодический доход или сделать ему возможным удовлетворение какой-нибудь потребности, но без того, чтобы самая вещь и вообще какая-нибудь часть капитала перешла из рук хозяина в собственность пользователя» [3, с. 107]. В римском праве узуфрукт возникает в сфере наследственных отношений в целях обеспечения интересов лица, которое не может выступать в качестве собственника наследственного имущества, но при этом находится в близких отношениях с наследодателем. Наследодатель стремился обеспечить материальное благополучие близкого ему человека, но существующие правовые рамки не позволяли ему это сделать посредством передачи имущества по наследству.

Данное правило предлагается закрепить и в современном российском гражданском праве. В проекте закона о внесении изменений в ГК РФ в перечень ограниченных вещных прав включено право

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

259

личного пользовладения. Согласно проекту, данное право не может быть передано другому лицу, в том числе в порядке универсального правопреемства или по сделке (п. 3 ст. 3023).

На основании изложенного можно дать следующее определение личных имущественных прав: личные имущественные права - это субъективные права, направленные на удовлетворение интересов лица путем использования материального блага (имущества), возникновение которых обусловлено нарушением прав личности либо индивидуальными характеристиками управомоченного лица, в силу чего эти права могут быть реализованы только этим конкретным лицом. При этом к категории личных имущественных прав могут быть отнесены как вещные, так и обязательственные права.

Выделение категории личных имущественных прав целесообразно использовать именно в целях классификации имущественных прав. Мы не можем утверждать, что в гражданском праве существует группа личных прав, которые подразделяются на личные неимущественные и личные имущественные права.

Для того чтобы провести классификацию имущественных прав на личные имущественные права и имущественные права, которые таковыми не являются, нам необходимо определить критерий их разграничения и обозначить категорию последних. Таким критерием может выступать оборотоспособ-ность имущественных прав. Личные имущественные права не могут быть переданы другим лицам и не участвуют в гражданском обороте. Соответственно, другие имущественные права могут быть названы оборотоспособными имущественными правами или имущественными правами, способными участвовать в гражданском обороте.

Выделение имущественных прав личного характера из числа других имущественных прав имеет также теоретическое значение для определения понятия личных неимущественных прав. Так, это позволило В.А. Белову сделать вывод о том, что неразрывность права с личностью не предопределяет непременно неимущественного характера удовлетворяемого этим правом интереса, и что в действительности «личное» никак не тождественно «неимущественному» [1, с. 628].

Изучение личных имущественных прав имеет и практическое значение. Например, для разрешения вопроса о том, может ли отказополучатель распорядиться отказанным ему правом проживания, в том числе заложить свое право, или нет, могут ли права отказополучателя переходить к другим лицам, в частности, в результате наследования [10]. Для устранения неопределенности в решении последней проблемы А.М. Палшкова предлагает дополнить п. 4 ст. 1137 ГК РФ абзацем вторым следующего содержания: «В случае смерти отказополучателя после открытия наследства его наследники приобретают

право требования к наследнику исполнения обязанности имущественного характера (завещательного отказа), не связанной с личностью отказополуча-теля» [12, с. 7-19]. Можно назвать и другие вопросы, связанные с данной категорией имущественных прав: о возможности проживания в отказанном жилом помещении совместно с отказополучателем членов его семьи; о возможности перехода права требования к причинителю вреда в порядке суброгации при выплате страхового возмещения по договору страхования жизни или здоровья гражданина.

Библиографический список

1. Белов В.А. Проблемы теории личных прав // Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В.А. Белова. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С. 613-646.

2. Дождев Д.В. Римское частное право. - М.: Издательская группа ИНФРА М - Норма, 1996. - 704 с.

3. Дорн Л. Об узуфрукте по римскому праву. Т. I. - СПб.: Типография императорской Академии наук., 1871. - 494 с.

4. Гражданский кодекс РСФСР. Учебно-практическое пособие. Ч. 1 / отв. ред. О.А. Красавчиков. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. - 431 с.

5. Груздев В.В. Человек и право: исторические, общетеоретические и цивилистические очерки: монография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 463 с.

6. Кабалкин А., СанниковаЛ. Договор проката // Российская юстиция. - 2000. - № 6. - С. 16-18.

7. Капитова О.В. Правовая природа механизма алиментирования в семейном праве Российской Федерации: монография. - М.: Юриспруденция, 2010. - 136 с.

8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-прак-тич. комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; под ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, 2010. - 912 с.

9. Кузнецова О.В. Возмещение морального вреда: Практическое пособие. - М.: Юстицинформ, 2009. - 152 с.

10. Микрюков В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. - М.: Статут, 2007. - 255 с.

11. Новоселова Л.А. Ограничения перехода прав кредитора другим лицам // СПС «Консультант-Плюс». - 2002.

12. Палшкова А.М. Завещательный отказ и отношения из него: понятие, сущность и содержание // Наследственное право. - 2009. - № 4. - С. 7-19.

13. Рыбаков В.В. Обязательственное имущественное право как объект гражданского оборота // Гражданское право. - 2008. - № 2. - С. 40-43.

14. Соломин С.К. Банковский кредит: проблемы теории и практики. - М.: Юстицинформ, 2009. - 288 с.

15. Флейшиц ЕА. Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран. - М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1941. - 207 с.

260

Вестник КГУ Ji № 3. 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.