Научная статья на тему 'Имущественные отношения в кинематографии: оценка, эволюция, управление'

Имущественные отношения в кинематографии: оценка, эволюция, управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КИНЕМАТОГРАФИЯ / КИНООТРАСЛЬ / КУЛЬТУРА / МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ / УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / CULTURE / CINEMATOGRAPHY / FILM INDUSTRY / JOINT-STOCK COMPANIES / MINISTRY OF CULTURE OF RUSSIA / PROPERTY COMPLEXES / PROPERTY RELATIONS / UNITARY ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова М.И.

Рассмотрен процесс постепенного реформирования имущественных отношений в кинематографии с целью перехода в состояние конкурентного рынка. Подробно проанализированы возможные последствия сокращения государственного сектора в указанной сфере деятельности. В рамках исследования рассмотрено развитие киноотрасли в условиях воздействия глобального мирового вызова распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). В связи с этим сформулирована и доказана гипотеза о необходимости перехода к внебюджетному финансированию кинодела. Проанализировано влияние COVID-2019 на другие отрасли сферы культуры: музейную, библиотечную, театральную и другие. Базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, отраслевая аналитика Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTY RELATIONS IN CINEMATOGRAPHY: EVALUATION, EVOLUTION, MANAGEMENT

The process of gradual reform of property relations in cinematography in order to transition to a competitive market has been considered. The possible consequences of a reduction in the public sector in this area of activity have been analysed in detail. As a part of the research, the development of the film industry under the influence of a global global challenge-the spread of a new coronavirus infection (COVID-2019) has been reviewed also. In this regard, a hypothesis about the need for transition to extrabudgetary financing of the film business, has been formulated and proved. The influence of COVID-2019 on other sectors of the cultural sphere (museum, library, theater and others) has been analysed. The study was based on the regulatory legal acts of the Russian Federation, industry analytics of the Federal Fund for Social and Economic Support of Domestic Cinematography.

Текст научной работы на тему «Имущественные отношения в кинематографии: оценка, эволюция, управление»

УДК 33б.б1, 338.24б.025.88, 77, 351.711, 334.723 JEL H11, H52, Ж!, Нб2, H82, L32, L33, P21, Z11

DOI10.26425/1816-4277-2020-6-102-108

Панкратова Марина Игоревна

канд. экон. наук, Департамент информационного и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9262-5080 e-mail: pancratova85@mail.ru

Pankratova Marina

Candidate of Economic Sciences, Department of Information and Digital Development of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-9262-5080 e-mail: pancratova85@mail.ru

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КИНЕМАТОГРАФИИ: ОЦЕНКА, ЭВОЛЮЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация. Рассмотрен процесс постепенного реформирования имущественных отношений в кинематографии с целью перехода в состояние конкурентного рынка. Подробно проанализированы возможные последствия сокращения государственного сектора в указанной сфере деятельности. В рамках исследования рассмотрено развитие киноотрасли в условиях воздействия глобального мирового вызова - распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). В связи с этим сформулирована и доказана гипотеза о необходимости перехода к внебюджетному финансированию кинодела. Проанализировано влияние COVID-2019 на другие отрасли сферы культуры: музейную, библиотечную, театральную и другие. Базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, отраслевая аналитика Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

Ключевые слова: акционерные общества, имущественные комплексы, имущественные отношения, кинематография, киноотрасль, культура, Министерство культуры России, унитарные предприятия.

Цитирование: Панкратова М.И. Имущественные отношения в кинематографии: оценка, эволюция, управление//Вестник университета. 2020. № 6. С. 102-108.

PROPERTY RELATIONS IN CINEMATOGRAPHY: EVALUATION, EVOLUTION, MANAGEMENT

Abstract. The process of gradual reform ofproperty relations in cinematography in order to transition to a competitive market has been considered. The possible consequences of a reduction in the public sector in this area of activity have been analysed in detail. As a part of the research, the development of the film industry under the influence of a global global challenge-the spread of a new coronavirus infection (COVID-2019) has been reviewed also. In this regard, a hypothesis about the need for transition to extrabudgetary financing of the film business, has been formulated and proved. The influence of COVID-2019 on other sectors of the cultural sphere (museum, library, theater and others) has been analysed. The study was based on the regulatory legal acts of the Russian Federation, industry analytics of the Federal Fund for Social and Economic Support of Domestic Cinematography.

Keywords: culture, cinematography, film industry, joint-stock companies, Ministry of Culture of Russia, property complexes, property relations, unitary enterprises.

For citation: Pankratova M.I. (2020) Property relations in cinematography: evaluation, evolution, management. Vestnik universiteta. I. 6, pp. 102-108. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-6-102-108

В настоящее время в ведении Министерства культуры (далее - Минкультуры) России находится три предприятия кинематографии в форме федеральных государственных унитарных предприятий: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм», ФГУП «ТПО «Дальневосточная ордена «Знака Почета» студия кинохроники» и ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм».

Также в федеральной собственности находится 100 % акций четырех акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере кинопроизводства: АО «Киностудия «Ленфильм», «АО «ТПО «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького», АО «Свердловская киностудия», АО «ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов», акционированные ранее Указом Президента Российской Федерации (далее - РФ) от 04.04.2001 № 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий» [1].

© Панкратова М.И., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Проводимая в начале 1990-х гг. реформа имущественных отношений была направлена на резкое разгосударствление российской экономики. За счет частичной продажи государственной собственности Правительство РФ планировало реализовать программу финансового оздоровления экономики и покрыть устойчивый дефицит государственного бюджета [9; 16].

В настоящее время можно смело сказать, что, несмотря на 30-ю приватизационную историю в последние годы размер государственного сектора только увеличивается, что тормозит конкурентное развитие экономики.

Старт началу новой эпохи приватизации был дан на высшем уровне еще в 2010 г., в 2013 г. акционерным обществам, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральным государственным унитарным предприятиям дано поручение Президента Российской Федерации о принятии ключевых показателей эффективности их деятельности, в 2018 г. поручением Президента РФ установлен законодательный запрет деятельности ФГУПов на конкурентных рынках (за исключением сфер обеспечения обороны и безопасности государства).

Как отмечают исследователи продажа имущественных комплексов государственных предприятий «обеспечит ежегодное поступление средств в федеральный бюджет на уровне 0,1-0,2 % ВВП» [8, с. 328, 330; 13].

В этой связи, изучение возможных сценариев приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере кинопроизводства, актуально с точки зрения управления в исследуемой сфере деятельности. Представляется важным оценить «плюсы» и «минусы» названных выше организационно-правовых форм, в том числе возможность оказания финансовой поддержки ФГУПам и АО со 100 %-ным участием государства в тяжелый для экономики России период распространения новой коронавирусной инфекции С0УГО-2019. Таким образом, цель настоящей работы - провести анализ реформирования имущественных отношений в кинематографии и механизмов финансирования кинематографии в исследуемые периоды. В основу методологии исследования положен системный анализ, основанный на всестороннем изучении предмета исследования, его исторического развития.

Для оценки работы менеджмента АО со 100 % участием государства и ФГУП «Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество)» ежегодно посредством межведомственного портала по управлению государственной собственностью проводится мониторинг принятия АО и ФГУП ключевых показателей эффективности деятельности. По данным межведомственного портала из общего количества предприятий и акционерных обществ (298 ФГУПов и 477 АО), включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2017-2019 гг., стабильную финансово-хозяйственную деятельность ведут 418 ФГУПов и 276 АО.

Как указано выше, с 2018 г. в России действует законодательный запрет деятельности ФГУПов, однако в декабре 2019 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» согласно которым сфера культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей вошла в перечень отраслей, в которых унитарные предприятия могут быть созданы [5]. Таким образом, предприятиям кинематографии Указом [1] сохранена их организационно-правовая форма.

В связи с этим наш системный анализ заставляет уделить особое внимание истории реформирования киноотрасли. Перевод киностудий в форму ГУПов получает широкое распространение в начале 1990-х гг. [11]. Однако тяжелое экономическое положение страны не позволяло государству выполнять свои обязательства по финансированию текущей деятельности киностудий, что отрицательно сказалось на развитии их материально-технической базы, поскольку тормозило обновление основных фондов и улучшение их структуры в том числе посредством проведения капитального и текущего ремонта. При этом в структуре стоимости основных фондов киностудий на долю зданий приходилось около 50 % [7]. К 1995 г. степень их износа достигала 40 % [7]. Однако необходимо отметить, что данная организационно-правовая форма предполагала бюджетное финансирование на данные цели. В результате производственный авторитет крупнейших киностудий страны был утрачен.

А. Радыгин и С. Степашин в начале 2000-х гг. проводили анализ хода реформирования унитарных предприятий [14; 15]. На основе изучения работы комиссий по оценке эффективности деятельности ФГУПов в федеральных органах исполнительной власти были выявлены нарушения в работе Минкультуры России,

в частности, серьезные отклонения от графика приватизации, отсутствие утвержденных со стороны министерства программ деятельности 47 % предприятий, включающих перечень экономических показателей, применяемых для оценки эффективности их деятельности.

Минкультуры России планомерно сокращало количество подведомственных предприятий кинематографии. По состоянию на 16.05.2016 г. в ведении Минкультуры России находилось 7 предприятий кинематографии (из них 5 действующих), в настоящее время 3 (из них 3 действующих).

Необходимо отметить, что ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» относится к стратегическим предприятиям РФ и без решения Президента РФ не может быть исключено из их числа.

Рассмотрим иной сценарий и, соответственно, механизмы поддержки киноотрасли в условиях законодательного запрета деятельности ФГУПов. В связи с этим автору представляются целесообразными следующие меры:

- преобразование ФГУПов, осуществляющих деятельность в сфере кинопроизводства в акционерные общества со 100 % участием государства с сохранением прав на результаты интеллектуальной деятельности ФГУПов в собственности РФ. Данная форма собственности даст дополнительные возможности для привлечения инвестиционного капитала, в том числе целевых средств из федерального бюджета посредством докапитализации акционерного общества;

- присоединение имущественных комплексов ФГУПов к федеральным государственным бюджетным учреждениям культуры.

Нельзя снять со счетов тот факт, что в связи с тем, что финансирование АО со 100 %-ным участием как государства, так и ФГУПов в настоящее время осуществляется за счет доходов от оказания платных киносервисных услуг. Данные организационно-правовые формы (не являются бюджетными учреждениями) не позволяют получать средства на финансирование деятельности (в том числе на оплату труда работников, содержание имущества и оплату коммунальных услуг) из федерального бюджета согласно постановлению Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» [6].

Законодательство РФ не запрещает им участвовать в конкурсах Минкультуры России и Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии по отбору организаций кинематографии - получателей субсидий на производство национальных фильмов наравне с коммерческими организациями кинематографии. Кроме того, в соответствии законодательством РФ ФГУПы обязаны перечислять часть прибыли в федеральный бюджет. По данным Минкультуры России в 2019 г. из чистой прибыли ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм в федеральный бюджет перечислено не менее 5,36 млн рублей». Присоединение имущественных комплексов ФГУПов к федеральным государственным бюджетным учреждениям культуры, напротив, позволит осуществлять содержание имущественных комплексов предприятий кинематографии (в том числе проведение капитального ремонта зданий) за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма».

Относительно преобразования ФГУПов, осуществляющих деятельность в сфере кинопроизводства, в акционерные общества со 100 %-ным участием государства необходимо отметить, что поручением Президента РФ 2019 г. ФГУП «Союзмультфильм» исключен из перечня киностудий, в отношении которых приватизация приостановлена. Согласовано вхождение ПАО «Сбербанк» в состав ООО «Союзмультфильм» - дочернего общества ФГУП «Союзмультфильм» с размером доли в уставном капитале 80 % через увеличение уставного капитала данного общества, в том числе с целью создание государственной студии детского и юношеского кино на базе АО «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького» путем создания консорциума киностудии с «Союзмультфильмом».

Что касается приватизации акций АО «Свердловская киностудия», «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького», «Киностудия «Ленфильм», то можно утверждать, что продажа акций данных киностудий на сегодняшнем этапе не принесет дохода в бюджет, сопоставимого с доходами от продажи промышленных и банковских активов, но повлечет перепрофилирование и перепродажу активов студий. Присоединение имущественных комплексов вышеперечисленных АО со 100 % государственным участием к ФГБУК позволит исключить

их из программы приватизации, однако ляжет дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет. Таким образом, разгосударствление киноотрасли не принесет значимый доход, но увеличит расходы на кинематографию в связи с увеличением количества подведомственных Минкультуры России федеральных государственных бюджетных учреждений и содержанием новых объектов.

Необходимо отметить, что в последние годы киноотрасль представляет собой динамично развивающуюся киноиндустрию. По данным, представленным Счетной палатой РФ по итогам проведенного контрольного мероприятия, доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования кинопроизводства ежегодно сокращается и в 2018 г. составила 54 %. При этом согласно данным Сервиса открытых данных «Государственная поддержка», объем возвратных средств в общем объеме господдержки 365 отечественных фильмов составляет всего 25 %, 75 % средств предоставляются кинокомпаниям (201) на безвозвратной основе [14; 16].

Вместе с тем в советский период действовала модель распределения выручки (кассовых сборов от проката фильмов), доказавшая свою эффективность и до сих пор используемая в ряде европейских государств (Франция, Италия и др.) (табл. 1).

Таблица 1

Распределение выручки (кассовых сборов от проката фильмов) в советский период

Целевое назначение С каждого принесенного зрителем рубля, %

городской кинотеатр сельский кинотеатр

В доход местного бюджета соответствующего района - налог с кино 55 10

В виде прокатной платы в контору (отделение) кинопроката 20 10

Киноустановке - по остаточному принципу 25 80

Источник: [6]

В начале 1990-х гг. система претерпела существенные изменения, и в настоящее время распределение кассовых сборов осуществляется согласно данным, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Распределение кассовых сборов с начала 1990-х гг.

Целевое назначение С каждого принесенного зрителем рубля, %

В доход кинотеатра Кинопрокатчику - прокатная плата Продюсеру фильма - по остаточному принципу 50 15-20 30-35

Составлено автором по материалам исследования

В связи с этим, по мнению автора, необходим поиск механизмов, направленных на совершенствование государственной поддержки кинематографии, а именно на переход к внебюджетному финансирования кинопроизводства посредством «введения в России отчислений с дохода показчиков, налога с товарооборота телекомпаний и сервисов видео по запросу» и реинвестирования полученных средств обратно в киноотрасль через Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии [9, с. 224].

Нельзя не принимать во внимание тот факт, что в 2020 г. в связи с распространением в мире новой ко-ронавирусной инфекции С0УГО-2019 ведущие мировые кинорынки приостановили свою деятельность, как минимум на полтора месяца закрыты кинотеатры в ряде европейский стран, а также США, что ощутимо сказалось на их финансово-экономических показателях. В связи с распространением С0УГО-2019 Минкультуры России рекомендовало организациям, осуществляющим кинопоказ (численность персонала порядка 20 000 человек), приостановить функционирование для посетителей. На основании нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления в настоящее время закрыты кинотеатры, находящиеся в муниципальной и государственной собственности.

По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы о показах фильмов в кинозалах в марте 2020 г. в кинотеатрах страны было продано 8,1 млн билетов, что ниже показателей 2019 г. на 42,1 % (в марте 2019 г. было продано 14,0 млн билетов) [15]. По итогам первых двух месяцев 2020 г. совокупные сборы фильмов, а также количество зрителей, их посмотревших, значительно превосходит аналогичные показатели 2019 г., что говорит о тенденции роста кассовых сборов и посещаемости в кинопрокате РФ. Реализация билетов является источником дохода как демонстраторов фильмов, так и их прокатчиков и продюсеров, а также организаций кинематографии. Таким образом, поддержка сферы кинопоказа становится ключевой для сохранения российской кинематографии.

Аналогичная ситуация складывается на киностудиях: по итогам апреля 2020 г. в дальнейшем прогнозируется снижение их доходов на 90 %, что вызвано невозможностью выполнения взятых на себя обязательств арендаторами их площадей по оплате коммунальных платежей и арендной платы, а также отсрочкой погашения задолженности по заключенным договорам. Необходимо отметить, что оплата коммунальных услуг является одной из затратообразующих статей расходов киностудий.

В этих условиях ключевым фактором остается вопрос оплаты труда работников киноотрасли. В соответствии с Указами Президента РФ работникам установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы [2; 3]. Таким образом, в период с 30 марта по 12 мая 2020 г. организации кинематографии обязаны перечислить работникам заработную плату, предусмотренную трудовым договором, что в условиях нехватки средств для осуществления своей хозяйственной деятельности также проблематично.

Необходимо отметить, что запрет на проведение массовых мероприятий и закрытие организаций для посетителей также негативно сказался на других сферах культуры (музейной, библиотечной, деятельности в области исполнительских искусств и т. д.). В ведении Минкультуры России находятся 119 учреждений (музеи, театры, библиотеки, филармонии, симфонические и камерные оркестры, народные и хоровые коллективы, а также продюсерские учреждения). Проведение публичных мероприятий (реализация социокультурных проектов) и библиографическое обслуживание читателей, публичный показ спектаклей (театральных постановок) и музейных коллекций являются существенным источником формирования доходов названных выше учреждений от оказания платных услуг. Ориентировочно объем финансовых потерь подведомственных учреждений в результате их закрытия для посещения составил около 3-х млрд рублей, при этом большая часть средств была бы направлена на обеспечение социальных гарантий перед работниками учреждений и содержание имущества.

В связи с этим с целью компенсации недополученных доходов (в том числе ФГУПАм, что до подготовки проекта постановления о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 и его издания не представлялось возможным) в апреле 2020 г. Минкультуры России обратилось в Правительство РФ с просьбой включить музейную (код ОКВЭД 91.02), библиотечную, творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 90), зоопарков (код ОКВЭД 91.04.1), деятельность по производству кино- и видеофильмов, телевизионных программ, изданию звукозаписей и нот (код ОКВЭД 59), а также в области демонстрации кинофильмов (код ОКВЭД 59.14) в перечень отраслей, наиболее пострадавших от распространения С0УГО-2019.

Проведенные автором расчеты показали, что в случае если бы Министерством экономического развития России были поддержаны предложения о введении названных выше отчислений в сегодняшних тяжелых для экономики страны условиях, «прогнозный объем поступлений от введения налогов на сборы от кинотеатрального проката, с товарооборота телевещателей и дистрибьюторов телеуслуг, пошлин на видео по запросу в 2019 году составил бы» более 20 млрд руб. (в федеральным бюджетом на поддержку кинематографии предусмотрены бюджетные ассигнования на 2020 г. в объеме 5,8 млрд рублей, на 2021 г. - 8,4 млрд рублей, на 2022 г. - 10,2 млрд рублей) [4; 10, с. 179].

В форс-мажорных обстоятельствах, вызванных распространением С0УГО-2019, резкое изменение потребительского поведения (выбор в пользу просмотра фильмов через цифровые платформы и сервисы в период закрытия кинотеатров) увеличило доходы сервисов видео по запросу и онлайн-кинотеатров. В сложившихся условиях единственным источником дохода для киноотрасли можно рассматривать введение отчислений от товарооборота дистрибьюторов телеуслуг и интернет-провайдеров за просмотр фильмов через цифровые платформы и сервисы. Таким образом, полученные средства можно направить на поддержку кинооотрасли и ее работников.

Что касается старта новой волны приватизации в кинематографии, очевидно, что разгосударствление

киноотрасли не принесет значимого дохода, однако ляжет дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет или повлечет перепрофилирование и перепродажу активов студий.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 04.04.2001 N0. 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий» / СЗ РФ. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 7803 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/ Ьапк/16785 (дата обращения: 15.05.2020).

2. Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N0. 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» / СЗ РФ. - 2020. - № 13. - Ст. 1898 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/03/26/prezident-ukaz206-site-dok.html (дата обращения: 15.05.2020).

3. Указ Президента РФ от 02.04.2020 N0. 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_349217/ (дата обращения: 15.05.2020).

4. Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» / СЗ РФ. - 2019. - № 49 (часть IV). - Ст. 6 939 (прил. 34 (продолжение), прил. 36-40) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/ (дата обращения: 15.05.2020).

5. Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» / СЗ РФ. - 2019. - № 52 (часть I). - Ст. 7803 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_341777/ (дата обращения: 15.05.2020).

6. Горюнова, Г. Н., Чернов, В. Г. Экономика кинематографии. - Москва: Искусство, 1975. - 355 с.

7. Кудрин, А. Л. Теоретические и методологические подходы к реализации, сбалансированной и эффективной бюджетной политики: дис. ... д-ра. экон. наук: 08.00.10 / А. М. Кудрин. - Москва, 2018. - 424 с.

8. Мау, В. А. Экономика и политика России: год за годом (1991-1999). - Москва: Дело, 2018. - 436 с.

9. Панкратова, М. И. Совершенствование механизма государственной поддержки национальной кинематографии. (на примере Франции) // Вестник университета. - 2016. - № 4. - Pp. 222-227 с.

10. Панкратова, М. И. Совершенствование управления хозяйствующими субъектами в фильмопроизводстве: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2016. - 210 с.

11. Радыгин, А. Д. и др. Реформирование унитарных предприятий в российской экономике: отраслевой и региональный аспекты. - М.: ИЭПП, 2004 (ООО МАКС Пресс). - 282 с.

12. Степашин, С. В. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы - Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин. - М.: Олита, 2004. - 185 а

13. Чубайс, А. Б. Социально-экономические проблемы хозяйственной реформы: Сб. науч. тр. / [Редкол.: А.Б.Чубайс (отв. ред.) и др.]. - Л.: ЛИЭИ, 1990. - 136 с.

14. Отчет о результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации: «Проверка целевого и эффективного использования в 2017-2018 гг. и истекшем периоде 2019 г. средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности, направленных на государственную поддержку производства, проката и показа отечественной кинопродукции и анимационной отрасли» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.ach.gov.ru/ activities/bulleten/bulletin-of-the-chamber-of-accounts-no-10-october-2019.php?clear_cache=Y (дата обращения: 15.05.2020).

15. Сайт Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekinobilet.fond-kino.ru/ (дата обращения: 15.05.2020).

16. Сайт Сервиса открытых данных «Государственная поддержка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekinobilet. fond-kino.ru/government-support/ (дата обращения: 15.05.2020).

BecmuuK yuueepcumema № 6, 2020

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 04.04.2001 No. 389 "O reorganizatsii federal'nykh gosudarstvennyh kinostudii" [Decree of the President of the Russian Federation "On the Reorganization of Federal State Film Studios" No. 389, dated on April 4, 2001]. SZ RF, 2001, No. 52 (part I), Art. 7803. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/16785 (accessed 15.05.2020).

2. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 25.03.2020 No. 206 "Ob ob"yavlenii v Rossiiskoi Federatsii nerabochikh dnei" [Decree of the President of the Russian Federation "On the Announcement of Non-Working Days in the Russian Federation " No. 206, dated on March 25, 2020]. SZ RF, 2020, No. 13, Art. 1898. Available at: https://rg.ru/2020/03/26/prezident-ukaz206-site-dok.html (accessed 15.05.2020).

3. Ukaz Prezidenta RF ot 02.04.2020 No. 239 "O merah po obespecheniyu sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya na territorii Rossiiskoi Federatsii v svyazi s rasprostraneniem novoi koronavirusnoi infektsii (COVID-19)" [Decree of the President of the Russian Federation "On Measures to Ensure Sanitary and Epidemiological Welfare of the Population in the Russian Federation in Connection with the Spread of a New Coronavirus Infection (COVID-19)" No.239, dated on April 2, 2020]. Legal regerence system "ConsultanPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/ (accessed 15.05.2020).

4. Federal'nyi zakon ot 02.12.2019 No. 380-FZ (red. ot 18.03.2020) "O federal'nom byudzhete na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 godov" [Federal law "On the Federal Budget for 2020 andfor the Planning Period 2021 and 2022" No. 380-FZ, dated on December 2, 2019 (as amended, dated on March 18, 2020)]. Legal regerence system "ConsultanPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/ (accessed 15.05.2020).

5. Federal'nyi zakon ot 27.12.2019 No. 485-FZ "O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O gosudarstvennykh i munitsipal'nykh unitarnykh predpriyatiyakh" i Federal'nyi zakon "O zashchite konkurentsii" [Federal law "On Amendments to the Federal law "On State and Municipal Unitary Enterprises" and the Federal law "On Protection of Competition" No. 485-FZ, dated on December 27, 2019]. Legal regerence system "ConsultanPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_341777/ (accessed 15.05.2020).

6. Goryunova G. N., Chernov V. G. Ekonomika kinematografii [Economics of cinematography]. Moscow, Iskusstvo, 1975. 355 p.

7. Kudrin A. L. Teoreticheskie i metodologicheskie podkhody k realizatsii, sbalansirovannoi i effektivnoi byudzhetnoi politiki [Theoretical and methodological approaches to the implementation of a balanced and effective budget policy]: dis. ... d-ra. ekon. nauk: 08.00.10. Moscow, 2018. 424 p.

8. Mau V. A. Ekonomika i politika Rossii: god za godom (1991-1999) [Economics and politics of Russia: year after year (19911999)]. Moscow, Delo, 2018. 436 p.

9. Pankratova M. I. Sovershenstvovanie upravleniya hozyaistvuyushchimi sub'ektami v fil'moproizvodstve [Improving the management of business entities in film production]: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05. Moscow, 2016. 210 p.

10. Pankratova M. I. Sovershenstvovanie mekhanizma gosudarstvennoi podderzhki natsional'noi kinematografii (na primere Frantsii) [Improving the mechanism of state support for national cinematography (on the example of France)]. Vestnik universiteta, 2016, no. 4, pp. 222-227.

11. Radygin A. D. Privatizatsiya 30 let spustya: masshtaby i effektivnost' gosudarstvennogo sektora [Privatization 30years later: the extent and effectiveness of the public sector]. Moscow, Delo, 2019. 74 p.

12. Stepashin S. V. Analiz protsessov privatizatsii gosudarstvennoi sobstvennosti v Rossiiskoi Federatsii za period 1993-2003 gody (ekspertno-analiticheskoe meropriyatie) [Analysis of the processes ofprivatization of state property in the Russian Federation for the period 1993-2003 (expert and analytical event)]. Moscow, Olita, 2004. 185 p.

13. Chubais A. B. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy khozyaistvennoi reform [Social and economic problems of economic reform]. Otv. Red: A. B. Chubais i dr. Leningrad, LIEI, 1990. 136 p.

14. Otchet o rezul'tatakh kontrol'nogo meropriyatiya Schetnoj palaty Rossiiskoi Federatsii: "Proverka tselevogo i effektivnogo ispol'zovaniya v 2017-2018 godakh i istekshem periode 2019 goda sredstv federal'nogo byudzheta, vnebyudzhetnykh istochnikov i federal'noi sobstvennosti, napravlennykh na gosudarstvennuyu podderzhku proizvodstva, prokata i pokaza otechestvennoi kinoproduktsii i animatsionnoi otrasli" [Report on the results of the control event of the Audit Chamber of the Russian Federation: "Verification of the targeted and effective use in 2017-2018 and the expired period of 2019 of federal budgetfunds, extrabudgetary sources andfederal property aimed at state supportfor the production, distribution and display ofdomesticfilm production and animation industry'"]. Available at: http:// old.ach.gov.ru/activities/bulleten/buUetin-of-the-chamber-of-accounts-no-10-october-2019.php?clear_cache=Y (accessed 15.05.2020).

15. Sait Edinoi federal'noi avtomatizirovannoi informatsionnoi sistemy svedenii o pokazakh fil'mov v kinozalakh [The website of the Unified Federal Automated Information System for displaying films in cinema halls]. Available at: http://ekinobilet.fond-kino. ru/ (accessed 15.05.2020).

16. Sait Servisa otkrytykh dannykh "Gosudarstvennaya podderzhka" [The website of the Open Data Service "State Support"]. Available at: http://ekinobilet.fond-kino.ru/government-support/ (accessed 15.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.